Ростехнадзор штрафы

Ростехнадзор штрафы

Штрафы в сфере промышленной безопасности

Анализ административной практики Ростехнадзора за апрель-июль 2015 года показывает, что все чаще результатом плановых и внеплановых проверок становится наложение штрафов на организации, эксплуатирующие ОПО.
Как правило, инспекторы ФСЭТАН накладывают взыскания за нарушения основных положений Федерального закона № 116 от 21.07.1997 г., действующих ФНП и других нормативных актов в сфере промышленной безопасности, руководствуясь ст. 9.1, 9.19, 14.1, 19.5, 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В данной статье мы подробно разберем, на каком основании могут быть оштрафованы владельцы ОПО, и приведем примеры из практики работы Ростехнадзора.
Советуем изучить:

Итак, организации, эксплуатирующие ОПО, по результатам проверок ФСЭТАН могут быть привлечены к административной ответственности на основании:
– ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) – нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности ОПО, что влечет наложение штрафа:

  • на граждан – от 2000 до 3000 рублей;
  • на должностных лиц – от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года;
  • на юридических лиц – от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

К гражданам относится линейный персонал, работающий на ОПО. Должностным лицом может быть руководитель организации, его заместитель, главный инженер и т.д.
В числе самых распространенных и часто встречающихся «нарушений требований промышленной безопасности» Ростехнадзор в своих предписаниях выделяет:

  • Отсутствие Положения о порядке технического расследования причин инцидентов (ПРИ), согласованного с территориальным управлением ФСЭТАН.
  • Отсутствие Плана мероприятий по локализации и ликвидации аварий на ОПО (ПМЛА) либо отсутствие согласования ПМЛА с руководителем аварийно-спасательного формирования.
  • Отсутствие в Сведениях, характеризующих ОПО, полного перечня технических устройств, фактически применяемых на объекте.
  • Отсутствие заключений экспертизы промышленной безопасности для технических устройств, зданий и сооружений на ОПО с истекшим сроком службы (безопасной эксплуатации).
  • Отсутствие у руководителей и/или специалистов аттестации по общим и специальным требованиям промышленной безопасности.
  • Применение на ОПО оборудования в неисправном состоянии.
  • Отсутствие надлежащим образом оформленной технической документации на оборудование, применяемое на ОПО (паспорта, руководства по эксплуатации) и др.

Нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промбезопасности ОПО представлены следующими формулировками:

  • не переоформлена лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности в связи с изменением наименования лицензируемого вида деятельности и/или в связи с изменением наименования выполняемых работ (оказываемых услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности;
  • отсутствие на ОПО I, II и III классов опасности Планов мероприятий по локализации и ликвидации аварий;
  • нарушение иных требований, указанных в разделе 5 Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (утв. постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 г. N 492).

Привлекая владельцев ОПО к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, Ростехнадзор в большинстве случаев накладывает минимальный штраф 200 000 рублей на юридическое лицо и минимальный штраф 20 000 рублей на должностное лицо (чаще всего – сотрудник, ответственный за производственный контроль).
Штраф может быть выписан как за одно конкретное нарушение, так и за группу нарушений требований промышленной безопасности или условий лицензий. К примеру, Центральное управление Ростехнадзора по результатам плановой выездной проверки привлекло ООО «Русские колбасы» (г. Щелково Московской обл.) к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в виде наложения штрафа на юридическое лицо – 200 тыс. руб. и на должностное лицо – 20 тыс. руб. за следующие нарушения:

  • предприятием не переоформлена лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
  • не разработан план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;
  • отсутствует журнал учета аварий и инцидентов, произошедших на ОПО;
  • сроки проведения режимно-наладочных испытаний водогрейных котлов просрочены.
  • не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО;
  • ответственный за осуществление производственного контроля исполняет обязанности без наличия аттестации на знание общих требований промышленной безопасности.

Аналогичные санкции – штраф на общую сумму 220 000 рублей – применило Межрегиональное технологическое управление Ростехнадзора к ООО «СтройТранс» (г. Москва) в результате проверки соблюдения лицензионных требований (условий лицензий). ФСЭТАН выявила следующие нарушения:

  • не переоформлена лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
  • не осуществляется комплекс мероприятий, включающих мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сети газопотребления: не проводится техническое обслуживание внутреннего газопровода и ГРУ, своевременное восстановление слоя окраски наружного газопровода;
  • отсутствует порядок проведения технического расследования причин инцидентов на ОПО;
  • в процессе эксплуатации газоиспользующего оборудования не проводятся с периодичностью 1 раз в 3 года режимно-наладочные мероприятия.

В ряде случае инспекторы ФСЭТАН прибегают к иному виду административного наказания – приостановлению деятельности организации, эксплуатирующей ОПО. Так, МТУ Ростехнадзора через суд привлекло ООО «СтрИнКом» (г. Москва) к административной ответственности в виде временного приостановления деятельности сроком на 60 суток за следующие нарушения:

  • отсутствие договора на аварийно-спасательное обслуживание ОПО;
  • отсутствие действующего Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, согласованного командиром отряда горноспасательной службы;
  • отсутствие документов, подтверждающих прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • отсутствие документов, подтверждающих создание вспомогательной горноспасательной команды и проведение ежегодной проверки знаний инструкций по безопасным методам и приёмам выполнения работ рабочими организации с участием представителя Ростехнадзора и т.д.

– ч. 2 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) –нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на ОПО, что влечет наложение штрафа:

  • граждан – от 4000 до 5000 рублей;
  • на должностных лиц – от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 1,5 лет;
  • на юридических лиц – от 300 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Данный вид административных правонарушений в сфере ПБ встречается не так часто в силу малого количества ОПО, на которых хранятся, получаются и используются взрывчатые вещества. Однако в информационных сообщениях Ростехнадзора имеются примеры и по данному виду штрафных санкций.
Так, Центральное управление ФСЭТАН по результатам плановой проверки привлекло акционерное общество «Научно-исследовательский инженерный институт» к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа на общую сумму 330 тыс. рублей. Был наложен минимальный штраф: 300 000 руб. на юридическое лицо и 30 000 руб. на должностное лицо. Основанием для наложения штрафа послужили следующие нарушения:

  • лицензия предприятия на осуществление деятельности по эксплуатации ОПО не предусматривает виды работ по хранению воспламеняющихся, окисляющихся, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды;
  • положение о производственном контроле (ППК) не соответствует требованиям промбезопасности;
  • на предприятии отсутствует книга учета выдачи и возврата взрывчатых материалов;
  • комиссией по проверке правильности учета, хранения и наличия взрывчатых материалов на складах не проводятся соответствующие ежемесячные проверки;
  • лица, ответственные за осуществление производственного контроля на ОПО, не прошли аттестацию в области промышленной безопасности;
  • ограда территории склада взрывчатых материалов не соответствует требованиям правил безопасности и имеет высоту менее 2 метров, имеются провисания колючей проволоки;
  • в зданиях складов возле стеллажей и штабелей отсутствуют таблички с указанием взрывчатых веществ, их количества, номера партии, даты изготовления и гарантийного срока хранения;
  • отмостки складов подвергнуты разрушению, имеются локальные трещины, внутри складов имеются локальные повреждения стен и потолка, трещины и отслоения побелки, полы подвержены деформации.

– ч. 3 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) – грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности ОПО, что влечет наложение штрафа:

  • на должностных лиц – от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;
  • на юридических лиц – от 500 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Грубым принято считать такое нарушение требований промышленной безопасности ОПО, которое привело или может привести к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.
Грубыми нарушениями условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности являются нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а»-«г», «е»-«п» и «с»-«у» пункта 5 Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (утв. постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 г. № 492), которые повлекли за собой:

  • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства (п. 11 ст. 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

По данному виду штрафных санкций Ростехнадзор в большинстве случаев наказывает владельцев ОПО административным приостановлением деятельности. Это объясняется тяжестью фактических и возможных последствий выявленных нарушений.
Приведем несколько примеров.
Так, Западно-Уральское управление Ростехнадзора по итогам внеплановой проверки через суд приостановило деятельность котельных ООО «Скальнинское ЖКХ-Сервис» в Чусовском районе Пермского края на 60 суток. Инспекторы выявили, что на котельных не проводится техническое обслуживание и плановые ремонты оборудования и автоматики безопасности котлов, к работе допускается персонал, не прошедший очередной аттестации, эксплуатируется котельное оборудование, не введенное в эксплуатацию в установленном порядке, не внесены изменения в лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта, отсутствуют полисы обязательного страхования. Указанные нарушения, по мнению специалистов ФСЭТАН, создают реальную угрозу жизни и безопасности людей. Поэтому предприятие было привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ.
В свою очередь Верхне-Донское управление Ростехнадзора вынесло несколько подобных решений. В мае 2015 сотрудники территориального управления ФСЭТАН приостановили на 10 суток деятельность по эксплуатации сосуда для транспортировки и хранения в составе автомобильной газозаправочной станции (ИП Гридина А.В., Курская область). В ходе проверки выяснилось, что на сосуде не работают контрольно-измерительные приборы, что угрожает причинением вреда жизни, здоровью граждан и обслуживающего персонала.
В июле 2015 года специалисты Верхне-Донского управления РТН, руководствуясь ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ, приостановили деятельность ООО «Алтиус Инжинеринг и Констракшн» по эксплуатации башенных кранов КБ 408.21 и КБМ-401П. В ходе проверки были выявлены грубые нарушения требований промышленной безопасности, представляющие угрозу жизни и здоровью людей. А именно: применение башенных грузоподъёмных кранов КБ 408.21 и КБМ-401П на строительной площадке осуществлялись в охранной зоне воздушной линии электропередачи ЛЭП 110кВ без согласования с владельцем линии, эксплуатация кранов велась с отступлениями от требований проекта производства работ кранами.

Административные правонарушения по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ фиксируются и наказываются и в московском регионе. Так, МТУ Ростехнадзора в апреле 2015 года была приостановлена на 60 суток деятельность ООО «ПромСтройГарант» по эксплуатации козлового крана. Инспекторы ФСЭТАН в ходе проверки выявили, что работа с техническим устройством ведется при неисправных ограничителях, износе элементов механизмов и рельсов кранового пути. Это, по мнению специалистов РТН, может угрожать жизни, здоровью граждан и персонала, работающего на ОПО.
– ч. 4 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) – дача заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности (если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния), что влечет наложение штрафа:

  • на должностных лиц – от 20 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 2 лет;
  • на юридических лиц – от 300 000 до 500 000 рублей.

Часть 4 статьи 9.1 КоАП РФ вступила в действие с 1 января 2014 года и ориентирована в большей степени на экспертные центры, которые имеют лицензию на право проведения экспертизы промышленной безопасности и составления заключения ЭПБ. Следует отметить, что эксперты в области промышленной безопасности, совершившие при проведении ЭПБ административные правонарушения, предусмотренные ч. 4 ст. 9.1, несут административную ответственность как должностные лица. В ходе проведенного анализа не удалось найти в открытых источниках примеров применения со стороны Ростехнадзора и других ведомств этого вида штрафных санкций.
– ст. 9.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) –несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Эксплуатация опасных объектов (перечень дан в ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ), за исключением ввода в эксплуатацию, без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта влечет наложение штрафа:

  • на должностных лиц – от 15 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 2 лет;
  • на юридических лиц – от 300 000 до 500 000 рублей.

Чаще всего на основании данной статьи КоАП РФ Ростехнадзор штрафует организации, эксплуатирующие лифты (которые перестали быть ОПО, но остались опасными объектами и подлежат обязательному страхованию), в ходе проверок на предмет соответствия этих ГПМ требованиям ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов». Однако в информационных сообщениях ФСЭТАН удалось найти примеры административного наказания только владельцев ОПО по статье 9.19 КоАП РФ.
Так, Печорское управление ФСЭТАН в ходе административного расследования в отношении ООО «Монтажсервиском» выявило, что предприятие эксплуатирует Сеть газопотребления (Республика Коми, г. Ухта, п. Шудаяг) без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта. Инспекторы Ростехнадзора привлекли ООО «Монтажсервиском» к административной ответственности по статье 9.19 КоАП РФ в виде административного штрафа на сумму 300 000 рублей.
– ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) –Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.
Основными нарушениями по данному виду штрафных санкций принято считать:

  • Непредставление или несвоевременное представление сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (так называемый отчет о производственном контроле). Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ отчет о ПК подается в территориальные органы Ростехнадзора до 1 апреля соответствующего календарного года.
  • Непредставление или несвоевременное представление информации об инцидентах, произошедших на ОПО. Согласно п. 35 Раздела 2 Приказа Ростехнадзора от 19 августа 2011г. № 480 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов…» отчет об инцидентах представляется в территориальные органы Ростехнадзора не реже 1 раза в квартал.

Следует отметить, что в большинстве случаев непредставление или несвоевременное представление в Ростехнадзора отчета о производственном контроле либо квартального отчета об инцидентах квалифицируется как нарушение требований промышленной безопасности, что влечет наложение штрафа по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ. Однако при повторном непредставлении информации с учетом выявленных несоответствий владельцы ОПО привлекаются к административной ответственности по статье 19.7 КоАП РФ с наложением административного штрафа:

  • на граждан – от 100 до 300 рублей;
  • на должностных лиц – от 300 до 500 рублей;
  • на юридических лиц – от 3000 до 5000 рублей.

– ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) – Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль.
В данном случае речь идет о предписании Ростехнадзора, которое обязывает владельцев ОПО устранить выявленные в ходе проверки нарушения. Нас интересует прежде всего часть 11 статьи 19.5 –Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, что влечет наложение штрафа:

  • на должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
  • на юридических лиц – от 400 000 до 700 000 рублей.

За невыполнение даже одного пункта выданного предписания могут быть наложены штрафные санкции. А когда таких пунктов больше, штраф неизбежен.
В практике Ростехнадзора достаточно примеров применения административного наказания по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ. Так, в марте-апреле 2015 года Межрегиональное технологическое управление ФСЭТАН привлекло к административной ответственности по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ ОАО «Фабрика-химчистка № 2» за невыполнение 18 пунктов ранее выданного предписания и назначило наказание в виде штрафа на сумму 400 тысяч рублей.
В конце июля 2015 года то же МТУ Ростехнадзора оштрафовало по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ ООО «ППК медная фольга» на сумму 400 тысяч рублей. Эксплуатирующая ОПО организация не выполнила всего лишь 2 пункта ранее выданного предписания.
– ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) – Уклонение от исполнения административного наказания.
И такое может случиться с владельцем ОПО. Отсутствуют финансовые средства, урезали бюджет, бухгалтерия опоздала с переводом денег… Как результат – неуплата штрафа в срок, что влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного взыскания, но не менее одной тысячи рублей.

Штрафы ростехнадзора

Под проверки Ростехнадзора могут попасть совершенно разные предприятия — от магазина до нефтедобывающей вышки. Соответственно и критерии проверки различаются в зависимости от вида деятельности.

Статья 9.1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов

  1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
  2. Нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до полутора лет; на юридических лиц — от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
  3. Грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Что проверяет Ростехнадзор

Проверка документов. Договора, разрешения, лицензии, все что даже отдаленно связано с эксплуатацией особо опасных объектов. Существует более десяти регламентов, отражающих весь порядок проверки Ростехнадзора.

Приблизительный список интересующих Ростехнадзор документов выглядит так:

  1. Учредительные документы или свидетельство о регистрации ИП;
  2. Документы, подтверждающие присутствие опасного производственного объекта, его регистрацию в государственном реестре, разрешение на ввод его в эксплуатацию и лицензия на его использование;
  3. Сертификаты на применяемое оборудование, приборы;
  4. Документы, относящиеся к промышленной безопасности (в их числе издания федеральных законов);
  5. Журналы учета аварий, инструктажа по технике безопасности, выдачи пропусков и прочие;
  6. Заключения экспертов промышленной безопасности;
  7. Данные о сотрудниках, задействованных на опасном производственном объекте, подтверждение их профессиональной и медицинской пригодности;
  8. Договоры страхования риска ответственности;
  9. Нормативные документы о правилах работ на опасном объекте;
  10. Графики диагностики оборудования, капитального ремонта и другие;
  11. Выданные ранее предписания Ростехнадзора, подтверждения их исполнения;
  12. Договоры с аварийно-спасательными службами, либо со специально обученным персоналом.

Кого проверяет Ростехнадзор

Список проверяемых Ростехнадзором предпринимателей огромен, содержится он в приложении 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Например, вам придется столкнуться с проверками, если вы:

  • Используете или разрабатываете недра Земли.
  • Применяете атомную энергию.
  • Пользуетесь не бытовыми электрическими (или тепловыми) установками, оборудованием, работающим под высоким давлением.
  • Используете гидротехнические сооружения.
  • Взаимодействуете со взрывчатыми промышленными материалами, токсичными, окисляющими веществами.

Эксплуатируете стационарные грузоподъемные механизмы.

В каких случаях приходит проверка Ростехнадзора

Ростехнадзор организует проверку если:

  • Вы сами делаете официальное заявление о своем намерении приступить к работе, связанной с промышленной безопасностью, или о завершении капитального строительства.
  • Вам выдали разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения год назад.
  • Поступила информация о наличии в вашей деятельности опасных производственных объектов, либо если на них произошло ЧП.
  • Были получены жалобы о нарушении промышленной безопасности на предприятии.
  • Вы получаете разрешение на применение на опасном производстве некоторых технических устройств или на использование химических и взрывоопасных устройств и метариалов.
  • Вы обслуживаете объекты опасного производства.

Ссылки по теме: Оспаривание административных штрафов Под проверки Ростехнадзора могут попасть совершенно разные предприятия — от магазина до нефтедобывающей вышки. Соответственно и критерии проверки различаются в … 538 3-3-2018 Штрафы ФАС Под проверки Ростехнадзора могут попасть совершенно разные предприятия — от магазина до нефтедобывающей вышки. Соответственно и критерии проверки различаются в … 914 3-3-2018 Штрафы росалкогольрегулирования Под проверки Ростехнадзора могут попасть совершенно разные предприятия — от магазина до нефтедобывающей вышки. Соответственно и критерии проверки различаются в … 1236 3-3-2018 Штрафы мчс Под проверки Ростехнадзора могут попасть совершенно разные предприятия — от магазина до нефтедобывающей вышки. Соответственно и критерии проверки различаются в … 627 3-3-2018 Поделиться с друзьями

Электробезопасность: штрафы

Общий порядок безопасной организации работ с применением промышленного электрооборудования регулируется двумя основными нормативными документами:

  • приказ Минэнерго № 6, который определяет правила производственной эксплуатации специальной электротехники;
  • приказ Минтруда № 328н, который устанавливает правила в области охраны труда персонала, занятого выполнением работ с использованием такого оборудования.

Требования, содержащиеся в данных правовых актах, являются обязательными для всех предприятий, технологический процесс которых предполагает использование электроаппаратуры. Несоблюдение указанных требований расценивается как нарушение действующего законодательства, которое влечет за собой наступление ответственности.

Просроченный срок аттестации по электробезопасности и другие нарушения

  • Просроченный срок аттестации по электробезопасности и другие нарушения
  • Наказание за нарушение правил электробезопасности

На практике работодатели достаточно часто допускают различные нарушения в области безопасности выполнения работ с использованием электрооборудования. Одной из самых распространенных является ситуация, когда у работника просрочено удостоверение по электробезопасности. В данном случае это означает, что работодатель допустил к выполнению специальных работ персонал, не обладающий подтвержденным уровнем необходимой квалификации.

Такое нарушение классифицируется с применением положений ст. 9.11 КоАП РФ. Эта статья содержит перечень санкций, которые применяются в различных случаях невыполнения требований безопасности при эксплуатации электроустановок. Поэтому такие нарушения как несоблюдение техники безопасности, отсутствие у работника удостоверения в процессе выполнения работ и проч. также рассматриваются в рамках данной статьи.

Наказание за нарушение правил электробезопасности

Характер наказания за такое нарушение дифференцируется в зависимости от категории виновника:

  • представители линейного персонала подвергаются наложению штрафа размером 1-2 тыс. руб.;
  • руководящие сотрудники, ответственные за сложившуюся ситуацию, уплачивают штраф размером 2-4 тыс. руб. В качестве ответственных работников в данной ситуации рассматриваются директор предприятия и сотрудник, занимающий должность ответственного за электрохозяйство в организации;
  • предприниматели, осуществляющие свою деятельность без создания юрлица, уплачивают штраф в аналогичном размере – 2-4 тыс. руб. Однако для них такое наказание может быть заменено приостановкой работы, продолжительность которой составляет до 90 суток;
  • организации наказываются штрафом в размере 20-40 тыс. руб. Для них также предусмотрена возможность замены данной меры на приостановку деятельности в административном порядке на срок до 90 суток.

Указанные меры применяются в случае, если допущенные нарушения не имели выраженных серьезных последствий. В случае наступления таких последствий, например, гибели человека, к виновникам применяются положения ст. 143 УК РФ.

Штрафы Ростехнадзора для должностных лиц в 2020 году

За нарушение промышленной безопасности Ростехнадзор может наказать не только юридическое (владельца ОПО), но и должностное лицо.
То есть руководителя организации или ответственного работника, который ведает вопросами промышленной безопасности.
В статье расскажем:

  • кто является должностным лицом в организации, владеющей ОПО;
  • за что могут наказать должностное лицо в 2020 году;
  • какие санкции может наложить Ростехнадзор на ответственных работников.

Спросите, как избежать наказания? Не нарушать! Старайтесь соблюдать все требования промышленной безопасности к вашему типу ОПО.

Кто является должностным лицом

Согласно статье 9.1 КоАП РФ (см. примечание, п. 2) должностными лицами могут быть:
1) лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа организации;
2) лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации;
3) если владельцем ОПО руководит управляющая организация (то есть другое юридическое лицо);

  • работник, к должностным обязанностям которого относятся вопросы технической политики и промышленной безопасности;
  • руководитель управляющей организации (когда специальный сотрудник не назначен).

Определение из КоАП РФ лишено конкретики. Мы ее добавим.
Должностными лицами с точки зрения промышленной безопасности могут быть:
1) руководитель организации, владеющей ОПО – генеральный директор, директор, управляющий (он несет всю ответственность по умолчанию);
2) заместители руководителя организации, владеющей ОПО – прежде всего «замы», которые отвечают за организационно-распорядительные или административно-хозяйственные вопросы, вопросы технической политики и промышленной безопасности;
3) сотрудники, ответственные за промышленную безопасность на ОПО:

  • ответственный за организацию производственного контроля;
  • ответственный за осуществление производственного контроля;
  • ответственный за безопасную эксплуатацию ОПО;
  • ответственный за исправное состояние ОПО;

4) если владельцем ОПО руководит управляющая организация (другое юридическое лицо, ИП):

  • руководитель управляющей организации (директор);
  • работник, который отвечает за техническую политику и промышленную безопасность в управляющей организации (например, зам. директора или специально назначенный сотрудник).

За что могут наказать должностное лицо

За любое нарушение промышленной безопасности, которое лежит в зоне его ответственности.
Например:
1) нет лицензии на эксплуатацию ОПО (или нормативно-технических документов) – накажут руководителя организации или ответственных за производственных контроль;
2) не сдан отчет о производственном контроле – накажут ответственного за осуществление производственного контроля;
3) нет аттестации по промышленной безопасности – накажут руководителя организации или ответственного за осуществление производственного контроля;
4) оборудование (или его части) неисправно – накажут ответственного за исправное состояние и ответственного за безопасную эксплуатацию ОПО;
5) не расследуются (или не учитываются) инциденты – накажут ответственного за осуществление производственного контроля и ответственного за безопасную эксплуатацию ОПО;
6) не выполнено предписание Ростехнадзора – накажут всех должных лиц, которые отвечают за выявленные и не исправленные (не устраненные) нарушения и т.д.
Чаще всего штрафуют:

  • руководителя организации;
  • работника, ответственного за осуществление производственного контроля.

Санкции Ростехнадзора для должностных лиц

Наказывают по КоАП РФ. Причем в рамках одной проверки могут оштрафовать дважды – наказание по статье 9.19 накладывают независимо от наказания по статье 9.1.
Скачайте таблицуDOC||PDF

Статья КоАП РФ Наказание Примеры нарушений
часть 1 статьи 9.1 – Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий при эксплуатации ОПО Административный штраф от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 1 года
  • нет нормативно-технических документов на ОПО (ППК, ПРИ, ПМЛА);
  • не сдан отчет о производственном контроле за прошедший год;
  • не ведется учет аварий и инцидентов (нет журнала учета);
  • нет протоколов аттестации по промышленной безопасности у руководителей и специалистов;
  • нет лицензии на эксплуатацию ОПО I, II и III классов опасности;
  • оборудование ОПО (его части) повреждены или находятся в несправном состоянии и т.д.
часть 2 статьи 9.1 – Нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на ОПО Административный штраф от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до полутора лет
  • нет книги (журнала) учета выдачи и возврата взрывчатых материалов;
  • нет журнала регистрации случаев утраты взрывчатых материалов;
  • в зданиях складов возле стеллажей и штабелей отсутствуют таблички с указанием взрывчатых веществ, их количества, номера партии, даты изготовления и гарантийного срока хранения;
  • есть повреждения в здании склада взрывчатых материалов и т.д.
часть 3 статьи 9.1 – Грубое нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий при эксплуатации ОПО Административный штраф от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет
  • любые нарушения, которые создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, угрозы ЧС техногенного характера и т.д.;
  • любые нарушения, которые привели к человеческим жертвам или причинению тяжкого вреда здоровью граждан, причинению средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, к возникновению ЧС техногенного характера, нанесению ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства;
  • персонал ОПО не обучен и не аттестован;
  • на оборудовании ОПО не работают ограничители, контрольно-измерительные приборы и т.д.
статья 9.19 – Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельца ОПО Административный штраф от 15 000 до 20 000 рублей
  • нет договора (полиса) обязательного страхования гражданской ответственности ОПО за причинение вреда в результате аварии на ОПО
часть 11 статьи 19.5 – Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания Ростехнадзора Административный штраф от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет
  • не выполнены в срок все пункты предписания Ростехнадзора (не исправлены все нарушения);
  • нарушения исправлены с новыми нарушениями (например, ППК разработали с нарушением закона, ПМЛА не согласовали с АСФ, оборудование отремонтировали не полностью и т.д.)


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *