Статья о распространении личной информации

Статья о распространении личной информации

Распространение личных данных в интернете без согласия

В условиях информатизации жизнь человека фактически перешла в плоскость интернета. Такой переход привнес не только плюсы.

В связи с появлением интернета и увеличением потока информации возник риск распространения сведений, личных данных о конкретном лице без согласия последнего.

Еще хуже ситуация становится, когда эти сведения носят негативный и порочащий характер.

Никто не хочет быть обвинен в преступлении или правонарушении. Такое обвинение может стать основанием не только для унижения чести человека, но и для реального уголовного преследования. Информация, поступающая из интернета, может служить основанием для проведения в отношении конкретного гражданина проверок и иных обременений.

В зависимости от того, какая именно информация распространена, и где она зафиксирована, следует выбирать линию защиты. Вопросы распространения личных данных в интернете носят многоуровневый характер, поскольку допускается совмещение различных видов ответственности.

Какие существуют правила распространения сведений о конкретном лице? В каком случае следует считать изложенную информацию законной?

В данной статье мы расскажем о том, что в законодательстве и на практике относят к личным данным, разъясним конкретный порядок действий на досудебной стадии производства по данной категории дел и в суде.

Статья будет полезна не только тем, чьи данные были распространены в интернете, но и владельцам сайтов.

ЛИЧНЫЕ ДАННЫЕ: О ЧЁМ ЭТО

МОРАЛЬНЫЙ ВРЕД – ВЗЫСКАТЬ РЕАЛЬНО?

ЗАЩИЩАЕМ СЕБЯ

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ В СУДЕ

ВЫВОДЫ

ЛИЧНЫЕ ДАННЫЕ: О ЧЁМ ЭТО

Что следует относить к личным данным?

К личным данным следует относить абсолютно любую информацию о человеке (фамилия, имя, отчество, его дата и место рождения, паспортные данные, увлечения, информация о состоянии его здоровья, его семье, имущественном положении, доходах, размере одежде, о местах, в которых лицо находится в данный момент и т.п.).

В законодательстве такая информация именуется персональными данными.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, любая информация о частной жизни лица обладает конфиденциальным характером. Поэтому такие сведения в любом случае будут относится к информации ограниченного доступа.

Конкретизируется данное понятие таким образом: сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни лица, позволяющие идентифицировать его личность (Указ Президента от 06.03.1997 № 188).

Требуется ли согласие на распространение информации о ком-либо?

Да.

Для распространения любой информации о человеке в интернете требуется его согласие. И это является общим правилом.

Исключения составляют сведения, которые лицо само распространило о себе или по его просьбе такие сведения были распространены (так называемые общедоступные сведения). К общедоступным сведениям относится информация в интернете, сведения, содержащиеся в государственных реестрах (например, в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей — ЕГРИПе), данные из средств массовой информации (газет, журналов, телевидения) и пр.

Важно! Не относится к общедоступной информация, которая размещена на сайтах органов власти без согласия заявителя.

В одном из дел юридического агентства «ДФ» мы защищали интересы заявителя, который подал жалобу на имя главы города.

Как оказалось, эта жалоба была размещена на официальном сайте данного муниципального района. Администрация города ссылалась на то, что эта информация является общедоступной.

В обоснование своего утверждения Администрация заявила, что наш подзащитный, направляя жалобу, знал о том, что его обращение разместят в интернете.

Мы же утверждали, что однозначно выраженного согласия нашего клиента на распространение личных данных (фамилии, имени, отчества, адреса, номера телефона) не было. Суд первой и апелляционной инстанции согласились с нашими доводами и обязали удалить данные, позволяющие идентифицировать истца. Кроме того, с Администрации был взыскан штраф.

Форма согласия на распространение персональных данных

По общему правилу, согласие может быть выражено любым способом: устным, письменным или в электронном виде.

Однако сведения в интернете относятся к общедоступным. Для таких сведений предусмотрено обязательное письменное согласие.

Для того чтобы осуществить распространение сведений о ком-либо, достаточно его письменного согласия. Допускается, в том числе, и проставление подписи с расшифровкой фамилии, имени и отчества под уже распечатанным согласием.

Наличие письменного согласия обязательно, однако в суде можно использовать и все другие средства доказывания. Например, видеозапись о согласии на распространение данных, аудиозапись, свидетельские показания.

Альтернативной письменного согласия выступает согласие в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.

Важно ли, какая информация распространена?

И да, и нет.

Если о том или ином лице размещены какие-либо сведения, например, о его биографии, внешнем виде и иных фактах объективного характера без его согласия – это в любом случае нарушение. Поэтому в этом смысле не имеет значение, какая именно информация размещена.

С другой стороны, распространение ложной и порочащей информации может явиться административным нарушением или даже уголовным преступлением.

Несколько слов об ответственности

Кодекс Систематизированный законодательный акт, содержащий в системном изложении нормы права, относящийся к какой-либо одной отрасли права РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусматривает ответственность в виде штрафа за оскорбление, которое содержится в публично демонстрирующемся произведении или СМИ (в том числе и в интернете).

В качестве примера оскорбления можно привести унижение чести и достоинства человека в форме нецензурной брани. При этом нельзя утверждать и рассчитывать на отсутствие наказания в силу того, что та или иная фраза является высказыванием своего субъективного мнения.

МОРАЛЬНЫЙ ВРЕД – ВЗЫСКАТЬ РЕАЛЬНО?

Согласно правовой позиции Президиума Верховного Суда РФ, даже если лицо привлечено к ответственности за совершение данного правонарушения, потерпевший имеет право на взыскание компенсации морального вреда.

Для взыскания морального вреда, когда ответственность виновного уже установлена по делу об административном правонарушении, нет необходимости доказывать факт причинения вреда именно этим лицом.

Суды в большинстве случаев удовлетворяют требование о взыскании морального вреда. Как правило, потерпевшие ограничиваются лишь устными объяснениями по поводу понесенных нравственных страданий. Однако этого недостаточно для оценки степени этих страданий.

Поэтому рекомендуем использовать иные средства доказывания, например, квитанции об оплате за лечения в санаторно-оздоровительном учреждении, показания лечащего врача, трудовую книжку, в которой отмечена дата увольнения, справка об исключении из университета и т.д.

Уголовный Кодекс РФ предусматривает в качестве уголовного преступления клевету, в том числе такую, которая содержится в публично демонстрирующемся произведении или СМИ.

Клевета и оскорбление – в чём разница?

Основное отличие оскорбления от клеветы в том, что клевета касается конкретных, строго определенных фактов о лице. В то время как оскорбление – это негативная оценка лица в целом, без конкретизации каких-либо фактов о нем.

Например, если лицо обвиняют в том, что у него есть определенное заболевание, то речь идет о клевете (это конкретный факт). В случае если в отношении гражданина высказана грубая нецензурная брань, содержащая тем самым оценку этого лица, то имеем дело с оскорблением.

ЗАЩИЩАЕМ СЕБЯ

За опубликование сведений о любом лице без его согласия предусмотрены целых три вида ответственности.

Причем нужно иметь в виду, что поведение потерпевшего будет существенно отличаться в зависимости от того, к какому конкретно виду ответственности будет привлечен виновный.

В связи с этим, столкнувшись с такой проблемой, мы рекомендуем обращаться к квалифицированным юристам, которые смогут защитить ваши права, как в уголовном, так и в гражданском процессе.

Во-первых, нарушение может повлечь административную или уголовную ответственность.

В этом случае можно обратиться в Прокуратуру или Роскомнадзор. Однако даже в том случае, если заявление направлено в иной правоохранительный орган (например, в полицию), то этот орган (полиция) направляет жалобу тому должностному лицу, к компетенции которого относится рассмотрение подобных обращений.

В этом случае обязанность по доказыванию факта нарушения, распространения сведений о потерпевшем и иных вопросах будет лежать на государственном обвинителе. Виновный будет подвергнут наказанию.

Однако сам жалобщик в этом случае ничего не получит, кроме морального удовлетворения. Поэтому после производства по делу об административном нарушении или уголовном преступлении ему смело можно обращаться с гражданским иском.

Во-вторых, нарушение может повлечь гражданскую ответственность.

Если речь идет об административной или уголовной ответственности, то вся тяжесть бремени доказывания ляжет на государственного обвинителя.

Совсем иначе обстоит дело в гражданском процессе, поскольку доказать факт нарушения прав необходимо именно истцу. В данном случае возможно обращение с требованием о взыскании компенсации морального вреда.

Нужна ли досудебная претензия?

Нет необходимости направления претензии до предъявления иска в суд. Тем не менее, до обращения в суд важно подготовить хорошую доказательственную базу.

Доказательства

Для подтверждения данных о том, что информация была размещена в интернете без согласия лица, необходимо сделать снимок экрана (скриншот) страницы в интернете. Чем раньше, тем лучше, поскольку всегда есть риск того, что информация будет удалена, хотя какое-то время все пользователи сайта к ней доступ имели.

Обратите внимание: к скриншоту предъявляются особые требования для того, чтобы суд смог принять его в качестве доказательства.

Во-первых, на нем должны содержаться дата и время получения информации с сайта.

Во-вторых, скриншот должен содержать данные о лице, которое его осуществило и распечатало, программном обеспечении и использованной компьютерной технике.

Альтернативный вариант: скриншот можно просто заверить у нотариуса. Данное должностное лицо составляет так называемый протокол осмотра интернет-страницы. Суды принимают такие доказательства.

Поможет доказать факт нарушения прав распечатки страницы интернета, сохранения адреса сайта на флеш-карте, диске, ином носителе информации.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ В СУДЕ

Иск о защите персональных данных, в том числе о взыскании компенсации морального вреда, может быть подан по месту жительства истца (исключение из общего правила).

Ответчиком будет являться оператор персональных данных, то есть любое лицо, осуществляющее обработку персональных данных. Найти владельца сайта или социальной сети, на которых размещена персональная информация, возможно с помощью специальных серверов. Например, с помощью сайта whois-service.ru. Если владельцем сайта является физическое лицо, то потребуется запрос у регистратора доменных имен.

В суд требование в рамках гражданского процесса может быть связано лицо с 1) возмещением убытков, либо 2) с компенсацией морального вреда.

Обратите внимание, что логин и пароль нельзя отнести к персональным данным. Кроме того, следует знать, что в случае, если субъект самостоятельно разместил данные о себе на сайте, например, в социальной сети, то к ним н применяется режим персональных данных, то есть, взыскать убытки не получится.

ВЫВОДЫ

В случае распространения любых данных о лице появляется множество самых разнообразных способов защиты.

Тем не менее, в случае несвоевременного обращения в суд и иные органы, неграмотной подготовки в защите может быть отказано вовсе. Поэтому важно формировать доказательственную базу еще до обращения в суд.

Юридическое агентство «ДФ» 17 лет находится на рынке юридических услуг. Наши специалисты окажут профессиональное содействие при составлении искового заявления, подготовят все необходимые документы и доказательства, оценят риски и представят интересы клиента в суде.

Чтобы с нами связаться, звоните или записывайтесь на консультацию по телефону: +7 (343) 201-81-81

Защита ваших прав — наша работа.

О персональных данных

Вопросы, касающиеся предоставления государственной услуги «Ведение реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных»

1. Вопрос: Каким образом для организации можно получить выписку из реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных? Что для этого требуется?

Ответ: Предоставление выписки из Реестра является одним из результатов предоставления государственной услуги — Ведение реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных, предоставление которой регламентировано Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по предоставлению государственной услуги «Ведение реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных», утвержденным приказом Минкомсвязи России от 21.12.2011 № 346 (Зарегистрировано в Минюсте России 29.03.2012 № 23650) (далее – Административный регламент).

В соответствии с п.п. 102-103.2 Административного регламента заявители вправе получить выписку из Реестра на основании письменного заявления в Роскомнадзор (соответствующий территориальный орган Роскомнадзора) или заявления в электронной форме с Единого портала.

Выписка из Реестра предоставляется при наличии в заявлении наименования юридического лица, фамилии, имени, отчества (последнее — при наличии) физического лица, почтового адреса юридического лица, физического лица. Образец заявления на предоставление выписки из Реестра приведен в приложении № 4 к Административному регламенту.

Вопросы, касающиеся использования персональных данных на сайтах в сети «Интернет» без согласия субъекта персональных данных:

1. Вопрос : Что делать, если мои персональные данные размещены на сайтах в сети «Интернет» без моего согласия?
Ответ: В данном случае следует предоставить в адрес Управления Роскомнадзора соответствующее обращение. В целях объективного и полного рассмотрения необходимо указать следующую информацию:

1) перечень персональных данных, неправомерно обрабатываемых на сайтах в сети «Интернет»;

2) сведения о документе, удостоверяющем Вашу личность (копии страниц паспорта), для подтверждения принадлежности персональных данных, неправомерно размещенных на сайтах в сети «Интернет», к Вам, как к субъекту персональных данных;

3) точные и доступные адреса страниц сайтов (указатели страниц сайтов в сети «Интернет» — URL), содержащие незаконно обрабатываемые (размещённые) персональные данные, позволяющие осуществить просмотр данных страниц Управлением, а также снимки экрана с данными страницами, содержащие в себе полный адрес страницы сайта (URL) и даты публикации постов/сообщений, содержащих незаконно обрабатываемые (размещённые) персональные данные на текущий момент времени (дата) и другие сведения, подтверждающие нарушения требований законодательства в области персональных данных (видеозапись экрана с действиями, позволяющими зафиксировать нарушения и т.п.);

4) сведения, уполномочивающие Вас представлять интересы физических лиц (копии доверенностей), персональные данные которых размещены на сайтах (в случае нарушения их прав как субъектов персональных данных).

Дополнительно следует представить (при наличии):

— сведения, подтверждающие факт направления Вами в адрес администрации сайта (далее — оператор) требования об уничтожении Ваших персональных данных с указанием на их незаконное получение (без согласия) оператором или с указанием того, что они не являются необходимыми для заявленной цели обработки (представляется при возможности направления указанного требования);

— ответ оператора на Ваше требование об уничтожении Ваших персональных данных (при наличии).

Обращаем внимание на то, что все имеющиеся сведения должны быть представлены в адрес Управления единовременно.

2. Вопрос: Является ли обработкой персональных данных размещение на сайтах в сети «Интернет» фотографии без иной дополнительной информации?

Ответ: Размещение на страницах сайтов в сети «Интернет» фотографии без дополнительной информации, позволяющей идентифицировать физическое лицо, как субъекта персональных данных, не может свидетельствовать об обработке персональных данных конкретного физического лица.

3. Вопрос: Является ли обработкой персональных данных размещение фамилии, имени и отчества без иной дополнительной информации?

Ответ: Размещение на страницах сайтов в сети «Интернет» фамилии, имени и отчества без дополнительной информации, позволяющей идентифицировать физическое лицо как субъекта персональных данных, не может свидетельствовать об обработке персональных данных конкретного физического лица.

Обращаем Ваше внимание на то, что при размещении персональных данных в публичных сообществах социальных сетей следует разграничить вопросы защиты персональных данных и защиты чести, достоинства и деловой репутации.

Вопросы защиты чести, достоинства и деловой репутации решаются в порядке, установленным гражданским судопроизводством. Для чего гражданину необходимо обратиться в суд за защитой своих прав, свобод и интересов.

Вопросы, касающиеся выявленных фактов мошенничества

1. Вопрос: Рассматривает ли Роскомнадзор обращения граждан, в которых сообщается о действиях мошенников/аферистов/субъектах, распространяющих поддельные документы, программное обеспечение и т.д.?

Ответ: Рассмотрение дел, содержащих в себе признаки мошенничества (незаконное списание денежных средств и т.п.), в том числе рассмотрение обращений, относительно деятельности мошеннических интернет-ресурсов, а также дел о продаже поддельных документов и программного обеспечения, не входит в полномочия Управления, так как делами такого рода занимаются правоохранительные органы.

При поступлении в Управление обращений, содержащих в себе вышеуказанные вопросы, данные обращения перенаправляются в Министерство Внутренних Дел Российской Федерации для рассмотрения поставленных вопросов в пределах установленной законом компетенции.

О создании, распространении и использовании запрещенной информации и других противоправных действиях в сети «Интернет» Вы можете сообщить в общественную приемную МВД России на официальном сайте по адресу: http://mvd.ru/request_main.

2. Вопрос: Рассматривает ли Роскомнадзор обращения граждан, в которых сообщается о деятельности Интернет-казино?

Ответ: Расследование противоправной деятельности входит в компетенцию Министерства внутренних дел Российской Федерации. О создании, распространении и использовании запрещенной информации и других противоправных действиях в сети Интернет Вы можете сообщить в общественную приемную МВД России на официальном сайте по адресу: http://mvd.ru/request_main.

Вопросы, касающиеся использования персональных данных ребенка:

1. Вопрос: Достаточно ли подписи одного родителя в согласии на обработку персональных данных ребенка? Как быть в ситуации, когда родитель категорически отказывается подписывать согласие на обработку персональных данных?

Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» допускается обработка персональных данных, в том числе:

— если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций полномочий обязанностей;

— если обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг (п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»).

Таким образом, согласие на обработку персональных данных ребенка требуется только в том случае, если осуществляется обработка персональных данных, не совместимая с образовательными целями, либо не подпадает под действие п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

В случае необходимости получения согласия на обработку персональных данных ребенка в письменной форме, достаточно подписи одного из родителей, ввиду того, что в соответствии с п. 1 ст. 61 Семейного кодекса Российской Федерации, родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей.

2. Вопрос: Возможно ли размещать на сайте образовательного учреждения персональные данные детей, а также фото с мероприятий?

Ответ: Основополагающим принципом Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – ФЗ «О персональных данных») является осуществление обработки персональных данных на законной и справедливой основе, ограничиваясь достижением заранее определенных и законных целей. При этом не допускается обработка персональных данных, несовместимая с заранее определенными и заявленными целями сбора.

Таким образом, обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей, а содержание и объем обрабатываемых персональных данных не должны быть избыточными, а строго соответствовать заявленным целям обработки.

Обращаем Ваше внимание на то, что законодательство в области персональных данных определяет два понятия «предоставления» персональных данных и их «распространения».

Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.

Распространение персональных данных – это действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.

Для выполнения образовательных целей достаточно предоставления информации.

В связи с вышеизложенным, в целях недопущения нарушения прав несовершеннолетних и их законных представителей, рекомендуется исключить публикацию их персональных данных (в том числе фотографий) на сайтах образовательных учреждений в открытом доступе.

Для обеспечения предоставления персональных данных в соответствии с заявленными целями обработки, рекомендуем использовать такие сервисы, в которых доступ к определенной информации имеют только зарегистрированные пользователи согласно назначенных прав. Данный функционал возможно реализовать, например, в системе «Электронный дневник».

3. Вопрос: Возможна ли публикация персональных данных педагогов на официальных сайтах образовательных учреждений без их согласия?

Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» допускается обработка персональных данных, в том числе:

— если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций полномочий обязанностей;

— если персональные данные подлежат опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

Статьей 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет». Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность, в том числе, о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы.

Кроме того, Правилами размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582, конкретизирован характер информации, подлежащей размещению на официальном сайте.

Так, образовательное учреждение вправе без согласия на обработку персональных данных размещать на своем официальном сайте следующее: информацию о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов образовательной организации (при их наличии), в том числе: фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя, его заместителей; должность руководителя, его заместителей; контактные телефоны; адрес электронной почты; о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы, в том числе: фамилия, имя, отчество (при наличии) работника; занимаемая должность (должности); преподаваемые дисциплины; ученая степень (при наличии); ученое звание (при наличии); наименование направления подготовки и (или) специальности; данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке (при наличии); общий стаж работы; стаж работы по специальности.

4. Вопрос: Допускается ли размещение на сайте образовательного учреждения размещение благодарностей и поздравлений родителям за активное участие в конкурсах и мероприятиях?

Ответ: Размещение такой информации допускается, на усмотрение родителей, при условии отсутствия в таких благодарностях и поздравлениях персональных данных несовершеннолетних.

Вопросы, касающиеся работы банковких и коллекторских организаций

1. Вопрос: Разъяснения о правомерности телефонных звонков третьим лицам с целью возврата просроченной кредитоской задолженности.

Ответ: В последнее время участились случаи поступления в Роскомнадзор обращений граждан по вопросу осуществления кредиторами (или лицами, действующими по поручению кредитора) телефонных звонков с целью принудить третьи лица выплатить кредиторскую задолженность.

В связи с этим Роскомнадзор как уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных считает необходимым разъяснить следующее.

При осуществлении мер, направленных на взыскание просроченной кредиторской задолженности, кредиторы (а также лица, действующие от их имени)прибегают к различным способам установления информации о должнике, в том числе совершают звонки в адрес третьих лиц. Это могут быть члены семьи должника, родственники, иные проживающие с должником лица, соседи и любые другие физические лица. При этом звонившие не обращают внимание на необходимость одновременного соблюдения условий, которые позволяют считать такие звонки законными. Взаимодействие кредиторов с любыми третьими лицами возможно только в случае:

1. наличия согласия должника на осуществление взаимодействия с третьим лицом, направленного на возврат просроченной задолженности;

2. третьим лицом не выражено несогласие на осуществление с ним взаимодействия.

Таким образом, все действия кредиторов (или лиц, действующих по поручению кредитора) в отношении третьих лиц, предпринимаемые в отсутствии их волеизъявления, являются незаконными.

В случае выявления подобных фактов граждане вправе обратиться в Роскомнадзор, приложив соответствующие материалы, для принятия, при наличии оснований, мер реагирования.

Время публикации: 08.07.2013 13:20
Последнее изменение: 16.11.2017 18:38

Уголовная ответственность предусмотрена за некоторые действия в социальных сетях, выполненные гражданами на своей или чужой странице.

Рассмотрим, какие наказания за соцсети предусмотрены российским законодательством, чем могут быть опасны обычные подписи на картинках, расскажем, есть ли в России антирепостный закон, какой проект рассмотрят в ближайшее время в Госдуме — и дадим советы, как не попасть под статью.

Ответственность за репост, лайк, ретвит или селфи в России

На основании табличных данных расскажем вам о том, какие наказания и ответственность предусмотрена в России за виртуальные противозаконные действия.

Преступление

Наказание

Статья

Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности через СМИ, ТВ или интернет, в том числе и социальные сети.

Предусмотрено несколько наказаний:

— Выполнение принудительных работ в течение 5 лет. К этому наказанию могут добавить ограничение на деятельность на 3 года.

— Лишение свободы на 5 лет и ограничение на деятельность на 3 года.

Часть 2 статьи 280 УК РФ

Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ.

Злоумышленнику грозит:

— Выплата штрафа в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в сумме общего дохода гражданина за 1-2 года.

— Выполнение принудительных работ в течение 3 лет.

— Арест на 4-6 месяцев.

— Лишение свободы на 4 года и ограничение в деятельности на такой же период.

Статья 280.1 УК РФ

Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии посредством СМИ, ТВ или интернета.

Преступника заставят:

— Выплачивать штраф в размере от 300 000 до 500 000 руб. или в суме общего дохода гражданина за 1-3 года.

— Либо выполнять принудительные работы в течение 1-4 лет. К этому наказанию добавится еще ограничение на деятельность на 3 года.

— Либо отбывать наказание в тюрьме на срок 2-5 лет.

Часть 1 статьи 282 УК РФ

Создание экстремистского сообщества, то есть организованной группы лиц для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности.

— Руководство таким экстремистским сообществом, его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями, созданными в целях разработки планов и условий для совершения преступлений экстремистской направленности.

Злоумышленникам грозит:

— Выплата штрафа в размере от 400 000 до 800 000 руб. или в сумме общего дохода осужденного за 1-4 года.

— Тюремное заключение на период от 6 до 10 лет с ограничением на деятельность на срок до 10 лет, а также с ограничением свободы на 1-2 года.

Часть 1 статьи 282.1 УК РФ

Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в деятельность экстремистского сообщества.

Гражданину грозит:

— Выплата штрафа в размере от 300 000 до 700 000 руб. или в общем доходе за 2-4 года.

— Выполнение принудительных работ на 2-5 лет с ограничением свободы на 1-2 года. Также к этим наказаниям могут добавить ограничение на деятельность на срок до 5 лет.

— Лишение свободы на 4-8 лет с ограничением свободы на 1-2 года.

Часть 1.1 статьи 282.1 УК РФ

Участие в экстремистском сообществе, действия которого направлены на разжигание ненависти или вражды по мотивам политических, идеологических, расовых, национальных, религиозных разногласий, либо против какой-то социальной группы.

Предусмотрены такие наказания:

— Штраф в размере от 300 000 до 600 000 руб. или в сумме общего дохода гражданина за период 1-3 лет.

— Выполнение принудительных работ на 1-4 года с ограничением свободы на 1 год. Могут прибавить еще одно наказание в виде ограничения в деятельности на срок до 3 лет.

— Лишение свободы на 2-6 лет с ограничением свободы на 1 год. Также могут ограничить в деятельности на 5 лет.

Часть 2 статьи 282.1 УК РФ

Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих.

Злоумышленника ожидает:

— Штрафная выплата в размере до 300 000 руб. или в сумме дохода за 2 года.

— Обязательные работы на 240 часов.

— Принудительные работы на 1 год.

— Лишение свободы на 1 год.

Часть 1 статьи 148 УК РФ

Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни гражданина, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ.

Статьи за нарушение прав в информационной сфере в России

Гражданин должен будет выполнить одно из наказаний:

— Выплатить штраф в размере до 200 000 руб. или в сумме дохода за 1,5 года.

— Выполнять обязательные работы в течение 360 часов.

— Посещать исправительные работы в течение 1 года.

— Выполнять принудительные работы в течение 2 лет. Также его могут ограничить в деятельности на 3 года.

— Находиться под арестом в течение 4 месяцев.

— Отбывать наказание в тюрьме — 2 года. Злоумышленника лишат прав на определенную деятельность на срок до 3 лет.

Статья 137 УК РФ

Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан, в том числе это касается и сообщений в соцсетях.

Статьи за клевету – квалификация преступления

Россиянина принудят:

— Выплатить штраф — 80 000 руб. или спишут с него доход за полгода.

— Выполнить обязательные работы в течение 360 часов.

— Осуществлять исправительные работы в течение 1 года.

Статья 138 УК РФ

Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма через интернет, СМИ или ТВ.

За данное преступление грозит:

— Штраф в размере от 300 000 до 1 000 000 руб. или в сумме дохода за 3-5 лет.

— Лишение свободы на 5-7 лет с ограничением в деятельности на 5 лет.

Статья 205.3 УК РФ

Создание террористического сообщества.

Гражданину РФ придется отбывать наказание в тюрьме в течение 15-20 лет. Кроме того, ему ограничат свободу на 1-2 года и могут дополнить наказание выплатой штрафа в размере до 1 000 000 руб. или в размере дохода за 5 лет.

Если данное наказание суд признает легким, то могут пожизненно лишить свободы.

Часть 1 статьи 205.4 УК РФ

Участие в террористическом сообществе.

За это преступление предусмотрено лишение свободы на 5-10 лет с выплатой штрафа в 500 000 руб. или в размере дохода за 3 года. Впрочем, штраф могут не присудить.

Часть 2 статьи 205.4 УК РФ

Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны.

Гражданина ожидает:

— Выплата штрафа в размере 300 000 руб. или в сумме дохода за 2 года.

— Лишение свободы на 3 года.

Статья 354 УК РФ

Наказания, как вы заметили, очень строгие. Все зависит от характера репостов и ретвитов. Чаще всего, к уголовной ответственности привлекают за пропаганду контента экстремистского характера, который разжигает межнациональную вражду, ненависть, фашизм, нацизм, а также материалы, нарушающие права, интересы российских граждан и разглашающие о их личной, семейной жизни публично.

Что касается селфи, то здесь преступления тесно перекликаются с нарушением общественного порядка или должностных, служебных обязанностей.

Напомним пример, когда девушка, работавшая санитаркой в больнице Москвы, опубликовала фотографию своего улыбающегося лица на фоне больного, которого подготавливали к операции. Спустя несколько дней гражданин скончался, а девушку уволили.

Конечно, к уголовной ответственности ее не призвали, но заведующий клиникой решил, что данное поведение не подобает сотрудникам больницы.

Антирепостный закон и причины для возбуждения уголовных дел в РФ

В России не приняли ни одного закона, который бы контролировал деятельность и действия граждан в социальных сетях.

В народе такой закон прозвали антирепостный.

Россияне не понимают, почему их репост или лайк, поставленный на фото или видео, может стать причиной наступления уголовной ответственности.

Несмотря на непонимание граждан, представители буквы закона опираются на статьи Уголовного Кодекса при проверке и мониторинге страниц россиян.

Для того, чтобы развеять заблуждения, перечислим причины, позволяющие возбудить уголовное дело в РФ на действия в соцсетях:

  1. Заявление, написанное на гражданина реальным человеком. Да, именно свидетель должен предоставить доказательства и написать заявление с просьбой привлечь гражданина к ответственности.
  2. Результаты мониторинга, проводимого правоохранительными органами. Чтобы вы знали, будут проводиться лингвистические и прочие экспертизы, на основании которых определяют, является ваш контент законным или противозаконным. Мониторинг и проверку будут проводить только после того, как на гражданина напишут заявление.
  3. Состав преступления и мотив. Как правило, преступление будет характеризоваться, как пропаганда негативных действий.

Работникам органов сложно доказать свою невиновность. Вам в этом могут помочь опытные и высококвалифицированные юристы.

Если у вас возник вопрос, задайте его нашему консультанту на сайте — или оставьте его в комментарии к данной статье.

Закон об отмене уголовной ответственности за действия в соцсетях

К сожалению, такого закона нет в России, так как действия в социальных сетях, выполненные гражданами, могут нести непоправимые последствия, как для общества, для России — так и для каждого человека.

В Госдуму был в июле 2018 года направлен такой законопроект. Его цель — отмена уголовной ответственности за репосты в Сети интернет. Его предложили депутаты — Сергей Шаргунов и Алексей Журавлев.

По словам автором проета, репосты новостных сообщений и материалов, которые не несут значительной общественной опасности, не могут характеризоваться, как уголовные преступления.

Закон об антиобщественном поведении – меры профилактики и воздействия на нарушителей

Они предлагают изменить наказание до:

  1. Выплаты штрафа в размере 10 000 — 20 000 руб.
  2. Выполнения обязательных работ в течение 100 часов.
  3. Административного ареста на 15 суток.

Также авторы предлагают внести изменения в статью 282 УК РФ. Они отмечают, что уголовное наказание за возбуждение ненависти и вражды должно быть назначено, если действие было совершено с применением насилия, или с угрозой его применения.

По данной статье в прошлом, 2017 году, было привлечено к ответственности почти 500 человек!

Предложенные изменения находятся на рассмотрении в Госдуме.

Советы юристов: как не попасть под статью за лайки, репосты, ретвиты и селфи в социальных сетях?

Некоторые россияне в социальных сетях дают совет — удалить страницу. Однако, это не помешает вас привлечь к ответственности, так как все версии активности в соцсетях сохраняются в базе данных. Даже если вы удалите свою страницу, она — и размещенный на ней контент — все равно будут использоваться, как доказательства против вас.

Что касается совета по изменению инициалов на странице, то и это вам не поможет. Информация по регистрации гражданина будет предоставлена правоохранительным органам администрацией социальной сети по запросу.

Также в нее войдут не только ваши ФИО, но и номер телефона, сведения о времени входа, устройства использования, месте. Личность обладателя страницы, как правило, установить не составляет труда.

Наказание за вымогательство в России — статья 163 УК РФ, определение, состав преступления и ответственность

Юристы дают такие советы, чтобы не попасть под статью за действия в соцсетях:

  1. Ограничьте публичную активность. Сделайте так, что ваши записи могут просматривать только друзья.
  2. Удалите все репосты на странице, если претензии вам уже были выдвинуты. Нет текстовой информации на странице, значит, нет и дела.
  3. Не вступайте в сообщества экстремистского или террористического характера.
  4. Не подписывайтесь на группы или страницы людей, которые затрагивают личные, семейные права и интересы граждан.
  5. Не выкладывайте фотографии или видеозаписи с места работы.
  6. В своих высказываниях не должно быть призыва к войне, ненависти, вражде.
  7. Не высказывайтесь негативно по отношению к какому-либо человеку.
  8. Избегайте оскорбительных и матерных выражений.
  9. Не выкладывайте переписку с другим человеком.
  10. Не размещайте картинки или видеозаписи, в которых имеется противозаконный подтекст.

Если вам сложно соблюдать данные правила, то рекомендуем избегать использования российских социальных сетей. Лучше не иметь страницу в сети, чем потом расплачиваться за сделанный лайк, репост или твит.

Защита персональных данных в сети Интернет

Сегодня сеть Интернет содержит массу необходимых и ценных данных, с одной стороны, но с другой — настоящий склад личной информации, которая является конфиденциальной.

Конституция Российской Федерации содержит понятие правового режима информации о гражданине, в том числе персональных данных и ее защиты. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения, а также сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни без его согласия не допускаются . Многие Интернет компании используют пользовательские соглашения или договоры присоединения, в которых указаны условия использования интернет ресурса, с которыми пользователь может согласиться либо отказаться от использования данного ресурса, при этом в рамках подобных соглашений нет специального получения согласия пользователя на обработку его персональных данных, хотя законодательство РФ содержит такое требование. Согласно статье 6 Федерально Закона «О персональных данных» от 27.07.2006г. № 152-ФЗ обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных .

Согласно статье 9 Федерально Закона «О персональных данных» от 27.07.2006г. № 152-ФЗ субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе . Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме. Кроме того, одной из целью обработки персональных данных является продвижение товаров и услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потребителем, где оператор обязан получить предварительное согласие субъекта персональных данных, в соответствии со статьей 15 ФЗ «О персональных данных» .

В настоящее время многие рекламные компании используют таргетированную (от англ. target- цель) рекламу, которая позволяет накапливать данные о пользователях, которым получение тех или иных сообщений наиболее релевантно. Подобный механизм подразумевает особый набор персональных данных, а именно cookie- файлов. Cookie это небольшой файл, как правило, из букв и цифр, который загружается на устройство, когда пользователь посещает определенные веб-сайты. Данные cookie затем отправляются обратно на веб-сайт и отображаются при каждом последующем визите автора. Информация, содержащаяся в cookie имеет ценность, потому что она позволяет признать устройство пользователя, заходящего на сайт и использовать его личные данные.

Использование сookie и подобных технологий в течение некоторого времени было обыденной процедурой, в частности в предоставлении многих онлайн-сервисов. Однако, в последнее время остро стоит вопрос о защите персональной информации в сети Интернет, что заставляет обратить внимание на использование cookie-файлов. Законодательство Российской Федерации пока не содержит положений, которые могли бы отразить, как действовать оператору и пользователю при использовании cookie-файлов. Если обратиться к международному опыту регулирования обработки персональных данных, то законодательств Евросоюза имеет ряд нормативных документов, закрепляющих положения о защите персональных данных. Согласно Директиве 2002/58/ЕС «О конфиденциальности и персональных средствах связи» операторы могли использовать персональные данные пользователей по средством cookie-файлов без предварительного одобрения, до тех пор, пока пользователь не заявит о своем отказе от сбора его персональных данных .

В мае 2011 г. вступили в силу поправки Директивой 2009/136/ЕС, согласно которым оператор обязан получить предварительное согласие на получение и обработку персональных данных, полученных в частности в cookie- файле. Правила, утвержденные Директивой 2009/136/ЕС должны быть имплементированы в национальное законодательство стран Евросоюза. Одной из первых стран, которые привели свое национальное законодательство в соответствие с правила Директивы является Великобритания в 2012 году, принявшая поправки в Закон «Электронные коммуникации: частная жизнь и электронные коммуникации», который также называют «Закон Евросоюза о cookie». «Закон Евросоюза о cookie» направлен ​​на защиту частной жизни пользователей интернета. Он стремится к тому, чтобы владельцам веб-сайтов, которые работают на территории ЕС (даже если сами владельцы находятся за пределами ЕС) выполняли следующие действия:

1) информировали пользователей о цели сбора сookie, что отметка сайта сохраняется на компьютерах пользователей; и

2) получали согласие пользователей перед размещением и хранением сookie- файлов.

Распространенной реакцией на подобные ограничения действия владельцев сайтов, является то, что пользователи могут блокировать сookie, используя настройки Интернет обозревателя. Для пользователей действительна доступна такая функция в настойках браузера, однако исследования указывают, что относительно небольшое число интернет-пользователей осведомлены о сookie- файлах, и о том, как ими управлять. Закон, таким образом, не только стремится ограничить свободу владельцев веб-сайтов, запрещая им использовать сookie без предварительного согласия, но также направлен ​​на улучшение образования и осведомленности среди пользователей о сookie -файлах.

Нормы, закрепленные в Директивах Евросоюза о персональных данных формально не регулируют отношения по защите персональных данных в РФ, но трансграничный характер использования информации в сети Интернет порождают вопросы использования данных норм российскими вебсайтами.

Поскольку Интернет является глобальной сетью, граждане ЕС, к которым обращены нормы Директив ЕС о защите персональных данных, могут использовать сервисы российских вебсайтов, на котором осуществляется сбор персональной информации с помощью cookie –файлов, без предварительного согласия. Также международные компании, имеющие филиалы и соответственно сайты в других странах, обрабатывают персональные данные пользователей, находящихся в различных юрисдикциях. Необходимо ли в таком случае придерживаться правил, установленных Директивами ЕС не понятно. Практика на данный момент не дает ответа на этот вопрос.

Анализируя опыт стран Евросоюза можно сделать вывод, о том, что использование и обработку персональных данных следует реализовывать после получения одобрения соответствующего пользователя о таких действиях, при этом указывая сроки хранения используемой информации.

1. Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

3. Незаконное распространение в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях информации, указывающей на личность несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, по уголовному делу, либо информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий, повлекшее причинение вреда здоровью несовершеннолетнего, или психическое расстройство несовершеннолетнего, или иные тяжкие последствия, —

наказывается штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет.

Комментарий к Ст. 137 УК РФ

1. Согласно Конституции каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23 Конституции). Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Данный запрет является одной из гарантий лица на частную жизнь.

В понятие «частная жизнь» включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит непротивоправный характер .
———————————
См.: Определение КС РФ от 09.06.2005 N 248-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Захаркина Валерия Алексеевича и Захаркиной Ирины Николаевны на нарушение их конституционных прав пунктом «б» части третьей статьи 125 и частью третьей статьи 127 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации».

К сведениям, составляющим личную или семейную тайну, относятся не подлежащие оглашению данные, по мнению лица, которого эти сведения касаются. В то же время не могут составлять тайну сведения, ранее уже опубликованные тем или иным способом.

2. Объективная сторона преступления характеризуется активной формой поведения и выражается в выполнении одного из следующих альтернативных действий: 1) незаконного собирания сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия; 2) незаконного распространения таких сведений без согласия лица; 3) распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, что характеризует не только само деяние, но и способ его совершения.

3. Как собирание сведений может рассматриваться любой способ их получения — подслушивание, опрос осведомленных лиц, фотографирование, аудио-, видеозапись информации, ознакомление с документами и материалами, их похищение, копирование и др. Способ собирания сведений для квалификации рассматриваемого деяния как преступления значения не имеет. Главное, что эти сведения собираются незаконно, без согласия потерпевшего. Собирание сведений, сопряженное с проникновением в жилище, подключением к телефонной линии, образует совокупность составов преступления и должно квалифицироваться по совокупности преступлений (со ст. ст. 138 или 139 УК). Незаконность собирания сведений означает осуществление этих действий не на основаниях или с нарушением процедуры, установленной законом, не должным субъектом и т.д.

4. Под распространением сведений можно рассматривать любое незаконное или без согласия лица их доведение до сведения хотя бы одного лица. Способ распространения сведений не влияет на квалификацию деяния.

Распространение сведений в публичном выступлении означает доведение их до сведения иных лиц в выступлении, рассчитанном на неопределенно большую аудиторию, например, в выступлении перед избирателями, работающими на конкретном предприятии, на митинге, лекции и т.п.

Распространение сведений в публично демонстрирующемся произведении имеет место в тех случаях, когда указанные выше сведения включаются в содержание произведения и это произведение различными способами доводится до сведения иных лиц (в кинофильме, романе, произведении живописи и т.п.).

Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

В тех случаях, когда ответственность за распространение отдельных сведений установлена и иными статьями УК (например, разглашение тайны усыновления — ст. 155 УК), деяние следует квалифицировать по специальной норме в соответствии с ч. 3 ст. 17 УК. Если же сведения о частной жизни являются частью иных сведений, также охраняемых уголовным законом, например данные предварительного следствия, то разглашение таких сведений следует квалифицировать по совокупности преступлений по комментируемой статье и ст. 310 УК.

Собирание и распространение информации, основанное на положениях закона, например УПК, о полиции, об оперативно-розыскной деятельности, о средствах массовой информации и т.п., не образует рассматриваемого состава преступления.

5. Состав преступления формальный. Деяние окончено с момента выполнения противоправных действий по собиранию или распространению информации о частной жизни человека.

6. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Мотив и цель не влияют на квалификацию преступления.

7. Субъектом преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

8. Квалифицирующим признаком рассматриваемого состава преступления является его совершение лицом с использованием своего служебного положения.

Поэтому для наличия квалифицированного состава преступления (ч. 2 комментируемой статьи) необходим специальный субъект. Им является любое лицо, незаконно собирающее или распространяющее сведения о частной жизни лица с использованием своего служебного положения.

Действия должностных лиц могут быть при наличии к тому оснований квалифицированы по совокупности с составом должностного преступления.

При решении вопросов о наличии рассматриваемого состава преступления следует исходить из необходимости обеспечения равновесия между правом граждан на защиту чести, достоинства, а также деловой репутации, с одной стороны, и иными гарантированными Конституцией правами и свободами — свободой мысли, слова, массовой информации, правом свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, правом на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, правом на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. ст. 23, 29, 33 Конституции), с другой (см. Постановление Пленума ВС РФ от 24.02.2005 N 3).


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *