Строительство на землях КФХ

Строительство на землях КФХ

Земля КФХ – все для загородного строительства

Сельскохозяйственный сектор играет большую роль в стратегии развитии государства. Поэтому в Российской Федерации ему уделяют большое внимание.

Если человек решил заниматься сельскохозяйственной деятельностью, он должен получить участок земли под КФХ. К заявителям предъявляют особые требования. На законодательном уровне прописываются возможности использования земли и ответственность за нарушение норм.

Какие земли считаются КФХ

Земля под КФХ представляет собой участок, назначением которого является сельскохозяйственная деятельность. Такая земля располагается за пределами населенного пункта. Список территорий, пригодных для такой деятельности, прописывается в Земельном кодексе. Обратиться нужно к статьям 77, 78, 79, 80, 81.

В законе отмечаются легальные способы использования такого типа земли:

  • создание продукции сельхозназначения;
  • деятельность по хранению и переработке сырья для земледелия;
  • проведение исследовательской работы и научных экспериментов в сфере агропромышленного комплекса.

Какие размеры участков допустимы?

Участки земли имеют фиксированные размеры, превысить которые невозможно. Определением метража занимается местная администрация или Правительство региона.

Если размер участка превышает допустимые границы, собственник не сможет внести его в кадастровый реестр. Это необходимо для того, чтобы:

  • не позволить накопить большое количество земельных участков у одного собственника;
  • запретить дробление крупной территории на мелкие участки.

Разрешенная величина участков прописывается в Федеральном законе «О крестьянском хозяйстве» № 74, который был издан 11 июня 2003 года. Все они выделяются в таком количестве для ведения целевой деятельности. Уточнить минимальный и максимальный предел можно, обратившись к таблице.

Наименование населенного пункта

Величина минимум

Величина максимум

Москва

Санкт-Петербург

Хабаровск

Новосибирск

Екатеринбург

Ростов-на-Дону

Нижний Новгород

Пятигорск

И минимальные, и максимальные показатели земель, выделяемых под КФХ, регулируются местным законодательством или региональными властями субъекта России.

Если территориям были определены границы ранее, они уже внесены в реестр с кадастровым номером. У каждой такой земли имеется собственник. Сравнивать значения с действующими параметрами не нужно.

Регулирование земельного вопроса

Земельный вопрос по КФХ отражается в нескольких нормативно-правовых актах. Важными из них являются следующие законы.

  1. В рамках Федерального закона № 74-ФЗ прописываются вопросы возможности возведения объектов на участке КФХ. Документ разрешает строительство на имеющихся территориях.
  2. Распределение земель КФХ происходит в соответствии с регламентом, прописанным в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ.
  3. Особые права есть у фермерских хозяйств, которым принадлежат земли. Они могут оспорить решение муниципалитета о предоставлении надела. В этом случае следует обратиться в судебные органы.

Правовая характеристика земель

В соответствии с Законом № 74, крестьянское хозяйство включает в себя группу лиц, которые совместно ведут сельскохозяйственную деятельность. Данные отношения можно назвать предпринимательством, так как осуществляются они на экономической основе и предполагают получение выгоды.

Правовое регулирование имеет свою специфику. Главными нормативными актами, на которые можно ориентироваться, являются:

  • Земельный кодекс РФ;
  • Гражданский кодекс РФ;
  • ФЗ № 101 от 24 июля 2022 года.

В зависимости от формы работы может поменяться правовой статус земли.

Выдача участков ранее проводилась только в рамках приватизации. Сейчас получить землю можно, обратившись в местную администрацию. Наделы выделяются из регионального земельного баланса в соответствии со статьей 33 ЗК РФ.

Участник может получить долевую собственность. Но при этом он потеряет право на общие земли. Такой участок требует регистрации в кадастровом реестре. Но если им владеют в индивидуальном порядке более 5 человек, процедура проводится в упрощенном режиме. В этом случае собственник доли должен направить письменное оповещение остальных участников или передать информацию через СМИ.

Можно ли построить жилое здание на земле КФХ и прописаться в нем?

Владельцы наделов часто стремятся возвести дом на земле. И не знают, разрешено ли это законодательно.

В соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса РФ и статьей 403 Земельного кодекса РФ, собственник имеет право на строительство на участке. Запрета в законе на такие действия не предусматривается.

При этом в составе имущества разрешаются не только с/х постройки, а также:

  • объекты для проживания;
  • рекреационные постройки;
  • промышленные строения.

Поэтому построить дом и прописаться в нем разрешено на законодательном уровне.

Постройки на территории

Для возведения дома распространенным вариантом является приобретение земли для дачного строительства или садоводческой деятельности. В этом случае спрашивать разрешения местных органов власти не требуется.

Если назначение земли – ведение сельского хозяйства, то наделы имеют крупные размеры (более трех гектаров). И собственник должен будет доказать, что то или иное строение необходимо возвести именно на этом участке. Самым логичным объяснением будет создание животноводческой фермы для ежедневного постоянного присутствия на ней.

При этом не обязательно разводить большое количество скота. Даже если у человека будет 20 голов птиц, кролики, то строительство будет обоснованным.

Для строительства на участке КФХ нужно получить разрешение. Для этого в администрацию направляются:

  • свидетельство о праве собственности;
  • документы о причислении земли к КФХ;
  • проект будущей постройки.

Что можно создавать на участке?

На участках, предназначенных для ведения сельского хозяйства, можно прокладывать дороги и коммуникации. Они необходимы для доступа людей и спецтехники к наделу, а также оптимальной работы на нем.

Виды путей не прописываются на законодательном уровне. Поэтому можно делать бетонные, асфальтированные, а также грунтовые дороги. Разрешение на осуществление таких работ не требуется.

Требуется ли разрешение на строительство?

Разрешение на строительство требуется, если на земле для ведения КФХ возводится здание и строение. Это обусловлено тем, что самовольно построенные объекты не будут зарегистрированы в Росреестре.

Если же планируется возведение вспомогательных построек, то обращаться в администрацию не нужно. Таковыми являются:

  • капитальные склады;
  • цеха;
  • амбары;
  • овощехранилища;
  • гаражи;
  • сараи.

Но если будет отмечено, что жилое строение необходимо для ведения сельскохозяйственной деятельности, разрешение получать не нужно.

Нужно ли оформлять постройку?

Постройки, которые не требуют разрешения на строительство, оформляются по собственному желанию. Поэтому строения, которые можно назвать баней, сторожкой, будут считаться вспомогательными. И оформления они не требуют.

Могут ли штрафовать за строительство?

В соответствии с действующим Кодексом об административных правонарушениях, капитальное строительство на КФХ без разрешения карается штрафом. Его размеры:

  • для физических лиц – 2000-5000 рублей;
  • для юрлиц – 500 000–1 000 000 рублей.

Наказание возможно только в случае, если будет доказано, что строения не являются постройками для вспомогательного использования.

Причины для сноса зданий

В некоторых случаях построенное здание на территории КФХ могут снести. Это предусматривается при:

  • нанесении ущерба расположенным рядом зданиям, соседям;
  • размещении сооружения вблизи магистрали или инфраструктуры;
  • построении дома в пределах природной территории, являющейся охраняемой.

Решение о сносе здания принимается в судебном порядке. Собственник должен исполнить его. Компенсировать траты и расходы ему не будут. В остальных случаях обязать к сносу невозможно.

Лишение прав собственности

Отчуждение собственности осуществляется в рамках законодательства России. Изъять участок могут в следующих случаях:

  • захламленность выделенной земли;
  • выброс в грунт отравляющих веществ;
  • нарушение плодородности почвы;
  • повреждение грунта.

Чтобы доказать, что данные события имеют место, проводится официальная экспертиза. Положительный результат может наблюдаться, если на участке будут обнаружены химические или токсические отходы.

Органы власти вправе забрать участок, если он используется не по назначению. В этом случае исправить ситуацию легко, высадив на нем несколько плодовых деревьев.

Какие территории подходят

Для ведения хозяйства подходят участки, расположенные вблизи транспортных дорог и линий передач. В этом случае можно сэкономить средства.

  1. При наличии коммуникаций можно начать работу сразу же. Также это позволит сохранить уровень санитарных норм.
  2. Стоит выбирать территории, площадь которых достаточна для ведения хозяйства.
  3. Обратить внимание нужно на участки, расположенные недалеко от населенного пункта. Ресурсы будет перевозить легче. А решать вопросы с администрацией можно быстрее.

Строительство на землях КФХ возможно. Важно соблюдать требования законодательства, чтобы не столкнуться с проблемами.

Последнее обновление: 31.10.2019 г., количество просмотров: 5500 Сообщить об ошибке

Разрешенное использование земель: упрощение изменения видов использования, новые возможности для КФХ и проблемы терминологии

clinweaver@gmail.com / .com

В ОП РФ состоялись нулевые чтения по проекту Федерального закона № 496293-7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков)» (далее – законопроект)1. Председатель комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов отметил, что документ был разработан Минэкономразвития России по поручению Правительства РФ и внесен в Госдуму 26 июня текущего года. Эксперт указал на то, что вопросы регулирования земельных правоотношений всегда являются актуальными и требуют тщательного обсуждения, поскольку связаны с реальными потребностями государства, муниципалитетов и частных лиц.

Изменение видов разрешенного использования земельных участков

Начальник отдела развития земельных отношений департамента недвижимости Минэкономразвития России Василий Корякин осветил ключевые проблемы правоприменительной деятельности, на разрешение которых нацелен законопроект. Так, он указал на невозможность изменения вида разрешенного использования земельного участка, если в отношении соответствующих земель не устанавливаются градостроительные регламенты или на такие земли не распространяется действие регламентов, и при этом отсутствует федеральный закон, который регулировал бы этот вопрос (ч. 4, ч. 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса). Такую позицию занял, в частности, Верховный Суд Российской Федерации, рассмотрев вопрос о возможности изменения видов разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Суд обосновал невозможность такого изменения отсутствием специального закона (обзор судебной практики ВС РФ за четвертый квартал 2013 г., утвержденный Президиумом ВС РФ 4 июня 2014 г.).

Законопроектом предполагается устранить обозначенный пробел правового регулирования. Планируется дополнить Земельный кодекс главой II.1 «Разрешенное использование земельных участков», в которой будут урегулированы на системной и комплексной основе вопросы, связанные с установлением, определением и изменением видов разрешенного использования земельных участков. Например, в ст. 14.2 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта предлагается зафиксировать, что виды разрешенного использования участков устанавливаются лесохозяйственными, градостроительными регламентами и положениями об особо охраняемых природных территориях. В некоторых случаях возможным будет установление разрешенного использования земельных участков независимо от регламента в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (при размещении линейных объектов, а также расположении участков в границах особых и свободных экономических зон и инновационных научно-технологических центров). Установление и изменение видов разрешенного использования угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения предлагается осуществлять согласно законам субъектов РФ (п. 2-3 ст 14.3 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта).

Эксперт также указал на проблему определения видов разрешенного использования земельных участков правообладателями, а в частности, арендаторами и лицами, использующими участки по договорам безвозмездного пользования или на праве постоянного (бессрочного) пользования. Сейчас предусмотрено, что правообладатели вправе самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, выбирать любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов (п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ). Однако на практике возможность выбора вида разрешенного использования земельных участков ограничивается. Например, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, отменяя соответствующие судебные решения нижестоящих инстанций, указал, что арендатор вправе использовать земельный участок только в соответствии с условиями договора аренды. Это значит, что арендатор не может выбрать иной вид разрешенного использования участка по сравнению с тем, который зафиксирован в договоре, без согласования с арендодателем в соответствии со ст. 450 Гражданского кодекса (постановление Президиума ВАС РФ от 25 июня 2013 г. № ВАС-1756/13).

В указанном постановлении ВАС РФ отметил также, что требование арендатора об изменении вида разрешенного использования участка, который изначально был предоставлен в аренду без проведения торгов, направлено по сути на обход процедуры торгов в отношении уже cформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков (ст. 39.13, ст. 39.14 Земельного кодекса РФ).

Законопроект направлен на то, чтобы сделать норму, закрепляющую за правообладателями участков право выбора вида разрешенного использования, в действительности реализуемой. С этой целью в Земельный кодекс РФ планируется включить ст. 14.4, которая будет определять общий порядок изменения вида разрешенного использования участка и устанавливать соответствующие исключения (в отношении участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах зон планируемого размещения объектов федерального, регионального или местного значения, выбора использования участков ГУП и МУП и другое). Согласно п. 2 ст. 14.4 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта правообладатели смогут в уведомительном порядке направлять заявление о внесении в ЕГРН сведений о выбранном виде разрешенного использования или об условном разрешенном виде использования участков в орган регистрации прав.

Жилые дома для КФХ

Законопроектом предусматривается возможность строительства жилого дома на земельном участке, предоставленном крестьянскому (фермерскому) хозяйству (далее – КФХ). При этом в целях недопущения злоупотребления данным правом и исключения застройки земель сельскохозяйственного назначения законопроектом предлагается установить целый ряд ограничений к параметрам такого жилого дома (не более трех этажей и не более 500 кв. м), а также запретить образование под ним земельного участка и его перепродажу. Кроме того, такой дом, согласно законопроекту, может быть предназначен для проживания только членов КФХ (п. 5 ст. 78 Земельного кодекса РФ, п. 2.1 ст. 11 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», далее – Закон № 74-ФЗ, в редакциях законопроекта).

Министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области Андрей Разин отметил, что, например, в Московской области насчитывается около 6-9 тыс. КФХ, при этом из них только около 1 тыс. реально занимаются фермерской деятельностью – пашут, сеют и т. д. В связи с этим министр считает, что нужно подумать о дополнительных ограничениях в отношении права КФХ на строительство жилого дома. По его мнению, нельзя допускать того, чтобы земли сельскохозяйственного назначения использовались, например, для возведения коттеджных поселков.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона № 74-ФЗ КФХ представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Реализация продукции собственного производства относится к основным видам деятельности КФХ (п. 1 ст. 19 Закона № 74-ФЗ). Таким образом, например, ИП, владеющий магазином и имеющий статус фермерского хозяйства, тоже получит право на строительство жилого дома на участке, предоставленном ему для ведения сельскохозяйственной деятельности. Андрей Разин считает, что такие поправки могут создать почву для злоупотреблений – может вырасти количество «фейковых» КФХ. В качестве варианта доработки норм о КФХ, отметил он, можно разрешить строить дома только на участках тех КФХ, которые пользуются финансовой или иной поддержкой государства. По мнению эксперта, факт оказания такой поддержки легко установить и он подтверждает «реальность» осуществляемой КФХ сельскохозяйственной деятельности.

В каких формах может существовать КФХ? Ответ узнайте в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Министр указал также на проблему отсутствия прямой связи между видом разрешенного использования земельных участков и осуществляемой на них деятельностью КФХ. Так, согласно ст. 39.18 Земельного кодекса РФ возможно предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, а также для осуществления КФХ его деятельности. Между тем, классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540, такой вид использования, как осуществление деятельности КФХ не предусмотрен, в то время, как остальные виды деятельности, поименованные в упомянутой ст. 39.18, в классификаторе значатся. По мнению эксперта, следует скорректировать правовое регулирование в этой части путем внесения изменений либо в Земельный кодекс РФ, либо в классификатор.

Василий Корякин сообщил о возможности исключения норм о КФХ из обсуждаемого законопроекта. Однако планируемые поправки в отношении фермерских хозяйств все равно будут разрабатываться в Госдуме, может быть, в рамках подготовки уже нового специального проекта.

Ключевые замечания экспертов по законопроекту

Свои рекомендации по доработке проекта дали профессор кафедры высшей школы урбанистики НИУ «ВШЭ» Олег Баевский и профессор кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, д. ю. н. Геннадий Волков. Оба эксперта прежде всего обратили внимание на необходимость корректировки понятия разрешенного использования земельных участков.

Согласно п. 1 ст. 14.1 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта разрешенное использование земельного участка представляет собой допустимое использование земельного участка, которое определяется в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Геннадий Волков указал на то, что подобное определение понятия содержит логическую ошибку («то же через то же» или «idem per idem»). По его оценке, недопустимо использовать в законе тавтологичное определение, а представленная в проекте формулировка не раскрывает суть того, что имеется в виду под разрешенным использованием. Олег Баевский предложил дать предметное определение, то есть указать, что в разрешенное использование включаются соответствующие виды допускаемой для осуществления на земельном участке деятельности, виды зданий, сооружений, которые могут на нем размещаться. Он отметил также некорректность формулировки п. 3 ст. 14.1 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта, поскольку сейчас из нее следует, что регламентами использования земель охватываются все территории. Формулировка выглядит таким образом, как будто вопрос регулирования использования земель сельскохозяйственного назначения остается неразрешенным. Определение порядка их использования предполагается передать на уровень субъектов РФ, но закрепленная сейчас в проекте формулировка не указывает на такое исключение.

Геннадий Волков указал, что считает проблемным п. 10 ст. 14.1 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта, закрепляющий, что разрешенное использование земельного участка считается установленным со дня внесения в ЕГРН сведений о виде или видах такого использования. По его мнению, возникает правовая неопределенность в отношении выяснения момента установления разрешенного использования участка, поскольку в соответствующих регламентах использования земель также фиксируются виды разрешенного использования. При этом, например, сроки внесения сведений о разрешенном использовании участков в ЕГРН и вступления в силу соответствующих регламентов, которые являются НПА, могут разниться. Эксперт считает, что такого рода неопределенность может нанести ущерб единообразию в правоприменении и заключает в себе коррупционные риски.

Андрей Максимов в целом оценил законопроект положительно, но высказал при этом несколько замечаний, по которым требуется доработка:

  • не ясна корректировка п. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ, согласной которой установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований исключается из полномочий органов местного самоуправления, в то время, как это полномочие является их ключевым инструментом влияния на развитие территорий;
  • нуждается в изменении формулировка п. 6 ст. 14.2 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта, согласно которой в случаях, если эксплуатация не соответствующих регламенту использования земель участков и находящихся на них зданий, сооружений опасна для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на их использование – представляется, что при наличии указанных рисков речь должна идти об обязанности (а не о праве) наложения уполномоченными органами запрета на использование таких участков или зданий, сооружений;
  • не совсем понятен смысл планируемых изменений подп. 4 п. 3 ст.11.3 Земельного кодекса РФ, предполагающих исключение земельных участков, на которых располагаются отличные от многоквартирных домов здания, сооружения, из числа участков, которые образуются в границах жилых районов и микрорайонов исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
  • вызывает вопросы п. 15 ст. 1 законопроекта, согласно которому п. 4 ст. 35 Земельного кодекса РФ планируется дополнить формулировкой о том, что при отчуждении собственником зданий, сооружений, находящихся на неделимом земельном участке, у других участников долевой собственности не возникает права на преимущественную покупку доли в праве собственности на участок – не ясно, для чего делается такая оговорка, учитывая то, что и без этого действует принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Василий Корякин согласился с необходимостью корректировки законопроекта в части уточнения терминологии и формулировок. В отношении некоторых замечаний он дал свои пояснения.

Во-первых, он отметил, что установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований не исключается из полномочий органов местного самоуправления, поскольку в ст. 8 Градостроительного кодекса РФ и ст. 14, ст. 15, ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменения не вносятся. Соответствующая поправка, предусмотренная законопроектом, носит технический характер.

Во-вторых, он пояснил, что предполагаемые изменения подп. 4 п. 3 ст.11.3 Земельного кодекса РФ нацелены на обеспечение возможности образования в жилых районах земельных участков правообладателями зданий, сооружений, не относящихся к многоквартирным жилым домам, на основании схем территориального планирования, а не исключительно на основании проекта межевания территории, как это предусмотрено сейчас. В жилых районах могут располагаться не только жилые дома, но и иные объекты – магазины, аптеки, точки предоставления бытовых услуг и т. д. В настоящее время правообладатели таких объектов вынуждены самостоятельно осуществлять подготовку проекта межевания территории при отсутствии уже утвержденного проекта, если хотят образовать земельный участок. При этом подготовка проекта межевания может обойтись хозяйствующим субъектам в несколько млн руб. Планируемыми поправками предлагается облегчить положение таких правообладателей, разрешив им образовывать участки на основании схем территориального планирования при условии отсутствия утвержденного проекта межевания территории. Как ожидается, это благоприятно повлияет и на развитие жилых районов в целом.

***

Обсуждаемый документ, по словам представителя разработчика – Минэкономразвития России, являлся в свое время частью масштабного проекта по отмене категорий земель, который был принят Госдумой в первом чтении еще в 2014 году, но впоследствии был отклонен. Из того проекта в самостоятельные инициативы выделились и другие пакеты изменений, некоторые из которых уже были реализованы (например, Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который систематизировал нормы об «охранных» зонах; Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов», который вступит в силу с 1 сентября 2018 года).

По итогам нулевых чтений ОП РФ подготовит рекомендации по доработке законопроекта о совершенствовании определения видов разрешенного использования земель, которые будут переданы в работу осенней сессии Госдумы. Василий Корякин отметил, что страна пока не готова отказаться от категоризации земель, но в обсуждаемом проекте, в случае его принятия в качестве закона, уже будет сделан шаг в этом направлении.

Сейчас документ готовится к рассмотрению в первом чтении в парламенте. По нему уже представлено заключение правового управления Госдумы, в котором эксперты высказали замечания. Например, указывается на необходимость учета в тексте проекта поправок, внесенных в законодательство Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ, изменения формулировки п. 3 ст. 14.1 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта (сообразно тому, о чем говорил Олег Баевский), корректировки положения об отсутствии преимущественного права покупки у участников долевой собственности при отчуждении одним из них зданий, сооружений, находящихся на неделимом участке (чтобы исключить возможность толкования нормы, которое расходилось бы с принципом единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов). Замечания правового управления во многом согласуются с теми, которые были озвучены экспертами в ОП РФ, что значительно повышает вероятность их надлежащего учета при доработке законопроекта.

1 С текстом законопроекта № 496293-7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков)»и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Что можно строить на участках для осуществления деятельности КФХ

Судьба ВРИ ЗУ «КФХ»

Вид разрешённого использования земельного участка определяет функциональное назначение объекта капитального строительства, который можно возвести на этом участке.

Следствием несоответствия возведённого здания установленному ВРИ ЗУ становится признание такого объекта недвижимости самовольной постройкой (статья 222 ГК РФ).

Какая же участь постигнет уже существующие жилые дома и капитальные здания на фермерских участках? Будут ли они считаться самовольными, если наименования ВРИ:

  • «крестьянско-фермерское хозяйство» (КФХ)
  • «фермерское хозяйство» (ФХ)
  • «крестьянское хозяйство» (КХ)

исключены из перечня в новом действующем Классификаторе (Приказ Минэкономразвития РФ № 540)? Этих видов использования ЗУ в нём нет.

Удаление указанных видов использования ЗУ из квалификационного перечня – результат детализации порядка эксплуатации земельных участков, проведённой законодателем.

Ранее разрешённый вид использования «КФХ» (ФХ и КХ) оказался «разбитым на несколько самостоятельных вариантов» в составе направлений с/х деятельности:

  • растениеводство
  • выращивание зерновых и иных с/х культур
  • овощеводство
  • животноводство
  • скотоводство
  • свиноводство
  • пчеловодство
  • т.д.

Из наименования ВРИ крестьянской-фермерское хозяйство полностью преобразовалось в организационную форму деятельности на земле с/х назначения. Для её осуществления требуется регистрация КФХ как единоличного или коллективного хозяйства (не юридического лица).

Допустимые на участках:

  • хозяйственная деятельность
  • застройка зданиями и сооружениями или запрет на строительство

указываются в классификационном перечне ВРИ ЗУ. Его положения, после вступления их в законную силу, были применены в муниципальных образованиях для доработки ПЗЗ.

В них были откорректированы:

  • границы территориальных зон
  • градостроительные регламенты
  • наименования ВРИ ЗУ

Направления с/х деятельности полностью соответствуют задачам фермерского хозяйствования, связанного с собственным производством сельхозпродукции и дальнейшими задачами:

  • её переработки и хранения
  • транспортировки (перевозки)
  • реализации

Для фермерского хозяйствования разрешено строительство необходимых сооружений и зданий:

  • капитальные склады
  • овощехранилища
  • цеха по переработке с/х продукции
  • фермы для содержания скота или птиц
  • ангары
  • амбары
  • теплицы
  • гаражи
  • т.д.

Прежние наименования видов использования участков «КФХ», «ФХ» и «КХ» стали «архаичными». Они исчезли из классификационного перечня, но сохранились в ранних документах на землю:

  • в сведениях из ЕГРН
  • в свидетельствах и кадастровых паспортах, сохраняющих свою актуальность

если землевладельцы не привели существующее наименование ВРИ в соответствии с Классификаторомв установленном порядке,

Необходимость в изменении «имени» ВРИ ЗУ не возникнет в следующих случаях:

  1. участок КФХ (ФХ и КХ) и объекты недвижимости фермеры и впредь планируют эксплуатировать в том состоянии, что уже есть:
    • использовать земельный надел по его назначению, то есть для осуществления крестьянского-фермерской деятельности
    • использовать возведённые постройки и жилой дом, в котором разрешена регистрация, поставленные в ГКН до вступления в силу Классификатора ВРИ ЗУ, в соответствии с их ВРИ
  2. без застройки земельного надела новыми капитальными зданиями и сооружениями

Участки КФХ (ФХ и КХ) и возведённые и ранее зарегистрированные в ЕГРН постройки на них сохраняют свою роль как недвижимые объекты при сделках:

  • купле/продаже
  • обмене
  • дарении
  • наследовании
  • залоге
  • т.д.

Правовой режим таких участков и хозяйственная деятельность на них, как и прежде, регулируется федеральным законом № 74-ФЗ. Он также доработан и соответствует произошедшим изменениям в Классификаторе.

Фермерское хозяйствование

Фермерство – особый стиль хозяйствования в аграрном производстве. Оно свойственно сельскому укладу жизни.

Фермерским хозяйством занимаются люди, связанные родством или свойственными отношениями. Они владеют земельным участком с/х назначения, на котором ведут хозяйственную и производственную деятельность (предпринимательское дело). Такой бизнес основан на личном участии каждого члена хозяйства.

Направления фермерской деятельности отражены в наименованиях ВРИ ЗУ и ОКС в Классификаторе (раздел с кодом 1.0 «Сельскохозяйственное использование»).

На эти «имена» придётся ориентироваться:

  1. при выборе вида планируемого фермерства в соответствии с установленным градостроительным регламентом территориальной зоны земельного участка
  2. при застройке земельного надела, используемого для фермерского хозяйствования

Возможность строительства сооружений и зданий установлена не для всех ВРИ земельных наделов, включённых раздел 1 Классификатора.

Участки для фермерской деятельности

Фермерская деятельность весьма многообразна по своим направлениям. Она осуществляется на земле с/х назначения. И хотя для неё больше нет «специального» вида использования земель (ВРИ «КФХ»), ею можно заниматься на земельных участках с расширившимся спектром возможной эксплуатации.

Разрешённое использование сельхозземель указано в Классификаторе. Оно представлено 19 направлениями с/х деятельности (наименованиями ВРИ ЗУ), обозначенных кодами.

Каждый ВРИ ЗУ:

  • отражает особенности направления с/х деятельности:
    • в наименовании ВРИ ЗУ
  • конкретизирует дополнительные условия:
    • возможность строительства объектов недвижимости
    • запрет на застройку
    • размещение соответствующих сооружений
    • производство и переработка с/х продукции
    • т.д.

Характер фермерской деятельности соотносится со следующими ВРИ земельных участков.

Код 1.1. Растениеводство

  • участки предназначены для ведения с/х работ по выращиванию культур
    • содержание данного ВРИ применимо по отношению строительства объектов недвижимости по позициям 1.2-1.6

Код 1.2. Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур

допускается осуществление с/х работ с использованием с/х культур:

  • зерновых
  • бобовых
  • кормовых
  • технических
  • масличных
  • эфиромасличных
  • иных с/х культур

Код 1.3. Овощеводство

  • осуществление деятельности, связанной с выращиванием:
    • бахчевых культур
    • картофеля
    • групп с/х культур:
      1. листовых
      2. луковичных
      3. плодовых
  • допускается строительство теплиц

Код 1.4. Выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур

осуществление хозяйственной деятельности на с/х угодьях, связанной с производством:

  • чая
  • лекарственных культур
  • цветочных культур

Код 1.5. Садоводство

земельные участки, предназначенные для выращивания:

  • садово-ягодных растений
  • винограда
  • прочих многолетних культур

Код 1.6. Выращивание льна и конопли

осуществление хозяйственной деятельности: связанной с выращиванием льна и конопли:

  • в том числе на с/х угодьях

Код 1.7. Животноводство

ведение хозяйственной деятельности, связанной с выращиванием продукции для животноводства, в том числе:

  • покос сена
  • выпас крупного и мелкого рогатого скота
  • разведение племенного животноводства
  • размещение зданий и прочих сооружений:
    • для животных
    • для хранения и переработки с/х культур

Данный стандарт ВРИ может сочетаться с позициями 1.8 – 1.11, 1.15, 1.19, 1.20 Классификатора.

Код 1.8. Скотоводство

  • осуществление деятельности на сельхозугодиях, которые используются:
    • для разведения крупного рогатого скота:
      1. овцы
      2. коровы
      3. лошади
      4. олени
      5. верблюды
    • для сенокоса
    • для выпаса крупного рогатого скота
    • для производство кормов
  • размещение зданий и сооружений для крупного рогатого скота
  • для размещения племенных животных
  • для разведения племенной продукции или материала

Код 1.9. Звероводство

  • осуществление деятельности, связанной с разведением пушных зверей в неволе:
    • размещение зданий и сооружений:
      1. для разведения пушнины
      2. для переработки пушнины
      3. для хранения кормов

Код 1.10. Птицеводство

  • осуществление разрешённой деятельности, связанной с выращиванием и разведением всех категорий домашней птицы (в том числе из группы водоплавающих)
  • размещение зданий, построек и прочих объектов
    • для содержания:птиц
    • для разведения животных
    • для разведения птиц:
      1. с одновременной первичной переработкой птицы
  • разведение племенных животных и птиц:
    • в том числе семенного материала

Код 1.11. Свиноводство

Осуществление производственных целей по содержанию свиней:

  • размещение зданий и сооружений, используемые под свинокомплексы общего предназначения
  • размещение зданий для переработки и хранения кормов для свиней
  • разведение племенного материала и продукции

Код 1.12. Пчеловодство

  • осуществление хозяйственной деятельности, с использованием продукции пчеловодства:
    • разведение пчёл и прочих полезных насекомых
    • размещение сооружений и оборудования, используемых для переработки продуктов пчеловодства

Код 1.13. Рыбоводство

  • осуществление деятельности, связанной с содержанием и разведением рыб (подтипы аквакультур)
  • размещение зданий и сооружений предназначенных для поддержания жизни и разведения аквакультур

Код 1.14. Научное обеспечение сельского хозяйства

  • проведение научной, а также селекционной работы
  • ведение сельского хозяйства:
    • как предмет научной деятельности для отбора образцов растительного и животного миров
  • размещение коллекций для растений генетической группы

Код 1.15. Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции

  • здания и сооружения, используемые:
    • для производственных целей
    • для хранения с/х продукции
    • для первичной глубокой переработки с/х продукции

Код 1.17. Питомники

  • производственное выращивание, а также промышленная реализация:
    • подроста для деревьев и кустарников, применяемые исключительно в целях ведения сельского хозяйства
    • иных с/х культур для получения рассады и семян
  • строительство с последующим размещением сооружений, предназначенных для исключительного развития указанных видов с/х производства

Код 1.19. Сенокошение

покос травы, сбор и заготовка сена

Новая застройка на участках для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ)

В случае, когда на участке с существующим ВРИ КФХ (ФХ и КХ) планируется строительство нового ОКС, требующего получения разрешения на его возведение, необходимо привести наименование вида использования участка в соответствие с Классификатором.

Требование вполне логично и очевидно:

  1. ВРИ ЗУ – один из элементов градостроительного регламента
  2. градостроительный регламент территориальной зоны:
    • содержит набор ВРИ ЗУ, установленных для неё правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) в соответствии с наименованиями по Классификатору
    • определяет порядок использования и застройки ЗУ
  3. назначение ОКС на участке должно соответствовать градостроительному регламенту территориальной зоны, в которую включён участок, то есть ВРИ ЗУ по Классификатору
  4. существующий ВРИ ЗУ «КФХ» не соответствует квалификационному перечню
  5. для подготовки к строительству требуется привести вид использования ЗУ в соответствие с квалификационным перечнем

Присвоить ЗУ вид использования, разрешённый градостроительным регламентом и соответствующий Классификатору, можно в следующем порядке:

  1. или подать заявление в МФЦ (простой заявительный порядок):
    • если выбранный ВРИ ЗУ относится к основным видам в градостроительном регламенте территориальной зоны
  2. или через процедуру проведения общественных слушаний (с их положительным результатом, разумеется):
    • если выбранный ВРИ относится к условно разрешённым видам использования

Условием изменения ВРИ ЗУ является наличие в муниципальном образовании материалов территориального планирования:

  1. проекта планирования и межевания территории (ППТиПМ)
  2. схем градостроительного зонирования территории поселения
  3. градостроительного регламента, установленного ПЗЗ для территориальной зоны, в которую включён ЗУ

При отсутствии хотя одного из этих утверждённых документов:

  • изменение ВРИ ЗУ становится невозможным
  • разрешение на строительство не выдаётся

ПЗЗ – источник сведений о порядке использования и застройки фермерских участков

Значимость ПЗЗ в решении вопросов изменения ВРИ ЗУ и застройки земельных наделов трудно переоценить Они подробно «рассказывают»:

  • об установленных территориальных зонах
  • о градостроительных регламентах в территориальных зонах, включающих:
    • состав основных, условно разрешённых и вспомогательных видах использования земельных участков
    • параметры разрешённого строительства
    • ограничения в использовании и застройке участков
  • о порядке:
    • внесения изменений в ПЗЗ
    • смены ВРИ ЗУ при выборе нового вида из состава основных и условно разрешённых ВРИ
    • изменения параметров ОКС
    • о других сведениях, полезных для землепользователей и застройщиков

При необходимости изменения существующего ВРИ ЗУ «для ведения крестьянского-фермерского хозяйства» (КФХ, КХ, ФХ) на тот, что соответствует Классификатору, нужно ознакомиться с градостроительным регламентом территориальной зоны земельного участка.

В случае, когда наименование этой зоны владельцу земельного надела не известно, необходимо:

  1. в отделе архитектуры и градостроительства в муниципалитете заказать градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) или Выписку из ПЗЗ:
    • о градостроительном регламенте территориальной зоны ЗУ
    • о видах разрешённого использования участков в территориальной зоне, к которой относится земельный надел с таким-то кадастровым номером
  2. изучить полученные материалы и ознакомиться:
    • с градостроительным регламентом
    • с установленными в территориальной зоне ВРИ ЗУ
    • с видами и параметрами ОКС, размещение которых допускается к размещению в территориальной зоне
    • с обременениями и ограничениями в использовании и застройке ЗУ
    • с другими сведениями
  3. из состава основных или условно разрешённых видов использования выбрать тот ВРИ участка, что соответствует планируемой задаче
  4. подать заявление в МФЦ или в муниципальную комиссию по ПЗЗ с приложением соответствующих документов и изложением цели:
    1. или об изменении существующего ВРИ участка или ОКС
    2. или об изменении параметров ОКС
    3. т.д.

Правила землепользования и застройки – документ открытого пользования. Они представлены на официальных сайтах администраций муниципальных образований.

С действующими ПЗЗ можно ознакомиться и при непосредственном обращении в администрацию муниципалитета.

Жилой дом на участке для фермерского хозяйствования – миф или реальность?

Руководители крестьянских (фермерских) хозяйств настойчиво ставят перед законодателем вопрос о разрешении строительства жилого дома на собственных земельных участках.

Нужда в жилом доме становится особенно острой, когда земельный надел расположен не в том муниципальном образовании, в котором проживает фермер. В таких ситуациях фермеры вынуждены использовать для пребывания на участке временные приспособленные помещения. А это сдерживает развитие животноводства, кролиководства или птицеводства, снижает эффективность использования земли.

Исправление создавшегося положения дел позволит:

  • стимулировать развитие семейных фермерских хозяйств
  • улучшить условия производства
  • использовать земли эффективнее
  • повысить качество жизни фермеров

Проблема не осталась без внимания. Тема строительства жилого дома на земельном участке, предоставленном для осуществления деятельности КФХ, была включена в проект федерального закона № 496293-7.

В соответствии со статьёй 6 этого законопроекта, в федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (№ 74-ФЗ) планируется внести изменения.

Суть изменений

  1. В состав имущества фермерского хозяйства его прежних видов, будет входить жилой дом (дополнение в пункт 1 статьи 6 ФЗ 74-ФЗ).
  2. Статью 11 ФЗ 74-ФЗ планируется дополнить пунктом с содержанием:
    • уточняющим параметры жилого жилого дома
    • устанавливающим запрет:
      • на образование земельного участка под домом
      • на перепродажу земельного участка под домом

Итак, в соответствии с разрабатываемым законопроектом, на земельном участке, используемом для осуществления деятельности фермерского хозяйства, планируется разрешение на строительство одного жилого дома.

Параметры жилого дома

  • количество этажей – не более 3
  • общая площадь – не более 500 м2
  • назначение – для проживания членов фермерского хозяйства

Дополнительные требования

  1. Образование земельного участка под жилым домом не разрешается
    • за исключением случаев прекращения фермерского хозяйства
  2. Отчуждение жилого дома проводится совместно с отчуждением:
    • или земельного участка, предоставленного для осуществления фермерским хозяйством своей деятельности
    • или прав на земельный участок, предоставленный для осуществления фермерским хозяйством своей деятельности

Весомое уточнение

Строительство жилого дома на участках, по законопроекту, возможно только при условии реального фермерства.

По этой причине, из прежде используемой формулировки «для ведения КФХ», слово «ведение» уже исключено:

  • во всех статьях Земельного кодекса РФ
  • в иных федеральных законах

Оно заменено на «для осуществление деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства».

Некоторые особенности деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства

Крестьянское (фермерское) хозяйство – это организационно-правовая форма деятельности.

В КФХ объединяются граждане:

  • связанные:
    • или родством (супруги, дети)
    • или отношениями (свойством) между родственниками супругов
  • имеющие имущество, находящееся в общей собственности
  • совместно осуществляющие производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии:
    • производством, переработкой, хранением, транспортировкой и реализацией с/х продукции)

В соответствии с положениями статьи 1 ФЗ 74-ФЗ:

1. Фермерское хозяйство занимается предпринимательством без образования юридического лица.

Оно подчинено требованиям гражданского законодательства. Предпринимательская деятельность регулируется как деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

2. Крестьянское (фермерское) хозяйство может признано сельскохозяйственным товаропроизводителем.

В этом случае оно имеет право на льготное налогообложение прибыли (пункт 1.3 статьи 284 НК РФ):

  • или применять специальный налоговый режим в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН)
  • или платить налог на прибыль по нулевой ставке по деятельности, связанной с реализацией произведенной с/х продукции

Основное условие для получения фермерским хозяйством статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя – доля выручки должна составлять не менее 70% в общем размере годовых доходов от реализации произведенной продукции:

  1. растениеводства
  2. сельского и лесного хозяйства
  3. животноводства
  4. выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов или их вылова

Стадия проработки законопроекта № 496293-7

В сентябре 2018 года законопроект был представлен к первому чтению на заседание Государственной Думы. Результат слушаний положительный (Постановление № 4911-7 ГД).

Проекту, до момента вступления его в силу как федерального закона, предстоит очень долгий путь (паспорт проекта ФЗ № 496293-7):

  1. второе и третье чтения в ГД
  2. рассмотрение в Совете Федераций
  3. рассмотрение Президентом РФ

В ближайшем втором чтении в ГД парламентарии планируют рассмотреть:

  1. вопросы об ограничении доли фермерского земельного участка, на которой можно строить жилой дом
  2. предложения, исключающие:
    • возможность использования закона для застройки других земель сельскохозназначения
    • последующую перепродажу жилья на таких землях
  3. механизм жесткого контроля:
    • за строительством, проводимом на земельных участках с/х назначения
    • за соблюдением ограничений, установленных для сельхозземель
    • за соблюдением установленных параметров жилого дома на фермерской земле

В текущий период времени (начало 2020 года) строительство жилого дома на фермерской земле остаётся невозможным. Тем не менее, законодательная идея обретает зримые очертания, из которых постепенно формируется ожидаемый закон.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *