Трасса дон отзывы

Трасса дон отзывы

muph ›
Блог ›
Что надо знать о трассе М4 «Дон» в Воронежской области и что посмотреть по пути.

Сезон отпусков набирает обороты, туристический трафик увеличивается с каждым погожим днём и, конечно же, огромное количество россиян отправится в ближайшее время на «юга». То есть на курорты Краснодарского края и в Крым. А значит, с большой долей вероятности, посетит транзитом мою родную Воронежскую область. И сегодня, для всех коллег автомобилистов, я бы хотел рассказать о участке федеральной трассы М4 «Дон», пролегающей через мою малую Родину. Его я знаю не понаслышке, вся информация проверена на личном опыте, катаюсь по этому участку давно и часто, поэтому, надеюсь, пост будет актуальным и полезным.

Цифры и факты

Федеральная дорога М4 «Дон» — автомобильная дорога федерального значения Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар — Новороссийск. Общая протяжённость автодороги составляет около 1540 км, из них порядка трёхсот по Воронежской области. Качество покрытия на Воронежском участке трассы колеблется от среднего до отличного. По большей части это комфортные 4 полосы с разделителем-отбойником, есть участки, например обход Воронежа (492-517 км), где вообще шесть полос. Но есть и одно засадное место в две полосы, о котором чуть ниже.

Имеется три платных участка дороги:
— упомянутый обход Воронежа (492-517 км), разрешенная скорость 110 км/ч, 60 рублей;
— обход Новой Усмани и Рогачевки (516-544 км), разрешенная скорость 130 км/ч, 150 рублей;
— участок 544-633 км, разрешенная скорость 110 км/ч, 100 рублей.

Приведенная цена актуальна для легкового автомобиля при проезде днем. Ночью тарифы ниже, ну и желающие могут приобрести транспондер T-Pass для получения скидки в 20%. От себя добавлю, что в высокий сезон пункты взимания оплаты частенько собирают приличные пробки.

Теперь про то самое засадное место. Думаю, что все, кто ездил на автомобиле по М4 с ужасом вспоминают населенный пункт под названием Лосево. Это практически самый юг Воронежской области. Дорога там сужается до двух полос (1+1), скорость сбрасывается до 50-60 км/ч и бонусом в селе имеется «зебра», по которой туда-сюда снуют пешеходы. Кроме того, это издревле любимое фуроводами место ночевки, поэтому большегрузы дополнительно «тупят», выбирая местечко поудобней или, наоборот, вклиниваясь в поток с утра. В общем, там почти всегда перманентная пробка. Слава Богу, в 2017 году стартовало строительство платного участка в обход Лосево и Павловска (там тоже двухполоска) и, ходят слухи, он будет закончен на год раньше запланированного срока. То есть уже в декабре 2019-го. Не знаю тогда, чем будут жить владельцы всех этих бесчисленных шалманов и богаделен по обочинам Лосево, но это будет прямо очень кстати. Ибо это просто позор и бутылочное горлышко какое-то.

Пока же рекомендую заранее мониторить ситуацию в Лосево через Яндекс.Пробки и, в случае чего, использовать следующие варианты объезда:
1) на 588-м км трассы М4 «Дон» уходите на Лиски, потом через Каменку, Россошь и Кантемировку выезжаете на 740-м км трассы М4 за городом Богучар.
2) на 595-м км трассы М4 уходите на Бобров через Бутурлиновку с выездом в городе Павловск на 671-м км трассы или в г. Богучар на 740-м километре.
3) не доезжая Воронежа, на 492-м км трассы М-4 «Дон» после поста ДПС уходите на Воронеж, дальше на окружную Воронежа (указатель на Курск), дальше — по проспекту Патриотов, переходящему в Курскую трассу Е-38 и до поворота на Острогожск. Дальше через населенные пункты Острогожск, Каменка, Россошь, Кантемировка с выездом на всё том же 740-м км магистрали М4 «Дон» за Богучаром за 37 км до границы с Ростовской областью (вариант дальнего объезда).

Кроме того, в этом году с мая по сентябрь запретили проезд грузового автотранспорта через Лосево по пятницам, субботам и воскресеньям с 08:00 до 22:00. Можно учитывать эту информацию пли планировании маршрута.

Инфраструктура

Вообще, трасса М4 «Дон», на мой взгляд, имеет отличную инфраструктуру. Огромное количество сетевых и прочих небрендовых АЗС, мотелей, стоянок для грузовиков, кафешек и столовых, СТО и так далее. В Воронежской области вам точно будет из чего выбрать. Лично я отдаю предпочтение заправкам Shell (5 шт.) и Лукойл (9 шт.), но Роснефти (4 шт.) и Газпрома (4 шт.) у нас тоже хватает. По газовым заправкам, увы, так подробно не подскажу, но они точно есть=)

Куда хуже обстоит дело со связью. Я бесконечно удивлялся уверенному 3G-интернету на дорогах малонаселенной Исландии и даже на горных серпантинах Грузии, а на федеральной трассе в центральной полосе России (!) иногда и позвонить толком не получается из-за постоянных обрывов связи. Не говоря уже про мобильный интернет. Нет, вышки по ходу движения вам периодически будут попадаться, но как только вы немного выезжаете за пределы населенного пункта, сигнал практически исчезает. Однако тут тоже есть хорошие новости. Буквально в апреле МТС первыми в регионе отчитались, что наконец-то запустили скоростной интернет на всем протяжении воронежского участка М4 «Дон». В СМИ сообщается, что за последний год было построено более 70 базовых станций и теперь скорость интернета достигает 75 Мбит/cек. Лично у меня было 20 Мбит под Новой Усманью, а так же по дороге в Вернемамонском и Богучарском районах. В общем, интернет на трассе есть, при условии, что вы абонент МТС.

Теперь про питание. Точнее, общепиты. Признаюсь, сам на трассе есть опасаюсь ввиду того, что высоки риски пищевого отравления. Поэтому заезжаю только в проверенные места, а в других регионах руководствуюсь принципом останавливаться только там, где уже много других посетителей и особенно водителей фур. Уж эти-то ребята точно знают где можно обедать, а где лучше не стоит. От себя могу смело рекомендовать сеть кафе «Помпончик». У нас в области их всего три, кажется, но на протяжении всей трассы М4 более 15. Вкусно, относительно недорого, хотя, конечно, не совсем полезно. Впрочем, помимо жаренных пончиков и чебуреков, есть и первые блюда. Сам обычно беру куриную лапшу, а для детей рекомендую вареники с творогом.

Еще одно неоднократно проверенное место — автопорт «Маяк» почти на границе с Ростовской областью в хуторе Дядин. Думаю, что даже по фото ниже понятно, что уровень сервиса, комфорта и обширности ассортимента блюд значительно выше, чем в среднем в кафе и столовых на трассах. При этом, цены весьма гуманные. За эти эти два разноса я отдал порядка 650 рублей: два борща, две порции сметаны, две куриных отбивных в кляре, рис, тушенная капуста и салат из свежих овощей.

Кроме этого, конечно, остаются закусочные при сетевых АЗС, но там, как правило, ценник уже провоцирует внутреннюю жабу. Кстати, о цене на бензин. Если вы двигаетесь на юг, то обязательно заметите, что при въезде в Ростовскую область цены на топливо заметно поднимутся, так что заправляйтесь в Воронежской области до полного бака.

К сожалению, по мотелям у дороги сориентировать никого не смогу, так как ввиду того, что мой дом рядом, никогда не пользовался их услугами. Тут, наверное, стоит обратить внимание на рейтинг букинг.ком, цену и на количество постояльцев по числу автомобилей на парковке.

А мы, тем временем, переходим к самому обширному разделу моего поста.

Достопримечательности трассы М4

Для порядка давайте расскажу о том, что посмотреть по пути на юг, начиная с севера Воронежской области. И сразу после пересечения границы Липецкой и Воронежской областей я бы рекомендовал вам заглянуть в урочище Кривоборье. Это крутой поросший лесом песчаный склон реки Дон длиной около 4 километров. Высота берега от уровня воды достигает 60 метров и выше, а угол откоса 70-80 градусов. Дон в этом месте делает разворот на 180 градусов в форме омеги. Завораживающие виды в этом месте обеспечены, а можно, при желании, даже заночевать в палатке, а на следующее утро продолжить путь. От трассы до смотровых площадок (их несколько) 6,5 километров. Сначала асфальт, потом немного лесной дороги. Она бывает сыровата и кривовата, но в сухую погоду, при наличии достаточного водительского опыта, проходима и для недоприводов.

Так же в Рамонском районе можно посетить парочку исторических объектов. Во-первых, музей-усадьбу Д.В. Веневитинова в селе Новоживотинном. Усадебный комплекс состоит из двухэтажного особняка, парка с прудом, ротондой и смотровой площадкой на реке Дон. Музей-усадьба названа в честь наиболее известного представителя рода Веневитиновых — поэта, критика, философа Дмитрия Владимировича Веневитинова. От трассы М4 до усадьбы всего 4 км.

Во-вторых, я бы рекомендовал к посещению Дворец Ольденбурских в Рамони. Туда после съезда с трассы километров 8-9 пути, но место того стоит. Заодно в Рамони можно пополнить запасы продуктов в дорогу. Поселок крупный, там много вариантов.

Кроме того, если проехать чуть-чуть дальше, можно освежиться купанием на реке Воронеж. И до и после автомобильного моста через реку можно найти как дикие пляжи, так и оборудованные платные.

Движемся дальше, объезжаем Воронеж и на 549 километре трассы М4 можно встретить придорожный зоопарк «Кудеяров стан». Я еще в 2015 году делал в блоге подробный обзор этого места и по прошествии 4 лет могу сказать, что ожидал от него несколько бОльшей цивилизованности и порядка. Сейчас поясню свою позицию. Как и прежде, тут можно переночевать, поесть, поспать, половить рыбу в пруду, посмотреть на животных, но почему-то за это время те недоделки, что были у заведения при открытии, остались недоделками, но вокруг продолжается какое-то строительство, валяется куча стройматериалов и просто бесхозных вещей, в вольерах не чищено, за стойкой никого нет, одна бедная женщина пытается всё успеть…

При этом построили часовню, зал для торжественных церемоний и какие-то жуткие «скворечники» из фанеры, в которых в +30, наверное, можно просто испечься, а просят за них 1000 за ночь. В общем, идею (зоопарк у дороги) по-прежнему считаю крутой, но реализация, на мой взгляд, по-прежнему хромает. Мне кажется, владелец берется за всё и сразу, в итоге всё в состоянии то ли недоделанности, то ли уже запущенности. Тем не менее, если вы едете с ребенком и готовы отдать 200 с человека за экскурсию по зоосаду и 100 рублей за фотографирование (инфа с оф.сайта), то в сравнении с обычным придорожным кафе, ребенку явно будет веселее. Решать вам.

Следующую остановку можно сделать после Верхнего Мамона на 720 километре трассы. Увидите большой автозаправочный комплекс Лукойл с кафе, детской площадкой и шиномонтажом для фур, найдите поворот направо, проедьте пару сотен метров или пройдитесь пешком, оставив машину на парковке.

Там вы увидите мемориал «Осетровский плацдарм» на высоте 191,1, а так же воинские захоронения. Бои на Среднем Дону были страшные, почтите память павших здесь.

Еще чуть южнее, на границе Богучарского и Верхнемамонского районов почти на обочине трассы М4 стоит еще один памятник защитникам Донских степей. Это танк Т-34. Надпись на памятной табличке гласит: «Здесь в декабре 1942 года, осуществляя операцию «Малый Сатурн», Первая Гвардейская армия, 17 и 24 танковые корпуса вели победоносные бои, положившие начало освобождению Среднего Дона от немецко-фашистских захватчиков».

Ну и перед тем, как покинуть Воронежскую область я рекомендую всем и каждому познакомиться с одним довольно аутентичным городком Воронежской области. Это Богучар и это всего 3-4 км от трассы.

Там можно пройтись по тихим улочкам и увидеть или даже немного прочувствовать настоящую провинциальную жизнь. На фото Богучарский краеведческий музей, а ранее церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Вообще, в Богучаре сохранилось довольно много интересной архитектуры и, пожалуй, надо бы и мне как-то более детально изучить его.

Если же от Богучара проехать еще километров 7-8 на восток, то миновав сельцо Галиевка, вы попадете на обзорную точку, с которой открывается невероятный вид на пойму Дона. К вашим услугам даже «грибок» с лавочкой для романтических натур.

Ну и совсем уже для тех, у кого много свободного времени, чуть северней (буквально 200 метров) от «грибка», можно устроить не только крутой пикник с видом на Дон, но и слазить в заброшенный подземный монастырь, вырубленный в меловой породе.

На этом всё. Обратите внимание, что все фотографии в этом посте сделаны весной этого года, кроме четырех последних. Они тоже мои, но сделаны в разное время и как бы намекают, что про многие из описанных в посте мест я мог бы рассказать существенно больше. Поэтому напишите в комментариях, какие локации вас заинтересовали и я, скорее всего, смогу дать вам ссылку на свой же развернутый пост о ней, написанный ранее. Так же для наглядности прилагаю карту, где все упомянутые точки отмечены.

В любом случае, легкой вам дороги и крутых впечатлений в ближайшем отпуске!

UPDATE (вынес полезное из комментариев):
Igrokvrn: Для тех кто хочет искупаться по маршруту, хорошие городские пляжи на реке Дон есть в Павловске и Верхнем Мамоне.

muph: Можно еще добавить тоже Кривоборье, но с другого (пологого) берега. Там песчаный пляж, но заезд со стороны Липецкой области по грунтовкам. Прямо напротив смотровых, которые я описал в посте.

Ixram: Отличная заправка в Новой Усмани Татнефть, если ехать на юг на нее попадешь исключительно с бесплатного участка, а при движении в сторону Москвы только с платного, хорошее топливо и кафешка. В Ласточкино по середине поселка(где раньше всегда дежурил экипаж ДПС) то же есть неплохое кафе. Ну и на выезде из Воронежской области кафе роза ветров. Вся информация собрана из личного опыта)))

Bolevard: На майские гоняли в Сочи, Лосево по 2 варианту объехал, особо не сэкономил, но не стоял, там по пути тоже ремонт полотна. А в целом нормально можно доехать, если выезжать из Москвы в обед, дабы все затыки в ночи проехать, да и притомить можно триножников нет)))

inz: А кто потом едет в Крым, не забудьте заправиться по полной в Краснодарском крае. И не на самых последних заправках( на них обычно очереди). У нас цена выше, качество ниже.

sergeymelkumov34: Я бы ещё отметил мост на въезд в Елец. Постоянные пробки уже несколько лет. Проезжал там 1.06. И 5.06. Ничего не меняется!

capitainelesang: Только вчера проехал по этой трассе из Москвы до Краснодара. Дорога хорошая, лучше, чем в прошлом году. Мост в районе Каменск-Шахтинском на ремонте, для легковушек работает аттракцион в виде понтонного моста, но пробок особо нет.

jack-sparrow12: По придорожным гостиницам у меня есть что добавить — никогда не останавливайтесь «У Михалыча» в Отрадном. Грязно.

Vitus-kzn: Пробка в Лосево уже два года ведет аккаунт в твиттере)) @ losevoprobka там самая актуальная инфа о дорожной обстановке и путях объезда. В Дядине можно пообедать на заправках Татнефть (они в обе стороны по трассе)

freeman-82: В Галкино, перед Воронежем можно отлично и недорого поесть в трактире Ямщик. Останавливался там пару раз на ночь, на обед заезжал раз 5. Рекомендую солянку и жаркое, ценник от 260 ₽

Niccolo: Вариант для тех, кто не боится клеенок на столах туалета на улице — в Богучаре есть «Уральская кухня»; не знаю почему уральская, но порции там большие и вкусно.

SergOutback997: «Уральская кухня» нереально огроменнейшие порции! Хозяин до сих пор поддерживает традиции 90-х в стиле «меньше остановок-больше проедешь». Кухня вполне съедобная. Но порции реально гигантские. Поэтому тем кто будет заказывать голодным лучше приструнить свой аппетит!

Daenoor: Раз уж про усадьбу Веневитиновых написал — через Дон в Хвощеватке бьёт родник, в котором обустроена купель. Место отличное. Можно завернуть, освежиться, ну а набожным ещё и помолиться зайти.

Daenoor: В Новой Усмани неплохое место для обеда — Джамбул либо Каскелен (кому что больше по душе). Каскелен правда раньше был сильно лучше. Лосевскую пробку можно объехать ещё через Берёзки-Поддубный, но это вариант для профукавших все прочие объезды. Дорога там разбита, внедорожники идут бодро, а седаны быстрее 40-50 не разгонятся.

gristoff: Вариант номер 2 объезда Лосево, то есть через Бобров, Бутурлиновку… Не рекомендую, ибо оставите там подвеску. До Боброва дорога ещё нормальная, а дальше вообще пипец, будете ехать местами 20-30. Можно после Рогачёвки уйти на Анну, Саратовское направление, и далее на Таловую, Бутурлиновку и тд. Дорога тоже убитая но до Бутурлиновки доехать можно. А от Бутурлиновки до Павловска дорога одна и та как после бомбёжки кассетами.

PS Понравилась запись, подпишись и поделись с друзьями ↓↓↓

Рэкет на дорогах: у кого вымогают деньги и как избежать встречи с бандитами

16:33, 27 мая 2019

Версия для печати

На российских трассах до сих пор жив рэкет. Об этом рассказывают как водители грузовиков, так и правоохранительные органы, периодически публикующие информацию о задержании преступников.

20 мая пресс-служба регионального УМВД в Калужской области сообщила о задержании группы лиц, вымогавших деньги у водителей большегрузных автомобилей. Преступники действовали на трассе М-3 «Украина» и ранее привлекались к уголовной ответственности за мошенничество, кражи и преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.

Визитка за 25 тысяч

Преступники выбирали своих жертв из числа иностранцев. Водителям из стран СНГ они за определенную плату предлагали «покровительство», а тем, кто отказывался, обещали проблемы. Обещания обычно выполнялись.

Следствие раскрыло данные о двух эпизодах.

В конце апреля на охраняемой стоянке в г. Обнинск злоумышленники напали на гражданина Киргизии.

Угрожая ножом, преступники потребовали у водителя 10 тысяч рублей. Он отдал деньги и получил взамен визитку – карточку с телефонным номером, по которому следует позвонить в случае каких-либо проблем.

В марте похожий случай произошел в Боровском районе Калужской области. Водитель из Молдавии отказался от приобретения визитки. Преступников отказ не остановил: один из них впоследствии проник в кабину большегруза и похитил 25 тысяч рублей, оставив на их месте злополучную карточку.

Оперативники, задержавшие вымогателей, обнаружили среди их личных вещей нож, фонарик с электрошокером, визитки и мобильный телефон с sim-картой, номер которой был указан на карточках.

«Я никому плохого не делал»

Это далеко не первый подобный случай на российских дорогах. Рэкетиры обычно действуют по схожей схеме: запугивают водителей и вымогают деньги, а тех, кто не поддался на угрозы, заставляют об этом пожалеть. Обычно речь идёт о порче имущества, стоимость которого превышает стоимость требуемой суммы. Машинам прокалывают колеса, разбивают стёкла, портят детали кузова.

В августе 2018 года банду, торговавшую визитками (в данном случае они назывались «пропусками»), задержали в Волгоградской области. Преступники разделились на две группы: первая останавливала машину и предлагала приобрести пропуск.

Если водитель отказывался и уезжал, его встречала вторая группа, вооруженная… рогатками: грузовику разбивали лобовое стекло и фары, мяли части кузова.

До рукоприкладства дело обычно не доходило, но одного из водителей, на свою беду остановившегося, чтобы разобраться со стрелками, избили и ограбили.

https://www.volgograd.kp.ru

Задержанные члены банды (как и их коллеги из Калужской области) уже имели проблемы с законом. Дело было поставлено на поток: оперативники изъяли у вымогателей бланки отчетности, в которых ежедневно отмечалось количество проданных пропусков.

– Я никому плохо не делал, стёкла не бил, колёса не резал, не угрожал, – пытался оправдываться один из задержанных. – Мы с ними <дальнобойщиками> дружили!

«Мы тут на птичьих правах»

Российские водители встречаются с вымогателями сравнительно редко. Одним из самых неспокойных регионов считается Урал. Периодически сообщения о поборах приходят из центральной России и Южного Федерального округа: случаи нельзя назвать единичными, но и о массовости говорить не приходится.

Водители из стран СНГ и ближнего зарубежья, работающие в России, становятся жертвами преступников чаще.

– Российские машины они не трогают, а мы тут на птичьих правах, вот к нам и пристают, – рассказал водитель из Казахстана автору канала «Категория Е». – Вам нужно покататься по России на грузовике с казахстанскими номерами, и тогда вы поймете, как много на дорогах бандитов.

– Дело вовсе не в том, что иностранным перевозчикам сложнее защитить свои права, – рассказывает руководитель юридической компании «Богатов Групп» Сергей Богатов. – Ведь преступление совершает не перевозчик, а бандит, который вымогает у него деньги. В данной ситуации права водителей, какое бы гражданство у них не было, абсолютно равны. Всё упирается в фактор времени и последующих проблем, ведь если водитель заявит в полицию, а дело дойдет до суда, его могут вновь вызвать на слушания по этому делу, причем не один раз… многие предпочитают заплатить.

У российских водителей вымогатели требуют небольшие суммы (до тысячи рублей), чтобы перевозчикам было легче расстаться с деньгами. А с иностранцев бандиты могут брать больше:

– Посудите сами: водитель едет по иностранному государству. Он хочет вернуться домой в целости и сохранности, боится, как бы чего не случилось. Вымогатели играют на этом страхе, – объясняет юрист.

Универсального решения, которое исключит возможность встречи с вымогателями, нет. Можно придерживаться разумных правил – останавливаться на проверенных местах, держать окна закрытыми, по возможности ездить в паре.

– Это хорошие советы, но сработают ли они, когда тебя застали врасплох? – задаётся вопросом Сергей Богатов. – Единственный вариант, который дает 100%-ю гарантию безопасности, это личная охрана, но если ездить с собственными секьюрити, тарифы на перевозки вырастут в несколько раз.

Топливные мошенники на трассе М-4 «Дон», или Как мы проехали 360 км за 28 тысяч рублей

Ростов-на-Дону, 30 августа 2019. DON24.RU. Маленькие зарплаты не мешают луганским мамочкам прекрасно одеваться и красиво наряжать своих детей. За умение выглядеть на миллион луганчанок любят в Европе. Особенно поодиночке. Ну а всей страной мы и сами не хотим. Ведь у нас другой менталитет, не такой, как в ЕС, где женщины ходят по улицам в мятых майках и кедах, а ту, что идет на каблуках, считают особью с пониженной социальной ответственностью. Отношение к детям у нас тоже отличное от западного.

Не будем искать причину в советском прошлом – просто констатируем факт: для своего чада нам ничего не жалко. Наверное, потому что каждый с детства помнит острое чувство досады, когда у тебя нет того, что есть у других: огромного набора фломастеров, крутого рюкзака или модных кроссовок. Именно эти воспоминания побуждают нас экипировать ребенка в школу так, чтобы он был не хуже остальных.

Где на это взять денег – тут уж каждый выкручивается как может. Если с одеждой еще может выручить дружественный секонд-хенд, то с канцтоварами так не получится: тетрадей надо много и сразу. Причем с красивыми обложками, которые удорожают покупку вдвое. Поэтому многие родители собирают деньги заранее и всем миром, привлекая бабушек, крестных и друзей семьи. Подключается даже глава республики, который традиционно дарит первоклассникам канцелярский набор. В прошлом году это был целый портфель, в котором были пять тетрадей, альбом, ручка, карандаш, ластик, линейка, наборы карандашей и фломастеров, а также открытка с пожеланиями хорошей учебы, мира и добра.

Изюминкой подарка был специальный дневник, воплотивший детские мечты дизайнеров и педагогов: с наклейками, смайликами и пятидневной неделей. В конце каждой странички размещена «Лесенка успеха», так как оценки первоклассникам не ставят. По задумке, дети в конце недели должны самостоятельно себя оценить, описать свои ощущения с помощью наклеек. В конце дневника есть цветные вкладки, одна из них – распорядок дня. Здесь на часах нет стрелочек, родители вместе с детьми должны самостоятельно их расставить: когда у ребенка подъем, когда – занятия, когда – свободное время. Также предлагается проложить безопасный маршрут от дома до школы. Кроме того, в дневнике размещены полезные советы родителям и страничка «Мы – жители Луганской Народной Республики», на которой детям в доступной форме рассказали, что такое Отечество, что значит быть гражданином.

По словам министра образования и науки ЛНР Сергея Цемкало, количество первоклассников в республике из года в год увеличивается.

«В этом году мы планируем перешагнуть десятитысячный барьер. Если мы начинали с 8000 первоклассников, то в этом году реальна перспектива того, что 10 075 первоклассников планируют сесть за парты наших образовательных учреждений», – сообщил он.

Магазин, рынок или почта?

Не секрет, что, чем старше дети, тем дороже они обходятся. Опустим расходы на карманные деньги и питание (кстати, младшие школьники питаются в школьной столовой бесплатно). Жанр статьи предполагает предоставить срез цен начиная с волшебного предлога «от». Итак, минимальные цены:

– портфель – от 1000 рублей;

– дневник – от 39 рублей;

– тетрадь 12 листов – от 4,8 рубля;

– тетрадь 18 листов – от 7,5 рубля;

– тетрадь 24 листа – от 9,5 рубля;

– тетрадь 48 листов – от 25 рублей;

– тетрадь 96 листов – от 38 рублей;

– папка для тетрадей – от 100 рублей;

– ручка – от 5 рублей;

– простой карандаш – от 10 рублей;

– цветные карандаши в зависимости от фирмы и количества цветов – от 50 рублей;

– фломастеры – от 50 рублей;

– пенал – от 50 рублей;

– линейка – от 10 рублей;

– акварельные краски – от 80 рублей;

– гуашь – от 100 рублей;

– кисточка для красок – 10 рублей;

– баночка-непроливайка – от 25 рублей;

– ластик – от 10 рублей;

– ножницы – от 30 рублей;

– клей ПВА – от 40 рублей;

– цветная бумага – от 40 рублей;

– картон – от 50 рублей;

– пластилин – от 100 рублей;

– доска для пластилина от 70 рублей;

– альбом для рисования – от 12 рублей.

Пройдя по рынкам и магазинам Луганска, мы выяснили, что дешевле всего будет скупиться на Восточном рынке. Родители младших школьников в любом случае потратят на канцтовары не меньше 2042 рублей, старших – на 500 рублей больше. Довольно приемлемые цены в почтовых отделениях (почта уже лет 20 торгует сопутствующими товарами (канцтовары, моющие средства)) и на школьном базаре в гипермаркете «Стройцентр», который организован при поддержке Министерства экономического развития и торговли ЛНР. Там представлены абсолютно все товары, которые пригодятся школьнику, начиная от тетрадей, рюкзаков, одежды, обуви и заканчивая школьной партой.

На вкус и цвет товарища нет

Самая затратная часть в экипировке школьника, конечно, не канцтовары, а одежда, из которой ребенок быстро вырастает. К вопросу о школьной форме в республике подошли демократично – родительское самоуправление решает, какой именно она должна быть, а ее наличие установлено законодательно. Насколько дорого обойдется форма, зависит от конкретной школы, гимназии или лицея, но точно не бесплатно. Были времена, когда в Луганской Народной Республике первоклассникам выдавали не только канцтовары, но и школьную форму. В 2017 году глава республики Игорь Плотницкий развернул целую кампанию по обеспечению школьников формой: четыре швейные фабрики ЛНР изготовили костюмы темно-синего цвета для мальчиков и девочек и обеспечили ими всех первоклассников республики, а также был внесен проект изменений в закон об образовании.

Для обсуждения поправок касательно школьной формы создали целый республиканский родительский совет, профсоюзные и общественные лидеры агитировали за единую школьную форму, детское телевидение тоже выступило «за», потому что форма «объединяет, дисциплинирует». Однако среди родителей накалились страсти, и back in USSR не получился. Все приветствовали некий дресс-код, но отрицали инкубаторскую уравниловку. Дескать, здесь вам не Северная Корея, к тому же уровень доходов у всех разный, и заплатить 6–10 тысяч (юбка, брюки, пиджак, жилет, две рубашки) не каждый в состоянии.

В итоге родительские советы в большинстве своем приняли решение о введении элементов школьной формы и отличительных знаков – шевронов. Как правило, это одинаковый жилет из ткани или трикотажа с эмблемой школы. Основные цвета: синий, серый, бордо. Цена жилетов – от 400 до 800 рублей. Производители: предприятия Луганской Народной Республики, Российской Федерации, Беларуси. Изготовление шеврона – от 52 рублей.

Учителя Червонопрапорской школы № 34 Перевальского района решили показать детям пример и тоже пошили себе одинаковые костюмы.

В Министерстве образования и науки бодро отметили: итоги проведенной работы демонстрируют, что родительская общественность и органы власти в Луганской Народной Республике работают сообща и государственно-общественное управление системой образования имеет положительный результат.

«Школа не место для демонстрации дизайнерских изысков и экстравагантных идей» – это цитата из положения о школьной форме одной из школ города Свердловска. Некоторые пункты действительно умилительные: «Не использовать цвета ярко-красный, ярко-зеленый, ярко-желтый, ярко-оранжевый и подобные, так как они не соответствуют требованиям СанПиНа и могут вызывать психологическое утомление. Рекомендуется использование тканей для блузок, водолазок и рубашек белого и пастельного тона (с вариантами оттенков в данной палитре). Пастельные тона – светлые, теплые оттенки розового, бледно-желтого, бледно-голубого, бежевого цветов и т. п. Пастельные тона очень мягкие, тихие. Эти цвета воспринимаются как нейтральные, поэтому не утомляют глаза и позволяют взгляду расслабиться. Исключить декорирование юбок, брюк. Макияж и маникюр у школьниц 9–11-х классов должен быть скромным, не вызывающим и соответствовать возрасту учащейся. Запрещено ношение девушками в школе обуви на каблуке «шпилька». Школа не место для демонстрации дизайнерских изысков и экстравагантных идей».

В соответствии с этими рекомендациями мы провели мониторинг цен. Стоимость белой блузки на девочку составляет от 486 рублей до 1500 рублей, рубашка на мальчика обойдется примерно в такую же сумму. Школьный сарафан или юбка будет стоить от 500 до 2000 рублей, брюки на мальчика – от 500 рублей. Туфли на девочку – от 700 рублей, на мальчика – цена примерно такая же. Банты стоят от 100 до 300 рублей, носки, гольфы – от 50.

Спортивная форма как для мальчиков, так и для девочек на луганском рынке стоит от 1000 до 2000 рублей. Спортивная обувь – от 500 рублей.

Естественно, каждую единицу умножаем на два: две рубашки, двое брюк, юбка и сарафан, две пары обуви, двое носков. Исходя из минимальных рыночных цен выходит, что собрать ребенка в школу обойдется приблизительно в 7300 рублей.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *