Требования к составлению акта налоговой проверки

Требования к составлению акта налоговой проверки

По итогам выездной проверки всегда оформляется акт (даже если нарушения не выявлены). В противном случае решение, вынесенное при отсутствии акта, является незаконным. Процедурные моменты, связанные с актом проверки, определены положениями ст. 100 НК РФ. На практике положения названной налоговой нормы вызывают немало вопросов, ответы на некоторые из них представлены в данном материале.

В начале напомним основные процедурные моменты, связанные с оформлением акта по результатам выездной проверки и его вручением проверяемому лицу.

Общая схема оформления и вручения акта налоговой проверки

Акт налоговой проверки по существу является обобщением письменных материалов и производным доказательством. Он не является ненормативным актом, влекущим какие‑либо последствия для налогоплательщика, так как фиксирует установленные налоговым органом обстоятельства, в дальнейшем проверяется инспекцией при рассмотрении материалов налоговой проверки с учетом контраргументов налогоплательщика и подвергается проверке наряду со всеми другими доказательствами при вынесении решения. Тогда как само решение принимается на основании всех материалов, имеющихся у налогового органа (Постановление АС УО от 10.03.2016 № Ф09-683/16 по делу № А60-21375/2015). 📌 Реклама Отключить

В настоящее время применяется форма акта налоговой проверки, утвержденная Приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Данным приказом утверждены также Требования к составлению акта налоговой проверки (далее – Требования).

Обратите внимание

Акт налоговой проверки по установленной форме должен быть составлен в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной проверке (п. 1 ст. 100 НК РФ). Причем дата окончания проверки совпадает именно с датой составления справки. В дальнейшем сроки оформления результатов налоговой проверки исчисляются с даты составления справки, а не ее вручения, следовательно, иной срок вручения справки не влечет для налогоплательщика никаких последствий (п. 3 Письма ФНС России от 29.12.2012 № АС-4-2/22690).

Что нужно учесть при получении акта проверки

Проверяемому лицу может быть вручен и оригинал акта, и его копия 📌 Реклама Отключить

Подпунктом 9 п. 1 ст. 21 НК РФ определено право налогоплательщика на получение копии акта налоговой проверки. Данному положению корреспондирует норма пп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ, которой установлена обязанность налогового органа направлять налогоплательщику копию акта налоговой проверки.

В свою очередь, в п. 5 ст. 100 НК РФ, в котором говорится об обязанности налоговых инспекторов вручить акт проверки в течение пяти дней с даты составления этого акта, не содержится оговорки о том, что налогоплательщику должен быть вручен именно оригинал.

ФНС со ссылкой на названный пункт в Письме от 27.08.2007 № 06‑1‑02/558 также пояснила, что проверяемому лицу подлежит вручению копия указанного акта.

Однако если обратиться к п. 5 Требований, то станет понятно, что акт выездной проверки должен быть изготовлен в двух экземплярах: один остается у инспекторов, другой – вручается проверяемому лицу.

📌 Реклама Отключить

Выходит, что налогоплательщику в равной степени может быть вручен и оригинал, и копия акта налоговой проверки. Судебная практика также соглашается с обозначенным подходом (см., например, постановления ФАС ЦО от 28.04.2014 по делу № А35-4665/2013, ФАС ДВО от 23.12.2013 № Ф03-6129/2013 по делу № А51-16532/2013).

Выводы судей обусловлены в том числе п. 14 ст. 101 НК РФ, из которого следует, что факт вручения налогоплательщику копии акта вместо оригинала сам по себе не является безусловным основанием для отмены решения по результатам проверки. В рассматриваемой ситуации права налогоплательщика не нарушены, так как он не лишен возможности представить свои возражения на акт и участвовать при рассмотрении материалов налоговой проверки (см. Письмо Минфина России от 22.05.2013 № 03‑02‑07/1/18189).

Инспекция не вправе по своему усмотрению выбрать способ вручения акта

📌 Реклама Отключить

В пункте 5 ст. 100 НК РФ сказано, что акт должен быть вручен проверяемому лицу (или его представителю) под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено данным пунктом.

Из содержания приведенной нормы следует, что передача акта проверки иным способом – это, по сути, альтернативный по отношению к основному способ вручения акта под расписку. Причем иным способом передачи акта проверки может быть, например, направление его по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Арбитры высказывают мнение, что возможность направления акта проверки почтовым отправлением предусмотрена п. 5 ст. 100 НК РФ только в случае уклонения проверяемого лица от получения акта, что должно быть отражено в акте налоговой проверки (см. постановления ФАС МО от 20.01.2014 № Ф05-16692/2013 по делу № А41-11771/10, ФАС УО от 09.11.2011 № Ф09-7185/11 по делу № А76-3222/2011).

📌 Реклама Отключить

Причем они подчеркивают: факт неполучения проверяемым лицом акта сам по себе не может служить основанием для вывода, что данное лицо уклонялось от получения акта проверки (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2013 № 09АП-7038/2013, 09АП-8501/2013 по делу № А40-95693/12‑90‑491 (Постановлением ФАС МО от 07.08.2013 оставлено в силе).

Между тем Налоговым кодексом не определено понятие «уклонение от получения акта налоговой проверки». Арбитры, в свою очередь, под данным понятием подразумевают сознательные и преднамеренные действия налогоплательщика, направленные на неполучение указанного акта. Подобные действия они расценивают как злоупотребление правами, предоставленными налогоплательщику Налоговым кодексом.

Например, действия общества, сообщавшего налоговому органу различные адреса своего места нахождения, но фактически отсутствовавшего по ним и не получавшего по указанным адресам корреспонденцию, а также указавшего на возможность получения акта и иных документов представителем общества, но не направившего своего представителя для их получения, ФАС СКО оценил как злоупотребление правами налогоплательщика (Постановление от 20.06.2012 по делу № А53-15872/2011).

📌 Реклама Отключить

Приложения к акту налоговой проверки

В соответствии с п. 3.1 ст. 100 НК РФ к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются.

Словом, Налоговый кодекс возлагает на налоговый орган обязанность приложить к акту документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. Такой вывод сделан в частности, в постановлениях АС ВСО от 22.09.2015 № Ф02-5056/2015 по делу № А19-17587/2014, АС МО от 17.07.2015 № Ф05-8680/2015 по делу № А41-46433/14.

Отсутствие документов, которые подтверждают факты нарушений законодательства о налогах и сборах, лишает налогоплательщика (налогового агента) полной информации, необходимой для подготовки обоснованных возражений. В свою очередь, это влечет ограничение его прав на полноценное участие в рассмотрении материалов проверки, которое можно квалифицировать как нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки (Постановление ФАС СКО от 25.10.2013 по делу № А53-28519/2012).

📌 Реклама Отключить

Однако если в акте проверки и в решении достаточно полно изложены обстоятельства допущенных налогоплательщиком правонарушений, в них имеются ссылки на документы, полученные в ходе проверки и явившиеся основанием для выводов, сделанных налоговым органом, а налогоплательщик реализовал свое право на ознакомление с результатом проверки, представил возражения на акт проверки и участвовал в рассмотрении материалов проверки, то ссылку налогоплательщика на отсутствие приложений к акту как на существенное нарушение процедуры вынесения решения по проверке арбитры, скорее всего, отклонят (см., например, Постановление АС УО от 06.11.2015 № Ф09-7960/15 по делу № А47-5192/2014).

Если акт проверки не был вручен до рассмотрения материалов проверки

Признается ли указанное обстоятельство нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ)? Напомним, таковыми являются:

📌 Реклама Отключить

  • возможность проверяемого лица участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично или через своего представителя;
  • возможность налогоплательщика представить объяснения.

В ситуации, когда налогоплательщик не представил свои возражения на акт, однако принимал участие в рассмотрении материалов дела, для отмены решения в судебном порядке ему нужно доказать, что он не смог надлежаще подготовиться к рассмотрению материалов дела и привести обстоятельные объяснения. Как отмечено в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.11.2011 № 15726/10 по делу № А32-44414/2009‑51/796, для признания факта нарушения существенных условий процедуры налоговой проверки, выразившегося в отсутствии у налогоплательщика возможности возражения, недостаточно указания лишь на наличие у него такого права.

Таким образом, если акт проверки не был вручен налогоплательщику до рассмотрения материалов проверки и налогоплательщик не присутствовал при рассмотрении (не был извещен о дате), суд, скорее всего, отменит итоговое решение о проверке. Ведь в данной ситуации нарушены законные права налогоплательщика (см., например, Постановление ФАС ПО от 01.04.2010 по делу № А55-6130/2009).

📌 Реклама Отключить

Внесение изменений в акт проверки

Внесение изменений в акт проверки должно быть согласовано с проверяемым лицом

О праве инспекторов внести изменения в акт проверки после его вручения проверяемому лицу ни в Налоговом кодексе, ни в Требованиях не сказано ни слова. В то же время справедливости ради надо признать, что и прямого запрета на подобные действия контролеров не установлено.

Кроме того, в п. 2 Требований сказано, что в акте не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями проверяющего (руководителя проверяющей группы (бригады)) и проверяемого лица (его представителя). При этом исправление ошибок в акте с помощью корректирующего или иного аналогичного средства не допускается.

Из сказанного следует, что налоговое законодательство не предоставляет налоговому органу право самостоятельно вносить какие‑либо изменения и дополнения в принимаемые акты налоговых проверок и решения. Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС ПО от 01.11.2011 по делу № А55-3313/2011, ФАС ВСО от 31.10.2008 № А78-6071/07‑С3-8/317‑Ф02-5344/08 по делу № А78-6071/07‑С3-8/317.

📌 Реклама Отключить

Вместе с тем по смыслу п. 2 Требований изменения в акт проверки все же могут быть внесены. Речь здесь идет о так называемых технических ошибках, допущенных самими контролерами при оформлении акта. Ведь исправление подобных ошибок не связано с установлением новых обстоятельств выявленных правонарушений. Соответственно, такие действия контролеров не нарушают права налогоплательщика и не могут привести к принятию неправомерного решения по результатам проверки (см. постановления ФАС ПО от 28.03.2012 по делу № А12-3551/2011, ФАС ВСО от 07.09.2010 по делу № А33-14891/2009). Но в любом случае внесение изменений в акт налоговой проверки (в том числе в целях исправления технических ошибок) должно быть согласовано с проверяемым лицом (п. 2 Требований).

Увеличивается ли срок для подготовки возражений, если в акт проверки вносятся изменения?

📌 Реклама Отключить

В соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ налогоплательщик в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Срок (10 дней), отведенный п. 1 ст. 101 НК РФ для вынесения решения по результатам проведенной проверки, начинает исчисляться после истечения одного месяца, установленного п. 6 ст. 100 НК РФ.

При этом Налоговым кодексом не оговорены последствия внесения налоговым органом изменений в акт налоговой проверки.

По мнению арбитров, вследствие внесения изменений в акт выездной проверки после вручения его налогоплательщику срок представления возражений на него должен исчисляться заново. Если решение по итогам проверки вынесено до истечения заново исчисленного месячного срока и без учета возражений лица, в отношении которого проводилась проверка, это нарушает требования ст. 101 НК РФ (см. Постановление ФАС УО от 02.02.2010 № Ф09-19/10‑С2 по делу № А76-11291/2009‑37‑142).

📌 Реклама Отключить

Следует обратить внимание и на Постановление ФАС ПО от 25.06.2012 по делу № А12-23020/2011. В нем сказано, что в ситуации, когда инспекция уведомила проверяемое лицо об изменениях в акте непосредственно в день рассмотрения материалов проверки, налогоплательщик лишен возможности представить соответствующие возражения. Данное обстоятельство является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ), влекущим за собой отмену принятого по результатам проверки решения.

Какие недостатки в акте проверки могут привести к отмене итогового решения

В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушений налогового законодательства, выявленные в ходе проверки (или сделаны записи об отсутствии таковых), а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, в случае если законом предусмотрена ответственность за данные нарушения (пп. 12, 13 п. 3 ст. 100 НК РФ). 📌 Реклама Отключить

Того же требует и форма акта. Согласно п. 3.2 Требований в описательной части акта проверки должно содержаться подробное описание совершенных проверяемым лицом правонарушений. То есть по каждому отраженному в акте факту нарушения налогового законодательства должны быть четко изложены: вид нарушения, способ и иные обстоятельства его совершения, налоговый период, к которому нарушение законодательства о налогах и сборах относится.

По мнению Минфина, полное отражение в акте налоговой проверки выявленных нарушений наравне с участием налогоплательщика в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки служит гарантией соблюдения прав налогоплательщика (Письмо от 22.05.2013 № 03‑02‑07/1/18189).

Информацию о некоторых возможных недостатках в актах проверки и их последствиях для удобства представим в таблице.

📌 Реклама Отключить

Возможные недостатки Их последствия
1 2
Акт выездной проверки подписан одним проверяющим из трех Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем) (п. 2 ст. 100 НК РФ).

Неподписание экземпляра акта, врученного налогоплательщику, всеми лицами, участвующими

в проведении проверки, само по себе не может свидетельствовать о нарушении существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, которые привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения согласно п. 14 ст. 101 НК РФ (Постановление ФАС ЗСО от 18.06.2014 по делу № А03-6805/2013)
В резолютивной части акта налоговой проверки не указана точная сумма доначислений по конкретному налогу В пункте 3.3 Требований нет указаний об обязательном отражении в итоговой части акта как точной суммы доначислений по каждому налогу, так и общих сумм, выявленных при проведении проверки неуплаченных (не полностью уплаченных (неудержанных и неперечисленных)) налогов (сборов).

Поэтому отсутствие в резолютивной части акта проверки точной суммы начислений по конкретному налогу само по себе не является нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки, если в описательной части подробно изложены обстоятельства выявленного налогового правонарушения и сделаны выводы инспекторов относительно него (см. Постановление ФАС ЗСО от 05.02.2014 по делу № А75-3593/2013)

Не указаны обстоятельства налогового нарушения, выявленного при проведении контрольных мероприятий В акте выездной проверки, должны быть указаны обстоятельства, выявленные налоговым органом при проведении контрольных мероприятий, сделаны ссылки на первичные документы и иные сведения, подтверждающие данные обстоятельства, приведены причины возникновения недоимки (п. 3 ст. 100 НК РФ). Если в акте проверки и принятом на его основании решении такая информация отражена не полно, это указывает на нарушение процедуры проведения налоговой проверки, что, в свою очередь, является основанием для признания решения по проверке незаконным (Постановление ФАС ПО от 13.02.2014 по делу № А65-9516/2013)
В акте отсутствуют выводы о правонарушениях, установленных контролерами НК РФ установлена четкая процедура оформления результатов проверки, которая, помимо системного изложения в акте документально подтвержденных фактов выявленных нарушений, выводов и предложений
контролеров по их устранению (п. 3 ст. 100 НК РФ), также включает в себя предоставление права проверяемому лицу заявлять письменные возражения на акт проверки (Постановления ФАС ВСО от 24.06.2013 по делу № А78-8013/2012).

Если акт составлен с нарушением указанных требований (в нем не содержится ясно выраженного описания вменяемого налогоплательщику нарушения со ссылками на соответствующие нормы НК РФ), проверяемое лицо лишено возможности эффективно защищать свои права при рассмотрении результатов выездной проверки, в том числе представлять мотивированные возражения и подтверждающие их документы с учетом доводов проверяющих (Постановление ФАС МО от 31.10.2013 по делу № А40-115085/12‑115‑830)

Подведем итоги. Акт налоговой проверки – это документ, который налоговый орган должен составить даже в том случае, если налоговые правонарушения не выявлены. Статьей 100 НК РФ и положениями Требований определены процедурные моменты по его оформлению и вручению проверяемому лицу. Между тем на практике случается немало ситуаций, которые не описаны в нормативных актах. Разрешить их помогут разъяснения уполномоченных органов, а также устойчивая арбитражная практика. 📌 Реклама Отключить Определением ВАС РФ от 30.12.2010 № ВАС-16742/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Определением ВАС РФ от 24.05.2010 № ВАС-6175/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Добавлено в закладки: 0

В ходе выездной проверки налоговая служба составляет бланк акта налоговой проверки. Такой акт необходимо составить не позже чем через два месяца после проведения проверки и оформления справки с результатами проверки. Уплата налогов и штрафов после инспекции производится в течение восьми рабочих дней со дня получения требования налогового органа, если в этом требовании не указаны иные сроки.

Общие сведения

Договор акта налоговой проверки формируется после окончания ревизии. Бланк включает данные о нарушениях статей Налогового кодекса, выявленных в ходе поверки, ссылки на соответствующие разделы НК и рекомендации по исправлению неточностей. Также в лист вносится информация об отсутствии нарушений.

Составляется специальный документ – акт налоговой проверки 2-3 месяца с момента предоставления отчетных бумаг. Отметим, если проводилась камеральная ревизия, то бланк заполняется только в случае выявления нарушений.

Срок составления официальной бумаги зависит от типа проверки. Так, если проводилась выездная ревизия, справка оформляется на протяжении двух месяцев с момента, следующего за датой заполнения бланка о проведении ВНП. Если же проводилась камеральная поверка, документ формируется в течение 10 рабочих суток после завершения ревизии.

Как правильно составить

Схема акта налоговой проверки имеет установленный законодательством образец. Состоит документ из трех разделов. Первая, вводная часть, содержит общие сведения о ревизии и сотруднике ФНС, который ее проводил. Также в этом пункте указываются сведения о филиале и представительстве ФНС.

Если проводилась выездная поверка, потребуется внести:

  • номер бланка;
  • название города, в котором была составлена бумага;
  • дату визирования готового образца налоговиками;
  • номер приказа начальника ФНС о проведении ревизии;
  • название исследуемой компании;
  • ИНН юридической особы;
  • КПП;
  • день начала и окончания поверки;
  • ссылку на то, что ревизия была проведена в установленном законодательством порядке;
  • адрес территории, где проходила поверка;
  • начало и завершение ревизии;
  • инициалы руководителя проверяемой организации, главного бухгалтера или других уполномоченных сотрудников;
  • информацию о лицензиях на выполнение определенных видов работ, если они есть;
  • данные о типах работ, запрещенных законом, или выполняемых без лицензии;
  • данные об особенностях ревизии, методах ее проведения;
  • сведения о мерах налогового контроля, используемых в ходе поверки.

Если проводилась камеральная ревизия, то первый раздел акта включает:

  • номер справки;
  • название населенного пункта, в котором оформлялся бланк;
  • должность, название подразделения ФНС, Ф.И.О. инспектора;
  • информацию об отчетных бумагах, на основании которых проводилась ревизия;
  • ИНН налогоплательщика;
  • КПП;
  • предложение, в котором оговаривается то, что поверка выполнена в соответствии с Налоговым законодательством РФ;
  • день начала и завершения поверки;
  • перечень официальных бумаг, подтверждающих законность предпринимательской деятельности проверяемой особы;
  • информацию о проведенных мерах ревизии.

Во втором, описательном разделе, прописываются сведения о нарушениях закона, если они имеются, и обстоятельства, влияющие на решение по итогам ревизии.

Сведения в основной части могут оформляться в виде сплошного текста, или таблицы. В тексте допускается использовать общепринятые сокращения, аббревиатуры. Стоит отметить, что при первом упоминании термин указывается полностью. Если в бланк вносятся сведения об иностранной валюте, рядом потребуется прописать рублевый эквивалент суммы. Курс, по которому переводятся расходы, должен соответствовать установленным Банком России показателям. Информация должна излагаться последовательно и лаконично. Представленные сведения о нарушениях должны быть подтверждены фактами. Обстоятельства нарушений описываются полностью.

В последнем разделе прописываются данные о суммах не полностью или вообще не уплаченных сборов, предложения по устранению неточностей, и выводы ревизоров о правонарушениях со ссылками на Налоговый кодекс. Также в этой части указывается количество страниц приложения и право налогоплательщика представлять возражения по представленной бумаге. Бланк составляется в 2 экземплярах, один остается в ИФНС, второй – у проверяемого лица.

Бланк акта налоговой проверки

Результаты проверки предоставляются налогоплательщику в распечатанном виде или на электронном носителе. Заполняется бланк от руки или на компьютере. Оформляется документ согласно установленному законодательством шаблону. Чтобы ознакомиться с ним, рекомендуем скачать акт налоговой проверки.

Как правильно заполнить

Правильно оформленный пример акта налоговой проверки содержит:

  1. Дату подписания документа сотрудниками ФНС.
  2. Название проверяемой организации.
  3. Должность, Ф.И.О. и название подразделения ФНС, за которым закреплены проверяющие.
  4. Дату решения управляющего налоговой о проведении ревизии (для выездной поверки), и дату предоставления в органы ФНС отчетной документации (для камеральной ревизии).
  5. Список документов, на основании которых проводится поверка.
  6. Период, за который проводилась ревизия.
  7. Название налоговых сборов, которые изучались в ходе ревизии.
  8. Дату начала и окончания поверки.
  9. Адрес проживания физической особы.
  10. Данные о проведенных мероприятиях налоговой проверки.
  11. Подтвержденные факты правонарушений, если они есть.
  12. Итоги проверки и рекомендации относительно устранения недочетов.
  13. Ссылки на статьи Налогового кодекса. Вставляются в том случае, если были обнаружены правонарушения.

Вручается подписанный налоговиками бланк в течение пяти рабочих дней. Заверяется шаблон акта налоговой проверки одним или несколькими проверяющими, все зависит от того, сколько человек проводило ревизию. Если документ не заверен налоговиками, этот факт не влияет на итоги ревизии и не служит основанием для их аннуляции.

Образец акта налоговой проверки

Акт обязательно составляется по форме, которая установлена приказом налоговой службы. Этим же приказом были одобрены требования к написанию акта выездной налоговой проверки. Изучить актуальный образец акта налоговой проверки можно здесь.

На что обратить внимание

Заполненный бланк должны вручить руководителю организации в течение 5 дней. В момент получения справки владелец компании или его законный поверенный составляет расписку о том, что он получил официальную бумагу. Заверяется расписка подписью получателя и хранится у сотрудников ФНС.

Отметим, подписание акта не является свидетельством того, что вы соглашаетесь с результатами ревизии. Роспись – доказательство того, что готовый бланк был получен. Если владелец предприятия нарочно избегает получения справки, сотрудник налогового органа делает пометку в своих документах, а затем лист акта налоговой проверки заказным письмом.

Как правило, конверт пересылается по:

  1. Адресу компании.
  2. Адресу регистрации обособленного подразделения. По этому месту документ отправляется только после камеральной ревизии, либо самостоятельной выездной поверки филиала или главного офиса предприятия.
  3. Адресу проживания владельца предприятия.

Если форма акта налоговой проверки была отправлена почтой без видимых на то причин или из-за некорректной работы почтальона вы не получили официальную бумагу, вы можете подать в суд на ФНС. В таком случае, судья признает результаты поверки незаконными.

Какие документы должны быть приложены к акту налоговой проверки

Главная — Статьи

Прошло уже более года с тех пор, как в Налоговом кодексе появилась норма, обязывающая налоговую инспекцию прилагать к акту проверки документы, подтверждающие факты нарушений, выявленных в ходе проверки (Пункт 3.1 ст. 100 НК РФ). Казалось бы, вопрос о том, должна ли инспекция предоставить вам документы по проведенной в отношении вас проверке, какие именно и в какие сроки, уже решен. Но нет, споры с инспекциями по этому поводу продолжаются. И виноваты в этом не только налоговики, не прикладывающие к акту какие-либо документы. Бывает, что и налогоплательщик требует от инспекции документы, которые она не обязана ему давать. Вот о том, зачем, как и какими документами инспекция должна обеспечить налогоплательщика, мы и поговорим.

Зачем вам нужны приложения к акту

Документы, подтверждающие факт совершения налогового правонарушения, необходимы вам для реализации вашего конституционного права на защиту (Часть 2 ст. 45 Конституции РФ; ст. 22 НК РФ). Ведь именно при их изучении вы сможете оценить имеющиеся у налогового органа доказательства вменяемого вам нарушения, а также (Постановления ФАС МО от 22.11.2010 N КА-А40/14154-10, от 19.10.2011 по делу N А40-15831/11-20-75):
(или) представить доказательства, опровергающие вашу виновность;
(или) найти основания для признания доказательств налогового органа недопустимыми (Пункт 14 ст. 101 НК РФ; ст. 68 АПК РФ).
Иными словами, эти документы нужны вам, чтобы при рассмотрении материалов проверки представить объяснения.
Поэтому непредоставление налогоплательщику документов, подтверждающих выводы, содержащиеся в акте проверки, является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки. А это есть не что иное, как безусловное основание для отмены решения по проверке (Пункт 14 ст. 101 НК РФ).
Причем документы считаются приложенными к акту и предоставленными налогоплательщику только при их фактической передаче. Однако иногда инспекторы не прикладывают документы к акту, а только описывают их содержание в самом акте или отдельном письме. Но суды указывают, что подмена приложений к акту их описанием неправомерна (Постановления 9 ААС от 02.12.2011 N 09АП-30654/2011-АК; 17 ААС от 28.09.2011 N 17АП-8551/2011-АК).

Что налоговики должны бесплатно приложить

Для того чтобы было легче определить, какие документы и в каком виде должны быть приложены к акту налоговой проверки, мы свели их в таблицу.

Вид документов

Примеры документов

Должны ли документы
быть приложены к акту
и в каком виде

Полученные
инспекцией
от самого
налогоплательщика

— первичные учетные документы
(акты, накладные, выписки банка
и т.д.);
— счета-фактуры;
— регистры бухгалтерского
и налогового учета

Нет

Составляющие
охраняемую законом
тайну третьих лиц

Документы, содержащие:
— персональные данные физических
лиц (протоколы допросов
свидетелей);
— налоговую тайну (сведения
о результатах финансово-
хозяйственной деятельности
компании, о величине уплаченных
ею налогов, о ее контрагентах);
— банковскую тайну (выписки
банков со счетов контрагентов)

Да, в виде выписок из
документов

Не относящиеся
к двум предыдущим
группам

Документы, полученные
от контрагентов:
— первичные учетные документы
(акты, накладные, договоры);
— счета-фактуры.
Документы, составленные самой
налоговой инспекцией в ходе
проверки:
— протоколы осмотров;
— акты инвентаризации,
проведенной инспекцией

Да, в виде копий

Примечание
Помните, что инспекция обязана приложить копии документов к акту и вручить их вам, а не предлагать вам самостоятельно снять с них копии (Постановление 12 ААС от 27.05.2011 по делу N А57-15144/2010). А если вы захотите самостоятельно снять копии с каких-либо документов (Постановление 4 ААС от 25.11.2011 по делу N А19-13113/2011), то налоговики не обязаны предоставлять вам такую возможность.

* * *

Если вы обнаружите, что инспекция не предоставила вам вместе с актом какие-либо документы, которые должны к нему прилагаться, не указывайте на это в возражениях на акт и при рассмотрении материалов проверки. Ведь это обстоятельство можно использовать как основание для признания решения налогового органа недействительным в управлении ФНС по субъекту или в суде (Пункт 14 ст. 101 НК РФ).


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *