Права учредителя ТСЖ

Права учредителя ТСЖ

О том, как создать ТСЖ, а также о том, как пожаловаться на товарищество или вообще выйти из него, вы можете узнать на нашем сайте. Читайте также о правилах проведения заочного голосования в ТСЖ.

Деятельность, обязанности, права

Каковы права и обязанности ТСЖ согласно жилищного кодекса? Прежде всего, несколько важных замечаний.

Лица, которые владеют жильем, как собственностью, вправе сами решать, как будет управляться их дом.

Такое право им предоставляется законом.

Если граждане приняли решение создать товарищество, то подразумевается, что:

  • что такое ТСЖ? ТСЖ является лицом юридическим, т. е. организацией;
  • коммерцией она не занимается. Возникшая в результате ее деятельности прибыль, направляется на исполнение уставных задач, обслуживание дома;
  • отметим, что ТСЖ самостоятельно в своих действиях. Иначе говоря, обслуживает дом оно своими силами, либо привлекает для этого организации со стороны;
  • товарищество образуется собственниками и только ими, владельцами жилища;
  • оно имеет свой штат, счет в банке, а так же печать.

Вся его деятельность направляется на обслуживание домового хозяйства, то есть в соответствии с уставными задачами. Не допускаются все, что не соответствует заявленным в уставе целям.

Требования закона, изложенные в ЖК (в частности в л. 13, ст. 136, ст. ст. 44 по 46), а равно другие законодательные нормы, например, уголовного и гражданского законодательства должны соблюдаться.

В противном случае организация ликвидируется, а руководство ее могут привлечь к ответственности, случается, и к уголовной.

Оперативное управление осуществляет правление, которое возглавляет председатель.

Высший орган – общее собрание собственников. В его ведении вопросы существования организации, включая создание, ликвидацию его, реорганизацию, а так же выборы правления ТСЖ, контролирующих органов, утверждение сметы основных доходов, а равно, расходов, а так же взносов, их размера и периодичности.

Основные права и обязанности ТСЖ изложены в ЖК (137 статья).

Руководствуясь этой законодательной нормой, товарищество может:

  1. Заключать со сторонними организациями, например, с УК договора для управления вверенным ему имуществом, о ремонте, а так же содержании общедомового хозяйства, предоставлении услуг, например, коммунальных, иные договора и соглашения в интересах, и самой организации, и отдельных членов ее.
  2. Определять смету, как доходов, так и расходов на определенный период, месяц, квартал, год, устанавливать перечень работ и определять расходы, связанные с ремонтом и содержанием имущества дома.
  3. Товарищество самостоятельно определяет необходимость ремонта, как текущего, так и капитального. Само устанавливает график ремонтных работ и затраты на выполнение их. Для этой цели привлекаются средства из резервного фонда, который формируется из специально установленных взносов.
  4. Иные расходы ТСЖ устанавливаются в соответствии с нормами ЖК и уставом.
  5. Размеры платежей, а равно взносов собственников устанавливаются на основе сметы, утвержденной общим собранием членов товарищества. Они определяются в соответствии с долей каждого в общей собственности дома.
  6. Товарищество обязано выполнять работы для владельцев жилья, а так же предоставлять связанные с содержанием жилища услуги.
  7. Вправе получать кредиты в банках, на условиях и в установленном законом порядке.
  8. Передавать тем или иным образом материальные, а так же денежные средства лицам, с которыми заключен договор на оказание услуг или выполнение для ТСЖ работ, связанных с обслуживанием общедомового имущества.
  9. Продавать, сдавать в аренду, передавать, например, во временное пользование, а так же обменивать имущество, которое принадлежит товариществу.

Обратите внимание на то, что ТСЖ может предоставлять часть общедомового имущества в пользование сторонним лицам. Товариществу предоставлено право, надстраивать, а равно и перестраивать общее имущество.

Оно может получать или приобретать земельные участки. В этом месте поподробнее. Подобное приобретение производится для осуществления строительства жилья, иных хозяйственных построек.

Поступают участки в общую собственность членов ТСЖ пропорционально их доли в общем имуществе.

Действия руководства товарищества выполняются только в интересах членов ТСЖ и только в том случае, если они не нарушают их прав.

В случае если кто-то из собственников помещений в многоквартирном доме, в котором зарегистрировано ТСЖ, не вносит утвержденные общим собранием взносы, ТСЖ вправе взыскать их в судебном порядке, а также и все понесенные товариществом убытки, связанные с неисполнением обязательств по уплате обязательных платежей и взносов.

Продолжая разговор об обязанностях товарищества отметим, что к ним относятся:

  1. Содержание дома в надлежащем состоянии, техническом и санитарном.
  2. Контроль над выполнением владельцами жилья своих обязанностей по поддержанию имущества в порядке, ремонта его.
  3. Соблюдение прав собственников жилья, их законных интересов.
  4. Соблюдение условий, а так же порядка пользования имуществом дома, распоряжения и владения им.
  5. ТСЖ обязано представлять интересы своих членов и других жильцов, защищать их.
  6. Пресекать или предотвращать любые действия, направленные на нарушение имущественных прав жильцов, реализацию их.

В соответствии со статьей 135 ЖК ТСЖ создается для совместного управления многоквартирным домом и прилегающими к нему участками собственниками жилья.

Отсюда и вытекают основные цели его деятельности. К ним можно отнести:

  1. Совместное управление общедомовым имуществом, эксплуатация его.
  2. Владение общим имуществом.
  3. Пользование общей недвижимостью.
  4. Распоряжение принадлежащим ТСЖ имуществом (в пределах, установленных законом).

Естественно, что к деятельности относятся и все работы, связанные с поддержанием дома в порядке.

Коммерческая деятельность впрямую товариществу не разрешена. Но и не запрещена.

Любая деятельность, в том числе и с извлечением прибыли (коммерческая), ТСЖ должна быть направлена на выполнение уставных задач, т. е. содержание и обслуживание дома.

Надо отметить, что прямо в законе о коммерции в ТСЖ не говорится. Однако в части 2 ЖК присутствует перечень работ (закрытый), которыми товарищество может заниматься (ст. 152).

Перечислим:

  • строительство дополнительных объектов общего имущества;
  • сдача в найм или аренду части его.

Мы уже говорили выше, что все действия товарищества должны быть направлены только на выполнение его уставных целей и задач, т. е. содержание и обслуживание дома.

Если это требование выполняется, то возможна и такая деятельность в ТСЖ, как предпринимательская. В этом случае организация может производить следующие действия, предусмотренные ГК в части 1, ФЗ за No 7 от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях»:

  • производство товаров, оказание услуг;
  • операции с ценными бумагами, приобретение и их реализация;
  • имущественные сделки, в частности, приобретение прав, как имущественных, так и неимущественных, их реализацию;
  • участие в сообществах (хозяйственных) в качестве вкладчика, акционера;
  • в соответствии со 137 статьей ЖК, п. 4 ТСЖ может оказывать владельцам жилья услуги. Как за плату, так и без оной.

Кроме этого доход может формироваться и за счет прочих поступлений (статья 151 ЖК, ч. 2). А каких именно отнесено на усмотрение ТСЖ.

Особенности

Теперь об особенностях осуществления прав ТСЖ. Начнем с оформления документов. Но коснемся только одного вопроса, а именно:

Справки должнику

Имеет ли право ТСЖ не выдавать справки, если есть долг?

В отношении организаций, созданных с участием государства или местного самоуправления, данные действия будут рассматриваться, как нарушение прав гражданина.

Виновные привлекаются к административной ответственности (КоАП. ст. 19.1).

Но в нашем случае надо учитывать, что оформление документов, в частности, справок должно быть оговорено в уставе или, например, в договоре члена, жильца дома с товариществом, поскольку оно не является организацией, созданной местным органом самоуправления.

Если такой нормы нигде не прописано (ни в уставе, ни в договоре), то должнику могут отказать в оформлении справки до погашения задолженности (хотя бы частично).

Имеет ли право ТСЖ осматривать квартиру?

По действующему законодательству – нет. Однако по согласованию с собственником жилища в оговоренное время представитель товарищества может осмотреть инженерное оборудование, например, стояки, санитарное состояние коммуникаций.

Допуск разрешен и при проведении ремонтных работ, так же по согласованию с владельцем. А при устранении аварии, например при заливе квартиры, – в любое время. Кроме этого таким же образом осуществляется и проверка счетчиков учета ресурсов и снятия с них показаний (не реже 1 раза в полгода).

Собственник со своей стороны обязан предоставить представителям товарищества доступ к осматриваемому оборудованию.

Саму же квартиру, например, для установления факта незаконной перепланировки, осматривать нельзя.

(Правительство РФ Постановление № 307 от 23. 05. 2006г)

Пени

Имеет ли право ТСЖ начислять пени?

Закон обязывает всех граждан, а так же организации своевременно уплачивать установленные государством налоги, оплачивать коммунальные услуги и другие предусмотренные платежи (в нашем случае, ст. ст. 153, 154, 155 ЖК). ТСЖ – не исключение.

С одной стороны оно является представителем жильцов (собственников жилья) и обязано производить расчеты вовремя со всеми поставщиками услуг и энергоресурсов.

С другой стороны граждане, проживающие в доме, получают услуги не напрямую от поставщиков, а опосредованно от товарищества. Все платежи оно аккумулирует на своих счетах и затем производит расчеты с поставщиками.

Иначе говоря, именно ТСЖ для всех жильцов – поставщик ресурсов и услуг. Поэтому на основании ст. 155 части 14 ЖК оно вправе взыскивать пени за несвоевременную оплату.

Договора с собственниками

Обязано ли ТСЖ заключать договор с собственниками? Требование обязательное.

К этому (заключению договора) руководство товарищества и собственников жилья, в первую очередь не состоящих в ТСЖ, обязывает ЖК в статье 155 в первой и второй ее статьях.

Имеет ли право ТСЖ вывешивать списки должников?

Хоть это не совсем этично, и не всегда законно, но подобная практика действует по всей стране. Если приводятся полные персональные данные должника, например, фамилия, имя, отчество и т. д. то налицо нарушение закона.

Если же приводится только номер квартиры и размер долга, то закон в этом случае не нарушен. Чем, кстати говоря, и пользуются представители, как УК, так и ТСЖ.

Обязанности ТСЖ

Об обязанностях ТСЖ перед жильцами мы уже говорили выше. В этом разделе мы только дополним вышесказанное. В обязанности правления товарищества собственников жилья входит:

  1. Выполнять требования действующего законодательства.
  2. Управлять домом в соответствии с порядком, определенным в ЖК, раздел 4.
  3. Реестр членов ТСЖ ведется в соответствии с требованиями закона, копия его направляется в госорганы. Кому именно указывается в 20 статье, части 2 ЖК.
  4. Органы исполнительной власти информируются обо всех внесенных изменениях в уставные документы в течение 3 месяцев (ст. 20, ч. 2 ЖК). Все копии вносимых изменений заверяются председателем, секретарем общего собрания.

Ответственность

Какова ответственность ТСЖ за невыполнение своих обязанностей?

Как таковая ответственность ТСЖ не отражена в ЖК. Но, товарищество – юридическое лицо.

А, следовательно, как любая организация, а так же ее руководители, несет ответственность за свои действия, невыполнение своих обязательств перед членами товарищества сторонними организациями и физическими лицами, государством, в соответствии с нормами действующего законодательства, вплоть до уголовной.

Полномочия

К полномочиям ТСЖ относятся:

  1. Право представлять собственников жилья.
  2. Заключать от их имен договора на оказание услуг и с поставщиками ресурсов.
  3. Выбирать организации для обслуживания дома, например, УК.
  4. Иные полномочия, которые предоставляются уставом и ЖК.

В заключении хочется отметить, что ТСЖ более совершенная форма управления домом по сравнению с УК или домоуправлением.

В отличие от вышеуказанных организаций товарищество само распоряжается своими средствами и самостоятельно в осуществлении хозяйственной деятельности, поэтому оно способно решать стоящие перед ТСЖ вопросы оперативно, гибко и с меньшими затратами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Учредители и участники ТСЖ не могут рассматриваться как лица, имеющие работу и заработок

Конституционный Суд РФ признал не соответствующей Конституции РФ норму закона о занятости населения, которая препятствует признанию безработными учредителей (участников) некоммерческой организации — товарищества собственников жилья.

В Постановлении № 10-П от 23.04.2012 КС РФ указал, что сейчас закон устанавливает закрытый перечень некоммерческих организаций, учредители (участники) которых не считаются занятыми. Учредители же (участники) любых других некоммерческих организаций, в том числе и ТСЖ, относятся к лицам, составляющим категорию «занятые граждане».

Между тем, члены товарищества собственников жилья не обладают имущественными правами в отношении данной некоммерческой организации и не осуществляют экономическую деятельность посредством участия в юридическом лице, целью которой является получение

регулярного дохода.

Соответственно, учредители (участники) товарищества собственников жилья не могут рассматриваться как лица, имеющие работу и заработок (трудовой доход).

Конституционный Суд Российской Федерации

23.04.2012 № 10-П

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева, руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 471, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки Е.Н. Эрлих.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемое заявительницей законоположение.
Заслушав сообщение судьи-докладчика М.И. Клеандрова, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил:
1. В соответствии с абзацем десятым статьи 2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми считаются граждане, являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.
1.1. Заявительница по настоящему делу гражданка Е.Н. Эрлих, работавшая в период с 3 ноября 2009 года по 31 мая 2010 года в должности бухгалтера товарищества собственников жилья «Согласие», 28 июня 2010 года приказом краевого государственного учреждения «Центр занятости населения г. Бийска» была признана безработной и ей было назначено пособие по безработице, которое выплачивалось с 21 июня 2010 года по 4 апреля 2011 года.
19 апреля 2011 года указанным государственным учреждением на основании предоставленной межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю информации о том, что с 23 сентября 2009 года Е.Н. Эрлих является учредителем ТСЖ «Согласие», был составлен акт об установлении факта незаконного получения ею пособия по безработице, а также стипендии и услуг по обучению и издан приказ о прекращении выплаты пособия и снятии с учета в качестве безработного.
Восточный районный суд города Бийска Алтайского края, куда Е.Н. Эрлих обратилась с заявлением об оспаривании действий краевого государственного учреждения «Центр занятости населения г. Бийска», решением от 6 июня 2011 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 5 октября 2011 года, в удовлетворении заявленных требований отказал со ссылкой на то, что товарищества собственников жилья не относятся к числу организаций, перечисленных в качестве исключений в абзаце десятом статьи 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», а потому для целей данного Закона учредители (участники) товариществ собственников жилья считаются занятыми.
1.2. Как следует из статей 36, 74, 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», конкретизирующих статью 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации принимает к рассмотрению жалобы граждан на нарушение их конституционных прав и свобод законом, примененным в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, если придет к выводу, что оспариваемые законоположения затрагивают конституционные права и свободы граждан и что имеется неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли эти законоположения Конституции Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации принимает постановление только по предмету, указанному в жалобе, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению, оценивая как буквальный смысл рассматриваемых законоположений, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе правовых актов.
Нарушение абзацем десятым статьи 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» своих конституционных прав гражданка Е.Н. Эрлих усматривает в том, что он позволяет органам службы занятости не учитывать при принятии решения о признании гражданина безработным отсутствие имущественных прав у учредителей (участников) товарищества собственников жилья в отношении данной организации и, соответственно, относить учредителей (участников) такой организации к категории занятых, что, по ее мнению, противоречит статьям 7, 37 (часть 3) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантирующим каждому право на защиту от безработицы и право на социальное обеспечение.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу является абзац десятый статьи 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», в той мере, в какой содержащееся в нем положение позволяет относить учредителей (участников) товариществ собственников жилья к занятым гражданам и в силу этого препятствует распространению на них статуса безработного и, соответственно, предоставлению права на получение пособия по безработице.
2. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому как свободу труда и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, так и право на защиту от безработицы (статья 37, части 1 и 3), а также провозглашает право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1).
К числу способов, которыми граждане могут реализовать эти конституционные права, относятся наемный труд, осуществляемый по свободно избранному роду деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем, а также самостоятельная экономическая деятельность, осуществляемая в свободно избранной сфере индивидуально или совместно с другими лицами путем создания коммерческой организации как формы коллективного предпринимательства. Отдавая предпочтение тому или иному способу, граждане соглашаются с теми юридическими последствиями, которые обусловливаются установленным федеральным законодателем — исходя из существа и целевой направленности соответствующего вида общественно полезной деятельности и фактического положения лица в порождаемых ею отношениях — правовым статусом субъектов этой деятельности, включая права и обязанности, а также государственные гарантии их реализации и меры ответственности. В частности, лица, работающие по трудовому договору, в силу своего положения экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении, подлежат социальной защите при наступлении безработицы. Напротив, учредители (участники) хозяйственных обществ, самостоятельно осуществляя экономическую деятельность, направленную на получение прибыли от использования своих способностей и имущества в процессе организации и управления производством, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, не приобретают гарантий социальной защиты от безработицы на случай отсутствия у общества дохода.
Таким образом, как следует из приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 24 февраля 2004 года N 3-П, от 25 мая 2010 года N 11-П и от 9 февраля 2012 года N 2-П, возможность признания гражданина занятым и, следовательно, не нуждающимся в социальной защите от безработицы связана с самостоятельным осуществлением им экономической деятельности, целью которой является получение дохода.
3. В соответствии со статьей 35 (часть 2) Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, в том числе путем создания некоммерческой организации. Создавая некоммерческую организацию как юридическое лицо, не имеющее целью извлечение прибыли и не распределяющее полученную прибыль между участниками (пункты 1 и 3 статьи 50 ГК Российской Федерации), граждане, как правило, не ставят своей задачей ни реализацию конституционного права на свободное распоряжение своими способностями к труду, ни получение доходов от деятельности этой некоммерческой организации.
Разновидностью некоммерческих организаций являются товарищества собственников жилья, которые создаются собственниками помещений в многоквартирном доме (нескольких домах) для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов (статья 291 ГК Российской Федерации, часть 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статья 152 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляет товариществам собственников жилья право заниматься некоторыми видами хозяйственной деятельности, а именно обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом недвижимого имущества в многоквартирном доме, строительством дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме, сдачей в аренду, внаем части этого общего имущества (части 1 и 2), однако доход от такой деятельности используется исключительно для оплаты общих расходов или направляется в специальные фонды, расходуемые на цели, предусмотренные уставом товарищества, а дополнительный доход может быть направлен на иные цели деятельности товарищества собственников жилья, предусмотренные данным Кодексом и уставом товарищества (часть 3).
Возможность распределения между членами товарищества собственников жилья доходов от использования имущества товарищества собственников жилья, равно как и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме либо имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрена как не соответствующая целям создания данного объединения граждан, закрепленным в части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, члены (учредители, участники) товарищества собственников жилья не обладают имущественными правами в отношении данной некоммерческой организации и не осуществляют экономическую деятельность посредством участия в юридическом лице, целью которой является получение регулярного дохода. Соответственно, по смыслу пункта 1 статьи 1 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», определяющего занятость как деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству Российской Федерации и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход, учредители (участники) товарищества собственников жилья не могут рассматриваться как лица, имеющие работу и заработок (трудовой доход).
4. Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель, осуществляющий в рамках своих дискреционных полномочий регулирование и защиту того или иного права, не освобождается от обязанности соблюдать при определении круга лиц, которым соответствующее право предоставляется, конституционные принципы равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые, помимо прочего, требуют для субъектов права при равных условиях равного положения, означают запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, и допускают возможность различий, только если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, от 5 апреля 2007 года N 5-П, от 10 ноября 2009 года N 17-П, от 3 февраля 2010 года N 3-П, от 20 декабря 2010 года N 21-П).
Абзац десятый статьи 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», как следует из его содержания, устанавливает закрытый перечень некоммерческих организаций, учредители (участники) которых не считаются занятыми, а именно: общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Соответственно, по буквальному смыслу данного законоположения, учредители (участники) любых других некоммерческих организаций относятся к лицам, составляющим категорию «занятые граждане».
Такое регулирование не учитывает специфику правового статуса не указанных в этом перечне учредителей (участников) некоммерческих организаций, таких как товарищества собственников жилья, которые не осуществляют экономическую деятельность посредством участия в юридическом лице с целью получения регулярного дохода. Между тем обладание в отношении организации — юридического лица имущественными правами, вытекающими из участия в этом юридическом лице, не является безусловным свидетельством отсутствия (наличия) у его учредителей (участников) права на получение прибыли от его хозяйственной деятельности и, соответственно, не может приниматься в качестве критерия для дифференциации прав учредителей (участников) организаций в сфере защиты об безработицы.
Формально ограничив абзацем десятым статьи 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» круг учредителей (участников) некоммерческих организаций, которые не считаются занятыми гражданами, федеральный законодатель создал препятствия для признания в установленном порядке безработными утративших работу и заработок членов товариществ собственников жилья и, соответственно, для предоставления им гарантий социальной поддержки, включая пособие по безработице, что ведетк нарушению права указанных лиц на защиту от безработицы.
Кроме того, допустив возможность признания безработными лишь учредителей (участников) тех некоммерческих организаций, которые прямо поименованы в данном законоположении и к которым учредители (участники) товариществ собственников жилья не отнесены, федеральный законодатель нарушил запрет различного отношения к лицам, относящимся к одной категории, — утратившим работу и заработок учредителям (участникам) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает возможность осуществления указанными лицами посредством участия в юридическом лице экономической деятельности, целью которой является регулярное получение дохода.
Таким образом, абзац десятый статьи 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в той мере, в какой содержащееся в нем положение препятствует признанию безработными учредителей (участников) некоммерческой организации — товарищества собственников жилья, не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2) и 37 (часть 3).
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 71, статьями 72, 74, 75, 78, 79 и 100 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации постановил:
1. Признать абзац десятый статьи 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2) и 37 (часть 3), в той мере, в какой он препятствует признанию безработными учредителей (участников) некоммерческой организации — товарищества собственников жилья.
2. Дело гражданки Эрлих Евгении Николаевны подлежит пересмотру в установленном порядке.
3. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу со дня официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации».
Постановление должно быть опубликовано также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Конституционный Суд
Российской Федерации

ТСЖ создано 4 учредителями, 1 проживает и является собственником, законно ли ТСЖ ведёт деятельность?

Здравствуйте Диана!

В случае если деятельность ТСЖ нарушает Ваши права, вы вправе инициировать собрание собственников и поставить вопрос о переизбрании ТСЖ

Статья 136. Создание и государственная регистрация товарищества собственников жилья

1. Собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.
1.1. Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании товарищества собственников жилья и об утверждении его устава, подписывается всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие таких решений.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ)

2. Товарищество собственников жилья может быть создано:
1) собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах. Перечень имущества, которое предназначено для совместного использования собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, определяется в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Решения о создании товарищества, об утверждении его устава, избрании правления товарищества, о наделении гражданина (в том числе собственника помещений в одном из данных домов) полномочием заявителя для обращения в органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также об избрании председателя правления товарищества принимаются на общих собраниях собственников помещений в каждом многоквартирном доме большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме. Особенности принятия и оформления указанных решений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства;

Какие полномочия у учредителей ТСЖ, какие права они имеют.

Учредители ТСЖ – это те лица, которые заинтересованы в надлежащем обслуживании дома и могут являться как физическими, так и юридическими лицами. К числу учредителей в законе относят членов правления ТСЖ, а это значит, что два этих понятия равносильны.

Цитата: Статья 147. Правление товарищества собственников жилья 1. Руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья. 2. Правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года. 3. Правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества, если избрание председателя товарищества не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества уставом товарищества. 3.1. Членом правления товарищества собственников жилья не может являться лицо, с которым товарищество заключило договор управления многоквартирным домом, или лицо, занимающее должность в органах управления организации, с которой товарищество заключило указанный договор, а также член ревизионной комиссии (ревизор) товарищества. Член правления товарищества собственников жилья не может совмещать свою деятельность в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору, а также поручать, доверять другому лицу или иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества. 4. Правление товарищества собственников жилья является исполнительным органом товарищества, подотчетным общему собранию членов товарищества. 5. Заседание правления товарищества собственников жилья созывается председателем в сроки, установленные уставом товарищества. 6. Правление товарищества собственников жилья правомочно принимать решения, если на заседании правления товарищества присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов правления товарищества. Решения правления товарищества принимаются простым большинством голосов от общего числа голосов членов правления, присутствующих на заседании, если большее число голосов для принятия таких решений не предусмотрено уставом товарищества. Решения, принятые правлением товарищества, оформляются протоколом заседания правления товарищества и подписываются председателем правления товарищества, секретарем заседания правления товарищества. К органам управления товарищества собственников жилья наряду с общим собранием членов товарищества собственников жилья относит также правление товарищества собственников жилья. Данная статья определяет режим, цели деятельности, компетенцию такого органа, порядок его формирования. 2. Правление товарищества осуществляет руководство деятельностью товарищества, которое предполагает принятие решений по достаточно большому кругу вопросов, связанных с оперативным управлением текущей деятельностью товарищества. Правление товарищества призвано осуществлять волю товарищества как юридического лица, выраженную в решениях общего собрания, при ведении текущих дел товарищества (при организации управления домом, совершении сделок и т.д.), т.е. должно обеспечивать организацию выполнения таких решений. Правление товарищества определяет как исполнительный орган товарищества, подотчетный высшему органу товарищества. Правление обладает так называемой остаточной компетенцией, т.е. может решать только те вопросы руководства текущей деятельностью товарищества, которые не отнесены к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или к компетенции общего собрания членов товарищества. Вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, названы в ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, общего собрания членов товарищества собственников жилья — в ч. 2 ст. 145 ЖК РФ (кроме того, иные отдельные полномочия данных органов предусмотрены другими нормами ЖК РФ, к примеру ст. ст. 45, 135, 136, 140, 141, а для общего собрания членов товарищества могут быть предусмотрены еще и уставом товарищества) .Компетенция следующая: 1. исполнение всех решений общего собрания членов товарищества; 2) оперативного руководства текущей деятельностью товарищества; 3) составления приходно-расходных смет и отчетов товарищества, представления их на утверждение общего собрания его членов; 4) распоряжения материальными и нематериальными активами товарищества в пределах, необходимых для обеспечения его текущей деятельности, и в соответствии с утвержденной сметой; 5) организационно-технического обеспечения деятельности общего собрания членов товарищества, в том числе созыва данного собрания и организации его проведения; 6) организации учета и отчетности товарищества, подготовки годового плана, бюджета, годового отчета и представления их на утверждение общего собрания членов товарищества; 7) обеспечения делопроизводства товарищества и содержания его архива; 8) организации охраны имущества товарищества и общего имущества в многоквартирном доме; 9) организации строительства, ремонта и содержания объектов общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с принятыми общим собранием членов товарищества решениями; 10) приема на работу в товарищество лиц по трудовым договорам, их увольнения, поощрения и наложения на них взысканий, ведения учета работников товарищества; 11) контроля за своевременным внесением членами товарищества обязательных платежей и взносов; 12) совершения от имени товарищества сделок, связанных с управлением многоквартирным домом; 13) ведения списков членов товарищества; 14) обеспечения соблюдения товариществом законодательства РФ и требований устава товарищества; 15) представления интересов товарищества в суде, государственных органах, органах местного самоуправления, общественных и других организациях; 16) рассмотрения заявлений членов товарищества; 17) подготовки изменений и дополнений в устав товарищества с учетом принятого общим собранием членов товарищества решения. 4. Правление товарищества собственников жилья является коллегиальным органом управления товариществом. Данный орган избирается общим собранием членов товарищества из своего состава. Это означает, что членом правления товарищества собственников жилья может быть только являющийся членом товарищества собственник помещения в многоквартирном доме, в котором создано такое товарищество. Если собственником помещения является юридическое лицо, то его уполномоченный представитель имеет право быть избранным в состав правления товарищества. При этом избрание членов правления п. 3 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ непосредственно отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества. Требования к количественному составу правления товарищества ЖК РФ не устанавливает, в связи с чем можно сделать вывод о том, что вопрос о конкретном числе членов правления вправе решить общее собрание членов товарищества по своему усмотрению. При этом достаточно очевидно, что правление товарищества должно состоять не менее чем из трех человек,


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *