Прокуратура и полиция
В чем отличия прокуратуры и полиции?
Власть в каждом государстве подразделяется на три ветви. Органы, которые относятся к законодательной ветви власти, осуществляют законотворческую деятельность, к исполнительной относятся органы власти, которые осуществляют управление государственными делами на основании принятых законов. Судебная власть – сложная структура судов разных уровней, которые привлекают людей к ответственности, разрешают споры между субъектами прав (юридическими и физическими лицами), восстанавливая закон и порядок.
Правоохранительная деятельность, которой занимается полиция, и деятельность прокуратуры по надзору за соблюдением законодательства — важная составляющая обеспечения соблюдения законности и правопорядка в государстве. Прокуратура является неофициально четвертой ветвью власти, а полиция является органом исполнительной власти. Какие еще есть отличительные черты между двумя органами власти и есть ли между ними что-то общее?
Прокуратура – понятие и характеристика
Под прокуратурой подразумевается система органов, которые действуя от имени государства осуществляют надзор за тем, как соблюдаются свободы и права граждан, как выполняются законы на местном и государственном уровне. Кроме того, на прокуратуру возложены обязанности по выявлению нарушений закона и принятию соответствующих мер к нарушителям. Выявление нарушений законодательства осуществляется с помощью проведения соответствующих проверок деятельности предприятий и организаций, органов власти на всех уровнях, а также в работе правоохранительных органов, органов предварительного следствия и органов дознания.
Основанием для этого может распоряжение государственных органов, а также обращение юридических и физических лиц о нарушении их прав и свобод. На органы прокуратуры также возлагается обязанность по координации работы правоохранительных органов.
Полиция – понятие и характеристика
Главной задачей деятельности полиции является борьба с преступностью и охрана общественного порядка. Полиция относится к системе органов внутренних дел. Работа сотрудников полиции направлена на то, чтобы защищать права граждан, жизнь и здоровье, их право собственности, а также противодействовать преступности и обеспечивать общественную безопасность.
Для выполнения своих функций органам полиции предоставляются широкие полномочия. Они могут задержать преступника на установленный законодательством срок до выяснения обстоятельств, могут проникнуть на частную территорию, если этого требует безопасность людей и защита их прав и свобод. Закон предоставляет полицейским применять физическую силу и специальные средства, если это необходимо для задержания преступника.
Какие есть отличия между полицией и прокуратурой?
По сути у двух органов одна и та же цель не допустить нарушение прав и свобод граждан, обеспечить им безопасность путем своевременного реагирования на правонарушения и преступления. Однако несмотря на это средства по ее достижению и полномочия у органов разные.
Характер деятельности
Полиция является представителем исполнительной власти, поскольку входит в структуру, высшим звеном которой является министерство внутренних дел. Прокуратура является органом надзора, она осуществляет контроль за деятельностью всех органов власти, проводит соответствующие проверки и в случае выявления нарушений, принимает соответствующие меры к привлечению нарушителей к ответственности. Органы прокуратуры также проводят проверку деятельности сотрудников полиции на предмет нарушения закона и ограничения прав людей.
Предмет деятельности
Прокуратура осуществляет контроль и надзор за выполнением законодательства во всех сферах – трудового права, гражданского, семейного и уголовного. Если к примеру, человек имеет жалобы на работу ЖЭКа, он приходит в прокуратуру, пишет заявление и в течении одного месяца с даты его получения, следователь должен принять решение какие меры следует принять к предприятию. В ходе рассмотрения заявления сотрудник прокуратуры может направлять соответствующие запросы, проводить проверки, вытребовать документы и проводить допросы.
Что касается уголовных дел, прокуратура занимается только тяжкими и особо тяжкими преступлениями, преступлениями, вызвавшими резонанс в обществе, которые отличаются особой сложностью. В полицию человек обращается в случае кражи, убийства, изнасилования или дорожно-транспортного происшествия. В течении трех дней с момента получения заявления, следователи полиции должны принять решение возбуждать уголовное дело или же отказать в этом.
Взаимодействие с судом
Возбудив уголовное дело, органы полиции осуществляют оперативно-розыскные мероприятия с целью доказательства вины подозреваемого, для чего ищут улики, допрашивают свидетелей, проводят очные ставки и следственные эксперименты. Все эти действия проводят, чтобы собрать как можно больше доказательств по делу для передачи материалов в прокуратуру, которая после передает дело в суд. В отличие от полиции прокурор может быть стороной в судебном процессе, быть государственным обвинителем и при этом может вступить в него на любой стадии рассмотрения дела, имея право при этом реализовать все права участников процесса.
Разница между прокурором и следователем
В уголовном судопроизводстве определенные функции выполняют прокурор и следователь. Эти участники процесса связаны между собой различными правоотношениями. От результатов взаимодействия названных должностных лиц во многом зависит соблюдение законности при раскрытии преступлений и установлении справедливости.
Отличие прокурора от следователя заключается в самой сущности их деятельности и в том, какими полномочиями наделен каждый из них. При этом важно отметить, что нормы, управляющие правовым положением упомянутых представителей, постоянно корректируются и совершенствуются. Так, законы, принятые в 2007 году и позднее, содержат существенные изменения относительно предыдущих правил, касающихся этих вопросов.
Новые положения предусматривают ограничение некоторых полномочий прокурора. Например, тех, что касаются возбуждения уголовных дел. Вместе с тем полномочия следователя в последних принятых законах были дополнены. К примеру, он приобрел возможность обжаловать те или иные решения руководителя следственного подразделения.
Несмотря на введенные ограничения, прокурор является важнейшей фигурой, участвующей в уголовно-процессуальной деятельности. На этапе предварительного следствия он обязан контролировать неукоснительное соблюдение соответствующих норм закона. Прокурор в обозначенных случаях утверждает решения следователя или отменяет выдвинутые последним необоснованные постановления.
Помимо выполнения надзорной функции, это ответственное лицо принимает участие в рассмотрении актуальных вопросов, связанных с санкционированием обыска, проведением судебно-медицинских экспертиз, отстранением подозреваемого от должности и прочих. Прокурор выступает гарантом сохранения прав у субъектов, пострадавших от преступления, и следит за обеспечением их законных интересов.
Реклама
На судебной стадии лицо с упомянутым юридическим статусом поддерживает обвинение в соответствии с предусмотренными требованиями. Прокурор (в противоположность адвокату, представляющему защиту) излагает обоснованные доводы, играющие не в пользу предполагаемого правонарушителя.
Что касается следователя, то он несет ответственность за раскрытие преступлений и поиск виновных в их совершении. Находящийся на этой должности уполномочен вызывать требуемых лиц для допроса, заниматься осмотрами и обысками, запрашивать необходимые документы у простых граждан и представителей учреждений и т. д. Следователь также дает поручения, связанные с оперативно-розыскными мероприятиями, органу дознания.
Указанное лицо наделено процессуальной независимостью, что является непременным условием выполнения его профессиональных обязанностей. Иными словами, следователь самостоятельно, по внутреннему убеждению принимает важные решения по делу, за исключением тех случаев, когда требуется получение согласия от прокурора или необходимо постановление суда.
Правоохранительные органы: МВД, прокуратура и Министерство юстиции
Правоохранительные органы – группа государственных органов, которая осуществляет охрану законности и правопорядка, а также защищает интересы, права и свободы граждан в соответствии с действующим законодательством. В каждой стране она может отличаться и отвечать законам, принятым в данном государстве.
Классификация
Правоохранительные органы России:
- конституционный суд и контроль;
- МВД, которое непосредственно обеспечивает правопорядок в стране;
- суды общей юрисдикции;
- адвокатура, которая оказывает юридическую помощь и защиту в уголовном делопроизводстве;
- министерство юстиции;
- ОВД, в обязанности которых входит выявление и расследование различных преступлений;
- прокуратура, осуществляющая прокурорский надзор.
Правоохранительные органы в стране выполняют самые важные функции: охрану общественного и государственного строя, защиту свобод и прав граждан, укрепление правопорядка и законности, охрану интересов и законных прав различных предприятий и организаций, а также борьбу с преступностью. При этом правоохранительные органы РФ делятся на три основных вида: прокуратуру, МВД и Министерство юстиции.
Прокуратура
Прокуратура – целостная система, осуществляющая надзор за исполнением законов РФ. В структуру входят прокуратуры: генеральная, субъектов РФ, специализированные и военные, городов и районов. Главные направления деятельности:
- надзор за выполнением законов;
- координация деятельности органов по борьбе с преступностью;
- уголовное преследование;
- участие прокуроров в административных и уголовных делах в качестве государственных обвинителей;
- опротестование судебных решений и приговоров, которые противоречат закону;
- расследование преступлений.
МВД
МВД выполняет функции органа исполнительной власти, которые заключаются в государственном управлении, защите свобод и прав граждан, обеспечении их безопасности, охране правопорядка. В структуру МВД входят:
- криминальная полиция;
- федеральная служба по налоговым и экономическим преступлениям;
- следственный комитет;
- служба общественной безопасности;
- служба собственной безопасности;
- миграционная федеральная служба;
- внутренние войска страны и т. д.
Министерство юстиции
Министерство юстиции – орган исполнительной власти, занимающийся управленим и координацией деятельности в данной сфере. В его структуру входят:
- центральный аппарат;
- организации и учреждения, которые обеспечивают деятельность Минюста РФ;
- территориальные органы и учреждения.
Основная деятельность органа заключается в правовом обеспечении деятельности Президента и Правительства РФ, создании необходимых реформ, функционировании судов, госрегистрации нормативных актов и уставов объединений, организации и развитии юридических услуг, повышении квалификации кадров юстиции, организации деятельности по охране интересов и прав граждан, организации исполнительной и уголовной системы и их правовое обеспечение.
Правоохранительная система США
США отличаются от других стран тем, что единого полицейского управления там просто нет, понятия «полиция США» тоже. Каждый крупный город и штат располагает своим полицейским ведомством, которое абсолютно не зависит от других. Причем такие отдельные ведомства могут иметь даже частные крупные транспортные предприятия.
Федеральные ведомства в США есть, но они расследуют именно федеральные преступления. Например, ФБР, АНБ и т. д. Основная нагрузка ложится на полицию городов и штатов, где начальник полиции носит звание комиссара. Шефа полиции назначает глава штата или города, также он может быть выбран законодательным органом или всенародным голосованием. Главы округов имеют звание «шериф», избираются на должность повсеместно и могут самостоятельно назначать заместителя. В обязанности шерифа входит также содержание и обеспечение окружной тюрьмы и безопасности в зале суда при процессах.
Правоохранительные органы Великобритании
В Великобритании существует следующая судебная система:
- Верховный суд – в него входит апелляционный суд, включающий Уголовное и Гражданское отделения;
- Суд Короны – считается высшим по уголовным делам;
- Высокий суд – включает Канцлерское и Семейное отделения;
- Окружные суды;
- Суды магистрата – в них входят мировые и полицейские отделения;
- Специализированные суды – военные, коронерские, административные, земельные и т. д. Высшая судебная инстанция в Англии – это Суд палаты лордов, но он может рассматривать лишь апелляционные жалобы, а практических дел не касается.
Судебная система Франции
Во Франции правоохранительные органы судебной системы включают в себя:
- кассационный суд, в который входят палаты по гражданским и уголовным делам;
- апелляционный суд, включающий те же палаты;
- трибуналы – основное звено системы, где дела рассматриваются коллегиально (состоят из трех судей и включают в себя также отделения по гражданским и уголовным делам);
- специальные органы, в которые входят суда: высший, государственной безопасности, морской, военный, коммерческий, третейский и т.д.
Одновременно во Франции есть Государственный совет – он возглавляет систему административной юстиции. Гражданские споры рассматриваются в специальном отделе, который выступает как кассационная и апелляционная инстанция. Одновременно Государственный отдел рассматривает жалобы на неправомерные акты президента, правительства и некоторых министров. Главная административная инстанция во Франции – это трибуналы, создающиеся на территории сразу нескольких департаментов. Второстепенная – трибуналы, создающиеся в судебно-административных округах.
Прокуратура в зарубежных странах
Правоохранительные органы зарубежных стран в виде прокуратуры в основном выполняют функции поддержки гособвинения в судах, а функций надзора не имеют вовсе.
США
Например, в США судебные органы имеют две прокуратуры: штатов и федеральную. Генпрокурор, который возглавляет последнюю, одновременно является и министром юстиции страны. Федеральная прокуратура занимается уголовными делами, поддержкой гособвинения в судах, прекращением уголовных дел, отказом от гособвинения до вердикта присяжных. А прокуратуры штатов могут иметь не только разные названия, но и различный порядок организации.
Великобритания
В Великобритании долгое время вообще не было правоохранительных органов, которые бы выполняли функции прокуратуры. Одним из главных является институт общегражданского обвинения. На данный момент функции обвинения выполняет директор публичных преследований, а также его помощники, которые назначаются министром внутренних дел. Контролирует их деятельность генерал-атторней. Дирекция может производить уголовное преследование по требованию генерал-атторнея или министра МВД, если преступление касается казначейства. Преследование может также проводиться, если оно диктуется госинтересами. Судебных следователей в Англии просто нет, и предварительное следствие отсутствует, за исключением коронерского следствия. Проверкой доказательств занимаются мировые судьи, магистраты или полицейские.
Франция
Прокуратура во Франции состоит при судебных органах и включает в себя прокуроров республики, находящихся при трибуналах, генпрокуроров при кассационных и апелляционных судах. Прокуратура Франции выполняет функции исполнительной власти, осуществляет уголовное преследование и поддержку обвинений в судах. Помимо этого она проводит надзор за непосредственным расследованием преступлений. Руководит прокуратурой министр юстиции, но в его обязанности не входит исполнение функций прокурора.
Разница между полицией и прокуратурой
В государстве Российская Федерация реализуется принцип разделения властей, и есть много служб, выполняющих сходные функции. Полиция и прокуратура — правоохранительные органы, обеспечивающие законность и правопорядок, следящие за соблюдением фундаментальных прав и свобод. Несмотря на смежные задачи, важно понимать, чем прокуратура отличается от полиции, чтобы знать, куда обращаться при нарушении прав или преступном посягательстве.
Что такое прокуратура
Прокуратура обладает правом законодательной инициативы.
В России прокуратуру впервые учредил Петр I. Прокуратура — это централизованная система органов, функция которых — осуществление надзора за тем, чтобы госорганы, должностные лица и другие субъекты не нарушали законы. Она является военизированной структурой и обладает правом законодательной инициативы. Прокуроры могут реагировать на несоблюдение закона самостоятельно или на основании обращения к ним.
Возглавляет эту структуру Генеральный прокурор Российской Федерации. Его назначает Совет Федерации по рекомендации Президента РФ. Нормативной базой ее функционирования является Конституция и Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»
Что такое полиция
Полиция, в отличие от прокураторы, не инициирует законы, а следит за их исполнением.
Полиция — это организация, входящая в систему инстанций и структур МВД РФ. Издревле похожие задачи выполнял разбойный приказ, который был создан в XVI в. Основные функции — борьба с преступностью и обеспечение безопасности в обществе. Была образована из милиции в результате реформы 2011 г.
Полицейские расследуют большинство уголовных дел: кражу, разбой, изнасилование, хулиганство и т.д. Ее деятельность регулируется Федеральным законом «О Полиции» № 3-ФЗ от 07 февраля 2011 г. Представителями полиции являются, в том числе оперуполномоченные и участковые.
У этих органов много общего, так как они способствуют нормальному функционированию общества и уменьшению преступлений и нарушений прав, а основные отличия содержатся в их принадлежности к разным ветвям власти и полномочиях.
Полиция входит в систему органов исполнительной власти и подчинена Министерству внутренних дел РФ и Президенту. Прокуратура, согласно Конституции, не относится ни к одной из ветвей государственной власти, поэтому может проводить проверки остальных структур и пресекать нарушения закона.
Так, прокурор может отреагировать на неправомерные действия полицейского. Прокуратура не возбуждает уголовные дела и не занимается их расследованием, но передает материалы в полномочный орган и поддерживает обвинение.
Задачи организаций
В обязанности всех правоохранительных органов входит обеспечение социального спокойствия и безопасности населения.
Функции и направления деятельности прокуратуры:
- проверка соблюдения законов органами государственной власти и должностными лицами;
Прокурор обязан
присутствовать на судах. - контроль за следствием и дознанием;
- возбуждение дел об административных правонарушениях;
- контроль за действиями судебных приставов;
- надзор за учреждениями, исполняющими наказания;
- участие в уголовных делах в качестве государственного обвинителя;
- участие в гражданских разбирательствах от имени группы лиц или по отдельным категориям дел;
- координация работы правоохранительных органов;
- международная кооперация и т.д.
Задачами полиции являются:
Полиция делится на криминальную и общественной
безопасности.
- защита жизни и здоровья населения;
- охрана правопорядка;
- обеспечение безопасности дорожного движения;
- охрана прав собственности;
- контроль за оборотом наркотиков;
- исполнение административных наказаний;
- контроль за оборотом оружия;
- экспертная деятельность;
- пресечение незаконной миграции;
- борьба с коррупцией;
- противодействие экстремистской деятельности;
- борьба с преступными группировками;
- рассмотрение заявлений граждан о преступных посягательствах;
- уголовный розыск и др.
Взаимодействие с судебной властью
Только суды могут осуществлять правосудие, судебная власть независима, поэтому с ней можно только взаимодействовать, но не оказывать влияние.
Сотрудник полиции проводит оперативно-розыскные мероприятия (опросы, контрольные закупки), а после возбуждения уголовного дела занимается предварительным расследованием, чтобы собрать доказательства по делу.
Прокурор может выступать стороной в судебном разбирательстве, давать заключения по вопросам, подавать представления на судебные решения. Например, прокурор может быть процессуальным истцом в гражданском процессе в делах о выселении, защите материнства и детства, социальной защите и т.д.
Таким образом, полиция — структура исполнительной власти, а прокуратура — независимая система органов надзора и контроля за компаниями и гражданами, законностью в социуме. Обе службы являются правоохранительными, но прокуратура занимается более тяжкими преступлениями и нарушениями закона.
Чем прокуратура отличается от полиции
До 2011 года Следственный комитет входил в Прокуратуру РФ. 15 января 2011 года произошло разделение. Ниже рассмотрены основные направления деятельности двух структур. В чем заключаются различия в их функционале? Кто из них главнее и находится ли другой в подчинении?
Сравнение этих двух организаций – некорректно, так как они выполняют разные функции.
Точка их соприкосновения – прокурорский надзор за следствием. Согласно ст. 124 УПК РФ, все жалобы на действие следователя рассматриваются прокурором.
Он также подписывает обвинительное заключение при направлении дела в суд и поддерживает государственное обвинение.
Поэтому, формально, прокуратура может оказать влияние и усложнить работу следственно комитета.
СК РФ и Прокуратура России – независимые друг от друга государственные органы. Однако, деятельность этих организаций пересекается в вопросах, касающихся уголовного преследования и обвинения. Поэтому, полностью выделить деятельность следственного комитета из органов прокуратуры – затруднительно.
Чем занимается полиция,а чем прокуратура? В чем различие между ними и к кому обращаться?
Именно эти вопросы иногда вводят в ступор достаточно большое количество юридически неподкованного населения.
Достаточно часто граждане задают вопрос — куда же мне обращаться при нарушении моих прав?
Для более легкого ответа в будущем на этот вопрос давайте попробуем разобраться в полномочиях данных органов.
Прокуратура — это система органов, которые действуя от имени государства осуществляют надзор за тем, как соблюдаются свободы и права граждан, иными словами в ее задачу входит осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории.
Исходя из определения, что такое прокуратура, можно сказать, что главной ее деятельностью является надзор.
Цель надзора:единообразное и точное исполнение законодательства на территории РФ всеми организациями,должностыми лицами и гражданами.
Общая деятельность прокуратуры определены ФЗ «О прокуратуре РФ».
Учитывая закон «О прокуратуре», выделяют следующие виды надзора:
1.За выполнением закона министерствами, комитетами, службами и другими органами власти.
2.За соблюдением прав граждан.
3. За выполнением закона органами, которые осуществляют дознание, предварительное следствие, оперативно-розыскную работу.
4.За выполнением работы приставами.
5. За следованием законам органов, применяющих меры наказания, назначенные судом.
На органы прокуратуры также возлагается обязанность по координации работы правоохранительных органов.
Любой гражданин может обратиться в прокуратуру, если им выявлено нарушение законодательных норм, а также ограничение, не основывающееся на законах РФ. Достаточно написать заявление с указанием выявленных нарушений.
B2.Полиция
Полиция- это система государственных органов, призванных обеспечивать охрану общественного порядка, безопасность граждан и общества, предупреждать, выявлять, пресекать и раскрывать преступления и иные правонарушения, а также выполнять некоторые другие функции.
Общая деятельность полиции определена ФЗ «О полиции «.
Что входит в государственные услуги полиции?
1.полиция принимает заявления, сообщения граждан об административных правонарушениях
2.полиция принимает сообщения, заявления граждан, о преступлениях
3.полиция принимает заявления, сообщения о происшествиях
4.полиция принимает решения и рассматривает обращения, заявления, сообщения граждан
5.полиция принимает меры по сообщениям, уведомлениям, заявлениям
B3.Отличие между полицией и прокуратурой.
По сути у двух органов одна и та же цель не допустить нарушение прав и свобод граждан, обеспечить им безопасность путем своевременного реагирования на правонарушения и преступления. Однако несмотря на это средства по ее достижению и полномочия у органов разные.
1.Исходя из определения.
Исходя из определения данных понятий можно сделать вывод,что прокуратура осуществляет в большей своей части надзор (это наблюдение и постоянный присмотр за исполнением законодательства),а полиция обеспечивает в большей своей части охрану (совокупность мер, направленных на предупреждение и своевременную защиту охраняемого от внешних и внутренних угроз).
2.Характер деятельности.
Полиция является представителем исполнительной власти, поскольку входит в структуру, высшим звеном которой является министерство внутренних дел. Прокуратура является органом надзора, она осуществляет контроль за деятельностью всех органов власти, проводит соответствующие проверки и в случае выявления нарушений, принимает соответствующие меры к привлечению нарушителей к ответственности. Органы прокуратуры также проводят проверку деятельности сотрудников полиции на предмет нарушения закона и ограничения прав людей.
3.Предмет деятельности
Прокуратура осуществляет контроль и надзор за выполнением законодательства во всех сферах – трудового права, гражданского, семейного и уголовного.
Если к примеру, человек имеет жалобы на работу ЖЭКа, он приходит в прокуратуру, пишет заявление и в течении одного месяца с даты его получения, следователь должен принять решение какие меры следует принять к предприятию. В ходе рассмотрения заявления сотрудник прокуратуры может направлять соответствующие запросы, проводить проверки, вытребовать документы и проводить допросы.
. ВАЖНО.
Что касается уголовных дел, прокуратура занимается только тяжкими и особо тяжкими преступлениями, преступлениями, вызвавшими резонанс в обществе, которые отличаются особой сложностью.
В полицию человек обращается в случае кражи, убийства, изнасилования или дорожно-транспортного происшествия( В течении трех дней с момента получения заявления, следователи полиции должны принять решение возбуждать уголовное дело или же отказать в этом)
4.Взаимодействие с судом
Возбудив уголовное дело, органы полиции осуществляют оперативно-розыскные мероприятия с целью доказательства вины подозреваемого, для чего ищут улики, допрашивают свидетелей, проводят очные ставки и следственные эксперименты. Все эти действия проводят, чтобы собрать как можно больше доказательств по делу для передачи материалов в прокуратуру, которая после передает дело в суд.
В отличие от полиции прокурор может быть стороной в судебном процессе, быть государственным обвинителем и при этом может вступить в него на любой стадии рассмотрения дела, имея право при этом реализовать все права участников процесса.
Итак,можно сделать вывод :
Полиция — огран исполнитиельной власти, а прокуратура — надзорный орган. Прокуратура расследует преступления как правило тяжкие и особо тяжкие, резонансные дела, либо отличающиеся особой сложностью( по трудовым спорам, по семейным делам, по совершению преступлений, по проблемам на производстве, с жалобами на коллекторные фирмы, по пропаже людей, по вопросам, связанным с гражданскими делами и вопросам ЖКХ и т.д )
В полицию, в основном, идут по уже совершенным преступлениям. (Это кражи, побои, аварии на дороге и т.д.)
Спасибо за просмотр!
Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях Подписаться
Правоохранительные органы – группа государственных органов, которая осуществляет охрану законности и правопорядка, а также защищает интересы, права и свободы граждан в соответствии с действующим законодательством. В каждой стране она может отличаться и отвечать законам, принятым в данном государстве.
Правоохранительные органы России:
- конституционный суд и контроль;
- МВД, которое непосредственно обеспечивает правопорядок в стране;
- суды общей юрисдикции;
- адвокатура, которая оказывает юридическую помощь и защиту в уголовном делопроизводстве;
- министерство юстиции;
- ОВД, в обязанности которых входит выявление и расследование различных преступлений;
- прокуратура, осуществляющая прокурорский надзор.
Министерство юстиции – орган исполнительной власти, занимающийся управленим и координацией деятельности в данной сфере. В его структуру входят:
- центральный аппарат;
- организации и учреждения, которые обеспечивают деятельность Минюста РФ;
- территориальные органы и учреждения.
США отличаются от других стран тем, что единого полицейского управления там просто нет, понятия «полиция США» тоже. Каждый крупный город и штат располагает своим полицейским ведомством, которое абсолютно не зависит от других. Причем такие отдельные ведомства могут иметь даже частные крупные транспортные предприятия.
«Петровка, 38»
У милиции и прокуратуры и задачи во многом схожие, и цель единая — обеспечить безопасность граждан. Но вот только в сознании людей давно укрепилось мнение, что эти правоохранительные структуры пребывают в вечном споре. О том, как строятся взаимоотношения милиции и прокуратуры на самом деле, рассказывает старший помощник прокурора Тушинской межрайонной прокуратуры СЗАО г. Москвы младший советник юстиции Анна Октябрьская, которая не один год тесно сотрудничает с подразделениями по делам несовершеннолетних УВД по СЗАО.
—Анна Владимировна, какое направление в работе вы ведете?
— Приоритетное направление в моей работе — контроль за тем, как соблюдаются права и учитываются законные интересы детей с момента рождения до совершеннолетия. Родильные дома, поликлиники, детские сады, школы, высшие и средние специальные образовательные учреждения, досуговые учреждения, биржи труда, занимающиеся трудоустройством несовершеннолетних, дома ребенка, детские дома, комиссии по делам несовершеннолетних, подразделения по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства — то есть деятельность всех организаций, которые занимаются детьми, попадает в мое поле зрения. Под надзором Тушинской межрайонной прокуратуры находятся 5 районов Северо-Западного округа: Северное и Южное Тушино, Покровское-Стрешнево, Митино, Куркино.
— Что еще в себя включает ваша деятельность?
— Прокуратура не столько карательный орган, сколько орган надзора, профилактики. У нас развито такое направление в работе, как чтение лекций для школьников. Стали традиционными встречи сотрудников прокуратуры с воспитанниками детского дома № 12, расположенного на территории района Южное Тушино. Дети приходят к нам на специально организованные круглые столы, куда приглашаются руководители прокуратуры, муниципалитета, представители правоохранительных органов. Ход беседы на подобных встречах зачастую определяют сами воспитанники. Судьба у подростков непростая, и вопросы они задают интересные, жизненные. Спрашивают, какое понесут наказание их сверстники, совершившие правонарушение или преступление, просят больше рассказывать о правилах поведения, о правах ребенка и об ответственности за нарушение законов. Интересуются, как вести себя с сотрудниками милиции в различных ситуациях.
— Взаимоотношения с милицией — очень актуальная тема. О сотрудниках правоохранительных органов говорится и пишется много негативного. Поступают ли к вам жалобы на стражей правопорядка? Какого они характера?
— За последние несколько лет жалоб на неправомерные действия сотрудников милиции в отношении несовершеннолетних не поступало. Единственный прецедент произошел два года назад, и мы проводили служебную проверку сотрудников ГНР ОВД по району Южное Тушино.
— Если можно, расскажите об этом.
— На территории района сотрудниками патрульно-постовой службы была задержана и доставлена в ОВД несовершеннолетняя девочка, которая ночью находилась на улице без сопровождения взрослых. Эта мера вполне законна и предусмотрена государством в целях профилактики подростковой преступности, а также предотвращения правонарушений в отношении детей. Чуть позже в дежурную часть доставили ее сестру. В ходе проверки выяснилось, что мать девочек находится в Санкт-Петербурге, а забрать их из милиции больше некому. В таких случаях подростков помещают в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей ГУВД по г. Москве для последующей передачи детей законным опекунам. При отправлении девочек в ЦВСНП, а точнее в момент посадки сестер в машину ГНР, одна из них сломала ногу.
Через два дня мать вернулась из поездки, забрала дочерей из ЦВСНП и обратилась в прокуратуру с жалобой на сотрудников милиции, которые, по ее словам, нанесли девочке телесные повреждения. Была проведена проверка и вынесен отказ о возбуждении уголовного дела в отношении стражей правопорядка. В результате судебно-медицинской экспертизы было установлено, что перелом она получила исключительно по собственной неосторожности. Это подтвердили и свидетели происшествия.
— Сегодня все чаще общество критикует работу органов опеки и попечительства: якобы сотрудники формально относятся к своим обязанностям и необоснованно строги к некоторой категории граждан. Это действительно так?
— Ситуации бывают разные. Приведу такой пример. История началась давно, но до сих пор в ней не поставлена точка. Девочка практически сразу после рождения попала в социальный приют для детей-сирот. Ее мать была лишена родительских прав по решению суда (женщина злоупотребляла спиртным), а отец, хоть и не был лишен родительских прав, но пребывал в местах лишения свободы.
Ребенок рос в приюте до семи лет, и вдруг в органах опеки и попечительства появляется родной отец и заявляет, что хочет заниматься воспитанием дочери. Мужчине объяснили, какие для этого необходимо представить документы. Он предъявил лишь справку о том, что живет на территории Северо-Западного округа Москвы, но ни документов с места работы, ни справки о доходах у него на руках не было. Ему было отказано в оформлении опеки над дочерью.
Отец обратился с жалобой в прокуратуру, предварительно собрав все необходимые документы и даже приложив положительную характеристику с места работы. Мы приняли решение в пользу отца. Удовлетворили его жалобу, признали действие сотрудников органов опеки и попечительства неправомерными и позволили мужчине общаться с дочерью. Было определено время, когда он может забирать ребенка и когда должен приводить обратно в приют. Девочка уже пошла в первый класс, ей надо было соблюдать строгий распорядок дня, но выходные она могла проводить вместе с отцом.
В один из дней в назначенное время мужчина ребенка в приют не вернул. Воспитатели заволновались, стали обзванивать родных девочки. Неожиданно она появилась в приюте. Ее привела посторонняя женщина.
Психолог, побеседовав с девочкой, узнала, что произошло. Оказалось, отец, забрав дочь из приюта, привез ее в квартиру матери, которая окончательно спилась, и оставил ночевать там. Ей пришлось спать на полу с нетрезвой мамашей. После такого свидания с родителями ребенок заявил воспитателям: «С папой я больше видеться не хочу!»
Но история на этом не закончилась. Мужчина отнес жалобу не только в прокуратуру, но и в суд. Как только стало известно, каким образом проходили часы общения дочери с отцом, работники органов опеки и попечительства подали встречный иск на лишение мужчины родительских прав. И он, намереваясь заручиться поддержкой общественности, обратился на центральное телевидение в программу «Участок». В эфире отец рассказал душещипательную историю о том, как сотрудники ПДН и работники органов опеки и попечительства хотят лишить его возможности растить собственную дочь. На передаче присутствовали его мать и сестра, которые изображали любящих родственников, выставляя милицию и муниципальных работников жестокими и бессердечными людьми, вмешивающимися в судьбу семьи. Передача вышла преждевременно, в судебном споре еще не была поставлена точка, а подобное поведение истца можно было расценить как давление на суд.
— В средствах массовой информации любят поднимать вопрос о неправомерных действиях сотрудников милиции и органов опеки и попечительства. В газетных статьях и телевизионных репортажах частенько звучит, что работники опеки и инспекторы ПДН, если захотят, любого могут лишить родительских прав. Так ли это?
— К сожалению, зачастую та информация, которая появляется в СМИ, настолько однобокая, необъективная и искаженная, что разобраться, где правда и где вымысел, не так-то просто. Скажу одно: у работников органов опеки и попечительства определенная позиция. Если родители искренне хотят воспитывать ребенка и делают все возможное, чтобы вернуть его в семью, то опека никогда не будет препятствовать этому.
Поверьте, процедура лишения родительских прав очень сложная. Чтобы просто изъять ребенка из семьи, сотрудникам ПДН и работникам органов опеки и попечительства необходимо иметь веские основания, которые четко прописаны в статье 64 Семейного кодекса РФ. А уж решение лишать или не лишать родителей прав воспитывать чадо принимает только суд.
— Случалось ли, что суд принимал решение вопреки заключению органов опеки и попечительства и допускал ошибку?
— В моей практике был такой случай. Впоследствии произошла трагедия. В суде слушалось гражданское дело об определении порядка проживания несовершеннолетних детей, принималось решение, с кем из родителей они будут жить. Работники органов опеки и попечительства дали заключение, что дети должны остаться с отцом, но спор в суде разрешился в пользу матери. Женщина была верующая до фанатизма, соблюдала все религиозные посты и заставляла малышей поститься вместе с ней. Работники органов опеки и попечительства и сотрудники ПДН регулярно посещали эту семью, пытались повлиять на женщину. Она была непреклонна, и в один из самых строгих постов случилось непоправимое. После продолжительного голодания и резкого выхода из него хрупкий детский организм не выдержал — малыш умер.
— Как вы оцениваете работу сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних УВД по СЗАО города Москвы?
— С нынешним начальником ПДН УВД по СЗАО Ольгой Данилиной у нас установилось тесное и плодотворное сотрудничество, она знает и любит свое дело, искренне переживает за каждого ребенка, попавшего в поле зрения правоохранительных органов. Наблюдая за тем, как она налаживает контакты со всеми организациями, которые занимаются детьми, как строит рабочий процесс, как радеет за каждое дело, вникает в каждую мелочь, как помогает своим сотрудникам, я уверена, что служба эта в надежных руках.
— Спасибо за интересную беседу.
Беседовала Ольга ТАРАСОВА,
фото автора