Рабочий день муниципального служащего

Рабочий день муниципального служащего

Муниципальная служба

Рабочее (служебное) время муниципальных служащих регулируется в соответствии с трудовым законодательством.

Рабочее время — время, в течение которого муниципальный служащий работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должны исполнять должностные и трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему (служебному) времени.

В Администрации Лунинского района Пензенской области устанавливается пятидневная рабочая(служебная) неделя с двумя выходными днями (суббота и воскресенье) и продолжительность рабочего (служебного) времени 40 часов в неделю.

В Администрации Лунинского района Пензенской области для муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы, включенные в Перечень отдельных должностей муниципальной службы в Администрации Лунинского района Пензенской области, для которых устанавливается ненормированный служебный день, устанавливается ненормированный служебный день.

В Администрации Лунинского района Пензенской области устанавливается следующий режим рабочего(служебного) времени:

— время начала работы — 8.00;

— время окончания работы – 17.00;

— перерыв для отдыха и питания с 12.00 до 13.00.

Продолжительность рабочего (служебного) дня непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час.

В случае необходимости выхода муниципального служащего и работника за пределы здания Администрации Лунинского района Пензенской области в рабочее(служебное) время он обязан доложить об убытии и прибытии своему непосредственному руководителю.

Муниципальному служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности муниципальной службы и денежного содержания, размер которого определяется в порядке, установленном трудовым законодательством для исчисления средней заработной платы.

Ежегодный оплачиваемый отпуск муниципального служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется муниципальному служащему продолжительностью 30 календарных дней.

Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются муниципальному служащему за выслугу лет (продолжительностью не более 10 календарных дней.

Муниципальному служащему предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет продолжительностью:

1) при стаже муниципальной службы от 1 года до 5 лет — 1 календарный день;

2) при стаже муниципальной службы от 5 до 10 лет — 5 календарных дней;

3) при стаже муниципальной службы от 10 до 15 лет — 7 календарных дней;

4) при стаже муниципальной службы 15 лет и более — 10 календарных дней.

При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет.

Муниципальному служащему, для которого установлен ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью три календарных дня.

Муниципальному служащему по его письменному заявлению решением представителя нанимателя (работодателя) может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года.

Муниципальному служащему предоставляется отпуск без сохранения денежного содержания в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Муниципальному служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности муниципальной службы и денежного содержания, размер которого определяется в порядке, установленном трудовым законодательством для исчисления средней заработной платы.

Рабочее (служебное) время и время отдыха. Стаж муниципальной службы

Рассматривая проблему правового регулирования муниципальной службы, в том числе регулирования рабочего (служебного) времени и времени отдыха, необходимо отметить, что вопросы правового положения муниципальных служащих (права, обязанности, правоограничения, гарантии и др.) составляют предмет административного и отчасти трудового законодательства. Федеральный закон «О муниципальной службе Российской Федерации» (п. 2 ст. 3) конкретно предусматривает, что па муниципальных служащих распространяется законодательство о труде, и поступают они па муниципальную службу на основании трудовых договоров. Такое регулирование уравнивает муниципальных служащих с работниками организаций, учреждений, предприятий и с работниками частной сферы не только в оформлении трудовых отношений, но и в вопросах режима рабочего времени и отдыха, отпусков, оплаты труда, оснований увольнения и порядка разрешения трудовых споров. Между тем именно в части установленных нрав, обязанностей, правовых ограничений, социально-правовых гарантий, дисциплинарной ответственности муниципальные служащие значительно отличаются от остальных категорий трудящихся.

При этом стоит отметить, что, хотя федеральное законодательство о муниципальной службе оговаривает применение законодательства о труде с предусмотренными особенностями, оно в то же время нс устанавливает своего приоритета перед ним. Действующий принцип субсидиарного регулирования муниципальной службы трудовым законодательством, безусловно, не во всем соответствует публично-правовой природе этого института, не учитывает статуса субъекта права – муниципального органа и муниципального служащего.

Для муниципальной службы характерно преобладание императивного режима правового регулирования: разрешено только то, что прямо указано в нормативно-правовом акте. Вместо трудового контракта, который в соответствии с Трудовым кодексом РФ заключают работодатели с наемными работниками организаций различных форм собственности, можно предложить заключать с муниципальными служащими служебный контракт. Его специфика должна выразить всю совокупность подлежащих регулированию на индивидуальном уровне отношений, складывающихся у гражданина при поступлении на муниципальную службу и дальнейшем прохождении и прекращении ее с учетом всех особенностей.

В соответствии со ст. 91 Трудового кодекса РФ рабочим временем (в рассматриваемом случае – служебным) признается время, в течение которого муниципальный служащий в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять свои трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые относятся к рабочему времени. К таким периодам, например, согласно ст. 258 Трудового кодекса РФ относятся перерывы, предоставляемые работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, не реже чем через каждые три часа (речь идет о календарных часах) продолжительностью нс менее 30 мин каждый.

На муниципальной службе возможно применение не всех видов и режимов рабочего времени. Так, не применяется работа в ночное время, сменная работа.

По общему правилу нормальная продолжительность рабочего времени для муниципального служащего не может превышать 40 ч в неделю при пятидневной рабочей неделе.

Временем отдыха на муниципальной службе является время, в течение которого муниципальный служащий свободен от исполнения трудовых (служебных) обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

Ко времени отдыха относятся:

  • – перерывы в течение рабочего дня;
  • – ежедневный отдых;
  • – выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
  • – нерабочие праздничные дни;
  • – отпуска.

В течение рабочего дня муниципальному служащему должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 ч и не менее 30 мин, который в рабочее (служебное) время не включается. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность обычно устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка, реже – соглашением между работником и работодателем (муниципальным служащим и нанимателем).

К ежедневному отдыху относится время с момента окончания работы и до ее начала в следующий день. Его продолжительность также определяется правилами внутреннего трудового распорядка и зависит от длительности ежедневной работы (службы) и обеденного перерыва.

Трудовым кодексом РФ не устанавливается минимальная продолжительность ежедневного отдыха. Традиционно режим работы в организации устанавливается, как правило, таким образом, чтобы минимальная продолжительность ежедневного отдыха вместе со временем обеденного перерыва была не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху день.

На муниципальной службе, как правило, устанавливается пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями – субботой и воскресеньем. Трудовым кодексом РФ предусмотрено право некоторых работников на предоставление им дополнительных выходных дней (ст. 262, 319 ТК РФ).

Согласно ст. 25 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы:

  • 1) на должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы);
  • 2) муниципальных должностях;
  • 3) государственных должностях РФ и государственных должностях субъектов РФ;
  • 4) должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы);
  • 5) иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Определение периодов трудовой деятельности, включаемых в стаж муниципальной службы, осуществляется по следующему алгоритму.

  • 1. Выявление всех периодов трудовой деятельности муниципального служащего.
  • 2. Установление продолжительности периодов замещения лицом:
    • – должностей муниципальной службы (муниципальных должностей муниципальной службы);
    • – муниципальных должностей;
    • – государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей иных субъектов Российской Федерации;
    • – должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы (государственных должностей государственной службы).
  • 3. Установление продолжительности периодов замещения лицом иных должностей, периоды работы (службы) на которых включаются (засчитываются) в стаж государственной гражданской службы, в том числе замещаемых им до введения существующей системы должностей государственной и муниципальной службы (до 1995–1998 гг.).
  • 4. Суммирование периодов, включаемых в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы.
  • 5. При наличии заявления лица – рассмотрение возможности включения в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы лица иных периодов трудовой деятельности на должностях руководителей и специалистов в организациях, опыт и знание работы в которых необходимы муниципальному служащему для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией муниципального служащего.
  • 6. Принятие представителем нанимателя (работодателем) решения о включении в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы муниципального служащего периодов его иной трудовой деятельности либо о мотивированном отказе в таковом.
  • 7. В случае включения решением представителя нанимателя (работодателя) соответствующих периодов в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы суммирование их с установленным стажем (общей продолжительностью) муниципальной службы для установления муниципальному служащему ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за продолжительную и безупречную муниципальную службу.

Стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной службы государственного служащего и исчисляется в порядке и на условиях, предусмотренных для государственных гражданских служащих. Время работы на муниципальных должностях муниципальной службы засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством РФ о государственной службе.

При этом стаж муниципальной службы является одной из значимых характеристик при планировании и осуществлении карьеры на муниципальной службе.

Иллюстрацией указанного тезиса служит анализ состава кадров муниципальной службы по стажу муниципальной службы, категориям и группам должностей на 1 октября 2013 г., приведенный в табл. 14.1.

Таблица 14.1

Состав кадров муниципальной службы по стажу муниципальной службы, категориям и группам должностей (на 1 октября 2013 г.)

Стаж

До

1 года

1 –5 лет

5–10 лет

лет

лет

Свыше 25 лет

Органы местного самоуправления и избирательные комиссии муниципальных образовании, всего

Все муниципальные должности и должности муниципальной службы

Чел.

28 923

77 325

87 996

57 328

72 678

28 020

%

8,2

16,3

20,6

Муниципальные должности

Чел.

%

9,1

26,9

22,8

14,2

18,4

8,7

Должности муниципальной службы – всего

Чел.

26 951

71 514

83 073

54 249

68 704

26 148

%

8,2

21,6

25,1

16,4

20,8

7,9

По группам должностей:

высшие

чел.

%

3,8

13,4

19,9

18,3

29,2

15,4

главные

чел.

10 649

13 936

%

3,4

19,5

28,8

13,3

ведущие

чел.

11 374

17 099

12 844

16 709

О/

4,6

16,9

25,5

19,1

24,9

8,9

старшие

чел.

13 382

35 325

38 194

21 977

24 490

%

9,5

25,1

27,1

15,6

17,4

5,4

младшие

чел.

15 383

12 483

%

15,6

30,3

24,6

11,2

13,3

4,9

Должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения полномочий лица,

замещающего муниципальную должность

чел.

%

5,6

16,3

22,7

17,2

25,7

12,4

Из общей численности лиц, замещавших муниципальные должности и должности

муниципальной службы

Мужчины

чел.

19 951

18 903

12 790

16 676

О/

8,4

23,4

22,2

19,6

11,5

Женщины

чел.

21 741

57 374

69 093

44 538

56 002

18 255

%

8,1

21,5

25,9

16,7

6,8

Данная таблица позволяет проследить прямую взаимосвязь между группами должностей и стажем муниципальной службы, поскольку высшие, главные и ведущие категории специалистов зачастую занимают лица с более высоким стажем службы.

В ст. 32 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определены следующие приоритетные направления формирования кадрового состава муниципальной службы:

  • 1) назначение на должности муниципальной службы высококвалифицированных специалистов с учетом их профессиональных качеств и компетентности;
  • 2) содействие продвижению по службе муниципальных служащих;
  • 3) повышение квалификации муниципальных служащих;
  • 4) создание кадрового резерва и его эффективное использование;
  • 5) оценка результатов работы муниципальных служащих посредством проведения аттестации;
  • 6) применение современных технологий подбора кадров при поступлении граждан на муниципальную службу и работы с кадрами при ее прохождении.

Кроме того, в данном законе предусмотрено, что развитие муниципальной службы обеспечивается муниципальными программами развития муниципальной службы и программами развития муниципальной службы субъектов Российской Федерации, финансируемыми соответственно за счет средств местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *