Исполнительские действия

Исполнительские действия

Статья 38. Отложение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения
Комментарий к статье 38
1. Одной из форм временной остановки исполнительного производства является отложение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Законодательство об исполнительном производстве не называет возможные основания для отложения исполнения. Например, такое отложение может иметь место, если должник находится в командировке (больнице) или если ребенок, который должен быть передан другому родителю, находится в больнице и т.п.
Отложение исполнения имеет много общего с его отсрочкой. И в том и в другом случае существует перенос во времени совершения исполнительных действий или исполнения принудительных мер. Однако природа оснований различна, что можно продемонстрировать на примере.
Так, взыскатель обратился с ходатайством об отсрочке исполнения исполнительного документа, согласно которому предписано произвести обрезку деревьев. Однако обрезка деревьев проводится в определенное время года, поэтому взыскатель просит отсрочить исполнение. Отложение могло бы произойти по такому делу, например, по причине нахождения в командировке специалистов, которые произведут соответствующие действия сразу по возвращении из нее.
Второе важное отличие отсрочки от отложения заключается в том, что отсрочка осуществляется только тем судом, органом, должностным лицом, которые выдали соответствующий исполнительный документ. Отложение же возможно как судом, так и судебным приставом-исполнителем, существует лишь разница в сроках отложения. Чаще всего отсрочка охватывает более длительный период времени, чем отложение. Важно и то, что обычно отсрочка исполнения означает перенос действий на другое время, что связано с наступлением определенных событий. Отложение же предполагает указание даты, до которой производится отложение.
Закон предусматривает две возможные формы отложения:
— судебным приставом-исполнителем;
— судом или иным органом, выдавшим исполнительный документ.
При этом при отложении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем можно выделить обязательные (при наличии судебного акта об отложении) и факультативные (по усмотрению судебного пристава-исполнителя) основания.
При факультативном отложении исполнения судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения на срок не более 10 дней (ч. 1 комментируемой статьи). Инициатором отложения совершения исполнительных действий и исполнения принудительных мер может быть взыскатель или сам судебный пристав-исполнитель. Взыскатель обращается к судебному приставу-исполнителю с заявлением, в котором указываются обстоятельства, из которых следует необходимость отложения. Закон не упоминает должника в качестве инициатора отложения. Однако это также возможно, ибо должник может обратиться с обоснованным заявлением к судебному приставу-исполнителю. Если последний придет к выводу о необходимости отложения, то он совершит соответствующие действия по собственной инициативе. Так, кассационная инстанция пришла к выводу, что постановление судебного пристава-исполнителя об отложении исполнительных действий ввиду представления незаверенной копии судебного акта вынесено в соответствии с требованиями комментируемого Закона <1>.
———————————
<1> Постановление ФАС Уральского округа от 28 августа 2008 г. N Ф09-6109/08-С1.
Закон не устанавливает, сколько раз возможно отложение исполнительного производства, что приводит к выводу о возможности неоднократного отложения, который подтверждается практикой. Так по одному из дел кассационная инстанция пришла к следующему заключению. Поскольку отложение исполнительных действий неоднократно произведено судебным приставом по различным основаниям, а комментируемый Закон не содержит запрета на неоднократное отложение исполнительных действий по различным причинам, оснований для признания обжалуемых действий судебного пристава незаконными у суда не имелось <1>.
———————————
<1> Постановление ФАС Уральского округа от 13 августа 2008 г. N Ф09-5706/08-С1.
2. Если необходимо отложение исполнения на срок более 10 дней, то оно возможно только по определению суда. Такое отложение будет обязательным, поскольку на основании определения суда судебный пристав-исполнитель обязан отложить исполнение (ч. 2 комментируемой статьи).
В силу ст. 328 АПК при наличии обстоятельств, препятствующих совершению отдельных исполнительных действий, арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя может отложить исполнительные действия по исполнительному производству, возбужденному на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом. Предусмотрена альтернативная подсудность по выбору заявителя — отложение исполнительных действий производится арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, или арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.
При подаче заявления в суд заявитель обязан доказать наличие обстоятельств для отложения исполнительных действий.
Так, по одному из дел суд пришел к следующему выводу: «Оценив обстоятельства, на которые ссылалось Учреждение как на основания для отложения исполнительных действий, суд объективно не признал данные обстоятельства объективно препятствующими освобождению помещения. При этом судом обоснованно учтено, что с момента вступления решения арбитражного суда по данному делу в законную силу прошло почти два года, исполнительные действия уже дважды откладывались по ходатайству должника, доказательств принятия реальных мер, направленных на исполнение судебного акта, Учреждение не представило: в результате столь длительного неисполнения решения существенно нарушаются права Колледжа как законного владельца помещений, не обеспечивается баланс интересов сторон» <1>.
———————————
<1> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 февраля 2008 г. по делу N А66-3691/2005.
Заявление об отложении исполнительных действий рассматривается арбитражным судом в 10-дневный срок с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления.
По результатам рассмотрения заявления суд выносит определение, в котором указывается дата, до которой откладываются исполнительные действия, или событие, наступление которого является основанием для возобновления судебным приставом-исполнителем исполнительных действий. Копии определения об отложении исполнительных действий направляются взыскателю, должнику и судебному приставу-исполнителю.
При вынесении судебного определения об отложении судебный пристав-исполнитель обязан отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения на основании судебного акта.
3. Одной из особенностей отложения исполнения является указание даты, до которой откладываются исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения (ч. 3 комментируемой статьи). В зависимости от требуемого срока отложения определяется, к чьей компетенции относится разрешение данного вопроса: вопрос об отложении на срок до 10 дней будет рассматривать судебный пристав-исполнитель, свыше названного срока — суд. В определении суда также обязательно указание срока отложения, поскольку на основе данного акта судебный пристав-исполнитель выносит свое постановление, в котором также должна быть указана дата, до которой произведено отложение исполнительных действий или исполнения принудительных мер.
4. Частью 3.1 комментируемой статьи регулируется процедура движения заявления взыскателя об отложении исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Такое заявление передается судебному приставу-исполнителю не позднее дня, следующего за днем его поступления в подразделение судебных приставов, и подлежит рассмотрению судебным приставом-исполнителем не позднее дня, следующего за днем поступления к нему заявления.
5. Судебный пристав-исполнитель, получив заявление об отложении исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения, рассматривает его и выносит постановление об отложении или отказе в отложении исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения. Данное постановление подлежит утверждению старшим судебным приставом или его заместителем. Копия постановления не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется взыскателю и должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В постановлении об отложении исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения указывается дата, до которой откладываются исполнительные действия или применение мер принудительного исполнения (ч. 4 комментируемой статьи).
В качестве правового последствия отложения выступает невключение срока, на который отложено исполнение, в срок совершения исполнительных действий (п. 1 ч. 7 ст. 36 комментируемого Закона).

Заявление об отложении исполнительного производства

Скачать образец
Заявление об отложении исполнительного производства:

в формате DOC35 кбв формате DOCX16 кб

В
Заявитель:

Исполнительное производство

ЗАЯВЛЕНИЕ
об отложении исполнительного производства

Судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа по делу о взыскании с должника денежных средств в пользу .
ответчиком подана жалоба в Верховный суд. Рассмотрение по жалобе на момент подачи данного обращения еще не состоялось.
На основании вышеизложенного, согласно ст. 38 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ,

ПРОШУ:

Отложить исполнительные действия по взысканию в рамках исполнительного производства на 10 дней.
Приложение:
— Копия жалобы .

______________ /______________
«___» ___________ 20 ___ г.

Примечание: Если судебный пристав-исполнитель отказывает в удовлетворении ходатайства об отложении исполнительного производства, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании бездействия незаконным.

§1. Отложение исполнительных действий

По заявлению взыскателя или должника либо на основании определения судьи пристав может отложить исполнительные действия.

По заявлению взыскателя, должника или по собственной инициативе пристав имеет право отложить совершение исполнительных действий на срок не более 10 дней. Суд не ограничен предельным сроком отложения исполнительных действий и разрешает этот вопрос в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела.

Закон не содержит перечень оснований для отложения исполнительных действий, а лишь предусматривает критерий их определения обстоятельства, препятствующие исполнению.

Об отложении исполнительных действий пристав выносит постановление, которое может быть обжаловано в суд в 10-дневный срок.

§2. Приостановление исполнительного производства

При возникновении обстоятельств, предусмотренных законом, исполнительное производство по определению суда должно быть или может быть временно приостановлено.

Судья обязан приостановить исполнительное производство в следующих случаях (ст, 436 ГПК РФ): смерть должника, объявление его умершим или признание безвестно отсутствующим, если установленное судом правоотношение допускает правопреемство;

возбуждение арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника; утрата должником дееспособности;

участие должника в боевых действиях, выполнение задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в условиях военных конфликтов или просьбы взыскателя, участвующего в боевых действиях либо в выполнении задач в условиях чрезвычайного или военного положения, в также в условиях военных конфликтов;

предъявление иска об освобождении имущества от ареста (исключения из описи), на которое обращено взыскание по исполнительному докумен ту;

оспаривание должником исполнительного документа в судебном порядке, если такое оспаривание допускается федеральным законом;

подача жалобы в суд на действия органов или должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

вынесение определения судьей, которому федеральным законом предоставлено право приостанавливать исполнение судебного постановления.

Суд может приостановить исполнительное производство в случаях (ст. 437 ГПК РФ)

реорганизации организации, являющейся должником; просьбы должника, проходящего военную службу по призыву или по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках, во-

ипских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством РФ; нахождения должника в длительной служебной командировке; нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении; розыска должника, его имущества или розыска отобранного у должника ребенка;

обращения судебного пристава-исполнителя в суд, выдавший исполнительный документ, с заявлением о разъяснении принятого им судебного постановления, подлежащего исполнению;

подачи жалобы на действия судебного пристава-исполнителя или на его отказ в совершении исполнительных действий, а также на отказ в отводе судебного пристав-исполнителя.

В случае нахождения должника либо взыскателя в отпуске за пределами совершения исполнительных действий исполнительное производство также может быть приостановлено (ст. 21 Закона об исполнительном производстве).

Приостановление исполнительного производства производится судом по месту нахождения судебного пристава. По результатам рассмотрения вопроса о приостановлении производства суд выносит определение, которое судебный пристав-исполнитель направляет сторонам в трехдневный срок. Наличие обстоятельств, являющихся основаниями для приостановления исполнительного производства в каждом конкретном случае, должно быть подтверждено соответствующими документами (судебное постановление о принятии иска к производству, решением о реорганизации должника и т.п.). На определение о приостановлении производства может быть подана частная жалоба в течение 10 дней со дня вынесения определения.

Совершение исполнительных действий приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, являющихся основанием приостановления производства. Например, в случае приостановления исполнительного производства в случае оспаривания судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, производство приостанавливается до окончательного рассмотрения вопроса по существу. Сроки приостановления производства, предусмотренные ст. 22 Закона об исполнительном производстве, могут быть сокращены судом. После устранения обстоятельств, послуживших основанн-

ями для приостановления исполнительного произволегва, по заявлению взыскателя или по инициативе судебного пристава-исполнителя, исполнительное производство возобновляется тем же судом, который его приостановил.

Отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения

В соответствии с ч. 1 ст. 38 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по заявлению взыскателя или по собственной инициативе на срок не более 10 дней.

Отложение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения — это перенесение применения мер по исполнению исполнительного документа на более позднее время.

Интересно отметить, что в ст. 38, 64, 68 Закона об исполнительном производстве термины «исполнительные действия» и «меры принудительного исполнения» различаются. Так, в ч. 1 ст. 38 Закона об исполнительном производстве речь идет об «исполнительных действиях и мерах принудительного исполнения», а в ч. 4 той же статьи речь уже идет об «исполнительных действиях или мерах принудительного исполнения».

Таким образом, судебный пристав-исполнитель вправе отложить:

  • исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения;
  • исполнительные действия;
  • применение мер принудительного исполнения.

Соответственно если судебным приставом-исполнителем отложено только применение мер принудительного исполнения, то исполнительные действия, предусмотренные ст. 64 Закона об исполнительном производстве, могут совершаться. Например, судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов, производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел, вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц и т.д.

Статья 38 Закона об исполнительном производстве предусматривает два различных случая отложения исполнительных действий.

Во-первых, судебный пристав-исполнитель могут отложить исполнительные действия по заявлению взыскателя или по собственной инициативе.

Инициаторами отложения совершения исполнительных действий и мер принудительного исполнения могут быть взыскатель или сам судебный пристав-исполнитель. Взыскатель обращается к судебному приставу-исполнителю с заявлением, в котором указываются обстоятельства, обусловливающие необходимость отложения. Предоставление такого права взыскателю объясняется наличием диспозитивных элементов в рамках исполнительного производства. Поскольку исполнение производится в интересах взыскателя, последний вправе сам решить, возможно ли в данном случае отложение исполнительных действий.

На практике такие случаи нередки. Например, взыскатель полагает, что в настоящее время должник не может полностью расплатиться или, если документ будет исполнен в полном объеме, должник окажется в тяжелом финансовом положении, а взыскатель заинтересован в нем как в дальнейшем контрагенте. Взыскатель предполагает улучшение финансового положения должника в дальнейшем и согласен на производство исполнения в полном объеме через какое-то время. В определенном смысле это действие схоже с отсрочкой исполнения. Между тем предоставление такого права судебному приставу-исполнителю по меньшей мере неоправданно и на практике может привести к волоките по исполнительным производствам1См.: Максуров А.А. Меры принудительного исполнения. Отсрочка, рассрочка и изменение способа и порядка исполнения судебных актов и актов других органов. Отложение исполнительных действии // Практика исполнительного производства. 2008. № 3. С. 89..

Право на обращение с заявлением об отложении исполнительных действий законом для должника не предусматривается. Однако можно предположить, что мнение судебного пристава-исполнителя по отложению может быть сформировано, в том числе, и после сообщения должником сведений, препятствующих дальнейшему совершению исполнительных действий. Если последний придет к выводу о необходимости отложения, то он совершит соответствующие действия но собственной инициативе.

Как выше отмечалось, судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения на срок не более 10 дней.

Закон не предусматривает, сколько раз возможно отложение исполнительного производства. По сложившейся практике возможность отложения существует неоднократно. Данный вывод подтверждается и судебной практикой.

Так, например, ФАС Уральского округа в Постановлении от 13 августа 2008 г. № Ф09- 5706/08-0 указал, что, поскольку отложения исполнительных действий произведены судебным приставом по различным основаниям, а Закон об исполнительном производстве не содержит запрета на неоднократное отложение исполнительных действий по различным причинам, оснований для признания обжалуемых действий судебного пристава незаконными у суда не имелось.

Здесь интересно обратить внимание на то, что отложение может быть произведено судебным приставом-исполнителем неоднократно только по различным основаниям. Если существует необходимость отложения по одному основанию на более длительный срок, то в этом случае следует обращаться в суд.

Во-вторых, согласно п. 2 ст. 38 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель обязан отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения на основании судебного акта.

Таким образом, если судебному приставу-исполнителю поступает судебное определение, содержащее предписание о необходимости отложения исполнительных действий, он обязан совершить отложение исполнительных действий. В данном случае отложение исполнительных действий производится на срок, указанный в определении суда.

Процедура отложения исполнительных действий судом достаточно обстоятельно регламентируется в АПК РФ. Следует отметить, что в связи с принятием Закона об исполнительном производстве ст. 435 ГПК РФ признана утратившей силу, а соответственно ГПК РФ не регулирует процедуру отложения исполнения. В данной ситуации, как справедливо отмечено И.В. Решетниковой, возможно применение по аналогии ст. 203. 208 ГПК РФ, которые регулируют процедуру отсрочки, рассрочки исполнения, изменения способа и порядка исполнения. Такой вывод следует из того, что ГПК РФ допускает аналогию процессуального закона (ст. 1 ГПК РФ). Кроме того, ст. 328 АПК РФ применительно к процедуре рассмотрения заявлений об отложении отсылает правоприменителя к ст. 324 АПК РФ, которая регулирует процедуру отсрочки, рассрочки исполнения, изменения способа и порядка исполнения. В связи с этим возможно по аналогии использовать процедуру, предусмотренную ст. 203 и 208 ГПК РФ.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ закрепляет перечень субъектов, которые вправе обратиться в суд с просьбой об отложении конкретных исполнительных действий. Такими субъектами являются взыскатель, должник, а также судебный пристав-исполнитель.

В соответствии с п. 3 ст. 38 Закона об исполнительном производстве в заявлении взыскателя и судебном акте об отложении исполнительных действий и мер принудительного исполнения должна быть указана дата, до которой откладываются исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения. Последствия несоблюдения этих требований в Законе не определены. Представляется, что в случае нарушения этих обязательных требований взыскателем судебный пристав-исполнитель вправе отказать в удовлетворении его заявления, а в случае нарушения этих требований судом судебному приставу-исполнителю следует вынести постановление об отложении и обратиться за разъяснением определения суда.

Согласно п. 4 ст. 38 Закона об исполнительном производстве об отложении или отказе в отложении исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель выносит постановление, копия которого не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется взыскателю и должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. В постановлении об отложении исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения указывается дата, до которой откладываются исполнительные действия или применение мер принудительного исполнения.

По истечении срока отложения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения исполнительное производство продолжается.

Законодательство об исполнительном производстве не называет основания для отложения. Однако возможность усмотрения судебного пристава-исполнителя в вопросе отложения исполнительных действий и мер принудительного исполнения или в отказе в этом существует только при рассмотрении заявления взыскателя. В случае вынесения определения об отложении исполнительных действий и мер принудительного исполнения судом судебный пристав-исполнитель обязан вынести соответствующее постановление.

Отложение исполнительных действий возможно при наличии уважительных обстоятельств, а точнее, обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий. Закон не дает указаний на то, какие именно обстоятельства могут служить основанием для отложения исполнительных действий, и оставляет данный вопрос на усмотрение судебного пристава-исполнителя и суда. Такими обстоятельствами могут быть болезнь должника либо взыскателя, отсутствие в материалах производства сведений о надлежащем извещении сторон исполнительного производства и другие обстоятельства, которые временно затрудняют совершение конкретного исполнительного действия или применение мер принудительного исполнения, и т.д.2См.: Балашов А.Н., Исаенкова О.В. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» / Под ред. О.В. Исаенковой // СПС «Консультант Плюс».

Формы «Постановление об отложении исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения» и «Постановление об отказе в отложении исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения» приведены соответственно в приложениях № 108 и 110 к приказу Федеральной службы судебных приставов от 31 января 2011 г. № 28 «Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе принудительного исполнения исполнительного документа».

Говоря об отложении исполнительных действий и мер принудительного исполнения, необходимо сказать о последствиях такого процессуального действия, что в свою очередь вызывает множество вопросов на практике.

Последствиями отложения исполнительных действий и мер принудительного исполнения являются следующие:

  • срок, на который отложены исполнительные действия и меры принудительного исполнения, в общий срок совершения исполнительных действий на основании п. 1 ч. 7 ст. 36 Закона об исполнительном производстве не включается;
  • последствия отложения исполнительных действий и мер принудительного исполнения, связанные с несовершением в этот срок действий по исполнению исполнительного документа, распространяются только на судебного пристава-исполнителя. Другие лица, на которых возложено исполнение ранее вынесенных постановлений или требований судебного пристава-исполнителя, должны их исполнять в прежнем режиме. Так, например, постановление судебного пристава-исполнителя об аресте денежных средств, вынесенное до отложения, подлежит исполнению банком в прежнем режиме, т.е. операции с денежными средствами на счете должника в пределах суммы ареста должны быть приостановлены. Также подлежит исполнению постановление об обращении взыскания на денежные средства;
  • отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения процессуальных сроков, кроме общего срока совершения исполнительных действий (п. 1 ч. 7 ст. 36 Закона об исполнительном производстве), не продлевает. Так, например, удовлетворение судебным приставом-исполнителем заявления взыскателя об отложении до истечения установленного должнику срока для добровольного исполнения течение этого срока не приостанавливает, не прерывает и не продлевает. Максимальный срок для добровольного исполнения установлен законом, который возможностей его продления не предусматривает. А отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения не влечет приостановления (временного прекращения) обязательства должника по исполнению исполнительного документа, что вследствие его неисполнения в установленный срок влечет взыскание исполнительского сбора.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *