Отстрел ворон из пневматики

Отстрел ворон из пневматики

arbalet-airgun

Охота на серую ворону весьма популярна именно среди любителей пневматического оружия. Некоторые ее виды даже выделились в отдельное, на мой взгляд, чисто браконьерское направление, известное как «кроухантинг». Однако и нормальная охота вопросов вызывает едва ли не больше, нежели другие виды, особенно по части законности.

Давайте оставим в стороне от рассмотрения стрельбу в населенных пунктах, что однозначно трактуется как правонарушение. Туда же и по тем же основаниям отнесем пальбу из окон автомобилей. Ну, и свойственную как раз «кроухантингу» охоту на прочих врановых — грачей, галок и даже вОронов (на фото внизу — слева, остальные персонажи опознаются без проблем). Последние вообще могут присутствовать в Красной книге того или иного региона, например, в московской.

Речь идет исключительно об охотугодьях и о легальных способах добывания объектов животного мира. Так что же в этих серых воронах такого, чем они отличаются от уток или перепелов и почему с охотой на них все так туманно?

История «вороньего» вопроса

На протяжении сотен, а может, и тысяч лет вороны стояли вне рамок подлинной охоты. Все-таки она всегда являлась именно промыслом (кому-то – и забавой), а конечной целью была добыча мяса или шкур. В отношении «вредителей» это был именно отстрел для, как бы сейчас выразились, регулирования численности. В общем, когда вороны или волки начинали наносить уж очень явный ущерб, их просто уничтожали. Не имея с этого видимого материального прибытка. С волка хоть можно было шкуру снять, а с вороны?

Даже охотничье законодательство с момента своего возникновения не только не препятствовало истреблению вредителей, но и всячески его поощряло. И лишь буквально в последние годы все изменилось настолько, что и опытные ружейные охотники, не говоря уже об эйрганнерах, зачастую затрудняются ответить на вопрос – так можно или нельзя в настоящее время охотиться на ворон?

Казалось бы, не так давно в «Правилах охоты» красовалась статья «Регулирование численности животных, наносящих ущерб охотничьему хозяйству». В ней, в частности, говорилось:

  1. На территории РСФСР (затем – РФ, прим. автора) подлежит регулированию в течение круглого года численность волка, шакала, серой вороны, а также бродячих беспородных собак и кошек.

Добыча этих животных без применения огнестрельного оружия, специальных препаратов, а также петель и капканов разрешается всем гражданам в течение круглого года. При этом разрешается разрушать жилища данных видов.

  1. Охотник имеет право отстреливать перечисленных в п. 72 животных при любом законном нахождении в угодьях с целью охоты.

Грубо говоря, любой охотник при законном осуществлении охоты (т.е. в сезон, при наличии охотбилета, путевки и т.п.) имел право совершенно беспрепятственно отстреливать так называемых вредных животных и птиц. Без каких либо ограничений. Более того, это поощрялось материально, скажем, при предъявлении вороньих лапок в зависимости от региона можно было получить патроны или зачет по «отработке».

Особой популярностью пользовалось разрешение на отстрел ворон. Оно и понятно: эта бумага давала право находиться в охотугодьях с оружием и в межсезонье. Опять же ничто не препятствовало в этот период пострелять по мишенькам – здорово ведь! Выдавалась такая заманчивая вещь далеко не всем. Но мне их выписывали регулярно, поскольку не только ни разу не был замечен в браконьерстве, но и активно работал с теми же охотоведами. Правда, приходилось сдавать отчет, представляя лапки и тем самым подтверждая, что не просто так с ружьем по лесам шлялся :)).

Но в те времена, как видите из второго абзаца п. 72 Правил, вообще любой человек, даже не будучи охотником и не имея огнестрельного оружия, также на законных основаниях вполне мог приобщиться к добыванию определенных птиц и зверей.

Поэтому вопрос о правомерности отстрела ворон ни у кого не возникал, на протяжении десятилетий все было тихо, мирно и понятно. Последствия этого до сих пор сказываются, поскольку потом законодательство стало регулярно и резко меняться, буквально шарахаясь из стороны в сторону. Отсюда и существующая ныне путаница.

У меня вообще складывается мнение, что вышеуказанные пункты были исключены из Правил именно из-за массового появления в России 90-х пневматических винтовок (когда-то они были под запретом для обычных граждан). Ну и, понятно, дорвавшиеся до не требующего разрешения МВД оружия граждане, особенно подростки, с энтузиазмом начали палить по всему, что шевелится. А уж по «вредным воронам» — так и вообще с полностью благими целями и на как бы законном основании. Вот и дострелялись…

В общем, законное регулирование численности серых ворон тогда сошло на нет. Но проблема осталась – сами-то хищницы никуда не делись.

Потом, уже в начале 10-х годов нынешнего столетия серая ворона на усмотрение региональных властей стала включаться в перечень охотничьих видов. Появился пункт 60 Правил: «При законном осуществлении охоты на любые виды охотничьих животных разрешается добыча волков, шакалов, ворон (серой, черной и большеклювой), в случае отнесения последних законами субъектов Российской Федерации к охотничьим ресурсам.»

То есть, если, скажем, в Рязанской области ворона была утверждена в списке охотресурсов, то, пожалуйста, в сезон отстреливай ее, как в старые добрые времена. А если в Тульской губернатор про нее «забыл», то – фигушки, пусть себе плодятся.

Но это ладно, ведь Приказом Минприроды России от 10 апреля 2012 г. N 98 и пункт 60 тоже был ликвидирован.

Неудивительно, что даже опытные охотники в конце концов умудрились запутаться в отечественном законотворчестве.

Современное положение дел с охотой на ворон

Итак, что же сейчас?

В принципе, требование одно: при получении разрешения на основные виды пернатой дичи (болотно-луговая, боровая, водоплавающая, степная и полевая) наряду с ними туда должна быть вписана ворона. Опять же, если она отнесена региональным законодательством к объектам охоты. То есть вернулось нечто вроде вышеупомянутого п. 60 Правил, только с серьезными ограничениями. Кроме обязательного упоминания данных птичек в разрешении, теперь отстрел ворон допустим исключительно в сроки охоты на пернатых, а не на «любые виды охотничьих животных», как раньше.

Вот, собственно, и все, что касается нынешнего положения дел с «вороньим» охотничьим законодательством. Не забывайте только внимательно читать областные/краевые/республиканские Правила охоты и вносить ворон в разрешение в придачу к вальдшнепам или рябчикам. Тем более что никакой дополнительной платы не требуется.

Пневматика как оптимальный вариант

А теперь — некоторые личные мысли на рассматриваемую тему.

Ворона – та еще штучка, существо, прекрасно подготовленное для своей роли. Мать-Природа постаралась даже в том, что сроки гнездования у нее сдвинуты относительно действительно ценных птиц. Эта «летучая крыса» делает кладки в марте-начале апреля и выводит птенцов как раз к моменту, когда другие пернатые садятся на гнезда. А именно их яйца и птенцы являются основным рационом питания подрастающих воронят. Достается, кстати, и небольшим животным, тем же зайчатам. В близлежащих селах в роли добычи выступают цыплята, утята и прочие крольчата.

Более того, как и настоящие крысы с волками, ворона давно приспособилась к жизни с человеком. На зиму она перебирается в города и на свалки, где их отстрел запрещен. А весной, чаще именно в межсезонье, когда охота закрывается, отправляется вить гнезда поближе к водоемам, куда вскоре прибудут уточки с селезнями, выводки которых и послужат пищей детишкам.

Когда-то ворон в основном уничтожали как раз на гнездах, в остальное время взять этого хищника куда как не просто. Теперь же всё – как-никак «охотничий ресурс», а значит, будь добр, получай разрешения, соблюдай сроки охоты на пернатых и т.д.

Правда, существует теоретическая возможность при совсем уже расплодившемся в угодьях поголовье серых террористов заключить договор с охотпользователем на отстрел ворон и в межсезонье. Но для этого нужно представлять юридическое лицо или являться частным предпринимателем с соответствующей лицензией на данный вид деятельности. Однако желающих тратить недешевые ныне патроны на никому не интересных ворон находится не так много.

Зато владельцам пневматических винтовок вполне могли бы предоставить определенные преференции. Во-первых, пульки стоят совсем другие деньги, а значит, энтузиастов будет явно побольше. Во-вторых, любая пневматика, а тем паче оснащенная саунд-модераторами, практически бесшумна. То есть отстрел вполне можно организовывать даже в период гнездования ценных пернатых, не боясь их снять с кладок. Более того, и в сезон вряд ли идущий на утку охотник будет палить из ружья в подвернувшуюся ворону, рискуя распугать настоящую дичь.

Исходя из этих соображений, открывается простор и для эйрганнеров, не имеющих лицензированного охотничьего пневматического оружия. Правда, охотбилетом обзаводиться все равно придется. Но, имея на руках сей документ, вполне реально договориться с охотпользователями, скажем, владельцами частных хозяйств, о проведении отстрела ворон из широко доступной нелицензируемой пневматики. Штатные их работники не просто имеют право, но и обязаны заниматься регулированием численности, санитарными отстрелами и т.п. Почему бы и не примкнуть к ним? Не думаю, что те будут против, опять же патроны сэкономят, да и грохотом выстрелов зверей и птиц не распугают.

Понятно, что пришедшему с улицы пареньку с «Хатсаном» особо ничего не светит. Повторюсь, подобный вариант реально доступен не просто обладателю охотбилета, но и уже зарекомендовавшему себя в качестве «правильного» охотника в данном хозяйстве. Бывает даже, что не мы ищем егеря, а он нас, с просьбой как раз весной проредить воронье народонаселение с помощью мало распространенной в традиционной охотничьей среде пневматики. И не просто так, в качестве приза порой маячит кабанчик, правда, уже в июне, как и положено.

Да и вообще, охотугодья – это не городские помойки и не пригородные свалки, добыть здесь ворону не так-то просто, посему без охотничьего и стрелкового опыта не обойтись. Птица очень умная, на верный выстрел не больно-то подпустит. Особенно актуально это для пневматики, тем более для пружинно-поршневой (см. «Пневматические винтовки для охоты»). К тому же ворона достаточно крепка на рану, и калибр 4,5 мм при выстреле в силуэт почти бесполезен на дальних (для ППП) дистанциях. Вот тут как раз и пригодился бы опыт, позволяющий бить в голову, шею или подойти на дистанцию гарантированного поражения, или применять необычные способы, например, подманивая ворон с использованием чучел, на слетка и т.п.

Внизу приведена «видеонарезка» заключительных эпизодов охоты на ворон с пневматической винтовкой. Обратите внимание на точку прицеливания, при этом учтите, что стрельба ведется из PCP-винтовки, которая изначально помощнее большинства «пружинок». И даже с нею подранки имеются.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *