Список утративших гражданство узбекистана

Список утративших гражданство узбекистана

На сайте посольства Узбекистана в России выложен новый список граждан, которым грозит утрата гражданства. Об этом сообщила пресс-служба дипмиссии на своей странице в Facebook.
В список включены 1150 человек, которые выехали из Узбекистана более трех лет назад, но не встали на консульский учет. Большая их часть – 947 человек — этнические казахи. В списке значатся также 84 русских, 43 узбека, 25 каракалпаков, среди оставшейся полусотни — киргизы, татары, евреи, белорусы, украинцы, корейцы, чуваши, туркмены, турки. Самому старшему из кандидатов на утрату узбекского гражданства — 97 лет, самому младшему – 21.
Аналогичный список под номером 104 выложен и на сайте посольства Узбекистана в Казахстане. На сайте посольства в Киргизии обнаружен список № 103.
Вопрос оформления утраты гражданства рассматривается в соответствии со статьей 21 закона «О гражданстве Республики Узбекистан», в случае если рассматриваемому гражданину подходит одно из пяти оснований:
1) он поступил на военную службу, на службу в органы безопасности, в полицию, органы юстиции или иные органы государственной власти и управления в иностранном государстве;
2) не встал на консульский учет без уважительных причин в течение трех лет;
3) приобрел гражданство Узбекистана в результате представления заведомо ложных сведений или фальшивых документов;
4) причинил существенный вред интересам общества и государства, занимаясь деятельностью в пользу иностранного государства либо путем совершения преступлений против мира и безопасности;
5) приобрел гражданство иностранного государства.
В июне 2019 года посольство Узбекистана в России разместило на своем сайте образцы документов для оформления утраты гражданства. Желающий инициировать процесс утраты гражданства должен предоставить пакет документов, включающий заявление на утрату, заявление/объяснительную, анкету-заявление, автобиографию, копии адресного листка убытия и страниц узбекистанского и российского паспортов, а также согласие супруга (супруги) на выход из гражданства.

МВД и МИД Узбекистана утвердили 1 августа совместным постановлением «Инструкцию о порядке подготовки материалов по вопросам оформления утраты гражданства», сообщает 11 августа «Норма.Uz».

Здание посольства Узбекистана в Москве

Документ регламентирует порядок действий сотрудников уполномоченных органов и подготовки материалов при оформлении утраты гражданства по каждому из пяти оснований.

1. Утрата гражданства людьми, в отношении которых имеются документы либо другие достоверные сведения, подтверждающие их поступление на государственную службу иностранного государства

Для выявления таких граждан консульские учреждения:

— направляют ноты в МИД стран своего консульского округа о представлении информации в отношении граждан Узбекистана, поступивших на государственную службу иностранного государства, и информируют о положениях законодательства нашей страны;

— проверяют сведения заинтересованных министерств и ведомств о поступлении узбекского гражданина на государственную службу иностранного государства;

— изучают обращения людей и запросы иностранного государства о принадлежности данных персон к гражданству Узбекистана.

2. Утрата гражданства людьми, постоянно проживающими за границей и не вставшими на консульский учет без уважительных причин в течение трех лет (до марта 2017 года – пять лет).

Для выявления таких граждан консульские учреждения:

– проверяют обращения людей, поступившие в консульские учреждения;

– изучают запросы иностранного государства о принадлежности человека к гражданству Узбекистана;

– устанавливают граждан, содержащихся в местах лишения свободы в странах своих консульских округов;

– проверяют по своим консульским учетам списки граждан, выписавшихся на постоянное жительство за границу, представленные Главным управлением миграции и оформления гражданства МВД.

При оформлении выписки или стикера разрешительной записи (так называемой «выездной визы») для выезда на постоянное жительство за границу отделы миграции и оформления гражданства районных, городских управлений, отделов внутренних дел и территориальных управлений МВД письменно уведомляют граждан о положениях статьи 21 («Утрата гражданства Республики Узбекистан») закона «О гражданстве».

Одновременно сведения об этих людях (листки убытия) в течение одного дня после оформления выписки вносятся в базу данных Комплексной автоматизированной информационной системы «Паспорт-виза» Республиканского центра автоматизированной информационной системы паспортизации населения.

Руководитель консульского учреждения в зависимости от обстоятельств на основе объективных данных самостоятельно оценивает, являются ли уважительными причины, по которым гражданин не встал своевременно на консульский учет.

3. Утрата гражданства людьми, в отношении которых установлено, что гражданство Узбекистана приобретено в результате представления заведомо ложных сведений или фальшивых документов

Таких людей выявляют отделы внутренних дел или консульские учреждения. Они выясняют, жил ли человек на территории Узбекистана и был ли там прописан на момент вступления в силу закона «О гражданстве» (28 июля 1992 года); стоит ли на воинском учете в отделах по делам обороны на момент вступления в силу закона; родился ли он после вступления в силу закона и есть ли у него права на приобретение гражданства Узбекистана согласно статьям 13–16 закона; является ли он работающим по государственному направлению, проходящим военную службу или обучающимся за пределами Узбекистана при условии, если родился или доказал, что постоянно проживал на территории этой страны, не состоит в гражданстве других государств и не позднее, чем через год после вступления в силу закона о гражданстве, изъявил желание стать гражданином Узбекистана (пункт 2 статьи 4 закона).

Собранные в ходе проверки материалы вместе с заключением о необоснованности приобретения гражданства направляются в органы прокуратуры. Факт приобретения гражданства в результате представления заведомо ложных сведений или фальшивых документов устанавливается вступившим в законную силу решением суда.

4. Утрата гражданства причинившими существенный вред интересам общества и государства, занимаясь деятельностью в пользу иностранного государства, либо путем совершения преступлений против мира и безопасности

Для оформления утраты по такому основанию местные управления СНБ (Службы национально безопасности), МВД и МИД направляют в Главное управление миграции и оформления гражданства МВД мотивированное представление и документы, подтверждающие причинение существенного вреда интересам общества и государства в результате деятельности в пользу иностранного государства; совершения гражданином преступлений против мира и безопасности, установленных вступившим в законную силу приговором суда.

5. Утрата гражданства людьми, приобретшими гражданство иностранного государства

Для выявления таких граждан консульские учреждения:

– направляют ноты в МИД стран своего консульского округа о представлении информации касательно граждан Узбекистана, получивших иностранное гражданство;

– проверяют сведения заинтересованных министерств и ведомств о приобретении гражданами Узбекистана иностранного гражданства;

– изучают обращения граждан и запросы иностранного государства о принадлежности этих людей к гражданству Узбекистана.

При установлении факта приобретения иностранного гражданства консульское учреждение готовит заключение по оформлению утраты гражданства.

Если приобретший иностранное гражданство человек постоянно проживает на территории Узбекистана, то при его обращении или выявлении министерства и ведомства сообщают об этом в Главное управление миграции и оформления гражданства МВД. Это управление, получив информацию, в течение трех рабочих дней направляет запрос через МИД или Минюст (в рамках международных договоров) в компетентные органы иностранного государства для подтверждения полученного факта. В случае подтверждения управление в течение трех рабочих дней направляет материалы по месту постоянной прописки рассматриваемого человека для проверки. Районные (городские) отделы миграции и оформления гражданства в течение 15 рабочих дней проводят соответствующую проверку по базам данных МВД и направляют материалы в управления миграции и оформления гражданства территориальных управлений МВД.

Напомним, что, согласно статье 21 закона «О гражданстве Республики Узбекистан», гражданство утрачивается со дня издания указа президента. Статья 21 того же закона требует, чтобы срок рассмотрения заявлений или представлений по вопросам гражданства не превышал одного года. В действительности же этот срок составляет несколько лет.

На днях МИД Узбекистана сообщил о готовности проекта решения президента Узбекистана Шавката Мирзиёева об упрощении процедуры оформления выхода из гражданства, он находится на межведомственном согласовании.

Материалы «Ферганы», посвященные утрате или выходу из гражданства Узбекистана, можно найти здесь — https://goo.gl/g7ue0L.

Международное информационное агентство «Фергана»

В списках значатся

Посольства Узбекистана в России и Казахстане опубликовали на своих сайтах так называемый список №104, в котором значатся персональные данные 1150 человек, выехавших на постоянное место жительства (ПМЖ) за рубеж более трех лет назад, но до сих пор не вставших на консульский учет. По закону им грозит утрата узбекского гражданства. Причем на сайте посольства Узбекистана в Киргизии отыскался список №103. Логично предположить, что это предыдущая версия обновленного реестра. Настройки excel-файла свидетельствуют, что перечень был сформирован в декабре 2015 года, в нем указаны данные 1066 граждан. Следовательно, спустя три с половиной года число узбекистанцев, находящихся на грани утраты гражданства, кардинально не поменялось (некоторые фамилии фигурируют в обоих перечнях).

В списках, публикуемых дипломатическими ведомствами, указаны ФИО, дата и место рождения, а также национальность. Анализ показывает, что в обновленном реестре за номером 104 более 80% лиц – этнические казахи. Это не удивительно, так как соотносится с официальной статистикой выезда. Так, по информации Госкомстата Узбекистана, в первом полугодии текущего года из Узбекистана на ПМЖ выехали 4847 человек, 56,3% из которых решили поискать лучшей доли в Казахстане. На втором месте Россия, куда переехали почти 37% из общего числа эмигрантов. Гораздо меньше узбекистанцев предпочли в качестве новой родины США и Израиль – 1,2% и 1% соответственно.

Кстати, возникает вопрос – не нарушают ли посольства закон о персональных данных, выставляя в открытый доступ информацию о претендентах на утрату гражданства? В любом случае госучреждения вряд ли будут наказаны, ведь к двойным стандартам в трактовке нормативно-правовых актов все привыкли.

Dura lex…

Статья 21 Закона «О гражданстве Республики Узбекистан» довольно любопытная, особенно если рассматривать историю ее изменений. Точнее, дополнений, так как за последние годы статья только расширялась. До августа 2015 года утратить гражданство узбекистанцы могли по трем причинам: поступление лица на военную службу, на службу в органы безопасности, в полицию, органы юстиции или иные органы государственной власти и управления в иностранном государстве; если лицо, постоянно проживающее за границей, не встало на консульский учет без уважительных причин в течение пяти лет; если гражданство Республики Узбекистан приобретено в результате представления заведомо ложных сведений или фальшивых документов.

Затем появился пункт номер четыре, гласящий, что утратить гражданство можно, «если лицо причинило существенный вред интересам общества и государства, занимаясь деятельностью в пользу иностранного государства либо путем совершения преступлений против мира и безопасности».

Уже во времена президентства Шавката Мирзиёева статья пополнилась еще одной причиной: если лицо приобрело гражданство иностранного государства. При этом, как указано в законе, в этом случае гражданин должен в течение тридцати дней после получения паспорта другой страны уведомить об этом органы внутренних дел или консульские учреждения Узбекистана за границей. Грозят ли какие-либо санкции, если человек забудет предупредить или проигнорирует требование, неизвестно.

Примечательно, что, согласно «Инструкции о порядке подготовки материалов по вопросам оформления утраты гражданства Республики Узбекистан», выявление лиц, выехавших на ПМЖ, но не вставших на консульский учет, находится исключительно в компетенции министерств иностранных и внутренних дел республики.

Может ли сам эмигрант стать инициатором процедуры утраты гражданства? Ответ на этот вопрос остается загадкой. В июне текущего года на сайте посольства Узбекистана в России был размещен список документов для оформления утраты гражданства. В пакет входили заявление, заявление/объяснительная, анкета-заявление и автобиография. Однако на данный момент таких файлов на веб-ресурсе дипмиссии нет. Более щедрым на информацию оказалось посольство Узбекистана в США, на сайте которого под тему «утрата гражданства» отведена целая страница. Здесь есть даже образцы уведомлений, суть которых – донести до консульства, что выехавший на ПМЖ из Узбекистана человек уже получил паспорт другой страны и не против начала процедуры утраты гражданства. То есть эмигрант лишь предупреждает о наличии другого гражданства, дальше все делают госорганы. Есть, правда, одно «но» – согласно правилам за подачу уведомления нужно заплатить консульский сбор в размере $120. Хотя после внесения дополнений в статью 21 эксперт Norma.uz пояснял, что форма сообщения в консульский отдел о получении другого гражданства в законе не прописана и сборы за это не взимаются.

На сайте посольства Узбекистана в России есть только бланки заявлений на выход из гражданства. Кстати, эта процедура тоже не бесплатная: ее стоимость – $110.

Но все же юридически «выход из гражданства» и «утрата гражданства» – это разные понятия. Упрощая трактовку, получается, что инициатором «выхода» становятся сами граждане, а «утрата» – прерогатива госорганов.

Зачем и кому это нужно?

Так зачем же посольства обнародовали список №104? Проведя анализ комментариев в соцсетях к данной новости, можно сделать вывод – этот жест дипломатов не понял никто. Вообще, о прекращении узбекского гражданства можно почитать много разных историй и мнений. «Я например выехала в 2002 году на ПМЖ и писала отказ в 2005 получила гражданство в 2006 и жила спокойно до 2017 года когда выяснилось что я до сих пор являюсь гражданкой Узбекистана. И теперь вот опять жду когда же мне подпишут о выходе из гражданства Узбекистан и пока хожу по справочке и каждый спрашивает а что за справка вот уж не до смеха мне», – пишет пользователь Камилла Джалалова (здесь и далее оригинальная орфография сохранена. – Прим. «Ферганы»).

«Наша семья выехала из Узбекистана в Россию по программе переселения в январе 2014 года. На консульский учет не вставали. В июне того же года подали документы на получение гражданства РФ. В сентябре и ноябре получили российские паспорта. Таким образом, прошло уже пять с половиной лет, как мы выехали с Узбекистана и пять лет, как мы граждане России. Но ни в каких списках на утрату узбекского гражданства себя не видели. Я не знаю, этот закон вобще работает? Хоть кого-то, по этому закону, лишили гражданства РУ?» – интересуется Юрий Соловьев.

Есть и еще несколько комментаторов, которые переехали на ПМЖ в другие страны пять-шесть лет назад, но никогда не были в этих списках и не могут получить справку об утрате гражданства Узбекистана. Многие предполагают, что цель подобных списков – заставить граждан заплатить за справку об утрате консульский сбор в размере $100 с лишним. Мол, почему бы государству не содрать напоследок с эмигрантов хоть какие-то деньги? Тогда возникает вопрос – почему в списках указаны только 1150 человек, ведь людей, желающих сменить узбекский паспорт, гораздо больше?

Напомним, что речь идет только о тех, кто целью выезда из страны указал «переезд на ПМЖ», а таких, как гласит официальная статистика, совсем немного: меньше десяти тысяч за полгода. Собственно, эти граждане могут проигнорировать требование разрешить процедуру утраты гражданства и жить без получения соответствующей справки. Но в таком случае у них могут возникнуть проблемы по возвращении на родину. Считать себя утратившим гражданство Узбекистана можно только после подписания президентом специального указа, чего, как правило, приходится ждать несколько лет. Плюс чиновники могут просто забыть включить эмигранта в реестр выбывших. Поэтому не исключено, что въезд в Узбекистан даже при наличии паспорта другого государства будет совершен незаконно (до подписания президентского указа человек все еще считается гражданином Узбекистана). В таком случае нарушителю грозит уголовная ответственность по статье 223 («Незаконный выезд за границу или незаконный въезд в Республику Узбекистан») УК, предполагающей серьезный штраф, – до $10 тысяч, а в отдельных случаях – лишение свободы. Видимо, поэтому посольства и предупреждают граждан о необходимости действовать по регламенту – как бы потом чего не вышло.

Было бы проще, если бы Узбекистан заключил соглашение о двойном гражданстве хотя бы с Россией. Потому что тем же трудовым мигрантам зачастую выгодно получить паспорт страны пребывания – и с правовой, и с экономической точки зрения. Однако, несмотря на призывы общественности рассмотреть вариант с двойным гражданством, пока вопрос даже не перешел в сферу законопроектов.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *