Профилактический учет, что это?

Профилактический учет, что это?

Дагестан: незаконный профилактический учет и борьба с ним

Кампания по так называемой «профилактике экстремизма и терроризма», развернутая в последние годы в Республике Дагестана, в 2015 году приобрела по-настоящему массовой характер. Её осуществляют, в первую очередь, органы МВД.

Сотрудники полиции стремятся показать служебное рвение, формально обеспечить высокие показатели работы. С этой целью они в массовом порядке ставят граждан на профучет в качестве потенциальных экстремистов и террористов.

31 мая 2016 г. на встрече с членами Совета при резиденте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) глава Дагестана Р. Абдулатипов заявил, что на профучете по категории «ваххабизм» состоят 9 тыс. чел. Глава МВД по РД А. Магомедов сообщал о 16 тыс. чел. По данным ПЦ «Мемориал», общее число поставленных на профучет лиц на конец 2015 г. составляло не менее 10 тыс. чел.; за следующий год оно значительно увеличилось.

Абсолютное большинство людей, попавших в списки состоящих на профилактическом учете по категории «религиозный экстремист» или «приверженец ваххабизма» (далее для краткости «профучет»), никогда не привлекались к уголовной ответственности, правоохранительные органы не обвиняют их в совершении каких-либо преступлений. Чтобы попасть на профучет человеку достаточно быть однократно задержанным в ходе рейда полиции по «салафитским» мечетям, или носить бороду, или стать жертвой доноса недоброжелателя. На учет можно попасть и случайно, став жертвой ошибочного суждения полицейского или его стремления улучшить показатели своей работы.

Подчас на профучет попадают люди, которые реально противостоят экстремизму, ссылаясь на авторитетных исламских ученых, публично осуждет терроризм, призывают молодежь не поддерживать тех, кто агитирует за уход в ряды НВФ.

Права граждан, попавших на профучет, систематически нарушаются. Им практически невозможно устроиться на работу в бюджетные организации, а зачастую и в частные предприятия, и даже просто снять квартиру. Сотрудники органов внутренних дел регулярно вызывают и доставляют этих людей в отделы полиции, где у них многократно получают письменные объяснения, снимают отпечатки пальцев, берут образцы для проведения ДНК-анализа, фотографируют, снимают на видеокамеру. В ряде случаев требуют подстричь бороду или носить другую одежду. Поставленных на профучет регулярно задерживают на постах ДПС, где граждане вынуждены оставаться часами. Их незаконно доставляют в отделы полиции, где требуют писать объяснения — куда и зачем те едут.

Нередко в эти процедуры оказываются вовлечены родственники поставленных на профилактический учет. Полицейские посещают школы и детские сады, где находятся дети состоящих на профучете, чем создают предвзятое отношение к ним со стороны преподавателей и воспитателей. Участковые уполномоченные МВД необоснованно требуют от попавших в списки профучета заранее оповещать их о любых планируемых дальних поездках как по республике, так и за её пределы, но даже в этом случае человека могут снять с поезда или самолета. Сотрудники полиции нередко наведываются к ним домой.

При этом сотрудники полиции не дают гражданам вразумительных пояснений по сути предъявляемых претензий, и не выдают никаких официальных документов о постановке на профучет.

Люди, попавшие в списки, не могут узнать, ни почему они туда попали, ни как добиться исключения из списков. Подзаконные нормативные акты МВД, регламентирующие практику профучета, не опубликованы, а в ходе судебных процессов по жалобам граждан на такую практику, эти нормативные акты засекречены.

В итоге подобная профилактика выливается в набор бессмысленных и зачастую издевательских по отношению к гражданам действий, которая не только отвлекает сотрудников правоохранительных органов от реального обеспечения правопорядка и от борьбы с вооруженным подпольем, но, вызывая раздражение и неприятие у граждан, заметно обостряет ситуацию в регионе, в конечном счете играя на руку террористам.

Начиная с 2016 года жители республики стали все чаще обращаться в суд для защиты своих прав. Появляется все больше судебных решений о признании незаконными постановку граждан на профучет и отказ в снятии с такого учета. В ряде случаев за граждан вступились органы прокуратуры, которые установили, что те были незаконно поставлены на профучет, и внесли в органы МВД Дагестана соответствующие представления.

По итогам 2016 года и началу 2017 года можно сделать вывод, что в практике обжалования незаконной постановки на профучет в Дагестане начали происходить позитивные изменения. Хотя судебные решения и акты прокурорского реагирования пока носят единичный характер, в целом они определяют рамки законного правоприменения при осуществлении профилактики экстремизма и терроризма. Созданная минимальная правоприменительная практика также является ориентиром в деятельности по защите прав граждан, пострадавших от незаконной постановки на профилактический учет.

Но на конец марта 2017 года не известно ни одного случая, когда бы во исполнение решения суда или представления прокуратуры из органов МВД по РД гражданам было бы направлено извещение о снятии их с профучета.

Юристы ПЦ «Мемориал» представляли интересы некоторых жителей Дагестана в судах о снятии их с профучета, мы подробно освещали эти дела на нашем сайте: см., например, дело Д.Алхасова и дело М. Магомедова. ПЦ «Мемориал» продолжает следить за ситуацией с незаконной практикой профучета в Дагестане.

Порядок хранения и исключения сведений об объектах учета из банка данных

КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕТОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ.

Несмотря на многообразие учетов, ведущихся органами внутренних дел, они тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга, поэтому их следует рассматривать как единую систему.

Классификация позволяет сотруднику представить систему учетов в целом, и в последующем предметно обращаться и использовать отдельные виды учетов в конкретных ситуациях.

Учеты могут быть систематизированы по различным основаниям.

Прежде всего, в зависимости от целевого назначения можно выделить:

— профилактические учеты,

— оперативно-розыскные учеты,

— экспертно-криминалистические учеты.

Профилактический учет — это мера индивидуальной профилактики правонарушений, включающая сбор информации о жизни и деятельности профилактируемого лица, помещение этой информации в профилактические карточки или профилактические дела, передачу их от одного субъекта профилактики правонарушений к другому.

Правовыми основами ведения профилактических учетов являются Законы Республики Беларусь «Об органах внутренних дел», «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ряд ведомственных правовых актов.

Основными целями ведения профилактических учетов являются:

1) предупреждение правонарушений и антиобщественных действий, выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению;

2) обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан от противоправных действий;

3) предупреждение безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению;

4) выявление и пресечение случаев жестокого обращения с несовершеннолетними;

5) предупреждение правонарушений, совершаемых лицами, страдающими психическими расстройствами;

6) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних и лиц, страдающих психическими заболеваниями, в совершение правонарушений и противоправных действий;

7) социально-психологическая реабилитация граждан, находящихся в социально опасном положении;

8) минимизация преступности;

9) воспитание граждан в духе соблюдения законности и правопорядка.

Отличительная особенность профилактических учетов, в том, что их основная цель — предотвращение и пресечение правонарушений, выявление, предупреждение и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также выявление и учет склонных к противоправному поведению.

В качестве примера рассмотрим функционирование банка данных криминальной информации органов внутренних дел Республики Беларусь.

В данный банк данных входят следующие учеты:

— профилактируемые лица;

— зарегистрированное оружие;

— утраченное оружие;

— похищенные вещи;

— антиквариат;

— похищенный транспорт.

Учет «Профилактируемые лица»

Профилактируемые лица – физические лица, состоящие на профилактическом учете в органах внутренних дел, а также за которыми установлен превентивный надзор или осуществляется профилактическое наблюдение.

Профилактический учет осуществляется в отношении граждан:

— повторно совершивших в течение года умышленное административное правонарушение, выразившееся в причинении телесного повреждения, невыполнении обязанностей по воспитанию детей, мелком хищении, посеве или выращивании запрещенных к возделыванию растений и грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, мелком хулиганстве, распитии алкогольных напитков в общественном месте или появлении в общественном месте в пьяном виде, занятии проституцией, управлении транспортным средством гражданином, не имеющим права управления, совершивших административное правонарушение с вовлечением в него несовершеннолетнего, совершивших административное правонарушение по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни;

— по которым в ходе оперативно-розыскной деятельности, предварительного расследования по уголовным делам получены сведения о деяниях, которые могут создать угрозу национальной безопасности Республики Беларусь, причинить вред государственным или общественным интересам, правам, свободам, законным интересам других граждан, а также привести впоследствии к совершению преступления;

— совершивших преступления, от ответственности за которые они освобождены по нереабилитирующим основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Беларусь;

— осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы;

— отбывших наказание в виде лишения свободы;

— страдающих психическими расстройствами (заболеваниями) и склонных к противоправному поведению;

— без определенного места жительства;

— обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание их детей, находящихся на государственном обеспечении;

— уклоняющихся от трудовой деятельности, в случае, если законность источников их существования вызывает обоснованные сомнения;

— несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющее токсические вещества, а также употребляющих спиртные напитки;

— несовершеннолетних, систематически самовольно уходящих из семьи;

— несовершеннолетних, вернувшихся из специального учебно-воспитательного или лечебно-воспитательного учреждения.

— Профилактическое наблюдение устанавливается:

— за лицом, осужденным за тяжкое или особо тяжкое преступление;

— за лицом, осужденным с отсрочкой исполнения наказания;

— за лицом, осужденным с условным неприменением наказания;

— за лицом, осужденным без назначения наказания;

— за несовершеннолетним лицом, осужденным с применением принудительных мер воспитательного характера;

— за лицом, условно-досрочно освобожденным от наказания.

— Превентивный надзор после освобождения из исправительного учреждения устанавливается:

— за лицом, допустившим особо опасный рецидив преступлений;

— за лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, судимым за преступление, совершенное в составе организованной группы или преступной организации;

— за лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, судимым за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо судимым два или более раза к наказанию в виде лишения свободы за любые умышленные преступления, если в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь на момент освобождения из исправительного учреждения оно признано злостно нарушающим установленный порядок отбывания наказания;

— за лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, судимым за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо судимым два или более раза к наказанию в виде лишения свободы за любые умышленные преступления, если после отбытия наказания в виде лишения свободы оно более двух раз в течение года привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений, за которые законом предусмотрено административное взыскание в виде административного ареста.

Основаниями для постановки на учет являются:

— постановление субъекта профилактики правонарушений о постановке на профилактический учет в соответствии со статьей 29 Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»;

— определение (постановление) суда (судьи) об установлении превентивного надзора в соответствии со статьей 80 Уголовного Кодекса Республики Беларусь;

— постановление органа внутренних дел, уголовно-исполнительной инспекции об установлении профилактического наблюдения, контроля в соответствии со статьей 81 Уголовного Кодекса Республики Беларусь.

Для постановки на учет заполняется регистрационная карточка формы ПЛ, которая оформляются по материалам учетно-наблюдательных, учетно-профилактических, профилактических дел и дел превентивного надзора. На лиц освобождающихся из исправительных учреждений и исправительных учреждений открытого типа за месяц до их освобождения сотрудники этих учреждений заполняют регистрационную карточку формы ПЛ и направляют ее в ОВД по месту предполагаемого убытия лица.

Основаниями для снятия с учета являются:

— истечение срока, на который был установлен превентивный надзор, если он не был продлен судом в установленном законом порядке;

— погашение или снятие судимости;

— досрочное представление органа внутренних дел, если будет установлено, что лицо стало на путь исправления и положительно характеризуется на работе и в быту;

— осуждение к лишению свободы;

— смерть, признание в соответствии с законодательством умершим или безвестно отсутствующим;

— убытие на постоянное место жительства за пределы Республики Беларусь;

— по истечении одного года со дня постановки на профилактический учет;

— в связи с устранением причин, которые могут создать угрозу национальной безопасности, привести к причинению вреда государственным или общественным интересам, правам, свободам, законным интересам других граждан;

— достижение восемнадцати лет;

— получение информации в письменной форме из организации здравоохранения об отсутствии у гражданина, страдающего психическим расстройством (заболеванием), склонности к противоправному поведению;

— устранение причин, наличие которых послужило основанием для постановки на профилактический учет;

— прекращение обязанности гражданина возмещать расходы, затраченные государством на содержание его детей, находящихся на государственном обеспечении, или по решению суда при возникновении обстоятельств, влекущих освобождение гражданина от возмещения расходов на содержание его детей.

Для снятия с учета заполняется регистрационная карточка формы ПЛ, согласно которой осуществлялась постановка на учет. Сотрудник подразделения, где ранее была заполнена регистрационная карточка, указывает в ней основание снятия с учета, и в течение рабочих суток направляет (передает) регистрационную карточку в ИП ОВД.

Учет «Зарегистрированное оружие».

Зарегистрированное оружие – имеющиеся у юридических и физических лиц оружие и боеприпасы, поставленные на учет в органах внутренних дел.

Основанием для постановки на учет зарегистрированного оружия является разрешение, выдаваемое ОВД на его хранении или хранение и ношение. Для постановки на учет заполняется регистрационная карточка формы ЗО. Регистрационная карточка формы ЗО заполняется с одновременной выдачей разрешения на хранение или хранение и ношение инспектором по разрешительной работе территориального ОВД или лицом, исполняющим его обязанности (далее – инспектор по разрешительной работе). Регистрационная карточка формы ЗО хранится у инспектора по разрешительной работе выдавшего разрешение.

Основаниями для снятия с учета являются:

— убытие физического лица на постоянное место жительства за пределы республики;

— заявление физического или юридического лица о добровольной сдаче оружия;

— смерть владельца оружия, при условии переоформления оружия в установленном законодательством порядке, его изъятии или добровольной сдачи;

— изъятие оружия при условии переоформления оружия в установленном законодательством порядке, или его уничтожении;

— ликвидация юридического лица;

— аннулирование разрешения на хранение или хранение и ношения оружия в соответствии с действующим законодательством, при условии переоформления оружия в установленном законодательством порядке или его изъятии;

— хищение оружия;

— утеря оружия;

— уничтожение оружия.

Для снятия с учета инспектор по разрешительной работе заполняет регистрационную карточку формы ЗО, согласно которой осуществлялась постановка на учет, указывает одно из оснований снятия с учета и в течение рабочих суток направляет (передает) регистрационную карточку в ИП ОВД.

Учет «Утраченное оружие»

Утраченное оружие – утраченные, похищенные, изъятые в ходе процессуальных действий, если их собственник не известен, обнаруженные бесхозными огнестрельное оружие и боеприпасы, имеющие индивидуальные номера, присвоенные изготовителем.

Учет утраченного оружия осуществляется в целях:

— обеспечения розыска утраченного оружия и вооружения;

— установления принадлежности выявленного, изъятого, найденного, добровольно сданного вооружения, имеющего индивидуальный номер, присвоенный предприятием-изготовителем или при регистрации его в подразделениях лицензионно-разрешительной системы;

— содействия в раскрытии преступлений, совершенных с его применением.

Учету подлежат следующие виды утраченного оружия:

— боевое ручное стрелковое, служебное, гражданское (охотничье и спортивное) нарезное и гладкоствольное огнестрельное оружие всех моделей;

— гранатометы;

— огнеметы;

— ствольные и реактивные артиллерийские системы;

— газовое оружие, имеющее индивидуальный номер;

— боеприпасы и взрывные устройства, имеющие индивидуальный номер;

— специальные приспособления (например, НРС-2 — нож разведчика стреляющий или иные);

— иные виды вооружения.

Учету не подлежит:

— вооружение, находившееся в распоряжении организаций и граждан на законных основаниях и добровольно сдаваемое ими в органы внутренних дел;

— выявленное вооружение, принадлежность которого установлена;

— вооружение, зарегистрированное в подразделениях лицензионно-разрешительной работы, в случае убытия владельца на другое место жительства без его снятия с учета в указанных подразделениях.

Основанием для постановки на учет является наличие зарегистрированного в установленном порядке факта утраты оружия.

Утраченное оружие в обязательном порядке проверяется по учетам банка данных зарегистрированного оружия и подлежит помещению в банк данных утраченного оружия только при отрицательном результате такой проверки.

При получении заявления (сообщения) об утрате оружия, а также в случае изъятия или приема выявленного или сдаваемого вооружения, сотрудником ОВД заполняется регистрационная карточка формы УО на каждую единицу оружия. В случае сборного оружия, форма УО заполняется на каждую деталь, имеющую индивидуальный номер.

При наличии на изъятом вооружении следов спиливания, повреждения или удаления каких-либо маркировочных обозначений: номера, серии, года выпуска, а также в тех случаях, когда указанные обозначения выражены неясно, вооружение направляется в экспертно-криминалистическое подразделение МВД, ГУВД, УВД для исследования и установления этих обозначений. Если вооружение подвергалось переделке, то этот факт и характер переделки отражается в фабуле.

Утраченное оружие снимается с учета после его обнаружения и получения положительных результатов проведенной идентификации.

Выявленное вооружение, возвращаемое в оборот для дальнейшей эксплуатации (в том числе через торговые организации) или на экспонирование в оперативно-архивные коллекции, музеи (выставочные залы), снимается с учета с момента принятия решения об этом уполномоченными органами или судом.

Снятие утраченного оружия и выявленного вооружения с учета производится на основании мотивированного письменного извещения произвольной формы или заполненной регистрационной карточки формы УО. Ответственность за обоснованность снятие утраченного оружия и выявленного вооружения с учета возлагается на начальника подразделения, производившее его постановку на учет.

Учет «Номерные вещи».

Номерные вещи – похищенные, изъятые в ходе процессуальных действий, если их собственник не известен, обнаруженные бесхозными вещи и документы, имеющие индивидуальные номера, присвоенные изготовителем, за исключением документов, удостоверяющих личность.

Основанием для постановки на учет являются:

— постановление о возбуждении уголовного дела и иные материалы уголовных дел, содержащие информацию о номерных вещах;

— постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, в котором имеется информация о номерных вещах;

— постановление о прекращении дела об административном правонарушении, в котором имеется информация о номерных вещах.

Для постановки на учет номерных вещей заполняется регистрационная карточка формы НВ.

Основаниями для снятия с учета являются:

— обнаружение или установление принадлежности номерной вещи или документа;

— прекращение уголовного дела за отсутствием события или состава преступления;

— по истечении пяти лет с момента утверждения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, прекращения дела об административном правонарушении;

— в случае отсутствия лица, способного опознать предметы (кроме предметов, принадлежащих государственным учреждениям культуры);

— в случае нахождения на учете более пяти лет (только для икон, не имеющих точного индивидуального названия и подробного описания).

Снятие с учета осуществляется на основании мотивированных письменных извещений произвольной формы или заполненной формы НВ, направленной подразделением, производившим постановку на учет. Письменное извещение или форма НВ в течение рабочих суток направляется (передается) в ИП ОВД.

Ответственность за обоснованность снятия с учета возлагается на подразделение, производившего постановку на учет.

Учет «Антиквариат».

Антиквариат – похищенные, изъятые в ходе процессуальных действий, если их собственник не известен, обнаруженные бесхозными предметы, имеющие культурную, историческую, научную или художественную ценность.

Учету подлежат следующие категории материальных объектов, имеющих историко-культурную ценность или обладающих отличительными духовными, художественными и (или) документальными достоинствами и соответствующих одному из критериев отбора материальных объектов для присвоения им статуса историко-культурной ценности:

— документальные памятники — акты государственных органов, другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, древние и другие рукописи и архивы, редкие печатные издания;

— памятники археологии — объекты хозяйственного и производственного назначения, монетные и вещественные сокровища;

— памятники искусства — произведения изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства.

Учету не подлежат современные сувенирные изделия, предметы культурного назначения серийного и массового производства.

Основанием для постановки на учет является наличие зарегистрированного в установленном порядке факта хищения, изъятия объекта фиксации.

Регистрационная карточка формы А заполняются следователями (дознавателями), сотрудниками криминальной милиции ОВД. При получении заявления (сообщения) о факте хищения, изъятия объекта фиксации заполняется регистрационная карточка формы А, на каждую похищенную вещь. К оборотной стороне регистрационной карты формы А прилагается (наклеивается) фотография либо эскизный рисунок предмета (общая, лицевая и оборотная, а также его деталей и дефектов.

Находящиеся на учете предметы антиквариата исключаются из банка данных по письменному представлению следователя, в производстве которого находится уголовное дело, дознавателя или лица, уполномоченного проводить дознание, по следующим основаниям:

— в связи с обнаружением или установлением принадлежности предмета;

— в случае прекращения уголовного дела за отсутствием события или состава преступления;

— в случае отсутствия лица, способного опознать предметы (кроме предметов, принадлежащих государственным учреждениям культуры);

— в случае нахождения на учете более 5 лет (только для икон, не имеющих точного индивидуального названия и подробного описания).

Исключение из банка данных производится на основании регистрационной карточки формы А, согласно которой были поставлены на учет.

Учет «Похищенный транспорт»

Похищенный транспорт – разыскиваемые механические транспортные средства, самоходные машины и прицепы.

Данный учет предназначен для сбора, систематизации, хранения, обработки и выдачи в установленном порядке информации о похищенных транспортных средствах.

К объектам учета относятся:

— разыскиваемые механические транспортные средства;

— самоходные машины;

— прицепы, прицепы-роспуски и полуприцепы (далее – прицепы).

Основанием для постановки на учет является постановление о возбуждении уголовного дела по факту хищения, угона ТС, без вести пропавшего водителя с ТС.

Для постановки на учет, следователь (дознаватель) возбудивший уголовное дело, заполняет регистрационную карточку формы АМТ на основании полученных данных в АИС «ГАИ — Центр».

Основаниями для снятия с учета являются:

— обнаружение ТС;

— обнаружение кузова автомобиля;

— не подтверждение информации о хищении;

— установления факта уничтожения ТС;

— не подтверждение информации о без вести пропавшем лице;

— прекращение уголовного дела по срокам давности следователем (дознавателем) с направлением регистрационной карточки в ИП ОВД.

В случае задержания или обнаружения разыскиваемого ТС информация об этом факте в обязательном порядке доводится до инициатора розыска в течение рабочих суток.

Для снятия с учета, следователь или дознаватель, в производстве которого находится уголовное дело, заполняет разделы «F. Сведения об обнаружении», «G. Дополнительные сведения о хищении» и раздел «Снятие с учета» ранее заполненной регистрационной карточки формы АМТ и направляет (передает) ее в течение рабочих суток в ИП ОВД.

Сведения об объектах учета хранятся в территориальных, региональных банках данных:

— о профилактируемых лицах – до достижения ими 80-летнего возраста;

— о зарегистрированном оружии – постоянно;

— об утраченном оружии – по истечении десяти лет с момента постановки на учет, если уголовное дело не возбуждалось, а также по истечении сроков давности уголовного дела;

— о номерных вещах – пять лет после снятия с учета;

— предметы антиквариата – пять лет после снятия с учета;

— о похищенных транспортных средствах – десять лет после снятия с учета. Срок хранения снятой информации в электронном виде десять лет с даты постановки на учет.

Регистрационные карточки об объекты учета уничтожаются:

— о профилактируемых лицах – при уничтожении учетно-наблюдательных, учетно-профилактических, профилактических дел и дел превентивного надзора;

— о зарегистрированном оружии – после аннулирования разрешения выдаваемое на его хранении или хранение и ношение;

— об утраченном оружии: по истечении по истечении 5 лет с момента постановки выявленного оружия на учет; по истечении 10 лет, если уголовное дело не возбуждалось (утраченное гражданское нарезное, гладкоствольное, газовое, сигнальное и бесствольное оружие);

— о номерных вещах – по истечении 5 лет с момента утверждения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, прекращения дела об административном правонарушении;

— предметы антиквариата – в случае нахождения на учете более 5 лет (только для икон, не имеющих точного индивидуального названия и подробного описания);

— о транспортных средствах – по истечении одного года после снятия с учета.

Организация работы участкового уполномоченного полиции с лицами, состоящими на профилактическом учете.

Приказ МВД России от 31.12.2012 № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» (Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции).

Основной объем профилактической работы осуществляют органы вну­тренних дел (полиции) и конкретно участковый уполномоченный полиции во взаимодействии с другими правоохранительными органами, а также с общественными организациями правоохранительной направленности.

Необходимо отметить тот факт, что индивидуальная профилактика на­чинается с выявления лиц, поведение которых свидетельствует о реаль­ной опасности совершения ими правонарушений и преступлений. Такая деятельность предполагает систематический и своевременный сбор ин­формации из всех возможных источников (различные оперативно-профи­лактические учеты, уголовные дела, материалы об отказе в возбуждении уголовных дел и др.).

В соответствии Наставлением по организации деятельности участкового уполномоченного полиции, помимо вышеперечисленных источников ин­формации участковый уполномоченный выявляет данные категории (профилактируемый элемент) лиц при профилактическом обходе администра­тивного участка (Глава 6 Наставления), при приеме граждан и рассмотрении их обращений (Глава 7 Наставления), а так же при осуществлении взаимо­действия с сотрудниками территориальных органов МВД России и другими федеральными органами исполнительной власти (Глава 11 Наставления).

Выявление неразрывно связано с изучением лиц, которые являются объектами индивидуальной профилактики. При этом подлежат изучению следующие конкретные данные, характеризующие личность:

1). Преступное и иное противоправное поведение: когда, где и за что привлекался к уголовной или административной ответственности, какая мера наказания была назначена, где отбывал наказание и как характеризо­вался в этот период.

2). Преступный опыт: особые навыки подготовки, совершения и сокры­тия преступлений, осведомленность о методах оперативной работы, уча­стие в преступных группировках и т.п.

3). Факторы, детерминирующие преступное и иное противоправное по­ведение: что было причиной каждого правонарушения, в отношении кого они были совершены и по каким мотивам, были ли связаны с пьянством или употреблением наркотиков, конфликтом в семейно-бытовой сфере, какие условия способствовали либо облегчили совершение правонарушений и т.п.

4). Социально-демографические характеристики: образование, воз­раст, семейное положение, состав семьи, место жительства; культурный уровень; социальное положение; специальность, должностное положение, трудовой стаж; отношение к труду, к собственности, к исполнению обще­гражданских обязанностей, семье, детям и т.д.

5). Условия жизни и ближайшее окружение: характеристика членов се­мьи, семейно-бытовых отношений; жилищные условия; морально-психо­логический климат в трудовом коллективе, взаимоотношения с сослужив­цами, условия работы, материальная обеспеченность; круг общения, кто из ближайшего окружения может оказать положительное влияние, пользует­ся авторитетом и т.п.

6). Индивидуально-психологические особенности: развитие интеллекта (уровень умственного развития, запас знаний, жизненный опыт, широта и направленность взглядов и т.п.); черты характера (замкнутость или общи­тельность; эгоистичность, легкомыслие, безответственность; активность или пассивность, правдивость или лживость; мстительность, жестокость, наглость, хитрость, завистливость и т.д.); волевые качества (настойчи­вость, решительность, организованность, способность подчинять себе других или поддаваться чужому влиянию и др.); интересы (к материаль­ным, духовным благам, к чтению, спортивным играм, охоте, рыбной лов­ле, техническому творчеству и др.).

7). Физиопсихологические особенности и заболевания (алкоголизм, психопатия, отклонения в половой сфере и др.).

8). Особые склонности антиобщественного характера: к употреблению спиртных напитков или наркотиков, азартным играм, развратному, парази­тическому образу жизни, агрессивно-конфликтному поведению и т.п.

В целях всестороннего изучения личности участковым уполномочен­ным полиции могут применяться такие методы, как ознакомление с раз­личными документами (в том числе и обобщение независимых характе­ристик); анализ поступков профилактируемого, беседы с гражданами, хорошо его знающими, изучение окружающей его среды и т.д.

В процессе изучения личности профилактируемого изучается инфор­мация о прошлом и настоящем личности, социальных связях и ближайшем окружении, благодаря которой возможно сделать прогноз будущего пове­дения. При этом факторы, которые могут положительно повлиять на лицо в будущем, должны быть поддержаны; факторы, оказывающие отрицатель­ное влияние, должны стать объектом предупредительного воздействия.

Таким образом, индивидуальная профилактика воздействует на обсто­ятельства, побуждающие к совершению противоправных деяний данным лицом, и по возможности устраняет их.

Вопрос о постановке лица на профилактический учет решается в строгом соответствии с законодательством и нормативными актами, ос­нованием является наличие достаточных, проверенных данных, указыва­ющих на:

-неоднократное совершение в местах лишения свободы дисципли­нарных проступков, гражданско-правовых деликтов либо админи­стративных правонарушений с нарастанием степени их обществен­ной опасности, свидетельствующее о возможности совершения лицом преступлений;

— наличие в деянии лица отдельных признаков объективной или субъ­ективной стороны состава преступления при отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела;

— совершение лицом деяния, содержащего признаки преступления, при наличии обстоятельств, исключающих производство по уголов­ному делу или влекущих его прекращение либо освобождение от уголовной ответственности;

— невыполнение лицом, осужденным условно или освобожденным условно-досрочно, обязанностей, возложенных на него приговором суда;

— противоправное поведение лица, освобожденного из мест лишения свободы, судимость которого не снята или не погашена;

— совершение дисциплинарного проступка либо административного правонарушения лицом, которому отсрочено отбывание наказания либо освобожденного от отбывания наказания в связи с болезнью.

Планирование индивидуально-профилактической работы обусловлено особенностями каждой конкретной ситуации и не исключает возможности просчитывания действий по некоторым параметрам. Невозможно разра­ботать какой-то типовой план индивидуальной профилактики, пригодный для всех без исключения случаев и лиц. Однако нельзя отрицать опреде­ленного значения примерных планов индивидуальной профилактики, раз­работанных с учетом различных типичных ситуаций, складывающихся в этой деятельности.

Грамотный подход к выработке этих планов состоит в том, что плани­руемые мероприятия должны облегчить последовательное осуществление перечисленных ниже работ, составляющих содержание непосредственно­го профилактического воздействия.

В соответствии с главой 8 Наставления по организации деятельности участкового уполномоченного полиции «Порядок проведения участковым уполномоченным полиции индивидуальной профилактической работы с гражданами, состоящими на профилактическом учете, в целях предупреж­дения совершения ими преступлений и административных правонаруше­ний», участковый уполномоченный полиции проводит индивидуальную профилактическую работу со следующими категориями граждан, состоя­щих на профилактическом учете:

1. Освобожденными из мест лишения свободы и имеющими непога­шенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжко­го преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, в отношении которых судом установлены временные ограничения прав и свобод и обязанности, предусмотренных федеральными законами (то есть поднадзорными ли­цами), а также освобожденными из мест лишения свободы и имеющими непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершенно­летнего, за совершение преступления при опасном или особо опасном ре­цидиве преступлений.

2. Больными алкоголизмом или наркоманией, состоящими на учете в медицинской организации и представляющими опасность для окружаю­щих.

3. Совершившими правонарушения в сфере семейно-бытовых отноше­ний и представляющими опасность для окружающих.

4. Совершившими административные правонарушения против поряд­ка управления и (или) административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность при проведении общественно-политических, спортивно-массовых, культурно-массовых, религиозных и иных общественно-значимых мероприятий.

5. Входящими в неформальные молодежные объединения противоправ­ной направленности, совершившими административные правонарушения против порядка управления и (или) административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.

6. Лицами, которым назначено административное наказание за неза­конный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их ана­логов, а также за их потребление без назначения врача.

Участковый уполномоченный участвует в пределах своей компетенции в осуществлении контроля за поведением:

1. Осужденных за совершение преступления, которым назначено на­казание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно.

2. Несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН.

Профилактический учет граждан, проживающих на административном участке, и проведение с ними индивидуальной профилактической рабо­ты устанавливается решением начальника территориального органа МВД России при поступлении:

— Сообщения из исправительного учреждения и постановления суда для лица, освобожденного из мест лишения свободы, в отношении которо­го судом установлены ограничения в соответствии с федеральным законом.

— Медицинских документов из медицинской организации на лицо, больное алкоголизмом или наркоманией, состоящее на учете в медицин­ской организации и представляющее опасность для окружающих.

— Рапорта участкового уполномоченного полиции на имя начальни­ка территориального органа МВД России, согласованного с начальником ОУУП, о необходимости постановки на профилактический учет гражда­нина, входящего в категорию, указанную в подпунктах 63.3-63.6 Настав­ления.

— Сообщения из территориального органа или уголовно-исполнитель­ной инспекции Федеральной службы исполнения наказаний67, и копии приговора суда для осужденных лиц, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно.

— Информации ПДН о необходимости проведения профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учете в ПДН.

Индивидуальная профилактическая работа участкового уполномочен­ного полиции включает:

1). Проведение профилактических бесед с лицами, состоящими на про­филактическом учете.

2). Наблюдение за поведением лиц, состоящих на профилактическом учете, их образом жизни, кругом общения.

3). Опрос родственников лиц, состоящих на профилактическом учете, их соседей и других лиц.

4). Применение мер административного принуждения к лицам, состоя­щим на профилактических учетах и нарушающим законодательство Рос­сийской Федерации.

Срок нахождения на профилактическом учете устанавливается в отно­шении лиц:

· Освобожденных из мест лишения свободы, которым установлены ограничения в соответствии с федеральным законом, — до истечения сро­ка, установленного решением суда.

· Больных алкоголизмом или наркоманией, состоящих на учете в меди­цинской организации и представляющих опасность для окружающих, — до срока снятия их с учета в медицинской организации.

· Допускающих правонарушения в сфере бытовых отношений и пред­ставляющих опасность для окружающих, административные правона­рушения против порядка управления и (или) административные право­нарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность при проведении общественно-политических, спортивно­массовых, культурно-массовых, религиозных и иных общественно-значи­мых мероприятий, входящих в неформальные молодежные объединения противоправной направленности — один год с момента постановки на профилактический учет.

· Осужденных, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно, — до истечения срока наказания, указанного в приговоре суда (снятия с учета в территори­альном подразделении уголовно-исполнительной системы).

· Несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН, — до снятия с уче­та в ПДН.

Основаниями для снятия лиц с профилактического учета и прекраще­ния индивидуальной профилактической работы с лицами, состоящими на профилактическом учете, в территориальных органах МВД России, отде­лах (отделениях, пунктах) полиции являются:

1. Окончание (истечение) сроков нахождения на профилактическом учете.

2. Осуждение к лишению свободы и направление к месту отбывания наказания.

3. Прекращение противоправного поведения, когда поведение и образ жизни лица, состоящего на профилактическом учете, не нуждаются в даль­нейшем наблюдении.

4. Признание гражданина безвестно отсутствующим (умершим) по ре­шению суда.

5. Смерть гражданина.

6. Иные основания, установленные законодательством Российской Фе­дерации.

Снятие лиц, состоящих на учете в территориальных органах МВД Рос­сии на районном уровне, с профилактического учета и прекращение ин­дивидуальной профилактической работы с ними производится решением начальника территориального органа МВД России по рапорту участкового уполномоченного полиции, согласованному с начальником ОУУП.

Срок нахождения на профилактическом учете может продлеваться при совершении лицами, состоящими на профилактическом учете, адми­нистративных правонарушений (против порядка управления и (или) по­сягающие на общественный порядок и общественную безопасность) и поступлении на них неоднократных (двух и более) жалоб в течение года, решением начальника территориального органа МВД России по рапорту участкового уполномоченного полиции, согласованному с начальником ОУУП, при этом:

— При установлении, продлении или прекращении профилактического учета в паспорте на административный участок делается соответствующая запись.

— При перемене места жительства (пребывания) лица, состоящего на профилактическом учете, участковым уполномоченным полиции, по со­гласованию с начальником ОУУП, направляется информация и все имею­щиеся материалы в соответствующий территориальный орган МВД Рос­сии по территориальности.

— Участковый уполномоченный полиции не реже одного раза в квартал проводит с лицами, указанными в подпунктах 63.2 — 63.6 Наставления, а также с членами их семей, другими гражданами, которые могут оказать на них профилактическое воздействие, беседы с целью предупреждения пре­ступлений и иных правонарушений.

— Результаты проведения индивидуальной профилактической рабо­ты с лицами, состоящими на профилактическом учете, докладываются участковым уполномоченным полиции рапортом (ежеквартально) на имя начальника территориального органа МВД России, а затем рапорты пере­даются начальнику ОУУП для исполнения резолюции руководителя, ана­лиза, обобщения результатов деятельности участковых уполномоченных полиции и хранения в течение пяти лет.

При осуществлении индивидуальной профилактики участковым уполномоченным полиции применяются такие методы как убеждение и принуждение.

Убеждение как метод профилактики — это комплекс вос­питательных, разъяснительных мероприятий, осуществляемых в целях из­менения антиобщественного поведения профилактируемых и закрепления положительной динамики (правомерного поведения). Основными форма­ми реализации убеждения являются индивидуальные и коллективные бесе­ды, обсуждение поведения лица, установление над ним шефства, совмест­ное участие воспитателя и воспитуемого в полезной деятельности и т.д.

В процессе применения метода убеждения необходимо использовать разнообразные психологические и педагогические приемы воздействия.

Основной формой воспитательного воздействия на лиц является бе­седа. В индивидуальной профилактике используются беседы трех видов: предварительная (или ознакомительная), предупредительная и воспита­тельная.

Предварительная беседа проводится в индивидуальном порядке при постановке профилактируемого лица на учет. От ее содержания и результа­тов во многом зависит ход дальнейшей воспитательной работы. Психоло­гическая атмосфера такой беседы, ее тон должны отражать общую линию профилактической работы, необходимо сочетание доброжелательности, заинтересованности в судьбе профилактируемого с требовательностью к нему и его поведению, чтобы беседа была эффективной и предметной, не­обходимо заранее собрать как можно больше информации о самом лице, его поведении, окружении, связях и т.д.

Предупредительная беседа проводится при наличии фактов антиобще­ственного поведения лица, взятого на профилактический учет, либо без каких-либо внешних поводов, т.е. в порядке повседневной работы, она так­же преследует цель контроля за поведением правонарушителя, кроме того используется для информационного обеспечения индивидуальной профи­лактики.

Воспитательная беседа по содержанию и способам воздействия близка к предупредительной беседе, но воспитательные беседы проводятся, как правило, в неофициальной обстановке, чаще по месту жительства, учебы или работы профилактируемого.

Одной из форм воспитательного воздействия является шефство над профилактируемым (для несовершеннолетних — закрепление так назы­ваемых общественных воспитателей), т.е. используется помощь тех лиц, которые могут положительно воздействовать на профилактируемого, ней­трализовать или устранить оказываемое на него негативное влияние.

Метод оказания помощи является наиболее эффективным в профилак­тической деятельности. Он используется для трудоустройства, улучшения бытовых условий, организации досуга и т.д.

Меры оказания помощи в трудоустройстве и созданию надлежащих бытовых условий, особенно лицам, освобожденным из мест лишения сво­боды, регламентируются различными нормативными актами. Однако в со­временных условиях их применение крайне затруднено.

Метод принуждения является одним из основных в индивидуально­профилактической деятельности. Он реализуется путем применения раз­личных по своей юридической природе, содержанию и направленности мер воздействия. К основным таким мерам, наиболее часто применяемым полицией относятся:

— административный арест и административное задержание;

— административный надзор;

— штраф;

— наложение и ужесточение в отношении ранее судимых ограничений, позволяющих установить барьеры на пути противоправной деятель­ности, способствующие социализации личности.

К мерам принуждения, применяемым в отношении несовершенно­летних правонарушителей, относится также и направление подростков в специальные учебно-воспитательные учреждения и центры временной изоляции. Данная мера применяется в том случае, когда другие меры не принесли результатов и подросток совершил противоправное деяние, од­нако ввиду недостижения возраста уголовной ответственности или по дру­гим причинам в возбуждении уголовного дела было отказано, либо при систематическом совершении подростком административных правона­рушений. Как крайняя мера применяется возбуждение ходатайства перед судом о лишении родительских прав и дееспособности в отношении роди­телей, которые явно отрицательно влияют на своих детей.

Контроль участкового уполномоченного полиции за поведением и об­разом жизни поставленных на учет лиц, а также систематическая проверка результатов профилактических мероприятий осуществляются в соответ­ствии с планом индивидуальной профилактики.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *