Отпуск осужденным к лишению свободы
Право осужденного к лишению свободы на отпуск
Институт предоставления осужденным отпуска известен уголовно-исполнительному законодательству с первых лет установления советской власти.
Так, временной инструкцией «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового» от 23 июля 1918 г. предусматривались отпуска, которые предоставлялись продолжительностью не более двух недель исключительно по семейным обстоятельствам осужденным на срок не свыше одного года.
Существенные изменения в уголовно-исполнительной политике произошли с принятием Закона РФ от 12 июня 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР». Закон был направлен на повышение эффективности исполнения уголовного наказания, соблюдение прав человека и приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с общепризнанными международными нормами, касающимися условий содержания заключенных.
Так, работающие осужденные получили право на ежегодный оплачиваемый отпуск.
В настоящее время условия и порядок предоставления отпуска осужденным регулируются ст. 104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ).
Особенности в его предоставлении работающим осужденным заключаются в том, что в отличие от наемных работников осужденным предоставляется отпуск меньшей продолжительности. Также он дифференцируется не только по возрасту и условиям труда, но и по отношению к труду. Кроме того, отпуск может быть предоставлен как с выездом за пределы исправительного учреждения, так и без выезда.
Согласно ст. 104 УИК РФ продолжительность отпуска осужденных составляет: для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях — 18 рабочих дней, в иных исправительных учреждениях — 12 рабочих дней. Перевыполняющим нормы выработки или образцово выполняющим производственные задания продолжительность оплачиваемого отпуска может быть увеличена до 18 рабочих дней, а несовершеннолетним — до 24 рабочих дней. Подобным образом продолжительность отпуска может быть увеличена осужденным, выполняющим работы, связанные с вредными или опасными условиями труда, работающим на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также лицам, работающим по своему желанию (инвалидам I и II групп, лицам пенсионного возраста).
Отпуск предоставляется после отработки осужденным на оплачиваемых работах в период отбывания наказания в виде лишения свободы времени, установленного трудовым законодательством для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска. При этом время содержания осужденного в помещении камерного типа, едином помещении камерного типа и одиночной камере в указанный срок не засчитывается.
С учетом характера и тяжести совершенного преступления, отбытого срока, личности и поведения осужденного отпуск может быть предоставлен с выездом за пределы исправительного учреждения или без него. Разрешение на выезд дается начальником исправительного учреждения. Порядок реализации осужденными права на длительный выезд за пределы мест лишения свободы на время ежегодного оплачиваемого отпуска определяется в соответствии со ст. 97 УИК РФ Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и другими ведомственными нормативными правовыми актами.
Отпуск строгого режима или курортный цугцванг
С наступлением лета все активнее муссируется тема предстоящего отпускного сезона и возможностей для жителей мегаполисов отдохнуть на каком-либо курорте. Официальные СМИ и телеканалы радостно сообщают, что поскольку ездить за границу стало опасно, то все желающие смогут в этом сезоне попутешествовать по России и отдохнуть на курортах Крыма и Краснодарского края. Правда при этом они не сообщают подробностей и не озвучвают конкретные даты, после которых будет разрешено свободно перемещаться по России. Как обстоят дела с поездками в Европу и возможностями отправиться на российский Юг можно узнать, посмотрев видео.
Мы же разберемся с тем, как федеральные и региональные чиновники представляют себе отдых на российских курортах в июле и августе. Совершенно неожиданно, а может быть и ожидаемо некоторые действующие лица попали в ситуацию, которую условно можно назвать патовым цугцвангом. Их каждый следующий ход либо невозможен, либо не способен усилить позиции.
Очевидно, что к середине лета пандемия коронавируса ослабнет, но не пройдет полностью. Если миллионы людей, уставшие от самоизоляции в каменных мешках и прогулок в масках по расписанию, устремятся к морю, то среди них обязательно найдутся носители короновируса в некотором количестве. Учитывая то, что РЖД отказались от «антивирусного» размещения пассажиров и плацкартные вагоны в теории должны пойти на Юг забитые под завязку, к месту отдыха может прибыть уже реальная «армия» носителей Ковид-19. При этом в курортных регионах пик пандемии прошел мягко, массового заражения не было, а это означает, что у жителей черноморского побережья не выработался тот необходимый коллективный иммунитет, о котором часто говорят вирусологи. В случае прибытия на отдых миллионов граждан из центральных и северных регионов России курортным регионам гарантирована массовая вспышка короновируса. Если в Краснодарском крае это грозит коллапсом системы здравоохранения, то эпидемия коронавируса в Крыму обернется серьезными репутационными потерями не только для местной, но и для федеральной власти, что может привести к кадровым решением. Несложно предположить, что именно поэтому глава Крыма Сергей Аксенов нервничает и постоянно выступает с эмоциональными и противоречивыми заявлениями. Его можно понять. Изнчально он планировал решить проблему просто, с помощью полного «перекрытия границы» и недопуска отдыхающих из других регионов. Руководитель заявил, что курортный сезон 2020 года будет только для местных и попросил денег из федерального бюджета для бесплатного оздоровления жителей Симферополя и других городов Крыма. Денег ему пока не дали и очень вероятно, что при этом вежливо порекомендовали проработать варианты размещения отдыхающих из других регионов. На фоне радостных сюжетов центральных телеканалов о курортах, ждущих россиян, иного было ожидать сложно. Губернатор Кубани Вениамин Кондратьев денег не просил, но тоже отличился некоторыми высказываниями. Его оговорка про «Анальный край» стала мемом, но совершенно очевидно, что сделана она была на фоне нервозности, вызванной сложившейся ситуацией. И на Аксенова и на Кондратьева давят не только некоторые федеральные структуры, в целях пиара заинтересованные в максимально быстром открытии отечественных курортов. На руководителей регионов давят местные бизнесмены и общественное мнение, связанное с тем, что курортный сезон традиционно является основой благостояния сотен тысяч жителей черноморского побережья. И если Аксенов, пользующийся в Крыму достаточным авторитетом, может себе позволить заявление «сезона в этом году не будет» с относительно минимальными репутационными издержками, то Кондратьев, не являющийся безоговорочным кумиром кубанцев, в случае срыва по его вине курортного сезона рискует вызвать к себе откровенную ненависть значительной части жителей Краснодарского края. При этом в случае массового заражения местного населения короновирусом он рискует вызвать и недовольство жителей побережья и гнев федерального центра. Поэтому оба руководителя постоянно маневрируют и стараются избежать принятия решений, за которые им бы потом пришлось дорого заплатить.
У маневрирования стали прочерчиваться временные рамки и региональные лидеры приблизились к принятию знаковых для них решений, но тут им на помощь пришел Роспотребнадзор. Этот замечательный федеральный орган сформулировал список требований к санаторно-курортным учреждениям. Аксенов отреагровал быстро, заявив, что Крым очень хочет, просто метает открыть санатории, но при таких требованиях это совершенно нереально. Позже он обнародовал план, по которому гости из других регионов могут быть допущены в крымские санатории в июле, но только при условии благоприятной ситуации с короновирусом. Время было выиграно, принятие критичного решения отложено. Кондратьев поступил иначе. Он оперативно разрешил работу определенного числа санаториев уже в июне, разумно переложив при этом ответственность на их руководителей. При этом двухнедельная обсервация для прибывающих в Краснодарский край отменена не была. Многие санатории решили не рисковать и просто не открываться, а губернатор получил дополнительное время для маневрирования.
Вокруг требований Роспотребнадзора ходит много слухов и домыслов. При этом они постоянно изменяются и дополняются. Неоспоримо одно. Их выполнение приведет к существенным увеличениям затрат лечебно-курортных учреждений, поэтому перед ними будет стоять непростой выбор — отказаться от работы в сезон 2020 года, работать в убыток или существенно повысить цены для отдыхающих.
А вот вишенка на торте ждет самих отдыхающих, если они всё-таки доберутся до курортов черноморского побережья. Правда, прежде, чем отправиться на отдых им придется сдать тест на коронавирус и обзавестись свежей справкой о его отсутствии. Процедура эта не бесплатна, а погрешность при анализах стала притчей во языцах. Также может потребоваться справка «об эпидокружении», в которой подтверждается отсутствии контактов с заболевшими в течение 14 дней. Эту справку вам не выдадут, если сосед по подъезду, с которым вы даже не здороваетесь, имел несчастье недавно переболеть коронавирусом и находится в базе переболевших. Пока эту справка требуют только в нескольких районах, но распространение её предоставления на весь Краснодарский край и Крым весьма реально. По прибытию к месту отдыха отдыхающий должен будет сдать новый тест на Ковид-19 и опять же никто не даст гарантии, что он не окажется ложным. Но и после этого курортник имеет все шансы провести отпуск на территории санатория или пансионата, не увидев моря. Санаторские пляжи скорее всего будут открыты, при этом доступ них будет ограничен исходя из числа отдыхающих на единицу площади, согласно нормам социального дистанцирования. С учетом небольшого числа отдыхающих в каждом конкретном санатории или пансионате это не создаст серьезных проблем, а вот общественные пляжи вероятнее всего вообще не откроются. Тему их функционирования чиновники различного уровня и СМИ пока стараются обходить. Это понятно. Обеспечить на них «социальное дистанцирование» при наплыве тысяч отдыхающих возможно только установкой полицейских постов на входе, которые будут контролировать, чтобы численность людей на пляже не превышала допустимую. При этом на входе будут либо вынужденно собираться толпы без учета социального дистанцирования, либо выстраиваться километровые очереди с его учетом. Конечно для предотвращения очередей могут использовать уже протестированную систему электронных пропусков с помощью QR кодов, но во многоих местах организовать КПП для контроля отдыхающих просто нереально. Логично предположить, что по и этой причине региональные и местные власти будут максимально долго препятствовать и открытию пляжей и приезду на курорты неконтролируемых отдыхающих, за исключением имеющих путевки в санаторно-курортные учреждения.
Первоначально сообщалась информация, что отдыхающим будет вообще запрещено покидать территорию санаториев, но позже в Роспотребнадзоре смилостиливились и разрешили посещение именно санаторских пляжей при «социальном дистанцировании». Лица без санаторных книжек на такие пляжи допускаться не будут. Но если у санатория нет собственного пляжа, то получается, что и курортник остается без моря? Не решены вопросы перемещения отдыхающих по общественным территориям, да и не совсем понятно, будет ли им куда перемещаться. Превращение санаториев в обсерваторы, при выявлении в них даже одного отдыхающего с подтвержденным коронавирусом, не является обязательным правилом, но исключить применение этой меры нельзя, поскольку окончательное решение по ней доверено принимать местному контролирующему органу.
Во всех документах речь идет именно о санаториях, поскольку важно присутствие рядом с отдыхающими медработников, во вторую очередь говорят о пансионатах, а вот о гостевых домах и частном секторе речь пока вообще ни идет. Между тем занчительная часть отдыхающих традиционно размещается именно там. Очевидно, что требования Роспотребнадзора распространяются и на эти помещения. Если наличие дезенфецирующих устройств, масок и антисептиков в частном секторе можно разово проконтролировать, то на ежедневную проверку плотности размещения курортников не хватит никаких казаков и сотрудников полиции. При этом появилась информация, что будет создана база данных, в которую будут принудительно вносить всех прибывающих на отдых. Скорее всего через неё и планируется контролировать основную массу отдыхающих, если власти всё-таки решатся разрешить въезд лицам, не имеющим путевок. Как это будет конкретно реализовано, пока не сообщается, но очень вероятно, что для контроля применят систему наподобие печально известного московского «Социального мониторинга» с отслеживанием геолокации по телефону.
Подитожим. В полноценном курортном сезоне заинтересован местный бизнес и граждане, для многих из которых курортный сервис является единственным способом заработка. Также за приезд отдыхающих на море аккуратно выступают федеральные структуры, связанные с отраслью, а также те, кто отвечает за информационное обеспечение и СМИ. Поскольку наплыв отдыхающих может привести к вспышке коранавируса, проблемам с локальными системами здравоохранения и, главное, к серьезным политическим рискам, то делающие разнонаправленные заявления главы регионов, объективно могут играть против курортного сезона. В аналогичной ситуации находятся и муниципальные руководители, лично не связанные с курортным бизнесом. Роспотребнадзор, выступающий в роли «сурового арбитра над схваткой» формально за, но по факту он заинтересован именно в предотвращении новых случаев заражения коронавирусом. Масштабные региональные вспышки заболевания там не нужны и поэтому в ведомстве выпускаются жестские, трудновыполнимые требования, способные не только побудить многих отельеров и частников отказаться от приема отдыхающих, но и стимулировать потенциальных куротников оставаться в своих регионах.
Курортный сезон строгого режима скорее всего начнется только после того, как и региональные и профильные федеральные власти максимально надежно подстрахуются от нежелательных последствий с помощью составления множества документов, разработки правил, внедрения систем контроля и выверенных пиар-действий. Пока идёт процесс «подстраховки», чехарда и неопределенность приводят к тому, что россияне массово снимают брони в санаториях, пансионатах и частных гостевых домах. Чем дольше будет длиться этот период, тем большее число потенциальных курортников будет просто отказываться от поездки на Юг этим летом. К началу июля от потока желающих может остаться жалкий ручеек. Скорее всего, именно на это и сделан основной расчет. Курортный сезон формально откроется, но на курорты Крыма и Краснодарского края приедет на порядок меньшее число отдыхающих, чем в прошлом году. Полупустые поезда и самолёты не станут рассадниками заразы. С учетом этого, а также электронного контроля и социального дистанцирования проблем с коронавирусом на курортах удастся избежать, а федеральные теленканалы выдадут в эфир красивые сюжеты о том, как россияне массово предпочли заграничным поездкам отдых на родных курортах. Такой расклад устроит всех, кроме местного курортного бизнеса и тех, кто хотел спокойно отдохнуть на море.
Традиционный отдых на российских курортах без множества сложностей и ограничений теперь возможен только в мечтах. Можно ещё помечтать, что случится чудо или сезонность все-таки сыграет свою роль и к началу июля пандемия сойдёт на нет. Только вот это уже никак не сможет остановить раскручивающийся бюрократический маховик.
Как предоставить отпуск работнику, осужденному к исправительным работам?
Цитата (Разъяснение на сайте префектуры Северного адм. огруга г. Москвы, 25.04.2018):Разъяснение прокурора: Порядок исчисления продолжительности отпуска осужденных к исправительным работам11:27 25.04.2018
Согласно ч. 6 ст. 40 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в период отбывания исправительных работ ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией.
Разработка и принятие УИК РФ происходили в период действия прежнего законодательства о труде, а именно КЗоТ РСФСР 1971 г., согласно ст. 67 которого при определении продолжительности отпуска в рабочих днях исчисление производится в расчете на шестидневную рабочую неделю.
В связи с введением в действие Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность ежегодного отпуска стала определяться (как правило) не в рабочих, а в календарных днях. В то же время в пункте 5 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации для оплаты отпусков, продолжительность которых определяется не в календарных, а в рабочих днях, предусмотрен порядок расчета исходя из шестидневной рабочей недели.
Для перевода рабочих дней отпуска в календарные исчисление его продолжительности должно производиться по графику шестидневной рабочей недели независимо от режима работы (пятидневная или шестидневная рабочая неделя) осужденного к исправительным работам.
Такой порядок расчета продолжительности отпуска, исчисляемого в рабочих днях, подтверждает определение Верховного суда Российской Федерации от 25 ноября 2005 года № 75-В05-8 и письмо Минтруда России от 01 февраля 2002 года № 625-ВВ.
Так, согласно указанному письму если отпуск, предоставляемый работнику, исчисляется (полностью или частично) в рабочих днях (например, отпуск, предоставляемый за прошлое время, дополнительный отпуск за вредные условия труда и др.), то продолжительность отпуска в рабочих днях исчисляется в расчете на шестидневную рабочую неделю.
Таким образом, исчисление продолжительности отпуска осужденных к исправительным работам должно осуществляться по календарю шестидневной рабочей недели, иной порядок является нарушением ч. 6 ст. 40 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.