Лицензия на юридические услуги

Лицензия на юридические услуги

Содержание

Нужна ли лицензия на оказание юридических услуг

Юридические консультации сегодня пользуются популярностью в связи с возрастающим количеством новых законов, актов, распоряжений, изданий и возникновением множества споров. Лицензирование юридических услуг является объектом многочисленных споров и дискуссий.

Кто-то считает, что эта деятельность может осуществляться абсолютно любым лицом или их группой, а кто-то говорит об обязательном прохождении процедуры получения разрешения. Кому верить? Чтобы узнать правду и получить ответы на эти вопросы, прочитайте этот материал.

Какие есть виды юридической деятельности

Юридическая деятельность бывает нескольких разновидностей

Определение той или иной разновидности деятельности имеет зависимость от критерия, взятого за основу классификации. Так, по форме осуществления, например, эта работа может иметь научное, образовательное и практическое обоснование. Но такая классификация применяется для обобщенного представления.

Если говорить о частных вопросах, то стоит принять во внимание другие параметры, которые позволяют подразделять этот процесс на направления.

  1. По содержательной части – консультационные услуги, толкование, выступление в организациях, ведение дел в сфере юриспруденции.
  2. По профессиональной части – адвокатская, прокурорская, нотариальная, судебно-следственная.
  3. По области ведения, деятельность может быть в сфере экономики, политики, культуры.
  4. По числу уполномоченных участников, ведущих дело – персональная и коллективная.
  5. По содержанию и цели – реконструктивная, организационная, коммуникативная и т. д.

На основании действующего закона лицензирование деятельности юридических лиц требуется не для всех этих направлений.

Регламентируется ли качество юридической деятельности

Внимание! Разрешительная бумага на осуществление юридических мероприятий не выдается.

В ФЗ РФ «О лицензировании», принятом 04.05.2011 г., №99, такое требование в отношении организаций и физических лиц, планирующих заниматься подобной практикой и занимающихся ей, отсутствует.

В соответствии с этим, невзирая на большой уровень ответственности и значимости этого вида работ, получение лицензии на юридическую деятельность не требуется ни организациям, ни представителям рядового гражданского населения.

Разрешительная бумага на осуществление юридических мероприятий не выдается

Несмотря на отсутствие каких-либо законодательных установок, качественные параметры этой разновидности деятельности находятся под регламентом нормативно-правовых актов. В качестве общих критериев, используемых для оценки услуг, выступают следующие:

  • своевременность оказываемой помощи;
  • актуальность действующего законодательства;
  • достижение результата;
  • защита интересов клиентской стороны.

Каждый элемент в юридическом процессе подлежит регулированию и регламентированию посредством норм процессуального права.

Выдается ли сейчас лицензия на ведение юридической деятельности

Нет, в настоящее время законодательство не предусматривает выдачу такого документа, как лицензия юридического лица на оказание подобных услуг. Среди граждан до сих пор существуют непонимания касательно такой демократичности. Это связано со стремлением населения получать только качественные услуги и обращаться к профессионалам, имеющим допуск и лицензию.

Поскольку в данной сфере такие моменты не предусмотрены, клиенты находятся в затруднительном положении и могут не знать, в какую контору обратиться, чтобы не прогадать и получить качественные услуги.

Любой ли человек может вести подобную деятельность?

Нет, не любой. Во-первых, для открытия собственной организации по оказанию услуг этой сферы потребуется соблюдение множества личностных и профессиональных нюансов: ум, остроумие, глубокие знания профессионального характера, отличное воображение и смекалка, коммуникабельность, дружелюбие и интуиция.

Практикующим юристом может стать только человек, имеющий творческие задатки и способность к решению поставленных задач, поиску неординарных путей.

В целом, т. к. на предоставление юридической помощи разрешительная документация не требуется, отсутствуют ограничения и в числе лиц, которые могут заниматься оказанием подобных сервисов.

Можно смело утверждать, что консультантом может стать любое лицо, которое владеет познаниями в правовой сфере и должным уровнем профессионализма. Но это не значит, что любой, кто получил «вышку» в сфере юриспруденции, может арендовать офис, сделать рекламу и зазывать клиентов.

Государство – сторона, обязующаяся обеспечить защиту населения от недобросовестных сотрудников подобных контор. Это касается ситуаций, когда речь идет о личной свободе и жизни человека. Поэтому есть определенный перечень видов деятельности, требующих прохождения разрешительной процедуры.

Правительственными органами гарантируется соблюдение прав по адвокатской деятельности

На какие виды деятельности нужно получать лицензию

Со стороны правительственных органов и структур гарантируется соблюдение прав по адвокатской деятельности. Это положение прописано в соответствующем федеральном законе, содержащем базовые положения об особенностях проведения этой работы.

Они должны получать удостоверение в Министерстве юстиции РФ и вступать в Адвокатскую Палату. Выпускники юридических вузов, не имеющие стажа работы по специальности юриста или при недостаточности стажа, принимаются в Адвокатскую Палату лишь после прохождения стажировки, сроком от 1 до 2 лет.

Важно! Адвокатам запрещено заниматься предпринимательской и иной деятельностью, кроме общественной, творческой, научной и преподавательской.

Вот мы и рассмотрели, что необходимо на оказание юридических услуг, нужна ли лицензия и прочая документация. Как показывает практическая сторона вопроса, вид деятельности хоть и регламентируется со стороны законодательства, обязательного получения лицензии не подразумевает.

Тем не менее, это вовсе не означает, что человек «с улицы» может заниматься оказанием подобных услуг. Для этого нужно как минимум иметь соответствующее образование, познания и набор личностных качеств, заслуги и награды.

Виды лицензий и порядок их получения

Юридическая Компания «Правовой Стимул» успешно представляет юридические услуги в сфере лицензирования и оказывает юридическое консультирование на протяжении 7 лет. Ежедневно мы решаем большое количество юридических вопросов, разрабатываем документы и договора, представляем интересы наших клиентов в различных государственных органах при соискании, продлении лицензии, внесении изменений в действующую лицензию и дополнений в лицензируемую деятельность .

Лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.

Лицензирование деятельности фирмы регулируется Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями от 18 июля, 19 октября, 21 ноября 2011 г.)

Получение лицензии на нужный вид деятельности — процесс, сопровождаемый основательной подготовкой документов при тщательном соблюдении требований законодательства, проверками соответствия лицензирующим органом и принятием соответствующего решения. Поэтому, чтобы не получить отказ от лицензирующего органа, лучше всего доверить подготовку и оформление лицензий опытным юристам.

Предлагаемые услуги

Мы оказывает квалифицированные услуги по получению следующих видов лицензий:оng>

  • Медицинская лицензия — на медицинскую деятельность
  • Образовательная лицензия — на образовательную деятельность
  • Алкогольная лицензия — на деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
  • Транспортная лицензия
  • Фармацевтическая лицензия — на фармацевтическую деятельность
  • Лицензия МЧС — на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений

Этапы получения

Юридическое сопровождение процедуры получения лицензии включает в себя:

  • устное или письменное консультирование по вопросам возможности получения лицензии.
  • экспертиза представленных вами документов на предмет их соответствия требованиям, необходимым для получения лицензии
  • подготовка полного пакета документов для обращения в лицензирующий орган на получение лицензии
  • определение перечня государственных органов для соискания лицензии
  • сдача сформированного пакета документа в лицензирующий орган
  • взаимодействие с лицензирующим органом по вопросу получения лицензии в течение всего времени проверки документов
  • взаимодействие с лицензирующим органом по вопросу продления, внесения изменений, дополнений в имеющуюся лицензию
  • получение бланка лицензии

Стоимость услуг

Стоимость услуг по получению лицензии – от 10000 руб.

Стоимость устной консультации по получению лицензии – от 2 000 руб.

Стоимость письменной консультации по получению лицензии – от 4 000 руб.

При обращении в ЮК «Правовой Стимул» за консультацией о порядке согласования, получения лицензии, а в дальнейшем и обращением за оказанием услуг по получению лицензии (продлении, внесение изменений, дополнение), стоимость консультации будет включена в стоимость получения лицензии.

Получение согласований, заключений с государственными органами не входит в стоимость получения лицензии.

Для Вашего удобства мы разработали 2 пакета услуг:оng>
1. Пакет «Минимум» для соискателя лицензии/лицензиата, имеющего возможность самостоятельно подготовить пакет документов для обращения в Государственные органы за соисканием лицензии.

Стоимость — от 10 000 рублей.

2. Пакет «Максимум» для соискателя лицензии/лицензиата , не имеющего возможность самостоятельно подготовить пакет документов для обращения в Государственные органы за соисканием лицензии.

Стоимость — от 20 000 рублей.

Накладные расходы необходимые для выполнения поручения клиента несет сам клиент.

Необходимые документы для получения лицензии

1.Заявление о предоставлении лицензии;

2.Копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке;

3.Копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами;

4.Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, госпошлины за предоставление лицензии;

5.Опись прилагаемых документов для получения лицензии;

6.Доверенность на представителя организации для получения лицензии.

Следует помнить, что данный перечень документов для получения лицензии не является исчерпывающим, и следует руководствоваться внутренними законами, регулирующими тот или иной вид лицензируемой деятельности.

Сроки получения лицензии

Срок подготовки пакета документов на подпись клиенту в зависимости от вида лицензии и составляет от 1 дня до 4 недель.

Срок выдачи Лицензии Лицензирующим органом составляет от 15 до 60 рабочих дней в зависимости от вида деятельности, подлежащего лицензированию.

Виды деятельности, подлежащие обязательному лицензированию

В соответствии с обновленным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

1) разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

2) разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;

3) деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

4) разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации;

5) деятельность по технической защите конфиденциальной информации;

6) производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции;

7) разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники;

8) разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники;

9) разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;

10) разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), взрывчатых материалов промышленного назначения, пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение взрывчатых материалов промышленного назначения, пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом;

11) деятельность по хранению и уничтожению химического оружия;

12) эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов;

13) эксплуатация химически опасных производственных объектов;

14) деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров;

15) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

16) производство лекарственных средств;

17) производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники; (лицензирование прекращается со дня вступления в силу технического регламента)

18) оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений;

19) деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах;

20) деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров;

21) деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов; (лицензирование прекращается со дня вступления в силу федерального закона, предусматривающего замену лицензирования отдельных видов деятельности обязательным страхованием гражданской ответственности)

22) деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

23) деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

24) деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

25) деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров;

26) деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов;

27) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;

28) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах; (лицензирование прекращается со дня вступления в силу федерального закона, предусматривающего замену лицензирования отдельных видов деятельности обязательным страхованием гражданской ответственности)

29) деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); (лицензирование прекращается со дня вступления в силу федерального закона, предусматривающего замену лицензирования отдельных видов деятельности обязательным страхованием гражданской ответственности)

30) деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности;

31) деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;

32) частная охранная деятельность;

33) частная детективная (сыскная) деятельность;

34) заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов;

35) оказание услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

36) оказание услуг связи;

37) телевизионное вещание и радиовещание;

38) деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора);

39) деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности);

40) образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»);

41) космическая деятельность;

42) геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства);

43) производство маркшейдерских работ;

44) работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;

45) деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства);

46) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»);

47) фармацевтическая деятельность;

48) деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

49) деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности.

Лицензирование видов деятельности

Об услуге

Получение лицензий и оформление иной разрешительной документации является обязательным требованием законодательства для осуществления некоторых видов предпринимательской деятельности. Юридическая компания URVISTA успешно оказывает услуги в области лицензирования по видам деятельности с 2005 года. Мы всегда готовы обеспечить нашим клиентам оперативную и профессиональную юридическую поддержку с учетом особенностей их бизнеса и независимо от уровня сложности поставленных перед нами задач.

Получите все выгоды от обращения за услугой оформления лицензии на право осуществления необходимого Вам вида деятельности в Юридическую компанию URVISTA:

  • профессиональную бесплатную консультацию нашего специалиста по всем вопросам, связанным с оформлением разрешительной документации;
  • правовую экспертизу пакета документов на предмет их соответствия требованиям соответствующего лицензирующего органа;
  • обследование объекта лицензирования на предмет его соответствия требованиям действующего законодательства с выездом нашего специалиста на объект;
  • ускорение процессов, связанных с получением нотариальных услуг;
  • помощь в подготовке и подаче пакета документов для процедуры лицензирования;
  • профессиональное консультирование по вопросам успешного прохождения выездной проверки лицензирующего органа;
  • сопровождение выездной проверки лицензирующего органа нашим опытным юристом;
  • разрешительный документ (лицензию) без личного посещения лицензирующего органа;
  • минимизацию правовых и финансовых рисков.

В зависимости от сферы Вашего бизнеса мы оперативно и с соблюдением всех требований действующего законодательства поможем Вам получить:

  • алкогольную лицензию (продажа в розницу);
  • образовательную лицензию;
  • медицинскую лицензию;
  • лицензию ЖКХ;
  • реставрационную лицензию;
  • пожарную лицензию в органах МЧС;
  • лицензию на доступ к гостайне в органах ФСБ;
  • иные необходимые Вам разрешительные документы.

Наши специалисты возьмут на себя все коммуникационные и процедурные нюансы, что позволит Вам существенно сэкономить время и потратить его на организацию и развитие Вашего бизнеса.

Подробную информацию по всем вопросам, связанным с оформлением лицензий, актуальных ценах и дополнительных услугах, Вы можете получить на сайте отдела “Лицензирование, СРО и Сертификация” Юридической компании URVISTA.

Миссия невыполнима: как пытаются лицензировать деятельность юристов в РФ

С 2002 года ведутся разговоры о необходимости урегулировать систему оказания юруслуг, а главное – ввести критерии, которые дадут возможность лишь ограниченному кругу лиц заниматься представительством в суде. «Право.ru» восстановило хронологию попыток лицензировать деятельность российских юристов по единым правилам и опросило экспертов о том, какое решение этой проблемы они видят идеальным.
С введением в 2002 году нового Арбитражного процессуального кодекса возможность представлять в арбитражных судах интересы компаний закреплялась только за их сотрудниками и адвокатами. Но подобная «адвокатская монополия» просущест­вовала в России лишь 2 года. Своим постановлением № 15-П Конституционный суд в 2004 году отменил необходимость привлечения компаниями адвоката для судебных споров, признав не соответствующей Конституции ч. 5 ст. 59 АПК, которая этого требовала. Таким образом, на сегодняшний день юридическую помощь россиянам в суде могут оказывать те, кто не имеет специального образования. Ими вправе выступать как любые юридические лица, так и граждане, у которых отсутствует надлежащая квалификация. В АПК после решения КС отдельно указано, что помимо адвокатов представителями граждан в арбитражах могут быть «иные лица». Исключением до сих пор является уголовный процесс, где защищать обвиняемого может только адвокат.

О том, что надо законодательно ограничить такие широкие возможности на юридическое представительство в судах, еще в феврале 2010 года заявил министр юстиции Александр Коновалов. Тогда на очередной коллегии ведомства он сообщил, что вскоре представлять интересы физических и юридических лиц в судах смогут только адвокаты. Одновременно глава Минюста рассказал о планах привлечь корпоративных юристов и бизнес-консультантов в адвокатское сообщество с приобщением их к статусу профессионального защитника. По его словам, такая инициатива не только закрепила бы статус консалтеров, но и положительно повлияла бы на качество адвокатуры в целом.

Инициативы ФПА с ВАС и реакция консультантов

Буквально через месяц после заявления главы Минюста его инициативу подхватили представители Федеральной палаты адвокатов, которые стали настаивать на возрождении адвокатской монополии на представление интересов сторон в арбитражных судах и создании системы оказания юридических услуг. Против такой идеи еще в 2010 году активно выступили бизнес-консультанты. Евгений Шестаков, управляющий партнер группы правовых компаний «Интеллект-С», предупредил, что отрицать существование такого мощного явления, как юридический бизнес, и действовать так, будто его нет, сегодня уже не получится даже столь влиятельной корпорации, как российская адвокатура. По словам юриста, наиболее разумным было бы оставить за российской адвокатурой контроль за уголовным процессом и традиционный набор их привилегий, отдельно организовав и законодательно закрепив статус профессиональных участников рынка юридических услуг, связанных с представительством по гражданским делам и правовым бизнес-консалтингом.

В 2011 году идею монополии поддержал глава ВАС Антон Иванов. «Мы считаем необходимым уже в ближайшие годы перейти к ведению дел в арбитражных судах только через адвокатов, что потребует введения ограниченной адвокатской монополии», – было указано в его докладе. На тот момент замруководителя аппарата ВАС Андрей Егоров более подробно объяснил инициативу своего руководства: «Сейчас обсуждается следующая идея – в силу статуса дать такое право адвокатам, а также лицам, имеющим степень кандидата и доктора наук. Остальные лица, имеющие высшее юридическое образование, должны проходить какой-то отбор. С учетом нынешнего качества юридического образования даже среди дипломированных юристов полно людей, ничего не понимающих в процессе».

Затянувшаяся «Юстиция» и новый фильтр из КАС

Уже осенью 2011 года Минюст представил проект госпрограммы «Юстиция», который предусматривал адвокатскую монополию на ряд юруслуг. Авторы этого документа указали в нем, что необходимо дать адвокатуре процессуальные преимущества, «которые сделают ее предпочтительной, а по некоторым видам юруслуг – единственной формой для их предоставления». «Юстицию» планировали принять в 2012 году, однако этот срок затянулся. В том же году ВАС снова инициировал введение системы аккредитованных судебных представителей в арбитражных судах, но безуспешно.

Следующие подвижки в вопросе создания адвокатской монополии произошли уже в 2013 году, когда Правительство поддержало эту инициативу. А год спустя Кабмин утвердил госпрограмму «Юстиция», которая и содержала все шаги по переходу к такому нововведению. Планом реализации госпрограммы, в частности, предусматривалось, что Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи будет разработана и утверждена к концу сентября 2014 года, а соответствующий проект федерального закона будет внесен в Правительство РФ уже в декабре 2015 года. Однако дальше черновых набросков и определения контуров реформы, среди которых было введение адвокатской монополии не только на представительство в судах, но и на рынке юруслуг в целом, юридическое сообщество не продвинулось. Тогда Минюст решил поручить подготовку Концепции межведомственной рабочей группе, которую и создали в начале 2015 года на базе министерства. В нее вошли представители заинтересованных ведомств, адвокатского, юридического и научного сообществ, активную роль в этой работе стала играть ФПА.

В том же году в России приняли новый кодекс административного судопроизводства и с его появлением образовалась трехуровневая структура юридического представительства в судах: в уголовном процессе действует адвокатская монополия, в гражданском процессе в качестве представителя может участвовать любое лицо по доверенности, а в административный процесс представители стали допускаться лишь при наличии диплома о высшем юридическом образовании («Граждане будут судиться с государством по-новому: вступает в силу КАС»).

АЮР и итоговый вариант концепции

Осенью 2015 года Минюст представил проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Презентуя основные положения документа, замминистра юстиции Юрий Любимов сообщил, что «объединить профессию, которая в силу исторических причин разделена», планируется на базе существующего института адвокатуры. При этом реформа не затронет интересы внутренних юристов, работающих в компаниях по трудовому договору, в частности, за ними сохранится право представлять в суде интересы своих работодателей. Кроме того, интеграцию адвокатуры и частнопрактикующих юристов предполагается провести «в течение разумного периода времени и на комфортных условиях». Разработанный документ отправили в Правительство на утверждение, однако Кабмин в январе 2016 года вернул его обратно в Минюст на доработку из-за технических недочетов.

После этого к работе над концепцией присоединилась АЮР. Ее председатель, глава комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников согласился с необходимостью реформы рынка юруслуг, однако призвал к тщательной работе над текстом концепции. «Есть такая важная проблема, как присутствие на российском рынке иностранных юристов. Считаю, что они должны быть допущены к участию в судебных процессах лишь при подтверждении своей квалификации», – отметил парламентарий. Кроме того, Крашенинников посчитал, что концепция не учитывает «огромное количество юристов, которые представляют интересы муниципалитетов». Причем с инициативой Минюста, по его словам, еще не ознакомились крупные компании и Верховный суд РФ. Введение адвокатской монополии в очередной раз затянулось.

На ПМЮФ в этом году глава Минюста сообщил, что разработка концепции еще ведется. О конкретных положениях документа министр не стал говорить: «Он пока еще в сыром состоянии, и мы далеки от итогового варианта концепции». Вместе с тем Коновалов отметил, что любые меры по регулированию рынка юридических услуг будут направлены на повышение их качества: «Мы хотим обеспечить наших граждан квалифицированной помощью».

Новые предложения: от Барщевского до Крашенинникова

Не прошло и недели после окончания юрфорума, как свое предложение по лицензированию российских юристов презентовал представитель правительства России в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский. Выступая на XII Международной школе-практикуме молодых ученых-юристов, организованной Институтом законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, Барщевский призвал защитить граждан от дилетантов и мошенников, выдающих себя за юристов, которые «катастрофически подводят» доверителей и «не знают элементарных вещей». Он уточнил, что лицензии можно вводить поэтапно: сначала на представление в Верховном суде, а после – в региональных и районных (городских) судах. Причем сдавать экзамены для представительства в суде должны все без исключения, в том числе и адвокаты, также получившие свой статус после прохождения испытаний.

Следующее предложение по изменению порядка юридического представительства в судах представил Крашенинников в сентябре этого года. Он внес в Госдуму проект закона, который устанавливает единые требования о наличии российского юридического образования для представителей в судах. По мнению автора законопроекта, сегодняшний подход к представительству в судах неправильный, потому что адвокатом или юристом может себя назвать кто угодно. В результате этого человек, чьи интересы он защищал, может пострадать, уверен Крашенинников.

Если проект примут, то в АПК вместо слов «иные лица» появится такое уточнение: «дееспособные граждане, имеющие высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности, либо имеющие юридическое образование, полученное за рубежом и сдавшие профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют юридическое образование». Такую же норму пропишут в ГПК и КАС.

Что касается компаний, то представителями смогут быть как российские организации, так и иностранные. Последние при этом будут обязаны иметь специальную аккредитацию от «общероссийской общественной организации, определяемой Правительством».

Такой организацией может выступить Ассоциация юристов России. К инициативе положительно отнесся председатель правления ассоциации Владимир Груздев: «Есть неоспоримый плюс в том, что деятельность юристов в России будет регулироваться общероссийской общественной организацией граждан, которые имеют юридическое образование. В первую очередь это защитит права россиян, которые должны быть уверены в том, что получают квалифицированную юридическую помощь. Это общемировая практика».

Еще одно объединение юристов

ФПА, ранее активно участвующая в обсуждении концепции адвокатской монополии, выступила против инициативы Крашенинникова. И параллельно с озвученным законопроектом анонсировала создание новой организации –Объединение практикующих юристов России (ОПЮР). Цель организации – укрепить престиж юридической профессии и способствовать развитию единого рынка юридических услуг. Одним из инициаторов создания нового Объединения, по данным источников на юридическом рынке, выступил президент Федеральной палаты адвокатов Юрий Пилипенко.

Один из учредителей ОПЮР, управляющий партнер ЮФ ART DE LEX Дмитрий Магоня, рассказал «Право.ru», что ФПА хотела бы отойти «от идеи жесткого регулирования рынка. В Палате решили, что не надо никого насильно загонять в адвокатуру – гораздо эффективнее развивать ее, чтобы лучшие юристы сами стремились стать адвокатами. И для такого развития необходим диалог адвокатов с юристами, которые не имеют соответствующего статуса. Чтобы установить его, мы и создали ОПЮР».

Эксперты «Право.ru»: «Стандарты нужны, но вопрос – какие именно»

Пока юристы отнеслись к идее лицензирования неоднозначно. Инициатива Крашенинникова хороша тем, что автор предлагает решить проблему низкого качества судебного представительства базовым способом – образовательным цензом, говорит Эдуард Олевинский, председатель Совета директоров ПБ «Олевинский, Буюкян и партнеры». Но не бывает хороших универсальных юристов, как не бывает хороших универсальных врачей, важна специализация. Так что в этом виде проблема не решится, полагает эксперт.

Павел Хлюстов, адвокат, партнер КА «Барщевский и партнеры», полагает, что законопроект следует расценивать лишь как первый этап, направленный на плавную психологическую подготовку российского юрсообщества к более кардинальному исходу, который введет жесткие фильтры для допуска к судебному представительству. Если это действительно так, то скорее всего в ближайшие 3 года мы увидим новый законопроект и масштабную пиарпрограмму «профессионального представительства» для широких кругов населения, добавляет юрист.

На взгляд руководителя Уголовной практики ЮК BMS Law Firm Тимура Хутова, инициатива депутата Госдумы является клоном «адвокатской монополии» с той лишь разницей, что экзамен человек будет сдавать не в адвокатской палате, а в общественной организации: «Принципиальное отличие только в том, кто будет выдавать лицензии на судебное представительство». Андрей Зеленин, партнёр Lidings, в отличие от своего коллеги объясняет замысел Крашенинникова тем, что идея с адвокатской монополией не прошла и ей на смену подоспела новая попытка урегулировать рынок. Он ее одобряет и считает началом движения в правильном направлении, но лишь частично. Вопрос о дополнительной сертификации, проводимой общественным объединением, спорный, подчеркивает юрист: «С одной стороны, получается, что государство не доверяет собственной системе образования. С другой стороны, непонятно что и у кого будут проверять».

Партнер «ФБК Право» Надежда Орлова соглашается с тем, что сейчас в российском правовом поле не содержится никаких механизмов или входных барьеров, гарантирующих качество оказания юридических услуг и защиту потребителей от получения неквалифицированной помощи. По ее словам, такая ситуация является беспрецедентной в сравнении как с международной практикой, так и с российским опытом оказания иной профессиональной помощи: медицинских услуг, аудиторских, оценочных и других. Вместе с тем Орлова подчеркивает, что законопроект Крашенинникова появился без серьезного и тщательного обсуждения общественностью, без попытки осмыслить практические вопросы его введения в действие и без какой-либо корреляции с ведущейся Минюстом и ФПА работой по обсуждению концепции.

Продолжая тему концепции, исполнительный вице-президент ФПА Андрей Сучков в беседе с «Право.ru» подчеркнул, что ФПА не сводит этот документ, разработанный Минюстом, к термину «адвокатская монополия». По его словам, это комплексный проект, весьма глубокий, с хорошим методическим подходом в проработке вопроса. Особая его ценность в том, что при формировании было проведено множество обсуждений с представителями всех заинтересованных сторон – речь про все сегменты российского юридического сообщества, в том числе присутствующие на рынке международные юрфирмы, отмечает Сучков. Представитель ФПА говорит, что в Концепции Минюста лишь один недостаток – отсутствие динамики и целеустремленности в ее реализации. История с законодательной инициативой коллеги Крашенинникова имеет отношение не к реформированию юридической профессии или реальной альтернативе адвокатской монополии, а скорее к политической истории, считает Константин Добрынин, статс-секретарь ФПА, старший партнёр КА Pen & Paper. Бывший сенатор связывает последнюю инициативу парламентария с активным продвижением представителей АЮР на заметные посты в исполнительной власти России.

Каких критериев для себя хотят юристы

Инициативы Минюста, АЮР и ФПА направлены на решение давно обсуждаемой проблемы – повышения качества судебного представительства, отмечает Алексей Костоваров, советник АБ «Линия права». Но на его взгляд, ни одно из предложений в текущем виде эту проблему не решает: «Наличие статуса адвоката и юридического образования существенно не повышает качество судебного представительства». Для реального решения этой проблемы необходимо создать действенный фильтр, допускающий к профессиональному представительству только квалифицированных юристов, уверен эксперт.

Поддерживая мнение Костоварова, Олевинский полагает, что эффективным методом для решения озвученной проблемы стали бы выпускные экзамены с участием судей: «Мы могли бы прийти к такому важному институту взаимодействия, как bench bar association. Он успешно функционирует в США, где проблемы права обсуждаются судьями и представителями в открытом и комфортном режиме, без упреков в коррупции». Пока же объективными критериями для представителей и иных лиц, которые оказывают юридические услуги, могли бы стать профильное юридическое образование и опыт работы юристом/помощником или стажером адвоката, считает Михаил Кюрджев, партнер АБ «А2.Адвокаты». Он видит ряд главных условий, которые нужно соблюсти при реформировании рынка юруслуг в России. Во-первых, физические и юридические лица не могут быть лишены права на самостоятельное представительство своих интересов в суде. Во-вторых, требования к представителям, безусловно, должны предъявляться. Но адвокатская монополия в судебном представительстве по административным и хозяйственным спорам является необоснованным ограничением для лиц, обладающих юридическим образованием и опытом, резюмирует Кюрджев.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *