Услуги правового и технического характера

Услуги правового и технического характера

Содержание

ВС РФ запретил нотариусам требовать оплаты услуг правового и технического характера, если документы подготовлены заявителем самостоятельно

belchonock / .com

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала ошибочной точку зрения нижестоящих судов о том, что дополнительные услуги правового и технического характера являются неотъемлемым элементом всех нотариальных действий (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 26 июня 2018 г. № 31-КГ18-3).

Как указал ВС РФ, предоставляемые нотариусами услуги правового и технического характера не являются обязательными, их получение в конкретной правовой ситуации зависит от согласия лица, обратившегося к нотариусу.

Также ВС РФ подчеркнул, что такое основание для отказа в совершении нотариального действия, как отказ от оплаты услуг правового и технического характера, законом не предусмотрено.

Обстоятельства дела, при рассмотрении которого была высказана эта позиция, заключались в следующем.

Гражданин в связи со смертью жены обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства и выдаче свидетельств о праве на наследство и о праве собственности на долю в общем имуществе супругов. За совершение указанных нотариальных действий нотариус потребовала оплатить нотариальный тариф в размере 11 476 руб., из которых 476 руб. (в общей сумме) составляла госпошлина, а 11 000 руб. – плата за дополнительные услуги правового и технического характера.

Поскольку гражданин отказался оплатить оказание услуг правового и технического характера, считая, что данные услуги ему не оказывались, он в них не нуждался, самостоятельно подготовил все необходимые документы, указанные нотариальные действия нотариусом совершены не были. При этом об отказе в выдаче свидетельств ему было сообщено в устной форме.

Суды первой и апелляционной инстанций отказались признавать действия нотариуса незаконными.

Суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство не содержит запрета на предоставление нотариусами услуг правового и технического характера и получение платы за их оказание. Выполнение таких работ является неотъемлемым элементом нотариального действия и не может расцениваться как навязывание услуг, поскольку без них не может возникнуть юридическое последствие в виде оформленного нотариального акта.

Также суд отметил, что истец до истечения 6 месяцев, отведенных на вступление в наследство, не заявлял об отказе от предоставления такого рода услуг. Напротив, он получал консультации нотариуса по вопросу оформления наследства. А с заявлением, в котором просил обосновать размер платы за выдачу свидетельств, он обратился к нотариусу лишь тогда, когда наследственное дело было сформировано, соответствующие свидетельства подготовлены и оставалось только их получить. То есть фактически нотариус предоставляла истцу услуги правового и технического характера, и, значит, они должны быть оплачены.

Суд апелляционной инстанции с таким подходом согласился.

Однако ВС РФ счел данные выводы ошибочными.

Он указал, что в рассматриваемом деле гражданином были самостоятельно изготовлены все необходимые для открытия наследственного дела документы, а нотариус была им поставлена в известность об отказе в получении дополнительных услуг и их оплате. Суды же не учли, что услуги правового и технического характера, оказываемые нотариусом, не являются обязательными и заявитель вправе от них отказаться.

При этом он сослался на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, который еще в 2011 году разъяснил, что предоставляемые нотариусами услуги правового и технического характера по своей сути являются дополнительными по отношению к нотариальным действиям. Получение этих услуг для лица, обратившегося к нотариусу, носит исключительно добровольный характер. Если он не согласен с формой, структурой, размерами оплаты этих услуг и прочими условиями, такие услуги не оказываются, а их навязывание нотариусом недопустимо.

Кроме того, Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ сослалась на решение ВС РФ от 22 мая 2017 г. № АКПИ17-193, в котором также сформулирована правовая позиция о том, что услуги нотариуса правового и технического характера не тождественны нотариальным действиям, не входят в содержание нотариальных действий, а их получение зависит от согласия лица, обратившегося к нотариусу. Правда в деле, по результатам которого было вынесено указанное решение, заявители оспаривали не само взимание платы за такие услуги, а содержание отдельных форм реестров регистрации нотариальных действий, в которых указываются данные об услугах правового и технического характера.

Отметим, что недавно (в декабре 2017 года) Федеральная нотариальная палата высказывала точку зрения, согласно которой взимание нотариусами платы за оказание услуг правового и технического характера при предоставлении лицами, обратившимися за совершением нотариального действия, самостоятельно подготовленного проекта документа (в частности, договора), правомерно.

Что такое УПТХ и в каких случаях не нужно его оплачивать?

В соответствии с Письмом ФНП от 14.06.2012 N 1189/06-07 «О правомерности взимания платы за услуги правового и технического характера…», а так же
В соответствии с Методическими рекомендациями нотариальных палат субъектов:

Граждане и представители юридических лиц, обращающиеся за совершением нотариального действия, не могут освобождаться от услуг правового и технического характера, поскольку взимается стоимость за услуги в целом, а не за проект и техническую работу. Освобождение граждан от уплаты услуг правового и технического характера будет являться неисполнением требования ФНП и региональной нотариальной палаты, т.е дисциплинарным правонарушением, что повлечет применение мер дисциплинарного взыскания согласно Кодексу профессиональной этики (п.9.2.13).

Поскольку законодательно содержание и объем услуг правового и технического характера не закреплен и в законе нет прямых запретов на то, что может или не может относиться к услугам правового и технического характера, то они определяются, исходя из прав и обязанностей, предоставленных нотариусам при совершении нотариальных действий (ст. 15, 16 Основ законодательства о нотариате) и содержания самих нотариальных действий. При этом факторами, увеличивающими размер тарифа, являются трудоемкость, временные затраты и стоимостный критерий (т.е. возможные неблагоприятные имущественные последствия нотариального действия). Таким образом, выполнение этих функций является неотъемлемой частью деятельности нотариуса. Оказание данных услуг неразрывно связано с самим нотариальным процессом. Полагает, что правовая экспертиза представленных гражданами проектов документов, проверка их соответствия закону может рассматриваться как правовая работа нотариуса, за которую он имеет право взыскивать плату, как за услуги правового и технического характера.

Работая с представленным гражданином проектом документа, нотариус затрачивает время, проводит правовой анализ представленного документа, проверяет его на соответствие требованиям закона. При этом свою деятельность он осуществляет на принципе самоокупаемости. Кроме того, исходя из ст. 17, ст. 80 Основ законодательства о нотариате, нотариус несет полную имущественную ответственность за вред, причиненный в результате совершения нотариального действия, противоречащего закону. Таким образом, нотариус не может удостоверить представленный гражданином проект документа без проведения его правовой экспертизы.

Выполнение работ правового и технического характера, являющихся неотъемлемым элементом нотариального действия, не может расцениваться как навязанные услуги, поскольку без данных услуг не может возникнуть юридическое последствие в виде оформленного нотариального акта.

Услуги правового и технического характера включают в себя: правовую работу по составлению документов, правовой анализ представленных документов, оформление запросов, необходимых сведений и документов, трудозатраты на оплату сотрудников нотариуса; оплату канцелярской продукции для изготовления, оформления и хранения документов.

Говоря простым языком: «Государственная пошлина (нотариальный тариф)» призвана способствовать обеспечению нотариусов государственных нотариальных контор, поскольку их рабочее место полностью обеспечивается государством и работа основывается на гос.обеспечении. Нотариусы, занимающиеся частной практикой работают на основе САМОобеспечения (т.е содержание нотариальной конторы и все необходимые материалы для работы) нотариус оплачивает САМ, и, соответственно, государственная пошлина не способна покрыть все те убытки, которые нотариус несёт на себе. Не будь УПТХ — не было бы и нотариусов, занимающихся частной практикой, т.к это была бы работа в большой минус.
Мы ведём речь сейчас о том, что если нотариусу будут взимать только ГОС.ПОШЛИНУ (нотариальный тариф) — то тогда не то, чтобы «еле-еле сводить концы с концами» нотариусы не будут, так они ещё и в должниках будут ходить и за ними будут долги в 30-40-50 тысяч числиться…
Ибо ГОС.ПОШЛИНА не способна обеспечить самофинансирование деятельности нотариуса.

Чем предусмотрено взимание денежных средств за УПТХ?

ВНИМАНИЕ: статья дополнена! Добавлены тарифы нотариусов за УПиТХ за 2017 г. по всем федеральным округам РФ

Многие задают вопрос: за что нотариус берет столько много денег? И не многие действительно в нем разбираются. А мы разберемся.

Итак, вначале следует уяснить, что деньги, которые вы платите нотариусу, складываются из 2-х составляющих:

Нотариальный тариф (госпошлина)
+
Услуги правового и технического характера (УПТХ)

А теперь подробнее.

Госпошлина и нотариальный тариф установлены Налоговым кодексом РФ (ст. 333.24) и Основами законодательства РФ о нотариате соответственно.

Почему используются разные понятия, если по сути это одно и тоже? Наверное, потому что Основы законодательства появились в 1993 г. (и, кстати, до сих пор называются «основами»), а Налоговый кодекс вышел в свет в 2000 г. И, возможно, законодатель до сих пор не привел все понятия к единому знаменателю. Но об этом можно рассуждать долго. Вернемся к теме УТПХ.

Возможность брать деньги нотариусами за оказание услуг правового и технического характера предусмотрено ст. 15, 23 «Основами законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1).

Но проблема в том, что конкретный размер этих денежных средств не установлен. Проблемой это является, конечно же, для людей, которые хотят получить нотариальную услугу.

Например, приходит человек к нотариусу, которому нужно оформить доверенность. Он почитал Налоговый кодекс РФ и знает, что за это действие берется госпошлина в размере 200 рублей. Но нотариус озвучивает стоимость, к примеру, 1500 рублей. Конечно, данная сумма вводит человека в ступор. Особенно большие суммы получаются при оформлении наследства.

В нотариальных палатах каждого субъекта России тарифы за УПТХ устанавливаются индивидуально.

В настоящее время установлены пределы платы за УПиТХ, которые установлены ФНП (Федеральной нотариальной палатой) в 2016 г.

Существуют «Методические рекомендации по определению предельного размера платы за оказание нотариусом услуг правового и технического характера», утв. решением Правления ФНП (протокол от 28.03.2016 N 03/16).

Также есть Письмо ФНП от 17.11.2016 N 4341/03-16-3 «О применении отдельных положений Порядка определения предельного размера платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера.»

Остановимся на самых важных тезисах из этих рекомендаций.

Тезисы из «Методических рекомендаций по определению предельного размера платы за оказание нотариусом услуг правового и технического характера»

  • Размер платы за оказание услуг правового и технического характера, утверждаемый уполномоченным органом нотариальной палаты субъекта Российской Федерации не должен превышать предельных размеров рассчитанных в соответствии с пунктами 2.1 — 2.4 настоящих Методических рекомендаций.
  • Федеральная нотариальная палата и нотариальные палаты субъектов Российской Федерации обязаны публиковать утвержденные размеры платы за оказание услуг правового и технического характера на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
  • Нотариус не вправе самостоятельно изменять установленный нотариальной палатой субъекта Российской Федерации размер подлежащей взиманию платы за оказание услуг правового и технического характера в сторону уменьшения либо увеличения.
  • плата за оказание услуг правового и технического характера при выдаче свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию взимается за каждый объект, независимо от того, выдается ли нотариусом одно или несколько отдельных свидетельств о праве на наследство. При этом имеется ввиду не объект, как единица наследственного имущества (дом, квартира, доля в уставном капитале и т.д.), а объект, получаемый каждым наследником. Следовательно, если в права наследования вступают три наследника и каждому из них причитается по 1/3 доли в нескольких объектах наследственного имущества, то плата за оказание услуг правового и технического характера взимается за оформление каждой доли в праве на каждое наследственное имущество в отдельности, вне зависимости от количества выданных свидетельств и вне зависимости от размера доли.
  • если услуги правового и технического характера были выполнены, а нотариальное действие не было совершено, нотариус вправе взимать плату за оказание услуг правового и технического характера. В связи с этим при подготовке заявлений о принятии наследства и отказе от наследства без свидетельствования подлинности на таких заявлениях нотариус вправе взимать плату за оказание услуг правового и технического характера в размере, предусмотренном за оказание услуг правового и технического характера при свидетельствовании подлинности подписи на документах.
  • В случае если в одном договоре-документе содержатся элементы различных договоров-сделок, то плата за оказание услуг правового и технического характера взимается однократно, в размере, предусмотренном за оказание услуг правового и технического характера при удостоверении договора-сделки, включенного в договор-документ, для которого коэффициент сложности нотариального действия является максимальным.

Обязательно ли платить УПТХ?

Лицо, обратившееся к нотариусу, не связано необходимостью получения от нотариуса помимо нотариальных действий дополнительных услуг правового или технического характера и вправе осуществлять соответствующие действия (подготовить проект документа и пр.) самостоятельно. В этом случае оплате подлежит исключительно нотариальный тариф. Предоставление названных услуг гражданам и юридическим лицам осуществляется исключительно с их согласия и вне рамок нотариальных действий. Навязывание нотариусом подобных услуг недопустимо (см. определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 N 272-О-О, кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2012 N 33-9692/2012).

Основываясь на этом вы можете самостоятельно подготовить документы без помощи нотариуса. Если, конечно, обладаете специальными знаниями в области юриспруденции. И нотариус не вправе отказать вам в совершении нотариального действия.

Льготы по оплате УПиТХ

  1. Участники и инвалиды Великой Отечественной войны освобождаются от взимания платы за оказание услуг правового и технического характера на 100%.
  2. Инвалиды I группы освобождаются от взимания платы за оказание услуг правового и технического характера на 50%,
  3. Несовершеннолетние освобождаются от взимания платы за оказание услуг правового и технического характера при удостоверении договоров об отчуждении ими недвижимого имущества. При этом такое освобождение от взимания платы за оказание услуг правового и технического характера производится пропорционально их участию в договоре.

Стоимость УПиТХ (услуг правового и технического характера нотариусов) в Центральном ФО в 2017 г.

(Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, город Москва)

Стоимость УПиТХ (услуг правового и технического характера нотариусов) в Северо-западном ФО в 2017 г.

(город Санкт-Петербург, Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область)

Стоимость УПиТХ (услуг правового и технического характера нотариусов) в Южном ФО в 2017 г.

(город Ростов-на-Дону, Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Республика Крым, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, город Севастополь)

Стоимость УПиТХ (услуг правового и технического характера нотариусов) в Северо-кавказком ФО в 2017 г.

(город Пятигорск, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия, Чеченская Республика, Ставропольский край)

Стоимость УПиТХ (услуг правового и технического характера нотариусов) в Приволжском ФО в 2017 г.

(город Нижний Новгород, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область)

Стоимость УПиТХ (услуг правового и технического характера нотариусов) в Уральском ФО в 2017 г.

(город Екатеринбург, Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ)

Стоимость УПиТХ (услуг правового и технического характера нотариусов) в Сибирском ФО в 2017 г.

(город Новосибирск, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Забайкальский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область)

Стоимость УПиТХ (услуг правового и технического характера нотариусов) в Дальневосточном ФО в 2017 г.

(город Хабаровск, Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ)


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *