Чем кодекс отличается от закона?

Чем кодекс отличается от закона?

Разница между федеральным законом и законом РФ

Общественные отношения должны быть обязательно урегулированы нормами права, иначе начнется ненадлежащее исполнение обязательств, нарушение прав и свобод членов общества. Подобное регулирование осуществляется с помощью нормативно-юридических документов, решений органов государственной власти и их должностных лиц.

Что такое федеральный закон?

Это юридические акты, которые разрабатываются и принимаются депутатами Государственной Думы, а затем утверждаются сенаторами Совета Федерации, подписываются президентом РФ. Завершающим этапом данной процедуры является опубликование в официальных изданиях или доведения информации до населения другим доступным способом.

ФЗ действуют на всей территории страны, и обладают высшей юридической силой после Конституции, как основного сборника правил поведения в стране. Как правило, они регулируют наиболее важные сферы общественной жизни, обладают особой структурой. Прежде всего, они содержат в себе название проекта, содержание – то есть совокупность норм права, которые могут включать в себя права и обязанности для граждан, юридических лиц, а также заключительные положения (например, конкретная дата вступления в силу).

Главными их задачами считается реализация следующих направлений:

  • Регулирование определенных отношений между гражданами, коммерческими и некоммерческими организациями, а также органами государственной власти.
  • Поддержание надлежало уровня морали и нравственности.
  • Защита наиболее важных интересов лиц, от противоправных интересов.
  • В некоторых случаях федеральные законы также выполняют и идеологическую, воспитательную функцию.

Инициатором принятия такого документа может быть любой парламентарий, который должен изложить свою точку зрения, приложить необходимые документы, подтверждающие свою позицию. Затем законопроект внимательно изучается депутатскими комиссиями, комитетами, а после происходит голосование за включение проекта в соответствующий реестр, и его передача в верхнюю палату парламента на утверждение.

Что такое закон РФ?

Это нормативный акт, который принимался и издавался региональными представительными органами субъектов федерации, то есть в республиках, областях, краях, автономных округах, до формирования Государственной Думы, регулируют решение местных вопросов, на определенной территории. Иногда они применяются в качестве дополнительного разъясняющего фактора при решении ряда вопросов. Однако есть некоторые условия, при которых региональное нормотворчество может действовать: во-первых, оно должно быть издано в пределах своих полномочий, во-вторых, не должны быть противоречия с законодательством федерации. В республиках в составе федерации обычно могут быть приняты также кодифицированные предписания (например, Социальный кодекс Санкт-Петербурга).

В чем проявляется сходства этих двух категорий?

  • Оба этих актов имеют юридическую силу, они обязательны для исполнения членами общества, в том числе и для органов государственной власти, их должностных лиц.
  • Схож порядок принятия и издания этих норм права, за исключением небольших различий в субъектном составе законодательной инициативы, которой обладают законодательные (представительные органы) формируемые непосредственно населением на выборах.
  • Один и тот же предмет регулирования, а именно наиболее значимые общественные отношения, затрагивающие права, законные интересы всех граждан.
  • Нахождение в одной иерархической лестнице и подчинение высшим нормативно-правовым публикациям, которое проявляется в том, что федеральный и закон РФ не должны противоречить Конституции РФ, как самому главному нормативному документу в стране.
  • Оба являются источниками права, то есть на них можно ссылаться при разрешении конфликтах или для вынесения иных решений.

В чем их отличия?

  1. Различный предел силы действия, а именно ФЗ действует на всей территории государства без ограничений, а в свою очередь закон субъекта РФ применяется только на территории определенного субъекта федерации.
  2. Различно их место в иерархии законодательства, так закон субъекта не должен противоречить вышестоящему властно-публичному документу, в случае не соответствия он просто признается недействительным и не применяется.
  3. Небольшое отличие есть в процедуре принятия, так местные законы могут быть разработаны и изданы не только парламентариями, но и приняты на всенародном референдуме, но в исключительных случаях. В свою очередь законотворческий процесс в Госдуме гораздо сложнее. Прерогатива разработки может быть только у членов депутатского корпуса, представитель которого вносит проект на обсуждение, после чего происходит одобрение законопроекта. После начинает черед рассмотрения всех материалов СФ. Однако бывают случаи, когда сенаторы высшей палаты не соглашаются с проектом, тогда он возвращается на доработку. Предпоследним этапом является подписание этого юридического документа высшим должностным лицом в стране, у которого, кстати, имеется прерогатива не подписывать данный акт. Завершающей стадия является официальное опубликование в главных источниках страны, оповещение населения иным способом.
  4. Законы центра посвящены более глобальным проблемам, чем законы РФ (например, о защите окружающей среды).

Что имеет большую юридическую силу – кодекс или федеральный закон?

В нынешнем законодательстве РФ существует 20 кодексов. Каждый из них содержит систематизированные нормы одной или нескольких отраслей права. Самые известные кодексы:

  • Уголовный;
  • Трудовой;
  • Гражданский;
  • Налоговый.

Есть и другие законодательные акты, с которыми рядовым гражданам приходится сталкиваться не часто. Например, Градостроительный, Лесной или Бюджетный кодекс (подробнее о нем – на сайте).

Изменения в кодексе – хорошо или плохо?

Казалось бы: все упорядочено, «разложено по полочкам». Живи и работай, руководствуясь имеющимися нормами. А нет, российское законодательство вряд ли можно считать стабильным. Изменения в кодексы вносятся постоянно. Большая часть из них вызвана объективными причинами и является естественным процессом. Например, последнее изменение в Водный кодекс РФ было внесено в 2015 году. Оно касалось порядка принятия решения о предоставлении в пользование водного объекта или его части (детали – по ссылке nalogcodex.ru/vk-rf/).

Среди других относительной стабильностью может «похвастаться» только Семейный кодекс. Он переписывается «только» раз в полтора года. А вот одни из самых важных норм, которые собраны в Налоговом кодексе или том, что касается административных правонарушений, меняются примерно 20 раз в год, то есть каждые 18 дней. Уследить за ними очень сложно, но таковы реалии времени.

Кодекс или федеральный закон: что выше по силе?

Этот вопрос довольно непростой и вызывает много противоречий. В соответствии с Конституцией РФ кодексы и федеральные законы наделены равной юридической силой. Ни те, ни другие приоритетов не имеют. Закон – это нормативный акт, принятый после обсуждения в Госдуме, Совете Федераций и подписанный главой государства. Обнародованный и получивший юридическую силу, он дополняет уже существующие нормативы. Кодекс представляет собой сборник федеральных законов. Это как бы делает их более значимыми. К тому же во многих юридических справочниках при анализе законодательной базы на первом месте стоит Конституция. Затем идут кодексы. И только потом – федеральные законы.

То есть получается, что по своей силе кодексы являются более значимыми. Это вызвало столько противоречий, что Конституционный суд был вынужден вынести множество определений, которые уравнивали бы данные понятия. После этого можно смело говорить о равной юридической силе федерального закона и кодекса. Главное, чтобы первый не противоречил второму.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *