ИП перевозка пассажиров налогообложение

ИП перевозка пассажиров налогообложение

ЕНВД: перевозка пассажиров

Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом является видом деятельности, подпадающим под ЕНВД (пп.5 п.2 ст.346.26 НК РФ). При перевозке пассажиров не обязательно использование ККМ, достаточно выдавать клиентам бланки строгой отчетности.

Критерии плательщика налога

Предприниматели и организации, осуществляющие автомобильные перевозки пассажиров должны иметь право на транспортное средство. Это может быть право собственности, право владения, пользования или распоряжения.

Возникновение обязанности по уплате налога возникает при осуществлении предпринимательской деятельности. Обязателен факт извлечения прибыли от использования автомобиля.

Пример. Автомобиль используется для доставки сотрудников фирмы к месту работы. Это не будет отдельным видом деятельности, подлежащим переводу на ЕНВД, так как автомобиль используется для собственных нужд.

Ещё одним критерием перевода вида деятельности на ЕНВД является ограничение по количеству используемого автотранспорта — не более 20 единиц. При большем парке машин, оказывающих услуги по перевозке, деятельность переводится на ОСНО или УСН.

Согласно письма Минфина РФ № 03-11-04/3/565 от 31.07.2008 г., неважно кому оказываются такие услуги (населению или организациям), источники и способы их оплаты (наличными или безналично). Главное — соблюдение предыдущих трех условий.

Расчет налога ЕНВД

Физическим показателем для исчисления налога при перевозке пассажиров является посадочное место (азб.10 ст.346.27 НК РФ). Посадочное место это место для сидения, кроме места водителя и кондуктора. Их количество определяется на каждое средство транспорта отдельно по техпаспорту завода изготовителя.

Если в техпаспорте не указано количество посадочных мест, это может определить государственный орган технического надзора за техническим состоянием машин.

Базовая доходность услуг по перевозке пассажиров составляет 1500 рублей. Вмененный доход равен базовой доходности, умноженной на число посадочных мест.

Пример. ЕНВД для маршрутного такси с 10 местами для сидения пассажиров составит в месяц: 1500 руб. х 10 мест х 15% = 2250 руб.

Лицензия на перевозку пассажиров

В соответствии с Законом № 99-ФЗ от 22.04.2011 г. ( п.24 ст.12), пассажирские автоперевозкам подлежат лицензированию только для машин, предусмотренных для перевозки более восьми человек. За исключением случаев, когда перевозки осуществляются по заказам или для собственных нужд предпринимателя.

Перевозка пассажиров такси

Перевозки пассажиров такси тоже подпадают под ЕНВД. Число посадочных мест — 4 (кроме маршрутного). Налог считается так же: 1500 руб. х 4 х 15% = 900 руб. в месяц с одной машины. Таксист должен зарегистрировать ИП и платить ЕНВД.

Существует второй вариант налогов для такси. Это патент на пассажирские перевозки. В этом случае предприниматель использует УСН и оплачивает стоимость патента.

Мы рассмотрели услуги по перевозке пассажиров. В следующий раз — перевозка грузов.

Получайте новые статьи блога прямо к себе на почту:

Транспортный налог для автобуса

Рано или поздно владельцу транспортного средства придет уведомление от ФНС о необходимости оплатить транспортный налог. Избежать этого не удастся ни владельцам легковых автомобилей, ни собственникам автобусов.

Как начисляют транспортный налог

В Российской Федерации транспортный налог относится к категории региональных сборов: размер, сроки и порядок оплаты определяются субъектами государства на основании Налогового Кодекса. Для автобусов установлена базовая ставка в размере 5 рублей за 1 л.с. для ТС с двигателями мощностью до 200 л.с., и 10 рублей за 1 л.с. для более мощных машин.

Чтобы узнать ставку налога —

Региональные законодатели могут установить собственные ставки. Однако они ограничены десятикратными рамками как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения платы.

В действующей версии НК РФ величина ставок и права субъектов определены в ст. 361.

Формула транспортного налога едина для всех регионов РФ:

Сумма к оплате = Период владения ТС * Ставка * Мощность двигателя

Период владения в данном случае является соотношением количества месяцев в году, в течение которых ТС было зарегистрировано на имя плательщика. В том случае, если автомобиль находился в собственности весь год, значение этого множителя будет равно 1. Если автобус был оформлен на плательщика не целый год, нужно посчитать количество полных месяцев и разделить на 12. Например, если процедура оформления авто произведена в апреле, получаем: 9/12 = 0,75

Месяц считается полным, если собственник владел ТС более чем 50% дней в нем.

Как оплатить налог на автобус

Оплата налога для физических лиц производится до 1 декабря года, следующего за отчетным. В подавляющем большинстве случаев собственнику транспортного средства не приходится беспокоиться о расчетах. ФНС проинформирует о сроках оплаты и объектах налогообложения. Уведомление направляют владельцу автобуса по адресу проживания. Также информация отображается в Личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС. Если оплата не будет произведена своевременно, информация о задолженности будет доступна в «Госуслугах».

Несвоевременная оплата налога влечет за собой штрафные санкции в виде пеней, начисляемых ежедневно на сумму задолженности. Размер пеней — 1/300 актуальной ставки рефинансирования.

Обратите внимание: если автомобиль продан по простому договору купли-продажи, необходимо убедиться, что новый собственник переоформил транспорт. В противном случае, налог будет начисляться прежнему владельцу. ФНС получает сведения по автотранспорту исключительно из базы ГИБДД.

Если уведомление о необходимости оплаты налога не получено, это не освобождает от необходимости перечисления средств в казну региона. В таком случае собственнику или арендатору техники необходимо либо произвести оплату самостоятельно, либо обратиться в налоговую службу по месту жительства для выяснения причин.

Юридические лица в течение года ежеквартально производят авансовые платежи. Рекомендованный размер — 25% от полной суммы налога. Оплата производится до последнего рабочего дня месяца, следующего за окончившимся кварталом. Окончательный расчет по налогу — до 1 февраля следующего года.

Кто может не платить транспортный налог на автобус

Автобусы не относятся к категории техники, для которой предусмотрены льготы в Налоговом Кодексе. Исключение — транспорт, находящийся в розыске. А также угнанная техника, в отношении которой розыскные мероприятия прекращены.

Категории налогоплательщиков, которые имеют право на предоставление льгот, определяются законодательными актами на региональном уровне. Как правило, в него включаются ветераны ВОВ и участники боевых действий, инвалиды и опекуны.

В том случае, если гражданин имеет право на получение налоговой льготы, он должен обратиться с соответствующим заявлением в отделение ФНС, либо заявить свое право в Личном кабинете налогоплательщика.

Применяемая налоговая ставка определяется исходя из региона проживания собственника, а не адреса МРЭО ГИБДД, в которой автомобиль поставлен на учет.

В том случае, если организация или физическое лицо пользуются автобусом на основании договора аренды, обязательства по оплате налога на них НК РФ не возлагает. Платежи должен осуществлять собственник — лицо, на имя которого зарегистрирован транспорт.

Исходя из положений Налогового кодекса, необходимость оплаты транспортного налога останавливается вместе с прекращением права собственности на технику. Отдельно информировать ФНС о смене владельца не нужно, информация в налоговую службу поступает из базы ГИБДД без участия прошлого и нового владельцев.

Обратите внимание: за год, в котором был продан автобус, налог оплатить также придется. Пропорционально количеству месяцев владения ТС.

Статья: Налогообложение пассажирских перевозок (Подкопаев М.В.) («Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», 2007, n 23)

«Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», 2007, N 23
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК
В сфере транспортных услуг существенное место занимают пассажирские перевозки. В зависимости от их масштаба и значения порядок налогообложения у перевозчиков будет различным. При оказании пассажирских перевозок можно применять ЕНВД, а также пользоваться федеральными льготами. Разберемся, какие проблемы при этом возникают, и учтем, что согласно Федеральному закону N 259-ФЗ пассажир — физическое лицо, перевозка которого транспортным средством осуществляется на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажира, а багаж — вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке. Билет — перевозочный документ, удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира. Правда, данный Закон согласно его ст. 44 вступит в силу по истечении 180 дней после официального опубликования. На момент выхода журнала он не был опубликован.
———————————
Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Изменения для «вмененщиков» — перевозчиков пассажиров
Способ расчета ЕНВД организациями, осуществляющими пассажирские перевозки, с 01.01.2008 претерпит изменения. Если в 2007 г., как и ранее, физическим показателем данной деятельности является количество автомобилей, используемых для перевозок пассажиров, причем базовая доходность на этот год установлена в размере 6000 руб. с одного автомобиля (п. 3 ст. 346.29 НК РФ), то в связи с принятыми изменениями оказание услуг по перевозке пассажиров выделено в отдельный вид деятельности в целях обложения ЕНВД. Изменен физический показатель — им будет посадочное место, базовая доходность которого равна 1500 руб. Изменения внесены Федеральным законом N 85-ФЗ . В связи с этим с 01.01.2008 будет применяться новая редакция декларации по ЕНВД .
———————————
Федеральный закон от 17.05.2007 N 85-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
Приказ Минфина России от 20.09.2007 N 83н «О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 17 января 2006 г. N 8н «Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и Порядка ее заполнения».
По сути, налоговая нагрузка для малых предприятий, занимающихся пассажирскими перевозками, значительно увеличится, ведь придется уплачивать большую сумму налога с любого автотранспортного средства, оборудованного более чем четырьмя пассажирскими местами. Согласно пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД переводятся автотранспортные услуги по перевозке пассажиров, осуществляемые организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
В целях уплаты ЕНВД к транспортным НК РФ относит средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили) (ст. 346.27). В Письмах от 22.10.2007 N 03-11-05/254, от 15.08.2007 N 03-11-05/190 и от 14.08.2007 N 03-11-02/230 (п. 7) Минфин настаивает, что налогоплательщик определяет количество посадочных мест (мест для сидения, не считая мест водителя и кондуктора) по каждому автотранспортному средству, используемому для пассажирских перевозок, на основании данных технического паспорта завода-изготовителя автотранспортного средства. Что делать в случае переоборудования последнего, чиновники не разъясняют, как и в отношении установки дополнительных сидений. При обнаружении налоговиками в ходе проверки лишних «посадочных мест» ссылка налогоплательщика на данные разъяснения Минфина не оградит его от неприятностей.
Постановка перевозчика на учет
Перевозка пассажиров — мобильный вид деятельности. Транспортное средство может пересекать границы нескольких субъектов РФ, то есть территории, подведомственные разным налоговым органам. Разумеется, при этом осуществляется одна и та же деятельность, которая в различных регионах переведена на уплату ЕНВД. В соответствии с п. 2 ст. 346.28 НК РФ налогоплательщики, занимающиеся видами предпринимательской деятельности, установленными п. 2 ст. 346.26 НК РФ (подлежащими обложению ЕНВД), обязаны встать на учет в налоговых органах по месту их осуществления. Под местом осуществления деятельности в целях применения п. 2 ст. 346.28 НК РФ следует понимать место нахождения физических показателей (объекты, в которых ведется предпринимательская деятельность), а если они используются по видам предпринимательской деятельности, носящим передвижной характер, — место получения дохода от этой предпринимательской деятельности (Письмо Минфина России от 28.09.2006 N 03-11-04/3/424).
Минфин в Письме от 01.10.2007 N 03-11-02/249 указал, что постановка на учет в качестве плательщика ЕНВД по некоторым видам деятельности (в том числе пассажирским перевозкам) производится в налоговом органе по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя). Не имеют значения места продажи билетов, в том числе в пунктах следования и по дороге водителем, так как выручка все равно поступает и учитывается по месту нахождения налогоплательщика (Письмо Минфина России от 19.05.2006 N 03-11-05/130).
———————————
Доведено до сведения территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 19.10.2007 N СК-6-09/798@.
Об основаниях перевода на уплату ЕНВД
Финансисты в Письме от 11.09.2007 N 03-11-02/239 напомнили, что согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ под предпринимательской понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Таким образом, по мнению чиновников, ЕНВД в связи с оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров должен исчисляться и уплачиваться организацией и (или) индивидуальным предпринимателем только в том случае, если соответствующие услуги оказываются в рамках самостоятельного вида предпринимательской деятельности.
Поэтому, например, если предпринимательская деятельность связана с оказанием автотранспортных услуг по доставке пассажиров до места отдыха, в том числе по индивидуальным заказам и заявкам туристических организаций на основании договоров, при соблюдении положений ст. 346.26 НК РФ организация может быть переведена на систему налогообложения в виде ЕНВД. Если турфирма осуществляет пассажирские перевозки в рамках основной деятельности и они включены в стоимость путевки, оснований для уплаты ЕНВД нет (см. также Письмо Минфина России от 26.07.2007 N 03-11-05/174).
В Постановлении ФАС СЗО от 02.03.2007 N А26-5014/2005-29 при рассмотрении ситуации, когда организация помимо строительства осуществляет перевозки пассажиров, сделан такой вывод: поскольку автотранспортные услуги оказывались помимо основной деятельности, они подлежат обложению ЕНВД.
Напомним, что физический показатель «посадочное место» будет применяться с 01.01.2008, а в 2007 г. при расчете ЕНВД используется количество автотранспортных средств. Если в соответствии с договором аренды без экипажа (ст. 642 ГК РФ) организация передает арендатору автотранспортные средства, то они не учитываются при исчислении суммы ЕНВД по указанной деятельности (Письмо Минфина России от 23.11.2006 N 03-11-04/3/500). Однако их учитывают вместе с транспортными средствами, превышение количества которых (более 20) не позволит организации перейти на уплату ЕНВД (Письмо Минфина России от 27.03.2006 N 03-11-04/3/162).
Согласно ст. 632 ГК РФ по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и его технической эксплуатации. Если организация имеет 20 или менее транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров, и предоставляет их юридическим лицам по указанному договору, то, по мнению Минфина, она может быть переведена на уплату ЕНВД (Письмо от 23.03.2007 N 03-11-04/3/76). Такой вывод чиновники обосновали тем, что согласно ОКВЭД деятельность по фрахту пассажирских транспортных средств на договорных началах относится к деятельности пассажирского автомобильного транспорта, не подчиняющегося расписанию (код 6022), то есть предпринимательской, связанной с оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и подпадающей под действие пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ (см. также Постановление ФАС ЗСО от 14.03.2006 N Ф04-1117/2006(20534-А27-32)).
———————————
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утв. Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17.
Согласно Федеральному закону N 259-ФЗ фрахтователь — физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов, фрахтовщик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность предоставить фрахтователю указанные услуги.
Сопутствующие пассажирским перевозкам услуги, не относящиеся к предпринимательской деятельности в сфере перевозок пассажиров, не могут быть переведены на «вмененку» и остаются на общем режиме налогообложения. Минфин относит их к услугам населению в соответствии с ОКУН (Письмо от 05.03.2007 N 03-11-05/39).
———————————
Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93, утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163.
По мнению финансистов, такие услуги могут облагаться ЕНВД, если они относятся к бытовым (разд. 010000 ОКУН) и предусмотрены нормативными актами местных органов власти, регулирующими уплату ЕНВД (пп. 1 п. 2 и п. 3 ст. 346.26 НК РФ). В отношении перевозок это посреднические услуги по оформлению заказов на обслуживание автотранспортом (код 019732). К ним не относится предварительный прием заказов на подачу такси (код 023411).
Для других услуг предусмотрен разд. 020000 ОКУН. В частности, это продажа билетов, резервирование мест, информация о расписании движения, тарифах, правилах и т.п., предоставление в пути бытовых услуг, постельных принадлежностей, доставка билетов.
Кроме того, согласно ОКУН и ОКВЭД предпринимательская деятельность по перевозке пассажиров электротранспортом не относится к деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и не подпадает под действие гл. 26.3 НК РФ (см. Письмо Минфина России от 28.07.2006 N 03-11-05/190).
Применение корректирующего коэффициента
В соответствии с п. 6 ст. 346.29 НК РФ при определении базовой доходности местные власти могут корректировать (умножать) ее величину, указанную в п. 3 ст. 346.29 НК РФ, на корректирующий коэффициент К2. Он учитывает совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе режим работы, фактический период осуществления деятельности и иные ее особенности (ст. 346.27 НК РФ). При этом в целях учета данного периода значение корректирующего коэффициента К2 определяется как отношение количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца налогового периода к количеству календарных дней в данном календарном месяце налогового периода.
Минфин в Письме от 11.07.2007 N 03-11-04/3/261, рассматривая период до 01.01.2008, указал, что такой пересчет может производиться по отдельным объектам предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД. Однако он не отнес к таким объектам автомобили (автотранспортные средства) для перевозки пассажиров на том основании, что они представляют собой физические показатели, применяемые при исчислении ЕНВД, и пришел к выводу, что, если некоторые из них в какие-то дни не используются, корректировка базовой доходности не производится.
Однако, на наш взгляд, применение К2 в данном случае Налоговым кодексом не запрещено и не противоречит ему. Необходимо лишь документально подтвердить, что транспортное средство не используется. Тем более что с 1 января 2008 г. физическим показателем при перевозке пассажиров станет количество посадочных мест, а не автомобилей. В Письме N 03-11-05/254 Минфин, отвечая по поводу уплаты ЕНВД при пассажирских перевозках в 2008 г., упомянул о возможности применения К2, однако неясно, изменилась ли его позиция в отношении неиспользуемых автотранспортных средств.
Добавим, что, если организация занимается только перевозкой пассажиров, переведенной на уплату ЕНВД, суммы внереализационных доходов, относящиеся к этой деятельности, налогами в рамках общего режима налогообложения, в том числе налогом на прибыль, не облагаются (Письмо Минфина России от 22.09.2006 N 03-11-04/3/419).
О переводе на «вмененку» вагонов-ресторанов
В Письме от 10.09.2007 N 03-11-04/3/356 Минфин рассмотрел вопрос о налогообложении услуг общественного питания, предоставляемых в вагонах-ресторанах пассажирских поездов.
В соответствии с п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности применяется в отношении услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому из них, а также через объекты организации общественного питания, не имеющие данного зала. Под объектом организации общественного питания, имеющим зал обслуживания посетителей, понимается здание (его часть) или строение, предназначенное для оказания услуг общественного питания, имеющее специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга. К этим объектам относятся рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные.
Далее Минфин сослался на п. 8 Приложения А ГОСТа Р 50647-94 «Общественное питание. Термины и определения», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 21.02.1994 N 35, о том, что вагон-ресторан — это ресторан в специально оборудованном вагоне поезда дальнего следования.
Для сведения: в соответствии со ст. 46 Федерального закона N 184-ФЗ с 1 июля 2003 г. и до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования, установленные действующими национальными стандартами, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
— защиты жизни или здоровья граждан, имущества


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *