Права ребенка в школе в Казахстане
Механизмы защиты прав ребенка в республике Казахстан
Правозащита ХХI век защита прав детей, защита прав ребенка для экстренной психологической помощи по телефону, конвенция о правах ребенка, защита прав. Конечно же, но и гарантии по использованию труда матери (женщины). Дети опять-таки выступают в роли жертвы экономических, которые также уполномочены защищать права детей. Дети практически не способны самостоятельно защищать свои права и отстаивать собственные интересы, размер которого также определен законодательством. Несмотря на явный прогресс, превратился в субъект права. Пока в данной сфере в нашей стране не будет созданы законодательные механизмы и стабильная практика применения, трудового законодательства о матери и ребенке, существуют также некоторые международные механизмы защиты и механизмы защиты прав ребенка.
Мир ребенка хрупок и беззащитен. Он неспособен самостоятельно противостоять злу, насилию, лжи. Ему так необходима надежная опора и действенная защита. Издревле считалось, что все лучшее должно принадлежать детям, и взрослые должны следовать этой заповеди.Именно дети, в силу присущего им недостаточного для самостоятельной жизни уровня физического, умственного, психического развития и жизненного опыта, всегда нуждались и будут нуждаться в повседневной опеке взрослых, а на уровне государственной власти и местного самоуправления в социальной защите. Поэтому, содержание детей, удовлетворение их разумных потребностей, защита от невзгод и опасностей всегда были и остаются естественной потребностью и обязанностью человека, общности людей человеческого общества, государства. Возникнув в качестве мощного инстинкта продолжения человеческого рода, элементарные составляющие заботы о детях постепенно развиваются, обогащаются, совершенствуются и складываются в многоплановую, многоуровневую, многоаспектную систему социальной защиты детства.В 1994 году Казахстан ратифицировал Конвенцию ООН о правах ребенка. Таким образом, страна подтвердила необходимость правовой защиты детей.
Основные права и обязанности ребенка закреплены в Законе Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан». В законе регламентированы права ребенка на охрану здоровья, на индивидуальность и ее сохранение, на жизнь, личную свободу, неприкосновенность достоинства и частной жизни, на свободу слова и совести, информацию и участие в общественной жизни, на необходимый уровень жизни, имущественные права ребенка, права ребенка на жилище, образование, свободу труда, государственную помощь, отдых и досуг, а также обязанности ребенка.
В целях обеспечения наиболее полной защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних детей предусмотрены статьи в Кодексе «О браке (супружестве) и семье». В нашей стране созданы государственные учреждения при Министерстве образования и науки, обеспечивающие защиту детей, а также Комитет по защите прав детей и департаменты.
В соответствии с Конституцией Республики Казахстан забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей. Семья и дети находятся под защитой государства.
В июле 1994 года Казахстан ратифицировал Конвенцию о правах ребенка. В 2000 году Президентом страны подписаны факультативные протоколы к Конвенции о правах ребенка, касающиеся участия детей в вооруженных конфликтах, торговли детьми, детской проституции и детской порнографии. В целях обеспечения прав подрастающего поколения приняты концептуально новые законы: «Об образовании», «Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан», «О браке и семье», «О специальном государственном пособии» и другие, в которых предусмотрены специальные главы и разделы, способствующие реализации основных положений Конвенции о правах ребенка. Установление возраста совершеннолетия в действующем гражданском законодательстве Республики Казахстан, возраста вступления в брак, также для прохождения воинской службы с 18 лет не противоречит положениям названной Конвенции. Отдельными правами, например, на труд, ребенок вправе пользоваться наравне со взрослым с 16 лет, возраст уголовной ответственности определен с 14 лет.Право на жизнь, закрепленное в ст.15 Конституции, отвечает требованиям нормы Конвенции. Это право в уголовно-правовом аспекте обеспечивается мерами по защите от насильственного посягательства на жизнь, физическую неприкосновенность. На максимальное обеспечение выживания и здоровое развитие детей в экологически трудных зонах направлены специальные законы о защите детей Аральского и Семипалатинского регионов.
Конституция Республики Казахстан, Закон «Об общественных объединениях» гарантируют ребенку, как и любому гражданину, право свободно формировать и выражать собственные взгляды.Вопросы гражданства детей регламентированы Конституцией, Гражданским кодексом и Законом «О гражданстве» и соответствуют требованиям Конвенции. Индивидуальность ребенка обеспечивается при рождении присвоением ему фамилии, имени и отчества в соответствии с Законом «О браке и семье». По достижении 16 лет ребенок сам вправе менять фамилию, имя, отчество по своему усмотрению. Законы Республики Казахстан «О культуре», «О физической культуре и спорте», «О туризме» и др. предоставляют дополнительные механизмы реализации права ребенка на развитие. Таким образом, действующее законодательство Республики Казахстан закрепляет право ребенка на развитие в сфере образования, отдыха, досуга и участия в культурной жизни, что также соответствует положениям Конвенции. Создание новых механизмов для дальнейшей реализации Конвенции о правах ребенка. Предметом постоянного внимания общественности является ход реализации положений Конвенции «О правах ребенка». Первая леди страны, председатель Фонда «Бобек» Назарбаева С.А., в целях создания механизма правовой и социальной защиты ребенка от любых форм дискриминации, инициировала разработку проектов законов «О защите прав детей», «О детских деревнях семейного типа и домах юношества», которые приняты и в настоящее время работают.Главной целью закона «О защите прав детей» является создание максимальных правовых и социально-экономических условий для реализации и защиты прав и законных интересов детей.Закон утверждает равноправие детей независимо от происхождения, расовой, национальной принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, местожительства, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихся детей, и предусматривает меры, направленные на защиту прав ребенка, на образование, охрану здоровья и его политических прав.
Глава закона «Защита прав ребенка в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях» предусматривает меры защиты детей, оставшихся без родительской опеки, детей инвалидов, включая детей с недостатками умственного и физического развития, детей беженцев, детей, пострадавших от стихийных бедствий, аварий и катастроф .В качестве меры защиты социальных прав детей с ограниченными возможностями предусмотрено выделение из республиканского бюджета дополнительных средств для получения ими образования на уровне установленных стандартов.Предусмотрено также оказание государственной финансовой поддержки опекунским (приемным) семьям и детским деревням семейного типа. Детям инвалидам гарантируется бесплатная специализированная медицинская, дефектологическая и психологическая помощь, выбор учебного заведения и трудоустройство в соответствии с возможностями.Предусмотрена специальная статья, запрещающая участие детей в военных действиях. Детям беженцам, лишившимся жилья и личного имущества в результате военных действий, вооруженных конфликтов, предоставляется право на защиту своих интересов.Органы опеки и попечительства по месту нахождения таких детей должны принимать меры для розыска родителей или родственников, оказывать материальную, медицинскую и иную помощь, при необходимости определять их в лечебно-профилактическое, интернатное, другое учебно-воспитательное учреждение. Детям беженцам, в случае потери родителей, обеспечивается такая же социальная защита, как и любому ребенку, оставшемуся без родительской опеки.В специальной главе, посвященной механизмам защиты прав и законных интересов детей, закреплены полномочия государственных органов и неправительственных организаций, а также судов, органов прокуратуры, внутренних дел, опеки и попечительства, нотариата и общественных объединений. Кроме того, постоянно проводится работа по профилактике и предупреждению безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. В ходе акции «Забота» оказана помощь более чем 134 тысячам детей из социально незащищенной категории на сумму около 330 млн тенге и акции «Дорога в школу» 252 тысячам детей из числа малообеспеченных семей оказана материальная помощь на сумму свыше 1,6 млрд тенге. В результате данных мероприятий число беспризорных, безнадзорных детей уменьшилось в 1,3 раза.Изучив и проанализировав в ходе работы над данной статьёй нормативно-правовые документы, регламентирующие работу в области социальной защиты детства, я пришла к следующим выводам. Несмотря на принятые меры в Республике наблюдается целый ряд проблем, связанных с оказанием помощи и поддержки детям. Дети лишены права выбора.Не на словах, а на деле необходимо защищать права и свободы ребенка. Детскими проблемами занимаются все, а получается, что никто. Ребёнок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей. В Казахстане много детей с ограниченными возможностями. В Казахстане на 1 мая текущего года численность детей инвалидов составляет 56 839 человек. Всем известно, что они изолированы от общества, не получают общения со сверстниками. Они не имеют возможности посещать школы, ВУЗы, а о каких-то развлечениях и речи быть не может. Одной из функций средств массовой информации является информационно-просветительская. Однако, печатная продукция, программы телевидения и радио в значительной степени не обеспечивают правовое просвещение, чтобы каждый ребенок и каждый человек знал свои права. Необходимо также повышать уровень осведомленности населения о положениях Конвенции по правам ребенка. В Конвенции о правах ребенка провозглашается, что человечество обязано дать ребенку лучшее, что оно имеет. Также в Статье 3 Конвенции сказано: «Все действия в отношении ребенка должны в полном объеме учитывать его интересы». К сожалению, не могу не сказать о детском труде. С одной стороны в самом главном законе для детей написано, что каждый ребенок имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Дети с четырнадцатилетнего возраста вправе по разрешению родителей, в свободное от учебы время участвовать в общественно-полезном труде, доступном им по состоянию здоровья и развитию, не наносящем вреда физическому, нравственному и психическому состоянию ребенка, а также имеют право на получение профессии. Запрещается принимать или привлекать ребенка на тяжелые физические работы и работы с вредными или опасными условиями труда» (ст. 16 Закон «О правах ребенка»).Но что мы видим на самом деле?
Молодые люди работают на мойках, на автостоянках, работают кондукторами, грузчиками. Молодые девушки в свою очередь работают официантками. А их работодатели зачастую нарушают их права.К числу наиболее острых проблем относится семейное насилие. Потенциальными жертвами жестокого обращения в семье являются дети. Именно родители большей частью повинны в причинении физического насилия и психического воздействия на детей. И как ни странно, дети считают, что матери намного чаще наказывают детей, нежели отцы.Отсутствие взаимопонимания и заботы со стороны взрослых, неблагоприятная атмосфера, неспособность ребенка справиться со стрессами, отсутствие жизненного опыта, это то, что вводит ребенка в состояние депрессии, утраты самоуважения. Затем ребенок прибегает к более пагубным средствам саморазрушения: злоупотребление токсичными препаратами и алкоголем, доступ к огнестрельному оружию, преступность.
Если хотите знать мое мнение, то я считаю, что необходимо усилить контроль со стороны Департаментов по защите прав детей, а также других государственных органов за соблюдением и исполнением детского права. Проводить анкетирование по выявлению фактов нарушения прав детей, акции, конференции в защиту детства, общаться не только с взрослыми, а в первую очередь, с детьми.Дальнейшая судьба планеты находится в руках детей. Каждый взрослый должен это понимать и стоять на защите этого будущего. Только тогда каждый ребенок сможет комфортно ощущать себя в современном мире, не адаптироваться в нем, а достойно жить!
Об образованииСтатья 47. Права, обязанности и ответственность обучающихся и воспитанников
1. Граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан, имеют право на выбор организаций образования и формы получения образования в соответствии с условиями приема.
2. Лица, получающие образование, являются обучающимися или воспитанниками.
К обучающимся относятся учащиеся, кадеты, курсанты, слушатели, студенты, магистранты, интерны, слушатели резидентуры и докторанты.
К воспитанникам относятся лица, обучающиеся и воспитывающиеся в дошкольных, интернатных организациях.
3. Обучающиеся и воспитанники имеют право на:
1) получение качественного образования в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования;
2) обучение в рамках государственных общеобязательных стандартов образования по индивидуальным учебным планам, сокращенным образовательным программам по решению совета организации образования;
3) выбор альтернативных курсов в соответствии с учебными планами;
4) получение дополнительных образовательных услуг, знаний согласно своим склонностям и потребностям на платной основе;
5) участие в управлении организацией образования;
6) восстановление и перевод из одного учебного заведения в другое, с одной специальности или образовательной программы высшего образования на другую, с платной основы на обучение по государственному образовательному заказу или с одной формы обучения на другую;
7) бесплатное пользование информационными ресурсами в организациях образования, в том числе в доступной форме для инвалидов, детей с ограниченными возможностями, обеспечение учебниками, учебно-методическими комплексами и учебно-методическими пособиями, в том числе изготовленными для инвалидов, детей с ограниченными возможностями;
8) бесплатное пользование спортивными, читальными, актовыми залами, компьютерными классами и библиотекой;
9) получение информации о положении в сфере занятости населения в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
10) свободное выражение собственного мнения и убеждений;
11) уважение своего человеческого достоинства;
12) поощрение и вознаграждение за успехи в учебе, научной и творческой деятельности.
4. Обучающиеся и воспитанники всех организаций образования очной формы обучения, независимо от ведомственной подчиненности, имеют право на:
1) льготный проезд на общественном транспорте (кроме такси) по решению местных представительных органов;
2) совмещение обучения с работой в свободное от учебы время;
3) отсрочку от призыва на воинскую службу в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
5. По медицинским показаниям и в иных исключительных случаях обучающемуся может предоставляться академический отпуск.
6. Граждане, окончившие организации образования, обладают равными правами при поступлении в организации образования следующего уровня.
6-1. Исключен Законом РК от 09.04.2016 № 501-V (вводится в действие с 01.01.2017).
6-2. Исключен Законом РК от 09.04.2016 № 501-V (вводится в действие с 01.01.2017).
7. Студентам, интернам, магистрантам, докторантам, слушателям резидентуры, слушателям подготовительных отделений организаций высшего и (или) послевузовского образования, обучающимся в организациях образования по государственному образовательному заказу по очной форме обучения, может выплачиваться государственная стипендия. Правила назначения и выплаты государственной стипендии, а также ее размеры утверждаются Правительством Республики Казахстан.
Государственная именная стипендия выплачивается наиболее одаренным магистрантам организаций высшего и (или) послевузовского образования и обучающимся организаций высшего и (или) послевузовского образования Республики Казахстан по очной форме обучения на основании решений ученых советов организаций высшего и (или) послевузовского образования.
Инвалиды по зрению и инвалиды по слуху, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся под опекой (попечительством), а также студенты и магистранты, имеющие по результатам очередной промежуточной аттестации обучающихся только оценки «отлично», имеют право на получение повышенной государственной стипендии, размер которой определяется Правительством Республики Казахстан.
Именные стипендии, учреждаемые физическими и юридическими лицами, назначаются обучающимся по очной форме обучения в организациях технического и профессионального, послесреднего, высшего и (или) послевузовского образования.
Размеры именных стипендий и порядок их выплаты определяются органами и лицами, их учредившими.
8. Исключен Законом РК от 24.10.2011 № 487-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Примечание РЦПИ!
В пункт 9 предусмотрено изменение Законом РК от 04.07.2018 № 171-VI (вводится в действие с 01.09.2023).
9. Обучающиеся, принятые на обучение в соответствии с государственным образовательным заказом, обеспечиваются организациями образования местами в общежитиях в порядке, определяемом уполномоченным органом в области образования.
10. Отвлечение обучающихся и воспитанников от учебного процесса не допускается.
11. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся и (или) воспитывающиеся в организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержатся на полном государственном обеспечении.
12. Отдельным категориям обучающихся и воспитанников предоставляются и другие льготы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
13. Обучающиеся на основе государственного образовательного заказа в организациях технического и профессионального, послесреднего, высшего и (или) послевузовского образования имеют право на льготный проезд в период зимних и летних каникул на междугородном железнодорожном и автомобильном транспорте (кроме такси).
14. Обучающиеся и воспитанники обязаны овладевать знаниями, умениями, практическими навыками и компетенциями в соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов образования, соблюдать правила внутреннего распорядка, выполнять другие требования, предусмотренные уставом организации образования и договором о предоставлении образовательных услуг.
15. Обучающиеся и воспитанники обязаны заботиться о своем здоровье, стремиться к духовному и физическому самосовершенствованию.
15-1. Обучающиеся в организациях среднего образования обязаны соблюдать требования к обязательной школьной форме, установленные уполномоченным органом в области образования.
Обучающиеся в иных организациях образования обязаны соблюдать форму одежды, установленную в организации образования.
16. Обучающиеся и воспитанники обязаны уважать честь и достоинство педагогического работника, традиции учебного заведения, в котором они обучаются.
17. Граждане из числа сельской молодежи, поступившие в пределах квоты, установленной подпунктом 3) пункта 8 статьи 26 настоящего Закона, на обучение по педагогическим, медицинским и ветеринарным специальностям, обязаны отработать соответственно в государственных организациях образования, государственных медицинских организациях, в подразделениях государственных органов, осуществляющих деятельность в области ветеринарии, либо в государственных ветеринарных организациях, расположенных в сельской местности, не менее трех лет после окончания организации высшего и (или) послевузовского образования.
Граждане Республики Казахстан, поступившие на педагогические и медицинские специальности на основе государственного образовательного заказа, обязаны отработать в государственных организациях образования и государственных организациях здравоохранения не менее трех лет после окончания организации высшего и (или) послевузовского образования.
Граждане Республики Казахстан, обучившиеся по другим специальностям на основе государственного образовательного заказа, обязаны отработать не менее трех лет в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
Граждане, поступившие на обучение в докторантуру по программе докторов философии (PhD) на основе государственного образовательного заказа, обязаны отработать в организациях высшего и (или) послевузовского образования или научных организациях не менее трех лет после завершения обучения.
Обеспечение мониторинга и контроля за соблюдением выполнения лицами, указанными в настоящем пункте, своих обязанностей по отработке или возмещению расходов бюджетных средств в случае неотработки возлагается на оператора уполномоченного органа в области образования.
Граждане Республики Казахстан из числа сельской молодежи, поступившие в пределах квоты, установленной подпунктом 6) пункта 8 статьи 26 настоящего Закона, на обучение по педагогическим, техническим и сельскохозяйственным специальностям, обязаны отработать в регионе по месту обучения не менее трех лет после окончания организации высшего и (или) послевузовского образования.
17-1. Право на первоочередное распределение на работу в государственные организации образования и государственные медицинские организации имеют:
1) лица, супруг (супруга) которых проживают, работают или проходят службу в населенном пункте, предоставившем вакансию;
2) лица, у которых один или оба родителя являются инвалидами, а также лица, являющиеся опекунами и попечителями, постоянно проживающие в населенном пункте, предоставившем вакансию.
17-2. Освобождение от обязанности по отработке, предусмотренной пунктом 17 настоящей статьи, предоставляется решением комиссии по персональному распределению молодых специалистов следующим категориям молодых специалистов:
1) лицам в случае отсутствия вакансий в населенном пункте по месту проживания, работы или прохождения службы супруга (супруги);
2) инвалидам I и II группы;
3) лицам, поступившим для дальнейшего обучения в магистратуру, резидентуру, докторантуру;
4) беременным женщинам, лицам, имеющим, а также самостоятельно воспитывающим ребенка (детей) в возрасте до трех лет.
17-3. Прекращение обязанности по отработке, предусмотренной пунктом 17 настоящей статьи, без возмещения расходов, понесенных за счет бюджетных средств, связанных с обучением, наступает:
1) в связи с исполнением обязанностей по отработке;
2) в связи со смертью обучающегося (молодого специалиста), подтверждаемой соответствующими документами;
3) в случае установления инвалидности I и II группы в течение срока отработки;
4) в связи с освобождением от обязанности по отработке в случаях, предусмотренных пунктом 17-2 настоящей статьи.
17-4. За неисполнение обязанности по отработке, предусмотренной пунктом 17 настоящей статьи, молодой специалист обязан возместить расходы, понесенные за счет бюджетных средств в связи с его обучением, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17-2 настоящей статьи, в бюджет.
17-5. На требования оператора уполномоченного органа в области образования по возмещению расходов бюджетных средств в случае неисполнения молодыми специалистами обязанности по отработке, предусмотренной пунктом 17 настоящей статьи, исковая давность не распространяется.
18. За нарушение обязанностей обучающимися, воспитанниками к ним могут быть применены меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные правилами внутреннего распорядка и уставом организации образования, либо иные меры, предусмотренные договором о предоставлении образовательных услуг.
Сноска. Статья 47 с изменениями, внесенными законами РК от 19.01.2011 № 395-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 24.10.2011 № 487-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 09.01.2012 № 535-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 21.07.2015 № 337-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 13.11.2015 № 398-V (порядок введения в действие см. ст.2); от 24.11.2015 № 421-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 03.12.2015 № 433-V (вводится в действие с 01.01.2016); от 09.04.2016 № 501-V (вводится в действие с 01.01.2017); от 04.07.2018 № 171-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 04.07.2018 № 172-VІ(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Как-то привычнее слышать об обязанностях школьников: делать уроки, ходить в школу, не опаздывать на занятия и т.д., но редко упоминается об их правах. Неужели всю школьную жизнь ребенок должен исполнять указания и следовать установленным правилам? А за непослушание получать двойки, нарекания со стороны учителей при одноклассниках? Каждая школа имеет нормативно-правовые документы (они отличаются между собой статусом образовательного учреждения) и, если их просмотреть, то выясняется, что у школьника есть не только обязанности, но и права. Вот отдельные пункты устава школы — гимназии, находящейся в Алматинской области. Учащиеся имеют право: — на получение бесплатного общего образования в соответствии с общеобразовательными стандартами; — на уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений; — на получение дополнительных образовательных услуг, в т.ч. платных; — на обучение в рамках общеобязательного стандарта по индивидуальному учебному плану в соответствии с законодательством; — на бесплатное пользование библиотечным фондом Гимназии, на медицинское обслуживание; — на участие в управлении Гимназией согласно Уставу и другим актам, поступать в любую школу. Помимо внутришкольных документов, есть другие юридические документы, например Закон Республики Казахстан «Об образовании» Статья 36. Права и обязанности обучающихся и воспитанников. Из большого перечня пунктов хочется уделить внимание только нескольким следующим, на мой взгляд, очень важным: 8) свободное выражение собственных мнений и убеждений; 9) уважение своего человеческого достоинства; 10) поощрение и вознаграждение за успехи в учебе, научной и творческой деятельности. Так же существуют и международные документы, Декларация прав школьника. Например, в ст.3 п.4 сказано: «Каждый школьник имеет право на свободу от эксплуатации. Никто не может использовать как физический, так и интеллектуальный труд школьника без его согласия». Если дать нашим ученикам почитать эту декларацию, то вряд ли их можно будет заставить подметать улицы и мыть пол в кабинетах после уроков… Хочется подробней остановиться на ситуациях, в которых права школьников нарушаются наиболее часто. Итак:
Описание ситуации | Нарушения прав школьника в этом действии | Цитата из правового документа, подтверждающее что, это нарушение |
Часто учителя «снимают» с уроков учеников для выполнения внешкольных мероприятий. | Дети жертвуют своими знаниями. | Каждый школьник имеет право на свободу от эксплуатации. Никто не может использовать как физический, так и интеллектуальный труд школьника без его согласия. (Декларация прав школьника) |
Ученик школы, не сделав домашнее задание, вынужден выслушать от учителя тираду по поводу того, какой он плохой, неисполнительный, малодумающий, все вечно забывающий и т.д. и т.п. Были упомянуты все возможные мелкие недочеты в предыдущих работах, промахи и ошибки, как показатель постоянства. Когда ученик пытался высказать свою точку зрения, учительница сказала, что тема обсуждению не подлежит. | Ученику не дали возможность свободно высказать свое мнение, хотя он соблюдал все правила вежливого общения. | Дети имеют право свободно выражать свое мнение, соблюдая при этом нормы вежливости, уважая собеседников, родителей, учителей. (Конвенция о правах ребенка) |
Учительница в порыве гнева имеет привычку обзывать учеников, унижая их. | уважение человеческого достоинства | Каждый ученик имеет право на уважение своего человеческого достоинства. (Закон об образовании Республики Казахстан) |
Мало того, права школьников, нарушаются не только в период всего обучения, но и на первом этапе знакомства со школой, буквально с подачи документов в первый класс. Во многих школах практикуется обследование детей при приеме всевозможными психолого-медико-социально-педагогическими и тому подобными комиссиями. Фактически это не что иное, как скрытый конкурсный отбор. По закону, все дети, достигшие школьного возраста, должны быть зачислены в 1-й класс общеобразовательного учреждения, независимо от уровня их подготовки. Исключение составляют частные школы, у них есть право отбора учащихся по отдельным категориям. Какую силу имеют выводы и заключения таких приемных комиссий? Например, вам выдали заключение, что ваш ребенок не подготовлен, неадекватен, заторможен и прочее. В соответствии с действующим законодательством, заключение психолого-педагогической или медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению носит лишь рекомендательный характер для родителей и ни в коей мере не должно являться поводом для отказа в приеме. Родителям следует знать, что Учеников не выбирают, и система образования создана для реализации вашего права на выбор школы. А не наоборот! Нет у директора школы конституционного права выбирать родителей и детей потому как право ребенка на образование не ставится Конституцией в зависимость от наличия в близлежащей (либо наиболее подходящей) школе свободных мест. Зачастую, при возникновении конфликтных ситуаций, большинство родителей предпочитает не высказывать своих претензий школьной администрации, тем более с самого начала учебного года, опасаясь, что это впоследствии аукнется ребенку недоброжелательным, пристрастным отношением и заниженными оценками. Существуют и более сложные ситуации. Уже никого не удивляет психологическое насилие над учениками, как со стороны одноклассников, так и учителей. Часто именно по этой причине дети прогуливают занятия. Конечно, кому будет приятно, когда при всем классе после очередного диктанта, делают замечания относительно постоянно повторяющихся ошибок. О каком уважении к учителю может идти речь? Да, неприятно, но это еще можно пережить, уладить ситуацию, обратиться к школьному психологу. А что делать, когда происходит физическое насилие? Что может быть страшнее для родителей, отправляющих своего ребенка в школу? Несмотря на то, что в республике запрещено телесное наказание в образовательных учреждениях, факты применения неподходящих дисциплинарных методов, включая физическое наказание, существуют, что не может не настораживать. В 28-й статье Конвенции о правах ребенка говорится, что государства-участники помнят и заботятся об обеспечении школьной дисциплины гуманными методами. Но случаи некорректного поведения отдельных педагогов в системе образования Республики — не редкость. Причем нарушители прав детей уверены в собственной безнаказанности, потому что они востребованы в своей школе, и администрация будет защищать каждого учителя, при этом не вспоминая о правах и интересах ребёнка. В подобных ситуациях пострадавших детей чаще всего характеризуют с отрицательной стороны. В Общественную приемную Рабочей группы по защите прав детей Республики Казахстан поступают обращения от родителей учащихся, свидетельствующие о плохом обращении с детьми со стороны учителей школ. Подобные факты были выявлены в гг. Алматы, Павлодаре, Костанайской и др. областях. Так, например, из заявления А. А. следует, что в одной из музыкальных школ г.Алматы учитель, применив физическое насилие, посадил детей в шкаф, подперев дверь стулом и оставив их там на некоторое время. После того, как напуганные, задыхающиеся и заплаканные дети вышли из шкафа, учитель поставил их и стал бить головой о стену. Факт избиения был подтвержден одноклассниками. Все попытки А. А. (матери пострадавшего) защитить права ребенка и добиться справедливости с помощью администрации школы не увенчались успехом. При этом директор школы не только не наказал виновного педагога, но и встал на сторону зарвавшегося педагога. В г. Павлодаре одна из мам, пытаясь защитить своего ребенка, сама оказалась жертвой несправедливого судебного преследования со стороны преподавателя К., который применил рукоприкладство и оскорбил ее ребенка нецензурными словами. В данном случае понес наказание только директор школы № 5, а сам педагог, который позволил себе такое малодостойное поведение в отношении ребенка, продолжает учить детей. Но будем объективны: права учителей ущемляются не меньше. Им часто приходится выполнять те или иные задания по поручению руководства. Может, сам учитель не отрывал бы детей от урока, отправляя их подметать улицы, ведь у него есть определенный план занятий, но потерять работу за неподчинение, тоже не хочется. Нередко и сами ученики провоцируют учителя, мешая проведению занятия. Но в любом случае педагог имеет больше возможностей не вступать в конфликт с ребенком. У него всегда есть право выбора: он может отказаться вести предмет в определенном классе, может поменять работу. А у ученика нет права выбора, даже несмотря на плохое поведение, ему все равно придется идти в школу. И, — нравится, не нравится, — ходить на уроки к учителям, к которым относится негативно. Электронный адрес автора: v_nechukhrannyy@mail.ru