Реорганизация МУП

Реорганизация МУП

Можно ли муп реорганизовать в существующий мбу.

Пунктом 1 ст. 34 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон N 161-ФЗ) предусмотрена возможность преобразования муниципального унитарного предприятия по решению собственника его имущества в муниципальное учреждение.

Одним из трех типов муниципальных учреждений (наряду с бюджетными и казенными) являются автономные учреждения (п. 1 ст. 123.22 ГК РФ). Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения.

Из приведенной формулировки в ряде случаев делается вывод, согласно которому автономное учреждение не может быть создано в результате реорганизации (письмо Министерства экономического развития РФ от 18.05.2011 N Д 08-1847), а формальный запрет на преобразование унитарного предприятия в автономное учреждение может быть обойден путем преобразования унитарного предприятия, например, в бюджетное учреждение с последующим изменением типа учреждения на автономное (смотрите, например, разъяснения в журнале «Руководитель автономного учреждения», N 1, январь 2013 г.). Правоприменительной же практики, подтверждающей применение такого подхода регистрирующими органами или судами, мы не обнаружили.

Вместе с тем, как нам представляется, приведенная норма не должна восприниматься как исключающая возможность создания автономного учреждения в результате реорганизации другого юридического лица (или других юридических лиц).

Реорганизация в форме преобразования предполагает прекращение реорганизуемого и создание (то есть «учреждение») нового юридического лица (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ)).

О возможности создания автономного учреждения путем преобразования унитарного предприятия свидетельствует и правоприменительная практика (смотрите, например, постановление администрации муниципального образования Соль-Елецкий городской округ Оренбургской области от 16.03.2016 N 649-П «О реорганизации муниципального унитарного предприятия «стадион «Юность», распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 06.02.2015 N 117-р, приказ Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 20.05.2014 N 494-ОД, постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.06.2015 N 449, Правительства Еврейской автономной области от 29.07.2014 N 370-пп, Правительства Республики Бурятия от 22.11.2012 N 684, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015 N 01 АП-2111/15, а также решения Арбитражного суда Пермского края от 19.05.2014 по делу N А 50-4640/2014 и Арбитражного суда Московской области от 22.01.2015 по делу N А 41-78290/2014).

Таким образом, на наш взгляд, унитарное предприятие может быть по решению органа, осуществляющего полномочия его учредителя, преобразовано в автономное учреждение. Однако, учитывая существование противоположного подхода, мы не можем полностью исключить риск отказа в государственной регистрации.

Что касается преобразования муниципального унитарного предприятия в автономную некоммерческую организацию, то необходимо отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 34 Закона N 161-ФЗ возможность преобразования в автономную некоммерческую организацию предусмотрена только для федеральных государственных унитарных предприятий. При этом в п. 2 той же статьи оговаривается, что Правительством Российской Федерации могут быть определены дополнительные условия преобразования федеральных государственных унитарных предприятий в автономные некоммерческие организации. В отношении же муниципальных унитарных предприятий возможность преобразования в автономную некоммерческую организацию законом не предусмотрена.

Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией. При этом п. 5 ст. 58 ГК РФ установлено, что к отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, правила ст. 60 ГК РФ, устанавливающие гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица, не применяются.

Таким образом, буквально из приведенной нормы следует, что при реорганизации путем преобразования осуществлять перечисленные ст. 60 ГК РФ мероприятия (письменно уведомить о принятом решении о реорганизации юридического лица регистрирующий орган; дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовать в соответствующем издании уведомление о своей реорганизации) не требуется. Вместе с тем требование о необходимости направления в регистрирующий орган указанного выше уведомления и публикации указанных выше сведений в нормах специальных федеральных законов сохранилось (ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ, п. 7 ст. 29 Закона N 161-ФЗ, п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Следовательно, в течение трех дней со дня принятия собственником решения о преобразовании МУП в автономное учреждение в регистрирующий орган должно быть направлено уведомление о начале процедуры реорганизации по форме N Р 12003, утвержденной приказом ФНС от 25.01.2012 N ММ-7-6/25@ (далее — Приказ N ММ-7-6/25@), за подписью руководителя МУП. Подлинность подписи заявителя на уведомлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случаев, перечисленных в п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ. Уведомлять о принятом решении территориальные органы Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ с 1 января 2015 года не требуется.

После осуществления всех мероприятий, необходимых для государственной регистрации, в регистрирующий орган должны быть представлены следующие документы:

— подписанное заявителем заявление о государственной регистрации возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме N Р 12001; требования к оформлению заявления приведены в разделе III приложения N 20 к Приказу N ММ-7-6/25@;

— учредительные документы создаваемого путем преобразования автономного учреждения в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением);

— передаточный акт;* (1)

— документ об уплате государственной пошлины (уплачивается в размере 4000 рублей — пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);

— подпунктом «ж» п. 1 ст. 14 Закона N 129-ФЗ предусмотрено также представление в регистрирующий орган документа, подтверждающего представление в территориальный орган ПФР сведений, предусмотренных в пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Однако такой документ может не представляться заявителем, в этом случае он будет представлен регистрирующему органу в порядке межведомственного запроса.

Статья 30. Слияние унитарных предприятий. 1. Слиянием унитарных предприятий признается создание нового унитарного предприятия с переходом к нему прав и обязанностей двух или нескольких унитарных предприятий и прекращением последних.

2. Собственник имущества унитарного предприятия принимает решения об утверждении передаточного акта, устава вновь возникшего унитарного предприятия и о назначении его руководителя.
3. При слиянии унитарных предприятий права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему унитарному предприятию в соответствии с передаточным актом.
Комментарий к статье 30
1. При слиянии вновь созданное унитарное предприятие является универсальным правопреемником ранее существовавших объединившихся унитарных предприятий. Одним из важнейших условий слияния унитарных предприятий, согласно п. 3 ст. 29 настоящего Закона, является то, что в форме слияния могут быть реорганизованы только те унитарные предприятия, имущество которых принадлежит одному и тому же собственнику — Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. Таким образом, федеральное государственное унитарное предприятие не может реорганизоваться путем слияния с государственным унитарным предприятием субъекта РФ либо с муниципальным предприятием. Данное правило органично вытекает из принципа неделимости имущества унитарного предприятия и запрета, установленного в п. 4 ст. 2 настоящего Закона, о недопустимости создания унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
На основании ст. 20 и 29 настоящего Закона инициатива слияния исходит от собственника их имущества в лице уполномоченных органов (см. комментарий к ст. 29). Так, например, инициатива о реорганизации федерального государственного унитарного предприятия путем слияния может исходить от Министерства имущественных отношений РФ либо соответствующего федерального органа исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления).
Однако в некоторых случаях, установленных Федеральным законом, при реорганизации в форме слияния необходимо получить согласие федерального антимонопольного органа, т.е. Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ (далее — МАП РФ). В соответствии со ст. 17 Закона РСФСР N 948-1 слияние и присоединение коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 200 тыс. установленных Федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, осуществляются с предварительного согласия антимонопольного органа. Поскольку унитарные предприятия на основании ст. 50 ГК РФ и ст. 2 настоящего Закона относятся к коммерческим организациям, то соответственно требования Закона РСФСР N 948-1 о предварительном согласии антимонопольного органа распространяются и на них.
На основании п. 2 ст. 17 Закона РСФСР N 948-1 уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления, принимающие решение о слиянии либо присоединении унитарных предприятий, должны представить в антимонопольный орган помимо документов, представляемых в регистрирующий орган в соответствии с законодательством РФ (см. комментарий к ст. 29), ходатайство о даче согласия на слияние либо присоединение, сведения об основных видах деятельности и объеме производимой и реализуемой на соответствующих товарных рынках продукции (работ, услуг) и иную информацию, в том числе на магнитном носителе, предусмотренную перечнем, утвержденным федеральным антимонопольным органом. По вопросу, касающемуся порядка представления антимонопольным органам ходатайств в соответствии с требованиями ст. 17, МАП РФ издало Приказ от 13 августа 1999 г. N 276 (в ред. от 31 октября 2000 г. N 785).
Антимонопольный орган не позднее 30 дней со дня получения необходимых документов должен сообщить заявителю в письменной форме о принятом решении. В случае возникновения необходимости указанный срок может быть увеличен антимонопольным органом, но не более чем на 20 дней.
Согласно п. 3 ст. 17 Закона РСФСР N 948-1 антимонопольный орган отклоняет ходатайство, если при рассмотрении представленных документов обнаружит, что содержащаяся в них информация, имеющая значение для принятия решения, является недостоверной, а равно если удовлетворение ходатайства может привести к ограничению конкуренции на товарном рынке, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения унитарного предприятия либо предприятий. Под доминирующим положением понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.
Однако антимонопольный орган имеет право удовлетворить ходатайство даже при возможности наступления условий ограничения конкуренции либо возникновения доминирующего положения в случае:
— если уполномоченные органы, принимающие решения о слиянии либо присоединении унитарных предприятий, докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит неблагоприятные последствия для рассматриваемого товарного рынка;
— выдачи предписания о совершении лицами или органами, принимающими решение о слиянии либо присоединении унитарных предприятий, действий, направленных на обеспечение конкуренции.
В указанных случаях слияния государственная регистрация реорганизации унитарных предприятий, а также внесение записи об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц осуществляются регистрирующим органом только при наличии предварительного согласия антимонопольного органа.
Следует обратить внимание, что если слияние или присоединение унитарных предприятий проведено в нарушение порядка, предусмотренного ст. 17 Закона РСФСР N 948-1, и может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирования, а равно в неисполнение предписания антимонопольного органа, то это является основанием для их ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.
2. В отличие от юридических лиц иных организационно-правовых форм, у которых реорганизация путем слияния осуществляется на основе договора, заключаемого между реорганизуемыми обществами, унитарные предприятия осуществляют слияние на основании решения собственника его имущества. Решением собственника имущества унитарного предприятия также утверждается передаточный акт, устав вновь возникшего унитарного предприятия и назначается его руководитель. К вновь возникшему унитарному предприятию переходят все права и обязанности унитарных предприятий, принявших участие в слиянии. Исчерпывающий перечень прав и обязанностей в отношении всех должников и кредиторов должен быть зафиксирован в передаточном акте, включая обязательства, оспариваемые сторонами.
Не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации в форме слияния унитарное предприятие обязано будет уведомить в письменной форме об этом всех известных ему кредиторов, а также поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о таком решении (см. комментарий к ст. 29).
Унитарное предприятие считается реорганизованным в форме слияния с момента государственной регистрации вновь возникшего унитарного предприятия.
Государственная регистрация реорганизации унитарного предприятия, создаваемого путем слияния, осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о госрегистрации юридических лиц.

Путин подписал закон о ликвидации ГУП и МУП на товарных рынках до 2025 года

Президент России Владимир Путин подписал закон, ограничивающий деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий и предусматривающий их ликвидацию на конкурентных товарных рынках к 2025 году. Документ опубликован 28 декабря на официальном интернет-портале правовой информации.

Согласно этому закону, запрещается создание новых государственных унитарных предприятий (ГУП) и муниципальных унитарных предприятий (МУП) на товарных рынках, находящихся в условиях конкуренции. Исключением являются предприятия, созданные актами президента или правительства, а также для обеспечения деятельности Минобороны, ФСБ, ФСО, МЧС, Росгвардии, МВД, СВР и других федеральных ведомств.

Также унитарные предприятия можно будет создавать для обеспечения жизнедеятельности в районах Крайнего Севера, местностях, приравненных к ним, а также для осуществления деятельности в сферах естественных монополий, культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей, обращения с радиоактивными отходами и осуществления деятельности за границей.

Правительство России по мотивированному преставлению главы региона получит право решать вопрос создания или сохранения унитарного предприятия, в случае если это необходимо для устранения последствий чрезвычайной ситуации, недопущения угрозы жизнедеятельности региона. На рынках, которые находятся в условиях конкуренции, деятельность всех унитарных предприятий должна соответствовать устанавливаемым требованиям, а выдержка от иной коммерческой деятельности не должна превышать 10% от совокупной выручки за год.

Те предприятия, в отношении которых не приняты или не исполнены решения о ликвидации или реорганизации до 2025 года, подлежат ликвидации в судебном порядке по иску Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

Ранее в тот же день стало известно, что Путин подписал закон об информировании россиян о положенных им льготах.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *