Злопамятные люди

Злопамятные люди

Мстительность как качество личности – склонность к обдуманным, спланированным действиям ответить злом на зло, за причиненные обиды, неприятности, смерть и болезни независимо от наличия в этом целесообразности.

В одной деревне был глашатай, человек злой, мстительный, раздражительный, враждовавший со всеми. Он притеснял деревню и вконец разорил её: измышлял какую-нибудь вину, доносил татарам, и те взыскивали с жителей много серебра. Но вот пришёл его смертный час. Созвал он к себе всю деревню и сказал так: — Во многом я виноват перед вами, и так как вы при жизни моей не могли мне отомстить, то заклинаю вас Богом: когда умру, накиньте мне на шею верёвку, выволоките из дому и повесьте на дереве. Жители поддались на его уловку и, когда он умер, поступили с ним так, как он завещал. Какой-то татарин, увидев висевшего на дереве глашатая, пошёл и сказал кадию: — Повесили нашего глашатая. Татары послали в деревню своих людей и взыскали с жителей огромную дань. Все стали бранить глашатая: — Он грабил нас при жизни и после смерти отомстил – совсем разорил.

Мстительность – это хроническое стремление вернуть обидчику, испытанные боль и страдания. Долг платежом красен, и мстительность в связке с непрощением, злопамятностью, неуступчивостью и чувством возмездия готовит своё холодное блюдо. Человек, которому причинили сильный вред, способен вернуться к нормальному состоянию духа либо от безоговорочного прощения, либо от беспощадного возмездия. Чуждая духовному воспитанию, мстительность без колебаний выбирает второе. Это ее природа, инстинкт и эмоция. Будучи угрюмой, злой и мнительной, она готова мстить за любую обиду, реальную или мнимую. Мстительность оправдывает себя: «Когда тебя лишают всего того, что ты любишь, остаётся только одно – мстить».

Мстительность сначала проявляется в голове, в воображаемых сценах мести и, лишь потом, измотав всю душу и нервы, показывает свой лик в реальной жизни. Она настояна на обиде, злобе и ненависти. Мстительность утрачивает силу своей инерции там, где человек способен понять и простить, подумать о будущем, начать заботиться, уважать и любить других. Великий композитор Шуберт говорил: ”Хочешь порадоваться мгновенье – отомсти, хочешь радоваться всю жизнь – прости”.

Мстительность – это не разовый акт мщения, мстительность – это рецидивист мести. Мстить – здоровью вредить. Мстительный человек пожирает сам себя, перестает видеть в небе солнце, становится озлобленным негативистом, утрачивает возможность личностного роста.

Пчела ужалила медведя в лоб.

Она за соты мстить обидчику желала;

Но что же? умерла сама, лишившись жала.

Какой удел того, кто жаждет мести?- Гроб.

Когда человек проявляет мстительность, в его организме происходят любопытные метаморфозы. Сначала стартует приступ возмущения, подобный внутреннему ядерному взрыву, вызванному обидой, завистью или ревностью. Задета гордыня. Ложное эго посылает болезненные сигналы в ум, чувства и разум. Внутри человека вспыхивает дьявольский огонь. Появляются мысли о мести. Человек уже сам себе не хозяин, находясь в полной зависимости от своей проявленной мстительности.

Мстительность слаба. Не зря в народе говорят: «Сильные – прощают, слабые – мстят». Постоянно находиться в режиме включенной мести может только истощенный духовно человек. Сила в безразличии, она либо простит, либо просто проигнорирует обидчика.

Один из солдат Наполеона совершил преступление и был приговорён к смерти. Накануне расстрела мать солдата пришла к Наполеону молить, чтобы тот простил её сына. — Госпожа, — сказал Наполеон, — деяние вашего сына не подлежит помилованию. — Я знаю, — ответила мать. — Если бы за такой поступок можно было бы помиловать, я бы не просила о прощении. Простить — значит быть способным выйти за пределы мести и справедливости. Выслушав её, Наполеон отменил смертный приговор и заменил его ссылкой.

Мстительность – это реакция болезненного и чрезмерно раздутого эго, не умеющего прощать и нетерпимого к чужим особенностям поведения, на порой надуманные раздражители. Будучи яркой формой проявления гордыни, мстительность не признает право других быть другими. Наделив другого человека надуманными добродетелями, она обижается, когда он ведет себя не так, как бы она хотела. Выход другого из зоны ее контроля становится поводом сначала для обиды, а затем для ненависти, злобы и мести. Мстительность присуща неуверенным и недовольным всем и вся людям. Посредством мстительности они пытаются доказать себе и миру собственную важность и значимость. Зачастую причиной мстительности служит банальная зависть или ревность. Это особо тяжелый случай, ибо объекты зависти и ревности постоянно меняются, а мстительный человек так и остается в статичном положении.

Мстительность не утруждает себя анализом, действительно ли нанесенное оскорбление, обида или причиненная неприятность так масштабна, что нужно сделать мысль о мщении доминантной. Она даже не заглядывает в будущее, каким будет результат ее мщения, получит ли от мести удовлетворение или будет страдать пуще прежнего, раскается обидчик в содеянном непотребстве или еще больше озлобится.

Мстительность не имеет срока исковой давности и не принимает услуг со стороны. Однажды Ходжа Насреддин сильно повздорил со своим соседом и вскричал: — Я проклинаю тебя! Да упадёшь ты через 40 дней и да сломаешь ты ногу! Сосед направился домой, и вдруг упал, да так неудачно, что сломал ногу. Его отнесли домой и уложили в постель. Корчась от боли, он попросил своих домашних пойти к Насреддину и упросить его прийти к нему. Насреддин пришёл. — Прости меня, — сказал сосед. — Я не знал, что твоё проклятье так сильно действует. — Моё проклятье в данном случае не причём, — ответил Насреддин с достоинством. — Ты сломал ногу сам, в тот же день, без всякого проклятья. Помнишь, я сказал: «Через 40 дней»? Так вот, через 40 дней, моё проклятье вступит в силу, и ты сломаешь вторую ногу. С этими словами Насреддин удалился.

Зачастую мстительность называют болезнью, ибо попавший под ее влияние человек, как одержимый, думает только о мести. Очень похожа она и на влюблённость со знаком минус. Та же зависимость, одна доминантная мысль об объекте своей страсти, одержимость.

Мстительность необычайно изобретательна на неожиданные хитрые выходки и пакости. Взять, к примеру, такой случай. После развода муж дал своей, теперь уже бывшей, жене один день на выезд из подаренного ему родителями дома. Упаковав своё имущество, она устроила себе прощальный обед с креветками, черной икрой, и бутылочкой шампанского. Пообедав, взяла несколько хвостиков от креветок, помакала их в икру и засунула в карнизы для занавесок. Mуж со своей новой подругой были просто счастливы в течение первых нескольких дней, но вскоре во всём доме стало вонять. Они перепробовали всё, что можно было, потратили кучу денег, чтобы избавиться от запаха, но ничего не помогало. Тогда они решили продать этот зловонный дом и переехать в другой. Прошел месяц, но желающих раскошелиться за дом-вонючку не было. Пришлось взять кругленькую сумму в банке, чтобы купить новый дом, так и не продав старый. Бывшая жена позвонила где – то через месяц, узнать как дела. Он рассказал ей о проблемах с продажей дома, не особо вдаваясь в детали. Она сказала, что скучает по своему старому дому ужасно и хотела бы выкупить его. Мужик быстренько согласился на цену , которая была десятой частью стоимости дома. Hеделю спустя, довольный мужик стоял и ухмылялся , наблюдая за тем, как грузчики упаковывали его вещи, чтобы перевезти их в новый дом… Все, включая карнизы для занавесок…

Зачастую мстительность сама попадает в свои же сети. – Нина Павловна, помните, в прошлом году вы поставили мне тройку по сопромату? Я долго вынашивала свою месть и вот теперь могу вам сообщить, что вчера я соблазнила вашего мужа! – Девочка моя. Сладенькая. Ты не поверишь, но 25 лет назад я тоже поставила тройку одной студентке. И тоже по сопромату. И она тоже долго вынашивала свою месть. Это была твоя мама.

Злопамятный или обиженный?

Злопамятный или обиженный?
За последнее время столкнулась с тем как людей называют злопамятными. Отсюда появилась мысль разобраться в этом. Ведь большинство тех, кого называют злопамятными, такими себя не считают.
Разберёмся в понятии.
Что такое злопамятный?
Злопамятность — это обида, усиленная чувством беспомощности.
Злопамятность — это ожидание удобного момента нанести ответный удар.
Злопамятность — это отсутствие великодушия, неспособность простить.
Злопамятность — это мина замедленного действия, прикрепленная к душе человека.
1. Обида, усиленная чувством беспомощности. Всё таки обида. Вполне возможны случаи, когда человек не мог справится с обидой, которые ему нанесли. И в подобный момент вспоминает. Чаще всего не осознанно всплывает в памяти ситуация приносящая боль.
2. Нанести ответный удар: человек целенаправленно запомнил вашу ошибку и ищет возможность вам отомстить. Не скрывая своих негативных чувств.
3. Неспособность простить. Она будет проявляться во всех ситуациях. Так что если человек вам 10 лет все прощал, а тут вдруг не простил, это не про злопамятность.
4. Мина, прикрепленная к душе. Вот это скорее уже просто факт о злопамятным человеке,который убивает сам себя.
У меня есть мысль что много людей называют злопамятными из за подмены понятий. Стоит разобраться прежде, говорить о подобной особенности личности. Может вы правда сильно обидели человека. Может быть вы сами решили, что он вас простил, а на самом деле ситуация не разрешилась.
Говорите, говорите с людьми о важном, об обидном.
Те из вас кто считают себя злопамятными. Не путайте с реальным отношением к плохим поступкам.
Если вы не будете все время интерпретировать поступки окружающих людей, исходя из негативных посылов, то злопамятность никогда не станет чертой вашего характера. Ведь мы не можем наверняка знать, что становится истинной причиной действий окружающих, которые вызывают у нас обиду и злопамятность. Ведь это наша реакция, люди могут и не желать вас обидеть.
Злопамятство не порок, и к счастью не каждый второй обладает этой особенностью личности.

Злопамятность (злопамятство) как качество личности – склонность проявлять стойкое, навязчивое воспоминание об обиде, оскорблении, причиненном зле и вреде, не утрачивать испытанное в связи с этим чувство злости, не иметь искреннего желания простить а, зачастую, хотеть отомстить.

Жители одной деревни решили наказать своего сородича и бросили его в яму. Те, кому он навредил, решили, пусть каждый сам учинит суд над ним. Стоя на краю ямы, одни плевали на злодея, другие бросали в него комья грязи. Вдруг в несчастного полетел камень. Изумлённо посмотрел тот на бросавшего и спросил: — Всех здешних я знаю. А ты кто таков, почему бросаешь в меня камнем? Человек ответил: — Я тот, кого ты обидел двадцать лет тому назад. Провинившийся удивился: — Где же ты был всё это время? — Всё это время, — прозвучал ответ, — я носил этот камень в моём сердце. А теперь, когда я увидел тебя в таком жалком положении, то взял камень в руку.

Мужик приходит к стоматологу, садится в кресло, трясясь от страха. Врач смотрит на него пристально и говорит, улыбаясь: » А помнишь, Петров, как ты меня в шестом классе булавкой колол?»

В человеке есть основные и второстепенные качества. Нельзя умалять ни те, ни другие, через малое проявляется большое и значимое. Злопамятство при любых обстоятельствах не опустится до второстепенности, ему подавай главные роли. Когда составляется психологический портрет личности, злопамятство, если оно присуще человеку, всегда фигурирует в первых рядах выявленных качеств: мстительный и злопамятный Гитлер, безвольный и злопамятный Николай II, жестокий и злопамятный Муссолини. Когда актера Михаила Мамаева попросили изобразить свой автопортрет, он сказал: «Я коварный, злопамятный, воинственный и мстительный кочевник-азиат с двумя-тремя чертами характера цивилизованного европейца. Опасайтесь стать моим врагом – в таком щекотливом деле, как справедливое возмездие за обиду, я не признаю сроков давности. Око за око и зуб за зуб! У меня и стихотворение было такое: “И я живу, ни шпильки не прощая”.

В словаре В.И. Даля находим: “Быть злопамятным, предаваться злопамятству – долго помнить зло или обиду, даже и ненамеренную, не забывать и не прощать, быть мстительным”. Обычно злопамятство идет в одной связке с мстительностью, коварством и лицемерием. И то и другое предполагает скрытность, а без него и злопамятству никуда не деться. Если человек открыто выражает свое отношение к творимому по отношению к нему злу, гнев выплескивается наружу. Внутри не остается ненависти, злобы и обиды. Обычно проявленные негативные чувства и эмоции выветриваются, как нестойкие духи. Когда же человек обозлился или обиделся (первое больше присуще мужчинам, а второе – женщинам) и скрыл это, предпочитая не показывать свое внутреннее состояние, то гнев остался внутри него. Появились условия для злопамятства. Иными словами, злопамятство – не проявленный во время и к месту гнев за причиненную боль и зло. Уязвленный человек, не выдавая свою злость или обиду, ведет себя лицемерно и коварно, обдумывая планы отмщения.

Какая прелесть в быстром отмщении? Как крестьянин выкармливает поросенка на сало, злопамятство обожает выращивать зло для будущей мести, злорадства или коварства. Как-то у Сталина собралось очередное застолье со своими соратниками. Как всегда, Сталин исполнял роль тамады и, как всегда, сам предложил тему для беседы. На этот раз было решено обсудить, что такое счастье. Орджоникидзе сказал, что для него счастье – это работать для блага социализма; Киров сказал, что для него счастье – в любви к партии, в преданности Сталину, Тухачевский определил счастье как любовь к женщине… Сталин подумал и сказал: «Счастье – это иметь врага… Всю жизнь преследовать его, настигнуть и уничтожить, а затем выпить бокал хорошего грузинского вина».

По цепочке от раздражения к злости, а от нее к гневу человек далее следует к необходимости выбора: проявить гнев, пойти к другим проявлениям гнева – ярости и бешенству или скрыть свой гнев, преобразив его в злопамятство – законсервированное зло. Его, как ржавый якорь далекого прошлого, приходится тащить через настоящее посредством навязчивого вспоминания, переживания в сотый раз негативных событий минувшего. Не выпущенный в свое время на свободу гнев разрушает душу. Как обмусоленный окурок прошлого, его, обжигая губы, пытаются раскурить в настоящем.

Глубинная причина злопамятства – претензии ложного эго относительно слов и действий других людей, то есть гордыня. Когда, по мнению эго, другой человек ведет себя не так, как оно хотело бы, возникает повод для гнева, обиды, злобы и ненависти. Оно не признает право других людей быть другими, отсюда и возникают проблемы гневливости.

Человеку свойственно прочное запоминание причиненного ему зла – страдает эго. В то же время у него короткая память на зло, учиненное другим людям. Допустим, о своем зле мы покаялись и надеемся на божью милость прощения. Но ведь наш обидчик тоже мог покаяться Богу за причиненное нам зло и получить прощение. Выходит, наше злопамятство идет поперек воли Бога. Бог ему простил, а мы нет. Значит, мы себя мним выше Бога, а это грех гордыни в чистом виде.

В одной популярной песне есть такие слова: «Надо простить всё, что остыло. Прошлого нет, прошлое было». Вместо этого человек легкомысленно относится к своему злопамятству, отшучиваясь: «Я не злопамятный, просто злой и память у меня хорошая». Или: «Я не злопамятный. Отомщу и забуду». Вспоминают, что в детстве будущего великого физиолога Павлова якобы укусила собака. Укусила и забыла… А Павлов вырос и не забыл…

В злопамятстве многие находят «баланс справедливости на Земле», неотвратимость судьбы и благодеяние. Заблуждение. С черной душой полной зла невозможно творить добро. Нужно ненавидеть само зло, а не человека его сотворившего. В подвижнических наставлениях св. Исаака Сирина находим: “Не питай ненависти к грешнику… Ненавидь грех его”. Необходимо и злопамятство в отношении собственных грехов – иначе, скоро забывая свое зло, не с чем будет идти к покаянию. Иными словами, злопамятство разрушительно, а память о зле – спасительна.

В контексте злопамятства мы напоминаем мужа, который вбегает в контору агентства, дающего советы семейным парам, и кричит: “Необходимо что-то сделать с моей женой. Скорее! Она историчка, она историчка! Консультант отвечает: “Подождите, подождите! Вы, наверное, хотите сказать, что она истеричка!” – “Да нет же, она историчка. Она вытаскивает все из прошлого!” Действительно, людям свойственно тысячи раз возвращаться в прошлое и по-новому переживать все плохое, что сделал ему другой человек. Не зря говорят, что для хорошего брака нужна плохая память.

У злопамятства, как у хамелеона, множество оттенков. Интересно, узнаете ли вы его признаки в себе? Представим, что вы простили человека за нанесенную в прошлом обиду, но он не унимается и снова вас обижает. Откуда что берется? Казалось бы, угли зла давно потухли, но новая порция обиды разжигает костер. А может быть и так, злоба ушла, ее виновник прощен, но вот у него горе, и вы испытываете тайное злорадство, получаете моральное удовлетворение от этого.

Допустим, что и этот оттенок порока вам не присущ. Давайте попробуем этот: вы узнаёте, что человек, когда-то причинивший вам зло, необыкновенно успешен, удачлив и счастлив. Зашевелилось ли в вас недоумение и разочарование, не возникла ли претензия к миру на предмет его несправедливости? Как видите, злопамятство многолико, и душе стоит изрядно потрудиться, чтобы вытравить все его корни.

Злопамятство имеет разные уровни. На уровне конфликтов вырастает его мелкая разновидность. Зло мелкое, эпизодическое, случайное простить легко, а как быть с масштабным, серьезным злом? Что делать со злопамятством – продуктом жестоких преступлений? Безнаказанность провоцирует зло на новые чудовищные злодеяния. Злопамятство нельзя путать с мстительностью. В первом случаем мы помним о зле, во втором – мстим за него.

Всем известна истина: добро должно быть с кулаками. Если безоговорочно записывать злопамятство в порок, как же быть с осуждением зла? Общество осуждает зло и в то же время предает анафеме злопамятство. Простить – не значит забыть. По этому поводу преподобный Нил Синайский писал: “Кто памятозлобствует на бесов, тот не злопамятен на людей”

Плохая память делает зло непобедимым и, наоборот, хорошая историческая память о зле, совершенном, к примеру, фашистскими извергами, предохраняет человечество от реванша коричневой чумы. Память о чудовищном зле – любовь к его жертвам.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *