Ст 8 6 КоАП РФ
Самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Комментарий к Ст. 7.6 КоАП РФ
1. В целях защиты прав собственников, владельцев, других водопользователей и обеспечения порядка водопользования законодателем в КоАП РФ была введена комментируемая статья.
Согласно ст. 8 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации, за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу.
В силу ст. 21 ВК РФ право пользования водными объектами может быть приобретено физическими и юридическими лицами на основании договоров водопользования или специального решения о передаче объекта в пользование.
2. Предусмотренный комментируемой статьей состав административного правонарушения является формальным, поскольку наступает независимо от возникновения негативных последствий. Объективная сторона выражается в виде совершения активных действий, направленных на фактическое завладение водным объектом целиком или в части в целях использования в последующем для удовлетворения личных, хозяйственных или иных нужд, а также для извлечения прибыли, без оформления в установленном законом порядке необходимых документов либо с нарушением условий, установленных разрешительными документами.
Только при совершении административного правонарушения, заключающегося в самовольном занятии водного объекта, допускается лишь умышленная форма вины, иные правонарушения, охватываемые комментируемой статьей, могут быть совершены как при умышленной, так и при неосторожной формах вины.
В санкции рассматриваемой статьи прямо указаны субъекты данного правонарушения.
О нарушениях земельного законодательства
КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ
ПИСЬМО
от 29 марта 1994 года N 3-14-1/404
О нарушениях земельного законодательства
Роскомзем направляет для руководства и использования в практической работе следующие документы:
— приказ Роскомзема от 18.02.94 N 18 «Об утверждении Инструкции о порядке работы госземинспекторов по привлечению физических, должностных и юридических лиц к административной ответственности за нарушение земельного законодательства» /зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 марта 1994 г. N 528/ на 18 листах.
— письмо Центрального банка Российской Федерации от 17.02.92 N 02-31/2293 — на 1 листе.
— определение основных понятий видов нарушений земельного законодательства — на 2 листах.
Заместитель председателя Комитета
С.Л.Громов
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕДСЕДАТЕЛЮ КОМИТЕТА ПО
(Банк России) ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЕ И
ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ ПРИ
ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ
ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ФЕДЕРАЦИИ
103016, Москва, КОМОВУ Н.В.
ул.Неглинная,12
119862, г.Москва,
от 17.12.92 N 02-31/2293 ул.Льва Толстого, 5/1
Центральный банк Российской Федерации рассмотрел проекты постановлений Правительства Российской Федерации «О внесении дополнений в Положение о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 1992 года N 594» и считал бы возможным изложить дополнение в следующей редакции:
«Взыскание денежных средств в размере суммы штрафа с юридических лиц, за исключением иностранных и международных организаций, привлеченных к административной ответственности за нарушение земельного законодательства, производится в бесспорном порядке на основании постановлений комиссий специально уполномоченных органов, осуществляющих государственный контроль за охраной и использованием земель.
Взыскание денежных средств с иностранных, международных организаций, предпринимателей без образования юридического лица и граждан производится на основании решения арбитражного суда или суда».
А.В.Войлуков
Определение основных понятий видов нарушений земельного законодательства
1. Самовольное занятие земельных участков — использование земельного участка физическим или юридическим лицом до установления границ земельного участка в натуре (на местности) и получения в установленном порядке документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования или аренды. Орган местного самоуправления может разрешить приступить к использованию земельных участков для сельскохозяйственных целей до выдачи указанных документов при условии указания границ земельного участка в натуре (на местности) с вручением чертежа (плана земельного участка).
2. Противоправные действия, повлекшие самовольное занятие земель — принятие устного или письменного разрешающего указания (постановления, распоряжения, решения) на занятие или использование земельного участка, предоставление которого не оформлено в установленном порядке, а также принятие решения о предоставлении земельного участка с превышением своих полномочий.
3. Нерациональное использование сельскохозяйственных земель самовольный перевод ценных сельскохозяйственных угодий в менее ценные, использование угодий способами, приводящими к снижению плодородия почв, необеспечение выполнения утвержденных в установленном порядке мероприятий по защите земель от вредных воздействий и влияний, ведущих к ухудшению свойств земли и экологической обстановки на ней.
Конкретные показатели нерационального использования земель разрабатываются органами Роскомзема и могут утверждаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Признаками нерационального использования земель являются: низкие урожаи, засоренность посевов, низкий уровень агротехники, проявление признаков деградации почв, отрицательный баланс питательных веществ в почве и другие показатели, характерные для каждого конкретного региона.
4. Невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв — необоснованное сокращение или невыполнение предусмотренных соответствующими решениями и проектными материалами объемов агротехнических, лесомелиоративных, гидротехнических, мелиоративных, культуртехнических, рекультивационных и других работ, финансируемых за счет бюджета или внебюджетных фондов.
5. Использование земельных участков не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель — фактическое использование земельных участков в целях, не соответствующих целевому назначению, установленному при предоставлении земельного участка собственнику, землевладельцу, землепользователю, арендатору, а также несоблюдение режима использования земель, в случаях установления таких ограничений и обременений правами других лиц.
6. Систематическое невнесение платежей за землю — неуплата земельного налога в течение двух лет и непогашение задолженности по уплате земельного налога в течение последующего года, неуплата в установленные сроки арендной платы, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, причиненных убытков и нанесенного ущерба.
7. Захламление земель — накопление (складирование) на земельных участках коммунально-бытовых отходов, отходов производственной деятельности предприятий и транспорта, порубочных остатков на просеках и лесных делянках, складирование строительных материалов, оборудования и т.п. в непредусмотренных для этих целей местах.
8. Порча и уничтожение плодородного слоя почвы — частичное или полное разрушение почвенного покрова, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно, либо требуют введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв.
Порча и уничтожение плодородного слоя почвы является результатом нарушения правил ведения вскрышных работ при разработке месторождений полезных ископаемых, нарушения установленного режима использования земель, хищения, невыполнения или некачественного выполнения обязательных мероприятий, предусмотренных в соответствующих решениях и проектных материалах по снятию и сохранению плодородного слоя почвы, предотвращению ветровой и водной эрозии, опустынивания, подтопления, переувлажнения, заболачивания и других процессов, ухудшающих состояние земель.
9. Нарушение сроков возврата временно занимаемых земель, невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению — несоблюдение арендаторами условий договора аренды земельных участков в части своевременного возврата земель арендодателям, невыполнение предусмотренного комплекса работ (рекультивации) на временно занимаемых землях для приведения их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
10. Проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель внедрение не прошедших соответствующую экспертизу технологий проведения мелиоративных, культуртехнических, рекультивационных и других работ, разработка карьеров, создание очистных сооружений, хвостохранилищ и других объектов с нарушением утвержденной документации, норм и правил и приводящих к ухудшению состояния земель на данном участке, а также на прилегающих территориях, что приводит к необходимости установления ограничений по использованию земель.
11. Искажение сведений о состоянии и использовании земель приписки и искажение сведений в статистической документации о наличии, состоянии и использовании земельных угодий, объемов выполненных работ по мелиорации, культуртехнике, рекультивации и иных мероприятий.
12. Нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков и сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда — непринятие мер по своевременному рассмотрению заявлений граждан о предоставлении им земельных участков, недоведение до граждан информации о ходе формирования фонда перераспределения земель и месте нахождения включенных в него земельных участков.
13. Уничтожение межевых знаков — действия, приводящие к утрате в натуре (на местности) границ земельных участков (запахивание, хищение или уничтожение межевых знаков, другими способами) и к необходимости проведения работ по их восстановлению.
14. Уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний, выданных должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель по вопросам устранения нарушений земельного законодательства непринятие мер по устранению нарушений земельного законодательства в сроки, определенные госземинспекторами и их заместителями в Указаниях об устранении нарушений земельного законодательства, Требованиях о приостановке работ, эксплуатации объектов, Предписаниях о прекращении финансирования (кредитования) строительства и эксплуатации объектов, Решениях о приостановке неправомерных решений органов местного самоуправления и т.п.
Подача жалобы или принесение протеста в 10-дневный срок со дня вынесения названных предписаний приостанавливает их исполнение до рассмотрения жалобы или протеста в установленном порядке.
Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (ст.ст. 8.1 — 8.49)
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в наименование главы 8 настоящего Кодекса внесены изменения
См. текст наименования в предыдущей редакции
Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей
среды и природопользования
ГАРАНТ:
О некоторых вопросах применения главы 8 настоящего Кодекса см. постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 2011 г. N 11
- Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов
- Статья 8.2. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления
- Статья 8.2.1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой
- Статья 8.2.2. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов
- Статья 8.2.3. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства
- Статья 8.3. Нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами
- Статья 8.4. Нарушение законодательства об экологической экспертизе
- Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации
- Статья 8.5.1. Нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год
- Статья 8.5.2. Сокрытие сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов или включение недостоверных сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов в акт лесопатологического обследования
- Статья 8.6. Порча земель
- Статья 8.7. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв
- Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
- Статья 8.9. Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов
- Статья 8.10. Нарушение требований по рациональному использованию недр
- Статья 8.11. Нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр
- Статья 8.12. Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах
- Статья 8.12.1. Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе
- Статья 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов
- Статья 8.14. Нарушение правил водопользования
- Статья 8.15. Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств
- Статья 8.16. Невыполнение правил ведения судовых документов
- Статья 8.17. Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море требований или условий лицензии
- Статья 8.18. Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации
- Статья 8.19. Нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации
- Статья 8.20. Незаконная передача минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации
- Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха
- Статья 8.22. Выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума
- Статья 8.23. Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума
- Статья 8.24. Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования
- Статья 8.25. Нарушение правил использования лесов
- Статья 8.26. Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов
- Статья 8.27. Нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению
- Статья 8.28. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан
- Статья 8.28.1. Нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней
- Статья 8.29. Уничтожение мест обитания животных
- Статья 8.30. Уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ
- Статья 8.30.1. Нарушение порядка проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры
- Статья 8.31. Нарушение правил санитарной безопасности в лесах
- Статья 8.32. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах
- Статья 8.32.1. Ненаправление, несвоевременное направление, направление недостоверной информации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений
- Статья 8.32.2. Включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений
- Статья 8.32.3. Невыполнение мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации
- Статья 8.33. Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов
- Статья 8.34. Нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций
- Статья 8.35. Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений
- Статья 8.36. Нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и водных биологических ресурсов
- Статья 8.37. Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира
- Статья 8.38. Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов
- Статья 8.39. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях
- Статья 8.40. Нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды и активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы
- Статья 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду
- Статья 8.41.1. Неуплата в установленные сроки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров
- Статья 8.42. Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
- Статья 8.43. Нарушение требований к осуществлению деятельности в Антарктике и условий ее осуществления
- Статья 8.44. Нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах зон затопления, подтопления
- Статья 8.45. Невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод
- Статья 8.45.1. Нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в лесопарковом зеленом поясе
- Статья 8.46. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений
- Статья 8.47. Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности без комплексного экологического разрешения
- Статья 8.48. Несоблюдение требований к сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания
- Статья 8.49. Нарушение порядка ведения реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования
<< Статья 7.35. Нарушение порядка согласования при совершении сделки по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом |
Статья 8.1. >> Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений… |
|
Содержание Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) |
Арбитражный суд Московской области
Проспект Академика Сахарова, дом 18, г. Москва, Россия, ГСП-6, 107996
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕШЕНИЕ
г. Москва
«#####» июня 2009 г. Дело № #####
Резолютивная часть решения объявлена ##### мая 2009 г. Полный текст решения изготовлен ##### июня 2009 г.
Арбитражный суд Московской области в составе судьи ##### Р. А., при ведении протокола судебного заседания судьей ##### Р. А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «#####» (далее — ООО «#####»)
к Министерству экологии и природопользования Московской области (далее -Минэкологии МО)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении
в судебном заседании участвует представитель заявителя Кулакова И. А., действующая по доверенности от 05.05.2009 г.
УСТАНОВИЛ:
ООО «#####» обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявление о признании незаконным и отмене постановления № 5—147-268/09 о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, вынесенного 04.03.2009 г. главным специалистом государственным инспектором Минэкологии МО, которым ООО «#####» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
В заявлении указано, что законный представитель ООО
«#####» не был уведомлен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, представитель ООО «#####», участвовавший в процедуре составления протокола, не имел соответствующих полномочий. Кроме того, указано в заявлении, ООО «#####» не осуществляет деятельности в сфере обращения с отходами.
Минэкологии МО, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направило. В суд поступило ходатайство Минэкологии МО о рассмотрении дела без его участия. Ходатайство удовлетворено.
Дело слушается в порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) в отсутствие представителя Минэкологии МО.
В судебном заседании представитель ООО «#####» поддержал требования по основаниям, указанным в заявлении.
Из материалов дела арбитражный суд установил следующее.
ООО «#####» зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации юридических лиц (л. д. 35).
19.12.2008 г. должностными лицами Управления милиции по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей среды была проведена проверка на предмет соблюдения ООО «#####», расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, д. Брехово. д. 80, природоохранного законодательства. Составлен Акт проверки от 19.12.2008г. (л. д. 29—30).
19.12.2008 г. инспектором 6 отдела УМБПОООС ГУВД по Московской области составлен протокол об административном правонарушении, административная ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, в котором указано, что ООО «#####» допущено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными отходами, выразившееся в отсутствии проекта лимитов размещения отходов, навалов отходов производства и потребления на открытом грунте на площади 5 кв. м. (л. д. 27—28).
Протокол для принятия решения направлен в Министерство экологии и природопользования Московской области (л. д. 26).
Постановлением № 5—147-268/09 о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, вынесенным 04.03.2009 г. главным специалистом государственным инспектором Минэкологии МО, ООО «#####» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20000 руб. (л. д. 22—23).
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «#####» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, в производстве по делу об административном правонарушении необходимо доказать, что имел место факт совершения правонарушения и что лицо виновно в его совершении.
Арбитражный суд считает, что в судебном заседании указанные обстоятельства административным органом не доказаны.
В силу ст. 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В ст. 28.2 КоАП РФ подробно регламентируется процедура составления протокола об административном правонарушении, в связи с чем протокол является основной формой фиксации доказательств по делу об административном правонарушении. Требования к составлению протокола об административном правонарушении, установленные ст. 28.2 КоАП РФ, направлены на обеспечение соблюдения гарантий защиты прав лиц, привлекаемых к административной ответственности.
Так, протокол об административном правонарушении вносятся объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело (ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ), при составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ).
При нарушении установленной процедуры протокол не может рассматриваться в качестве доказательства, поскольку в силу ч. 3 ст. 64 АПК РФ и ч. 3 ст. 26.2. КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона, несоблюдение процессуального порядка получения доказательств делает его недопустимым. Протокол об административном правонарушении может быть принят арбитражным судом в качестве доказательства лишь при его соответствии требованиям ст. 28.2. КоАП РФ.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 24 Постановления от 26.07.2007 г. № 46 указал, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
В силу ч.2 ст. 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым.
В соответствии с выпиской из Протокола № 6 общего собрания Учредителей ООО «#####» от 01.10.2007г. генеральным директором избран Багдасарян З. А. (л. д. 39).
При составлении протокола об административном правонарушении, которое состоялось 19.12.2008г., законный представитель ООО «#####» не присутствовал. Доказательств надлежащего уведомления законного представителя (генерального директора) ООО «#####» о месте и времени составления протокола административным органом суду не представлено.
При таких обстоятельствах доводы представителя заявителя о том, что генеральный директор был лишен возможности прибыть в административный орган к назначенному времени, являются обоснованными.
Вручение 19.12.2008г. заместителю генерального директора ООО «#####» ##### А. З., действующему по доверенности от 04.04.2007г. (л. д. 33), уведомления о том, что протокол будет составлен в этот же день в 11 часов 30 минут (л. д. 31), и участие его в составлении протокола об административных правонарушениях также не является доказательством того, что законному представителю ООО «#####» было заранее известно о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
В судебном заседании представитель ООО «#####» пояснил, что офис организации находится в г. Солнечногорске, проверка проводилась в д. Брехово на территории производства, где сразу после проверки в присутствии заместителя генерального директора был составлен протокол об административном правонарушении, генеральный директор о составлении протокола не уведомлялся и не знал о наложении штрафа до получения по почте копии постановления.
В постановлении Пленума от 26.07.2007г. № 46 «О внесении дополнений в постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» Высший Арбитражный Суд Российской Федерации разъяснил, что суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Из доверенности, выданной генеральным директором ##### А. З., не следует, что она выдана на участие в указанном административном деле. Более того, полномочия представителя ограничены представлением интересов ООО «#####» по вопросам регистрации договоров залога недвижимого имущества (договоров ипотеки) и дополнительных соглашений к ним с правом получения зарегистрированных документов и свидетельств.
Как видно из указанной доверенности, полномочиями представлять интересы ООО «#####» в административном органе по поводу привлечения к административной ответственности с правом участвовать в процедуре составления протокола об административном правонарушении, получать от административного органа уведомления и другие документы, ##### А. З. не обладал.
В соответствии со ст.25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим кодексом.
Доказательств того, что законный представитель ООО «#####» был административным органом уведомлен о месте и времени рассмотрения административного дела, суду также не представлено.
О месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении телефонограммой также был уведомлен Багдасарян А. З. (л. д. 25).
При указанных обстоятельствах законный представитель ООО «#####» был лишен представленных КоАП РФ гарантий защиты: участвовать в составлении протокола об административном правонарушении и в процессе рассмотрения административного дела, знать, какие обвинения предъявляются, прибегнуть к помощи квалифицированного защитника, предъявить доказательства в обоснование своих доводов, давать объяснения, заявлять отводы и т. п. (ст. 25.1 КоАП РФ).
Из п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Таким образом, нарушение порядка привлечения к административной ответственности может являться самостоятельным основанием для признания постановления по делу об административном правонарушении незаконным и отмене, независимо от того, имело ли место совершение административного правонарушения.
Арбитражный суд считает, что при производстве по делу об административном правонарушении были существенно нарушены права и гарантии ООО «#####», установленные КоАП РФ, что не позволило ему реализовать свои права, а административному органу не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
Согласно ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167—170, 208, 211 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требования, заявленные ООО «#####», удовлетворить.
Постановление № 5—147-268/09 о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, вынесенное 04.03.2009 г. главным специалистом государственным инспектором Минэкологии МО, которым ООО «#####» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ, признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней.
Судья
Р. А. #####
Арбитражный суд Московской области
Обсудить на форуме
Захламление земли несвойственными ей предметами – мусором и твердыми бытовыми отходами является нарушением земельного законодательства. Это приводит к физическому захламлению земель, уплотнению плодородного слоя почвы, нарушению воздушной и водной проницаемости почв.
В силу ст. 77, 78, 79 Земельного Кодекса РФ для ведения сельскохозяйственного производства выделяются сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, залежи), которые имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Таким образом, для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью не только охрану и повышение плодородия почв, но и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота.
Аналогичные нормы содержатся в ст. 13 и 42 Земельного Кодекса РФ, из которых следует, что земельные участки должны использоваться в соответствии с целевым назначением, способами, которые не должны приводить к их загрязнению, захламлению, деградации и ухудшению плодородия почв, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.
На основании ст. 4, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, почвы, а граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать иные требования законодательства.
За невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, для собственников и пользователей земельных участков предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа: на граждан от 20 до 50 тыс. рублей; на должностных лиц – от 50 до 100 тыс. рублей; на юридических лиц – от 400 до 700 тыс. рублей.
Если земельный участок был загрязнен пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, то по совокупности может быть применена еще и ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ. Санкция по этой статье такова: наложение административного штрафа на граждан от 3 до 5 тыс. рублей; на должностных лиц – от 10 до 30 тыс. рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 20 до 40 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 40 до 80 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
За 9 месяцев 2019 года Управление Россельхознадзора по Амурской области на площади более 1,8 га выявлено несанкционированное размещение отходов производства и потребления.
При проведении внеплановой проверки, согласованной с прокуратурой, в отношении индивидуального предпринимателя Чжао Анжелики Васильевны, по адресу: Амурская область, Магдагачинский район, выявлено: на земельном участке категории сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 28:16:011301:489, общей площадью 148450 м2, используемом на праве аренды, выявлены нарушения земельного законодательства: на общей площади 11702 м2 поверхность почв перекрыта отходами производства и потребления (бревна, строительные бетонные плиты, опилки и п.р.). Следовательно землепользователем не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению и защите земель и охране почв, что является нарушением п.п.2 п. 2 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», п. 7 ст. 12 ФЗ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
По факту выявленных нарушений индивидуальный предприниматель Чжао А.В. привлечена к административной ответственности с наложением штрафов в размере 55 тыс. рублей, выдано 2 предписания об устранении выявленных нарушений.
Согласно п. 1 ст. 77 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Во исполнение действующего законодательства индивидуальному предпринимателю предъявлена претензия о возмещении вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды на сумму более 5,6 млн. рублей.