Положение о лицензировании энергосбытовой деятельности

Положение о лицензировании энергосбытовой деятельности

Как выяснил “Ъ”, премьер-министр Михаил Мишустин хочет отменить наиболее спорную инициативу Минэнерго по лицензированию энергосбытовой деятельности. Новый механизм должен был заработать 1 июля, с рынка могли уйти крупные должники перед оптовым рынком и сетевым комплексом. Однако лицензирование потеряло актуальность, полагают участники рынка, поскольку оно не вписывается в «регуляторную гильотину». Отмена механизма, считают эксперты, повысит конкуренцию, но при этом ускорит накопление долгов, объем которых уже превышает 200 млрд руб.

Новое правительство хочет в срочном порядке отказаться от спорной инициативы Минэнерго по зачистке розничного рынка от недобросовестных энергосбытовых компаний. По данным “Ъ”, премьер-министр Михаил Мишустин поручил Минэнерго и Минюсту внести в правительство проекты нормативных правовых актов в части отмены введения лицензирования энергосбытовой деятельности (документ от 14 марта 2020 года есть у “Ъ”).

101 миллиард рублей

составлял долг гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний перед оптовым энергорынком на конец февраля

Минэнерго много лет продвигало введение лицензий после громких скандалов с банкротством сбытов. Закон о лицензировании был принят еще в 2017 году и должен был убрать с рынка злостных неплательщиков, имеющих долги перед сетевым комплексом и оптовым энергорынком. Но его вступление в силу постоянно откладывалось. Согласно последним изменениям, энергосбытовые компании (ЭСК) и гарантирующие поставщики (ГП) должны получить лицензии до 1 июля. Процесс должен был начаться с января, однако затормозился, поскольку правительство так и не утвердило проект постановления, в котором детально определен процесс лицензирования. Участники рынка опасались, что не успеют пройти процедуру лицензирования, и называли 20 марта крайним сроком для начала процесса оформления документов. При этом за работу без лицензии или с нарушениями в документах предусмотрены штрафы до 500 тыс. руб. для юридических лиц.

Между тем долги ГП и ЭСК продолжают расти. По данным ЦФР на конец февраля, их задолженность на оптовом энергорынке превысила 101 млрд руб. На конец ноября 2019 года долги ГП и ЭСК перед «Россетями» составляли 76,6 млрд руб., а перед другими сетевыми организациями — 24,6 млрд руб.

Заместитель руководителя ФАС Виталий Королев сообщил “Ъ”, что принятие нормы по лицензированию может ограничить конкуренцию. «Система лицензирования является административными барьером в первую очередь для энергосбытовых компаний, которая приведет к росту издержек и ухудшению конкурентной среды»,— говорит он. В аппарате Михаила Мишустина, в Минэнерго и в «Совете рынка» (регулятор энергорынков) не ответили на запрос “Ъ”.

«Цели и задачи лицензирования энергосбытовой деятельности (контроль платежной дисциплины и контроль качества обслуживания потребителей) достижимы в рамках существующей системы контроля»,— сказала “Ъ” председатель правления Ассоциации ГП и ЭСК Наталья Невмержицкая. ГП и так зарегулированы в части взаимоотношений с потребителями, к ним уже сейчас применяются наиболее жесткие требования в части соблюдения финансовой дисциплины. Госпожа Невмержицкая напоминает, что в случае накопления задолженности за период свыше двух месяцев сбыты лишаются статуса субъекта оптового энергорынка, что обеспечивает защиту интересов производителей энергии и сетевых компаний.

Отмену лицензирования поддерживает и промышленность. В «Сообществе потребителей энергии» сообщили “Ъ”, что лицензирование избыточно, а деятельность сбытовых компаний уже в достаточной мере регламентирована. Например, для решения проблемы неплатежей существует система предоставления финансовых гарантий.

При этом компании, входящие в Ассоциацию ГП и ЭСК, уже были готовы к лицензированию. Так, гендиректор «Атомэнергосбыта» (входит в «Росатом») Петр Конюшенко сообщил “Ъ”, что компания даже заинтересована в лицензировании, во многом из-за того что «оно позволило бы не допускать недобросовестные энергосбытовые компании работать с потребителями, а это, в свою очередь, защитило бы и клиентов, и других участников энергорынка». Представители «РусГидро» и «Т Плюс», владеющие сбытовым бизнесом, сообщили, что тоже готовы к лицензированию с 1 июля, но будут следовать решениям правительства. В «Интер РАО» и в «Русэнергосбыте» (основной поставщик ОАО РЖД) не ответили на запрос “Ъ”.

Сбытовой бизнес трудно проходил экономические спады, накапливая задолженность перед оптовым рынком, теряя игроков в банкротстве, испытывая сложности покрытия кассовых разрывов в условиях резкого роста ставок кредитования, говорит Владимир Скляр из «ВТБ Капитала». По его мнению, лицензирование было направлено против слабых игроков, снижая риски взрывного роста неплатежей и сохранения средств всех участников энергорынка. «Обратной стороной этого процесса был резкий рост ограниченного количества игроков, часто аффилированных с государством,— это энергосбыты «Интер РАО», «Росатома» и т. д. Отмена лицензирования приведет к остановке процесса укрупнения сбытов и повышению конкуренции, но одновременно может и вызывать ускорение роста задолженности и неплатежей в энергосистеме»,— считает Владимир Скляр.

Полина Смертина, Татьяна Дятел

Разработан проект положения о лицензировании энергосбытовой деятельности

Проект соответствующего постановления кабмина представлен Минэнерго России для независимой антикоррупционной экспертизы и публичного обсуждения1. Согласно документу, лицензия на осуществление энергосбытовой деятельности будет предоставляться без ограничения срока ее действия. Предполагается, что в число лицензионных требований войдут:

  • отсутствие в ЕГРЮЛ сведений о нахождении лицензиата, соискателя лицензии в процессе ликвидации;
  • регистрация в качестве юрлица на территории России;
  • отсутствие введенной процедуры банкротства или конкурсного производства;
  • юрлицо соответствует требованиям к организации обслуживания потребителей электроэнергии, в том числе к организации очного и (или) заочного обслуживания потребителей электроэнергии.

Кроме того, предполагается определить в качестве грубых нарушений лицензионных требований нарушения показателей финансового состояния и финансовой дисциплины лицензиата, предусмотренные в качестве грубого нарушения, а также отсутствие у лицензиата собственного сайта; отсутствие действующего договора о предоставлении услуг связи, предусматривающего бесплатные для потребителей электроэнергии телефонные или телекоммуникационные каналы связи между лицензиатом и потребителями электрической энергии; отсутствие центров очного обслуживания.

При этом планируемый срок проведения внеплановой документарной или выездной проверки может составить 20 рабочих дней.

Напомним, c 29 декабря прошлого года введено правило, согласно которому энергосбытовая деятельность осуществляется на основании лицензии, за исключением деятельности производителя электроэнергии по продаже только гарантирующему поставщику, энергоснабжающей, энергосбытовой организации и (или) другому производителю. Также правило не касается по продажи энергии, произведенной на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа, только сетевым организациям в целях компенсации потерь в электросетях и продажи энергии в объеме, не превышающем тот, что произведен на принадлежащих ему объектах по производству электроэнергии (мощности) (п. 4 ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2017 г. № 451-ФЗ, далее – Закон № 451-ФЗ). А с 30 декабря текущего года за осуществление энергосбытовой деятельности с нарушением лицензионных требований или без лицензии будет установлена административная ответственность. В частности, за осуществление указанной деятельности без лицензии должностных лиц будут наказывать административным штрафом в размере от 200 тыс. до 250 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет, юрлиц – от 500 тыс. до 1 млн руб. (ст. 2 Закона № 451-ФЗ).

Независимая антикоррупционная экспертиза и публичное обсуждение документа завершатся 7 июня.

1 С текстом проекта постановления Правительства РФ «О лицензировании энергосбытовой деятельности» можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/07/05-18/00080869).

Лицензирование энергосбытовой деятельности. При чем здесь потребители?

Согласно принятому Федеральному закону от 29.12.2017 г. №451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности» энергосбытовая деятельность, то есть деятельность по продаже произведенной и (или) приобретенной электрической энергии, осуществляемая на розничных рынках электроэнергии, подлежит обязательному лицензированию.
На первый взгляд, лицензирование энергосбытовой деятельности ни коим образом не должно коснуться потребителей электроэнергии. Но это не так.

В настоящее время многие потребители покупают электроэнергию у гарантирующего поставщика или энергосбытовой организации, а затем перепродают ее иным потребителями, подключенным к своим сетям (субабонентам). По закону — такие потребители теперь должны получить лицензию на осуществление энергосбытовой деятельности, либо расторгнуть договоры поставки электроэнергии с субабонентами.

На получение лицензии дается 1 год.
С начала 2019 года (дата изменена на 1 июля 2020 года, см. ниже Обновлено 4) энергосбытовая деятельность без лицензии влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 200 тыс. руб. до 250 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет;
  • на юридических лиц — от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб.

Для получения лицензии на осуществление энергосбытовой деятельности соискатель должен соответствовать следующим критериям:

  • быть зарегистрированным в качестве юридического лица на территории Российской Федерации;
  • руководитель юридического лица не должен иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики;
  • руководитель юридического лица не должен быть подвергнут административному наказанию за повторное совершение административных правонарушений по статьям «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке», «Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности» КоАП.
  • в ЕГРЮЛ отсутствуют сведения о нахождении юридического лица в процессе ликвидации;
  • не введена какая-либо из процедур банкротства;
  • не введена процедура конкурсного производства;
  • юридическое лицо соответствует требованиям о выполнении показателей финансового состояния и финансовой дисциплины;
  • юридическое лицо соответствует требованиям о к организации обслуживания потребителей электрической энергии, в том числе к организации очного и (или) заочного обслуживания потребителей электрической энергии.

Как видно из критериев, лицензирование энергосбытовой деятельности — это механизм улучшения платежной дисциплины на оптовом и розничных рынках электроэнергии. Каких-либо технических требований, а также дополнительных требований по тарифному регулированию для организаций, осуществляющих энергосбытовую деятельность не предусмотрено.

Государственная пошлина взимается за:

  • предоставление лицензии на осуществление энергосбытовой деятельности — 50 000 рублей;
  • переоформление лицензии на осуществление энергосбытовой деятельности — 5 000 рублей;
  • выдача дубликата лицензии на осуществление энергосбытовой деятельности — 5 000 рублей;

Обновлено:
06.04.2018 для публичного обсуждения открыт текст проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. № 400 «О Министерстве энергетики Российской Федерации»»
Согласно законопроекта, лицензирование энергосбытовой деятельности, как и ожидалось, будет осуществлять Министерство энергетики РФ.
Обновлено 2:
В июне проходили две семинара, на которых в том числе освещались вопросы лицензирования энергосбытовой деятельности.
Кратко о том, что сообщили представители Минэнерго на семинарах:

    1. Утверждение Положения о лицензировании энергосбытовой деятельности ожидается до 01.09.2018 г. (правда уверенности в этом, судя по голосу, у представителей Минэнерго нет).
    2. Минэнерго будет рассматривать документы, поданные на лицензирование 45 рабочих дней, то есть 2 месяца (при условии, что все документы собраны и направлены верно и в полном объеме). Таким образом, до 1 ноября 2018 года все документы должны быть собраны и направлены в Минэнерго (скорее всего привезены в Москву лично);
    3. Все участники розничного рынка электрической энергии, которые контактируют с потребителями подлежат лицензированию (каких-либо исключений делать не планируется);
    4. Чтобы «не попасть под лицензирование» — потребителям с субабонентами нужно переоформить договорные отношения так, чтобы в них отсутствовала купля-продажа электроэнергии (как не понятно, можно оформить договор аренды, а в нем все равно придется писать, что арендодатель выставляет арендатору плату, включающую стоимость электрической энергии, что ведет к риску признания этого договора договором поставки электроэнергии).

Обновлено 3:
Появился законопроект о переносе лицензирования до 1 июля 2020 года http://government.ru/activities/selection/302/34787/
Ждём принятия.
Обновлено 4:
Свершилось! Федеральным законом от 25.12.2018 №484-ФЗ энергосбытовые организации обязаны получить лицензию до 30 июня 2020 года. С 1 июля 2020 года осуществление энергосбытовой деятельности без лицензии не допускается.
Обновлено 5:
В Минэнерго создан Департамент лицензирования энергосбытовой деятельности

Минэнерго подготовило проект лицензионных требований к энергосбытовой деятельности

Минэнерго внесло в правительство проект постановления «О лицензировании энергосбытовой деятельности», подтвердили «Перетоку» в пресс-службе Минэнерго, отказавшись комментировать сутевые положения документа. Ранее на фоне молчания госструктур в секторе начали распространяться панические слухи о тотальном ужесточении лицензионных требований в итоговом варианте проекта. По одной из версий, речь шла даже об отказе в выдаче лицензий при наличии долгов перед сетевыми или генкомпаниями. Столь радикальных норм в проекте нет, следует из письма Ассоциации гарантирующих поставщиков (ГП) и энергосбытовых компаний (ЭСК) профильному вице-премьеру Дмитрию Козаку от 11 ноября. Но в документе присутствуют принципиальные юридические неточности, а также нормы, потенциально дискриминирующие добросовестных игроков сбытового рынка, считают сбытовики.
Закон о введении лицензирования энергосбытовой деятельности был подписан Президентом РФ Владимиром Путиным в 2017 году, основной целью нововведения должна была стать борьба с неплатежами.
Предполагалось, что до конца 2018 года все участники сбытового рынка получат соответствующие разрешения, пройдя процедуру проверки. Но в конце ноября прошлого года кабмин в экстренном порядке предложил внести в закон поправки, сдвигающие срок обязательного лицензирования на 1 июля 2020 года. Госдума утвердила соответствующие изменения уже в декабре.
Первоначально одним из основных аргументов при принятии решения о введении лицензирования был тезис регуляторов о необходимости «зачистки» энергорынка от неплательщиков, рассказывали год назад собеседники в секторе. Впрочем, к этому времени властям удалось избавить рынок от основных должников иным способом. Речь шла о пяти гарантирующих поставщиках, входящих в холдинг «Межрегионсоюзэнерго» (МРСЭН), которые из-за долгов на оптовом рынке были лишены статуса в 2018 году. Их функции временно подхватили подразделения сетевого холдинга «Россети», которому структуры МРСЭН задолжали 9,4 млрд рублей.
Впрочем, несмотря на стабилизацию долговой ситуации в сбытовом сегменте, власти решили не отказываться от идеи лицензирования. Но в прошлом году утвердить решения не удавалось из-за разногласий с представителями сектора относительно конкретных лицензионных норм. В июле 2018 года профильная ассоциация сообщила, что внедрение обсуждавшихся в тот момент норм приведёт к уходу с ОРЭМ чуть более 13% ГП и ЭСК. Основные споры возникли вокруг финансовых критериев, а также нормативов по количеству центров очного обслуживания. Сбыты посчитали предлагаемые Минэнерго нормы избыточными, так как они требовали открытия новых офисов на фоне очевидной тенденции к росту дистанционного обслуживания клиентов. Полностью снять вопрос по количеству очных центров не удалось, но сейчас проблема уже не столь актуальна, отмечает один из собеседников «Перетока» в секторе.
К концу этого лета Минэнерго представило обновлённый проект. В нём, в частности, содержалась норма об обязательном ежегодном пятипроцентном снижении объёма долгов (с полной ликвидацией к 2038 году), накопленных сетями до получения лицензии. Однако осенью в отраслевых телеграм-каналах начала распространяться информация об ужесточении долговых норм, на чём якобы настаивали «Россети».

Позднее слухи, основным транслятором которых выступил канал «Совета без рынка», радикализировались: речь стала идти о возможном отказе в выдаче разрешений при наличии долгов перед генераторами и сетями.

Ликвидации слухов не способствует позиция Минэнерго, которое не комментирует суть проекта о лицензировании сбытов: 21 ноября в пресс-службе министерства лишь подтвердили факт внесения документа в правительство, отказавшись обсуждать его содержание. Но, как следует из письма Ассоциации ГП и ЭСК на имя профильного вице-премьера Дмитрия Козака от 11 ноября, информация о тотальном запрете долгов при получении лицензии не соответствуют действительности.
Партнёрство обращает внимание вице-премьера на четыре момента, которые, по мнению сбытовиков, могут существенно ущемить интересы добросовестных игроков рынка. В частности, профобъединение предлагает увязать показатели оборачиваемости общей кредиторской задолженности (КС1 и КС4) и погашения старых долгов, сформированных к настоящему моменту (КС3). Здесь необходимо учитывать именно заданный темп ликвидации старых долгов, а не фактический объём средств, направляемых на эти цели, полагают в ассоциации. Второй принципиальный момент — показатель КС2, который должен заменить собой существующий механизм лишения статуса ГП за долги перед сетями. Если судебными решениями подтверждена задолженность сбыта перед сетями в объёме среднемесячного начисления, то критерий будет считаться нарушенным. Однако норма, заложенная в проекте, позволяет отказать в выдаче лицензии (аннулировать разрешение) даже при наличии однодневной просрочки. Более того, исходя из использованных формулировок, основанием для отказа могут стать любые судебные решения, в которых упоминаются долги, даже если они вынесены не в пользу сетевых компаний (отказ в иске, решение о прекращении производства по делу), обращают внимание г-на Козака в партнёрстве сбытов.
Кроме того, в Ассоциации ГП и ЭСК не согласны с расширением полномочий НП «Совет рынка». Согласно проекту постановления регулятор будет анализировать финсостояние и финансовую дисциплину в том числе тех компаний, которые не являются участниками ОРЭМ. Это противоречит 35-ФЗ «Об электроэнергетике», содержащему закрытый перечень полномочий «Совета рынка», указывают сбыты. Ещё одна норма, которой недовольны участники рынка, — отзыв разрешения на работу по решению лицензирующего органа (Минэнерго). Сбыты предлагают скорректировать норму по аналогии с жилищным сектором, где разрешение на управление многоквартирными домами аннулируется судом по представлению лицензирующего органа.
Согласно августовской презентации Минэнерго выдача лицензий должна начаться с 1 января, контроль за соблюдением их условий стартует 1 октября 2020 года. В этом году в министерстве был сформирован специальный департамент, проводится набор сотрудников, рассказывала ранее «Перетоку» замглавы Минэнерго Анастасия Бондаренко. Согласно обновлённому распределению обязанностей между заместителями министра энергетики вопросы лицензирования энергосбытов отнесены к ведению Юрия Маневича. В этих условиях проект постановления правительства «О лицензировании энергосбытовой деятельности», очевидно, должен быть утверждён до конца года.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *