Закон о доносах

Закон о доносах

МВД России опубликовало десятку самых разыскиваемых преступников страны. За голову каждого полиция объявила вознаграждение в 1 миллион рублей. Среди беглых преступников — криминальные авторитеты, маньяки-душегубы и даже участники бытовых разборок со всех концов страны.

1. Первый в списке — сорокалетний Андрей Дрюнин, известный под кличкой Дрюня-младший.

Он видный член группировки «меценатовские», действовавшей на Дальнем Востоке в 2000-х годах. В приграничном с Китаем поселке Забайкальский меценатовские взяли под контроль крупную перевалочную базу товаров из Поднебесной. Они жесткими методами вынуждали предпринимателей пользоваться только складами рынка и услугами подконтрольной бандитам автотранспортной компании. На счету группировки как минимум 10 убийств, несколько покушений, вымогательства, разбойные нападения… В 2010 году группировку разгромили, большая часть бандитов оказалась в тюрьме. А вот Дрюня-младший бегает до сих пор.

2. Олега Тимошенко, кроме России, ищут на Украине и в Молдове.

Ему сейчас 46 лет, он родился в Кировограде и уже больше 10 лет находится в международном розыске за убийства, бандитизм, мошенничество и умышленное уничтожение имущества. Подробности совершенных Тимошенко преступлений не сообщаются. Однако, как рассказали «КП» в МВД, он состоял в разных криминальных группировках и специализировался на силовых действиях. Скрываться он может под фамилиями Сербин, Лашманов и Кипера.

3. Питерский блоггер националистических взглядов Семен Ермолинский разыскивается за участие в пытках и убийствах.

Этот 27-летний «наци» приезжал в Екатеринбург к своему другу и Василию Федоровичу. Последний возглавлял группировку, члены которой устраивали разбойные нападения на граждан. Не гнушались ничем — на счету банды 14 убийств и 5 покушений. Все преступления уже раскрыты, большая часть банды Федоровича, как и он сам, уже за решеткой. Они-то и рассказали следователям, что в одной из акций принимал участие Ермолинский. Вычислив студента, торговавшего наркотиками, борцы за чистоту расы вывезли его в лес, пытали, а затем изрезали ножами. Ермолинскому удалось скрыться.

4. Сергей Кузнецов из Карелии — лидер влиятельной в республике группировки «кузинские», «смотрящий» по Карелии.

На его счету — убийство предпринимателя в 2002 году — парня просто забили до смерти за нежелание платить дань. Годом позже Кузнецов организовал убийство одного из своих подручных, покусившегося на авторитет главаря. Большинство членов банды уже либо в тюрьме, либо в могиле. Но «Кузя» (под этой кличкой его знают в криминальных кругах) до сих пор «бегает».

5. 33-летний Дмитрий Мамонов из Иваново попал в список, казалось бы, случайно.

На его счету лишь одно бытовое убийство — в 2001 году в Мурманске в уличной драке он зарезал своего обидчика. Как объяснили «КП» в Главном управлении уголовного розыска МВД, награду за него объявили потому, что преступление для Мурманска было резонансным, а преступника уже много лет не могут найти.

6. Еще один убийца — Андрей Самойлов из Челябинской области.

Еще в 1991 году он устроил кровавую баню в одной из квартир: супругов-хозяев он зарезал на смерть, а трем их гостям нанес ножевые ранения. Тогда ему было 22 года, он сбежал и, по всей видимости, стал штатным киллером бандитских группировок. В 1995 году в Сургуте он расстрелял из двух пистолетов предпринимателя, который скончался на месте. С тех пор — в течение 19 лет — об этом душегубе ничего не слышно.

7. Юрия Чекина из Ханты-Мансийска считают заказчиком убийства прокурора Югры Юрия Бедерина в июле 2000 году.

Чекин был руководителем Контрольно-ревизионного управления Минфина по ХМАО. Подчиненные Бедерина проводили проверку, по итогам которой Чекин стал фигурантом уголовного дела за вымогательство. Именно это, по версии следствия, стало мотивом убийства. Чекин нанял двух дагестаннцев — они застрелили прокурора в подъезде его дома. Исполнителей через месяц арестовали, а Чекин сбежал. Предположительно, он скрывается за границей.

8. Астемир Берхамов, лидер экстремистской группировки Джамаат «Ярмук» из Кабардино-Балкарии, выбыл из списка разыскиваемых за несколько буквально за пару дней до его публикации.

23 мая этого года он был убит во время антитеррористической спецоперации в городе Баксан. Он участвовал в подрыве Баксанской ГЭС, не раз организовывал нападения на сотрудников ФСБ и полиции, а также местных предпринимателей и чиновников. В подвале дома, где скрывался Берхамов, следователи нашли «схрон» с оружием, 150 килограммов взрывчатки и лабораторию по изготовлению самодельных бомб.

9. 57-летнего Валерия Андреева из Оренбуржской области в народе прозвали орским маньяком — его подозревают в многочисленных изнасилованиях и убийствах девушек.

Работая дальнобойщиком, Андреев брал попутчиц, затем завозил их в лес, насиловал и убивал. Женщин он предпочитал худощавых в возрасте от 17 до 40 лет. Исчез орский маньяк летом 2012 года, когда на его след вышли оперативники. За несколько минут до ареста он, бросив все, скрылся. Его искали даже с помощью экстрасенсов, но безрезультатно.

10. На последнем месте — Александр Шарапов 42 лет от роду.

Его ищет столичное управление полиции засовершение разбойных нападений в составе организованной преступной группы и вымогательстве. Дополнительных сведений не сообщается, скорее всего, Шарапов состоит в одной из преступных группировок.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

БЕГЛЫЕ ПРЕСТУПНИКИ ОБЫЧНО СКРЫВАЮТСЯ В СТРАНАХ СНГ

«Преступный рейтинг» составляли в Главном управлении уголовного розыска (ГУУР) МВД России.

— Для подготовки этого списка были проанализированы сотни розыскных дел, — сказал «КП» сотрудник пресс-группы ГУУР МВД России Игорь Мезинов. — В результате в него попали подозреваемые, совершившие либо несколько преступлений, либо они действовали с особой жестокостью и преступление имело широкий резонанс. А вознаграждение за помощь в поиске преступников объявлено потому, что некоторые из них находятся в розыске длительное время. Как показывает практика, большинство беглых преступников либо уезжают в другой регион, либо скрываются в странах СНГ. Там они пытаются легализоваться по каким-то поддельным документам. В дальнее зарубежье бегут единицы — для них это слишком сложно как с финансовой так и с технической стороны.

По словам Игоря Мезинова, институт выплаты вознаграждения за помощь в розыске преступников появился в России сравнительно недавно. Так что профессиональных охотников за головами у нас пока нет. Но если подобные списки будут публиковаться регулярно, не исключено, что кто-то всерьез решит зарабатывать таким способом на жизнь.

20 июля 2016 года вступит в силу статья 205.6 Уголовного кодекса: «Несообщение о преступлении», согласно которой будут наказываться граждане с 14 летнего возраста, достоверно знавшие, что тот или иной человек готовит, совершает или совершил хотя бы одно из преступлений террористической направленности, но не сообщил об этом в правоохранительные органы.

Величина штрафа за недоносительство

Виновному лицу будет грозить штраф до 100 тысяч рублей или лишение свободы до одного года.

В Уголовном кодексе предусмотрены следующие преступления террористической направленности: совершение террористического акта, содействие террористической деятельности, публичные призывы к совершению террористической деятельности, вооруженный мятеж и другие.

Однако, как будут решать, достоверно человек знал о преступлении или нет -неизвестно. Это задача следствия в каждом отдельном случае. Оно должно будет доказать, что человек достоверно знал не только о преступлении, но и тех, кто эти преступления готовил, совершает или совершил.

Как показывает практика, следствие не утруждает себя доказыванием наличия умысла, а суды даже не пытаются вникнуть в суть дела.

В связи с этим, есть большая вероятность, что для привлечения к уголовной ответственности по статье 205.6 УК РФ обвинителям будет достаточно доказать, что гражданин был знаком с обвиняемым в терроризме, а значит, не мог не знать о готовящемся преступлении.

Есть ли исключения?

Следует отметить, что законом разрешено не доносить на близких родственников: жену, мужа, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и сестер, дедушек, бабушек, внуков. На всех остальных закон предписывает доносить.

Недостатки статьи 205.6 УК РФ:

  • порождает в обществе сомнения в презумпции невиновности окружающих;

  • уровень недоверия между людьми будет расти, усугубляя и без того напряженные общественные отношения;

  • имеются опасения, что граждане будут видеть терроризм там, где его нет, и отправятся писать доносы, не соответствующие действительности.

Материальная форма поощрения граждан, помогающих полиции в поимке преступников и раскрытии преступлений, утверждена Минюстом России. Размер вознаграждений может варьироваться от нескольких тысяч до десятка миллионов рублей. Схема получения денег или отказ в выплате регламентированы в соответствующем приказе МВД. Действующие полицейские полагают, что среди граждан появятся настоящие охотники за головами злоумышленников, а бывшие считают, что подобные выплаты могут привести к злоупотреблениям со стороны самих правоохранителей.

Порядок поощрения граждан, оказывающих помощь полиции в раскрытии преступлений и поимке злоумышленников, разрабатывался МВД более года. До этого если полиция и стимулировала своих добровольных помощников, то в исключительных случаях, объявляя вознаграждения за поимку особо опасных преступников. Как такового бюджета на эти цели в правоохранительных органах не было, а деньги изыскивались из собственных фондов ведомства под каждый конкретный случай. При этом большинство информаторов или тех, кто помог в задержании преступника, могли рассчитывать на ведомственные медали «За содействие МВД», грамоты, ценные подарки и удостоверение внештатного сотрудника.

В Минюст документ был передан в этом году. Сколько-нибудь существенных замечаний к приказу МВД России «Об утверждении положения о назначении и выплате полицией вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших» у ведомства не нашлось. Действовать этот нормативный акт начнет после официального опубликования на сервере органов госвласти России.

Как в России поощряют информаторов

История вопроса

Разработанная МВД схема будет работать следующим образом. Для того чтобы прибегнуть к помощи населения в поимке преступника или раскрытии преступления, соответствующее подразделение органа внутренних дел должно обратиться в департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий (ФЭД) МВД. Если инициатива будет одобрена, то соответствующая информация с указанием суммы вознаграждения должна быть размещена на официальном сайте Министерства внутренних дел и СМИ.

Суммы поощрений могут варьироваться от 50 тыс. до 10 млн руб.

Из приказа МВД следует, что выплаты в размере до 500 тыс. руб.— прерогатива начальника регионального управления, решение о вознаграждении до 3 млн руб. будет принимать первый заместитель руководителя МВД. За особо важную информацию предусмотрены и большие суммы, но соответствующее решение останется лично за главой ведомства Владимиром Колокольцевым.

После поимки преступника или «инициативного представления гражданином достоверной информации» (выплаты негласным агентам регламентированы другими документами) ФЭД обязан перечислить оговоренную сумму в территориальный орган МВД целевым назначением. По изданию приказа информатора в течение двух недель должны уведомить о выплате ему вознаграждения. Деньги могут быть выплачены как наличными, так и зачислены на счет в банке. При этом в первом случае гражданин обязан написать расписку. В случае отказа в выплате МВД обязано уведомить информатора письменно в течение семи дней со дня принятия соответствующего решения. Отказ, очевидно, может быть обжалован, в том числе в судебном порядке.

В МВД полагают, что их инициатива приведет к более активной помощи граждан правоохранительным органам и поможет избежать каких-либо злоупотреблений при финансовых расчетах с ними.

Многие действующие сотрудники полиции считают, что эффект от финансового стимулирования граждан может быть весьма ощутимый. «Если раньше нам часто помогали информацией и безвозмездно, то теперь количество таких людей, думаю, заметно увеличится,— считает офицер одного из подразделений по борьбе с экономическими преступлениями.— А в настоящих охотников за головами могут превратиться, например, частные детективы».

Как российские власти назначали награды за преступников

История вопроса

Как пояснил “Ъ” генерал-лейтенант в отставке Александр Михайлов, служивший на руководящих должностях в ФСБ, МВД и ФСКН, до сих пор практика выплат денег людям, реально помогающим выявить опасных преступников, была никак не регламентирована. В качестве примера он привел подростка, чьи показания о происхождении сумки, где находилась самодельная бомба, способствовали поимке экстремистов, устроивших взрывы в Москве в 1977 году. «Насколько я помню, парнишке предложили на выбор детскую железную дорогу или велосипед»,— заявил ветеран спецслужб.

В 90-е годы ситуация изменилась. В частности, по его словам, руководители милицейских подразделений изыскивали какие-либо «внебюджетные средства» для выплаты награды в случае, если после объявлений в СМИ кто-то из граждан давал действительно ценную информацию.

По данным “Ъ”, речь в основном шла о деньгах предпринимателей, которые перечислялись в благотворительные фонды управлений МВД. Правоохранители не могли тратить на вознаграждения собственные средства, так как в ходе проверок это могло быть истолковано как их нецелевое расходование или хищение. Позже ФСБ предлагала солидные выплаты за информацию о террористах, но это, по словам господина Михайлова, были «исключительные случаи», а вопрос о деньгах решался «на самом высшем уровне». В свое время и наркоконтроль тоже хотел привлечь граждан к даче данных за деньги, причем небольшие — в районе 300–500 руб. за единичную информацию о наркосбытчиках или наркопритонах. Но тогда говорилось лишь о готовности выплат со стороны региональных властей, которая, впрочем, не получила дальнейшего развития. При этом даже эти небольшие суммы предполагалось выплачивать лишь после проверки информации оперативниками и обязательного возбужденного уголовных дел.

«Чтобы гарантированно получить причитающуюся сумму, гражданин, обладающий ценной для полиции информацией, должен зафиксировать свое обращение через 02 или 112, иначе звонок легко могут трактовать как анонимный. После этого нужно явиться в подразделение полиции и дать соответствующее объяснение и еще более желательно получить расписку официального лица о предоставленной информации»,— рекомендовал в разговоре с “Ъ” председатель координационного совета Московского профсоюза полиции Михаил Пашкин.

При этом, по его словам, избежать злоупотреблений со стороны тех же сотрудников правоохранительных органов вряд ли возможно. Например, полагает господин Пашкин, полицейский может сам вычислить преступника, за поимку или информацию о котором объявлено вознаграждение, и передать сведения своему доверенному лицу, с которым и поделит полученные деньги.

Олег Рубникович, Владимир Баринов


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *