Как оспорить европротокол?
Как оспорить европротокол при ДТП в 2019 году
Наши читатели задаются вопросом, можно ли в принципе оспорить европротокол при ДТП. Попробуем разобраться с этим вопросом, детализировать основные моменты. Итак, допускается ли такая возможность в принципе, если да, то, как ее реализовать. Что нужно знать водителям, желающим оспорить ранее составленное соглашение.
Общие понятия или что такое европротокол
Под европротоколом понимается упрощенная процедура оформления аварийной ситуации, которая проходит без участия ГИБДД. Водители сами выполняют функции инспекторов, а именно заполняю извещение, рисуют схему, общаются со свидетелями и фиксируют последствия.
Заполненное по стандарту, с соблюдением правил извещение, дает основание на страховую выплату. Но сумма эта ограничена лимитом. На этапе взаимодействия сторонам нужно правильно оценить ущерб. Ведь требовать со страховой компании сумму выше той, что позволяет закон, бессмысленно.
Когда возникает необходимость оспорить европротокол
Желая быстрее оформить аварию, стороны сразу даже не задумываются, как оспорить европротокол. ДТП проходит, настает период восстановления авто, тогда и наступают проблемы. Оказывается, что назначенной страховой компенсации не хватает на покрытие фактических расходов. Что делать, если повторно в страховую фирму, по одному и тому же случаю возвращаться нельзя.
Законом такая ситуация предусмотрена. Сумму фактических расходов, не попавшую в компенсационное возмещение, должен покрыть виновник. Возврат может осуществляться в добровольном, судебном порядке. Пострадавшая сторона обращается изначально ко второму участнику с чеками, актами и просит вернуть средства.
Как правило, мало кто из виновников, соглашается отдавать средства. Аргументируют они это тем, что второй участник знал на какую сумму шел изначально. В таком случае они интересуются возможностями отмены сделки. Давайте разбираться.
Можно ли в принципе оспорить европротокол по ДТП
В принципе такая возможность предусмотрена. Если сделка заключалась с нарушениями, то ее могут признать недействительной. В этом случае аннулируются условия упрощенной процедуры.
Постановление Верховного Суда под номером 2, что датировано 29.01.2015 г, определяет возможность отмены действия европротокола.
Основания для отмены в 2019 году
Иск в отношении европротокола по отмене ранних договоренностей по ДТП может быть подан. Теперь рассмотрим, какие основания предусмотрены для этого законом:
- Акт составлен не по правилам:
- есть исправления, ошибки;
- отсутствует необходимая информация;
- нет обязательных реквизитов, например подписи сторон.
На заметку! Отсутствие подписей – одна из распространенных недочетов. На лицевой стороне листа должно быть по две подписи, а с тыльной – по одной.
- Распознавание информации с бланка затруднено из-за попадания на нее жидкости, растекания чернил.
- Страховой полис у стороны поддельный, недействительный.
- Не соблюдены условия, при которых упрощенная процедура могла иметь место:
- кроме материального урона был физический вред;
- пострадало имущество третьих лиц;
- в столкновении участвовало более 2 машин;
- вред наступил в результате бесконтактного ДТП.
- В представленной документации прослеживаются разногласия сторон.
- Заполнение бланка происходило под давлением, угрозами или имели место другие неправомерные действия.
Важно! Европротокол подписывается с согласия двух сторон. Если один участник не одобряет какой-то момент, лучше сразу вызывать ГИБДД. Это позволит на корню пресечь возможные проблемы.
Как оспорить сделку, порядок 2019 года
По сути, европротокол – сделка, имевшая место между двумя участниками ДД. К виновной стороне всегда есть материальные претензии, которые за счет него покрывает страховая компания. Пострадавшее лицо подает заявление в свою страховую фирму и получает от нее компенсацию. Далее уже компания сама связывается со страховщиком виновника и вытребует возврат средств.
Компания выполняет обязательства по своему клиенту. Но ситуации, когда виновник не подаст страховщику свой экземпляр извещения, то ему придется возмещать регресс. В таком случае фирма подает в суд на лицо, которое не выполнило обязательные условия договора (не подало вовремя извещение, не предоставили авто для технического осмотра, произвело ремонт ТС в срок до окончания экспертизы).
ГК в части статьи 166 гласит, что обжалование извещения – инициатива, что может исходить от стороны ДТП, интересы которой нарушаются.
Чаще всего инициатором обжалования выступает как раз таки виновная в ДТП сторона. В этом случае должны соблюдаться все требования, заявленные в законе к гражданскому процессу. Составляется иск, представляются доказательства обстоятельств, основание предусмотрено законом (ссылка на законодательную норму).
Процедура:
- Сбор доказательной базы, показаний свидетелей.
- Составление иска.
- Подача ходатайства в арбитражный суд.
- Посещение заседаний.
- Вынесение решения.
Госпошлины по гражданскому разбирательству не предусмотрено.
Доказательства, что могут быть предоставлены:
- копия бланка с ошибками;
- показания свидетелей;
- медицинское постановление, которое подтверждает травмы вследствие аварии;
- фото, видеоматериалы;
- факты, что подтверждают недействительность страхового полиса.
В канцелярию нужно подать сам иск + извещение с места происшествия + все документы по делу (доказательства). Дополнительные бумаги должны идти в качестве приложения к ходатайству, в который вносится список прилагаемых бумаг.
Сроки давности
Обжаловать европротокол можно на протяжении всего срока исковой давности. Это год, если речь идет о признании недействительности. Если признается ничтожность, то срок давности три года. Период отсчета начинается с момента заключения сделки – подписания извещения.
Если протокол составлен правильно и все сведения достоверные
Ситуация, в которой соблюдены все требования к процедуре, бланк был заполнен правильно, вся информация достоверная, то оспаривать нечего. Свое собственное согласие, выраженное подписями, не подлежит обжалованию. Разве что подписание происходило ввиду неосведомлённости о последствиях.
Вторая сторона могла дать заведомо ложные сведения относительно стоимости ремонта. Также оба участника могли не предполагать, что под внешними небольшими повреждениями скрываются серьезные технические проблемы. Есть шансы признать сделку ничтожной в суде.
Заблуждение проявляется в таких обстоятельствах:
- непонимание в отношении предмета сделки;
- недостоверная информация в отношении второй стороны;
- заблуждение в отношении предмета сделки, его характеристик;
- неверное восприятие обстоятельств (может лицо признанное виновным, на самом деле не является таковым, но его убедили в том).
Ст. 178 ГК определяет, что сделка под воздействием заблуждения может быть признана ничтожной.
Итоги
Наш материал раскрывает общие моменты, основания для оспаривания. Любая ситуация требует проработки, уточнения деталей. Решением нестандартных ситуаций должен заниматься профессионал, который поможет прояснить неоднозначные моменты, найти оптимальный вариант поведения для вашей ситуации.
Обжаловать европротокол, возможно или нет? Куда подаётся жалоба? И в какой срок?
Здравствуйте, Владислав.
Вы оформили ДТП европротоколом? Заполнение извещения о ДТП без участия сотрудников полиции (европротокол) предполагает, что никаких разногласий у участников ДТП нет. В том числе и разногласий об определении того, кто виновен.
И нормы об обжаловании к сожалению, нет.
Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
Статья 11.1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции
1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте «б» настоящего пункта;
б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом;
в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.
2. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланкизвещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.
3. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, обязаны представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования.
Для обеспечения возможности осмотра и (или) независимой технической экспертизы транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы указанных транспортных средств без наличия согласия в письменной форме страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия.
В каких случаях Европротокол будет недействительным?
В каких ситуациях не нужно оформлять Европротокол?
- Если водитель второго транспортного средства ведет себя агрессивно;
- Если у вас имеются подозрения, что виновник ДТП находится в состоянии алкогольного опьянения;
- Если второй участник ДТП отказывается подписывать Европротокол;
- Если у участников ДТП есть разногласия по поводу перечня и характера причиненных автомобилям повреждений;
- Если в ДТП участвовало более 2 автомобилей;
- Если ущерб причинен другому имуществу, кроме двух столкнувшихся автомобилей. К примеру пострадал остановочный комплекс, ветофор, дорожный знак и т.д.;
- Если вы считаете, что ущерб причинный вашему автомобилю будет более 50000 руб. и превысит лимит выплат по Европротоколу;
- Если причинен вред здоровью водителям автомобилей, пассажирам или пешеходам;
- Если у одного из участников ДТП нет действующего полиса ОСАГО, или срок его действия истек, либо есть подозрения, что один из полисов поддельный;
- Крое того, даже если у виновника есть действующий полис ОСАГО, данный полис должен быть оформлен на имя виновника, или виновник обязательно должен быть вписан в данный полис, если данное условие не соблюдено, то оформлять Европротокол нет смысла;
Во всех вышеперечисленных случаях, согласно правилам ОСАГОЮ запрещено оформлять Европротокол. Если имеют место хотя бы одна из вышеперечисленных причин, то вызываем сотрудников ГИБДД и оформляем ДТП с их участием, других вариантов нет.
В каких случаях Европротокол могут признать недействительным и отказать вам в выплате?
- Если Европротокол подписан только с одной стороны. По правилам его обязательно необходимо подписать виновнику и потерпевшему как с лицевой, так и с обратной стороны. Обратите на то, что на лицевой стороне необходимо поставить 2 подписи как в пункте 15 так и в пункте 18 и виновнику и пострадавшему. Если не выполнить данное условии, то Европротокол будет считаться недействительным. То есть для того, что бы протокол был действительным, то вам необходимо поставить 3 подписи, 2 на лицевой стороне и одну на оборотной. Бывает, что виновник умышленно не ставить одну подпись, а потом не выходит на связь с потерпевшим, либо просто забывает поставить подпись. Обязательно возьмите номер телефона у виновника ДТП и в случае выявления каких либо неточностей, связывайтесь с ним в урегулируйте данные вопросы;
- Если информацию в Европротоколе невозможно прочитать, к примеру на него попала вода и чернила размокли, появились разводы, чернила расплылись и информацию в невозможно распознать. Поэтому протокол рекомендуют заполнять шариковой ручкой, во первых даже если на протокол попадет вода, то она не расплывется, а во вторых, при заполнении шариковой ручкой получается четкий отпечаток на втором экземпляре протокола. Не допускайте попадания на протокол жидкости и заполняйте его шариковой ручкой;
- Необходимо, чтобы полисы ОСАГО у обоих водителей были действительны и не поддельные, если позже выяснится, что полис одного из водителей (к примеру виновника) был поддельный, то в выплате по Европротоколу страховая откажет, так как один поддельный или просроченный полис, это равно нет полиса у одного из участников ДТП, а согласно правилам оформления по Европротоколу, у обоих участников ДТП должен быть действующий полис ОСАГО. В такой ситуации протокол будет считаться недействительным и в выплате вам откажут;
- Если данные внесенные в Европротокол имеют разногласия между собой. Это означает, что водители транпортных средств не пришли к согласию и характер и перечень повреждений вызвал у обоих водителей разногласия, а если это произошло, то оформлять ДТП по протоколу запрещено. Однако если все же водители оформили Европротокол и информация была внесена с наличием разногласий, то такой Европротокол считается недействительным и страховая имеет право отказать вам в выплате, так как имеются разногласия между участниками ДТП. Для того, чтобы не попасть в такую ситуацию, вам необходимо вместе с виновником ДТП обсудить перед заполнением протокола, как и при каких обстоятельствах произошло ДТП, так же согласовать перечень повреждений и только после того, как вы пришли к согласию, внимательно заполнить извещение о ДТП;
- Если виновник не вписан в полис ОСАГО. К примеру формально полис может быть, он действителен, но оформлен на имя другого человека, к примеру на имя владельца авто, а лицо управляющее автомобилем, не было вписано в полис ОСАГО и получается, что фактически его ответственность виновника ДТП не застрахована по ОСАГО, а это причина отказа в выплате страховой премии и конечно же такой Европротокол признают недействительным и потерпевшему откажут в выплате;
- Если не хватает данных в извещении, есть пустые незаполненные графы, тем более на лицевой стороне, которые, ведь на ней указывается самая важная информация, такая как номер полиса, номер авто, номер водительского удостоверения. Внимательно изучите протокол перед тем как его подписать, проверьте не отсутствует ли какая ни будь важная информация и если отсутствует требуйте ее заполнить, а если получаете отказ то вызывайте для оформления ДТП сотрудников ГИБДД, лучше оформить данное ДТП с их участием;
- Если неверно указанны какие либо данные. Страховая компания конечно согласно правилам ОСАГО может самостоятельно найти недостающие или неверно указанные данные, но на практике она этого делать не будет, ей проще отказать вам в выплате и признать протокол недействительным. Такое может произойти если виновник не верно укажет номер авто, номер полиса ОСАГО, номер водительского удостоверения. Проверяйте эти данные на месте и если виновник опять же ведет себя как то странно и отказывается вам предоставить для сверки документы, то не оформляйте ДТП по Европротоколу и вызовите сотрудников ГИБДД.
Что делать, что бы не попасть в неприятную ситуацию и как действовать при оформлении ДТП без участия инспекторов ГИБДД?
Во первых, ситуации когда виновники ДТП намеренно вносят в протокол неверные данные случаются все чаще. Хочу вам посоветовать, проверяйте все данные которые вносит на лицевую сторону Европротокола виновник, берите у него документы на авто, водительское удостоверение, полис ОСАГО и начинайте проверять. Начните с номера автомобиля, далее проверьте номер полиса, номер водительского удостоверения.
Если виновник ДТП отказывается предоставить вам документы после заполнения протокола для того, чтобы вы проверили достоверность данных, то откажитесь от Европротокола, и вызывайте сотрудников ГИБДД, скорее всего вас пытаются обмануть. Не поддавайтесь на уговоры, что все будет нормально и ни чего он не соврал, вызывайте инспекторов и все, ведь есть вероятность, что у него и документов нет.
Обязательно фиксируйте факт ДТП на видеокамеру встроенную в телефон, снимайте как можно больше элементов, снимайте автомобили так, что было видно регистрационные знаки и можно было определить их местоположение на дороге. Так же запечатлейте в кадр все, что относится в ДТП, осколки, тормозные пути.
Если были очевидцы, то запишите их данные, конечно с предварительного согласия.
Обязательно приберегите запись с видеорегистратора если такая у вас имеется, а если кто то ехал позади вас и запечатлел ваше ДТП на видеорегистратор, то так же возьмите у данного человека контактные данные (чтобы потом он мог вам передать видео ДТП), если конечно такой человек найдется, обычно люди по возможности предлагают такую помощь, она особенно неоценима, если у вас нет своего регистратора.
Видеозаписи вам понадобятся в случае, если к примеру виновник все же внесет неверные данные в протокол и страховая вам откажет в выплате и на основании видео вы сможете все же доказать факт ДТП и виновник не сможет отвертеться, что ничего не было. Ведь даже если он внесет неверные данные, у вас на руках будет запись, на которой запечатлен его авто при ДТП, на котором видны номера. Таким образом вы все же сможете доказать, что ДТП было, доказать кто виновник и привлечь его к ответственности. Наличие видео и фото это конечно не гарантия того, что вы все сможете доказать, но это хотя бы серьезная зацепка и весомый аргумент вашу пользу, без видео вы вообще вряд ли, что то докажете, по крайней мере сделать это будет практически нереально.
Но я думаю, что когда виновник ДТП увидит, что вы все зафиксировали на видео и фото камеру, он вряд ли будет стараться уйти от ответственности и вносить в протокол неверные данные или оставлять незаполненные поля.
Но лучше все же проверить данные, так как не исключены простые ошибки. Так же попросите виновника, что бы он заполнил протокол печатным разборчивым шрифтом.
Выводы из статьи!
Как мы с вами убедились, Европротокол не такой простой документ, как может показаться на первый взгляд. Его заполнение требует определенных знаний, а именно тонкостей, не учтя которые, можно попасть в очень не приятную ситуацию и в итоге остаться без выплат.
Обязательно помните о советах их моей статьи, когда вы будете оформлять ДТП без участия сотрудников ГИБДД по протоколу. Проверяйте все данные которые вносит в протокол виновник ДТП, обязательно зафиксируйте ДТП на видео камеру или сфотографируйте, найдите очевидцев и запишите их контактные данные.
Знание таких простых советов поможет вам и не даст обвести вас вокруг пальца.
Знайте ваши права. Желаю вам удачи!
Об авторе:
Козырев Андрей. Защита бизнеса, это основное направление Андрея. Оказанием помощи предпринимателям Андрей занимается уже более 8 лет и за это время, успел зарекомендовать себя как надежный и квалифицированный профессионал. Автор статей на портале. Общий стаж в юридической сфере более 8 лет. В 2010 году стал выпускником МГПУ – Московский городской педагогический университет.
Как оспорить европротокол при ДТП
Ускоренное оформление аварии на месте происшествия без участия ГИБДД выглядит заманчиво. Европротокол экономит время водителей. Однако российские автолюбители до сих пор пользуются этим документов крайне редко. Одна из причин такого положения вещей – возможность оспаривания европротокола и возможные трудности при этом. Далеко не всегда результаты ДТП удается оценить сразу верно размер ущерба и правильно оформить документы в 2020 году.
В таких ситуациях возникает вопрос о том, можно ли оспорить европротокол после подписания. Ответы дает ГК РФ и предлагаемая статья.
На каких основаниях можно оспорить европротокол после подписания
Страхование это такая же гражданско-правовая сделка, как и дарение, купля-продажа и многие другие. Оспорить его на практике может как потерпевшая сторона. Это право есть и у виновника аварии, нежелающего признавать исковые требования в порядке регресса по ОСАГО. Регресс – право страховщика, которое возникает у него в результате непредоставления в срок извещения о ДТП.
Внимание! Право на оспаривание европротокола есть так же у третьих лиц, интересы которых он затрагивает.
Основания для оспаривания можно разделить на те, которые связаны с оформлением документа, и те, которые происходят из сути происшествия. К первой группе можно отнести:
- Бланк европротокола заполнен неверно, в нем есть ошибки, исправления или подчистки. Это ставит под вопрос достоверность указанных в нем сведений. Поэтому, если при оформлении бланк оказался испорчен, стоит взять другой.
- Блан заполнен нечитаемо или был испорчен, например, пострадал от влаги, порван и т.д.
- Стороны не подписали бланк в нужных местах. Каждый из них оставляет автографы: по два на передней и по одной на задней стороне извещения.
- Блан заполнен не полностью в тех местах, которые обязательны для отметок.
Ко второй группе стоит относить:
- Одна из сторон предоставила просроченный или поддельный страховой полис. Такой водитель фактически не был застрахован и выплат произвести по нему некому.
- Стороны внеси в договор свои разногласия по обстоятельствам аварии. Дело в том, что европротокол может составляться лишь, если участники ДТП полностью согласны в том, кто виновен в произошедшем.
- В извещение внесены недостоверные сведения.
- Извещение было составлено под давлением, влиянием угроз или другим противоправным воздействием.
Так как речь идет о сделке к этому перечню можно добавить и все остальные основания для признания сделки ничтожной или недействительной приведенные ГК РФ.
Порядок оспаривания
В таких случаях досудебные переговоры редко дают результат. Страховая компания просто отказывает клиенту в выплате на основании недостоверного извещения, а дальше ему остается лишь готовиться к судебному разбирательству. Для этого желательно предварительно обратиться к юристу. Он ознакомится с делом и поможет подготовить документы для обращения в суд:
- Исковое заявление. Его копия направляется всем участникам дела для оповещения. В нем истец подробно, но емко описывает обстоятельства дела и выражает свои требования. Образец можно найти в сети или обратиться к профессионалу.
- Документы, подтверждающие обстоятельства по делу.
К исковому заявлению обязательно прилагаются:
- документы, удостоверяющие личность истца,
- копия оспариваемого протокола,
- подтверждение оплаты сопутствующих расходов, если истец просит их компенсировать.
Подтвердить правому истца могут:
- показания свидетелей,
- фото и видеоматериалы с места происшествия,
- подтверждения подделки полиса участника аварии (если оспаривание основывается на этом),
- экспертизы и медсправки подтверждающие ухудшение здоровья водителя в результате аварии.
Внимание! Иск подается арбитражный суд, так как один из участников дела – страховая компания.
Срок оспаривания
Он варьируется в зависимости от оснований. Общий срок исковой давности составляет три года. Он примеряется, если истец требует признать ничтожность европротокола. Срок может быть сокращен до 1 года, если речь идет об оспоримой сделке.
Эти сроки могут быть восстановлены или возобновлены по основаниям предусмотренным ГК РФ. Среди них уважительные причины для пропуска сроков исковой давности.
Так оспорить, обжаловать или отменять европротокол можно, однако, оснований для этого не так уж много. Отчасти это стало причиной, по которой российские водители предпочитаю подождать инспекторов ГАИ на месте аварии.