Раздельное обучение мальчиков и девочек в СССР

Раздельное обучение мальчиков и девочек в СССР

БОГАТЫРИ И ПРИНЦЕССЫ

В 760-й московской школе идею раздельного обучения воплощают в жизнь уже давно. Каждый год набирают три первых класса — мужской, женский и смешанный.

— При формировании классов обязательно учитываем мнение родителей, — рассказывает заместитель директора 760-й школы Владимир Гармаш. — Вся параллель учится в одном и том же здании, поэтому дети все равно общаются на переменах и внеклассных мероприятиях. Особых минусов у такого метода обучения я не вижу, а проблемы те же, что и в других школах: перегрузка детей и содержание обучения.

Педагоги уверяют, что у девочек больше развито левое полушарие и эмоциональный интеллект, а у мальчиков — правое полушарие и абстрактное мышление. А значит, и преподавать предметы им нужно по-разному.

— Идеологи российских раздельных школ часто сами себе противоречат, — считает Любовь Штылева, заведующая лабораторией социально-педагогических проблем семейных отношений Института социальной педагогики РАО. — Например, в Красноярске есть Мариинская женская гимназия, где, по словам организаторов, из девочек готовят «образованных деловых дам, духовно богатых женщин, любящих матерей, преданных жен и умелых хозяек». Как это все соотносится с правом девочек на равное образование и равное к себе отношение — непонятно.

И правда, современная девочка может стать как умелой хозяйкой, так и успешным ядерным физиком. А то и тем, и другим одновременно. Вот только шансы на второй исход дела при таком вот раздельном обучении у нее будут невелики.

НА ТРЕХ ДЕВЧОНОК, ПО СТАТИСТИКЕ, 20 РЕБЯТ

В 34-й школе города Каменск-Уральский ситуация совершенно другая. Там раздельное образование вводить и не планировали! Ровно до тех пор, пока в первый класс к одной из учительниц не записались 22 мальчика и лишь 3 девочки. Переводить мальчишек к другим педагогам родители наотрез отказались. Администрации пришлось открыть отдельно мужской и женский классы, а педагогам — осваивать методики гендерного обучения.

— Мальчики, конечно, активнее, чем девочки, — делятся впечатлениями учителя. — Но если сравнивать с общими классами, то у мальчиков лучше дисциплина, и они спокойнее реагируют на замечания педагога. В смешанных классах они могут иногда препираться, чтобы покрасоваться перед девочками.

Этот эксперимент решено продлить. Но вот родители следующего поколения первоклассников рассаживать мальчиков и девочек по разным кабинетам отказались — мол, пусть лучше сразу учатся общаться с представителями другого пола.

МАТЕМАТИКА НЕ ДЛЯ ЖЕНЩИН?

С научной точки зрения, в раздельном обучении может быть свое разумное зерно. Например, многие крупные международные исследования показывают, что во многих странах (в том числе и в России) мальчики лучше девочек справляются с математикой. Причем если в начальных классах разница между ними не так высока, то к старшим классам она увеличивается. То есть в теории математику для мальчиков и девочек хорошо бы преподавать отдельно, с учетом этой особенности.

Проблема в том, что исследователи до сих пор не установили, почему так происходит. То ли у девочек и правда по-другому устроено мышление! То ли сказываются стереотипы учителей и общества, что домоведение девочкам полезней математики.

— Между мальчиками и девочками нет такой жесткой разницы, — убеждена Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО. — Экспериментаторы судят о функционировании мозга по косвенным признакам. Однако при любой интеллектуальной деятельности ребенка активно включаются оба полушария. Половые различия не определяют способность к обучению и не оказывают решающего влияния на когнитивное развитие детей. А индивидуальные особенности когнитивного развития перекрывают половые различия.

В общем, пока про раздельное обучение больше споров, чем объективной пользы. Выделить какие-то плюсы и минусы сложно — мы не знаем, как бы учились в совместном классе те же самые дети, что сейчас сидят по разным кабинетам. Так что вполне возможно, все заслуги и недостатки стоит приписать самим детям, а не раздельному обучению.

СПРАВКА «КП»

Дореволюционные школы в России были раздельными — девочек готовили на роль хранительниц очага, а из мальчиков воспитывали защитников и кормильцев. Однако в 1918 году оказалось, что революционер — понятие внегендерное, и по указу Ленина школы начали учить мальчиков и девочек вместе.

Так продолжалось вплоть до 1943 года, когда снова стали появляться женские и мужские классы. Историки связывают это с тем, что после войны деление на хранительниц очага и защитников снова стало актуально. Впрочем, ресурсы на то, чтобы учить мальчиков и девочек отдельно, были далеко не везде — не хватало ни зданий, ни учителей. И уже к началу 1950-х годов стало понятно, что из этой идеи ничего не выйдет. Поэтому с 1 сентября 1954 года раздельное школьное образование в СССР ликвидировали.

Класс будущего поэта Владимира Маяковского — мы обвели его кружком. Фото: Владимир ВДОВИН/РИА Новости

КСТАТИ

Одним из идеологов раздельного обучения еще в 90-е годы стал доктор медицинских наук Владимир Базарный. Помимо отдельных классов для мальчиков и девочек, его методика включает много других аспектов. Например, во время уроков ученики не сидят за партами, а стоят за специальными конторками. Как уверяют приверженцы метода, такая поза меньше вредит детскому здоровью. А для письма дети используют перьевые ручки и чернила.

P. S. Послушать сторонников раздельного обучения — так идея рассадить мальчиков и девочек по разным кабинетам просто панацея для всего нашего образования. Но по факту оценки у детей в раздельных классах ничуть не лучше, чем у остальных. Ни одна из школ с раздельным обучением не входит в рейтинги лучших.

В науке такое явление называется хоторнским эффектом. В конце 20-х годов на заводе города Хоторн (США) провели эксперимент и посмотрели, как освещение связано с производительностью труда. Стоило вкрутить лампочки поярче, как она скакнула чуть ли не вдвое! Вот только и на другой половине завода, где освещение осталось прежним, производительность тоже выросла. Оказалось, дело-то вовсе не в лампочках! А в том, что работницы чувствовали, что вокруг них что-то происходит, на них постоянно смотрят и оценивают, что происходит что-то важное. Вот и старались больше…

Что-то подобное происходит и с раздельным обучением. Дело не в том, что мальчики и девочки учатся раздельно, а в том, что таким классам изначально уделяется больше внимания. Для таких классов отбираются особые, более талантливые учителя — да с ними и в обычном бы классе дети стали учиться лучше.

Но задача школы — не только учить ребенка, но и помочь ему адаптироваться в большом мире. И в том числе научить его общению с представителями противоположного пола. А во взрослой жизни мужчины и женщины живут и работают бок о бок — вне зависимости от того, у кого что там с гормонами, полушариями и абстрактным мышлением.

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

ВОПРОС ДНЯ

Надо ли вводить раздельные классы для мальчиков и девочек?

Александр ДРУЗЬ, магистр игры «Что? Где? Когда?»:

— Я категорически против. Дети дичают, когда учатся раздельно. У них начинаются перекосы: девочки общаются только с девочками, мальчики — с мальчиками, а потом — проблемы в общении.

Алексей МАМОНТОВ, президент Московской международной валютной ассоциации:

— Школа — не только обучение, но и воспитание, а оно без женщин невозможно. Защита девочек, оберегание их… У меня отец, который после войны учился в раздельной школе, говорил, что это плохо…

Сергей ЦЫБУЛЬСКИЙ, лауреат конкурса «Учитель года Москвы-2014»:

— Я за раздельное обучение. Но с оговорками. Мне нравится английская система, когда мальчики и девочки в младшей школе учатся вместе, в средней их разводят в разные классы, а в старшей снова соединяют.

Олег СМОЛИН, депутат Госдумы:

— Если это отдельные гражданские учебные заведения, то я скорее против. Если это по системе Базарного (медика и педагога, создавшего систему «здорового образования»), где часть занятий проводится совместно, а некоторые, физкультура, например, раздельно, то такой вариант возможен.

Роман СИЛАНТЬЕВ, директор правозащитного центра Всемирного русского народного собора:

— Раздельное обучение исторически обоснованно. При нем больше возможности концентрироваться на учебе, уменьшается число отвлекающих моментов.

Елена НИКИФОРОВА, мать троих детей:

— Я против. Зачем разделять детей? У мальчиков должно быть общение с девочками и наоборот.

Василич, читатель сайта KP.RU:

— Сколько всего в предложении помочь девочке донести портфель! Ну где еще пацан научится ухаживать за девочкой?

Ирина, слушательница Радио «КП» (97,2 FM):

— Свои школьные годы вспоминаю: когда в классе появлялся красивый мальчик, в каждой девочке пробуждалась маленькая женщина — все сразу же начинали с удвоенной энергией следить за собой.

ekzogamiya

1. Начнем с самой распространенно причины, которую озвучивает большинство. Это социализация. Мир не однопол, общаться, встречаться с женщинами придется на протяжении всей жизни, и как то нелогично отделять их именно в школе. Т.е . в садиках вроде оба пола, в кружки, секции тоже часто оба, на работе тоже часто оба, а именно в школе – ограничение. Смысл? А если взять современного подростка, который помимо школы только и делает, что сидит за компьютером, не посещая ни кружки, ни прогулки. Это выльется в ненормальные вещи, которые я описала во втором и четвертом пункте.
Гендерные различия?
Гендерные различия — тут, как мне кажется, надо ставить вопрос по-другому — разумеется, девочки и мальчики развиваются по-разному — но ведь вообще каждый человек развивается по-своему, просто надо знать детей, развитие которых совсем уж отличается от развития остальной массы учеников. Специалисты говорят, это несложно, во время урока можно организовать работу и таким детям.
2. В результате раздельного обучения взгляды о подростках противоположного пола — это набор стереотипов, а не результат опыта общения. Эта система неизбежно усиливает стереотипизацию о том, какие занятия «женские», какие «мужские». Школы для девочек становятся резервацией для «несерьезного» образования
Раздельные школы вообще возникли только потому, что изначально для девочек образование и не предусматривалось. И сначала женские школы были более примитивными, чем мужские.
При росте сексизма в обществе это будет происходить и сейчас.
К тому же, набирающий силу в нашей стране, дух клерикализма и поповста не упустил бы такую прекрасную возможность и воспринял бы введение раздельного обучения, как верный сигнал к тому, что нужно начинать воспитывать поколения Россиян в самых патриархальных традициях царской России.
Вполне возможна будет та скрытая дискриминация, когда работодатель будет отдавать предпочтение мужскому образованию, женское образование не будет признаваться равноценным мужскому, несмотря на знания и оценки.
3.. Раздельное обучение провоцирует гомосексуальное поведение.
Один из частых аргументов — совместное обучение провоцирует «обабление» мальчиков, они поголовно похожи на геев, одеваются непонятно как, между полами стирается различие. Этот аргумент часто используется гомофобами, которые видят в этом растущую «гомосятину» и уменьшение своей маскулинности.
Так вот все наоборот, и этот пункт посвящается им, т.к. лично я в гомосексуализме не вижу ничего плохого.
Вспомним Набокова, с его «Лолитой»: Нередко в закрытых средних учебных заведениях проявлялся не настоящий гомосексуализм, а ситуационный. Может быть, даже заместительный секс. Женщин нет. Одни мужчины. А секса хочется. Вот и начинаются своеобразные игры на эту тему. Хотя, конечно, если на сто мужчин всегда четыре гомосексуала, то они и становятся инициаторами подобных игр. А другие участвуют в этом из любопытства.
И еще:
В лучших закрытых мужских школах типа Итона и Харроу в Англии в ХIХ — начале ХХ века были распространены гомосексуальные отношения. В конце ХIХ века это привело к ряду крупных скандалов, самым громким из которых был процесс над знаменитым драматургом Оскаром Уайльдом в 1895 году. Эта проблема существовала и в закрытых мужских и женских учебных учреждениях других стран. Вспомните фильм «Дурное воспитание» известного испанского режиссёра Педро Альмодовара. Действие в этом фильме разворачивается не так уж далеко от наших дней.
( кстати, о школах. В аргументах часто приводят доводы, что в школах с раздельным обучением медалистов больше, результаты экзаменов лучше, но обычно не упоминается , что это элитные школы, в них самые лучшие преподаватели, дети из очень хороших семей)
4. Уровень агрессивности. Тюрьма, армия. Эталонные мужские общества. Что говорить о полностью мужских школах, где у подростков гормоны кипят? Замечено, что женщины уменьшают атмосферу напряженности и агрессивности в мужском коллективе, это отметили и многие работодатели. Поэтому в развитых странах смешанные коллективы очень ценятся, и если один пол превалирует над другим, пытаются его разбавить.
Можно взять и опыт интернетов. Любой отдел, где преобладают молодые мужчины: Имиджборды, лукоморье, гиковские сайты – они переполнены ненавистью к женщинами, презрением, нередко агрессией. Изолирование от женского общества и общения ни есть хорошо.
Поэтому полноценное общение между полами — залог здорового общества, где функционируют все вместе, а не по половому признаку.

Tags: женщина, мужчина, раздельное обучение, феминизм


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *