Сокращение муниципального служащего

Сокращение муниципального служащего

Увольнение в связи с сокращением штата государственного органа, как и сокращением численности или штата других организаций, существует довольно давно. Однако в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 № 57-ФЗ (далее – Закон № 57-ФЗ) были внесены некоторые изменения и дополнения в положения, регулирующие процедуру сокращения должностей гражданской службы. О том, какие особенности нужно учесть при сокращении таких должностей, какие обязанности и права при этом возникают у работодателя, какие гарантии предусмотрены для служащих при увольнении по данному основанию, расскажем в статье.

До принятия Закона № 57-ФЗ освобождение гражданского служащего от занимаемой должности в связи с сокращением штата осуществлялось по п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службеРоссийской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ): отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы. Данное основание относилось к общим основаниям прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее. Сокращение же численности или штата работников организации Трудовым кодексом отнесено к увольнению по инициативе работодателя (п. 2 ч. 1 ст. 81).

📌 Реклама Отключить

Законом № 57-ФЗ в первую очередь данное основание увольнения было включено в перечень оснований расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Существенные изменения претерпели и ст. 31 и 37 Закона № 79-ФЗ, регламентирующие сокращение должностей государственной службы. Кроме этого, Правительство РФ Постановлением от 19.09.2013 № 822 утвердило Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (далее – Правила).

📌 Реклама Отключить

В каком порядке после принятия закона осуществляется сокращение должностей и увольнение служащих, рассмотрим далее.

Процедура, предшествующая увольнению

В отличие от Трудового кодекса, в котором названы два отдельных основания увольнения – сокращение численности или штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) и ликвидация организации (п. 1 ч. 1 ст. 81), – ст. 31 Закона № 79-ФЗ одновременно регламентирует отношения, связанные с сокращением должностей гражданской службы и упразднением государственного органа, а именно предусматривает правовые последствия, наступающие для гражданского служащего в период реорганизации или ликвидации государственных органов, влекущей сокращение или прекращение замещения должностей гражданской службы.

Напомним, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 61 ГК РФ). И здесь следует отметить, что при ликвидации негосударственной организации трудовые отношения с работниками прекращаются, а при ликвидации государственного органа его полномочия могут быть переданы иному государственному органу и отношения с гражданским служащим могут быть продолжены.

📌 Реклама Отключить

Так, ч. 1 ст. 31 Закона № 79-ФЗ гласит, что при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения со служащим продолжаются в случае предоставления такому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе, либо в органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа служащий, замещающий сокращаемую должность или должность в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Причем представитель нанимателя обязан в течение этих двух месяцев предложить гражданскому служащему все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой служащим должности, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. В случае отсутствия таких должностей в указанных органах служащему могут быть предложены вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством РФ, а именно установленном Правилами.

📌 Реклама Отключить

До истечения двухмесячного срока и с письменного согласия служащего представитель нанимателя вправе расторгнуть с ним служебный контракт (ч. 7 ст. 31 Закона № 79-ФЗ).

Обратите внимание, что Законом № 79-ФЗ предусмотрено поступление на гражданскую службу и замещение государственных должностей на конкурсной основе, но при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случае сокращения штата конкурс не проводится (п. 4 ч. 2 ст. 22).

Предоставление вакантной должности в ином государственном органе

Итак, согласно Правилам кадровая служба органа, в котором происходит сокращение должностей, или органа, которому переданы функции упраздненного органа, не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения служащего осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал управленческих кадров». При поиске необходимо учитывать категорию и группу замещаемой служащим должности, уровень его квалификации, профессиональное образование и стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности. 📌 Реклама Отключить

В список включаются вакантные должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, расположенных в той же местности, а при их отсутствии – должности в иных государственных органах, расположенных в другой местности в пределах РФ.

Не позднее чем за 25 дней до предстоящего увольнения кадровая служба вручает служащему уведомление о предложении вакантных должностей с приложением списка этих должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом. В свою очередь, служащий в течение двух рабочих дней со дня ознакомления с уведомлением подает в кадровую службу заявление с просьбой направить его анкету в государственные органы, в которых им выбраны вакантные должности, или отказывается от предложенных должностей.

Не позднее двух рабочих дней со дня получения заявления кадровая служба направляет в государственные органы письма с просьбой рассмотреть кандидатуру служащего на замещение вакантной должности и предоставить государственному органу, в котором сокращаются должности или которому переданы функции упраздняемого органа, соответствующую информацию. В письме указываются выбранные служащим должности и дата окончания двухмесячного срока. Также прикладывается анкета служащего.

📌 Реклама Отключить

Анкета составляется по форме, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 № 667-р.

Кадровая служба государственного органа, получившего письмо, не позднее трех рабочих дней со дня его получения направляет ответ о готовности рассмотрения кандидатуры гражданского служащего, претендующего на замещение вакантной должности, или об отказе в рассмотрении его кандидатуры (с обоснованием). Если представитель нанимателя государственного органа или уполномоченного им лица готов рассмотреть кандидатуру служащего, в ответе указывается информация о месте, дате и времени проведения собеседования.

Информация, поступившая от государственного органа, доводится кадровой службой до сведения служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

📌 Реклама Отключить

К сведению

Расходы, связанные с проведением собеседования (проезд к месту проведения собеседования и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и др.), осуществляются государственным гражданским служащим за счет собственных средств.

Решение, принятое представителем нанимателя государственного органа по итогам собеседования с гражданским служащим, претендующим на замещение вакантной должности, направляется кадровой службой этого государственного органа не позднее трех дней со дня собеседования в письменном виде в кадровую службу государственного органа, направившую запрос, которая доводит ответ до сведения служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

Обратите внимание

Переписка между государственными органами может осуществляться с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения адресатом.

📌 Реклама Отключить

Если представитель нанимателя принял решение о предоставлении служащему вакантной должности, с его согласия осуществляется перевод.

Преимущественное право на замещение вакантной должности

В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона № 79-ФЗ преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие:

– квалификацию;

– уровень профессионального образования;

– результаты профессиональной служебной деятельности, –

и с большей продолжительностью стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.

Обратите внимание, что на гражданских служащих не распространяется действие ст. 179 ТК РФ, согласно которой преимущественное право оставления на работе при сокращении численности или штата работников с равной производительностью труда и квалификации отдается: семейным – при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

📌 Реклама Отключить

Да, действительно, исходя из ст. 73 Закона № 79-ФЗ Трудовой кодекс может применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, только в части, не урегулированной Законом № 79-ФЗ. Однако в силу п. 30 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями ст.31, 33 и 38 Закона № 79-ФЗ.

Поэтому можно сделать вывод, что к гражданским служащим применяются только критерии преимущественного права на замещения вакантной должности, установленные ч. 4ст. 31 Закона № 79-ФЗ. Это также подтверждается судебной практикой (см., например, Апелляционное определение Новгородского областного суда от 07.11.2012 по делу № 2-3240-33-1819).

📌 Реклама Отключить

Аттестация служащих

Частью 3 ст. 31 Закона № 79-ФЗ установлено, что в течение двух месяцев предупреждения в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих. По ее результатам служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Очередная аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

Аттестация осуществляется согласно ст. 48 Закона № 79-ФЗ. Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности.

Согласно ч. 5 ст. 48 Закона № 79-ФЗ внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться ранее указанного срока после принятия в установленном порядке решения:

📌 Реклама Отключить

– о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

– об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Подчеркнем, что проводить внеочередную аттестацию работодатель не обязан, а имеет право.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

– служащий соответствует замещаемой должности гражданской службы;

– соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

– соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;

– не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

📌 Реклама Отключить

В течение месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

– подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

– направляется для получения дополнительного профессионального образования;

– понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

Если служащий отказывается от замещения нижестоящей должности или от прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации, служебный контракт с ним может быть расторгнут. При этом основанием будет не пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ (вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации), а п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе) или п. 8.3 ч. 1 ст. 37 (упразднение государственного органа).

📌 Реклама Отключить

Процедура прекращения служебного контракта

В случае отказа служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с нее. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с п. 8.2 или 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ.

Увольнение служащего оформляется приказом по унифицированной форме Т-8, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1. Как основание приказа указываются нормативный акт государственного органа о сокращении штата или упразднении госоргана, уведомление о прекращении служебного контракта, предложение о переводе на другую должность или уведомление об отсутствии вакантных должностей, отказ от предложенной должности, иные документы. Служащий должен быть ознакомлен с приказом под роспись.

📌 Реклама Отключить

В трудовую книжку вносится запись со ссылкой на п. 8.2 или 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ. Служащий в день освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее обязан сдать служебное удостоверение в подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров.

Напомним, что служащий не может быть освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в периоды пребывания его в отпуске и отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью (если этот период не превышает четырех месяцев), а также в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.

📌 Реклама Отключить

Обратите внимание

Нельзя уволить по сокращению штата беременных женщин, проходящих государственную гражданскую службу (Постановление КС РФ от 06.12.2012 № 31-П), и лиц с семейными обязанностями (Постановление КС РФ от 22.11.2011 № 25-П, ст. 261 ТК РФ).

Согласно ч. 3.1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта в связи с сокращением штата или упразднением государственного органа гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

К сведению

В отличие от служащих, при сокращении работников согласно Трудовому кодексу увольняемому выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). А в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

📌 Реклама Отключить

Аналогично ст. 180 ТК РФ, если служебный контракт был прекращен до истечения двухмесячного срока, служащему выплачивается дополнительная компенсация в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Как видно, гражданскому служащему не нужно вставать на учет в службе занятости, чтобы получить компенсацию за четыре месяца. Он ее получит в любом случае. Исключение установлено для гражданских служащих, увольняемых из государственных органов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Так, помимо указанной компенсации, служащему северных областей дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение одного месяца после увольнения служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата указанной компенсации производится представителем нанимателя государственного органа, в котором служащий замещал должность гражданской службы, за счет средств данного органа (п. 3.2 ст. 37 Закона № 79-ФЗ).

  1. «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
  2. «Об утверждении формы анкеты, представляемой гражданином Российской Федерации, поступающим на государственную гражданскую службу Российской Федерации или на муниципальную службу в Российской Федерации».
  3. «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».
  4. «По делу о проверке конституционности пункта 4 части 1 статьи 33 и подпункта «а» пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Л. А. Пугиевой».
  5. «По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 31, пункта 6 части 1 статьи 33 и статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки В. Ю. Боровик».

У нас муниципальная служба 25-ФЗ. Не подскажете какую именно нужно сделать запись в трудовой чтобы все было правильно?
если муниципальная — тогда на ТК будете ссылаться.
При прекращении трудового договора с муниципальным служащим по п. 2 части первой ст. 81 ТК РФ в графе 1 трудовой книжки ставится порядковый номер записи, в графе 2 — дата увольнения, в графе 3 производится запись: «Уволен(а) в связи с сокращением штата работников организации, пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации», в графе 4 указываются дата и номер приказа (распоряжения) об увольнении (п. 5.3 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69).
Какие основания можно представить, чтобы убедить руководство, что в этом случае выходное пособие тоже полагается выплатить работнику? Очень хочется почитать консультацию на эту тему — разместите, пожалуйса. Очень Вам благодарны!
Муниципальный служащий получил 16.04.2015 уведомление о сокращении его должности ведущего специалиста отдела учета и отчетности с 01.07.2015. В отделе кадров ему было предложено написать заявление об увольнении по сокращению должности без отработки с 30.04.2015, то есть ровно за 2 месяца до даты сокращения должности.
Сохраняет ли муниципальный служащий право на увольнение по сокращению должности при условии досрочного увольнения с 30.04.2015 на основании указанного заявления? Какая запись в трудовой книжке при этом должна быть сделана? Как в таком случае произвести выплату выходного пособия этому муниципальному служащему в связи с увольнением его по сокращению штата и в какие сроки (в календарных или в рабочих днях)?
Согласно части седьмой ст. 11 ТК РФ на муниципальных служащих действие трудового законодательства распространяется с особенностями, предусмотренными Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Закон N 25-ФЗ). Из содержания ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ следует, что основания для расторжения трудового договора, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, действуют и в отношении муниципальных служащих. Поскольку Закон N 25-ФЗ не предусматривает особого порядка увольнения муниципального служащего в связи с сокращением численности или штата работников, то в таких случаях действуют общие нормы трудового законодательства.
Предупреждение работника о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности (штата) работников производится не менее чем за два месяца до увольнения (часть вторая ст. 180 ТК РФ). Частью третьей ст. 180 ТК РФ предусмотрено право работодателя с письменного согласия работника расторгнуть с ним трудовой договор до истечения указанного срока, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении. Поскольку законом установлен минимальный срок для предупреждения работника, работодатель вправе предупредить работника и ранее, чем за два месяца до увольнения. При этом такой срок все равно будет считаться сроком предупреждения, предусмотренным частью второй ст. 180 ТК РФ. Поэтому дополнительная компенсация работнику, согласившемуся на расторжение трудового договора до истечения такого срока, должна быть выплачена в любом случае, даже если продолжительность времени, оставшегося до дня увольнения, указанного в предупреждении об увольнении, составляет более двух месяцев или ровно два месяца.
Форма документа, в котором работник может выразить свое согласие на досрочное расторжение трудового договора, законом не установлена. По нашему мнению, такое согласие может содержаться и в заявлении работника. При этом факт отсутствия предложения работодателя на досрочное расторжение с работником трудового договора, оформленного в письменной форме, по нашему мнению, не должно иметь значения, поскольку закон не ставит в зависимость возможность расторжения трудового договора ранее срока, установленного частью второй ст. 180 ТК РФ, от того, кто именно выступил инициатором такого досрочного расторжения трудового договора.
Если из текста заявления прямо не следует, что муниципальный служащий просит расторгнуть с ним трудовой договор по иному основанию, предусмотренному ТК РФ, все права и гарантии, предусмотренные в случае расторжения трудового договора по п. 2 части первой ст. 81 ТК РФ, на него распространяются в полной мере. В данном случае речь идет о заявлении «об увольнении по сокращению должности», что свидетельствует о том, что воля сотрудника не была направлена на изменение основания для увольнения. При таких обстоятельствах мы считаем, что работодатель обязан выплатить в рассматриваемом случае при расторжении трудового договора дополнительную компенсацию, предусмотренную частью третьей ст. 180 ТК РФ*(1).
При прекращении трудового договора с муниципальным служащим по п. 2 части первой ст. 81 ТК РФ в графе 1 трудовой книжки ставится порядковый номер записи, в графе 2 — дата увольнения, в графе 3 производится запись: «Уволен(а) в связи с сокращением штата работников организации, пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации», в графе 4 указываются дата и номер приказа (распоряжения) об увольнении (п. 5.3 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69).
На основании ч. 2 ст. 23 Закона N 25-ФЗ, части первой и второй ст. 178 ТК РФ в рассматриваемом случае сотруднику в день увольнения необходимо выплатить выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Впоследствии за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия), а в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. В силу части второй ст. 14 ТК РФ началом первого после увольнения месяца является дата, следующая за днем расторжения трудового договора.
Трудовой кодекс РФ не содержит каких-либо норм, определяющих срок выплаты среднего заработка, сохраняемого за второй и третий месяцы трудоустройства, после обращения уволенного сотрудника. Однако согласно ст. 136 ТК РФ работодатель обязан обеспечить своевременную выплату работникам заработной платы. Срок выплаты заработной платы определяется правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. С нашей точки зрения, данная обязанность распространяется и на выплату среднего заработка за время трудоустройства, предусмотренную ст. 178 ТК РФ. Кроме того, пунктом 12 Положения о порядке высвобождения, трудоустройства рабочих и служащих и предоставления им льгот и компенсаций, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР от 02.03.1988 N 113/6-64 (оно продолжает действовать и в настоящее время на основании ст. 423 ТК РФ), предусмотрено, что выплата работнику сохраняемого среднего заработка производится по прежнему месту работы в дни выдачи на данном предприятии заработной платы по предъявлению паспорта и трудовой книжки, а за третий месяц со дня увольнения — и справки органа по трудоустройству.
Таким образом, выплату среднего заработка необходимо производить только по окончании соответствующего месяца нетрудоустройства (либо ранее — если сотрудник трудоустроился ранее окончания соответствующего месяца) в очередную выплату заработной платы после обращения бывшего работника с заявлением о выплате этой суммы. Так, например, если работник будет уволен 30 апреля, при установленных в организации сроках выплаты заработной платы 9 и 24 числа каждого месяца средний заработок за весь второй месяц после увольнения (т.е. за период с 1 по 30 июня 2015 г.) может быть выплачен либо 9 июля (если работник обратился к работодателю в период с 1 по 9 июля 2015 г.), либо 24 июля 2015 г. (если работник обратился к работодателю в период с 10 по 24 июля 2015 г.). Соответственно, за третий месяц нетрудоустройства (за период с 1 по 31 июля 2015 г.) работнику может быть осуществлена выплата среднего заработка за весь месяц либо 9, либо 24 августа 2015 г. в зависимости от того, в какой именно день этого месяца работник представил необходимые для назначения выплаты документы и т.д.
Порядок расчета среднего заработка для исчисления выходного пособия и среднего заработка за второй и третий месяцы нетрудоустройства определен ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (далее — Положение). Так, средний заработок определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате. Средний дневной заработок в рассматриваемом случае исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, на количество фактически отработанных в этот период дней (п. 9 Положения). По нашему мнению, из буквального толкования п. 9 Положения следует, что поскольку при расчете среднего дневного заработка использовались фактически отработанные дни (рабочие), то для определения среднего заработка нужно умножать средний дневной заработок на количество рабочих дней в периоде, подлежащем оплате.
Правомерность расчета среднего дневного заработка путем умножения на рабочие дни в периоде, подлежащем оплате, подтверждена Верховным Судом РФ (решение от 25.05.2006 N ГКПИ06-366, определение от 08.08.2006 N КАС06-284). Судом отмечено, что предусмотренные ТК РФ гарантии сохранения среднего месячного заработка за работником в течение определенного времени, в частности в соответствии со ст. 178 ТК РФ, не предполагают выплату работнику средней заработной платы в большем размере, чем если бы он продолжал работу. Это означает, что выходное пособие и средний заработок за период нетрудоустройства должны выплачиваться только за те дни, которые были бы для работника рабочими в соответствии с установленным для него режимом рабочего времени*(2).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Цезарева Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория
23 апреля 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Следует отметить, что противоположного мнения придерживается представитель Минздравсоцразвития России Н.З. Ковязина («Работник был предупрежден о предстоящем увольнении в ноябре 2007 года в связи с сокращением численности организации. Через неделю после получения уведомления работник обратился к работодателю с просьбой об увольнении по сокращению численности до истечения срока предупреждения. Обязан ли работодатель в этом случае выплатить ему пропорциональную компенсацию в соответствии со ст. 180 ТК РФ?» // «Налоговый вестник», N 4, апрель 2008 г.).
*(2) По вопросу о включении только рабочих дней в расчет среднего заработка для оплаты выходного пособия и периода трудоустройства предлагаем ознакомиться с дополнительным материалом:
— Энциклопедия решений. Определение количества дней, подлежащих оплате, в периоде сохранения среднего заработка.
А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *