Создание аварийной ситуации

Создание аварийной ситуации

Сообщества ›
DRIVE2 Геленджик (Краснодарский край) ›
Блог ›
За создание аварийных ситуаций будут штрафовать

Одно из решений Верховного суда России на прошлой неделе осталось незамеченным широкой общественностью, хотя оно может потенциально повлиять на определение виновных во многих ДТП. Главный судебный орган страны признал, что в авариях может быть виновен даже тот водитель, чей автомобиль не пострадал. До этого в большинстве случаев таким автомобилистам удавалось уходить от ответственности, ведь считалось, что они вообще не участвовали в ДТП. Теперь, с решением Верховного суда, есть надежда, что ситуация изменится.

Примеров подобных ДТП можно привести очень много. Например, водитель не уступил дорогу, а ехавший по главной автомобилист решил попробовать объехать нарушившего правила, да стукнул другую машину. Реальный виновник в таком случае мог просто уехать, ведь его машина не пострадала и формально предъявить ему нечего. Или такая ситуация – лихач подрезал автомобиль, тот оттормозился, но получил в корму от следующего в потоке. Виноват будет именно третий участник. Конечно, можно сказать, что он не соблюдал дистанцию, но аварийную ситуацию создал не он, а истинный виновник ДТП может спокойно уехать без последствий.

В данных случаях налицо конфликт между законом и справедливостью, всем понятно, что истинный виновник это тот, кто создал аварийную ситуацию, но формально его маневр не привел к столкновению, его совершили другие водители. Получается юридическая казуистика, которую можно трактовать как угодно. В России это делают обычно формально, самым простым способом – кто врезался, тот и виноват, обстоятельства не учитываются.

КСТАТИ

В России хотят ввести термин «агрессивное вождение», под который, в том числе, будут попадать и случаи «преподавания» на дороге, когда один водитель резко тормозит перед другим, пытаясь проучить за неправильное, как ему кажется, вождение. Если случается ДТП, то виновным признают второго водителя, который как бы не держал дистанцию и все такое, но с точки зрения справедливости это сомнительно, ведь аварийную ситуацию создал не он. Если проект пройдет все согласования, то за «учебу» на дороге будут наказывать, а в случае ДТП виновниками считать именно «учителей». Доказать правоту и факт намеренного резкого торможения должен помочь видеорегистратор, будет еще одна причина постоянно им пользоваться.

На стороне этого играет еще и тот факт, что требования ПДД плохо соотносятся с реальным поведением людей и даже техническими особенностями автомобилей. В случае появления непреодолимой преграды на дороге правила предписывают тормозить, не меняя курс до полной остановки, понимая, что ДТП при этом случится. Но в психологии водителя лежит мысль о том, что аварии нужно избежать, попытаться объехать препятствие, кроме того, современные автомобили с ABS позволяют одновременно и тормозить, и маневрировать, не то, что машины без этой системы. Однако нельзя не признать, что совершать маневр «объезда» водителю приходится в экстренной ситуации, не факт, что он сможет сделать безопасно, без ущерба для других участников движения, так что закон и реальная практика в таких ситуациях сводится к совету – надо бить совершившего резкий маневр и не изображать из себя героя, потому что иначе сам будешь виноват.

Теперь есть шанс, что трактовка изменится. Верховный суд рассмотрел типичное ДТП из этой категории. Один водитель не пропустил встречную машину поворачивая налево. Водитель встречки попытался уйти от столкновения, но вылетел на тротуар и врезался в дерево. Первый автомобилист спокойно уехал. В итоге суд решил, что именно он виноват в ДТП, причем не просто возложил на него необходимость компенсации пострадавшему, но и лишил прав за оставление места ДТП. Справедливость восторжествовала.

Теперь есть надежда, что такие вердикты будут чаще. В России не прецедентное право, но решения Верховного суда все-таки служат ориентиром для работников других инстанций. Правда, тексты законов не поменялись, так что наверняка все подобные разбирательства все равно будут проходить через суд, инспектора ГИБДД не будут сами присуждать виновность не участвовавшему в ДТП водителю, значит хорошо бы было, если бы эту ситуацию рассмотрели и представители законодательных органов. Может, стоит немного изменить ДТП, чтобы такие ситуации были проще и понятнее, а наказание получал именно водитель, создавший аварийную ситуацию? Но это мы что-то размечтались.

Какое наказание грозит за создание аварийной ситуации на дороге повлекшее ДТП

Многие водители, особенно те, кто живут в городах с оживлённым и плотным автомобильным трафиком, часто сталкиваются с нарушением правил дорожного движения (ПДД): «подрезанием», непредставлением приоритета движения. Происходит создание аварийной ситуации на дороге штраф за провоцирование дорожно-транспортного происшествия (ДТП) давно предусмотрен законодательством. Как и за какие именно действия наказывают автомобилистов?

Опасное вождение

Фактически аварийная обстановка создаётся, когда автомобилист не придерживается ПДД, которые призваны обеспечить максимально безопасное передвижение по проезжей части как авто- и мотолюбителей, так и пешеходов.

Действия, которые к ней приводят, называют «опасной ездой». Этот термин был узаконен относительно недавно, он призван помочь добросовестным водителям отстаивать свои интересы перед сотрудниками ГИБДД или в суде, если на них возложат какие-либо обвинения, и усмирить тех, кто ПДД пользоваться не привык.

Далее будут описаны ситуации, которые приравниваются к опасной езде.

  1. Несоблюдение дистанции. В правилах дорожного движения установлена минимально разрешённая дистанция, на которой могут двигаться транспортные средства (ТС). При этом нельзя забывать и о таких факторах, как погодные условия, условия видимости и время суток. Например, в гололёд – даже в светлое время суток – лучше увеличить дистанцию, чтобы успеть правильно среагировать при экстренном торможении впереди движущегося ТС или при переезде через перекрёсток, когда не все участники движения успевают затормозить, чтобы уступить дорогу.
  2. Неуместное использование экстренного торможения. В ПДД чётко сказано, что экстренное торможение можно применять только для предотвращения ДТП. В остальных случаях сотрудник ГИБДД может приравнять подобное действие к опасному вождению.
  3. Необоснованное частое перестроение из ряда в ряд. Шансы приравнять это действие к опасному вождению заметно увеличиваются, если оно происходит в плотном потоке движущихся ТС, когда все полосы для движения заняты.
  4. Необоснованное движение со слишком малой скоростью. Иногда встречаются водители, которые двигаются спереди, но со скоростью меньшей скорости общего потока. Другие водители в таком случае (если это не запрещено правилами) начинают их обгонять. Последние замечают это и нарочно ускоряются, чтобы не пропускать ТС на обгон. Это также считается опасной ездой.
  5. Непредставление приоритета движения тем транспортным средствам, которые имеют преимущество, согласно ПДД.

Если действия водителя, совершающего один из выше перечисленных пунктов, каким-либо образом фиксируются, то его можно смело привлекать к ответственности за опасную езду с одним лишь ограничением: он должен совершать эти действия повторно, а не один раз.

Причём фиксацию нарушения ПДД могут производить не только сотрудники Госавтоинспекции (ГАИ), но и водители других транспортных средств.

Хотя, кто виноват, решает именно работник ГАИ.

Штраф за опасное вождение

Штраф за создание аварийной ситуации (именно за опасное вождение) в данный момент составляет 5000 р.

Интересно, что наказание за опасную езду долго не могли утвердить на законодательном уровне. Сначала учреждался достаточно высокий штраф, затем – низкий. И даже сейчас, когда закон об опасном вождении вступил в силу, наказание или условия для его предъявления могут меняться. Вследствие этого рекомендуется регулярно ознакомляться с обновлениями той или иной статьи КоАП России. Это поможет избежать нарушения ПДД.

Кстати, до сих пор рассматривается иное наказание за опасное вождение:

  • лишение водительского удостоверения;
  • привлечение к уголовной ответственности.

Кто знает, возможно, вскоре подобное наказание будет узаконено.

Как только действие штрафа вступает в силу, в течение одного месяца его можно погасить в размере только половины от общей суммы. При этом штрафы за отдельные правонарушения (опасная езда – скорее, комплексное) значительно меньше (за перестроение с нарушением ПДД штрафуют лишь на 500 р.).

Но даже несмотря на это нельзя никогда нарушать ПДД: хорошо, если неправильные действия водителя не приведут к ДТП; не так плохо, если в ДТП пострадают только транспортные средства или другие материальные объекты; ужасно, если в результате ДТП пострадают или даже погибнут люди.

Штраф за опасную езду можно оспорить. Сделать это нужно не позднее, чем через 10 дней после вступления обвинения в силу. Сложно ли это сделать? Да, если ситуация объективно бесспорная: вина очевидна и зафиксирована. Нет, если умышленное нарушение ПДД создание аварийной ситуации не так очевидно (важно обзавестись хорошим адвокатом).

На руку может сыграть и тот факт, что толкование закона об опасной езде ещё не до конца устоялось. Поэтому, если у сотрудников ГИБДД недостаточно фактов для вынесения обвинения, можно смело оспаривать их вердикт.

Права граждан в подобных вопросах защищаются в судебном учреждении.

Наказание за провоцирование ДТП

Если всё же авария переросла в ДТП, то виноватой стороне случившегося грозит три вида ответственности:

  1. Гражданская.
  2. Административная.
  3. Уголовная.

Первая наступает всегда, так как она имеет материальный характер: виновник аварии всегда обязан возместить материальный урон, которого нельзя не причинять при любой аварии с участием даже одного транспортного средства. Причём суд может возложить на виновника ДТП и допкомпенсации пострадавшим. Например, если утрачен определённый вид заработка пострадавшей стороны (пострадавший зарабатывал на жизнь вождением, а в результате ДТП больше не может управлять ТС).

Вторая наступает, если виновник смог причинить пострадавшей стороне незначительный ущерб здоровью. Тогда могут лишить удостоверения (до трёх лет), или арестовать (до пятнадцати суток), или отправить на обязательные работы (до двухсот часов), или выписать штраф, размер которого варьируется.

Третий вид ответственности грозит виновнику ДТП, если в результате аварии кому-либо из участников был нанесён тяжкий вред здоровью или не удалось избежать смертельного (летального) исхода. Тогда суд имеет право отправить виновника ДТП на обязательные работы (до пяти лет), ограничить свободу (до трёх лет), лишить свободы (до девяти лет), лишить прав (до трёх лет).

Если виновник ДТП уехал или ушёл с места аварии, то его лишают прав на год – полтора. Также его могут арестовать на 15 суток. Если он пытается дать взятку работнику ГАИ, то обязан будет выплатить штраф пятнадцати – семидесяти размеров взятки, а также лишится свободы на семь-двенадцать лет. Если виновник аварии не оказал первую медпомощь пострадавшим, то либо получит штраф не менее 40 000 р., либо лишится свободы на срок до года. Если ДТП было совершено в результате опьянения – любого – то к его виновнику применят следующую санкцию: оштрафуют на сумму до 30 000 р. и лишат водительских прав сроком на несколько лет.

Создание аварийной ситуации, повлёкшей ДТП, строго наказывается.

Второй и третий виды ответственности применяются только к виновнику ДТП. Первый вид может применяться ко всем сторонам-участницам ДТП.

Какая ответственность и наказания за ДТП?

Аварийные ситуации не редкость, но не все автовладельцы знают, что говорит законодательство о ДТП, какую меру ответственности определяет закон, и какие накладываются штрафные санкции. В 2019 году правительство ужесточило наказание за аварии на дорогах, но все зависит от серьезности последствий и поведения водителя за рулем. По новому законопроекту № 575472-7 некоторые случаи теперь регламентируются Уголовным Кодексом РФ и грозят виновнику аварии тюремным заключением, даже если в происшествии нет пострадавших. Стандартные аварийные ситуации все также рассматриваются КоАП РФ, который определяет размер штрафа и вид наказания.

Штраф виновнику аварии при ДТП

Закон требует разделять гражданскую и административную ответственность, как и определять различные варианты наказания, в зависимости от тяжести происшествия, отдельных обстоятельств и действий водителя. Если в первом случае любой ущерб возлагается на плечи страховой организации, и она производит возмещение, то во втором, деньги идут в государственный бюджет. Ниже представлены другие виды наказаний и выплат, в зависимости от серьезности ДТП:

  • участник аварии без водительских прав – штраф от 5000 до 15000 руб. Если водитель лишен водительского удостоверения, то штрафные санкции увеличиваются до 30000 руб., согласно статье 12.7 КоАП РФ;
  • вождение не в трезвом виде или наркотическом опьянении, повлекшее за собой аварийную ситуацию: лишение прав, штраф в размере 30000 руб. по статье 12.8 КоАП РФ.
  • если осуществлен проезд на красный сигнал светофора — 1000 руб. на основе стать 12.2 КоАП РФ;
  • если водитель выехал на перекресток при заторе или нарушил правила ПДД, штрафные санкции составят 1000 руб. по статье 12.13 КоАП РФ;
  • участник аварии не подал сигнал при повороте, перестроении, совершил разворот в неположенном месте, двигался задним ходом или совершил другой маневр с нарушениями, положен штраф – 500 руб., статья 12.14 КоАП РФ;
  • движение по обочине и создание аварийной ситуации карается штрафными санкциями в размере 15000 руб., а если он двигался по тротуару или дорожке для велосипедистов, то денежное удержание составит 2000 руб., статья 12.15. КоАП РФ;
  • выезд на встречное движение, трамвайные или железнодорожные пути для совершения объезда препятствия, штраф варьируется от 1000 до 1500 руб. Если водитель целенаправленно осуществляет движение по встречной полосе, трамвайным или ЖД-путям штрафная санкция составляет 5000 руб. Оба эти случая обусловлены статьей12.15 КоАП РФ;
  • если после ДТП участник не провел необходимые манипуляции: включение аварийной сигнализации, установка аварийного знака штраф составит 1000 руб.
  • Ответственность и штрафы за «ДТП с пешеходами» читайте в данной статье.

Штрафные санкции за создание аварийной ситуации определяют выплату от 200 000 до 300 000 руб., 480 часов общественных работ или два года тюрьмы. Если человек сел за руль в нетрезвом состоянии и создал аварийную ситуацию с летальным исходом, то гарантировано тюремное заключение сроком от двух до семи лет, а если пострадавших более двух, то до девяти лет лишения свободы.

ВАЖНО! Перечисленные выше штрафы взимаются вне зависимости от тяжести ДТП. Даже если авария не серьезная, водителю будет выписан штраф, а возмещение ущерба произойдет при участии страховых компании всех участников процесса.

Какие ситуации классифицируются как ДТП

Не каждая ситуация может быть квалифицировано, как дорожно-транспортное происшествие. Чтобы понимать, какое наказание грозит за то или иное нарушение, стоит рассмотреть конкретные ситуации и определяющие факторы.

Авария считается таковой, если:

  1. Участвует транспортное средство на дороге.
  2. Автомобиль находится в движении.
  3. Нанесен ущерб имуществу или здоровью граждан.

Нарушение правил ПДД не всегда сопровождается авариями, поэтому стоит разделять понятие штрафных санкций за несоблюдение правил дорожного движения и создания аварийной ситуации.

На заметку! Если автомашина взорвалась на парковке из-за утечки газа или бензина, то подобная ситуация не классифицируется, как ДТП.

Классификация видов ответственности

К ответственности может быть призван один участник ДТП или сразу несколько. От тяжести аварии идет четкое разделение мер наказания. Существует классификация не только аварийных случаев, но также ответственности за правонарушение.

  1. Гражданская ответственность регламентируется статьей№1064 ГК РФ и подразумевает покрытие нанесенного ущерба собственности другого участника процесса. То есть, если произошло столкновение, но без жертв и серьезных травм. Возмещением занимается виновник через своего страхового агента, но уже комиссия решает, будет ли страховщик выплачивать денежные средства или это ляжет на плечи человека, который спровоцировал аварию.
  2. Административная ответственность прописана в главе №12 КоАП и мера пресечения зависит от масштабов трагедии. Виновнику может быть инкриминирован штраф до 30 000 рублей, лишение управлять любым ТС сроком до двух лет или 15-дневным арестом. Решение принимается в судебном порядке. В случае, если у водителя нет возможности выплачивать штраф, ему могут назначить наказание в виде 200 часов общественных работ.
  3. Уголовная ответственность накладывается в случае, если человек был за рулем в нетрезвом состоянии или нанесен серьезный вред здоровью человека. Даже если нет погибших, виновник может сесть в тюрьму сроком до девяти лет. Помимо этого не отменяется штрафная санкция в размере 30 000 рублей.

На заметку! Гражданские и уголовные дела по ДТП рассматриваются в судах по месту происшествия. Даже если виновник или пострадавший проживает в другом городе.

Уведомление о штрафе и его оплата

Чаще всего нарушитель получает штрафные санкции в виде писем-извещений посредством почтовой доставки. Подобные письма приходят в течение десяти дней, после нарушения. Гражданин не обязан ждать, тем более, что незнание или неполучение уведомления не освобождает от уплаты. Он может узнать о своих штрафах в дистанционном режиме, на сайте ГИБДД или через сторонние порталы.

Государством предусмотрен срок погашения штрафов, и он равен двум месяцам, со дня происшествия. Если вовремя не произвести оплату, то помимо пени, судья может вынести решение об аресте гражданина, с минимальным сроком в 15 суток, либо обяжет выполнять общественные работы в течение 50 часов. Практика показывает, что чаще всего просроченная оплата грозит увеличением суммы вдвое.

Чтобы проверить наличие нарушений, гражданин может посетить официальный портал Госавтоинспекции. Достаточно вбить в поисковой системе «сайт ГИБДД». Чтобы проверить штрафные санкции на свое имя или автотранспортное средство на этом ресурсе, нужно зайти в раздел «Участникам движения» и выбрать вкладку «Проверка штрафов».

На заметку! Если штраф будет оплачен сразу, то государством предусмотрена скидка в размере 50% на основе раздела 32.2, части 1.3 КоАП. Это правило не распространяется на лиц, на которых наложены штрафные санкции из-за нетрезвого вождения.

СОЗДАНИЕ АВАРИЙНОЙ ОБСТАНОВКИ. ЗВОНОК ДОБРОЖЕЛАТЕЛЯ

Практика оповещения дорожной полиции о нарушениях водителями Правил дорожного движения существует во многих странах. Например, в Польше или Германии законопослушные граждане, увидев дорожного хулигана, могут сообщить номер его автомобиля и место езды не по правилам в полицию. Патруль, получив сигнал, выезжает в указанный район и предпринимает попытку остановить нарушителя. В основном это касается ситуаций с ДТП и других из ряда вон выходящих нарушений. Если пересек сплошную линию дорожной разметки, сознательные граждане сигнализировать не станут. Да и доказать это сложно…

У нас любой гражданин, став свидетелем того, как кто-то нарушил ПДД либо создал аварийную ситуацию, может записать номер машины нарушителя, время происшествия, место и прочие сведения и передать их в ГАИ. Получив сигнал, сотрудники Госавтоинспекции оперативно связываются с виновным, приглашают его к себе и знакомят с поступившими материалами. Так наша ГАИ внедряет новую форму доносительства — для владельцев автотранспорта настают трудные времена…
Правомерность подобной инициативы вызывает сомнения. Самая большая трудность — в доказывании факта нарушения ПДД.
Практика показывает, что спор с работниками ГАИ приводит к тому, что применяется еще более строгое наказание. Желающих оспаривать конфликтную ситуацию немного, ведь в противном случае можно попасть в «черный список» и ощутить на себе самое пристальное внимание со стороны гаишников. Проще не спорить и заплатить штраф, пусть даже несправедливо. Например, какой-нибудь милиционер позавидует, глядя на дорогую иномарку, и сообщит в ГАИ, что ее владелец нарушил Правила дорожного движения. За это блюститель порядка получит премию за бдительность, а государственная казна — деньги с хозяина иномарки.

Обвинения водителя в создании аварийной обстановки со стороны сотрудников ГАИ являются довольно распространенными. Причем в последнее время протоколы за это нарушение составляются все чаще, в ряде случаев обвинение в создании аварийной обстановки выглядит весьма сомнительно. А поскольку санкция за такое нарушение — не только штраф, но и лишение права управления транспортными средствами, то водителям необходимо четко понимать, когда о таком обвинении может идти речь, а когда нет и как защищаться в каждом конкретном случае.
Ответственность за нарушения, повлекшие создание аварийной обстановки, предусмотрена ч.9 ст.18.14 КоАП Республики Беларусь. Для понимания того, в каких случаях говорить о создании аварийной обстановки правомерно, рассмотрим конструкцию этой нормы.
В первую очередь ответственность предусмотрена не за любое нарушение, повлекшее создание аварийной обстановки, а только за предусмотренное частями 1-8 этой же ст.18.14 КоАП. Правда, список этих нарушений обширен: проезд на запрещающий сигнал светофора или регулировщика, нарушение правил обгона и встречного разъезда, проезда перекрестков, начала и изменения направления движения, проезда специальных транспортных средств; несоблюдение требований дорожных знаков, разметки, безопасной дистанции, нарушение правил расположения транспортных средств на дороге, движения по автомагистралям, приоритета транспортных средств общего пользования, пользования внешними световыми приборами, предупредительными сигналами, перевозки людей или движения по тротуарам и пешеходным дорожкам; нарушения правил проезда пешеходных переходов и другие…
Как видим, список достаточно обширный, однако исключительный. Это значит, что за другие нарушения (независимо от их последствий) привлекать водителя к ответственности по ч.9 ст.18.14 КоАП нельзя!
Однако главное не это.
Сама ч.9 ст.18.14 КоАП содержит определение аварийной обстановки — это ситуация, при которой другие участники движения были вынуждены изменить скорость, направление движения или принять иные меры для обеспечения собственной безопасности или безопасности других лиц.
На практике это означает, что должны существовать участники движения, которым была создана такая обстановка, подпадающая под это определение. Причем эти участники движения подпадают под определение потерпевших, которое дает ст.4.2 ПИКоАП Республики Беларусь.
Отсюда следует, что протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.9 ст.18.14 КоАП Республики Беларусь, должен содержать ряд необходимых реквизитов, а именно: в нем помимо, естественно, данных предполагаемого нарушителя должно быть указано, какое именно нарушение из вышеприведенного списка он совершил, какой пункт Правил дорожного движения при этом нарушил, а также данные того участника движения, который был вынужден принимать меры для обеспечения безопасности, и его транспортного средства (если это не пешеход)!
Последнее прямо вытекает из ст.10.2 ПИКоАП, которая устанавливает требования к содержанию протокола об административном правонарушении. В частности, обязательно отмечать суть предполагаемого правонарушения, а это значит, что нужно указать, каким именно нарушением и кому была создана аварийная обстановка, в чем это выразилось (какие именно экстренные меры для обеспечения безопасности он был вынужден принять); кроме того, там же как на обязательный элемент протокола указано на данные потерпевших (и свидетелей), если они есть. А само понятие аварийной обстановки, изложенное в ч.9 ст.18.14 КоАП, как мы уже установили, говорит об обязательности наличия потерпевшего.
Более того, ст.6.3 ПИКоАП Республики Беларусь устанавливает, что доказательства совершения административного правонарушения устанавливаются, помимо всего прочего, и пояснениями лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетелей и потерпевших. Таким образом, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, отрицает данное правонарушение, то оно должно быть подтверждено пояснением свидетелей или потерпевших. Без них, по сути, оказывается, что доказательства правонарушения отсутствуют.
Из этого делаем вывод: не каждое нарушение Правил дорожного движения, даже грубое, такое, например, как проезд на запрещающий сигнал светофора или выезд на полосу встречного движения, может считаться созданием аварийной обстановки! Для того чтобы оно являлось таковым, необходимо, чтобы другой участник движения был вынужден резко менять скорость или направление движения либо применять другие меры для обеспечения безопасности…

С другой стороны, для доказывания того, что такие обстоятельства имели место (то есть для доказывания состава правонарушения), необходимо, чтобы данные того, кто был вынужден принимать такие меры, были зафиксированы в протоколе, а если сам водитель отрицает создание аварийной обстановки — в деле должно быть пояснение потерпевшего. Без этого протокол следует считать не соответствующим требованиям ст.10.2 ПИКоАП.
Между тем не секрет, что на практике при оформлении таких правонарушений сотрудники ГАИ, во-первых, часто приписывают создание аварийной обстановки там, где на самом деле этого не было; во-вторых, редко фиксируют данные потерпевших и практически никогда не берут у них письменные пояснения для приобщения к протоколу.
На этом-то водителю и целесообразно строить свою защиту!
Начинается она с момента составления протокола. В своих пояснениях к протоколу (если необходимо, на отдельном листе, обязательно сделав в протоколе отметку о том, что пояснения на отдельном листе прилагаются) необходимо указать, во-первых, свое несогласие с нарушением; во-вторых, если не зафиксировано, кому именно была создана аварийная обстановка, — указать на это и на несоответствие протокола ст.10.2 ПИКоАП Республики Беларусь; если данные указаны, но пояснения в деле нет — то на это и на несоответствие ст.10.12 ПИКоАП.
Далее необходимо немедленно направить жалобу на действия сотрудника ГАИ, составившего протокол, руководителю соответствующего подразделения ГАИ и (или) в прокуратуру. В жалобе указать на те же несоответствия и просить аннулировать протокол об административном правонарушении. Делать это нужно немедленно, буквально в день нарушения или на следующий, ведь Вы возмущены и действуете по горячим следам!
Даже если жалобу в итоге не удовлетворят, рассмотрение дела будет на какое-то время задержано, пока ее будут рассматривать, — это принесет свою пользу. Дело в том, что в соответствии со ст.7.6 КоАП Республики Беларусь административное взыскание не может быть наложено позднее двух месяцев со дня нарушения. Если дело в этот срок рассмотреть не успели, то наложить административное взыскание нельзя, дело подлежит прекращению, хотя и не в связи с отсутствием состава правонарушения, а только за истечением этого срока… Но и это лучше, чем быть лишенным права управления транспортным средством!
Итак, если дело все-таки принято к рассмотрению (придет ответ, что Ваша жалоба не подлежит удовлетворению по следующим причинам…, Вам надлежит явиться по такому-то адресу в такое-то время на рассмотрение дела об административном правонарушении), то необходимо в обязательном порядке подать письменное ходатайство. В ходатайстве настаивать на своей невиновности. Например, если реально участника движения, который бы был вынужден принимать экстренные меры для обеспечения безопасности, не было — указать на это. Если данные потерпевшего не указаны в протоколе, также обязательно отметить это и сослаться на несоответствие протокола ст.10.2 ПИКоАП, а если в деле нет пояснений потерпевшего, данные которого указаны, — ст.10.12 ПИКоАП.

В ходатайстве просить вызвать на рассмотрение дела сотрудника ГАИ, составившего протокол, в связи с наличием к нему вопросов (например, кому именно была создана аварийная обстановка, почему не зафиксированы данные потерпевшего, почему отсутствует протокол опроса потерпевшего и т.п.), если в протоколе указаны данные потерпевшего и свидетелей — то и этих лиц, а также просить закрыть дело за отсутствием состава административного правонарушения. Эти лица частенько не являются на рассмотрение, их приходится вызывать повторно, а если и являются, то их пояснения часто не подтверждают того, что аварийная обстановка действительно была создана. Это потом пригодится при возможном обжаловании постановления в суде…
Данное ходатайство необходимо отправить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении на адрес отдела ГАИ, где будет рассматриваться дело об административном правонарушении.
Также может быть полезным обращение к адвокату для ведения такого дела об административном правонарушении. Практика показывает, что в присутствии адвоката должностные лица практически не прибегают к упрощению процедуры рассмотрения дел, которое, если оно имеет место, на практике приводит к тому, что в обстоятельствах данного конкретного дела никто не разбирается, а водителя привлекают к ответственности часто необоснованно, «проштамповывая» составленный сотрудниками ГАИ протокол. А последствием этого может быть лишение права управления транспортным средством…
Хотя это и является грубым нарушением закона, повестки лицам, привлекаемым к административной ответственности, часто не рассылаются вообще! Дело рассматривается заочно, в их отсутствие, и в значительном количестве случаев налагается административное взыскание в виде лишения права управления ТС!
Такого исхода лучше не допускать, а заранее узнать дату рассмотрения (для этого в письменном ходатайстве указать, что просите уведомить о дате и месте рассмотрения дела об административном правонарушении заказной почтой). Присутствуя на рассмотрении дела, поддержать свое ходатайство. Здесь надо учитывать, что вызов указанных в ходатайстве лиц помимо того, что может помочь доказать отсутствие аварийной обстановки, часто приводит к тому, что дело не успевают рассмотреть до истечения срока наложения административного взыскания. А следовательно, лишить водителя права управления транспортными средствами оказывается невозможным.
При этом защита водителя, необоснованно обвиненного в создании аварийной обстановки, может быть весьма эффективной, а условием привлечения к ответственности того, кто действительно виновен в таком нарушении, является правильное оформление протокола об административном правонарушении и иных документов, необходимых для разрешения дела, сотрудниками ГАИ.

Александр СТАРИЧЕНКО.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *