Суд

Суд

Практика создания таких судов, ранее имевшая место, несовместима с законностью. Чрезвычайные суды создавались за пределами конституционной судебной системы, игнорировали демократические принципы организации судопроизводства. Их деятельность не имела ничего общего с правосудием.

Вместе с тем Конституция не исключает возможности создания судов специальнойюрисдикции (специализированных судов),

для которых характерно либо рассмотрение дел, судопроизводство по которым имеет свою специфику, либо наличие особенностей в организации (например, суды по делам несовершеннолетних, суды административной юстиции, специализированные арбитражные суды).

Статья 119 Конституции содержит требования, предъявляемые к кандидатам надолжность судьи.

Эти требования касаются гражданства, возраста и стажа работы по специальности.

Более подробно эти требования освещены в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации». Данный Закон в соответствии с указанием статьи 119 может устанавливать дополнительные требования к судьям судов РФ.

Статья 4 Закона устанавливает, что судьей может быть гражданин РФ,

имеющий высшее юридическое образование и

соответствующий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, а также федеральными законами.

При этом судьей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ может быть гражданин,

достигший возраста 35 лет и

имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.

Особые требования предъявляются к судьям Конституционного Суда РФ.

В соответствии со статьей 8 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен

гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет,

с безупречной репутацией,

имеющий высшее юридическое образование и

стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Под высшим юридическим образованием следует понимать окончание кандидатом на должность судьи юридического высшего учебного заведения либо юридического факультета какого-либо высшего учебного заведения с получением диплома государственного образца.

Юридическое образование считается законченным с момента окончания учебного заведения и не требует последующей отработки некоторого периода времени по избранной специальности.

В стаж работы по юридической профессии включается время работы

на требующих юридического образования государственных должностях

в федеральных органах государственной власти,

органах государственной власти субъектов РФ,

иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, а также в государственных органах, существовавших в РФ до принятия действующей Конституции РФ; муниципальных должностях, в том числе в органах местного самоуправления.

Кроме того, в стаж работы по юридической профессии включаются

время работы на требующих юридического образования должностях

в органах Судебного департамента при Верховном Суде РФ,

в юридических службах организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности,

в научно-исследовательских институтах и иных научно-исследовательских учреждениях,

время работы в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, а также

время работы в качестве адвоката и нотариуса.

Из дополнительных требований, упомянутых в статье 119 Конституции и закрепленных в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации», интересны следующие:

— судья не вправе быть депутатом (проявление разделения властей на персональном уровне);

— судья не должен принадлежать к политическим партиям и движениям; деполитизация судов есть непременное и обязательное условие их независимости;

— судья не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Для обеспечения самостоятельной судебной власти, объективного, беспристрастного осуществления правосудия и зашиты прав граждан Конституция Российской Федерации закрепляет такой важный элемент как независимость суда и судей.

Независимость суда обычно сводится к совокупности двух основных элементов:

институциональной (организационной) и

функциональной независимости судебной власти и независимости самих судей. Суды не должны подчиняться как законодательной, так и исполнительной ветвям власти и должны обладать беспристрастием и независимостью.

Положение части 1 статьи 120 Конституции о подчинении судей только Конституции РФ и федеральному закону предполагает функциональную независимость суда.

Закон «О статусе судей в Российской Федерации»,

Гражданский процессуальный,

Уголовно-процессуальный и

Арбитражный процессуальный кодексы предусматривают в качестве одной из гарантий фактической независимости судей предусмотренную законом процедуру осуществления правосудия.

Это означает, что

сама процедура осуществления правосудия должна обеспечивать судьям

свободное от чьих-либо мнений, требований рассмотрение и разрешение дела, в том числе и выражение своих убеждений по делу при совещании судей.

В частности, суд выносит решение по делу в совещательной комнате, в которой могут находиться только судьи, входящие в состав суда по данному делу.

Присутствие иных лиц не допускается.

Судьи не могут разглашать суждения, имевшие место во время совещания.

Законом устанавливается запрет на чье-либо вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия (статья 10 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»); всякое такого рода вмешательство преследуется по закону вплоть до привлечения к уголовной ответственности.

Согласно статье 9 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» независимость судьи обеспечивается:

предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;

запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

правом судьи на отставку;

неприкосновенностью судьи;

системой органов судейского сообщества;

предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.

Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Федеральным законом РФ от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии».

Независимость судьи обеспечивается также

системой органов судейского сообщества (съезд, конференции, советы судей, квалификационные коллегии, которые специально созданы для выражения интересов судей).

Эти органы рассматривают

актуальные проблемы работы судов,

их кадрового, организационного обеспечения, а также

правового и социального положения судей.

Создание органов судейского сообщества дает им возможность

решать ряд вопросов, которые ранее входили в компетенцию Министерства юстиции, и тем самым стать более независимыми от органов управления, каким является Министерство юстиции.

Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, распространяются на всех судей в РФ и не могут быть отменены или снижены иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.

Часть 2 статьи 120 предусматривает требование к суду, принимать решение в соответствии с законом, если при рассмотрении дела будет установлено несоответствие ему акта государственного или иного органа.

Суд, таким образом, принимая решение по существу, одновременно осуществляетконтроль за содержанием подзаконных актов.

Подзаконные нормативные акты (приказы, распоряжения, инструкции) принимаются на основе и во исполнение конкретных законов и должны им соответствовать.

В соответствии с частью 1 статьи 121 Конституции судьи несменяемы.

Несменяемость судей как важнейшая гарантия независимости судебнойвласти еще в XVIII — XIX вв. вошла в число основополагающих принципов всех конституций наряду с разделением властей, парламентаризмом, нормами, обеспечивающими права и свободы граждан в государстве.

Несменяемость судей может быть реализована, если она подкреплена соответствующим порядком

назначения,

повышения по должности,

вознаграждения,

оставления за штатом,

привлечения к ответственности судей.

Несменяемость судьи является одной из наиболее существенных гарантий его независимости и возведена в ранг конституционных норм.

Согласно части 2 статьи 121 Конституции РФ полномочия судьи могут бытьпрекращены «не иначе как в порядке и по основаниям, которые предусмотрены федеральным законом».

Более подробно понятие несменяемости раскрыто в статье 12 Закона РФ «О статусе судей Российской Федерации» и статье 15 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

Принцип несменяемости состоит в том, что

судья не может быть назначен или избран на другую должность или переведен в другой суд без его согласия, а

его полномочия могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

Основным содержанием принципа несменяемости судей является

установление гарантированного срока полномочий, в течение которого они не могут быть произвольно отозваны, переведены на работу в другой суд и т.д.

Другой гарантией несменяемости судей является

запрет приостанавливать или прекращать их полномочия иначе как в порядке и по основаниям, которые закреплены федеральным законом.

Такие порядок и основания установлены Законом «О статусе судей в Российской Федерации».

Решение приостановить или прекратить полномочия судьи вправе принять только соответствующая квалификационная коллегия судей.

Такие коллегии образуются органами судейского сообщества:

Высшая квалификационная коллегия судей РФ — Всероссийским съездом судей;

квалификационные коллегии судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ — на собраниях этих судов;

квалификационные коллегии судей общих судов и арбитражных судов субъектов РФ — на съездах (конференциях) судей соответствующих судов;

квалификационные коллегии судей военных округов, групп войск, флотов и видов Вооруженных Сил — на съездах (конференциях) судей соответствующих военных судов.

Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:

1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта Федерации;

4) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта Федерации.

Полномочия судьи прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей по следующим основаниям:

1) письменное заявление судьи об отставке;

2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

5) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

6) прекращение гражданства Российской Федерации;

7) занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи;

8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

10) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

11) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

Отставкой судьи по смыслу Закона о статусе судей признается

почетный уход или

почетное удаление судьи с должности.

За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста.

Статья 122 Конституции РФ содержит еще одну гарантию независимого правосудия — неприкосновенность судьи.

Неприкосновенность судей следует рассматривать

как совокупность дополнительных гарантий личности и независимости судей,

запрета противоправного психического и физического воздействия на судей,

вмешательства в их деятельность, как средство ограждения судей от произвола и

ущемления их прав при отправлении правосудия.

Неприкосновенность судей — важнейший элемент судебного иммунитета. Конституция не раскрывает понятие неприкосновенности судей, но устанавливает лишь особый порядок привлечения их к уголовной ответственности:

судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом (часть 2 статьи 122 Конституции).

В то же время судья, безусловно, не подлежит административной ответственности.

Таким образом, неприкосновенность судьи не означает его безнаказанность.

Судью можно преследовать за поступки, несовместимые с авторитетом судейской должности, несовместимые с законом.

Но вина судьи подлежит доказыванию в особом порядке.

Неприкосновенность судьи означает только одно, что судья в случае нарушения законодательства должен преследоваться в особой процедуре, не так, как обычный гражданин.

В противном случае любой орган, недовольный решением судьи, может придраться к нему и инициировать уголовное дело.

Если государственная власть начинает преследование судьи в уголовном, дисциплинарном или административном порядке, то оно должно быть абсолютно очищено от подозрений, что судью привлекают только потому, что он высказал свое критическое отношение к каким бы то ни было действиям самой государственной власти. Институт неприкосновенности судей решает эту задачу.

Одной из гарантий доступа граждан к правосудию является закрепленный Конституцией России принцип гласности разбирательства делв судах общей юрисдикции.

Суть этого принципа состоит в том, что разбирательство дел во всех судах открытое.

Слушание дел в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Под принципом гласности понимается установленный законом порядок разбирательства дел судом общей юрисдикции, предусматривающий

свободный доступ в зал заседаний всех желающих граждан, а также

их право делать письменные заметки и

фиксировать все происходящее в зале судебного заседания.

В соответствии с этим принципом граждане имеют право присутствовать при рассмотрении судами дел от начала и до конца во всех стадиях процесса (в суде первой инстанции, кассационной и надзорной инстанций, при пересмотре решений по вновь открывшимся обстоятельствам).

Принцип гласности имеет большое значение

для обеспечения воспитательных и превентивных функций правосудия,

является гарантией принципа независимости судей и подчинения их только закону, а также

средством контроля за деятельностью суда, рассматривающего дело.

Ограничения гласности в гражданском процессе предусмотрены законом.

В частности, слушание дела в закрытом судебном заседании допускается в случаях, указанных Законом РФ «О государственной тайне».

Согласно части 2 статьи 10 Гражданского процессуального кодекса разбирательство в закрытых судебных заседаниях осуществляется

по делам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну,

тайну усыновления (удочерения) ребенка, а также

по другим делам, если это предусмотрено федеральным законом.

Разбирательство в закрытых судебных заседаниях допускается и

при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость

сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны,

неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданина.

О разбирательстве дела в закрытом судебном заседании в отношении всего или части судебного разбирательства суд выносит мотивированное определение.

При рассмотрении дела в закрытом судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях также свидетели, эксперты, специалисты, переводчики.

Понятие правосудия и его признаки

Основное, главное содержание судебной власти составляет осуществление правосудия. О правосудии говорится в Конституции РФ неоднократно и в связи с разными правовыми ситуациями:

  • часть 5 статьи 32 Конституции России устанавливает право граждан «участвовать в отправлении правосудия»;
  • часть 2 статьи 50 запрещает при осуществлении правосудия «использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона»;
  • статья 52 посвящена охране прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью и гласит: «Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причинённого ущерба»;
  • часть 1 статьи 118 Конституции содержит важнейшее для судебной власти правовое установление: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом».

Знатоки русского языка С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова определяют «правосудие как деятельность судебных органов; справедливое решение дела, спора».

Понятие правосудия – понятие, прежде всего, правовое. Поэтому его определение и основные элементы должны опираться на соответствующие правовые нормы и институты.

Правосудие – одно из направлений государственной деятельности, именуемой правоохранительной, относится к числу важнейших полномочий судебной власти. И в системе правоохранительной деятельности, и в составе полномочий судебной власти оно занимает центральное место. Отправление правосудия проявляется в принятии решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государственных и общественных институтов.

Правосудие осуществляется только судом (судьёй) и, следовательно, представляет собой вид государственной деятельности, в которой реализуется судебная власть. Осуществление правосудия – исключительная компетенция суда. Только правосудию принадлежит решающее слово при признании конкретного лица виновным и назначении ему меры наказания.

Правосудию присущ особый процессуальный порядок, этот вид государственной деятельности может осуществляться только конкретными способами, с соблюдением особого порядка (процедуры), подробно регламентированного законом, устанавливающим процедуру деятельности суда по рассмотрению и разрешению конкретных дел, решения по которым вправе принимать только суд. Этот порядок обеспечивает права и охраняемые законом интересы тех, кого касается деятельность суда, кто участвует в данном судебном деле. Правосудие – правоприменительная деятельность, основанная на строгом соблюдении законов. Осуществляющие правосудие судьи независимы, они подчиняются Конституции РФ и законам. Правосудие в его подлинном смысле имеет место тогда, когда суд правильно выяснил все существенные для данного дела обстоятельства и безошибочно применил закон, приняв на этой основе справедливое решение. Если суд принимает решение, противоречащее закону (к примеру, осуждает невиновного в преступлении), то это не правосудие, а беззаконие, произвол.

Правосудие, с точки зрения правовой и нравственной, – основанная на законе справедливость. Разбирательство и разрешение дел в судебном заседании есть способ осуществления правосудия.

В соответствии со ст. 4 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» суды общей юрисдикции рассматривают:

  • все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством РФ рассматриваются другими судами;
  • все уголовные дела;
  • иные дела, отнесённые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.

Эта статья наиболее правильно определяет способы (пути) осуществления правосудия по гражданским и уголовным делам в настоящее время.

Правосудие осуществляется путём рассмотрения конкретных дел в судебных заседаниях и принятия судом соответствующих решений. Судебное заседание суд проводит под руководством профессионального судьи. В нём участвуют те граждане и организации, которые заинтересованы в исходе дела – стороны, пользующиеся равными процессуальными правами. В судебном заседании исследуются доказательства с целью установления истинных обстоятельств дела. Судебное заседание заканчивается принятием решения по гражданскому делу или приговора по уголовному делу. Эти решения суда принято называть актами правосудия. Акты правосудия – решения по конкретным делам, принятые судами в пределах их компетенции, обладают общеобязательной силой. Они (по терминологии процессуального законодательства) вступают в законную силу по истечении срока на обжалование (10 суток) или после подтверждения правильности вышестоящим судом.

Решение по гражданскому делу, приговор по уголовному делу с точки зрения их обязательности приравниваются к закону.

Исполнение приговоров по уголовным делам и решений по гражданским делам обеспечивается, в частности, возможностью применения мер государственного принуждения. Акты правосудия, в соответствии с законодательством, наделяются особыми свойствами, одно из них – общеобязательность для всех и на всей территории России, неисполнение их или воспрепятствование исполнению может повлечь применение различного рода санкций в отношении тех, кто повинен в этом, вплоть до лишения свободы.

Традиционное понятие правосудия, основанное на нормах законодательства о судоустройстве, включало только деятельность судов по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел. Однако в настоящее время в связи с возрастанием роли судебной власти в регулировании общественных отношений возникает вопрос о сущности деятельности судов, рассматривающих дела об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 23.1 Кодекса об административных правонарушениях дела о некоторых правонарушениях этого рода подлежат рассмотрению судами (судьями). В специальной литературе по поводу природы деятельности суда, рассматривающего дела об административных правонарушениях, высказываются весьма противоположные взгляды.

Необходимо отметить, что круг дел об административных правонарушениях, подведомственных судьям, весьма узок, а процедура их рассмотрения судьёй упрощена. Поэтому вопрос об административном правосудии требовало соответствующего законодательного решения. При этом надо учитывать положение ст. 118 Конституции РФ, где говорится об административном судопроизводстве. В связи с этим с 15 сентября 2015 г. введён в действие Кодекс административного судопроизводства.

В соответствии со ст. 4 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» и ст. 1 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражные суды осуществляют правосудие путём разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесённых к их компетенции соответствующими законами. Арбитражные суды – судебные органы, которые входят в судебную систему РФ, они руководствуются Арбитражным процессуальным кодексом РФ, применяют материальное право, руководствуясь принципом законности, рассматривают арбитражные дела с участием сторон в судебных заседаниях; судебные акты этих судов обладают общеобязательной силой. Таким образом, деятельность арбитражных судов представляет собой осуществление правосудия и обладает всеми его признаками.

С учётом указанных отличительных признаков правосудие можно определить как осуществляемую судом правоохранительную деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, арбитражных и подведомственных судам административных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

В связи с положениями ст. 118 ч. 2 Конституции РФ, где говорится об осуществлении судебной власти «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства», возникает вопрос о наличии такого вида правосудия, как конституционное правосудие. Употребление этого понятия представляется правомерным, но с учётом того, что компетенция Конституционного Суда РФ и его акты по своему содержанию существенно отличаются от правоприменительных актов всех других судов.

Судопроизводство и правосудие – понятия близкие, но не совпадающие, ибо первое может закончиться и без осуществления правосудия.

Качественное отличие содержания деятельности Конституционного Суда РФ от деятельности других судов, осуществляющих правосудие, состоит в том, что последние применяют законы к конкретным ситуациям, исходя из их конституционности, а Конституционный Суд РФ контролирует соответствие нормативных актов Конституции России или проверяет конституционность закона, применяемого или подлежащего применению при производстве по конкретному делу – ст. 125 Конституции РФ. Конституционный Суд РФ не может считаться вышестоящей судебной инстанцией, быть отнесённым к какомулибо звену судебной системы. Но полномочия его распространяются на сферу деятельности всех судов.

Тема «Право» (часть В 1)

Тема «Право» (часть В 1)

1.Запишите слово, пропущенное в таблице:

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Дисциплинарная

Ответственность должностных лиц и виновных работников

Административная

Ответственность должностных лиц и граждан за нарушение требований стандартов и нормативов

Материальная

Ответственность должностных лиц и иных работников, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением

Гражданско-правовая

Возмещение вреда, причиненного гражданам и предприятиям в полном объеме

…..

Ответственность за совершение экологических преступлений

2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «избирательное право». Выпишите термин, не соответствующий этому понятию.

Выборы, референдум, избирательные комиссии, мажоритарная избирательная система, штраф, пропорциональная избирательная система, тайна голосования.

Ответ: ___________________

3. Установите соответствие между названиями субъектов правоохранительных отношений и их функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца

ФУНКЦИИ

СУБЪЕКТЫ

А) признание гражданина недееспособным

1)суд;

2) адвокатура;

3) прокуратура

Б) назначение наказания за совершение преступление

В) представление интересов ответчика в суде на основании гражданско-правового договора

Г) расторжение брака при наличии несовершеннолетних детей

Д) надзор за соблюдением законности в уголовном процессе

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

4. Найдите в приведенном ниже списке имущество, являющееся в соответствии с Семейным кодексом индивидуальной собственностью супругов. Запишите ответ в виде цифр в порядке возрастания:

1)недвижимое имущество, приобретенное в период брака по договору купли-продажи;

2)имущество, принадлежащее каждому из супругов до вступления в брак;

3) имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам;

4)драгоценности и предметы роскоши, приобретенные в период брака;

5) вещи индивидуального пользования (обувь, одежда, косметика)

Ответ: _______________________

5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.

А. С появлением первых государств возникло и право. Б. Современные демократические государства имеют разветвленную правовую систему. В. Однако она не всегда эффективны в защите интересов граждан. Г. В то же время, нельзя не признать, что правовая культура населения остается крайне низкой.

Определите, какие положения текста носят

1)фактический характер;

2)характер оценочных суждений

А

Б

В

Г

6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пробелов.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте слова последовательно одно за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке больше слов, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1)государство 6) судопроизводство;

2)суды; 7) субъект;

3)Высший арбитражный суд; 8) Верховный суд;

4)политическая деятельность; 9) Конституционный суд.

5)Конституция РФ

А

Б

В

Г

Д

Е

7. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ: ______________________

8. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию » право собственности». Найдите термин, выпадающий из общего ряда.

Ответ: ____________________

9. Установите соответствие между терминами, обозначающими способы обеспечения договорных обязательств, и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ТЕРМИНЫ

А)денежная сумма, которую одна из сторон передает другой при заключении договора в счет будущих платежей

1)неустойка (штраф, пеня)

2)залог

3)поручительство (гарантия)

4)задаток

Б) обязательство третьего лица перед кредитором должника отвечать за исполнение условий договора

В) любое имущество или имущественное право, которое в случае неисполнения должником обязательства может быть использовано для исполнения обязательства

Г) определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства

Ответ:

Б

В

Г

10. Найдите в приведенном ниже списке названия публичных отраслей права. Запишите ответ в виде цифр в порядке возрастания:

1)конституционное право; 4) экологическое право;

2)гражданское право; 5) финансовое право;

3) семейное право; 6) трудовое право

Ответ: ____________________

11. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.

А. Правовая карта современного мира является очень пестрой. Б. Она включает в себя более 200 национальных правовых систем. В. Они сильно отличаются друг от друга. Г. Правоведы объясняют данный факт тем, что право конкретной страны развивалось в границах присущих только ей экономических, социальных, политических, культурных и религиозных укладов. Д. При этом национальные правовые системы не только отличаются друг от друга, обладают достоинствами и недостатками, но имею и общие черты, позволяющие формулировать глобальные закономерности и тенденции развития права.

Определите, какие положения текста носят

1)фактический характер;

2)характер оценочных суждений

А

Б

В

Г

Д

12. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пробелов.

***(А) – это соглашение между работодателем и ***(Б), в соответствии с которым работодатель обязан предоставить работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить ***(В), своевременно и в полном объеме выплачивать заработную плату. А работник обязуется *** (Г), соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка. Условия о месте работы, дате начала работы, наименование должности, профессии, специальности с указанием квалификации или конкретная трудовая функция, права и обязанности работника и работодателя, характеристик условий труда, оплата труда и виды социального страхования – это ***(Д). Условия об испытательном сроке, о неразглашении коммерческой, служебной или государственной тайны и другие являются *** (Е). Трудовые договоры могут заключаться на неопределенный срок или на определенный срок, но не более ***(Ж).

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте слова последовательно одно за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке больше слов, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) Необходимые условия труда; 6) факультативные условия;

2) Три года; 7) обязательные условия;

3) Трудовой договор; 8) работник;

4) Работать лично; 9) пять лет.

5) Гражданский договор.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

13. Вставьте слово, пропущенное в схеме

Ответ: _________________________

14. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «юридический факт». Найдите термин, выпадающий из общего ряда.

Правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие, правомерные, неправомерные, непосредственные

Ответ: ____________________

Ответы: В 1-уголовная; В 2- штраф; В 3 – 11213; В 4- 235; В 5 – 1122; В 6 – 169583; В 7 – подстрекатель; В 8 – штраф. (негаторный иск — это вещно-правовое средство защиты права собственности. Отличительной особенностью данного средства является то, что негаторный иск подается лишь в случае, если истец и ответчик не состоят между собой в договорных отношениях. В противном случае право собственности должно быть защищено иным способом. Виндикационный иск — это иск невладеющего собственника к владеющему несобственнику о возврате имущества из чужого незаконного владения. Этот вид иска направлен на защиту права владения имуществом. В частности, согласно ст. 301 ГК собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. (Например, иск о возврате незаконно занятого нежилого помещения.) В 9 – 4321; В 10 – 1456; В 11- 21212; В 12- 381476; В 13- юридические;

В 14 — непосредственные

Районный суд (городской суд)

Районный (городской) суд – орган судебной власти Российской Федерации, который входит в систему судов общей юрисдикции. Районный (городской) суд осуществляет судебную власть на уровне субъекта. В иерархической структуре районный (городской) суд стоит ниже областного суда, но находится выше судебных участков мировых судей. Районные суды образуются в районах, районах городов (для крупных городов) и городах на всей территории России.

Компетенция Районного суда

Районный суд является судом первой инстанции для большинства уголовных, гражданских и административных дел.

Районный суд является судом апелляционной инстанции в отношении мировых судей.

Районные суды не рассматривают лишь те уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях, ко­торые в соответствии с законом относятся к ведению других судов общей юрисдикции (краевых, областных, военных судов, мировых судей и т. п.) или арбитражных судов.

Районным судам приходится также принимать решения по многим вопросам, возникающим до и после судебного разбирательства уголовных дел, при их возбуждении, в ходе расследования, проверки законности, обоснованности и справедливости приговоров, а также в процессе исполнения вступивших в законную силу приговоров.

На районные суды также возложено рассмотрение жалоб, связанных с принятыми решениями по делам об административных правонарушениях.

Районные суды призваны проверять законность и обоснованность наложения администра­тивных наказаний как мировыми судьями, так и другими органами и должностными лицами (см. ст. 30.1 КоАП).

В связи с этим и принято считать что, районные суды являются основным звеном судебной системы

Отметим, что решения (приговоры) районного суда, вынесенные им по первой инстанции, но не вступившие в силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в суде общей юрисдикции уровня субъекта РФ.

Организация районных судов

Организация районных судов определяется:

  • Конституцией РФ;

  • Законом о судебной системе;

  • Законом о судах общей юрисдикции в Российской Федерации;

  • Законом о статусе судей и другим законодательством.

Порядок создания и упразднения судов этого уровня определен Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

Принципы деятельности районных судов

Деятельность районных судов по осуществлению правосудия проводится в соответствии с принципами, общими для всех органов судебной власти РФ.

Такими принципами являются:

  • единство судебной системы;

  • обязательность судебных постановлений;

  • несменяемость и неприкосновенность судей;

  • равенство всех перед законом и судом;

  • гласность в деятельности судов;

  • самостоятельность судов и независимость судей.

Полномочия районных судов

В соответствии со статьей 21 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.

Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

В соответствии со ст. 34 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» районный суд рассматривает:

  • все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции (по подсудности).

  • дела об административных правонарушениях.

  • апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

  • дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Таким образом, в настоящее время районные суды перестали быть судами лишь первой инстанции.

То есть районные суды уполномочены выполнять функции трех судебных инстанций:

  • первой инстанции;

  • второй (апелляционной) инстанции;

  • инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедли­вость вступивших в силу приговоров и иных судебных решений в слу­чаях выявления новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Полномочия судей районных судов

Полномочия судей районных судов при осуществлении ими правосудия конкретизированы в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (УПК РФ), Гражданско-процессуальном кодексе Российской Федерации (ГПК РФ), Кодексе Российской Федерации об административных правонарушений (КоАП РФ), иных нормативных актах.

Состав районных судов

Районный суд состоит из федеральных судей, которые назначаются на должность указами Президента РФ в соответствии с порядком, установленном на законодательном уровне.

В соответствии со статьей 33 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» районный суд формируется в составе:

  • председателя районного суда;

  • его заместителя (заместителей);

  • судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия.

Таким образом, в каждом районном суде есть председатель и заместитель председателя, назначаемые Президентом РФ сроком на 6 лет.

При этом, одно и то же лицо может быть назначено председателем (заместителем председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда.

Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Аппарат районного суда

Аппарат районного суда обеспечивает деятельность судей по совершению правосудия и состоит из:

  • помощников председателя суда, помощников заместителя председателя и помощников судей;

  • начальников отделов (общий отдел, отделы по обеспечению судопроизводства по гражданским и уголовным делам);

  • специалистов и консультантов;

  • секретарей судебного заседания;

  • администратора суда, подчиняющегося непосредственно председателю и не включённого в штат суда;

  • технического персонала по обслуживанию зданий суда.

Функции председателя районного суда

Председатель районного суда выполняет следующие функции:

  • председательствует в судебных заседаниях;

  • распределяет другие обязанности между судьями;

  • назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях;

  • руководит работой аппарата суда;

  • организует работу по распространению правовых знаний и разъяснению законодательства;

  • руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики;

  • организует работу по повышению квалификации работников суда;

  • вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;

  • ведёт личный приём, организует работу суда по приёму граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

  • осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

В случае, если районный суд состоит из одного федерального судьи, он одновременно исполняет полномочия председателя этого суда.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *