Прописка РБ

Прописка РБ

Прописка

  1. Какие документы нужны для прописки новорождённого по месту его жительства
  2. Какие документы нужны для прописки в квартиру (смены места регистрации)
  3. Инстанции, в которые необходимо обращаться для оформления прописки

Прописка (регистрация) – процедура, фиксирующая индивида в качестве жителя определённого административного района. В соответствии с адресом постоянной регистрации происходит долгосрочное прикрепление к районной поликлинике, становится возможной постановка в очередь на улучшение жилищных условий, на посещение дошкольного учреждения образования для ребёнка и пр.

Существует два принципиально разных вида регистрации: постоянная и временная. Временная прописка в Минске может быть нужна по разным причинам, но самая частая – это необходимость устроить ребёнка в детский сад. Большинство же организационных «гражданских» вопросов решаются и без наличия временной регистрации. Так, например, для того, чтобы оформить договор на срочное (до 1 года) прикрепление к районной поликлинике, достаточно паспорта и заявления. В некоторых поликлиниках требуют договор аренды жилого помещения, однако юристы не раз заявляли о незаконности данных требований. Если рассматривать вопрос комплексно, то можно заметить, что временная прописка в Беларуси – это очень мифологизированная тема, и граждане зачастую придумывают дополнительные трудности на тему этого вопроса, которых в действительности не существует. Одним из популярных мифов является миф о том, что регистрация в квартире является необходимым требованием для трудоустройства. На самом же деле, работодатель не имеет права отказать в трудоустройстве по причине отсутствия постоянной или временной прописки в том городе, где находится рабочее место.

Есть ряд процедур, возможных для осуществления лишь при наличии постоянной прописки. К этим процедурам относятся:

  • Постановка в очередь на улучшение жилищных условий;
  • Замена или восстановление документов;
  • Постановка автотранспортного средства на учёт и снятие с него;
  • Регистрация брака в ЗАГСе

Какие документы нужны для прописки новорождённого по месту его жительства

Новорождённые регистрируются по адресу, где проживают родители (один из родителей). Недостаточное количество метров жилой площади не может стать причиной отказа в прописке новорождённого. Госпошлину за прописку граждан, которые младше 18 лет, платить не надо. Для регистрации новорождённого необходимы следующие документы:

  • Медицинская справка о рождении (выдаётся в роддоме);
  • Паспорта отца и матери;
  • Документ, фиксирующий заключение брака родителей;
  • Свидетельства о рождении матери и отца

Какие документы нужны для прописки в квартиру (смены места регистрации)

В ходе жизни большинство граждан как минимум однажды меняют место постоянного проживания. Нередко это связано с тем, что их надо выписать их квартиры, где они проживали раньше, и зарегистрировать по новому адресу.

Вопрос о регистрации граждан по месту жительства регулируется Указом Президента «413 от 07.09.2007. В данном указе зафиксировано, что для прописки по месту жительства должны быть предоставлены:

  • Паспорт (документ, удостоверяющий личность) или доверенность, если документы предоставляет не гражданин лично, а его представитель.
  • Военный билет и временный документ (удостоверение призывника), в котором обязательно должна стоять отметка о постановке на учёт в данном административном районе. Это необходимо для своевременной и наиболее полной регистрации всех военнообязанных граждан.
  • Домовую книгу (если таковая имеется), когда оформляется прописка в жилом доме с одной квартирой.
  • Документ, который является основанием для оформления регистрации по данному адресу.
  • Квитанция (иной документ), подтверждающая, что государственная пошлина за оформление регистрации была оплачена.
  • Согласие законного представителя ребёнка, выраженное в письменной форме в соответствии с формальными требованиями, на прописку по адресу места проживания иного законного представителя.
  • Согласие законных представителей ребёнка, выраженное в письменной форме в соответствии с формальными требованиями, на регистрацию его не по месту их жительства.

Инстанции, в которые необходимо обращаться для оформления прописки

Оформление постоянной регистрации — не самая простая процедура, и требует слаженной работы нескольких государственных структур. Для того, чтобы прописаться доме или квартире, надо обратиться в следующие инстанции:

  • Отдел, занимающийся вопросами гражданства и миграции ОВД;
  • Организация, занимающаяся вопросами функционирования жилищного фонда;
  • Кооператив или товарищество собственников по месту запрашиваемой регистрации (при наличии таких объединений);
  • В сельский или поселковый исполком, если регистрация производится не в городской черте;
  • В организацию, ответственную за регистрацию. Таковой является организация, чьей собственностью является жильё или в чьём хозяйственном ведении оно находится.

Оформляемся в квартире

Прежде всего нужно иметь в виду: регистрация (прописка) сама по себе не порождает права собственности на жилье, по сути, это формальная процедура, которая производится на основании документов, подтверждающих права на жилплощадь. Причем права эти могут быть различными.

Зарегистрироваться (прописаться) может как сам собственник — в свою личную квартиру, так и другие лица, имеющие иные права на жилье, скажем, право пользования на основании договора найма.

! Собственник подает заявление о своем желании зарегистрироваться и документы, подтверждающие право собственности на квартиру. Иным лицам нужно предъявлять либо заявление от собственника о его желании вселить к себе таких жильцов, либо договор с собственником, выражающий его волю на вселение (договор найма, безвозмездного пользования и т.д.).

Обратите внимание: составление договора требует дополнительных затрат времени и средств. На практике органы регистрационного учета нередко требуют именно договор, если в квартире требуется зарегистрировать лицо, которое не является членом семья собственника. Для регистрации членов семьи достаточно заявления хозяина жилья.

СПРАВКА «КП»

Право собственности — самое полноценное право на квартиру: оно включает владение, пользование и распоряжение жильем.

Возможность свободно распоряжаться квартирой кардинально отличает собственника от других лиц, имеющих права на жилплощадь.

Причем распоряжение в данном случае позволяет самостоятельно, по своему усмотрению, совершать юридические действия — сделки с квартирой: продавать, закладывать, сдавать внаем и т.д.

Прописка для собственника

Собственник может по своему усмотрению зарегистрироваться в жилье, а может и не оформлять регистрацию — так, например, лица, владеющие двумя и более квартирами, вправе зарегистрироваться только в одной из них. При этом право собственности на жилье, в котором собственник не оформил регистрацию, разумеется, сохраняется в полном объеме.

На что рассчитывать, если вы прописаны, но не собственник

1. Право пользования жилплощадью, проще говоря — возможность проживания в квартире.

— Но если человек вселился и зарегистрирован в жилье на основании договора найма с собственником (а не по одностороннему заявлению), собственник имеет право выселить его без объяснения причин, уведомив его об этом за три месяца о расторжении договора, — рассказала директор агентства недвижимости «Твоя столица» Людмила КРАСОВСКАЯ. — Если же он вселился на основании заявления, то его интересы защищены надежнее: он прописан бессрочно, и выселить его можно только при наличии веской причины, например, если квартира продается.

Бывшие члены семьи собственника также могут потерять право пользования жилплощадью. Например, после развода муж, который является собственником квартиры, имеет право выселить жену, прописанную в этой квартире. Но только в том случае, если у нее есть в собственности другое жилье (отдельная квартира или комната) в этом населенном пункте (городе, поселке). Если квартира мужа, допустим, находится в Минске, а у жены есть квартира в собственности в Гомеле, то выселить ее он не может (статья 120 Жилищного кодекса РБ).

В случае смены собственника наниматель также рискует быть выселенным: если новый собственник не согласен с договором найма, то он его может расторгнуть, и у нанимателя не будет оснований для защиты своих интересов. Если же у нового хозяина есть желание продлить договор аренды — считайте, что вам повезло.

2. Люди, зарегистрированные в государственной квартире по месту жительства, имеют право на участие в приватизации этого жилья.

В этом случае наличие регистрации дает возможность превратиться в собственника жилья путем приватизации.

! Если же собственник регистрирует кого-либо в своей приватизированной (купленной, полученной по наследству и т.д.) квартире, то такие лица не получают доли в праве собственности на жилье! Они имеют только право пользования жилплощадью, которое может прекратиться в том числе по инициативе собственника (при разводе с вселенным супругом, продаже квартиры и др. — см. в тексте).

ВОПРОС — РЕБРОМ

Можно ли зарегистрировать ребенка к родителям без согласия собственника?

Для регистрации несовершеннолетних детей к родителям, не являющимся собственниками жилья, согласия хозяина квартиры не требуется. Местом жительства ребенка до 14 лет является место жительства его родителей либо одного из них.

Подготовили Анна ДОБРЮХА и Ирина КАЛИНИНА.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *