Ветеран боевых действий в таджикистане

Ветеран боевых действий в таджикистане

Нас признали ветеранами через 20 лет и три года

Двадцать лет ждали ветераны гражданской войны в Таджикистане признания своих боевых заслуг.
Они с честью выполнили свой долг и вот со второго раза их наконец-то признали.
Не думал я в те годы про льготы и награды, я просто выполнял свой воинский долг. 1 января 2012 года вступил в силу закон, где исправили историческую ошибку и признали тех, кто служил на таджико-афганской границе, ветеранами боевых действий.
Но из 25 тысяч солдат и офицеров получили удостоверения ветеранов около полутора тысяч. Даже моему комбату, начальнику разведки полка, кавалеру ордена «За личное мужество», чтобы получить удостоверение, пришлось писать президенту Путину. И только после это письма он стал ветераном боевых действий. У меня не было никакого желания бегать по судам и что-то там кому-то доказывать. Я получил официальный отказ в военкомате, что в моем деле нет подтверждения, что я участвовал в боевых действиях. Таких записей нам просто не делали. В военном билете и трудовой книжке есть другая запись, что в период с 1994 по 1997 год я выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. Забегали ветераны после 2012 года по судам, стали доказывать, что они там были, но их разворачивали, и всем приходили отказы, согласно закону у тебя должны быть отметки об участии в боевых действиях. Даже Герою России пришлось, опять же, через обращения к президенту доказывать, что он участник войны. Посмотрел я на все это, плюнул и решил не бегать по судам. Да, был, да, служил, но доказывать ничего не хочу. И даже как-то в частной беседе с начальником штаба дивизии я сказал: да ладно, какие мы ветераны. На что он мне строго ответил, что мы свои задачи выполнили, и не будь там нас, республика бы захлебнулась в крови. После этого разговора я много переосмыслил. Я помню, как в одном из кишлаков маленькая девочка вышла к нашему БТРу с лепешкой, и я ей пытался за эту лепешку заплатить, а она мне говорила «бе пул» (без денег), как делился с детьми сахаром и консервами в районе Куляба, и как местный учитель мне сказал, что эти дети выросли без сладкого. Как одна женщина сказала нам, что она готова целовать броню нашего пыльного БТРа, только бы он тут с российским флагом ездил. Пытался одно время написать свои воспоминания, но как-то трудно мне это дается, мне легче рассказать, да и то не всем. Руки у ветеранов не опустились и при поддержке политических партий и общественных движений солдаты и офицеры дивизии все же добились изменения в законе «О ветеранах». И вот буквально на днях Совет Федерации одобрил поправки в законе, а президент России подписал Федеральный закон «О внесении изменения в Федеральный закон «О ветеранах». Изменение касается военнослужащих, в 90-е годы проходивших службу на территории Таджикистана. Если актуальная версия закона «О ветеранах» считает ветеранами только лиц, участвовавших в боевых действиях в Республике Таджикистан с сентября по ноябрь 1992 года и с февраля 1993 года по декабрь 1997 года, то в новом законе формулировка «участия» звучит так: «Выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан: сентябрь – ноябрь 1992 года; февраль 1993 года – декабрь 1997 года». Закон вступает в силу с 1 января 2016 года. На этом история не заканчивается, закон подписан, но осталось самое сложное — общение с чиновниками.
3. История продолжается…

5. Ветераны 201 МСД на традиционной встречи в День ветерана на Поклонной горе.
6. Военный РЕПОРТАЖ. Иван Коновалов. Таджикистан. Декабрь 1996 года
2015

Медаль «За участие в боевых действиях в Таджикистане»

Медаль «За участие в боевых действиях в Таджикистане»

Наши военнослужащие принимали участие в различных военных конфликтах, которые происходили за пределами страны. К ним относится и гражданская война в Таджикистане, начавшаяся после распада Советского Союза. Для награждения лиц, отличившихся в этом конфликте, была учреждена общественная медаль «За участие в боевых действиях в Таджикистане». Изготовитель награды ТПП «Челзнак».

Описание награды

Медаль имеет круглую форму, чеканится из латуни — металлического сплава золотистого оттенка. Центральное место аверса занимают горы. По ним движется бронетранспортер. Вверху, в воздухе — вертолет. Верхним полукругом размещены семь 5-лучевых звездочек. По периметру проходит надпись: «ЗА УЧАСТИЕ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ». Внизу, у подножия гор выгравировано «25 ЛЕТ».

На обороте несколько надписей. Верхняя — «1992». Под ней даты военных действий: «1993—1997». Еще ниже написано: «ТАДЖИКИСТАН». Внизу маленькая 5-конечная звездочка. К одежде награда крепится с помощью булавочного зажима, который предусмотрен на обратной стороне 5-угольной колодочки.

Колодка соединена с медальоном посредством ушка и колечка. Ее поверхность покрыта муаровой ленточкой с продольными полосами. Полоски размещены в такой последовательности: слева узкая желтая, белая и темно-синяя. За ними широкая алая. Затем узкие белая, зеленая и желтая полоски.

Вручается медаль «За участие в боевых действиях в Таджикистане» с бланком удостоверения. В него вписываются сведения о награжденном.

Как началась война

Гражданская война началась после того, как Советский Союз прекратил свое существование, и Таджикистан стал независимым государством. Самая острая фаза конфликта пришлась на период с осени 1992 по июль 1993 г. Однако враждующие стороны примирились лишь летом 1997 г.

Причин тому было несколько. Население Таджикистана было очень религиозным, в стране сложилась клановая система. К тому же в начала 90-х экономическое положение там было весьма сложным. Когда в СССР была объявлена перестройка, в Таджикистане появились исламские демократические партии, оппозиционные коммунистической.

Во времена СССР практически все ведущие должности в республике занимали жители Ленинабада. В МВД же главенствовали уроженцы Куляба. Эти две группы активно сотрудничали между собой. После 1991 г. власть попытались захватить другие кланы.

Первым беспокойным звонком стали массовые волнения, которые состоялись в Душанбе в начале 1990 г. Тогда люди требовали отстранить от власти 1-го секретаря КП республики. Но в конце того же года он стал 1-м президентом государства. После того, как затея с ГКЧП провалилась, оппозиционные силы стали заниматься организацией различных митингов. Люди требовали ликвидации компартии, отстранения от власти Махкамова. В результате через небольшое время последний сам ушел с должности президента Таджикистана.

В конце 1991 г. большинством голосов Президентом страны был избран Р. Набиев. Проигравшие претенденты заявили, что выборы были нечестными. Однако, некоторое время в государстве сохранялся хрупкий мир.

Начало конфликта

Весной 1992 г. было арестовано несколько видных представителей демократических партий. В результате через короткое время перед дворцом президента собрался народ. Начался митинг, продолжавшийся много дней. Люди требовали отставки С. Кенджаева. Число митингующих постоянно росло, вскоре в заложниках у них оказались несколько десятков человек. Среди них были и высокопоставленные лица.

Митингующие пригрозили казнить их и тогда С. Кенджаев ушел в отставку. Но теперь митинг организовали его сторонники. Все это показало, что в стране существует серьезный раскол. Враждовали различные кланы. После того, как оппозиционные силы блокировали дворец президента, ВС страны принял решение ввести прямое президентское правление. Срок его не оговаривался.

В начале мая 1992 г. начались вооруженные столкновения между жителями и Национальной гвардией. С обеих сторон были погибшие. После этого молодежь начала в столице вооруженные действия. Все началось с захвате телецентра. На следующий день к ним присоединилась милиция и даже Б. Рахмонов, бывший тогда советником президента. Через некоторое время появилось Правительство национального примирения. В нем участвовала и оппозиция.

В начале лета конфликт охватил и юг страны. Воспользовавшись столкновением местных жителей с переселенцами, сторонники президента Набиева передали сообщение о том, что причиной тому нападение группы исламистов численностью в 3 000 человек. Прозвучал призыв отразить их атаку в Курган-Тюбе. Боевые действия продолжались 5 часов. В них принимало участие 400 человек, 35 из которых были убиты. 29.06.1992 г. было заключено перемирие.

В связи с серьезным положением было принято решение об охране самых важных объектов в стране. Наши военнослужащие защищали Нурекскую ГЭС, другие предприятия, автомобильные дороги.

Хотя в конце июля был подписан хорожский договор о прекращении огня, столкновения были возобновлены уже спустя несколько часов. В конце августа был убит Генпрокурор, что еще более обострило положение. 31.08.1992 г. была предпринята попытка захватить президента, но он успел спрятаться у военных 201 дивизии ОВС СНГ. Мятежники захватили около полусотни человек и грозились их убить.

Через 2 дня Кабмин выразил недоверие президенту. Сторонники последнего собрались в Курган-Тюбе. Но оппоненты развязали против них боевые действия. Началась резня. Огромное количество жителей, пытаясь спастись, прятались в гарнизоне 201 дивизии. 07.09.1992 г. Р. Набиев ушел в отставку.

Население стало покидать страну. В события вмешались рядом расположенные государства, в частности, Узбекистан. Их военнослужащие пытались защитить конституционный строй Таджикистана.

Гражданская война

Отставка президента только обострила ситуацию. С.Кенджаев, возглавлявший ВС, уехал в Куляб. Там он сформировал свои отряды боевиков. Эти силы стали базой, на которой появился Народны фронт. Задачей его стало восстановление прежнего порядка. Многие специалисты считают, что фронт возник не без участия российских спецслужб. Его подразделения сражались против оппозиционного Курган-Тюбе.

В боях применялась бронетехника. Противники друг другу применяли настоящий террор, страдали мирные жители. Военным 201 дивизии периодически удавалось предотвращать увеличения жертв. Война шла с переменным успехом. К осени 1992 г. страна потеряла несколько десятков тысяч убитыми, была практически разрушена экономика, Огромное количество жителей бежало их страны.

В конце 1992 г. ВС Таджикистана возглавил Э. Рахмонов. Он обратился к соседним странам с просьбой помочь, введя миротворческие силы. Был заключен мирный договор, который устраивал далеко не всех. С. Кенджаев, другие оппозиционеры направили свои отряды на Душанбе, но их атаки были отбиты. Обстановка в столице для населения стала невыносимой.

Сложной обстановка была на границе с Афганистаном. Там служили пограничники России. С афганской территории регулярно пытались прорваться моджахеды. Наши пограничники, которым в трудных ситуациях помогала 201 мотострелковая дивизия, пресекала их.

Переговоры о перемирии начались весной 1994 г. и закончились лишь спустя 3 года. Окончательно соглашение о мире было заключено 27.06.1997 г. Президентом остался Э. Рахмонов, но и оппозиционерам были предоставлены различные высокие должности. Из Афганистана стали возвращаться беженцы. Со следующего года 27 июня был объявлен Днем национального единства и выходным днем. Но небольшие стычки продолжались до 2011 г.

Итогом войны стало 60 тыс. убитых, несколько сотен тысяч беженцев, огромное количество разрушенных зданий. Сумма ущерба превысила 10 млрд. долларов, Таджикистан превратился в одну из беднейших стран. Восстанавливать его пришлось на протяжении многих лет.

Родственные награды

Для поощрения воинов-интернационалистов было учреждено несколько общественных наград, в числе которых:

  • «10 лет вывода Советских войск из Афганистана». Вручается ветеранам-афганцам в честь 10-летия со дня вывода ОКСВ из Афганистана».
  • «15 лет вывода Советских войск из ДРА». Ее обладателями становятся военнослужащие, участвовавшие в военном конфликте в Афганистане в составе ОКСВ.
  • «Ветеран ограниченного контингента советских войск в ДРА». Вручается военнослужащим, участвовавшим в афганской войне с 1979 по 1989 гг.

Присвоить статус ветерана участникам боевых действий в Таджикистане!

Президенту Российской ФедерацииМЕДВЕДЕВУ Дмитрию Анатольевичу103132, г. Москва, Старая площадь, дом 4Председателю Правительства Российской ФедерацииПУТИНУ Владимиру Владимировичу103274, г. Москва, Краснопресненская набережная, 2Председателю Совета ФедерацииФедерального Собрания Российской ФедерацииМАТВИЕНКО Валентине Ивановне103426, Москва, Б.Дмитровка, 26Председателю Государственной ДумыФедерального Собрания Российской ФедерацииНАРЫШКИНУ Сергею Евгеньевичу103265, г. Москва, ул. Охотный ряд, дом 1.Здравствуйте, уважаемые руководители нашего государства!Обращается к Вам майор запаса, Гусев Андрей Михайлович, проходивший службу на различных должностях в Группе Пограничных Войск Российской Федерации в Республике Таджикистан, от имени всех воинов-пограничников Группы Пограничных войск Российской Федерации в Республике Таджикистан, военнослужащих 201 мотострелковой дивизии, отдельного сводного стрелкового батальона Республики Казахстан в Республике Таджикистан, 387 парашютно-десантного полка 105 дивизии ВДВ, в/ч 52788, г. Фергана, 35 отдельной десантно-штурмовой бригады ВДВ, в/ч 32363, г. гай, выполнявших свой воинский долг в Таджикистане в 90-е годы прошлого столетия.Поводом для обращения к Вам послужил следующий законодательный казус. Мы все с нетерпением ждали принятия поправок к закону «О ветеранах» (в части отнесения к ветеранам боевых действий военнослужащих, выполнявших обязанности военной службы в условиях вооруженного конфликта на территории Республики Таджикистан). И вот почти через 20 лет, 7 ноября 2011 года, закон был подписан Президентом РФ и с 1 января 2012 г. вступил в силу.Однако реализация данного закона на практике продемонстрировала его двоякое толкование исполнителями на разных уровнях. Когда мы стали подавать заявления в соответствующие органы (военкоматы, отделы ФСБ, пограничные органы) о признании нас ветеранами боевых действий, то столкнулись со странной ситуацией. В ряде исполнительных органов документы брали почти безоговорочно (таких мест крайне мало, но честно говоря они есть), в некоторых военкоматах документы отказывались принимать ссылаясь на то, что ещё нет разъяснительных документов к Закону, в частности приказа министра обороны (которого действительно до сих пор нет), большинство должностных лиц стали требовать обязательно предоставить справку из Центрального архива МО или ФСБ (для пограничников), так как записи в военных билетах и личных делах офицеров и прапорщиков не являются документальным подтверждением нашего участия в боевых действиях. Тем не менее, процесс сбора документов сдвинулся с места.Каково же было наше удивление и возмущение когда в ответ на наши заявления нам стали поступать отказы в выдаче удостоверений участников боевых действий. Сотрудники, указанных органов, в своих отказах ссылаются на приказ ФСБ № 588 от 04.12.2008 г., приказ Министра обороны №1177 от 2.11.2009 и инструкцию Минтруда и соц. развития № 69 от 11.10.2000 г. Все эти документы вводят в действие «Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий».В перечисленных приказах (инструкциях) говорится, что для получения удостоверения необходимо предоставить документы, подтверждающие непосредственное участие нас в боевых действиях, в частности выписки из Приказов соответствующих командиров (начальников) или справки архивных учреждений подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях.Вроде бы всё логично, но здесь и кроется вся проблема. Дело в том, что мы проходили службу в Таджикистане в соответствии с соглашениями между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией, Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 1993 г. № 144 «О мерах по урегулированию конфликта на таджикско-афганской границе и общей нормализации обстановки на границах Российской Федерации», законами и постановлениями правительства России, в которых черным по белому было написано, что мы выполняем задачи:– по установлению мира и поддержанию правопорядка в зонах вооружённых конфликтов; – по охране и обороне важных государственных объектов в условиях военного конфликта; – в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах; – по охране конституционных прав граждан в районах чрезвычайного положения. Выполнение военнослужащими РФ иных задач, не предусмотренных межгосударственными соглашениями и Постановлениями Правительства РФ, не предполагалось.В соответствии с действующим в тот период законодательством и составлялись все служебные документы, и производились записи в приказы по части, в военные билеты и в послужные списки личных дел. Фраза про боевые действия нигде не фиксировалась, так как кадровые органы не имели на это права согласно действующего, в то время, законодательства. Когда в Государственной Думе РФ рассматривался законопроект № 528777-5, внесенный правительством РФ, его формулировка гласила – «О внесении изменения в Федеральный закон «О ветеранах» (в части отнесения к ветеранам боевых действий военнослужащих, выполнявших обязанности военной службы в условиях вооруженного конфликта на территории Республики Таджикистан)», в данной формулировке законопроекта никто подвоха не видел. Единственное опасение было из-за вносимого законопроектом дополнения в Раздел III Приложения к Федеральному закону «О Ветеранах» (Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ) позицией: «Боевые действия в Республике Таджикистан: сентябрь — ноябрь 1992 года; февраль 1993 года — декабрь 1997 года», т.к. данная формулировка фактически свидетельствовала о том, что мы участвовали в боевых действиях в Республике Таджикистан, что вступало в противоречие с действовавшими на тот период официальными документами, записями в наших личных делах, военных билетах и выданных нам справках об участии в решении задач в зоне вооруженного конфликта, в зоне чрезвычайного положения, но не как ни об участии в боевых действиях. Однако хотелось верить, что все будет хорошо, т.к. официальные лица открыто заявляли: проект федерального закона подготовлен во исполнение поручения Президента РФ Д.А. Медведева о проработке вопроса распространения статуса ветеранов боевых действий на военнослужащих, выполнявших задачи по установлению мира и поддержанию правопорядка в зонах вооруженных конфликтов в 90-х годах прошлого столетия (№ Пр-2494 от 19 сентября 2009 г.).Но когда проект превратился в закон № 307-ФЗ от 07.11.2011 г. там осталась только формулировка «боевые действия в Республике Таджикистан» и теперь получается, что закон есть, но он не работает. Для должностных лиц, работающих в соответствующих инстанциях принимающих решения о выдаче удостоверений ветерана боевых действий, записи в наших личных делах и военных билетах о том, что мы выполняли задачи в условиях чрезвычайного положения и в зонах вооружённых конфликтов не стали аргументом для присвоения нам статуса ветерана, как и факты прохождения службы в воинских частях в определенный период боевых действий на территории Республики Таджикистан и наличие льготной выслуги. Для примера можно привести разъяснения отдела правового обеспечения Управления кадров ФСБ России:»Факт предоставления военнослужащим дополнительных гарантий и компенсаций, установленных Законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» не является основанием для признания их участниками боевых действий и к Федеральному закону «О ветеранах» отношения не имеет.Кроме того, не может служить подтверждением участия в указанных боевых действиях льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсий, предусмотрен нос постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941, для лиц, выполнявших задачи по поддержанию правопорядка, охране и обороне важных государственных объектов на территории Республики Таджикистан в условиях военного конфликта, а также выполнявших в Республике Таджикистан задачи по охране конституционных прав граждан в районах чрезвычайного положения, поскольку в Федеральном законе речь идет именно о боевых действиях, и не о чем другом.Следовательно, лица, претендующие на получение удостоверения ветеранов боевых действий в связи с их участием в боевых действиях в Республике Таджикистан в период сентября-ноября 1992 г. и с февраля 1993 г. по декабрь 1997 г. должны документально подтвердить факт непосредственного участия в боевых действиях в указанные периоды».Доходит до смешного, даже те военнослужащие, кто был награждён боевыми государственными наградами, но при этом не имеет записи об участии в боевых действиях, получают отказ. Сейчас пошла волна отказов, по решению о выдаче нам удостоверений ветеранов боевых действий, из вышеуказанных инстанций, на сто человек, подавших заявление, одному-двум приходит положительный результат. Эти отказы соответственно превратятся в бум судебных разбирательств. Налицо противоречия между старыми законами, постановлениями и принятыми законами, подзаконными актами. Между нами, воевавшими в Республике Таджикистан и клерками, печатающими отказные материалы. А всего этого могло и не быть, если бы формулировка в законе была-бы написана так же, как это сделано например для Чеченской Республики: «Выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта». Учитывая, что Закон уже принят, и никто его менять не будет предполагаем необходимым и достаточным добавить аналогичную формулировку в приказы ФСБ № 588 от 04.12.2008 года, Министра обороны №1177 от 2.11.2009, постановление Министерства труда РФ № 69а от 11.10.2000 г, а также в соответствующие данным документам Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветеранов боевых действий и определить конкретные воинские части, дабы исключить двоякое толкование норм закона. Данные изменения и дополнения смогли бы на наш взгляд снять возникшую проблему, тем более, что при принятии указанного Закона все мы изначально уже были учтены как ветераны боевых действий. Об этом свидетельствует запись в пояснительной записке и финансово-экономическом обосновании к проекту закона. В частности в этих документах прописано следующее: «Численность военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях в Республике Таджикистан (сентябрь — ноябрь 1992 г.; февраль 1993 г. — декабрь 1997 г.) составляет около 33,6 тыс. человек (Минобороны России — 26,6 тыс. человек; ФСБ России — 7 тыс. человек), из них не имеют статус «ветеран боевых действий» — 23520 человек (30% являются участниками боевых действий в Афганистане и на территории Северо-Кавказского региона).Предоставление дополнительных мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом «О ветеранах» для ветеранов боевых действий, в связи с принятием и реализацией проекта федерального закона может коснуться 23 тыс. граждан.Предполагаемые расходы федерального бюджета на эти цели в 2012 году составят 719,1 млн. рублей».Об этом же говорится в Заключении Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению:»Данный Федеральный закон распространяет статус ветеранов боевых действий на военнослужащих, выполнявших обязанности военной службы в условиях вооруженного конфликта в Республике Таджикистан и участвовавших в боевых действиях на территории этого государства (военнослужащие, направленные органами государственной власти Российской Федерации в Республику Таджикистан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.07.1993 №144 «О мерах по урегулированию конфликта на таджикско-афганской границе и общей нормализации обстановки на границах Российской Федерации».Уважаемые руководители нашего государства, мы надеемся, что нас не оставят наедине с нашей обидой и непониманием, что найдутся способы решить данную проблему на законодательном уровне или на уровне руководителей ФСБ РФ, министерства обороны, министерства труда и социального развития. Мы надеемся, что в подзаконных актах этих ведомств будут внесены соответствующие поправки, с учетом специфики решаемых военнослужащими России специальных служебно-боевых задач в условиях вооруженного конфликта и чрезвычайного положения в Республике Таджикистан.Очень хочется жить в правовом государстве, в котором законы принимаются ни ради буквы закона, а для своих сограждан, честно выполнивших свой священный долг перед Родиной, когда это требовалось.В заключение приведу выдержку из Пояснительной записки к проекту данного Федерального Закона, подтверждающую благие намерения инициаторов данного закона:»В ходе выполнения боевых задач на территории Республики Таджикистан военнослужащие с честью выполнили свой воинский долг, проявили при этом мужество, смелость и героизм, за что многие из них были награждены государственными наградами. В ходе выполнения боевых задач в Республике Таджикистан в указанные периоды 302 военнослужащих погибло (умерло), а 384 военнослужащих получили ранения, контузии или увечья».Принятие данного федерального закона позволит установить участникам боевых действий на территории Республики Таджикистан в условиях военного конфликта правовые гарантии социальной защиты в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.С уважением, А. Гусев.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *