Расстройство адаптации в армии

Расстройство адаптации в армии

Согласно нормам Федерального Закона «О статусе военнослужащих», отбор кандидатов для прохождения срочной или контрактной военной подготовки в армии происходит на основании заключения медицинской комиссии. В ее состав входят не только специалисты в сфере физического развития претендентов, но и профессионалы в области психиатрии. Однако, к сожалению, не все расстройства можно диагностировать на этапе мобилизации, поэтому и руководство воинской части, и близкие родственники служащих должны обращать внимание на каждый сигнальный звоночек, особенно, если речь идет о психических проблемах.

Истоки недуга

Расстройство психологической адаптации в армии — это неумение лица справиться с резким изменением способа жизни, а также приспособиться к новым требованиям. Диагностировать недуг очень сложно, в особенности на ранних стадиях. Как показывает практика, когда становится известно о нарушениях психического здоровья, молодой солдат уже сталкивается с последней стадией заболевания.

Вопросы предотвращения недуга у военнослужащих стоят особо остро, поскольку солдаты носят при себе оружие, и могут причинить вред и себе, и окружающим. С другой стороны имеется стремление уменьшить число «откосивших» от армии, поэтому военнослужащих по контракту проверяют на психологическую готовность к такому ритму жизни.

Наличие первоочередных признаков расстройства — это не основание для отказа в прохождении службы, а возможность предотвратить куда более серьезные последствия. При своевременном выявлении нарушений предстоит:

  • провести несколько занятий с потенциальными заболевшими;
  • предупредить руководство воинских частей.

Психологическая адаптация к условиям прохождения службы

Каждый солдат, призванный к прохождению службы, сталкивается с необходимостью приспособления к новым условиям окружающей среды. Для некоторых лиц такие изменения происходят просто, для других — адаптация требует больших усилий, но есть еще третья группа солдат, которые не могут самостоятельно справиться с вынужденными изменениями образа жизни. Когда адаптация военнослужащих по призыву сталкивается с психологической неготовностью, нужно принимать активные меры по противодействию несчастным случаям и чрезвычайным ситуациям.

Интересно! Было выделено несколько особенностей развития личности до армии, которые могли усугубить недуг, и способствовали возникновению проблем.

Психологическая адаптация к условиям военной службы может быть причиной:

  • плохих взаимоотношений с родителями;
  • привитого чувства собственной неполноценности;
  • болезненной реакции на свои неудачи;
  • стеснительности;
  • неуверенности в себе;
  • потребности в защите и неумении постоять за себя.

Расстройства адаптации в армии

Проводимые исследования показали, что очень сложно выделить единую причину, которая является основной при возникновении таких нарушений. Как правило, это целый набор факторов, которые в совокупности приводят к психологическим проблемам солдат.

Таблица «Основания возникновения расстройства у военнослужащих»

Причины Особенности проявления
Разлука с близкими 100 % опрошенных жаловались на отсутствие контакта с родными. При этом, 88% лиц страдали с самого первого дня службы, а 12% — ощутили грусть по истечении нескольких недель
Неумение справляться со сложностями прохождения подготовки Мнение опрошенных разделились практически поровну на такие аспекты:
сложность следовать распорядку дня;
отказ от своих привычек и вкусов;
чрезмерные физические занятия
Сложности адаптации к мужскому коллективу Тестированные больные указали на такие стороны:
унижение со стороны руководства;
насмешки от других служащих;
собственный стыд от необходимости подчиняться
Неуставные отношения Это самый малораспространенный фактор, но десятая часть лиц с расстройством адаптации в воинском коллективе обратила внимание на этот аспект

Признаки нарушения

Симптомы расстройства адаптации, которые проявляются у военных на службе, несколько отличаются от общих признаков недуга. Так, можно выделить следующие особенности протекания заболевания:

  • эмоциональные (раздражительность, ранимость, гнев и злость, а также отсутствие заинтересованности в результатах собственных занятий);
  • когнитивные (расстройство памяти, растерянность, допущение элементарных ошибок, рассеянность);
  • поведенческие (умышленное и активное противостояние дисциплине и попыткам завязать отношения со стороны других сослуживцев, замкнутость);
  • соматические (включают частые головные боли, нарушение аппетита и сна, беспричинная боль в мышцах, скачки давления, потливость, бледность);
  • личностные (потеря веры в себя и упадок сил, нежелание продолжать трудиться и достигать результатов).

Согласно проведенным исследованиям, эти признаки рано или поздно проявились у всех заболевших, но в разной степени и отличительной последовательности.

Возможные последствия для солдата

Постановка диагноза расстройства адаптации — это весомая причина для комиссования из воинской части. Однако нужно не просто констатировать жалобы, а подтвердить недуг официальным заключением соответствующего врача-психиатра. Допускается привлечение, как гражданского доктора, так и прохождение обследования специалистами военной врачебной комиссии.

Согласно требованиям осуществления учета медицинских расстройств, при выявлении адаптации предстоит постановка на учет к врачу-психиатру. Это связано с тем, что при единоразовой констатации болезни, независимо от методов и длительности лечения, она может проявляться и в дальнейшем. Это чревато суицидами, применением физической силы к посторонним, умышленным нанесением телесных повреждений себе или другим.

Основные последствия постановки на учет с расстройством адаптации:

  • невозможность трудоустройства в силовые и правоохранительные структуры;
  • отказ на выдачу разрешений на владение любыми видами оружия;
  • запрет на вождение транспортных средств.

К счастью, расстройство адаптации — это не болезнь, а временное состояние, которое требует обязательного лечения. Также Законом предусмотрен механизм снятия с учета и устранения диагноза. Для этого следует:

  • пройти полный курс лечения;
  • избегать обращения к врачу-психиатру до 5-ти лет (но при действительном отсутствии жалоб);
  • прекратить прием лекарственных препаратов (по совету врача);
  • написать собственноручно заявление главврачу поликлиники с просьбой провести повторную медицинскую комиссию;
  • пройти повторную проверку и подтвердить отсутствие расстройства;
  • сняться с учета.

Если руководство поликлиники отказывается проводить повторное исследование, и всячески избегает снятия диагноза, то можно обратиться с иском в суд, главное — нужно собрать отказные письма и обширный пакет доказательств своего психического здоровья.

Как адаптироваться в армии? Советы «краповика»

Андрей Безлепкин В очередном выпуске журнала «Спецназ» читайте материал, посвященный проблеме адаптации в воинском коллективе и взаимоотношениям военнослужащих. Советы будущим новобранцам дает преподаватель физкультуры и допризывной подготовки лицея Белорусско-Российского университета, учитель высшей категории, обладатель крапового берета, бывший боец роты разведки в/ч 3214 Андрей Безлепкин.
«Сразу стоит уяснить: первые недели в воинской части станут для вас непростыми, но именно они заложат адаптационный фундамент, — предупреждает молодых читателей младший сержант запаса. — Ваш организм (пищеварительная система, мышцы и суставы), а также ваши мысли будут перестраиваться, становиться на новые рельсы, по которым вам придется двигаться год-полтора. Но жесткий график и режим позитивно скажутся на вас и привнесут много полезного не только в армейские, но и в дальнейшие трудовые, семейные будни. Если вы привыкнете жить по правилам, рационально использовать свое время и всегда быть готовым к работе, то уже лишь за это можно занести службу в армии себе в актив».
Андрей Безлепкин в своей публикации предельно откровенен: «Я мечтал служить в спецназе, много тренироваться, работать на износ, испытывать себя в различных, в том числе экстремальных условиях. В физическом плане я был готов ко всем вызовам и практически не испытывал проблем. А вот в плане эмоциональном в первое время совладать с собой получалось не всегда. На курсе молодого бойца было невероятно сложно. Казалось, что сержанты просто издеваются над нами, заставляя десятки и сотни раз повторять одни и те же действия: заправлять-расправлять кровати, надевать-снимать форму, отрывать-пришивать подворотничок, ходить строевым шагом. В связи с этим в голове периодически зарождались негативные мысли, хотелось пустить в ход кулаки и отомстить командирам. А еще казалось, что именно мне больше всех хочется есть, что именно я больше всех недосыпаю и нуждаюсь в отдыхе. Впрочем, некоторое время спустя весь негатив прошел. Стало совершенно очевидно, что происходящее на курсе молодого бойца было неотъемлемой частью нашей подготовки. Ее цель — в максимально сжатые сроки сделать из нас солдат, у которых не будет проблем с бытовой составляющей, которые смогут заниматься освоением военной профессии, а не думать, как постирать носки или привести в порядок порванные брюки».
Поделившись с призывниками целым рядом наблюдений, Андрей Безлепкин делает вывод: «Я абсолютно уверен, что законы армии сродни законам общечеловеческим. Никогда нельзя опускаться низко и позволять себе проявлять агрессию в отношении другого, даже если он вас раздражает. Поступайте и относитесь к сослуживцам так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам. Не обособляйтесь и не замыкайтесь в себе. Постарайтесь с кем-то сдружиться или будьте открытым и доступным для большинства товарищей по подразделению».
Также обладатель крапового берета дает потенциальным солдатам срочной службы множество советов, исходя как из личного опыта, так и из опыта своего учителя — подполковника в отставке, доцента факультета физического воспитания Могилевского государственного университета, преподавателя допризывной подготовки Сергея Фатина. Вот лишь несколько рекомендаций: «Уважаемые призывники, выучите наизусть некоторые статьи Уставов Вооруженных Сил, в первую очередь обязанности солдата, дневального, часового. Знания этих документов от вас непременно потребуют, а во время службы зачастую будет не до зубрежки. Усвоения материала по программе допризывной подготовки будет вполне достаточно, главное не полениться пополнять багаж знаний в привычных условиях школьной среды. Встречают, как известно, по одежке. В нашем случае речь идет об опрятном внешнем виде — казарменный неряха вызывает неприязнь. Не ленитесь застирать воротник или манжеты рукавов после отбоя, если не хватает времени днем. Имейте при себе и парадный, и рабочий носовой платок. Общайтесь со сверстниками и командирами в естественной манере, без высокомерия и заискивания. Не хвалитесь, не рассказывайте о былых «подвигах» и вредных привычках. В армейской среде ценятся юмор, хорошая байка или анекдот.
Следует быть готовым поделиться с товарищами продуктами или сладостями из домашней посылки или угостить их в буфете, если прислали деньги. С деньгами следует быть аккуратным. Не просите у родителей лишнего, не берите и старайтесь не давать в долг большие суммы — такие поступки могут стать причиной конфликтов. Не берите без спроса что-то чужое, даже если у вас сложилось впечатление, что вокруг все общее — это будет восприниматься как мелкое воровство, что считается в среде сослуживцев одним из самых тяжких проступков».
Другие рекомендации Андрея Безлепкина читайте в свежем номере «Спецназа» — первый выпуск 2018 года еще можно успеть приобрести в киосках. Редакция планирует дальнейшую публикацию поучительных заметок в постоянной рубрике «Призывникам на заметку».
Фото Юрия Мозолевского.

Наш читатель делится своими наблюдениями о том, почему армия подходит не каждому

Доброго времени суток, уважаемые читатели сайта.

Хотелось бы на основе своего опыта службы разобрать тему, почему служба в армии подходит далеко не всем, а некоторым она просто категорически противопоказана.

Мотивацией для написания данного текста послужили те факты, что колоссальное количество ребят комиссуют уже в первые месяцы службы.

Происходит это из-за того, что военкоматы, вместо того чтобы производить строгий отбор годных к военной службе, гребут всех подряд, даже не обращая внимания на явные проблемы со здоровьем у молодых людей.

Так, если ребята в военкоматах начинают жаловаться медкомиссии на здоровье, врачи в ответ уверяют их, что они здоровы как быки. В итоге такой позиции врачей в армии оказываются даже инвалиды, для которых служба просто опасна для жизни, так как в армии ребята сталкиваются с такой физической и психологической нагрузкой, которая иногда ломает даже физически крепких людей.

Конечно, есть и такая категория ребят, которые сами любыми путями рвутся в армию, невзирая на серьезные проблемы со здоровье. Они наивно полагают, что получив военный билет, смогут найти хорошую работу, которая позволит им прокормить будущую семью. В итоге во время службы такие ребята окончательно подрывают свое здоровье, на восстановление которого затем уходит долгое время. Бывает и хуже – ребята становятся инвалидами, даже есть случаи, когда в итоге обострения болезни их не успевают спасти… Поймите, ребята, ну пошли вы с таким здоровьем служить, ну удалость вам каким-то чудом избежать комиссации, вернулись вы домой, и что? Думаете, что так вас и позвали сразу в полицию? Нет. Вам туда дорога закрыта. Это в армию набирают, как попало, а в полиции комиссия серьёзная. Другое дело, что незаконное решение военкомата можно оспорить в суде, а вот с медкомиссией при устройстве на работу уже не поспоришь.

Но это пока все было в основном о явных физических проблемах со здоровьем. Но есть еще более опасная скрытая особенность, с которой в армию брать нельзя – психологическая. Есть даже такая статья, по которой комиссуют из армии — «Расстройство адаптации». Таких ребят в армии хоть бей, хоть пытай, но они все равно не смогут нормально служить, и если их вовремя не комиссовать – жди трагедии.

Проблема психологического характера для армии — это проблема номер один. Из-за этой проблемы ребята в армии часто кончают жизнь самоубийством. Армия — это место высочайшего психологического напряжения: все эти наряды, мужской коллектив, несправедливости, давление со стороны командования и со стороны сослуживцев, всё это просто разрывает сознание человека, как граната. Давление на мозги просто колоссальное. Психологический напряг буквально ломает волю к жизни, и парни, имеющие проблему с адаптацией, сбегают, режут вены, вешаются и т.п. Еще хуже, когда солдат со сломленной волей нападает на других. В голове у этих ребят только одна мысль – «оставьте меня в покое», и они нападут на любого, кто в этот момент сумасшествия окажется на их пути.

Приведу несколько примеров из моей службы и службы моих друзей.

Первый случай был на КМБ, сослуживец с моей роты убежал из части, не выдержав подготовки к службе. Побег планировал в течение недели. Занимал у ребят деньги, напрашивался выносить мусор. В итоге сержантский состав не уследил и после обеда парень убежал из столовой. Второй случай был в госпитале. В самом начале службы меня воткнули в госпиталь, причина была дебильная — недовес. Там парень с палаты спросил, не боюсь ли я вида крови. Я сказал, что нет. Тогда он предложил мне следующее: он оттянет кожу на руке так, чтобы при порезе не задеть вены, а я нанесу ему порез, на что я отказал. Через три месяца после КМБ я снова услышал про того парня – он убежал из части. Его нашли, привели в часть, но он снова убежал. Его опять нашли и провели «беседу», он, якобы, всё понял. Но хватило его ненадолго — он снова бежал. Его нашли без одежды где-то в поле и после этого комиссовали по-дурке.

Ещё один случай был с парнем из соседней батареи. Парень занимался борьбой и с виду был вроде бы адекватен. Однажды он стоял в наряде по дивизиону (проще говоря — «на тумбочке»). Его начал донимать паренёк с его же батареи… И дневальный в итоге бросился на него со штык-ножом и долго бегал за ним по казарме, пока не пришел командир дивизиона. Парень потом жестоко просрался за свой поступок.

Ещё один пугающий случай произошел в умывальной комнате моего же дивизиона. Моего сослуживца по взводу жестоко гнобили и донимали ребята. Парень не выдержал… В посылке мать ему прислала аналгетики, так как у него очень болел зуб. Парень сожрал две пачки «Анальгина». Хорошо, что дневальный заметил, когда тот уже потерял сознание. Благо парня откачали.

Дальше были только доходившие до меня слухи о том, что парень с пехоты повесился в лесу на дереве.

Самого меня тоже изрядно потрепало от издевательств ребят. Были мысли и вены вскрыть, и смыться из части, один раз хотел в окно сигануть… Стоял как завороженный смотрел на него. Не знаю, что тогда со мной было, останавливало от всего этого одно — я обещал матери, что вернусь живым и здоровым, и я не мог не сдержать обещания, всё время представлял, как ей будет плохо, как она плачет… не мог я такого сделать, не мог.

Крышу, конечно, рвало жестоко. У нас даже офицеру башню снесло — он завалился в магазин с автоматом и положил там четверых покупателей и продавщицу.

Военкоматы не хотят смотреть на состояние тех, кого призывают, поэтому 75% смертей солдат в армии — это их вина. Офицерам на солдат тоже пофиг. Вот если бы они действительно учили, смотрели за солдатами, рассказывали про ситуации, при которых жизнь солдата может быть под угрозой, они бы тогда просто спасали бы тысячи жизней. Ну, конечно, если солдат сам намеренно прет туда, куда не надо, то тут уж, наверное, ничего не поделаешь.

Вот поэтому в армию нельзя брать всех подряд и кого попало. Даже не все физически здоровые люди могут служить нормально. И какой смысл в таких вот «защитниках»? От них только проблемы для сослуживцев и командования, не говоря уже о тех страданиях, которые достаются им самим и их семьям. Заставить служить нормально всех нельзя, армия должна быть только для тех, кто для службы действительно предназначен.

Вот я думаю, уважаемые читатели, если честно, то зря я на военкомат в суд не подал. Ведь нельзя меня было призывать с опущенной почкой. Ведь кто-то должен понести ответственность за то, что теперь у меня повреждено здоровье и т.п.

Ведь подобная ситуация с призывом и больными солдатами будет продолжаться до тех пор, пока за эту проблему мы сами не возьмемся всерьез. Надо заставить нести ответственность тех, кто в погоне за планом призывает негодных к военной службе ребят, кто отказывает им в армии в медицинской помощи и всячески замалчивает истинное положение дел. Ведь журналистам постоянно врут об армии и скрывают от них проблемы, к проверкам специально готовятся. Вот, например, у нас в полях были старые рваные палатки. Специально для проверки дали новые палатки, а после проверки мы их сняли и сдали. Во время проверок солдат постоянно прятали в лесу…

И самое главное – в нашей армии по-прежнему большое количество небоевых потерь, и от общества тщательно скрывают цифры смертности в воинских частях и причины смертей солдат.

Статью писал Терентьев Александр, берегите себя и своих детей.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *