Европротокол отзывы

Европротокол отзывы

Подводные камни российского европротокола

Kolesa.Ru попытались разглядеть и показать подводные камни, которые могут встретиться тем, кто пожелал воспользоваться европротоколом.

Напомним, что европротокол стал действовать на территории РФ с 1 марта 2009 года, принятый в рамках поправок в «Закон об ОСАГО». Затем с 1 января 2013 года, когда вступили в действие очередные корректировки данного закона, была увеличена максимальная сумма выплат и по европротоколу, составляющая сегодня 50 тысяч рублей.

Для того чтобы воспользоваться европротоколом, необходимо соблюдение следующих условий: 1) в аварии должно участвовать не более двух транспортных средств; 2) вред здоровью водителей и пассажиров нанесено не было: 3) оба участника имеют действующий полис ОСАГО; 4) нет разногласий по поводу виновности в ДТП и размере причиненных повреждений; 5) размер ущерба не превышает 50 тысяч рублей. И в каждом пункте автовладельца может ждать подвох!

Больше двух не собираться

Начнем с самого очевидного, казалось бы, условия: «не более двух транспортных средств». Здесь понятие «два ТС» не равнозначно понятию «два участника движения». И автомобиль с грузовым прицепом, на который требуется отдельная регистрация с госномером и страховка, хоть и является «одним участником движения», но считается уже как два транспортных средства, поэтому европротокол здесь оказывается неприменим.

Также нельзя воспользоваться европротоколом в случае ДТП без непосредственного контакта между автомобилями либо тогда, когда такой контакт минимален. Типичный пример – один из автомобилей, пытаясь избежать столкновения, уклоняется от другого и врезается в столб. В этом случае придется вызывать ДПС.

Предъявите документы!

При желании воспользоваться европротоколом обоим водителям стоит повнимательнее просмотреть документы друг у друга, какое бы взаимопонимание и доверие между ними не возникло. Ибо, если полис ОСАГО одного из них будет просрочен, либо выписан на другое лицо, то выплаты от страховой компании не будет. Также в полном порядке должны быть документы на автомобиль и водительские права.

Особое внимание тем, чей автомобиль застрахован по КАСКО! Большинство страховых компаний для выплаты по этому полису требуют справку о ДТП, которую можно получить, только вызвав на место аварии ДПС. Поэтому европротоколом при страховании КАСКО воспользоваться будет нельзя. (Сейчас рассматривается возможность «расширения» действия европротокола и на застрахованных по КАСКО, но такой закон пока не принят.)

Скажем прямо

Самый важный и ответственный момент – заполнение бланка извещения о ДТП (выдается вместе с полисом). Здесь данные на каждый автомобиль и его владельца должны быть вписаны в полном объеме, также четко и полностью указаны полученные каждым автомобилем повреждения. Степень вины каждого участника обозначена прямо и без двусмысленностей. Например, если один из участников напишет фразу «свою вину частично признаю», то в выплате по страховке будет отказано.

Бланк извещения не должен содержать никаких помарок и исправлений. Именно заполнение бланка извещения о ДТП (и по оценкам экспертов рынка, и по отзывам обычных автовладельцев) выступает главным «камнем преткновения» – как для тех, кто хотел воспользоваться европротоколом, но не решился, так и для тех, кто уже попробовал, но получил отказ в страховой выплате.

Презумпция виновности

Страховые компании смотрят на обращения по схеме европротокола весьма настороженно, изначально подозревая участников в сговоре и попытке мошенничества, хоть открыто и не признают этого. Такие утверждения делают и профильные эксперты, и показывает наш собственный мониторинг сетевых форумов, где автовладельцы сетуют, что страховщики «придираются к каждой запятой» в бланке извещения, стараясь под любым предлогом отказать в выплате. Есть, конечно, и положительные решения, но они в большинстве своем касаются небольших сумм порядка 5-10 тысяч, а там, где нужно платить больше, возникает сопротивление.
Стоит иметь в виду, что страховая компания может потребовать на осмотр автомобиль как самого обратившегося, так и второго участника ДТП, с чем могут возникнуть проблемы. Поэтому с большой осторожностью стоит использовать европротокол в случае ДТП с автомобилем из другого региона, особенно удаленного.

Ущерб замедленного действия

Сложным моментом оказывается и определение размера ущерба. Согласно правилам европротокола, свыше максимальной суммы в 50 тысяч рублей получить нельзя, даже если обнаружатся скрытые повреждения, сразу незамеченные владельцем. Например, простая царапина на диске при осмотре на СТО может «вылиться» в ремонт подвески с заменой деталей, соответственно, сильно увеличив сумму ремонта. Кстати, в таком случае невиновный участник ДТП (т.е. тот, кому полагается выплата по ОСАГО) может обратиться в суд и попытаться «отозвать» свою подпись, заявив, что «был в шоке», «подвергся уговорам и давлению» и т.п. И если суд пойдет навстречу, то недостающую сумму будет компенсировать уже не страховая компания, а ее станут взыскивать лично с виновного в ДТП. То же самое может произойти, если невиновный участник, подписавший европротокол, потом вдруг обнаружит у себя недомогания, вызванные ДТП. Если тот обратится в суд и это докажет, то компенсация вреда здоровью ляжет на виновного. При этом подать иск в суд на пересмотр европротокола возможно и в случае отказа от изначального признания своей вины. И в случае удовлетворения такого иска бывший «невиновный», получивший страховку, будет обязан как минимум вернуть полученную сумму страховой компании.

Таким образом, российский европротокол как был, так и остается по сей день «палкой о двух концах», которая может бить «по правому и виноватому»… И неудивительно, что число воспользовавшихся европротоколом, по разным оценкам, порядка 5-7% от общего количества заявителей на выплаты по ОСАГО. Европротокол у нас есть, и это хорошо и правильно, но пока наше общество, бизнес и право до него еще «не дозрели». И сейчас пользоваться европротоколом в России можно только, что называется, «на свой страх и риск».

Что делать при ДТП: это нужно знать каждому.

ДТП. Европротокол
версия: 2.1.2
Последнее обновление программы в шапке: 28.11.2019
Скриншоты

Краткое описание:
Официальное приложение РСА для оформления ДТП без присутствия ГИБДД, по евро-протоколу
Описание:
Приложение помогает обеспечить фиксирование и передачу в АИС ОСАГО данных о ДТП для целей обращения потерпевшего в страховую компанию в случае оформления ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции в случаях, когда у участников ДТП есть разногласия в отношении происшествия (в этом случае макс. выплата 100 тыс.руб.), либо когда разногласий нет и участники оформляют так называемый «безлимитный Европротокол» (подробные условия на сайте РСА — https://www.autoins.ru…ennoe-oformlenie-dtp/).
После установки этого приложения на смартфон или планшетный компьютер, оснащенный фотокамерой, необходимо выполнить авторизацию через портал «Госуслуги» (необходима подтвержденная учетная запись). Далее Вы можете произвести фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, зафиксировать координаты места ДТП и время ДТП на основе использования сигналов глобальных спутниковых навигационных систем или базовых станций сотовой связи и передать полученные фотоизображения с дополнительной информацией о ДТП через Интернет в АИС ОСАГО, из которой они могут быть получены страховщиками для рассмотрения заявления потерпевшего о страховом возмещении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Без авторизации через портал «Госуслуги» приложение предоставляет возможность проверки полиса ОСАГО путем сканирования QR-кода, а также путем ручного ввода номера и серии полиса.
Требуется Android: 5.0+
Русский интерфейс: Да
Разработчик: Российский Союз Автостраховщиков
Домашняя страница: http://www.autoins.ru
Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.ru.autoins
Скачать:
версия: 2.1.2 (работает с рут) ДТП. Европротокол (Пост v1rtusss #92147098)
версия: 2.1.2 ДТП. Европротокол (Пост pokpok #91338671)
Последняя версия с поддержкой Андроид 4.2+ версия: 1.2.23 ДТП. Европротокол (Пост pokpok #75923478)
Прошлые версии версия: 2.1.1 ДТП. Европротокол (Пост pokpok #89682934)
версия: 2.1 ДТП. Европротокол (Пост pokpok #89416077)
версия: 2.0.1 ДТП. Европротокол (Пост pokpok #85989304)
версия: 2.0 ДТП. Европротокол (Пост pokpok #85952862)
версия: 1.2.23 ДТП. Европротокол (Пост pokpok #75923478)

Kievstar ›
Блог ›
ЕВРОПРОТОКОЛ, что и как делать пошаговая инструкция.

Европротокол — специальная форма Извещения о ДТП, которую самостоятельно заполняют участники ДТП, и которая подтверждает право одного из участников (Потерпевшего) на получение страховой выплаты по ОСАГО.

Закон об оформлении ДТП без сотрдников ГИБДД
Возможность и обстоятельства оформления европротокола в 2019 году регламентируются следующими нормативными актами:
— Федеральным законом от 25.04.2002г. №40-ФЗ «Об ОСАГО» (ст. 11.1).
— Федеральным законом от 21.07.2014г. №223-ФЗ, включающим в предыдущий закон пункт 11.1, допускающий возможность оформления ДТП в 2019 году без участия представителей дорожной полиции.
— Федеральным законом от 29.12.2017г. №448-ФЗ, корректирующим вышеуказанный норматив в плане порядка условий составления европротокола.
— Положением №431-П от 19.09.2014г., утвержденным российским Центробанком и определяющим правила ОСАГО.

Сумма ущерба при оформлении европротокола
В 2019 году для оформления европротокола устанавливаются определенные ограничения, ограничивающие размер возможного возмещения ущерба. Согласно пунктам 4 – 5 ст. 11.1 закона №40-ФЗ, самостоятельное составление документа по результатам аварии водителями возможно, если максимальная сумма ущерба составляет:
100 тысяч рублей.
400 тысяч рублей, если авария произошла на территории Москвы, Санкт-Петербурга, московской или ленинградской областей.

!ВНИМАНИЕ!
Для урегулирования ДТП по Европротоколу (без вызова ГИБДД) фиксация с помощью мобильного приложения до 01.10.2019 обязательна только в случае наличия разногласий или необходимости урегулирования на сумму от 100 до 400 тысяч рублей в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области.
С 01.10.2019 фиксация с помощью мобильного приложения и (или) техническими средствами контроля (если они передают информацию в АИС ОСАГО) обязательна для всех ДТП без вызова ГИБДД. При невозможности фиксации обязателен вызов ГИБДД.

Особенности оформления европротокола в 2019 году
При оформлении европротокола в 2019 году необходимо руководствоваться следующими правилами:
— для записей должна использоваться шариковая ручка;
— надписи должны быть различимы, рекомендуется заполнять графы не прописью, а печатными знаками;
— обе страницы документа должны заполняться каждым водителем, при условии проставления ими подписей на двух экземплярах бланка;
— в случае внесения исправлений, они подтверждаются подписями обоих водителей.

Когда можно оформить европротокол при ДТП в 2019 году
Согласно требованиям ст. 11.1 Федерального закона №40-ФЗ, в 2019 году допускается не вызывать представителей ГИБДД для расследования результатов аварии и оформить европротокол, если соблюдены следующие условия:
— В ДТП участвовало два автомобиля, а повреждения вызваны непосредственно их столкновением.
— Авария произошла на территории РФ, поскольку, несмотря на то, что в других странах предусмотрено оформление европротокола, там не действует российский ОСАГО.
— Оба водителя оформили автостраховку ОСАГО, и срок действия полисов еще не истек.
— Водители самостоятельно определили между собой виновника ДТП.
— Пострадали только две указанные машины, травмированные и погибшие отсутствуют, ущерб не нанесен объектам городской инфраструктуры, другим людям или автомобилям и пр.
— Ущерб авто после ДТП не превышает 100 тысяч рублей (для Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга, Ленинградской области не превышает 400 тысяч рублей).
— Второй водитель не должен возражать против самостоятельного оформления европротокола, иначе составить документ не получится, поскольку оба участника ДТП заверяют его собственными подписями.

!Внимание !
В 2019 году определение виновного водителя исключено из перечня обязательных условий оформления европротокола, если в машине установлена спутниковая система ГЛОНАСС или у автомобилистов есть специальное мобильное приложение, позволяющие установить виновника без присутствия на месте происшествия инспекторов ГИБДД.

Действия при ДТП до оформления европротокола
Согласно п. 2.5 ПДД в случае ДТП водителю необходимо выполнить ряд обязательных действий:
Автомобиль должен быть остановлен, не допускается его перемещать до окончания расследования аварии, если это не создает препятствий для движения или опасности окружающим.
Если передвижение других автомобилей невозможно, в соответствии с п.2.6 ПДД необходимо освободить участок дороги, предварительно зафиксировав на фото и видео обстоятельства аварии.
Двигатель необходимо выключить, машину поставить на стояночный тормоз.
Включить аварийную сигнализацию и установить знак аварийной остановки. Если происшествие произошло в пределах городской черты, расстояние от знака до автомобиля составляет не менее пятнадцати метров, на дороге вне населенного пункта – минимум тридцать метров (п. 7.2 ПДД).
Убедиться в отсутствии пострадавших, если это потребуется, вызвать медиков.
Сообщить о произошедшем телефонным звонком страховщику и поступить в соответствии с его рекомендациями. Если условия страхового договора предусматривают вызов представителя страховой компании на место ДТП, необходимо его дождаться.
Зафиксировать обстоятельства аварии имеющимися фото или видео средствами.
Познакомиться с другим участником происшествия, обменяться контактной информацией, зафиксировать реквизиты его полиса ОСАГО и данные автомобиля.
Найти свидетелей ДТП, записать их телефонные номера и другие контактные сведения.
Оформить бланк извещения (европротокол) о происшествии с другим водителем.

Если обстоятельства ДТП не соответствуют условиям, допускающим оформление его результатов европротоколом, необходимо вызвать представителей ГИБДД и принять участие в расследовании, подписав необходимые документы и сообщив об известных обстоятельствах аварии.

Пошаговая инструкция оформления Европротокола в 2019 году

Вначале оба водителя совместно заполняют первые восемь пунктов бланка европротокола, внося следующую информацию:

В первом пункте – указать точный адрес или километр шоссе, где произошла авария.
Во втором – отмечается дата происшествия и время, с минутной точностью. Необходимо внимательно подойти к фиксации времени, чтобы не ошибиться, заполняя документ.
В третьем – сколько автомобилей было повреждено. Если их более двух, составление европротокола в 2019 году неправомерно.
В четвертом – отмечается, что отсутствуют раненые и погибшие, иначе придется вызывать представителей правоохранительных органов.
В пятом – проставляется галочка в квадрате относительно проведения медицинского освидетельствования на предмет алкогольного опьянения (в большинстве случаев – нет).
В шестом – пострадали ли другие машины и прочее имущество.
В седьмом – имеются ли очевидцы, способные подтвердить обстоятельства происшествия, с указанием фамилий, имен, отчеств, их паспортной информации.
В восьмом – участвовали ли в расследовании ДТП представители ГИБДД (в данном случае указывается – нет).

Далее каждый водитель отдельно заполняет свою сторону бланка. Не имеет значения, в каком порядке будут обозначены автомобили участников происшествия, это не повлияет на итоговый результат и не более чем условно. В данных пунктах указывается:

В девятом – информация об автомобиле, с перечислением марки, модели, номера ВИН, регистрационных сведений.
В десятом – паспортные данные владельца, если речь идет об организации – ее полное наименование.
В одиннадцатом – сведения о лице, управлявшем автомобилем, включая паспортную информацию, данные из водительского удостоверения (его номер, присвоенную категорию ТС, разрешенных к управлению, дату выдачи).
В двенадцатом – информацию об автостраховщике с отметкой номера полиса и даты, по которую действует документ, отдельная отметка – застраховано ли авто от повреждений.
В тринадцатом – на схематическом изображении автомобиля или другого ТС отмечается, на какое место пришелся удар при столкновении.
В четырнадцатом – перечисляются полученные дефекты и повреждения.
В пятнадцатом – графа «Замечания» предусматривает отметку водителя о предполагаемом виновнике аварии.
В шестнадцатом – из предлагаемого перечня выбираются соответствующие произошедшему обстоятельства происшествия; если ни одно из них не подходит – имеется графа «Иное».
В семнадцатом – схематически изображается ДТП, с указанием всех существенных деталей происшествия. О порядке оформления схемы указано ниже.
В восемнадцатом – оба водителя расписываются.

На втором листе бланка европротокола нумерация пунктов начинается сначала. Порядок заполнения оборота в 2019 году следующий:

В первом пункте отмечается, какой букве согласно европротоколу (А или В) соответствует конкретный автомобиль. Порядок распределения не важен, главное – различать участников.
Во втором детально излагаются обстоятельства аварии по мнению водителя, заполняющего данный экземпляр бланка.
В третьем – отмечается, находился за рулем непосредственно владелец ТС или доверенное лицо.
В четвертом – перечисляются другие автомобили, кроме указанных, если они участвовали в ДТП.
В пятом – наличие материального ущерба для других объектов с указанием их наименования и принадлежности (при наличии обстоятельств, относящихся к четвертому и пятому пунктам, придется вызывать представителей ГИБДД).
В шестом – способно ли авто перемещаться своим ходом. Если требуется буксировка, сообщается о местонахождении поврежденной автомашины.
В седьмом – отмечается, различается ли позиция водителей в трактовке пунктов с четырнадцатого по семнадцатый данного документа. Если присутствуют разногласия, их следует перечислить.
Далее указывается, когда составлялось извещение, ФИО заполнившего бланк, его личная роспись.
Предусмотрена графа для отметки о прилагаемой к извещению документации. Это может быть схема ДТП или данные, полученные с использованием вышеуказанных технических средств, без которых в некоторых случаях европротокол в 2019 году не будет принят к рассмотрению.

!Внимание!

После того, как европротокол оформлен в двух экземплярах, в него запрещается вносить изменения или дополнения, иначе он будет признан незаконным. Если требуется внести коррективы, они должны подтверждаться обоими участниками, но чтобы исключить возможные проблемы с последующим оформлением страховки рекомендуется заполнить бланки повторно, исключив возможные исправления и коррективы.

Составляем схему .</b>
Схема на европротоколе представляет собой графическое изображение ДТП, пошаговая инструкция ее выполнения в 2019 году следующая:
— отмечается наименование документа, дата и время его составления;
— рисуется план местности, с отметкой расположенных рядом объектов и особенностей инфраструктуры, других деталей;
— обозначается, как называются улицы или километр шоссе, где произошла авария;
— изображаются линии дорожной разметки, знаки, регулировочные средства (светофоры) и прочие особенности, регламентирующие порядок движения на данном участке;
— указывается расположение автомобилей после столкновения с обозначением каждого ТС соответствующей буквой алфавита, использующейся при составлении бланка извещения;
— отмечается, как перемещались машины до аварии;
— место столкновения обозначается крестиком;
— фиксируются прочие обстоятельства, играющие роль в полном описании обстоятельств происшествия.

Внизу схемы необходимо привести расшифровку условных обозначений, использовавшихся при составлении схемы, записываются фамилии и инициалы водителей, участвовавших в ДТП. Водители расписываются, внося фразу с формулировкой о согласии с составленным планом. Если имеются очевидцы, они также должны подписать указанную схему с указанием основных своих данных.
Фотографирование места аварии и повреждений.
Согласно рекомендациям РСА (Российского Союза Автостраховщиков) водители, оформляющие ДТП по европротоколу, могут «по возможности» сделать фотографии места аварии.
Аргументация такая, что при рассмотрении извещения о дорожно-транспортном происшествии в страховой компании, фотоснимки ускорят процесс рассмотрения вашего дела по ОСАГО. Но не стоит переживать, ведь страховщик обязан вынести решение не позднее 20 дней с момента подачи европейского протокола.
Даже учитывая, что к виновнику и потерпевшему нет жестких требований по предоставлению фотографий в свою страховую, мы рекомендуем их сделать, если есть на что снимать. Желательно сделать как можно больше фотографий для европротокола, учитывая нижеследующие рекомендации:
1. Общий план ДТП
Эти фотографии потребуются для идентификации места аварии. На них должны быть видны объекты, расположенные в данной местности:
Здания и сооружения;
Дорожная разметка;
Знаки и светофоры.

Знаки и светофоры.

2. Следы торможения, элементы деталей, оставшихся на дороге.
Этот пункт не всегда актуален для европротокола, так как его оформление характерно для мелких дорожных происшествий. Но все же, при наличии дополнительных следов и предметов, которые могут прояснить обстоятельства инцидента, лучше их сфотографировать. В объектив должны попасть следующие элементы:
Тормозной путь, оставленный транспортным средством на проезжей части;
Места, в которых произошло осыпание разбитых деталей автомобиля (фар, стекол, бамперов, накладок и т.п.);
3. Крупный план транспортных средств с читаемыми номерами
Теперь можно подойти ближе к месту ДТП и сделать фотографии автомобиля крупным планом. Желательно сделать это с разнообразных ракурсов. Чем больше фотоснимков будет запечатлено на фотоаппарат тем лучше.
Допустимо последовать схеме представленной в первом пункте, существенно сократив расстояние до ТС. Особое внимание следует уделить месту контакта автомобилей.
4. Макросъемка поврежденных деталей
Здесь нужно сфотографировать повреждения с близкого расстояния. Рекомендуется произвести по несколько фотографий одного и того же повреждения. Те же самые детали впоследствии нужно указать в 14 пункте европротокола.
Дополнительно рекомендуется сделать фото элементов, когда водители разъедутся и освободят дорогу для составления европейского протокола. Для подстраховки сфотографируйте детали кузова, сопряженные с поврежденными. Это поможет выявить малозаметные и скрытые повреждения автомобиля.

!Примечание!:
Ответственность каждого из участников ДТП определяется только в соответствии с данными, вносимыми обоими участниками ДТП на лицевой стороне Извещения.

Рекомендуется первый лист Извещения о ДТП оставлять предполагаемому потерпевшему, второй лист (самокопир) — предполагаемому виновнику ДТП. В принципе, не имеет значения, кому достанется первый лист, а кому второй (рекомендации связаны с тем, что оригинал Извещения легче отсканировать и переслать Страховщику виновника при прямом возмещении убытков).

Оба участника ДТП обязаны самостоятельно заполнить обратные стороны Извещения. Обратную сторону рекомендуется заполнить уже дома (во Франции даже рекомендуют ее заполнять вместе с юристом).
Примечание:
На обратной стороне Извещения о ДТП имеется бланк декларации, он заполняется каждым водителем отдельно. Эти данные позволяют получить дополнительную информацию, необходимую для разбирательства страхового случая.
Извещение считается заполненным только в случае если:
— экземпляры разъединены;
— заполнены обе стороны каждого экземпляра Извещения.
В некоторых случаях, информация с обратной стороны Извещения о ДТП от виновника ДТП может и не понадобиться для подтверждения страхового случая. Но лучше не рисковать: есть обязанность заполнить обе стороны Извещения каждым участником — значит нужно заполнить, чтобы не давать лишнего повода страховым компаниям отказать в страховой выплате.

Что делать после оформления европротокола?
После того, как европротокол оформлен, в 2019 году он передается участником происшествия в страховую компанию для начисления компенсации по ущербу. В этой ситуации не играет роли, виноват или нет водитель в аварии. Это будет иметь значение в определении порядка взыскания средств страховщиком в рамках действующего ОСАГО.

!Внимание!
При вручении извещения (вместе с другим пакетом документов) необходимо побеспокоиться, чтобы сотрудник страховщика, принимающий корреспонденцию, сообщил участнику аварии входящий номер документации, реквизиты заведенного дела, свою фамилию, инициалы и должность, зафиксировал, когда поступили бумаги на возмещение по ОСАГО.

Срок оповещения страховой !ВАЖНО!

В 2019 году согласно п. 2 ст. 11.1 Федерального закона №40-ФЗ, водителю, заполнившему извещение (как виновному так и пострадавшему), необходимо в пятидневный срок (исключая праздничные и выходные дни) после даты аварии, указанной в бланке европротокола, передать документ в страховую компанию, иначе СК вправе отказаться возмещать ущерб.
Водителю не допускается в течение последующих пятнадцати дней самостоятельно восстанавливать автомобиль до осмотра его представителями страховщика или назначенными СК специалистами экспертной организации (если это потребуется).

Необходимые документы для подачи в страховую компанию
— заявлением на бланке, разработанном в страховой компании, о возмещении убытков в случае аварии;
— паспортом заявителя или другим равноценным документом;
— водительскими правами;
— СТС автомобиля;
— страховым договором ОСАГО, в который вписан управляющий автомашиной;
— фотографиями и видеоматериалами, свидетельскими показаниями об обстоятельствах аварии, данными технических средств, упомянутых в ст. 11.1 закона №40-ФЗ.

!Внимание!
Согласно п. 10 ст. 12 ФЗ№40, страховщику необходимо в пятидневный срок от даты предоставления европротокола за свой счет организовать проведение экспертного обследования авто, чтобы установить объем и стоимость восстановления машины.

Что будет, если не сдал европротокол? !Внимание!

В соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона №40-ФЗ, страховая компания вправе предъявить ответное требование о возмещении ущерба, выплаченного по договору ОСАГО пострадавшему, со стороны виновного в ДТП, если им не предоставлен европротокол о происшествии в течение пяти суток, без учета выходных или праздничных дней.

Поэтому, кроме отсутствия возможности получить причитающиеся средства по автостраховке, если автолюбитель не сдаст в страховую в установленный срок свой экземпляр европротокола, ему следует быть готовым к предъявлению со стороны страховщика регрессных требований по ОСАГО.
Действия в случае отказа страховой по европротоколу

Обоснованные причины отказов в приеме европротоколов со стороны страховой компании в 2019 году могут быть обусловлены:

ошибками, неточностями и исправлениями в бланке извещения, составления его неразборчивым почерком;
отсутствием подписи второго водителя;
нарушением условий, при которых допускается оформление европротокола;
просроченной датой предоставления документации;
отсутствием подтверждений с использованием специальных технических средств, при несогласии участников аварии относительно обстоятельств происшествия;
свидетельствами, подтверждающими, что документ был подготовлен при условиях оказания давления на составителя.

Страховщик не вправе отказывать клиенту, необоснованно требуя предоставления второго экземпляра европротокола, заполненного другим пострадавшим водителем, или в прочих случаях, не предусмотренных законодательством.

Если СК в 2019 году отказывается принимать оформленный европротокол по неправомерным причинам, автовладелец должен отстаивать свои интересы в суде.

Но, согласно ч. 5 ст. 4 АПК РФ, обязателен досудебный процесс урегулирования споров. Поэтому в таком случае автолюбителю необходимо обратиться к страховщику с письменной претензией, указав в документе:

— наименование инстанции, куда направляется бумага;
— обстоятельства дела, с указанием неправомерности отказа и ссылкой на действующие нормативно-правовые акты;
— требования по исполнению претензии;
— предлагаемый срок ответа и адрес направления данного сообщения;
— перечень приложений.

В конце претензии составитель указывает дату, когда была составлена бумага, расписывается с указанием ФИО. Приложения должны свидетельствовать о правоте заявителя, обеспечивать наличие доказательств, оправдывающих составление претензии.

Если в тридцатидневный срок со стороны страховой компании не поступил ответ на поданную претензию по выплатам согласно европротоколу или был подтвержден необоснованный отказ от выплаты, автовладелец вправе направлять исковое заявление в арбитражную судебную инстанцию по адресу его жительства или нахождения страховщика.

Кроме страховщика, копия подобной претензии может направляться в РСА, Роспотребнадзор и другие заинтересованные организации.

Заполняем протокол
Тут можно заполнить онлайн и распечатать если бланков не оказалось у обеих сторон — online-docs.ru/europrotocol-online/

Европротокол: ожидания и реальность

Культура европротокола продолжает постепенно внедряться в отечественную автосреду. Законодатель вводит новые изменения с надеждой сделать европротокол проще и ближе к народу, а статистика гласит, что все большее количество водителей успешно пользуются этой процедурой. Но на самом ли деле все так радужно? Как выглядит система европротокола на сегодняшний день, и что она сулит нам в будущем? Давайте разберемся.

Европейский протокол – это упрощенная процедура оформления ДТП, то есть, без вызова сотрудников полиции. Участники ДТП самостоятельно фиксируют происшествие в специальных бланках извещений и направляют их своим страховщикам. С 1 июня 2018 года вступили в силу изменения в закон об ОСАГО: увеличился лимит выплат по европротоколу до 100 000 рублей (за исключением ДТП Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей, где максимально возможный лимит составляет 400 000 рублей), а также самостоятельное оформление ДТП стало возможным и при наличии разногласий его участников. На первый взгляд, изменения сугубо положительные. Но теперь самое интересное.

Чтобы претендовать на лимит 400 000 рублей от ДТП в городах-исключениях при отсутствии разногласий, или на лимит 100 000 рублей в других регионах при наличии разногласий об обстоятельствах ДТП – обязательно необходимо зафиксировать эти обстоятельства. И закон предусматривает лишь 2 способа:

а) с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;

б) с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.

Признаться, при первом прочтении такие формулировки ввели в ступор даже юристов, что уж говорить о непосвященных в юриспруденцию гражданах. В переводе на человеческий, фиксация обстоятельств ДТП возможна или с использованием системы ЭРА-ГЛОНАСС, установленной в автомобиле, или с помощью официального мобильного приложения, разработанного Банком России и Российским союзом автостраховщиков (РСА).

Система ЭРА-ГЛОНАСС постепенно будет устанавливаться производителями в новые автомобили в обязательном порядке. Для самих же автовладельцев пока нет обязанности устанавливать в свой транспорт эту систему. То есть, водители стареньких авто совершенно законно могут и дальше ездить без ГЛОНАСС. Следовательно, они по умолчанию теряют одну из возможностей фиксации ДТП для европротокола «с привилегиями».

Обратимся ко второму способу – оформлению ДТП с помощью мобильного приложения, разработанного ЦБ и РСА. Предполагалось, что приложение позволит проверять полисы, делать фото и сразу же передавать их в систему. Однако раздел «Европротокол» в приложении РСА до сих пор неактивен – он находится в разработке. И только 1 июня, в день вступления закона в силу, информационные порталы облетело высказывание представителя РСА, в котором участникам ДТП пока предлагается договариваться, чтобы не было разногласий.

В итоге – закон проработали, изменения внесли, подарили европротоколу новые возможности. Но кто может их применить? Великие идеи снова забуксовали на этапе реализации.

Это далеко не первый случай, когда в российском законодательстве «правая рука не догоняет левую». Достаточно вспомнить прошлогодний казус со справками о ДТП. Тогда, в октябре 2017 года, МВД выпустило новый регламент, согласно которому справки о ДТП навсегда канули в прошлое и больше не выдавались. Но при этом, они остались в Правилах ОСАГО как один из обязательных документов, который потерпевший должен предоставить страховщику для получения выплаты по ОСАГО. Образовался замкнутый круг «поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»: страховая компания могла законно отказать в выплате при отсутствии справки о ДТП, сославшись на Правила ОСАГО. Потерпевший при этом не мог ее предоставить, в виду исчезновения этого документа из существующих в принципе. Тогда ситуацию спасли указания Центробанка, который запретил страховым компаниям отказывать в выплате по этой причине. Но прислушались к нему, к сожалению, далеко не все. И только в этом году была поставлена точка – аналогичные изменения, наконец, добрались до Правил обязательной автогражданки.

Еще одна проблема системы европротокол связана с выплатами при наличии разногласий участников. Исполнительный директор РСА сообщил следующее: «Если в извещении проставлена отметка о том, что стороны не согласны с обстоятельствами, и каждый указал свою версию происшествия, к сожалению, в этих случаях может возникнуть ситуация (даже при наличии мобильного приложения), когда страховщик не сможет принять решение о виновности. В этом случае будет произведена выплата в размере 50% и виновнику, и пострадавшему. Если пострадавший будет не согласен, ему придется идти в суд». Подобный пробел еще раз подчеркивает, что новая возможность оформить европротокол с разногласиями существует лишь в теории, а на практике остается по-прежнему призрачной.

Отсюда возникает и опасение – не спровоцирует ли такой подход страховщиков новый всплеск страхового мошенничества? Ведь если вину одного участника установить не удастся, и стороны смогут рассчитывать на лимит пополам – не станет ли это соблазном для мошенников фальсифицировать ДТП с участием уже поврежденных машин? Как в этом случае страховое сообщество будет бороться с мошенниками и новым потоком судебных тяжб? Вопрос остается открытым.

Как видим, система европротокола на сегодняшний день крайне далека от совершенства. Поэтому, пока все его механизмы не будут отлажены, водителям стоит соблюдать следующие рекомендации:

  • Не оформляйте европротокол, если есть разногласия об обстоятельствах ДТП;
  • Не оформляйте европротокол, если вы точно не уверены, что вам хватит лимита (100 или 400 тысяч) для восстановления авто;
  • Не забудьте, что после оформления европротокола, вы должны сделать следующее:
    — отправить в течение 5 рабочих дней бланк извещения в свою страховую компанию;
    — предоставить авто на осмотр в течение 5 рабочих дней с момента получения требования от страховой компании;
    — не ремонтировать или утилизировать авто в течение 15 календарных дней с момента ДТП.
    Несоблюдение хотя бы одного условия из указанных влечет для виновника последствия – страховая компания потребует возместить сумму, выплаченную потерпевшему, причем абсолютно законно.
  • Помните, что оформить европротокол можно в случае, если в ДТП участвовало только 2 транспортных средства, оба участника застрахованы по ОСАГО и нет пострадавших.

Приживется ли европротокол в России – покажет лишь время. А нам остается надеяться, что эта система все же устранит пробелы и станет упрощенной, удобной, прозрачной – не только на словах, но и на деле.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *