Социальная помощь пенсионерам

Социальная помощь пенсионерам

Льготы одиноко проживающим пенсионерам в 2020 году: перечень преференций и методы получения

  • Содержание

Льготы одиноко проживающим пенсионерам в 2020 году: перечень преференций и методы получения

К сожалению, не так уж редки случаи, когда человек, проработавший всю жизнь, достигнув пенсионного возраста, уходит на заслуженный отдых, и остается один на один со всеми своими проблемами.

Дети и другие родственники живут в другом городе или в другой стране, а жить нужно, платить за квартиру и коммуналку нужно, кушать нужно, покупать лекарства нужно, а денег на все не хватает. Для таких случаев законодательно закреплены льготы одиноко проживающим пенсионерам в 2020 году.

Одинокие пенсионеры в Российской Федерации

Человек достиг возраста, когда он может уйти на заслуженный отдых, и решил выйти на пенсию. Это серьезный шаг в жизни, потому что в корне меняется многое.

Совершенно меняется образ жизни – не нужно ходить на работу, появляется много свободного времени, которое трудно заполнить.

А самое главное — меняется материальное обеспечение: пенсия обычно меньше привычной зарплаты, которая регулярно увеличивалась различными премиальными выплатами.

Хорошо, если у человека есть дети, другие родственники, которые могут помочь ему материально в трудную минуту.

А трудных минут случается много – плата за квартиру, за коммунальные услуги, здоровье уже не то – нужно покупать лекарства.

Подсчет льгот одиноким пенсионером

И на все это нужны деньги. А если у человека нет ни детей, ни родственников, как ему быть в этом случае? В этом случае на помощь приходит российское законодательство, которое определяет, кто такие одинокие пенсионеры, и какая им полагается помощь.

Российское законодательство строго определяет, кто может относиться к категории одиноко проживающих пенсионеров.

В федеральном законе №178-Ф3 говорится, что это человек, возраст которого соответствует пенсионному, не имеет детей и других родственников, имеющих возможность оказывать ему помощь – материальную и физическую.

Эти граждане могут получать преференции, даже, если у них есть родственники, но они живут в другом городе или в другой стране.

Льготы для пенсионеров, проживающих одиноко

Поскольку такой статус для пенсионера, который проживает один в силу различных обстоятельств, подразумевает предоставление человеку некоторых преференций, то этот статус требуется официально узаконить в органах социальной защиты.

Одним из важнейших условий получения такого статуса является отсутствие зарегистрированного брака.

Социальные органы нередко сталкиваются с такой ситуацией, когда люди давно разъехались, не проживают вместе, но брак по какой-то причине не расторгнут.

И, хотя ни один из субъектов не получает никакой помощи от другого, каждый ведет свое хозяйство самостоятельно, получение статуса одинокого пенсионера не представляется возможным.

В том случае, если никаких препятствий нет, и указанный статус был установлен, то, в соответствии с законодательством, человек получит все полагающиеся льготы одиноко проживающим пенсионерам в 2020 году.

Вот какие льготы имеет одиноко проживающий пенсионер:

  1. материальная поддержка, выражаемая в форме дополнительных денежных выплат;
  2. бесплатный или льготный проезд в транспорте, за исключением такси;
  3. бесплатное курортно-санаторное лечение;
  4. скидки (в некоторых случаях освобождение) на оплату коммуналки;
  5. поддержка служб социальной защиты.

Поскольку все субъекты РФ имеют право самостоятельно устанавливать виды и размер преференций, то эти преференции в различных регионах могут быть различными.

Если у гражданина имеются правительственные награды, он был удостоен почетных званий, и это подтверждено соответствующими документами, то это дает ему право получать привилегии на постоянной основе.

Чтобы точно знать, какие льготы положены одиноко проживающему пенсионеру, следует обратиться в службу соцзащиты по месту жительства.

Социальные привилегии

В преклонном возрасте, когда здоровье и физические возможности человека уже далеки от тех, которые были много лет назад, у человека возникает множество проблем.

Ему все труднее обслуживать себя самостоятельно – убирать квартиру, ходить в магазин за покупками, готовить пищу.

Поэтому одинокий человек, проработавший всю жизнь и вышедший на заслуженный отдых, вправе рассчитывать на физическую помощь от государства.

Льготы на проезд одиноким пенсионерам

Чтобы такую помощь получить, он должен обратиться в органы социального обеспечения по месту жительства.

Эти органы обязаны обеспечивать тех людей, которые в этом нуждаются, всем необходимым для нормальной жизнедеятельности.

В 2020 году социальные льготы одиноко проживающим пенсионерам включают в себя достаточно объемный пакет услуг:

  • уход за нуждающимся человеком на дому в случае, если он не может обслужить себя сам;
  • покупка необходимых продуктов питания и их доставка, покупка одежды, необходимой бытовой техники;
  • уборка квартиры, дома;
  • приготовление пищи, мытье посуды;
  • при необходимости – сопровождение на прием к врачу, в госучреждения.

Все эти услуги выполняет специальный соцработник, посещающий пенсионера несколько раз в неделю, а при необходимости, и ежедневно.

Как оформить льготы, и что для этого нужно

Прежде чем начинать ходатайствовать о предоставлении каких-либо преференций, гражданину следует обратиться в службу социального обеспечения по месту жительства, многофункциональный центр, чтобы выяснить, какие льготы одиноко проживающим пенсионерам полагаются в данном регионе.

Льготные выплаты одиноким пенсионерам

Поскольку гражданин может нуждаться в предоставлении не всех привилегий, а только некоторых, необходимо уточнить, какие именно документы необходимо предоставить в собес для их получения.

Необходимый пакет документов

В общем случае предоставляется такой пакет документов:

  1. паспорт или другой документ, подтверждающий личность;
  2. свидетельство (форма №8) о регистрации по месту жительства;
  3. пенсионное удостоверение;
  4. при необходимости – справка об инвалидности;
  5. справка о совокупном доходе (по требованию сотрудника органа соцзащиты).

В зависимости от того, на что именно претендует гражданин, пакет документов может быть изменен по рекомендации работников службы социального обеспечения.

Какие инстанции оформляют предоставление преференций

Кроме органов социального обеспечения, гражданин может обратиться в МФЦ по месту жительства или напрямую в органы самоуправления.

Если он претендует на предоставление налоговых преференций, то ему следует обратиться в местную налоговую инспекцию, причем, для этого никаких документов, кроме пенсионного удостоверения не требуется.

Оформлением всех остальных привилегий занимается служба социальной защиты. Предоставление ряда льгот медицинскими учреждениями осуществляется без обращения в органы социального обеспечения.

Заключение

Предоставляя преференции социально незащищенным людям, государство старается сделать так, чтобы помочь этим людям не оставаться наедине со своими проблемами.

К сожалению, дефицит социальных работников не позволяет в должной мере охватить всех нуждающихся.

Региональные органы самоуправления по мере возможностей стараются эту трудность преодолеть.

Видео: 5 малоизвестных льгот для одиноких пенсионеров

Меры социальной поддержки граждан и льготы в регионах в 2020 году

Меры социальной поддержки граждан и льготы в регионах предоставляются как в рамках переданных федеральным центром полномочий, так в рамках регионального законодательства.

Действующая система социальной защиты населения в регионах носит преимущественно категорийный характер. На региональном уровне оказывается социальная поддержка таким категориям граждан, как:

  1. ветераны труда;
  2. труженики тыла;
  3. ветераны военной службы;
  4. участники вооруженных конфликтов в мирное время;
  5. члены семей погибших;
  6. лица, удостоенные региональных почетных званий, и имеющие особые заслуги;
  7. реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий;
  8. доноры (кроме граждан, награжденных знаком «Почетный донор России» или «Почетный донор СССР»);
  9. пенсионеры, не относящиеся к льготным категориям;
  10. лица пожилого возраста старше 80-ти лет;
  11. граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
  12. граждане, страдающие социально-значимыми, хроническими и тяжелыми заболеваниями;
  13. дети из отдельных категорий семей (многодетные семьи, одинокие матери, студенческие семьи, семьи с родителями-инвалидами и т.п.);
  14. дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством);
  15. беременные женщины и кормящие матери;
  16. малоимущие семьи и одиноко проживающие граждане;
  17. обучающиеся лица, студенты и некоторые другие категории граждан.

В последнее время усиливается адресный принцип оказания социальной помощи наиболее нуждающимся гражданам страны. Усиление адресности в условиях финансового дефицита и в целях повышения эффективности использования имеющихся средств предполагает, с одной стороны, сокращение количества людей, имеющих право на получение социальной помощи, а с другой стороны, оказание действенной, реальной поддержки наиболее бедным семьям. Адресный подход подразумевает направление социальных пособий и льгот группам лиц, пользующихся приоритетом с точки зрения социальной политики.

В настоящее время в субъектах РФ действует система социальной помощи, основанная на региональных программах социальной защиты населения, методология которых была разработана в начале 90-х годов. Содержание региональных программ социальной защиты населения, их структура и основные направления оказания помощи во многом определяются состоянием социально-экономической ситуации в конкретном регионе.

Основными блоками региональных программ являются меры по социальной защите:

  • всего населения в регионе;
  • трудоспособного населения;
  • нетрудоспособного населения;
  • граждан, попавших в сложные жизненные ситуации.

Меры, рассчитанные на защиту всего населения, направлены на обеспечение важнейших социальных гарантий в области здравоохранения, образования, жилья и культуры, а специальные меры по защите трудоспособного населения обеспечивают, прежде всего, защиту от массовой безработицы.

Меры социальной поддержки пожилых граждан (льготы пенсионерам) в 2020 году

Граждане пожилого возраста (пенсионеры) — граждане, достигшие возраста, установленного российским законодательством для назначения пенсии по старости.

Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий” с 1 января 2019 года предусматривается поэтапное повышение пенсионного возраста, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости. Увеличение пенсионного возраста будет плавным: предусматривается переходный период с 2019 по 2023 год по окончании которого возраст выхода на пенсию составит 65 и 60 лет (мужчины и женщины соответственно).

Меры социальной поддержки пенсионеров установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. N 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет», другими нормативно-правовыми актами и на федеральном уровне включают:

  • Индексация страховых пенсий
    • Осуществляется как мера компенсации инфляционных издержек неработающим пенсионерам.
    • Индексация пенсий работающим пенсионерам
  • Социальная доплата к пенсии
    • Предоставляется в таком размере, что общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом доплаты достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ.
  • Социальная пенсия по старости
    • Устанавливается гражданам, достигшим в 2019 году возраста 65 лет 6 месяцев и 60 лет 6 месяцев (соответственно мужчины и женщины) и постоянно проживающим в Российской Федерации.
  • Увеличение размера пенсионного обеспечения после 80 лет
    • Предусмотрено законодательством по достижению 80-летнего возраста граждан, получающих страховую пенсию по старости.
  • Налоговые льготы пенсионерам
    • Предусмотрены Налоговым Кодексом РФ в отношении имущественного и земельного налогов.
  • Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста
    • Предоставляется нуждающимся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению.

На региональном уровне устанавливаются дополнительные льготы пенсионерам, не относящимся к льготным категориям, которые финансируются региональными бюджетами.

В частности, в регионах пенсионерам предоставляется право на приобретение льготного ежемесячного проездного билета для проезда на всех видах наземного пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси и маршрутного такси).

Подробнее с региональными льготами пенсионерам можно ознакомиться в разделе «Меры социальной поддержки граждан и льготы в регионах» по своему региону проживания.

В России нет бедных пенсионеров. Об этом сообщается в докладе ПФР.

Дело в том, что бедными считают тех, чьи доходы ниже прожиточного минимума. Но если доход неработающего пенсионера слишком низкий, ему начислят социальную доплату до размера прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания (ПМП).

В 2017 году федеральную социальную доплату к пенсии, которую осуществляет ПФР, получали 3,9 млн человек.

Кому

Всем неработающим пенсионерам, проживающим в РФ, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания, устанавливается федеральная или региональная социальная доплата к пенсии до величины ПМП, установленного в регионе проживания пенсионера.

То есть, социальную доплату назначат если пенсионер:

  • неработающий;
  • малоимущий;
  • проживает в РФ.

Порядок выплаты регулируется статьей 12.1 Федерального закона № 178-ФЗ от 17.07.1999.

📌 Реклама Отключить

Когда

Социальная доплата к пенсии устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением. Из этого правила есть исключения. Так, в беззаявительном порядке оформляется социальная доплата к пенсии детям-инвалидам и детям, не достигшим возраста 18 лет, которым установлена страховая пенсия по случаю потери кормильца.

При подсчете общей суммы материального обеспечения неработающего пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат:

  • пенсии (части пенсии);
  • дополнительного материального (социального) обеспечения;
  • ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), включая стоимость набора социальных услуг (НСУ);
  • иных мер социальной поддержки, установленных законодательством субъектов РФ в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).

Кроме того, при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются денежные эквиваленты предоставляемых ему мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, жилых помещений и коммунальных услуг, проезда на всех видах пассажирского транспорта, а также денежные компенсации расходов по оплате этих услуг.

📌 Реклама Отключить

Сколько

Федеральная социальная доплата (ФСД) выплачивается учреждениями ПФР и устанавливается в случае, если общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в регионе проживания, которая, в свою очередь, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ.

Региональная социальная доплата (РСД) выплачивается органами социальной защиты региона в случае, если прожиточный минимум пенсионера в субъекте РФ выше, чем аналогичный показатель по РФ, а общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру ниже регионального ПМП.

Суммы прожиточных минимумов пенсионеров по всем регионам на 2018 год представлены в таблице:

Наименование субъекта РФ

Величина прожиточного минимума
пенсионера в субъекте РФ на 2018 год

Вид СД (ФСД/РСД)

В целом по Российской Федерации

8 726

Центральный федеральный округ

Белгородская область

8 016

ФСД

Брянская область

8 441

ФСД

Владимирская область

8 452

ФСД

Воронежская область

8 620

ФСД

Ивановская область

8 460

ФСД

Калужская область

8 547

ФСД

Костромская область

8 549

ФСД

Курская область

8 600

ФСД

Липецкая область

8 620

ФСД

Орловская область

8 550

ФСД

Рязанская область

8 493

ФСД

Смоленская область

8 674

ФСД

Тамбовская область

7 489

ФСД

Тверская область

8 726

ФСД

Тульская область

8 622

ФСД

Ярославская область

8 163

ФСД

Москва

11 816

РСД

Московская область

9 527

РСД

Северо-Западный федеральный округ

Республика Карелия

8 726

ФСД

Республика Коми

10 192

РСД

Архангельская область

10 258

РСД

Ненецкий АО

17 956

РСД

Вологодская область

8 726

ФСД

Калининградская область

8 726

ФСД

г. Санкт-Петербург

8 726

ФСД

Ленинградская область

8 726

ФСД

Мурманская область

12 523

РСД

Новгородская область

8 726

ФСД

Псковская область

8 726

ФСД

Северо-Кавказский федеральный округ

Республика Дагестан

8 680

ФСД

Республика Ингушетия

8 726

ФСД

Кабардино-Балкарская Республика

8 726

ФСД

Карачаево-Черкесская Республика

8 618

ФСД

Республика Северная Осетия-Алания

8 064

ФСД

Чеченская Республика

8 719

ФСД

Ставропольский край

8 135

ФСД

Южный федеральный округ

Республика Адыгея

8 138

ФСД

Республика Калмыкия

7 755

ФСД

Краснодарский край

8 537

ФСД

Астраханская область

7 961

ФСД

Волгоградская область

8 535

ФСД

Ростовская область

8 488

ФСД

Республика Крым

8 530

ФСД

г. Севастополь

8 722

ФСД

Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан

8 320

ФСД

Республика Марий Эл

8 036

ФСД

Республика Мордовия

8 194

ФСД

Республика Татарстан

8 232

ФСД

Удмуртская Республика

8 502

ФСД

Чувашская Республика

7 953

ФСД

Кировская область

8 474

ФСД

Нижегородская область

8 100

ФСД

Оренбургская область

8 059

ФСД

Пензенская область

7 861

ФСД

Пермский край

8 503

ФСД

Самарская область

8 413

ФСД

Саратовская область

7 990

ФСД

Ульяновская область

8 474

ФСД

Уральский федеральный округ

Курганская область

8 630

ФСД

Свердловская область

8 726

ФСД

Тюменская область

8 726

ФСД

Челябинская область

8 586

ФСД

Ханты-Мансийский АО-Югра

11 708

РСД

Ямало-Ненецкий АО

13 425

РСД

Сибирский федеральный округ

Республика Алтай

8 594

ФСД

Республика Бурятия

8 726

ФСД

Республика Тыва

8 726

ФСД

Республика Хакасия

8 543

ФСД

Алтайский край

8 543

ФСД

Красноярский край

8 726

ФСД

Иркутская область

8 723

ФСД

Кемеровская область

8 347

ФСД

Новосибирская область

8 725

ФСД

Омская область

8 480

ФСД

Томская область

8 561

ФСД

Забайкальский край

8 726

ФСД

Дальневосточный федеральный округ

Республика Саха (Якутия)

13 951

РСД

Приморский край

9 151

РСД

Хабаровский край

10 895

РСД

Амурская область

8 726

ФСД

Камчатский край

16 543

РСД

Магаданская область

15 460

РСД

Сахалинская область

12 333

РСД

Еврейская АО

9 013

РСД

Чукотский АО

19 000

РСД

г.Байконур

8 726

ФСД

📌 Реклама Отключить


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *