Воис РАО

Воис РАО

Легальное воспроизведение музыки без отчислений в РАО и ВОИС

Юридическая поддержка

Очевидно, что для легального воспроизведения музыкальных произведений требуется неукоснительно соблюдать законодательство об авторском праве.

Если в помещении организации звучит радио или проигрывается музыка с интернет-ресурсов, такая трансляция является использованием объектов интеллектуальной собственности. Законом предусмотрена уплата вознаграждения за это использование авторам произведений, а также обладателям смежных прав, т.е. правообладателям фонограмм и исполнителям. Однако заключение прямых лицензионных договоров с каждым из правообладателей всех используемых произведений практически невозможно. Поэтому уплачивать авторские вознаграждения можно через аккредитованные организации по коллективному управлению правами интеллектуальной собственности – Российское авторское общество (РАО) и Всероссийскую организацию интеллектуальной собственности (ВОИС). Это общественные организации, осуществляющие сбор средств для выплаты авторских вознаграждений.

РАО осуществляет защиту прав авторов (т.е. создателей) произведений, а ВОИС – обладателей смежных прав (исполнителей, правообладателей фонограмм) на основании заключенного договора управления правами. Однако согласно законодательству, поскольку РАО и ВОИС являются аккредитованными организациями, они вправе взимать вознаграждение даже для тех правообладателей, с которыми у них договоры управления правами не заключены.

Таким образом, чтобы не допустить нарушения норм об авторском праве, потребуется заключить 2 отдельных договора – с РАО и с ВОИС. Суммы отчислений при этом могут оказаться довольно значительными.

Многих владельцев бизнеса интересует вопрос: можно ли не платить отчисления в РАО и ВОИС на законных основаниях?

Итак, чтобы легально использовать музыкальные произведения без заключения договоров с РАО и ВОИС, можно использовать бесплатную (т.н. свободную) музыку, которую авторы самостоятельно предоставляют пользователям в открытом доступе. Однако у такого способа есть существенные недостатки: ограниченный выбор музыки, отсутствие доступа к обширной базе наиболее популярных композиций.

Наиболее простым и удобным решением будет заключение договора с организацией, оказывающей услуги в сфере аудиомаркетинга. Такие организации напрямую заключают контракты с международными, а также отечественными музыкальными лейблами и правообладателями, и сотрудничество с ними дает возможность использовать лицензионный контент без отчислений в РАО и ВОИС. Как правило, у этих организаций есть готовые каталоги качественной современной музыки различный стилей и направлений.

Так, музыкальный каталог компании Market Music насчитывает более 10 тысяч треков. Мы предлагаем готовые плейлисты для различных видов бизнеса, а также составление индивидуальных плейлистов под ваши задачи с учетом состава целевой аудитории, особенностей и имиджа бренда.

Отчисления за публичное исполнение фонограмм или любой труд должен быть вознагражден.

Недавно, к нам обратились наши клиенты с просьбой о помощи. Cуть заключалась в следующем: на имя генерального директора ООО пришло официальное уведомление от Всероссийской Организации Интеллектуальной Собственности (далее по тексту – ВОИС) о необходимости заключения с ними договора на выплату вознаграждения за публичное исполнение фонограмм, опубликованных в коммерческих целях.

Клиент хотел понять, что это за «зверь» и откуда у него такие полномочия? Как с ним бороться, а главное, стоит ли? Разбирается юрист Rush Agency — Мария Скрипова.

По порядку.

Рестораны, торговые площадки или в принципе любые предприятия сферы развлечений не представляют свою деятельность без музыкального сопровождения. Но не все так просто, в частности, за публичное исполнение фонограмм, опубликованных в коммерческих целях придется заплатить.

Что понимается под «фонограммой» и «публичным исполнением фонограмм»?

По смыслу пп.2 п.1 ст.1304 ГК РФ «фонограммой» является любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение. А в соответствии с пп.8 п.2 ст. 1307 ГК РФ «публичное исполнение записи исполнения» – это любое сообщение записи с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается запись в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением.

Необходимо ли получать разрешение на публичное исполнение фонограмм?

Несмотря на то, что исполнения и фонограммы в соответствии со ст. 1225 ГК РФ являются охраняемыми законом объектами интеллектуальных прав и по общему правилу ГК РФ устанавливает запрет на использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации без согласия правообладателя, в п.1 ст.1326 ГК РФ предусмотрено исключение, а именно: «публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях», а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения.»

Следовательно, разрешение на публичное исполнение фонограмм не требуется, но заплатить вознаграждение правообладателям придется.

Кому платить вознаграждение? Что такое ВОИС? РАО и ВОИС – в чем разница?

Законодатель наделяет такими полномочиями аккредитованную организацию по управлению коллективными правами – ВОИС. (в случае с коллективным управлением авторскими правами аккредитованной организацией является Российское Авторское Общество – далее по тексту – РАО).

Статьей 1242 ГК РФ предусмотрена возможность создания основанных на членстве некоммерческих организаций, способствующих реализации авторских и смежных прав, когда их осуществление обладателями авторских и смежных прав в индивидуальном порядке затруднено или в случаях, когда ГК РФ допускает использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения.

ВОИС – является примером организации, созданной для практической реализации смежных прав* исполнителей и изготовителей фонограмм. К тому же, с 2009 года ВОИС имеет государственную аккредитацию, предусмотренную ст. 1244 ГК РФ, а именно по пп. 5-6 п. 1 ст. 1244 ГК РФ, а значит и широкий спектр полномочий, в пределах, установленных законодательством РФ.

Следует отметить, что наличие государственной аккредитации у ВОИС не исключает возможности создания подобных организаций, которые напрямую сотрудничают с правообладателями и осуществляют коллективное управление их смежными правами.

Но! В силу ГК РФ, ВОИС в отличие от других организаций может представлять в судах интересы неопределенного круга правообладателей. Для этого ей не требуется заключать договоры напрямую с каждым из них.

Актуальным остается вопрос о том: кому платить – РАО или ВОИС? Ответ тут очень прост – и тем и другим. Заключать договоры нужно с двумя организациями, т.к. РАО осуществляет коллективное управление правами авторов произведений, а ВОИС правами исполнителей и изготовителей фонограмм. В нашем случае, речь идет о получении уведомления от ВОИС в части публичного исполнения фонограмм, но это абсолютно не говорит о том, что при заключении договора с ВОИС вы освобождаетесь от уплаты вознаграждения авторам используемых вами произведений.

*Смежные права – интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние (легальное определение смежных с авторскими прав дается в п.1 ст.1303 ГК РФ).

Размер и распределение полученного вознаграждения.

Чтобы избежать ответственности за нарушение законодательства в этой сфере, пользователю (тот, кто публично исполняет фонограммы) после получения подобного уведомления необходимо заключить договор с ВОИС. Именно в договоре прописываются сроки выплаты и размер вознаграждения, который по большей части зависит от специфики бизнеса и может включать в себя как основные, так и дополнительные платежи, порядок и сроки предоставления отчетности пользователя об использовании фонограмм. Образцы договоров и полный перечень ставок для расчета вознаграждений находится в открытом доступе на официальном сайте ВОИС.

При определении размера вознаграждения ВОИС принимает во внимание критерии, установленные в п.4 «Правил сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 988, а именно:

  1. минимальные ставки авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений и за сообщение произведений в эфир, а также за сообщение произведений по кабелю;
  2. является ли использование фонограмм основным видом деятельности для плательщика или не является;
  3. платность или бесплатность входа для слушателей (посетителей);
  4. размер вознаграждения, который при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичное использование фонограмм, в том числе за рубежом.

Что касается распределения полученного вознаграждения, то данные полномочия так же возложены на ВОИС:

  1. 50% выплачивается исполнителям,
  2. оставшиеся 50% – изготовителям фонограмм.

При этом, между конкретными исполнителями и изготовителями фонограмм вознаграждение разделяется пропорционально фактическому использованию соответствующих фонограмм.

Ответственность за бездоговорное публичное исполнение фонограмм.

В ч.1 ст.7.12 Кодекса об Административных правонарушениях РФ (далее по тексту – КОАП РФ) предусмотрена ответственность за нарушение авторских и смежных прав, а именно: «ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода», которая влечет наложение административного штрафа:

  1. на физических лиц от 1 500 до 2 000 рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения;
  2. на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения;
  3. на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.

Важно! Даже в случае, если основной целью публичного использования фонограммы не является получение прибыли (иными словами, пользователь не берет плату за вход в свое заведение), то заплатить штраф все равно придется. На этот счет ВОИС дает разъяснение, что неполучение прибыли из использования фонограмм не освобождает от ответственности по ч.1 ст.7.12 КОАП РФ.

Но и это еще не все. ГК РФ регламентирует ответственность за нарушение исключительного права на объекты смежных прав. Правообладатель может потребовать от нарушителя компенсацию в размере:

  1. от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей, определяемом по усмотрению суда;
  2. в двукратном размере стоимости экземпляров фонограммы или в двукратном размере стоимости права использования объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта.

Важно! Нужно иметь в виду, что привлечение к административной ответственности не исключает наступления гражданско-правовой. А это значит, что помимо штрафа и конфискации контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, вы можете стать ответчиком по делу, связанному с выплатой компенсации правообладателю.

Как правообладатели узнают, что вы нарушили их права?

Сложно себе представить, что исполнители и изготовители фонограмм обивают пороги заведений с целью получения вознаграждения за свой труд. А вот тем, что к нарушителям наведываются представители ВОИС с предложением о заключении договора уже никого не удивить.

В случае, если заведение не идет на так называемый «контакт» и не имеет договоров с другими аналогичными организациями, то ВОИС, как правило, поступает следующим образом: подает иск в суд о взыскании компенсации в пользу правообладателя и/или же передает информацию в правоохранительные органы, а те в свою очередь, фиксируют факт нарушения и направляют материалы в суд для привлечения к ответственности по ч.1 ст.7.12 КОАП РФ.

Судебная практика.

1) Административная ответственность.

Например, постановление по делу об административном правонарушении № 5-692/2017 Серпуховского городского суда МО от 28 ноября 2017 года. Юридическое лицо, являющееся рестораном, проигрывало в своем зале фонограммы, не имея договора на выплату вознаграждения правообладателям с ВОИС, за что и было оштрафовано на 30 000 рублей с конфискацией технических средств, с помощью которых осуществлялось неправомерное публичное исполнение фонограмм.

Другой случай – постановление по делу об административном правонарушении № 5-564/2017 Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 19 апреля 2017 года. Оштрафовали должностное лицо – генерального директора бара на 10 000 рублей, неправомерно осуществляющего публичное исполнение фонограмм в своем заведении. Доводы нарушителя о том, что он не знал о необходимости выплаты вознаграждения и о том, что на момент рассмотрения дела он уже заключил необходимый договор с ВОИС не явились поводом для освобождения от административной ответственности.

2) Гражданско-правовая ответственность.

Например, постановление Суда по интеллектуальным правам от 3 февраля 2015 г. по делу N А56-61362/2013. Суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы и оставил без изменения решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2014 по делу N А56-61362/2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014. Суть заключалась в следующем: с юридического лица, являющегося владельцем кафе-бара было взыскано в пользу ВОИС 325 000 рублей за нарушение прав исполнителей на 12 исполнений фонограмм и за нарушение прав 12 изготовителей фонограмм из расчета по 15 000 рублей за каждое нарушение. Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что 21 октября 2012 года в кафе-баре без разрешения правообладателя осуществлено публичное исполнение музыкальных произведений без заключения соответствующего договора на выплату вознаграждения с ВОИС. (в частности, звучали следующие записи исполнения: «Девочка пай», исполнитель – Михаил Круг (Михаил Владимирович Воробьев), изготовитель фонограммы – Си Ди Лэнд Медиа, Master Sound Records; «Если бы не ты», исполнитель – Ирина Круг (Ирина Викторовна Воробьева) Алексей Брянцев (Алексей Матвеевич Брянцев), изготовитель фонограммы – Artur Music).

Интересный момент: что и кому надо доказать в суде.

По смыслу п.14 постановления Пленума Верховного суда РФ «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» от 19 июня 2006 г. N 15 стороны доказывают обстоятельства, имеющие значения для дела в следующем порядке:

1) Истец (правообладатель) должен подтвердить:

  1. Факт принадлежности ему авторского права и (или) смежных прав или права на их защиту;
  2. Факт использования данных прав ответчиком.

2) Ответчик (тот, кто использует авторские/смежные права) должен подтвердить:

  1. Факт выполнения им требований законодательства об авторском праве и смежных правах при использовании произведений и (или) объектов смежных прав.

В противном случае физическое или юридическое лицо признается нарушителем авторского права и (или) смежных прав и для него наступает гражданско-правовая ответственность в соответствии с законодательством РФ.

А может быть есть альтернатива? Как не платить ВОИС?

Да, конечно, «принудить» заключить договор именно с ВОИС вас никто не обяжет. Нужно понимать, что:

  1. Во-первых, есть множество аналогичных организаций, которые сотрудничают с правообладателями напрямую, иными словами занимаются музыкальным оформлением с точки зрения бизнеса – можно заключить договор с ними.Существенным минусом выступит только тот факт, что вы будете ограничены в подборе музыки, придется выбирать «из того, что есть». В этом плане у ВОИС определенное преимущество, ведь в силу закона данная организация может по умолчанию представлять интересы любых правообладателей пока те сами от этого не откажутся.
    Из этого следует, что перечень фонограмм** у них внушающий.** Проверить наличие фонограммы того или иного исполнителя можно на официальном сайте ВОИС в разделе «Реестр» заполнив предложенные поля формы.
  2. Во-вторых, можно использовать фонограммы, перешедшие в статус общественного достояния. Переход происходит в тот момент, когда заканчивается срок действия исключительного права на них. В таком случае вознаграждение платить не придется. Исключительное право на запись исполнения в соответствии с ГК РФ действует в течение 50 лет с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована при условии, что фонограмма была обнародована в течение пятидесяти лет после осуществления записи.
  3. В-третьих, можно напрямую сотрудничать с исполнителями и изготовителями в части создания музыкального контента именно для вашего бизнеса. В этом случае платить вознаграждение ВОИС и аналогичным организациям не придется, но затраты на создание фонограммы в разы превысят ежемесячные ставки за использование уже существующих записей исполнения.

И напоследок.

Перечень альтернатив, описанных выше, далеко не исчерпывающий. Но у каждой из них есть свои минусы – ограниченность в выборе контента, временные и денежные затраты, превышающие ежемесячные ставки ВОИС и пр. Тем, кто еще не урегулировал взаимоотношения с ВОИС и РАО необходимо легализовать использование музыки в своем заведении. Таким образом вы застрахуете себя от рисков, связанных с судебными тяжбами, уплатой штрафов и выплатой компенсаций правообладателям. Отмечу, что имеющаяся судебная практика складывается не в пользу нарушителей.

Но если вы все таки не хотите обременять себя решением данного вопроса, то помимо незапланированной встречи с представителями ВОИС будьте готовы к проверке со стороны сотрудников правоохранительных органов, исход которой вряд ли сложится в вашу пользу.

Мария Скрипова, юрист Rush Agency

Формакс, ООО

ООО «Формакс» (плеер “Fonmix”) — агент Российского авторского общества и Всероссийской организации интеллектуальной собственности, аффилированный с их руководством и получающий долю от собранных средств.

Корректность работы, достоверность выдаваемой отчетности и справедливость распределения собранного с его помощью вознаграждения вызывают большие сомнения.

Владельцы

55% — Суконцев Михаил Николаевич. Приобрел долю в декабре 2017 года у Валерия Осипова — одного из совладельцев банка «Новый век», связанного с руководством РАО и ВОИС.

25% — ООО «Первый цифровой агрегатор», оформленное на имя Дмитрия Смирнова. Свою долю Первый цифровой агрегатор получил в сентябре 2017 года от Прайм Тайм Эй Ви Лэб Лимитед. Это дочерняя организация Первого музыкального издательства, которое контролирует Максим Дмитриев — один из руководителей РАО.

13,3% — Павлович Александр Эдуардович, один из совладельцев ООО «Прототайпс» — IT-компании, разработавшей сам плеер “Fonmix” и некоторые it-решения для РАО, ВОИС и Национального реестра интеллектуальной собственности (НРИС). ООО «Прототайпс» связано с Максимом Дмитриевым через четыре совместных бизнес-структуры: ООО «Медиа Маркет» (продажа онлайн-аудиорекламы), ООО «Диджитал Бокс» (служба доставки аудиорекламы), НРИС (площадка для управления правами) и Формакс.

Александр Павлович — бывший первый вице-президент Вещательной корпорации «Проф-Медиа» из группы «Газпром-медиа», владелец ряда компаний в сфере медиа-бизнеса.

6,7% — Рогожин Павел Юрьевич — еще один совладелец ООО «Прототайпс». Бывший топ-менеджер Рамблер-Афиши. Также был генеральным директором компании «Медиа мир», управляющей «неделовыми» медиа-активами РБК. На этой должности, пользуясь служебным положением, выдал себе заём в 1,2 млн рублей, не вернул его, и бывший работодатель взыскивал долг в судебном порядке. В настоящее время — бизнес-ангел и директор по развитию НРИС.

Менеджмент

В ноябре 2017 генеральным директором стала Валерия Брусникина (Панкратова) — заместитель генерального директора НРИС и вице-президент возглавляемой Андреем Кричевским Ассоциации IPChain.

До неё организацией руководил нынешний мажоритарный владелец Формакса Михаил Суконцев.

До него — Антон Серегин — бывший директор связанного с Андреем Кричевским Русского фонографического общества.

Деятельность

ВОИС требует от своих агентов заключать договоры не напрямую, а через Формакс. Аналогичные требования выставляет РАО. Редакция Copycollect получала сообщения, что в некоторых регионах такие предложения переходят в навязывание и даже принуждение.

Использовать плеер “Fonmix” приходится даже тем, кто заключил договор по процедуре закупок для государственных организаций, например, парку «Зарядье».

В декабре 2018, Формакс развернул судебную активность и стал взыскивать задолженность со своих клиентов. Будут ли взысканные средства перечислены в РАО и ВОИС и далее правообладателям, а если будут, то в какой части?

Не ясна методика, по которой одни музыкальные произведения включаются в репертуар Fonmix, а какие нет.

Не ясна методика, по которой плеер подбирает плейлисты и тем самым определяет, кто получит деньги пользователя.

Есть предположение, что отчёты Fonmix’ могут не соответствовать реально исполненным трекам: играет одни, а в отчёт пишутся другие, выгодные бенефициарам Формакса.

Дочерние компании

В октябре 2016 Формакс учредил ООО «КРУИС» — Крымское Региональное Управление Интеллектуальной Собственности с долей 24%. Ещё 60,8% принадлежит Алексею Даниленко, 15,2% — Олегу Андрееву.

КРУИС выполняет функции полномочного представителя РАО в Республике Крым и в Севастополе. Этот вывод мы делаем на том основании, что адрес КРУИСа с точностью до офиса и ФИО руководителя (Куликова Елена Владимировна) совпадают с данными полпредов на сайте РАО.

Выглядит, будто КРУИС является искусственно созданным посредником, паразитирующем на финансовом потоке от пользователей к РАО.

Это ли имел ввиду под «эффективными офисами с современным менеджментом» Максим Дмитриев, когда начинал реформу региональных представительств?

Автоматическая отчетность

В презентации плеера “Fonmix” расхваливается возможность автоматической сдачи отчётности в РАО и ВОИС.

Однако, получение этой автоматической отчетности не мешает РАО взыскивать с пользователей по несколько десятков тысяч рублей штрафа за непредоставление отчетности.

От этого пострадала, например, бургерная лавка «Мясье» из Астрахани. Кафе закрылось, музыку выключили, Fonmix сдавал нулевые отчеты. Но нулевые не считаются.

Доводы апеллянта о том, что автоматически сформированные и отправленные истцу нулевые отчеты «FONMIX» подтверждают факт закрытия кафе и свидетельствуют о надлежащем исполнении обязанности по предоставлению отчетов, не соответствуют положениям договора №СП/0730/2643-РН от 20.03.17, нормам закона и подлежат отклонению.

Обязанность ответчика предоставлять отчеты за использованные музыкальные произведения установлена не только п. 4.1.2 договора, но и ст. 1237 ГК РФ.

Оснований, освобождающих ответчика от этой обязанности, ни в законе, ни в договоре нет. Ссылка ответчика на отчеты «FONMIX» подлежит отклонению, так как при использовании музыкальных произведений из плеера «FONMIX» отчеты об их использовании отправляются автоматически. Так как за июль, август, сентябрь сервисом «FONMIX» сформированы нулевые отчеты, то это свидетельствует только о том, что ответчик не использовал сам плеер. В этом случае согласно абз. 4 п. 4.1.2 Договора ответчик обязан предоставлять отчеты в порядке, установленном абз. 1 п. 4.1.2 Договора.

Необходимость сдавать дополнительные отчеты в РАО и ВОИС касается и тех случаев, когда пользователь, которому не хватает ограниченного репертуара Fonmix’а включает не входящую в него музыку. В противном случае он рискует уплатой значительного штрафа. Такие истории произошли, например, с закусочной “MIX” (Астрахань), столовой «Cripes Suzette» (Ростов-на-Дону) и магазином игрушек «Пиратос» (Волгоград).

Эта спорная и неоднозначная практика наблюдается только в трёх регионах и ещё не рассматривалась Судом по интеллектуальным правам. Возможно, она будет признана необоснованной.

Известия. РБК судится со своим бывшим топ-менеджером за 1,2 млн рублей, 14.10.2015 https://iz.ru/news/593131

Republic.ru. ТОП-27 самых активных бизнес-ангелов, https://republic.ru/specials/angels-top/

Например: Zvuki.ru. Договор по принуждению, 26.07.2016 https://www.zvuki.ru/R/P/75687/

РАО. Город Севастополь http://rao.ru/region_contact/respublika-krym/

РАО. Республика Крым http://rao.ru/region_contact/gorod-sevastopol/

Zvuki.ru, Те же, в профиль, 28.05.2017 https://www.zvuki.ru/R/P/77152


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *