Школьный вид
Школьная форма — особый знак отличия. Она помогает детям почувствовать переход от игр и прогулок — в пространство ученичества и умеренной школьной строгости. Но иногда форма вызывает вопросы и недовольство. Как ее выбирать? Может ли школа диктовать свои требования? Что делать, если ребенок хочет ходить в школу в джинсах и толстовке с миньонами? Расскажем в нашей статье, какие законы и правила стоят за школьной формой и как вы можете повлиять на выбор формы для своего ребенка.
Фото: www.globallookpress.com
Зачем в стране снова ввели обязательную школьную форму
В новой России с начала 90-х формы не было: каждый ходил в школу, в чем хотел. Но в 2012 году форма снова стала обязательной — это правило прописано в новом законе “Об образовании” от 29 декабря 2012. Потом вышел еще один уточняющий закон, а Министерство образования написало отдельное письмо “Об установлении требований к одежде обучающихся”. После этого свои законы насчет формы приняли регионы: в Свердловской области это Постановление Правительства от 20 ноября 2013 №14-04 ПП. Так что теперь толстовки с миньонами в школах, практически, запрещены.
Для чего введена школьная форма? Закон отвечает на этот вопрос просто и прямо:
— чтобы устранить признаки имущественного и прочего неравенства между учениками;
— избавить ребят от дискомфорта в общении;
— помочь школе создать собственный имидж.
Какой должна быть школьная форма по закону
Закон говорит: форма обязана быть: 1) деловой, 2) светской. Деловой стиль должен помочь детям “собраться” и настроиться на учебу. А светский характер формы подчеркивает, что школьное образование — вне религии. Собственно, закон о форме появился отчасти “благодаря” скандалу 2011 года на юге России, когда девочкам-мусульманкам запретили приходить в школу в хиджабах, и они перестали посещать уроки.
Форму разделяют на повседневную, парадную и спортивную. Повседневная одежда для мальчиков — это брюки классического покроя, пиджак, жилет, сорочка и аксессуары (галстук, ремень). Для девочек — юбка, брюки классического покроя, пиджак, жилет, сарафан, платье, блуза, аксессуары. Чтобы форма превратилась в парадную, нужно дополнить ее светлой сорочкой или праздничным аксессуаром — и вуаля! Спортивная форма не регламентируется, она должна быть просто удобной и соответствовать погоде, если занятия идут на улице.
Греющий душу момент: в холодное время года разрешается носить свитер, джемпер или пуловер — все в том же деловом стиле. Есть еще одно требование: одежда должна соответствовать санитарным нормам (СанПиН 2.4.7/1.11286-03), так что при покупке формы требуйте сертификат. Что касается запретов: нельзя носить головной убор в помещении во время занятий (кроме мастерских и кабинетов домоводства), а еще запрещена одежда и аксессуары с символикой “асоциальных неформальных молодежных объединений, пропагандирующих психоактивные вещества и противоправное поведение”. И если ваш отпрыск придет на уроки в футболке с изображением листа конопли или сатанистской пентаграммы — ждите неприятностей.
Как школа выбирает собственную форму
Закон разрешает школам выбирать форму с отличительными символами: это может быть собственный единый стиль, цвет и фасон жилетов и сарафанов, знакомая всем ткань в зеленую или красно-бурую клеточку и школьные эмблемы. Выбор формы школа должна прописать в Уставе и опубликовать положение о школьной форме на своем сайте. Например, так. И, разумеется, школьное Положение не должно противоречить вышестоящим документам: Положению Свердловской области, письму Минобра и Федеральному закону “Об образовании”.
Кто же влияет на выбор формы в одной отдельно взятой школе? Влияют все: администрация, родители и ученики. Решение должно приниматься коллегиально: администрацией школы, советом родителей и советом учеников (если он есть в школе). Обычно это происходит на специальном заседании, где решаются важные вопросы о распределении средств, питании в столовой, платных услугах. Вопрос о форме обсуждается, выносится на голосование, протоколируется, затем протокол подписывают присутствующие. Из этого следует: если вы недовольны выбором школьной формы, которая прописана в Уставе, и хотите что-то изменить — стучитесь в совет родителей и просите о пересмотре положения.
Что будет ученику за несоблюдение требований к одежде
В законах и школьном Уставе прописаны правила по поводу школьной формы. Однако важно помнить вот что: в законе в то же время никак не оговаривается ответственность и наказание за нарушение этих правил. А значит за неформальный вид ученика нельзя выгонять с уроков, заставлять переодеваться или наказывать как-то иначе. Больше того, подобные действия — нарушение прав учащегося, так что будьте начеку и защищайте свои права, если случится неприятное.
У администраций школ нет легальных рычагов влияния на “бесформенных” детей, поэтому они могут только взывать к сознательности учеников и их родителей. Или, как это, к сожалению, принято у нас исконно — незаконно запугивать и давить на семью. Чтобы избежать давления и лишних бесед с администрацией, важно соблюдать главные требования закона: носить одежду в строгом деловом стиле, исключить рваные джинсы, открытые пупки и цветастые блузки.
Как решается вопрос о закупке формы
В Свердловской области не выделяются деньги на закупку школьной формы — расходы ложатся на семью. Закон оговаривает, что школа должна выбирать форму с учетом мнения многодетных и малообеспеченных семей, поэтому если стоимость жилета или сарафана кажется вам завышенной — вас должны услышать.
Школы часто шьют форму централизованно у конкретного производителя. Для одних родителей это удобно: нужно только привести ребенка на снятие мерок и потом забрать комплект. Другие родители бывают недовольны качеством ткани или плотностью вязки для школьных жилетов. В этом случае вы можете либо продвигать свой вариант формы для всего класса, либо “выйти из игры” и выбрать школьную одежду на свое усмотрение. Постарайтесь просто остаться в рамках выбранного цвета и фасона. Производители предлагают множество вариантов формы, вам обязательно удастся найти похожую форму удовлетворяющего вас качества. Минус этой ситуации: возможно, придется объясняться с учителем и администрацией. Но помните, что закон на вашей стороне, и грамотно отстаивайте свое решение. А главное — научите ребенка спокойно и вежливо объяснять учителю, что его жилет или сарафан соответствует требованиям закона.
Надеемся, к новому учебному году ваш сын или дочка получат удобные и красивые форменные вещи, и будут с удовольствием разглядывать себя в зеркале, собираясь на линейку 1 сентября!
В статье использованы фото пользователей сайта ю-мама
Требования к внешнему виду учеников: что школа может запрещать, а что нет?
Школы предъявляют много требований к внешнему виду учеников. Иногда эти требования противоречат законам и другим нормативным актам. Разбираемся, какие нормы и правила может диктовать школа, а какие нет.
Что случилось?
В начале сентября в школах Санкт-Петербурга и Перми школьниц отстранили от занятий из-за внешнего вида. Точнее из-за цвета волос — синего и розового. В обоих городах ситуации развивались по похожему сценарию: школьницу приводят к директору, она требует письменного распоряжения об отстранении от занятий, приказ издают с ошибкой, случай попадает в СМИ, в школу приходит проверка.
Скорее всего подобные ситуации случились во многих школах, просто о них никто не написал в соцсетях и СМИ. Часто ученики подчиняются требованиям администрации и не требуют, чтобы им выдали приказ о взыскании под подпись. И даже родители могут быть не в курсе нарушения, которое допустил их ребенок.
Что говорит закон о внешнем виде школьников?
В законе «Об образовании» сказано, что школа может сама устанавливать требования к одежде учащихся, ее цвету, фасону, знакам отличия. Требования должны быть оформлены в отдельном локальном акте, который, в свою очередь, должен быть утвержден профсоюзом, родительским советом и советом учеников. Раньше это было записано в статье 28, теперь в статье 38.
Обратите внимание, о цвете волос, проколотых ушах, татуировках и прочем в законе нет ни слова. Также в законе сказано, что школа сама формирует устав, в котором записаны нормы поведения. Но вряд ли цвет волос как-то мешает ученикам получать знания, общаться друг с другом и личностно расти.
Что может школа запрещать в локальном акте?
Получается, что в локальном акте о требованиях к внешнему виду школа может устанавливать цвет и фасон школьной формы, а также уточнять некоторые нюансы. Например, разрешить девочкам носить юбку или брюки, разрешить мальчикам не носить галстук и так далее. Устанавливать требования к прическе, цвету волос и другим внешним особенностям нельзя.
Что школа должна делать, если ученик нарушает требования?
Если ученик пришел в школу без формы, дежурный администратор должен сообщить об этом родителям ученика. В разговоре с ними он может попросить их привезти ему форму. Если родители отказались, администрация школы может издать приказ об административном взыскании. С ним нужно будет ознакомить и ученика, и родителей. Также администрация может провести беседу с родителями ученика и рассказать, как важно соблюдать правила школы и чем школьная форма может быть полезна ученику и школе.
Позвонить родителям, издать приказ об административном правонарушении и вызвать к директору — всё, что может сделать школа с учеником без формы
Никаких других мер в запасе у школы нет. Отстранять ученика от занятий нельзя — это нарушает конституционное право на получение образования. А если администратор отправит ученика домой, то нарушит закон «Об образовании»: он несет ответственность за него во время учебного процесса и не может отпускать одного из школы.
Если родители категорически против школьной формы, то администрация может предложить им перевести ученика в другую школу или на домашнее обучение. Но родители имеют полное право отказаться.
Если ученик не согласен, что он может делать?
Ученик должен звонить родителям или попросить об этом администратора. Родители должны быть в курсе нарушения, именно они договариваются с администрацией школы о следующем шаге. Даже если ученик будет сам защищать свои права, родители должны быть оповещены.
Ученик должен требовать приказ о взыскании. Он должен ознакомиться с ним и подписать. Приказ стоит внимательно прочитать и, если возникают сомнения, попросить локальный акт с требованиями к внешнему виду и устав школы.
Если администрация школы оказывает психологическое давление, можно забрать копию приказа, покинуть школу и вернуться на следующий день с родителями. Можно взять с собой адвоката. Если администрация не признает незаконность отстранения от занятий, можно писать заявление в прокуратуру или письмо в региональный департамент образования.
Форменное безобразие, или Как защитить свои права, если вы недовольны школьной формой
Начало учебного года – это всегда жаркая пора для родителей школьников. Причем некоторым к наступающему учебному году пришлось не только закупить традиционные канцтовары и учебники, но и обеспечить ребенка школьной формой.
Норма, которая предоставляет школам право ввести школьную форму, появилась в нашем законодательстве в начале июня текущего года (Федеральный закон от 4 июня 2014 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»). Для этого необходимо, чтобы субъект РФ утвердил типовые требования к школьной форме, которые будут действовать на территории конкретного региона. Кстати, образец таких типовых требований (так называемый Модельный акт) был опубликован Минобрнауки России еще в марте (письмо Министерства образования и науки РФ от 28 марта 2013 г. № ДЛ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся»).
Многие регионы просто скопировали положения Модельного акта в свои документы. Правда, некоторые привнесли и свои требования. К примеру, в Саратовской области и Республике Северная Осетия-Алания ученики не смогут прийти в школу с экстравагантными стрижками и прическами, с яркоокрашенными волосами, с видимым пирсингом, вызывающим маникюром и макияжем. Кстати, возникает интересный вопрос, можно ли признать пирсингом сережки в ушах, которые носят и многие учителя.
В некоторых регионах школьницам разрешили красить ногти только бесцветным лаком и пользоваться дезодорантом исключительно с легким и нейтральным запахом. Впрочем, нередко такие требования расцениваются прокуратурой как злоупотребление властями своим правом – к такому выводу, например, пришли прокуроры Омской области в декабре 2013 года. То же касается и требований к прическам. В той же Омской области некоторые школы требовали, чтобы мальчики и юноши своевременно стриглись в классическом стиле. Прокуратура посчитала незаконным и это требование, очевидно, вспомнив, как школьников советской эпохи выгоняли с уроков за отросшую шевелюру. Аналогичные требования к прическе, стрижке, цвету и длине волос, которые установила одна из школ Калининградской области, также были опротестованы прокурорами.
Окончательное слово о введении школьной формы остается за самой школой, для этого она должна принять соответствующий локальный акт.
Однако даже если требования к одежде учеников введены в конкретной школе, у многих родителей все равно остаются вопросы. Кто-то недоволен своей новой обязанностью в целом, другие задаются вопросом о компенсации ее стоимости за счет государства, а некоторые хотели бы одевать ребенка в соответствии с религиозными представлениями своей семьи. Ответы на некоторые вопросы с точки зрения юриста – в нашем материале.
Школа может требовать от ученика, чтобы «костюмчик сидел», только при наличии соответствующего локального акта. (ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; далее – закон об образовании). К примеру, оно может называться «Положение об установлении требований к одежде обучающихся» или просто «Положение о школьной форме».
Другое дело, что приниматься этот акт должен с учетом мнения учеников и их родителей (их интересы должны представлять совет обучающихся и совет родителей). Если в школе есть профсоюз учителей или иной представительный орган ее работников, то учитывается и его позиция тоже. Очевидно, что если родители против введения школьной формы, то им следует документально это закрепить и уведомить об этом администрацию школы.
Если отрицательное мнение родительского комитета о школьной форме будет проигнорировано, и требования к одежде все же будут установлены, то защищать свои права можно по-разному:
1
Создать специальную комиссию по урегулированию споров, куда будут включены равное количество представителей школы, учеников и их родителей (ст. 45 закона об образовании). Конкретный порядок ее созыва должен, опять же, закрепляться в специальном нормативном акте школы. Если получится достигнуть консенсуса, то окончательное решение комиссии становится обязательным для всех сторон конфликта. Правда, можно пойти дальше и обжаловать его в суд.
2
Обратиться с жалобой на действия школы в районный отдел образования (например, департамент образования областной администрации) или же в Рособрнадзор. Как вариант – можно написать заявление в прокуратуру или обжаловать решение школы в судебном порядке.
К слову, оспаривать решение школьной администрации можно не только в случае, если мнение родителей было проигнорировано – но и тогда, когда локальный акт школы противоречит закону об образовании или региональному закону.
Например, родители учеников из Архангельской области могут смело отказываться от покупки формы своим детям, если решение о ее введении было принято школой позднее, чем за три месяца до начала учебного года – такое условие закреплено в соответствующем законе субъекта. А школьники 5-11 классов Брянской области могут смело носить джинсы весь следующий учебный год, до 1 сентября 2015 года, поскольку соответствующий закон вступит для них в силу только к этому времени.
Закон об образовании не ставит право на получение образования в зависимость от того, как одет ребенок – но и прямого запрета на то, чтобы удалить ребенка с занятий не содержит. Чаще всего, региональные нормативные акты также умалчивают о допустимых действиях школьной администрации. Некоторые регионы обязывают детей носить школьную форму (что, в общем-то не совсем корректно, ведь окончательное слово за школой) – например, Брянская область. Однако и в акте этого региона последствия нарушения требования к одежде не закреплены (постановление Правительства Брянской области от 11 ноября 2013 г. № 634-п).
NOTA BENE
Некоторые школы трактуют правила о школьной форме настолько строго, что запрещают школьницам надевать брюки на занятия. Такие ситуации встречались, в частности, в школах Омской и Нижегородской областей. В отношении маленьких омичек этот запрет выглядел особенно странно, если вспомнить сибирские морозы, заставляющие столбик термометра опускаться ниже 30С.
Во всех случаях областные прокуроры опротестовывали подобные запреты, подчеркивая, что классические женские брюки вполне можно отнести к деловой одежде.
Но отличилась в этом плане Республика Бурятия: в соответствующем постановлении правительства этого региона предусмотрен ряд дисциплинарных мер к ученикам, одетым не по форме. Среди них замечание классного руководителя (устное или в дневник), разъяснительная беседа, классный час, родительское собрание и наконец – ограничение доступа к занятиям. Последнее, правда, возможно только в одном случае: если школьник не просто пришел на занятия без формы, но на его одежде есть изображения и надписи на любом языке, призывающие к экстремизму, употреблению наркотиков, применению оружия, либо имеющие оскорбительный характер.
Нам встретились по крайней мере два региона, в которых учителям прямо запрещено выгонять с уроков школьников без формы – это Тамбовская и Ярославская области. В Ярославской области при этом все равно ученик должен быть одет в деловую одежду классического покроя и нейтральных тонов, пусть и не такую, как форма.
Следует помнить, что прокуратура практически всегда становится на сторону школьников. К примеру, права детей, не желающих носить школьную форму, неоднократно защищали прокуроры Курганской и Калининградской областей и других регионов.
Нет. Исключить ученика из школы можно только по тем основаниям, которые закреплены в ст. 61 закона об образовании:
- по желанию родителей школьника (либо самого школьника, если он уже совершеннолетний);
- если ребенок не справляется со школьной программой и только в случае, если ему уже есть 15 лет;
- по объективным причинам (например, ликвидация школы).
Перечень этот является закрытым, и такого основания, как отказ от приобретения школьной формы, там нет.
И Модельный акт, и региональные законы запрещают принимать решение о введении школьной формы без учета мнения малообеспеченных и многодетных семей. Кроме того, субъекты РФ могут компенсировать родителям стоимость приобретенной школьной формы (ч. 3 ст. 38 закона об образовании).
Нередко в регионе существует специальный нормативный акт о порядке выделения субсидий на покупку школьной формы, но выделение субсидии может быть предусмотрена и в общем законе о поддержке многодетных семей или малоимущих граждан.
NOTA BENE
К 1 сентября Минпромторг России презентовал информационный портал www.nashaforma.ru. Посетители сайта могут ознакомиться с образцами школьной формы, узнать состав ткани, которая использовалась при пошиве, а также ориентировочную стоимость каждого образца и магазины, в которых продается конкретный комплект.
Кроме того, можно оставить свой отзыв на тот или иной комплект школьной одежды и прочитать отзывы других покупателей.
«Мы делаем серьезный акцент не только на повышении качества товара, но и на содержательной части. Известно, что именно в детстве формируется нравственность, вкусы, пристрастия», – отметил заместитель Министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов, представляя новый ресурс.
Порядок обращения за получением субсидии разнится от региона к региону. В зависимости от конкретной территории обратиться за получением субсидии можно либо в районный отдел администрации, либо в МФЦ, либо непосредственно в школу, написав заявление на имя директора.
Комплект необходимых документов обычно включает в себя:
- свидетельство о рождении ребенка;
- паспорт родителей;
- справку из образовательного учреждения об обучении ребенка;
- документ, подтверждающий наличие статуса многодетной или малообеспеченной семьи;
- заявление на оказание услуги.
Кроме того, может потребоваться подтверждение того, что ребенок проживает совместно с заявителем: регистрация по месту проживания или иной документ (например, справка из детской поликлиники). Если в региональном законе закреплено такое требование, но заявитель его не выполнил, в предоставлении компенсации отказывается (определение Санкт-Петербургского городского суда от 17 декабря 2012 г. № 33-17228/2012).
Обратите внимание, что предельные сроки подачи заявления на компенсацию устанавливаться не могут. Попытку поторопить родителей предприняли в некоторых городах Московской области: в Реутове подать документы на получение денег можно было с 1 сентября до 31 октября текущего года, а в Долгопрудном – до 1 декабря текущего учебного года. Вместе с тем, прокуратура в обоих случаях признала такое ограничение незаконным.
Если исходить из буквального толкования законодательства, то такое требование школьной администрации можно назвать недопустимым. Дело в том, что речь идет об установлении требований к одежде. Иными словами, школа может потребовать купить ребенку одежду определенной цветовой гаммы или фасона, но не вправе отправлять родителей в магазин конкретного бренда. В противном случае действия школы будут противоречить Федеральному закону от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Почти половина респондентов (45%) уже купили школьную форму ребенку. Подробности – в результатах опроса наших читателей.
Кстати, некоторые субъекты РФ даже закрепили запрет на такие действия в законе – так, в Республике Татарстан принуждать родителей к покупке формы определенного производителя или поставщика не может как школьная администрация, так и педагоги. Аналогичное правило действует и в Ямало-Ненецком автономном округе, только сформулировано оно еще строже: нельзя не только требовать одеваться у конкретного производителя, но и устанавливать конкретные требования к одежде (модель, артикул, материал), соблюдая которые родители будут вынуждены купить одежду только определенного бренда.
Даже если в субъекте ведется реестр поставщиков школьной формы, заставлять учеников одеваться в форму от конкретного «кутюр» недопустимо. Кстати, власти Брянской области обязали родителей заказывать форму (в том числе на индивидуальный пошив) только у швейных фирм и индивидуальных предпринимателей исключительно из этого реестра – очень спорная, на наш взгляд, обязанность. Несогласные с этим родители могут опираться на то, что закон об образовании и Модельный акт не предусматривают возможности установления подобной требования регионами.
Более того, при желании мамы могут сшить форму своими руками, закон об образовании и Модельный акт этого не запрещают – главное, чтобы она соответствовала тем стандартам, которые установила школа.
Модельный акт в этой части довольно категоричен: одежда школьников должна носить исключительно светский характер. Собственно, с этого вопроса и началось возрождение школьной формы.
Напомним, проблема возникла в 2013 году в Ставропольском крае: администрация одной из школ запретила девочкам из мусульманских семей появляться на уроках в хиджабе. Требование о светском характере одежды, на которое ссылалась школа, было закреплено в постановлении правительства края. Родители этих школьниц были вынуждены перевести их в мусульманскую школу медресе либо на экстернат. Параллельно они обжаловали постановление правительства региона в суде, но безрезультатно. Точку в этом споре летом прошлого года поставил ВС РФ (Определение ВС РФ от 10 июля 2013 г. № 19-АПГ13-2).
Суд сделал три основных вывода:
- единые требования к одежде учеников вытекают из светского характера нашего государства;
- головные уборы в помещении (в том числе хиджаб) являются причиной различных заболеваний, а школьная форма – залогом сохранения здоровья учащихся. Здесь Суд процитировал Роспотребнадзор (письмо Роспотребнадзора от 9 ноября 2012 г. № 01/12662-12-23);
- запрет на ношение хиджаба не нарушает права на получение образования.
ЗА РУБЕЖОМ
В 1994 году после акции протеста, организованной студентками, записанными на курсы акушерства в Университетской школе медицины , проректор издал меморандум, в котором он объяснил проблематику вопроса о ношении исламского хиджаба и правовые основы для соответствующих инструкций, отметив, в частности:
«Запрет на ношение студентками, записанными на курсы акушерства, хиджаба во время практических занятий имел целью не нарушить их свободу совести и религии, а соблюсти действующее законодательство. При выполнении своей работы акушерки и медсестры носят форменную одежду, описанную и предусмотренную в инструкциях Министерства здравоохранения. Студентки, желающие работать по этой специальности, знают об этом. Представьте себе студентку-акушерку, пытающуюся положить ребенка в инкубатор или взять его из инкубатора или помочь врачу в операционной или родильной палате, на которой надето пальто с длинными рукавами»
(Постановление ЕСПЧ от 10 ноября 2005 г. «Дело «Лейла Сахин (Leyla Sahin) против Турции» (жалоба № 44774/98)).
Заявители не исключали и обращения в ЕСПЧ с жалобой на это судебное решение. Правда, вряд ли Страсбургский суд встал бы на их сторону, ведь в его практике уже встречались подобные дела, и решения выносились не в пользу хиджаба (Постановление ЕСПЧ от 10 ноября 2005 г. «Дело «Лейла Сахин (Leyla Sahin) против Турции» (жалоба № 44774/98), постановление ЕСПЧ от 4 декабря 2008 г. по делу «Догру (Dogru) против Франции» (жалоба № 27058/05), постановление ЕСПЧ от 4 декабря 2008 г. по делу «Керванджи (Kervanci) против Франции» (жалоба № 31645/04) ). ЕСПЧ подтвердил и правомерность увольнения одной из заявительниц, которая работала преподавателем в университете Турции и носила хиджаб на лекции и семинары (Решение ЕСПЧ от 24 января 2006 г. по делу «Куртулмуш (Kurtulmus) против Турции» (жалоба № 65500/01)).
После этого вопрос о нарушении прав верующих был задан президенту на встрече с представителями Общероссийского народного фронта в октябре 2012 года. Владимир Путин поддержал ВС РФ, отметив, что требования к светскому характеру одежды должны соблюдаться всеми, иначе представители других конфессий будут чувствовать себя ущемленными. Как раз тогда глава государства и предложил подумать над возвращением школьной формы. «Все-таки в таких коллективах никто не должен чувствовать себя человеком второго сорта», – подчеркнул тогда президент, намекая на разные финансовые возможности родителей при покупке одежды своим детям.
Некоторые регионы дословно копируют положения Модельного акта: «внешний вид и одежда обучающихся должны <…> носить светский характер» (Краснодарский край). Другие субъекты выступают еще конкретнее, запрещая детям носить в школу религиозную одежду либо одежду с религиозными атрибутами, в том числе закрывающими лицо (Ростовская область). Кстати, маленькие ростовчане не вправе украшать себя и атрибутами религиозной символики – под этот запрет попадают и нательные крестики.
Положение о школьной форме и внешнем виде обучающихся.
«Утверждаю» «Рассмотрено»
Директор на методическом объединении
классных руководителей
ГБОУ СОШ № «_____» ________________201 год «_____» ________________201 год
«Одобрено» «Одобрено»
на управляющем совете на ученическом совете
ГБОУ СОШ № ГБОУ СОШ № «_____» ________________201 год «_____» ________________201 год
Положение о внешнем виде учащихся
В соответствии с вступлением в силу 01.09. 2013 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации», согласно которому к компетенции образовательной организации отнесено установление требований к одежде обучающихся по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования ГБОУ СОШ № с 1 октября 201 года вводит школьный стиль одежды.
I. Общие Положения
1.1.Данное положение разработано с целью выработки единых требований к школьной одежде обучающихся 1-11 классов.
1.2. Выбор одежды обучающихся основывается на решении управляющего совета каждого образовательного учреждения, обсуждается всеми участниками образовательного процесса, и позволяет учитывать интересы детей, родителей и учителей.
1.3. Все выбранные управляющим советом варианты одежды обучающихся – это образец. Администрация школы не может навязывать конкретного производителя школьной одежды, а может только установить общий вид одежды обучающихся, ее цвет, фасон и т.д.
1.4. Настоящее Положение является локальным актом школы и обязательно для выполнения сотрудниками, обучающимися и их родителями (лицами их заменяющими).
1.5. Настоящим Положением устанавливается определение школьной стиля одежды, как одного из способов создания деловой атмосферы, необходимой для учебных занятий. Школьная деловая одежда помогает почувствовать себя учеником и членом определённого коллектива, даёт возможность ощутить свою причастность именно к этой Школе.
II. Функции школьной одежда
2.1. Обеспечение нормального функционирования всех структурных компонентов учебно – воспитательного процесса на весь учебный период.
2.2. Поддержание общей дисциплины и порядка в школе, согласно правил внутреннего распорядка для учащихся и Устава школы.
2.3. Устранение различий в одежде детей вне зависимости от материального и социального положения их родителей (законных представителей).
2.4. Удобство и комфортность использования в различные времена года.
2.5. Соответствие гигиеническим требованиям.
III. Основные требования к школьной одежде и внешнему виду учащихся
3.1. Стиль одежды — деловой, классический, современный, строгий.
3.2. Школьная форма подразделяется на парадную, повседневную и спортивную. Символика школы должна присутствовать.
3. 3. 1.Начальная школа (1-4 классы):
Девочки:
-
синий или черный жакет или жилет; синий сарафан;
-
черные или синие (однотонные , клетка, полоска) брюки или юбка;
-
светлая однотонная блузка.
Мальчики:
-
синий или черный пиджак или жилет;
-
черные или синие однотонные брюки;
-
светлая однотонная рубашка.
3.3.2. Средняя и старшая школы (5-11 классы)
Девочки:
-
синий или черная однотонный жакет или жилет;
-
синяя или черная однотонная юбка (или сарафан, брюки);
-
светлая однотонная блузка (парадная форма: белая блузка).
Мальчики:
-
синий или черный пиджак или жилет;
-
черные или синие однотонные брюки;
-
светлая однотонная рубашка.(парадная форма: белая рубашка), галстук, бабочка.
Сменная обувь
-
Туфли или босоножки на низком каблуке с подошвой не оставляющей полосок;
-
С целью обеспечения безопасности жизни и здоровья, девушкам не рекомендуется ношение обуви на высоком (более 5 см) каблуке.
3.3.4. Спортивная форма
1-4 классы. В спортивном зале: футболки, шорты, кеды на светлой подошве. (Цвет футболки и шорт определяет родительский комитет класса).
На улице (май, сентябрь): спортивный костюм, футболки, темные шорты, кроссовки.
5-11 классы. В спортивном зале: футболка (цвет футболки и шорт определяет родительский комитет класса), спортивные шорты или легинсы (для девочек), кеды на светлой подошве.
На улице (май, сентябрь): спортивный костюм, футболка, шорты, кроссовки.
3.3.5. Одежда должна быть всегда аккуратно выглажена и вычищена.
3.3.6. Во время торжественных мероприятий, экзаменов, в период дежурства класса по школе школьная форма должна иметь парадный вид, — белые или светлые рубашки или блузки.
3.3.7. Использование неяркого, приближенного к естественному, макияжа и маникюра допустимо у девочек 13-17 лет.
3.3.8. Прическа у мальчиков – аккуратная стрижка, у девочек – аккуратная стрижка, длинные волосы собираются в хвост, пучок или косы.
3.3.9. Не допускается:
-
одежда бельевого и джинсового стиля ;
-
юбки и брюки с заниженной талией; мини-юбки (длина юбки выше 15 см от колена);
-
юбки и брюки с металлическими заклепками;
-
Спортивная одежда (спортивный костюм или его детали), спортивная обувь (в том числе для экстремальных видов спорта и развлечений);
-
шорты;
-
мини-юбки и слишком короткие платья;
-
толстовки и свитера ( только однотонные);
-
одежда из кожи (кожзаменителя), плащевой ткани;
-
сильно облегающие (обтягивающие) фигуру брюки, платья, юбки;
-
прозрачные и декольтированные блузы и платья (с откровенными вырезами или открывающие часть спины и живота); вечерние туалеты, платья и майки без рукавов;
-
использование в качестве сменной обуви кроссовок, шлепанец и др. обуви, не гармонирующей с деловым костюмом;
-
обувь в стиле «кантри” (казаки); массивная обувь на высокой платформе; вечерние туфли (с бантами, перьями, крупными стразами, яркой вышивкой, из блестящих тканей и т.п.); туфли на чрезмерно высоком каблуке. Допустимая высота каблука для девочек не более 5 см (5-9 кл.), не более 7 см (10-11 кл.).
-
в одежде и обуви не должны присутствовать очень яркие цвета, блестящие нити и вызывающие экстравагантные детали, привлекающие пристальное внимание.
-
экстравагантные стрижки и прически, окрашивание волос в яркие, неестественные оттенки.
-
яркий, вызывающий вечерний и декоративный макияж или маникюр; солнечные очки, пирсинг; яркая бижутерия, крупные украшения, цепи, серьги-кольца или подвески;
-
аксессуары с символикой асоциальных неформальных молодежных объединений, пропагандирующие противоправное поведение.;
-
нахождение в помещении в головных уборах.
-
-
Размер сумок должен быть достаточным для размещения необходимого количества учебников, тетрадей, школьных принадлежностей и соответствовать форме одежды.
-
Допускается ношение в холодное время года свитеров, полуверов, джемперов неярких расцветок.
-
Педагогический состав работников школы должен показывать пример своим воспитанникам, выдерживать деловой стиль в своей повседневной одежде.
-
IV. Права, обязанности и ответственность
4.1. Учащийся и родители имеет право:
Выбирать школьную одежду в соответствии с предложенными вариантами.
4.2. Учащиеся обязаны:
-
Соблюдать повседневный школьный стиль ежедневно;
-
Спортивная форма в дни уроков физической культуры приносится с собой;
-
В дни проведения торжественных линеек, праздников школьники соблюдают парадный стиль одежды;
-
Одежда должна быть обязательно чистой, свежей, выглаженной;
-
Бережно относиться к одежде других учащихся школы.
V. Ответственность
5.1. В случае, если учащийся пришел в школу без школьной одежды, по требованию дежурного администратора (учителя, классного руководителя, представителя классного самоуправления) он должен написать объяснительную.
VI. Права, обязанности и ответственность родителей
Родители имеют право:
6.1. Обсуждать на родительских комитетах класса и школы вопросы, имеющие отношение к школьному стилю и школьной одежде, выносить на рассмотрение Совета Школы предложения в отношении школьной формы.
6.2. Приглашать на классный родительский комитет, Управляющий совет, Совет по профилактике правонарушений родителей, дети которых уклоняются от ношения школьной формы, и применять к таким родителям меры в рамках своей компетенции.
Родители обязаны:
Приобрести школьную одежду, и обувь до начала учебного года.
Ежедневно контролировать внешний вид учащегося перед выходом его в школу в соответствии с требованиями Положения.
Следить за состоянием школьной одежды своего ребенка, т.е. своевременно ее стирать по мере загрязнения.
6.6. Не допускать ситуаций, когда учащийся причину отсутствия одежды объясняет тем, что она постирана и не высохла.
6.7. Ежедневно проверять дневник ребенка в части письменного сообщения об отсутствии школьной одежды и принятии мер для обеспечения ребенка школьной одеждой.
6. 8. Прийти на Совет по Профилактике по вопросу неисполнения данного Положения.
6.9.За ненадлежащее исполнение родителями данного Положения родители несут ответственность, определенную управляющим советом школы в рамках его компетенции.
VII. Права, обязанности и ответственность классного руководителя
Классный руководитель имеет право:
7.1 Разъяснить пункты данного Положения учащимся и родителям под роспись.
Классный руководитель обязан:
7.2. Осуществлять ежедневный контроль на предмет ношения учащимися своего класса школьной одежды перед началом учебных занятий, проводить соответствующие тематические беседы, вести разъяснительную работу среди учащихся и их родителей.
7.3. Своевременно (в день наличия факта) ставить родителей в известность о факте отсутствия школьной одежды у учащегося, приглашать на Совет профилактики.
7.4.Действовать в рамках своей компетенции на основании должностной
инструкции.
7.5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей несет ответственность, предусмотренную трудовым законодательством РФ, локальными актами образовательного учреждения.
7.6. Администрация школы, представители школьного соуправления регулярно проводят смотр внешнего вида учащихся с целью контроля выполнения требований настоящего положения.
Беседа на тему: «Мой внешний вид».
Беседа на тему: «Твой внешний вид».
Данное мероприятие разработано для учащихся 1-2 классов.
Цели:
-прививать детям стремление одеваться соответственно гигиеническим требованиям:
-познакомить с историей костюма, изготовлением одежды;
-развивать эстетический вкус;
-воспитывать аккуратность, чистоплотность, опрятность.
Оборудование:
-слайды, иллюстрации с изображением ткацкой фабрики, швейного цеха, работы закройщика, обувной фабрики, одежды для детей соответственно сезонам, у детей – куклы с различными моделями одежды, карточки с заданиями.
Ход мероприятия:
-
Слово воспитателя:
— Ребята, послушайте стихотворение и скажите: на какую тему мы с вами сегодня поговорим.
Твоя красота, — это внешний твой вид,
Хоть беден ты, друг, хоть богат, знаменит.
Достойно держись – будь ты чист и опрятен,
На дуб посмотри – как он кроной приятен!
-Так о чём сегодня пойдёт речь? (Ответы детей.)
— Сегодня мы с вами поговорим о внешнем виде человека.
Внешний вид – это то, что сразу бросается в глаза и очень много говорит о человеке. Опрятный человек всегда вызывает симпатию.
С детьми, которые постоянно ходят не в чистой одежде, неаккуратными, никто не желает играть и сидеть рядом.
Опрятность свидетельствует и об уважении к другим людям, об общей культуре человека.
Послушайте отрывок из сказки и скажите, о каком герое идёт речь: «Бедную падчерицу заставляли делать самую грязную и тяжёлую работу в доме: она чистила котлы и кастрюли, мыла лестницу, убирала комнаты мачехи и её дочерей. Спала она на чердаке, под самой крышей, на колючей соломенной подстилке. Вечером, окончив работу, она забивалась в угол возле камина и сидела там на ящике с золой».
-Кто эта девочка? (Ответы детей.)
-Почему её так звали? (Ответы детей.)
«И всё же Золушка в своём стареньком платьице, перепачканном золою, была во сто раз милее, чем её сестрицы, разодетые в бархат и шелк».
-Почему автор называет её милой? (Ответы детей.)
Ребята, существует даже поговорка: «По одёжке встречают, по уму провожают».
Сегодня мы поговорим с вами о том, что и как нужно носить, чтобы ваш внешний вид подчеркивал то, что вы воспитанны, красивы и аккуратны. Вспомните, ведь именно в красивом платье и хрустальных туфельках Золушку признали первой красавицей: «Всё сразу стихло. Скрипки замолкли. И музыканты, и гости невольно загляделись на незнакомую красавицу, которая приехала на бал позже всех. «Ах, как она хороша!» — говорили шепотом кавалер кавалеру и дама даме. Придворные дамы были заняты только тем, что рассматривали её платье и головной убор, чтобы завтра же заказать себе что-нибудь похожее, если только им удастся найти таких же искусных мастеров и такую прекрасную ткань».
-
История костюма.
А теперь я приглашаю вас посмотреть слайды, из которых узнаем немного об истории костюма.
1-2 слайды: с давних пор одежде уделялось большое внимание. Но раньше общество было четко разделено на бедных и богатых. Бедные люди не могли себе позволить иметь множество платьев и костюмов.
Так выглядела их одежда.
3-5-й слайды: зато богатое общество блистало красотой тканей и фасонов. Роскошь и безделье позволяли носить такую одежду.
В праздники, на балы, надевались всевозможные украшения: кольца, браслеты, колье из драгоценных камней. Сами платья также были расшиты. Ведь яркий свет позволял переливаться всеми цветами этим камням – это только подчеркивало фасон платья.
А платье шилось специально по единственному заказу. Да и ткани привозили из-за границы, чтобы такого платья больше ни у кого не было.
Детей также одевали пышно и красиво.
6-й слайд: и только поступив в гимназию, дети должны были носить форму – все одинаковую. Это дисциплинировало, заставляло думать ученика, что он такой же, как и все вокруг.
7-й слайд: а в школах для детей и рабочих и крестьян дети были одеты в то, во что могли их одеть родители, и чаще всего это была одна вещь в семье для нескольких детей.
8-й слайд: в советской школе также существовала единая школьная форма.
Сейчас мы имеем возможность в одежде проявить себя как личность. Ведь о том, какой ты человек, говорит твой внешний вид.
-
Игра «Характер».
Поиграем в игру «Характер». Я показываю рисунок, а вы по внешнему виду пробуете определить и рассказать о характере этого человека.
(Воспитатель показывает несколько рисунков с изображением лиц людей.)
-
Назначение одежды.
Скажите, ребята, что греет вас в мороз? Может быть шапка, пальто, сапоги? (Ответы детей.)
Нужна одежда для того, чтобы удерживать тепло человека. Поэтому она должна соответствовать сезону года, климату. Для зимней одежды используют шерстяные ткани, которые хорошо сохраняют тепло. Летнюю одежду шьют из лёгких, светлых тканей – они отражают солнечные лучи. И если вы будете в холодную погоду одеваться легко, а летом наоборот, это приведёт к переохлаждению организма или к перегреванию, и человек заболеет.
А ещё одежда должна быть удобной, лёгкой и чистой. Будничная одежда отличается от праздничной, одежда для прогулок – от той, в которой вы ходите в школу.
-
Игра «Одень куклу» и работа по карточкам.
-
А теперь задание для девочек. Оденьте свою куклу так, чтобы она пошла:
— в театр;
-в школу;
— в туристический поход;
— поиграть с подружками на улице;
— на день рождения к подружке;
— помочь маме на кухне.
Задание на карточках для мальчиков: выберите из предложенных видов одежды ту, которая подходит для определённого места.
-
Откуда приходят вещи.
Знаете ли вы, откуда приходят вещи? Одежду шьют из тканей – хлопчатобумажных, шерстяных или синтетических. На ткацких станках делают эту ткань.
Ткань поступает к закройщику. От закройщика к швее.
Отглаженные новые платья и костюмы поступают в магазин.
Обувь тоже шьют – из кожи или неискусственных материалов.
Умение сшить какую-либо вещь всегда пригодится в жизни. И учиться этому можно уже сейчас – с одежды для кукол.
-
Чтение художественного текста.
А теперь поговорим о тех, кто и одевается правильно, и имеет удобную красивую одежду, а выглядит плохо. Я принесла книжку «Маша-растеряша», давайте прочитаем её и попробуем ответить на вопрос, почему люди выглядят неряшливо.
(Текст читают ученики и рассуждают о необходимости быть аккуратным, следить за своей одеждой.)
Послушайте стихотворение В.Лившица «Неряха».
Тротуар ему не нужен.
Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам
Он шагает напрямик.
Он портфель нести не хочет,
По земле его волочит.
Сполз ремень на левый бок.
Из штанины вырван клок.
Мне, признаться, непонятно –
Что он делал? Где он был?
Как на лбу возникли пятна
Фиолетовых чернил?
Почему фуражка блином
И расстёгнут воротник?
Кто он – этот ученик?
— Как вы считаете, всегда ли красивая одежда помогает выглядеть хорошо? (Ответы детей.)
Великий полководец А.В. Суворов в своей книге «Наука побеждать» писал: «Чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость – Победа, Слава!» Великий полководец в один ряд со смелостью и храбростью поставил чистоту и опрятность, считая их необходимым условием победы и славы. Неряшливый, грязный, небрежно одетый человек обычно бывает и внутренне несобранным, недисциплинированным, не умеет или плохо умеет контролировать свои поступки.
8. Подведение итогов.
Сможете ли вы мне теперь ответить, что и как вы должны носить, чтобы ваш внешний вид мог рассказать о том, какой вы человек, чтобы вы стали интересны и приятны для окружающих.