Коррупция в медицине

Коррупция в медицине

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

УДК 343.97

Н. Н. Подольная

Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)

г. Казань, Российская Федерация

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Аннотация. Проблемы борьбы с коррупцией актуальны для всех сфер управления, в том числе и управления системой здравоохранения. С сожалением приходится признать наличие коррупции в сфере оказания медицинской помощи и медицинских услуг. Она наносит серьёзный вред репутации всей сферы здравоохранения. Именно этим обуславливается актуальность решения данной проблемы, которая стоит перед обществом и государством. В предлагаемой статье приводится анализ тех мероприятий и действий, которые в настоящее время проводятся, и даётся оценка их эффективности. Уделено внимание традиционным механизмам минимизации коррупции, предлагаются также авторские модели противодействия данному явлению. В статье предлагается рассматривать коррупцию не только как вид уголовного преступления, что расширяет систему профилактических мер. Также предлагаются и некоторые направления совершенствования противодействия коррупции в сфере здравоохранения.

Ключевые слова: коррупция, здравоохранение, противодействие коррупции, медицинская помощь, медицинские услуги, преступность.

N. N. Podol’naya

The All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia)

Kazan, the Russian Federation

SOME PROBLEMS OF COMBATING CORRUPTION IN HEALTH CARE

Key words: corruption; health care; anti-corruption; medical care; medical services; crime.

Система здравоохранения — это одна из наиболее чувствительных сфер для общества и государства. Чувствительность её состоит в том, что одной из главных ценностей для каждого человека является его здоровье. Оно составляет то условие, которое необходимо для решения каждым конкретным человеком массы задач . От состояния здоровья зависит трудовая и социальная активность каждого конкретного человека. Для общества же наибольшее значение имеет тот человек, который проявляет социальную и трудовую активность. Благодаря этому общество не просто существует, оно развивается. Здоровье каждого конкретного человека

Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» 2019. Т. 7, № 4 (28) http://esj.pnzgu.ru ISSN 2307-9525 (Online)

самым непосредственным образом связано со стабильностью не только социального, но и экономического развития общества .

В ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Россия провозглашается конституционным государством. В ч. 2 этой же конституционной нормы сказано, что труд и здоровье людей охраняются в Российской Федерации. Из этого с очевидностью следует то, что социальное государство необходимо определять через понятия обеспечения трудовой занятости и создание эффективной системы здравоохранения . В развитие названных положений Конституции РФ был принят и в настоящее время действует Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Данный закон провозгласил целый ряд принципов здравоохранения, соблюдение которых обеспечивает статус Российской Федерации, как социального государства, которое стремится своим существованием гарантировать охрану одной из наивысших ценностей — здоровье каждого его гражданина . При этом была провозглашена ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья (ст. 9). Это обозначает то, что государство должно употреблять все имеющиеся в его распоряжении средства для того, чтобы обеспечивать здоровье своим гражданам .

Наиболее традиционным средством для государства обеспечить реализацию какого-либо принципа является создание специальных органов, на которые возлагается эта обязанность, а также введение системы отчётности за соответствующую деятельность. Не является исключением из этого правила и система здравоохранения. Здесь также создана достаточно сложная система, предусматривающая ведение учёта и отчётности при оказании медицинской помощи и проведение мероприятий по профилактике заболеваний и травматизма. Всё это по изначальному замыслу должно работать на достижение поставленных целей — охране здоровья граждан. Но, к сожалению, именно это часто становится также основой бюрократии и формального подхода к исполнению соответствующими лицами учреждений здравоохранения возложенных на них обязанностей. Бюрократизм и формализм, в свою очередь, являются благоприятной средой для коррупции. При этом следует отметить то, что коррупция в здравоохранении — это особый вид коррупции, поскольку среда, в которой она развивается, существенно отличается от той среды, в которой развиваются иные виды коррупции . Данный вид коррупции имеет дело не только с финансовыми и иными имущественными ценностями, но и со здоровьем людей. Коррупция в сфере здравоохранения — это не только незаконное получение денежных средств, вопреки интересам службы, выполняемого вида деятельности, но и страдания людей, которые имеют место в случае ненадлежащего, несвоевременного оказания медицинской помощи . Коррупция в здравоохранении — это всегда угроза не только здоровью, но и жизням людей . То есть коррупция в здравоохранении ставит под угрозу не только нормальные, установленные действующим законодательством отношения, но и жизнь и здоровье граждан . Тем самым совершается посягательство на наиболее значимые ценности, провозглашаемые Конституцией Российской Федерации. Сравнительный анализ результатов опросов населения Фондом «Общественное мнение» с целью выявления отношения россиян к отечественному здравоохранению, оценки доверия к российской медицине, проводившихся в июле 2015 г. и апреле 2019 года, показал, что доля респондентов, отметивших среди наиболее острых проблем здравоохранения коррупцию, взяточничество в медицинских учреждениях, за четырёхгодичный период между опросами не только не сократилась, а даже несколько увеличилась (с 19% до 21%)1.

Коррупция — это не только преступление, нарушающее уголовно-правовой запрет, но это и иные действия лица, которое использует своё должностное положение вопреки интересам общества и государства в целях получения определённой имущественной выгоды для себя лично или для третьих лиц. Определяя коррупцию в ст. 1, Федеральный закон «О противодействии коррупции» № 273-Ф3 от 25 декабря 2008 г. не отождествляет её только с совершением соответствующих преступлений. Исходя из данного в этой норме определения коррупции, следует то, что понятием «коррупция» помимо преступлений охватываются также и соответствующие правонарушения. Более того, можно говорить даже о коррупционном поведении, которое не имеет признаков не только преступлений, но и иных правонарушений . Это иногда нематериальные виды так называемой «мягкой» коррупции, к которой относится кумовство, фаворитизм, кронизм, лоббизм и «блат». Данные виды коррупционного поведения, к сожалению, имеют достаточно широкое распространение в здравоохранении. В связи с реорганизацией академии наук Российской Федерации и академии медицинских наук Российской Федерации было предано гласности немало фактов устройства на места академиков детей действующих академиков. Так, места в академии получили дочери академиков Чазова и Бокерия, жёны академиков Колесникова и Баранова2. Таких, как выяснилось, в академии медицинских наук достаточно много. Это особенно тревожно, поскольку, как выясняется исходя из этих фактов, действует не принцип занятия должности по уровню компетенции, знаниям и профессиональной пригодности, а принцип родства. Здесь налицо не только опасность для науки, но и для всего здравоохранения, которое во многом ориентируется на академию наук. Страдают общественные и государственные интересы, состоящие в том, чтобы академия была примером и работала над созданием условий для развития здравоохранения, а не подрывала его основы. В этом, конечно же, проявляется не «жёсткая», предусмотренная уголовным законодательством коррупция, а «мягкая», которая не охватывается уголовным законом, а потому не является уголовно-наказуемой. Однако и она представляет и наносит ущерб правоотношениям в сфере здравоохранения, самому здравоохранению.

С тем, чтобы упредить возможность нарушения прав и законных интересов граждан в сфере здравоохранения, упредить возможность медицинской ошибки, не допустить каких-либо злоупотреблений, в настоящее время выстроена целая система из документов и справок учёта и отчётности. Но, к сожалению, это вовсе не барьер для коррупции, а лишь благоприятные условия для её развития. Появляется криминальный запрос в том, чтобы обойти бюрократические барьеры, а ответом на него становится готовность отдельных лиц использовать своё служебное положение для этого. Наиболее распространённым видом коррупции, который к тому же хорошо известен, является предоставление медицинских документов, которые либо сами являются правоустанавливающими, либо на их основе могут основываться соответствующие правоустанавливающие документы. Выдача листка нетрудоспособности (бюллетеня), который не отражает действительного состояния здоровья человека в определённый период времени, но способный предоставить вполне определённые права — один из хорошо известных и часто повторяемых в практике деятельности медицинских учреждений случаев. Достаточно распространённой является выдача и других правоустанавливающих медицинских документов, которые содержат информацию, не соответствующую действительности, получение которой заинтересованным в ней лицом связано с его возможностью получения каких-либо прав или возможностью избежать исполнения каких-либо обязанностей. При этом следует отметить то, что за совершение названных противоправных действий могут нести уголовную ответственность лишь

должностные лица . Далеко не все медицинские работники являются должностными лицами, а лишь те, которые наделены соответствующими правами. То есть данное преступление является должностным, и его субъектом может являться лишь должностное лицо. Однако названные правоустанавливающие медицинские документы составляются на основе учётной медицинской документации. Учётная медицинская документация составляется медицинскими работниками, которые не являются должностными лицами. Получается, что если медицинский работник умышленно исказил действительное состояние здоровья соответствующего заинтересованного лица, то нести уголовную ответственность за это он не будет. Представляется, что это явный пробел в действующем антикоррупционном законодательстве, который необходимо восполнить.

Вопрос о должностном положении соответствующего субъекта представляется важным, поскольку в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» используется понятие медицинский работник (п. 13 ст. 2). Как оно соотносится с понятием «должностное лицо», употребляемом в УК РФ? Все ли медицинские работники должны рассматриваться, как должностные лица уже в силу особенностей своей профессиональной принадлежности, а не в силу наделения их организационно -распорядительными или иными властными полномочиями? Это проблемы, которые нельзя решать без глубокого анализа особенностей медицинской деятельности и особенностей системы здравоохранения. Эта проблема нуждается в своём разрешении, поскольку от этого зависит во многом состояние здравоохранения, его эффективность и способность обеспечивать основную ценность общества и государства — здоровье и жизнь граждан. Данная проблема в своём решении нуждается в осмотрительности, не допускающей крайних решений. Данное решение должно быть таким, чтобы, с одной стороны, здравоохранение было ответственным, а с другой — чтобы излишне «не кошмарить» медицинских работников, не парализовать их волю при принятии ответственных решений при выборе средств и методов диагностики и лечения.

Также проблемой является излишний объём медицинской документации, который уже не решает проблему контроля и открытости медицинской деятельности, а потому не является препятствием для коррупции, но увеличивает нагрузку на врачей, что сказывается на качестве оказываемых медицинских услуг3. Более того, большой объём документации создаёт проблемы для контроля качества оказываемых медицинских услуг, поскольку появляется возможность у лиц, имеющих умысел на совершение преступления, скрыть следы своих криминальных действий. Для добросовестного же медицинского работника большой объём учётной и отчётной документации — это отвлечение от работы, которая направлена непосредственно на оказание соответствующих медицинских услуг. В связи с этим представлялось бы правильным провести правовую ревизию всех имеющихся форм медицинских документов на предмет их соответствия действующему законодательству и их необходимости для осуществления контроля по оказанию медицинских услуг. Решение данной проблемы способно, во-первых, повысить качество здравоохранения, во-вторых, — снизить риски совершения и последующего сокрытия преступлений в сфере здравоохранения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Миронова О. А. Право на охрану здоровья: конституционно-правовой аспект /

0. А. Миронова / / Ученые записки Крымского федер. ун-та им. В. И. Вернадского. Юридические науки. — 2018. — № 4. — С. 105-111.

4. Мунатов М. С. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь как один из основных принципов Конституции РФ / М. С. Мунатов // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. — 2019. — №1(23). — С. 104-108.

5. Романовский Г. Б. Обязанности медицинских работников / Г. Б. Романовский // Медицинское право. — 2014. — № 4. — С. 16-21.

7. Романовская О. В. Обязанности медицинских организаций / О. В. Романовская // Менеджер организации. — 2014. — №5. — С.43-53.

8. Балебанова Т. А. Виктимологические аспекты коррупционных преступлений в сфере здравоохранения (к юбилею кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина) / Т. А. Балебанова // Союз криминалистов и криминологов. — 2018. — № 4. — С. 7-12.

9. Грудинин Н. С. Современное состояние коррупции в системе здравоохранения Российской Федерации : монография / Н. С. Грудинин. — Москва : Русайнс, 2018. —66 с.

10. Семенцова И. А. Детерминанты коррупционных проявлений в сфере здравоохранения и меры профилактик и причин и условий, способствующих укоренению коррупции / И. А. Семенцова, Е. А. Федорова // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2018. — № 5 (96). — С. 91-94.

1. Vernadsky Crimean Federal University. Juridical science, 2018, no. 4, pp. 105-111 (in Russian).

5. Romanovskii G. B. Duties of medical workers. Meditsinskoe pravo = The medical law, 2014, no. 4, pp. 16-21 (in Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Подольная Наталья Николаевна — доцент кафедры уголовного права и криминологии Казанского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), кандидат экономических наук, доцент, 420126, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Фатыха Амирхана 12а, Российская Федерация; e-mail: po dolnaya 1 @yandex. ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Коррупция в здравоохранении — это повторяющееся и находящееся в постоянном развитии комплексное негативное социально-правовое явление, которое выражается в корыстном использовании медицинскими работниками своего служебного положения в государственной (муниципальной) и частной системах здравоохранения с целью неправомерного получения материальных, нематериальных благ и преимуществ, а также в незаконном предоставлении таких преимуществ физическим или юридическим лицам, причинившее или способное причинить существенный вред интересам общества и государства в области охраны здоровья населения, а также разрушающее нормальные общественные отношения в сфере реализации прав граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи.

Уровень совершения коррупционных правонарушений в данной области может варьироваться от исключительно высокого (уровень правительств государств), до низкого (система «врач-пациент»).

Можно выделить несколько наиболее типичных видов коррупции в здравоохранении:

1. Растрата и расхищение средств, выделенных на здравоохранение, или доходов, полученных за счет платежей со стороны потребителей. Это может происходить как на государственном и местном уровнях, так и непосредственно в медицинских учреждениях, получающих такие средства. Лекарства, другие ресурсы и оборудование медицинского назначения расхищаются для личного пользования, использования в частной практике или в целях дальнейшей перепродажи.

2. Коррупция в сфере государственных закупок. Вовлеченность в различные сговоры, взяточничество и получение «откатов» в сфере государственных закупок приводит к переплатам за получаемые товары и услуги или к невозможности обеспечения качества, обусловленного контрактами для таких товаров и услуг. Также расходы больниц могут включать значительные затраты на капитальное строительство и приобретение дорогостоящего оборудования.

3. Коррупция в платежных системах. Здесь коррупционные действия могут включать бесплатное обслуживание, подделку страховых документов или использование средств медицинских учреждений в интересах тех или иных привилегированных пациентов; выставление незаконных счетов страховым компаниям, государственным органам или пациентам, не входящим в соответствующие перечни или вовсе не оказанных услуг в целях максимизации доходов; подделка счетов, квитанций, расходных документов или учет фиктивных пациентов. Кроме того, возможны и такие формы коррупции, как: развитие собственного бизнеса за счет создания финансовых стимулов или выплаты «откатов» врачам за направление пациентов в ту или иную организацию; неправомерное направление врачами пациентов государственных медицинских учреждений на обслуживание в собственные частные структуры; проведение неоправданного медицинского вмешательства в целях увеличения собственных доходов.

4. Коррупция в системе поставок лекарственных препаратов. Препараты могут расхищаться на различных уровнях системы распределения. Государственные чиновники могут требовать «вознаграждение» за выдачу разрешений на продажу продукции или работу тех или иных структур, за проведение таможенной очистки или установление выгодных цен. Нарушение кодексов поведения на рынке приводит к тому, что врачи вынуждены отдавать предпочтение определенным лекарствам при выписке рецептов. У поставщиков могут вымогаться различные уступки при условии выписки рецептов на их продукцию. Еще одной возможной формой коррупционных действий является выдача разрешений на торговлю поддельными или некачественными лекарственными препаратами.

Кроме того, коррупция в учреждениях, предоставляющих медицинские услуги, может принимать и другие формы. Так, например, самыми распространенными видами «взяток» являются следующие:

— за получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок: о негодности к военной службе, о годности к управлению транспортными средствами, о допуске к выполнению тех либо иных работ, о разрешении заниматься тем или иным видом спорта;

— за качественное проведение операции пациенту (т.е. не «как всем», а с индивидуальным подходом). В этом случае пациенту гарантируется качественный дооперационный и послеоперационный уход, применение лучших медицинских препаратов, шовных и перевязочных материалов;

— за подтверждение либо сокрытие тех, или иных медицинских фактов (чаще всего побоев и иных телесных повреждений);

— за выписку «нужного» рецепта;

— за искажение истинной причины смерти (размеры подобных взяток являются одними из самых крупных в медицине, поскольку во многих случаях имеют непосредственное отношение к совершению преступлений);

— за досрочную выписку пациента из больницы либо, наоборот, за продление нахождения пациента в больнице.

При этом речь идет не столько о мелких взятках в виде «подношений» врачам за лечение, сколько об участившихся в последние годы более опасных коррупционных проявлениях:

— искусственном создании «дефицита» оказания медицинских услуг, когда люди, остро нуждающиеся в определенных медицинских исследованиях, вынуждены ждать их месяцами. В то же время за определенную плату эти исследования проводятся более оперативно. При этом вынужденная оплата медицинских услуг далеко не всегда гарантирует их качество;

— постепенном превращении лечебных заведений в «торговые», в которых происходит замена честных квалифицированных врачей на коммерсантов от медицины.

Коррупция в здравоохранении, подрывает доверие граждан к представителям медицинского сообщества, ведь изначально в сознании людей медицинский работник — это человек, призванный помогать людям, нередко дающий последнюю надежду, когда жизнь и здоровье висят на волоске. Однако в реальности все обстоит иначе: грубость, халатность, неверно поставленные диагнозы и зачастую прямой намек на дачу взятки. Такое отношение вызывает отвращение к людям в белых халатах.

Несомненно, существуют врачи, работающие «за идею», и их немало, но именно взяточники составляют предвзятое мнение людей о медиках. Это приводит к снижению моральных устоев населения. Многие перестали верить в то, что борьба с коррупцией принесет видимые результаты, и само ее проявление стало обычной нормой жизни.

В статье 41 Конституции РФ предусмотрено, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В статье 80 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 № 323-ФЗ указано, что при оказании медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:

1) оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи;

3) размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов — по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

4) создание условий пребывания в стационарных условиях, включая предоставление спального места и питания, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше указанного возраста — при наличии медицинских показаний;

5) транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в случае необходимости проведения такому пациенту диагностических исследований — при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту;

6) транспортировка и хранение в морге поступившего для исследования биологического материала, трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях, и утилизация биологического материала.

Статья 51 ФЗ закрепляет право одного из родителей (члена семьи или законного представителя) на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка.

Работники здравоохранения, как и все остальные несут ответственность за свою деятельность, в том числе за коррупционные преступления.

Согласно УК РФ, возможно привлечение работников здравоохранения к уголовной ответственности за совершение преступлений, которые можно назвать должностными: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), превышение должностных полномочий (ст. 286), получение взятки (ст. 290), служебный подлог (ст. 292), халатность (ст. 293).

В практике встречаются случаи привлечения медицинских работников к уголовной ответственности за преступления против правосудия, например, за заведомо ложное заключение эксперта (ст.307 УК РФ), а также за преступления в сфере экономики (например, за вымогательство по ст. 163 УК РФ).

К медицинским работникам, совершившим профессиональные преступления, могут применяться различные виды наказаний — от штрафа до лишения свободы. В качестве основного или дополнительного наказания медицинские работники могут быть лишены права заниматься профессиональной деятельностью.

По данным международных сообществ, прослеживается прямая зависимость уровня детской смертности от коррупции в стране. Отсутствие лекарств и распространение поддельных, не соответствующих стандартам лекарств приводят к страданиям пациентов и представляют прямую угрозу для их жизни. Коррупция напрямую подрывает доверие общественности к государственным институтам.

Государственные органы России принимают ряд важных актов, призванных противодействовать коррупции в целом. Однако актов по противодействию коррупции именно в сфере здравоохранения очень мало. Поэтому, ни существующее законодательство, ни правоприменительная практика пока не могут эффективно противостоять коррупции в сфере здравоохранения.

Людмила Солдатова, референт отделения информации

О проявлениях коррупции в здравоохранении

Проявления коррупции в здравоохранении, характерны не только для России, но и для большинства других стран мирового сообщества, в том числе и таких как США, Великобритания, Германия Италии и Франция. Несмотря на то, что в этих государствах достаточно развито антикоррупционное законодательство, а также политико-правовая практика его применения, тем не менее, многочисленные коррупционные скандалы в их национальных сферах здравоохранения, свидетельствуют о том, что полностью нейтрализовать данное явление в перечисленных выше государствах вплоть до настоящего времени не удалось. Что же касается, государств из категории, так называемого «развивающегося мира», то проявления коррупции в их системах здравоохранения носят такой же системный характер, как и в России. Поэтому причины, предпосылки и виды коррупции в здравоохранении типичны для большинства стран мирового сообщества.

Об этом свидетельствуют и данные международного Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл» (ТИ). В частности, один из последних документов этой организации − Доклад «О положении Дел с коррупцией» за 2006 год1 − посвящен непосредственно анализу функционирования всемирной индустрии медицинских услуг, оборот которой превышает 3 млрд. долларов. В Докладе особое внимание уделено переплетению запутанных и непрозрачных систем, являющихся питательной почвой для коррупции. По мнению экспертов ТИ, в то время как большинство людей, задействованных в сфере здравоохранения, старательно и честно исполняют свой долг, существуют убедительные свидетельства «взяточничества и мошенничества в области предоставления медицинских услуг: от мелкого воровства и вымогательства до огромных злоупотреблений в области политики здравоохранения и его финансирования, основанных на «откатах» государственным чиновникам»2. При этом, как считают эксперты данной организации, коррупция пронизывает предоставление медицинских услуг, независимо от того, государственные они или частные, простые или сложные.

Типичность коррупционных действий в системах здравоохранения различных стран предопределяется целым рядом обстоятельств.

Прежде всего, это обусловлено тем, что в любых системах здравоохранения существует диспропорция в распределении информации.

Медицинские работники в любом случае знают о болезнях больше, чем их пациенты, а компании занятые в производстве лекарственных средств и медицинского оборудования знают о своей продукции больше, чем государственные чиновники, отвечающие за решения, связанные с расходованием средств на эти цели. Именно поэтому, как считают эксперты ТИ, предоставление соответствующей информации может привести к снижению уровня коррупции. Этот вывод основан на исследовании, проведенном ТИ в системе здравоохранения в Аргентине. После того, как Министерство здравоохранения этой страны начало предоставлять информацию о расходах больниц на закупку лекарств, разница в ценах, за которые больницы приобретали лекарственные препараты, упала на 50%.

Очевидно, что данная проблема, чрезвычайно актуально и для системы здравоохранения России. Сам факт отсутствия подобной практики публичного информирования о конкретных расходах будь-то на закупку лекарств, или же на предоставление медицинских услуг формирует питательную среду не только для нецелевого использования бюджетных средств, но и их расхищение на различных уровнях системы здравоохранения от поликлиники и больницы до соответствующих органов государственной власти.

Другой немаловажной причиной распространенности коррупции в здравоохранении является неопределенность в анализе и прогнозировании состояния медико-санитарного состояния населения. Отсутствие такой информации затрудняет управление ресурсами, включая выбор, мониторинг, измерение, и предоставление медицинских услуг, а также разработку планов медицинского страхования.

Еще более риск коррупции возрастает в случаях широкомасштабных катастроф, когда необходимость оказания как можно более скорой медицинской помощи заставляет зачастую обходить существующие надзорные механизмы.

На состояние коррупции в здравоохранении оказывает влияние также характер отношений между поставщиками медицинских товаров, услуг, и органами, отвечающими за разработку политики в этой сфере. Непрозрачность отношений между указанными категориями лиц является одним из важнейших факторов, способствующих развитию коррупции.

Названные выше причины, являющиеся наиболее типичными для различных национальных систем здравоохранения в комплексе формируют коррупционную среду и, соответственно, определяют наиболее распространенные виды коррупции в этой области. Таковыми, в частности, по мнению международных экспертов, являются:

Растрата и расхищение средств, выделенных на здравоохранение, или доходов, полученных за счет платежей со стороны потребителей.

Эти явления могут происходить как на государственном уровне и уровне органов местного самоуправления, так и непосредственно в медицинских организациях и учреждениях, получающих такие средства. Лекарства, а также другие ресурсы и оборудование медицинского назначения могут расхищаться для личного пользования, использования в частной практике, или в целях дальнейшей перепродажи.

Коррупция в сфере государственных закупок.

Вовлеченность в различные сговоры, взяточничество, и получение «откатов» в сфере государственных закупок приводит к переплатам за получаемые товары и услуги или к невозможности обеспечения качества обусловленного контрактами для таких товаров и услуг. Кроме того, расходы больниц могут включать значительные затраты на капитальное строительство и приобретение дорогостоящего оборудования, т.е. затраты в тех сферах государственных закупок, где существует особая опасность коррупционных действий.

Коррупция в платежных системах.

Здесь коррупционные действия могут включать:

  • подделку страховых документов, или использование средств медицинских учреждений в интересах тех или иных привилегированных пациентов;
  • выставление незаконных счетов страховым компаниям, государственным органам, или пациентам в отношении услуг, не входящих в соответствующие перечни или вовсе не оказанных услуг в целях максимизации доходов;
  • подделка счетов, квитанций, расходных документов, или учет фиктивных пациентов.

Кроме того, здесь возможны и такие формы коррупции, как:

  • развитие собственного бизнеса за счет создания финансовых стимулов или выплаты «откатов» врачам за направление пациентов в ту или иную организацию;
  • неправомерное направление врачами пациентов государственных медицинских учреждений на обслуживание в собственные частные структуры;
  • также проведение неоправданного медицинского вмешательства в целях увеличения собственных доходов и другие.

Коррупция в системе поставок лекарственных препаратов.

Препараты могут расхищаться на различных уровнях системы распределения. Так, чиновники могут требовать «вознаграждение» за выдачу разрешений на продажу продукции или работу тех или иных структур, за проведение таможенной очистки или установление выгодных цен.

Нарушение кодексов поведения на рынке может приводить к тому, что врачи будут вынуждены отдавать предпочтение определенным лекарствам при выписке рецептов. У поставщиков могут вымогаться различные уступки на условии выписки рецептов на их продукцию. Еще одной возможной формой коррупционных действий здесь является выдача разрешений на торговлю поддельными или иными некачественными лекарственными препаратами.

Коррупция в учреждениях, предоставляющих медицинские услуги, может принимать самые разные формы:

  • вымогательство или согласие на получение незаконного вознаграждения за услуги, официально оказываемые бесплатно;
  • взимание платы за особые привилегии или медицинские услуги;
  • вымогательство или согласие на получение взяток за вмешательство в практику найма, лицензирования, аккредитации, или сертификации тех или иных структур.

Все это наиболее типичные виды коррупции в здравоохранении, характерные для большинства стран мирового сообщества, в том числе, конечно же, и для России. При этом анализ их содержания, позволяет предположить, что речь идет не об отдельных их разновидностях, а о целых направлениях коррупционной деятельности в здравоохранении. При этом каждое такое направление на практике наполняется множеством отдельных коррупционных проявлений, не поддающихся в полной мере какому-либо учету.

Это, в свою очередь, свидетельствует о чрезвычайной распространенности и живучести данного явления в глобальном масштабе.

При этом именно в здравоохранении коррупция носит наиболее ярко выраженный антисоциальный характер. Поскольку, как отмечено в цитируемом выше Докладе этой организации «коррупция в сфере медицинских услуг это значительно больше, чем деньги. … Цена коррупции в здравоохранении оплачивается человеческим страданием». Между тем, как считает исполнительный директор Трансперенси Интернешнл Д. Нуссбаум «Коррупция подрывает доверие общества медицинскому сообществу. Люди имеют полное право ожидать, что лекарства, от которых зависят их жизнь и здоровье – настоящие. Они имеют такое же право считать, что врачи ставят интересы пациентов выше интересов личной выгоды. А самое главное, они имеют право верить в то, что главная цель индустрии здравоохранения − исцелять, а не убивать»3.

Аналогичные проблемы существуют и в системе здравоохранения Российской Федерации. Ситуация с проявлениями коррупции, как в целом, так и в отдельных сферах жизнедеятельности в нашей стране с каждым годом все более ухудшается. И это, несмотря на реализацию утвержденного Президентом Российской Федерации Национального плана по противодействию коррупции, а также значительные изменения в законодательстве Российской Федерации в этой области.

Тем не менее, как показывают результаты исследований, различных аналитических структур уровень коррупции в Российской Федерации по-прежнему не снижается. Более того, в опубликованном в июне 2009 года очередном докладе «Трансперенси Интернешнл» отмечается дальнейшее возрастание уровня коррупции в России4.

О негативной тенденции в этой сфере свидетельствует и официальная статистика. Так, по данным Департамента экономической безопасности МВД РФ (ДЭБ) в текущем (2009 году) количество фактов взяточничества по сравнению с аналогичным периодом 2008 года увеличилось почти на треть. Существенно увеличилась по итогам первого полугодия 2009 года и сумма средней взятки, составив, по информации ДЭБ МВД России, порядка 27 тыс. руб5.

Значительный вклад в эту криминальную статистику вносит коррупция в сфере здравоохранения. Так, по данным опроса, проведенного в сентябре 2008 года Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 52 % опрошенных давали деньги и подарки медицинским работникам6. По результатам исследования ВЦИОМ, здравоохранение занимает пятое место среди наиболее коррумпированных сфер и институтов общества. Эти же выводы подтверждаются и данными, представленными председателем Верховного суда РФ В. Лебедевым в январе 2009 года. По его информации, из 1300 осужденных в 2008 году за взяточничество человек 20,3 % − работники сферы здравоохранения. Большие проблемы отмечаются и в сфере реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации за девять месяцев 2008 года в сфере реализации нацпроекта «Здоровье» выявлено более 24,5 тысяч нарушений законодательства, в суды направлено 4 645 исков, привлечено к ответственности 3504 должностных лица, по постановлениям прокуроров наказаны в административном порядке 1 116 виновных лиц, возбуждено 43 уголовных дела. Всего же по информации представителей Генпрокуратуры России в 2008 году выявлено и пресечено более 58 тысяч нарушений в области здравоохранения, к ответственности привлечено более 2 тысяч человек, возбуждено 188 уголовных дел7.

В целом, для отечественного здравоохранения в значительной мере характерны те же причины и формы проявления коррупции, что и для большинства других национальных здравоохранительных систем.
Так, основными формами проявления коррупции в сфере здравоохранения являются растрата и хищение денежных средств, подделка страховых документов, учет фиктивных пациентов, развитие собственного бизнеса за счет медучреждений, вымогательство или согласие на получение незаконного вознаграждения за официально бесплатные услуги и др.

Наиболее болезненно гражданами воспринимаются взятки, вымогательство и другие злоупотребления коррупционного характера в сфере здравоохранения, потому что в массовом сознании профессия врача ассоциируется с бескорыстным и самоотверженным служением людям, а здоровье является фундаментальным человеческим благом, без которого многие иные ценности утрачивают свой смысл. При этом речь идет уже не столько о мелких взятках в виде подношений врачам за лечение, сколько об участившихся в последние годы более опасных коррупционных проявлениях. Таковыми, в частности, являются, распространенные случаи искусственного создания «дефицита» оказания медицинских услуг, когда люди, нуждающиеся в определенных видах исследования, вынуждены ждать их проведения месяцами. В то же время за определенную плату эти исследования осуществляются в оперативном порядке. При этом подобного рода оплата медицинских услуг далеко не всегда гарантирует их качество.

По существу, наблюдается постепенное превращение лечебных заведений в торговые, в которых происходит замена честных квалифицированных врачей на коммерсантов от медицины.
Несмотря на то, что периодически лица, осуществляющие вымогательство в процессе оказания медицинских услуг, становятся фигурантами уголовных дел, ситуация с поборами в здравоохранении фактически не меняется.

Особенно кощунственны те случаи, когда речь идет о предоставлении медицинских услуг, в случаях непосредственно связанных с жизнью и смертью пациента. Среди медицинских учреждений, где наиболее развиты подобного рода коррупционные проявления, особое место занимают наркологические и онкологические диспансеры, а также родильные дома.

Важным показателем системного характера коррупции в сфере здравоохранения является то, что врачи, желающие работать по некоторым медицинским специальностям, должны платить немалые деньги за свое назначение. Такая практика предполагает наличие у них теневых доходов, которые позволяют им компенсировать вложенные средства. Аналогичным образом «возмещение затраченных средств» за счет поборов с населения, осуществляется врачами без надлежащей квалификации, в силу того, что их поступление и учеба в мединститутах базировалась на «откатах» преподавателям. Поэтому, очевидно, что основы противодействия коррупции в здравоохранении должны формироваться в медицинских учебных заведениях.

Непосредственным проявлением коррупции являются получение врачами бонусов от фирм производителей за рекомендацию больным произведенных ими лекарственных средств, разумеется, не самых дешевых и зачастую не самых эффективных. По сути, дела речь о внедрении в систему здравоохранения рыночных принципов конкуренции, в основе которых лежат агрессивные маркетинговые технологии. Это обеспечивает фармацевтическим компаниям, (прежде всего, зарубежным) ежегодную прибыль в десятки миллиардов долларов. Крайне негативную роль в этом процессе лоббирования медицинских препаратов определенных фирм и фармацевтических компаний играют средства массовой информации, в том числе и телевидение. Агрессивная реклама медицинских препаратов в СМИ стимулирует самолечение и тем самым наносит существенный вред здоровью граждан. Все это по сути дела является ни чем иным как проявлением коррупции в сфере здравоохранения, несмотря на то, что сами СМИ к этому имеют лишь косвенное отношение.

Особую опасность для здоровья населения России обретает коррупция в сфере производства и сбыта фальсифицированных лекарственных средств. Нелегальные платежи на каждом шагу обеспечивают беспрепятственность доставки подделок от места их производства до ничего не подозревающего потребителя.

По сведениям Росздравнадзора, ежегодно реальное количество фальсифицированных лечебных средств выявленных на фармакологическом рынке Российской Федерации составляет не более 0,4 % от всего количества лекарственных средств. Однако ряд экспертов подвергают эти показатели сомнению. Они считают, что Россия вместе с Китаем уже вышли на первое место по производству и теневому обороту фальшивых лекарств, обогнав Индию, Бразилию и Турцию, традиционно считавшихся основными производителями и одновременно потребителями лекарственных фальшивок. Некоторые независимые эксперты называют цифры от 20 до 60 %. По оценке Всемирной организации здравоохранения, в России доля фальсифицированных лекарственных средств находится на уровне 12 % от общего числа препаратов. По результатам же социологических исследований около 40% россиян предполагают, что они принимают недоброкачественные или фальсифицированные лекарственные препараты.

Несмотря на то, что практика распространения фальсифицированных лекарственных средств распространена во всем мире, но именно в Российской Федерации, это, по мнению председателя Общественного антикоррупционного комитета А. Белякова, эта проблема приняла характер национального бедствия. И эта позиция вполне обоснована. По статистике, фальсификация лекарств считается четвертым злом здравоохранения после малярии, СПИДа и курения, а смертность от побочных реакций лекарств входит в первую пятерку причин наравне с сердечно-сосудистыми, онкологическими, бронхолегочными заболеваниями и травматизмом. А это реальная угроза здоровью населения и значительный ущерб государству.

В то же время, с точки зрения прибыльности лекарственный рынок стоит на третьем месте после продажи оружия и наркотиков. По прогнозам экспертов, в 2010 году прибыль от реализации «фальшивых таблеток» в мире составит 75 млрд. долларов. А это чрезвычайно усиливает коррупционную привлекательность данного рода преступной деятельности.

В целом анализ наиболее очевидных проявлений коррупции в здравоохранении свидетельствует о необходимости реализации комплекса мер политико-правовых характера по наведению должного порядка в этой сфере, поскольку именно ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, как сотрудниками медицинских учреждений, так и чиновниками системы здравоохранения формирует коррупционную среду в этой области. С этой целью, очевидно, целесообразно дальнейшее развитие федерального законодательства по ужесточению ответственности за преступления коррупционного характера. При этом подлежать данной ответственности должны представители не только так называемой «низовой» коррупции, но и должностные лица, в том числе органов государственной власти, способствующие ее проявлениям. Немаловажным фактором по противодействию коррупции в медицине могут стать также меры по повышению жизненного уровня работников здравоохранения, их социального статуса и престижа профессии.

Бочарников Игорь Валентинович

1 – См.: Воровство, взяточничество и вымогательство лишает миллионы людей надлежащей медицинской помощи, утверждается в Докладе о Положении Дел с Коррупцией в Мире, 2006 //www.transparency.org.ru/INTER/inter_gcr.asp

2 – См. там же.

3 – См.: Воровство, взяточничество и вымогательство лишает миллионы людей надлежащей медицинской помощи, утверждается в Докладе о Положении Дел с Коррупцией в Мире, 2006 //www.transparency.org.ru/INTER/inter_gcr.asp

4 – Российская коррупция: мы видим, платим и молчим. Пресс-релиз Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл – Р» //www.transparency.org.ru

5 – Подведены итоги оперативно-служебной деятельности ДЭБ МВД России за первое полугодие 2009 года // www.mvd.ru/news/29720/

6 – В Госдуме состоялось совместное заседание Комитета по безопасности и Комиссии по законодательному обеспечению противодействия коррупции //www.parlament-club.ru/news,1,745.htm

7 – См. там же.

Противодействие коррупции в системе здравоохранения

Publication in electronic media: 08.10.2011 under http://journal.forens-lit.ru/node/345
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и права, Казань 2011 Вып. 2

Кафедра биомедицинской этики и медицинского права с курсом истории
ГОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет»

В настоящее время коррупция остается одной из глобальных проблем, стоящих перед мировым сообществом. Последние десятилетия проблема коррупции выходит на передний план на разных уровнях общественных отношений: международном, национальном, территориальном, отраслевом, межличностном.

Для того, чтобы разобраться с данной проблемой необходимо рассмотреть основные понятия: Коррупция − злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

По мнению специалистов Комитета по борьбе с коррупцией, именно в тех сферах, от которых непосредственно зависит повседневная жизнедеятельность россиян: обеспечение безопасности, здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство и т.п. – коррупция представляет особую опасность, создавая невыносимые условия жизни, а иногда и приводя к трагическим последствиям.

Что касается России, то здесь коррупция поразила все слои общества и практически все сферы деятельности, то есть стала системной проблемой, без решения которой невозможно дальнейшее развитие страны. В международном исследовании неправительственной организации Transparency international, Россия в рейтинге самых коррумпированных стран стоит на 75 месте из ста вместе с Гондурасом и Зимбабве. Коррупция относится к числу наиболее опасных негативных социальных явлений, приводящих к разрушению основ правопорядка и резко ослабляющих все государственные институты .

Принято считать, что медицина традиционно является одной из наиболее коррумпированных областей в сфере оказания услуг населению. Уровень совершения коррупционных правонарушений в данной области может варьировать от исключительно высокого (уровень правительств государств), до низкого (система «врач-пациент»). В сфере здравоохранения коррупционные действия включают подкуп сотрудников регулирующих органов и медицинских работников, подтасовки данных о результатах клинических испытаний лекарственных препаратов, нецелевое использование фармацевтических средств и других ресурсов, коррупцию в сфере государственных закупок, а также выставление завышенных счетов страховым компаниям. Коррупция здесь не сводится лишь к злоупотреблениям, допускаемым государственными служащими, поскольку во многих случаях общество доверяет исполнение важнейших государственных функций в сфере здравоохранения частным хозяйствующим субъектам. В тех случаях, когда в результате недобросовестных действий обогащается руководящий состав больниц, страховщики, врачи или руководители фармацевтических компаний, формально они не злоупотребляют своим служебным положением. Однако они злоупотребляют вверенными им полномочиями и расхищают ценные ресурсы, которые необходимы для развития здравоохранения .

Большинство коррупционных правонарушений совершается на уровне «врач-пациент» или же близком к нему. Это создает известную сложность, поскольку для их пресечения законодателю необходимо, находясь на высоком иерархическом уровне, принимать антикоррупционные программы, направленные на регулирование деятельности, осуществляемой на самом близком к пациенту уровне . Именно на данном уровне ВОЗ выделяет 4 основных проявления коррупции в секторе здравоохранения: взяточничество, воровство, бюрократическая или политическая коррупция и дезинформация с целью личной выгоды .

Целью настоящей работы явились анализ коррупционных проявлений в сфере здравоохранения, исследование актов национального права, регулирующих вопросы борьбы с коррупцией, для выработки мер по оптимизации антикоррупционных мероприятий в медицине. Для решения поставленной цели использовались исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический, функциональный методы исследования.

Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Соответствующие задачи были поставлены в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 г.г., утвержденной распоряжением Правительства России от 25 октября 2005 г. № 1789-р. (Еще ранее, в ноябре 2003 г., Президент России В.В.Путин подписал декрет об образовании Совета по борьбе с коррупцией, возглавляемого премьер-министром и объединившего в своем составе, в том числе, председателей обеих палат парламента и председателей Верховных судов).

Соответствующее развитие административной реформы в Республике Татарстан было обеспечено принятием Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан от 8 апреля 2005 г. № УП-127, а затем закреплено Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 августа 2005 г. № 400 «О мерах по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан» и далее Законом Республики Татарстан «О противодействии коррупции в Республике Татарстан» от 4 мая 2006 г. № 34-ЗРТ.

Министерством здравоохранения Республики Татарстан в целях реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан от 08.04.2005 г. № УП-127 и во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 августа 2005 г. № 400 «О мерах по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан» была разработана ведомственная программа, предусматривающая меры по выявлению и устранению причин, способствующих проявлению коррупции, в том числе по правовой экспертизе ведомственных актов на предмет их коррупциогенности, по контролю за соблюдением сотрудниками требований, предъявляемых действующим законодательством о государственной службе, а также другие меры согласно Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан.

Оценивая состояние коррупции в Татарстане, можно констатировать, что, подчиняясь общим закономерностям развития современной Российской Федерации, наша республика так же, как и все, подвержена этому негативному явлению.

В 2009 г. правоохранительными органами республики выявлено и пресечено 603 преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, что примерно соответствует уровню прошлых лет (636 – в 2008 г., 572 — в 2007 г.).

По результатам расследования в суд направлены уголовные дела в отношении 209 лиц, из которых 138 по делам о взяточничестве. Среди коррупционных преступлений в 2009 г. сфера здравоохранения занимает 2 место (19,6% против 12,4% в 2008 г.).

Преобладающее количество выявляемых правоохранительными органами преступлений отмечается, в первую очередь, в образовании и здравоохранении (почти три четверти от общего количества преступлений данной категории). За попытку подкупа должностных лиц к уголовной ответственности привлечены 69 человек. За вымогательство и получение взятки привлечены 12 медицинских работников.

Так, заведующий одним из отделений Республиканского наркологического диспансера был задержан с поличным при получении взятки в сумме 11,5 тысячи рублей за госпитализацию в палату для больных с целью оказания бесплатных услуг .

Латентность коррупционных преступлений не позволяет оценить реальный уровень коррупции, основываясь на анализе лишь уголовной статистики.

Некоторые выводы о состоянии коррупции позволяют сделать результаты социологического опроса мнения населения, проведённого Комитетом Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу, и анализ обращений граждан в государственные органы.

При их анализе следует учитывать, что полученные из этих источников данные носят эмпирический характер и содержат внутренние противоречия (к примеру, по сравнению с 2005 г. количество жителей республики, считающих, что коррупция в обществе является распространённым явлением, сократилось с 85% до 75%, однако при другой постановке вопроса больше половины опрошенных ответили, что уровень коррупции не изменился, а каждый третий заявил, что коррупции стало намного больше). Тем не менее, представления о коррупции, устойчиво бытующие в общественном сознании, позволяют судить о некоторых тенденциях, существующих в реальности.

Повышение уровня коррупции за последние четыре года граждане, в частности, отмечают в системе здравоохранения.

Доля граждан республики, попадавших в коррупционную ситуацию (объем охвата бытовой коррупцией) в течение последних четырёх лет, имеет тенденцию к снижению (2005 г. – 37,1%, 2007 г. – 29,9%, 2009 г. – 22,1%). Около половины опрошенных в течение года сталкивались с коррупцией один раз и примерно четверть – два и более раза.

По результатам опроса отмечается высокая степень готовности граждан к бытовой коррупции – 65,6% (доля тех, кто в коррупционной ситуации предпочитал давать взятку). То есть, примерно треть населения республики, оказываясь в коррупционной ситуации, предпочитали дать взятку (совершить активный подкуп). Таким образом, значительное число граждан, говоря о коррупции как о негативном явлении, требующем искоренения, поведенчески настроено на совершение коррупционных правонарушений. Об отсутствии интереса граждан к противодействию коррупции свидетельствуют и данные всероссийского опроса, проведенного ВЦИОМ (http://wciom.ru) в январе 2009 г., согласно которым коррупция занимает лишь четвёртое место в рейтинге проблем, которые в глазах россиян являются наиболее важными для страны.

Основными проблемами, встающими на пути общественного участия в процессах предотвращения коррупции являются: сопротивление участников рабочих процессов попыткам контролировать их деятельность; недостаточная мотивация самих структур гражданского общества принимать участие в процессах предупреждения коррупции; причина этому – неверие в свои силы и надежда на «руководство» (преобладающий субъектный тип культуры россиян).

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что анализ коррупционной проблематики в сфере здравоохранения, ее особенностей, актов национального права, регулирующих вопросы борьбы с коррупцией, свидетельствуют о необходимости повышения правовых знаний медицинских работников в данном вопросе, выработке предложений по совершенствованию специализированных антикоррупционных механизмов в медицине. При всем многообразии возможных мер борьбы с коррупцией ее краеугольным камнем должно стать создание условий нетерпимости к данному явлению как со стороны медицинских работников, так и со стороны пациентов.

Cписок литературы

  1. Абросимова М.Ю., Максимов И.Л., Исмагилова Л.В., Хаертдинова Л.М. Основы антикоррупционной деятельности в системе образования и здравоохранения / Методическое пособие. – Казань: КГМУ, 2010. − 30 с.
  2. Салагай О.О. Противодействие коррупции в сфере здравоохранения: политико-правовой аспект / Здравоохранение Российской Федерации. – 2009. − № 6. – С.3-8.
  3. Сводный отчёт о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики в Республике Татарстан в 2009 году / Подготовлен отделом при Президенте Республики Татарстан по реализации антикоррупционной политики Республики Татарстан. − Казань, 2010.
  4. Тихомиров А.В. Коррупция в здравоохранении // Главный врач: хозяйство и право. − 2009. − № 6.
  5. Corruption in health services. Editorials // J.Hlth Serv. Res.Policy. – 2007. — №2 (12). – P. 67-68.
  6. European Observatory on Health Care Systems Series // www.eur.who.int.

УДК 34

КОРРУПЦИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

№18, 17.03.2019

Юридические науки

Курбанова Гульназ Халиловна

Ключевые слова: ЗДРАВООХРАНЕНИЕ; КОРРУПЦИЯ; ВЗЯТКИ; ПРЕСТУПЛЕНИЯ; ПРЕСЕЧЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ; HEALTH CARE; CORRUPTION; BRIBES; CRIME; CRIME PREVENTION. Аннотация: Сфера здравоохранение занимает лидирующее место среди социальных сфер российского общества, пораженных коррупцией. Общественная опасность данных преступлений очень велика. В данной статье рассматриваются виды данных преступлений, основные причины, перспективы, анализируется статистика.

Коррупция на сегодняшний день остается глобальной проблемой, как в России, так и за рубежом, тем самым ослабляя систему социальных институтов. Коррупция, в свою очередь оказывает негативное влияние на развитие общественных отношений, как на государственной службе, так и в обществе в целом. На сегодняшний день, состояние государственной службы Российской Федерации характеризуется неэффективной работой органов государственной власти и местного самоуправления по профилактике коррупционных преступлений. Связано это с тем, что механизмы и меры противодействия коррупции остаются непродуктивными и слабо разработанными.

Обратимся к статистике. Например, согласно данным, взятым из официального сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации, за десять месяцев 2018 года был зафиксирован 3171 случай получения взятки (ст.290 Уголовного кодекса Российской Федерации) (далее УК РФ), данная цифра на 9,4% больше чем, за этот же период 2017 года (2899 случаев). Всего преступлений коррупционной направленности за 2018 год -27143 преступления, это на 1,9 % больше, чем за 2017 год. Опираясь на данные Следственного комитета Российской Федерации, преступления, связанные с коррупцией, совершались работниками, состоящими на государственной службе. Например, за 2018 год, 178 работников сферы здравоохранения стали причастными к делам о коррупции.

Рассмотрим Республику Башкортостан. С января по ноябрь 2018 года было зафиксировано 80 преступлений коррупционной направленности. Если проанализировать динамику по показателям, это на 10,4 % больше, чем в предыдущие годы .

Согласно ст. 41 Конституции РФ за медицинской помощью в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения гражданин может обратиться бесплатно, за счет средств бюджета, страховых взносов и других поступлений. Но иногда получить качественную медицинскую помощь бывает проблемно, либо затруднительно, поскольку начинает выявляться коррупционный фактор .

Исходя из смысла Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ, а именно ч.2 ст.9 органы государственной власти несут ответственность в пределах своих полномочий за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, которые установлены законодательством Российской Федерации .

Коррупционный фактор в действиях работников медицинских учреждений выражается в том, что медработники, пользуясь своим служебным положением, совершают преступления. Например, получение взятки за действия, которые запрещены законом, а также совершение таких действий. Данные деяния суд квалифицирует как по совокупности, так и за получение взятки за незаконные действия.

Приведем пример из практики. Приговором Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан участковый врач (далее В.) была признана виновной по ч.2 ст290, ч.1 ст.292 УК РФ. В целях получениях денежных средств для личного обогащения, В. через посредника получила взятку именно за внесение данных в амбулаторную карту пациента о диагнозе, который предоставляет право пациенту открыть лист нетрудоспособности. По указанию врача деньги были оставлены в кабинете, после получения вознаграждения (незаконного) В. выдала пациенту лист нетрудоспособности. Данные действия участкового врача судом квалифицировались в совокупности как за совершение незаконного действия (фальсификация диагноза пациента), так и за получение взятки за незаконные действия .

Необходимо, отметить, что коррупционные действия в сфере здравоохранения носят высокую общественную опасность. Например, из вышеуказанного примера можно сделать вывод, что деньги, полученные незаконно могли бы спасти чью-либо жизнь, либо пойти на приобретение высокотехнологичного медицинского оборудования, лекарств.

Если обобщить судебную практику, то наиболее частые коррупционные деяния, в действиях медработников это: взятки (незаконное получение денежных средств за выполнение услуги); мошенничество (требование от пациента оплатить за неоказанные услуги, навязывание услуг, хищение при госзаказах), фальсификация результатов клинических исследований пациентов, подлоги документов пациента.

Если обратиться к зарубежной практике, например, в Китае некоторые семьи используют страховые карты члена семьи с наилучшими страховыми услугами. В Южной Африке люди требуют возмещения за услуги, которые они не получали, а в таких странах, как США, где провайдеры выставляют счета напрямую страховым компаниям, мошенничество в области здравоохранения может принимать форму завышения стоимости, то есть указываются коды услуг с более высокой стоимостью, чем стоимость реально оказанных услуг.

Несмотря на то, что действует большое количество нормативно-правовых актов, один из самых главных Федеральный закон «О противодействии коррупции» , а также программ, нацеленных на противодействие коррупции, законодательство не может противостоять коррупции в целом. Обратимся также к нормам международного права. «Конвенция ООН против коррупции» ; «Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию» . Эти и другие нормативно-правовые акты, которые затрагивают проблему коррупции, содержат ряд норм, которые направлены на предупреждение пресечение коррупции, однако их нормативный и организационный потенциал используется, к сожалению, не всегда и не в полном объеме.

Существует также международные организации, основной целью которых является противодействие коррупции. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) единственная международная организация, в которой состоит Россия. Центр противодействия мошенничеству при Портсмутском университете Великобритании; Европейская сеть по борьбе с мошенничеством и коррупцией в сфере здравоохранения . Интересный факт высказал Президент данной организации Пол Винке (Paul Vincke): «В Норвегии действует компьютерная программа, используемая провайдерами медицинских услуг в Норвегии, которая позволяет предотвратить мошеннические платежи до их выхода из системы. В результате этого было выявлено предположительно 60% злоупотреблений в системе здравоохранения Норвегии» .

Теперь рассмотрим причины и условия, которые являются так называемым «фундаментом», порождающим преступления, связанных с коррупцией среди работников здравоохранения:
-низкая заработная плата работников;
-низкое финансирование сферы здравоохранения (на закупку медицинского оборудования, лекарств)
-латентность коррупционных преступлений;
-сокрытие фактов коррупции среди медработников;
-пробелы в законодательном регулировании данной сферы и др.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что вопрос о коррупционной направленности в Российской системе здравоохранения остается открытым. Работа по предупреждению и пресечению преступлений в сфере коррупции должна продолжаться. Меры о пресечении должны приниматься как на нормативном, так и на организационном уровне. Разработка программ, способствующих увеличению финансирования данной сферы на всех уровнях, формирования ответственного поведения работников здравоохранения (разработка Кодексов профессионального поведения медработников), усиление государственного контроля, прозрачность и подотчетность системы здравоохранения, создание специальных подразделений по борьбе с коррупцией в сфере здравоохранения.

Список литературы


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *