На белорусских номерах в России

На белорусских номерах в России

В европейской части России сейчас нередко можно встретить автомобили, на которых установлены номера других государств. На них не всегда передвигаются гости нашей страны. Зачастую россияне ездят на автомобилях с белорусскими номерами, чтобы уйти от уплаты штрафов или налогов. Постараемся разобраться правомерно ли это, и можно ли так поступать.

Почему люди предпочитали ездить на территории России на белорусских номерах

В 2011 году между Республикой Беларусь и нашей страной начали действовать соглашения Таможенного союза. Буквально через несколько месяцев, после вступления их в силу, в европейской части России стали появляться машины на белорусских номерах. Это случилось из-за упрощенной системы ввоза предметов личного пользования, к которым и относятся автомобили. Гражданам Беларуси можно беспрепятственно ездить по нашей стране, не оформляя транзитные номера и не регистрируя ввоз такого транспорта.

После вступления в силу соглашений стали появляться объявления от перегонщиков авто, которые предлагали привезти из-за границы дешевые иномарки с белорусскими номерами. На такие авто сразу появился большой спрос, так как иностранные номерные знаки позволяли получить следующие привилегии:

  • возможность не уплачивать штрафы;
  • экономия на ОСАГО при оформлении полиса в Беларуси;
  • отсутствие необходимости платить транспортный налог.

Инспекторы ГИБДД также не имели ничего против таких автомобилей. В Москве иномарки на белорусских номерах стали пользоваться популярностью после введения платной парковки в центре. Их можно было оставлять без оплаты, не боясь штрафов, так как письма от систем автоматического фиксирования приходили только адресатам, зарегистрированными на территории России. Это касалось и других ситуаций, например, не каралось несоблюдение скоростного режима или пересечение двойной дорожной разметки.

Трудности использования авто с иностранными номерными знаками

Использование машин, пригнанных из Беларуси, выгодно по многим пунктам. Оно долгое время позволяло уйти от уплаты штрафов, налогов и ответственности за ДТП. До того, как государство начало выступать против любителей погонять на белорусских номерах, у владельцев таких автомобилей было лишь несколько проблем:

  1. Ежегодно нужно было посещать Беларусь для прохождения технического осмотра, продления полиса ОСАГО и обновления срока пересечения автомобилем границы.
  2. Быть владельцем такого автомобиля, чтобы передвигаться на нем в России, может только гражданин, имеющий белорусское гражданство.

Из последней проблемы граждане нашей страны нашли оригинальный выход. Они пересекали границу сами, оформляли белорусское гражданство и покупали авто. После этого у них появлялось полное право ездить на этом автомобиле по России без постановки на учет.

Также на форумах автолюбителей можно было встретить еще один выход – покупку без фактического оформления в собственность. В этом случае гражданин Беларуси оставался владельцем авто, но выписывал доверенность на россиянина с право выезда за пределы РБ. Схема эта достаточно рискованная, так как можно остаться не только без своих денег, но и угодить под следствие за угон транспортного средства. Ушлые продавцы часто дожидались момента, когда доверенность перестанет быть действительной, и объявляли свой автомобиль в розыск. Пользоваться этим способом можно только в том случае, если владелец транспортного средства ваш близкий родственник или хороший знакомый, неспособный на такой поступок.

Изменения в ПДД

В августе 2014 года были внесены изменения в Правила дорожного движения. Они напрямую коснулись тех, кто хочет ездить на белорусских номерах по одной из вышеперечисленных причин. Раньше водителю можно было не беспокоиться о документах, а иметь с собой лишь права и паспорт транспортного средства. Сейчас действуют иные правила – инспектор ДПС вправе потребовать у водителя документы, оформленные в момент ввоза авто. Патрульным в обязательном порядке будут проверены отметки о пересечении границы. Ездить на авто, которое превысило свой срок пребывания на территории России, нельзя.

Новые правила не отменяют договоренности Таможенного союза, но повышают безопасность других участников дорожного движения. Ведь нередки были случаи, когда машины с иностранными номерами просто скрывались с места ДТП. При этом пострадавшая сторона не могла претендовать на страховые выплаты.

За отсутствие документов о ввозе авто или за превышение сроков пребывания транспортного средства в нашей стране инспектор вправе выписать штраф до двух с половиной тысяч рублей, а при серьезном нарушении машину готовы конфисковать. Обратите внимание, что ездить на белорусских номерах на территории России сможет только тот, кто пересек на нем границу. Это значит, что гражданам, желающим сэкономить, придется принимать белорусское гражданство.

Читайте также: Сколько промилле алкоголя допустимо для водителей

Меры против ухода от ответственности

В 2015 году заработал защищенный канал, благодаря которому у ГИБДД появилась возможность обмена информацией с коллегами из других стран. Он был необходим по многим причинам:

  • для отправки штрафов иностранному гражданину;
  • выявления угнанных авто;
  • для обнаружения дублей номеров.

Ежегодно, до введения этого закона, приборы видеофиксации по России выявляли более миллиона нарушений ПДД. Раньше штрафы выписывать было некому, но после того, как заработала налаженная система передачи данных, граждане союзных республик тоже стали получать письма с требованием заплатить за совершенные нарушения. Сейчас это стало возможным, если авто прибыло из одной из перечисленных стран:

  • Беларуси;
  • Армении;
  • Таджикистана;
  • Казахстана;
  • Кыргызстана.

Вопрос обмена данными планируется решить с Финляндией, Латвией, Литвой и Молдовой. Когда система заработает в полном объеме, правоохранительные органы России смогут не только наказать нарушителей, но и выявить случай дублирования номеров.

Среди 26 тысяч проверенных автомобилей на белорусских номерах было выявлено 800 машин, которые передвигались с дублированными знаками. Это серьезная проблема на сегодняшний день. Сейчас изготовить новый номерной знак достаточно просто – это можно сделать в частных мастерских по всей стране за сравнительно небольшую плату и часто без проверки документов. Поддельные номера, размещают на иномарках, чтобы уйти от ответственности за лихачество или неправильную парковку. Пока водитель использует такой дубликат, он может ездить как ему угодно, а штраф получит другой человек, на которого зарегистрированы эти номера. Благодаря системе передачи данных, стало возможно выявлять таких мошенников и наказывать их, используя Уголовный кодекс.

Новая система взаимодействия помогает не пускать на территорию России автомобили, владельцы которых уклоняются от уплаты по штрафным квитанциям. Дополнительно был введен таможенный взнос за ввоз в нашу страну второго автомобиля, распространяющийся на граждан союзных государств. Этот взнос возвращается в момент, когда машина выезжает за пределы России.

Как правильно оформить автомобиль из Беларуси в 2020 году

Если вы предпочитаете ездить на иномарках, купленных на вторичном рынке, то белорусские автомобили выгодно отличаются по цене. Их приобретают, когда хотят сэкономить. Ездить на машине на иностранных номерах после введения ограничений не стоит, если у вас нет второго гражданства. Если же оно есть, то вам придется раз в несколько месяцев посещать Беларусь или другую союзную страну, чтобы в документах были соответствующие отметки. По приезду в иностранное государство вам предстоит решить некоторые проблемы с транспортом:

  • продлить страховку;
  • пройти ТО;
  • оплатить все накопившиеся штрафы.

В этом случае у таможенников не будет претензий к ввозу автотранспорта. Сохраните все чеки, так как из базы данных неплательщиков вас могут убрать лишь через несколько суток.

Если вы имеете гражданство России и хотите ездить на дешевой иномарке, то лучше всего оформить ее по всем правилам. Это потребует от вас немало сил и времени, так как вам предстоит сделать следующее:

  1. Получить документы о растаможке автомобиля в Беларуси. Они потребуются для расчета суммы, которая уже была внесена за ввоз иномарки на территорию Республики Беларусь.
  2. При въезде за автомобилем на территорию Беларуси вам придется внести депозит российской таможне. Формула, по которой рассчитывается этот взнос, определяется индивидуально, его размер можно предварительно узнать в Таможенной службе.
  3. Отправиться в путешествие за автомобилем, и на обратном пути представить на таможне выписки от таможенников с белорусской стороны.
  4. В России вам нужно провести процедуру растаможки в местном отделении таможни. При этой процедуре вам придется доплатить недостающую сумму депозита.
  5. С документами, полученными от таможенников, обратиться в ГИБДД, а затем получить российские номера для транспортного средства.

Несмотря на бюрократические сложности, оформить все эти документы реально, если машина была ввезена в Беларусь легально, после чего можно будет ездить на новом автомобиле без ограничений.

Блатная табличка. Почему многие водители ездят на белорусских номерах?

В 2011 году Республика Беларусь и Россия объединили таможенное законодательство, в том числе и в отношении ввоза автомобилей иностранного производства. Разница в таможенных пошлинах была устранена, однако часть машин все еще продавались по дореформенным ценам. На них можно было ездить постоянно, даже не меняя номера, лишь раз в год возвращаясь в Беларусь для прохождения техосмотра. Неудивительно, что Москва и прилегающие к ней регионы быстро пополнились недорогими иномарками из соседней республики. Сейчас таможенные органы исправили ситуацию, однако количество автомобилей с белорусскими регистрационными знаками не сокращается, а только возрастает. Есть в них привлекательность иного рода.

Нет штрафов

«Белорусские номера, как и подавляющее большинство иностранных, не содержатся в российских базах данных, — рассказывает специалист Общества защиты прав автомобилистов ОСА Петр Губенко. — Камеры их считывают и запоминают, однако, не имея адресов прописки автовладельцев, не знают, куда отправлять уведомления». Специалисты ЦОДД и ГИБДД тоже разводят руками, так как Беларусь не раскрывает личных сведений о своих гражданах. В итоге выписываемый камерой штраф просто аннулируется.

«Владельцы машин с белорусскими номерами живут как вельможи, которых трудно наказать за дорожные нарушения, — рассказывает автоэксперт Игорь Моржаретто. — Они не платят штрафы за неправильную парковку, могут стоять в центре Моквы бесплатно и ездят как захочется».

Белорусские номера несут еще несколько выгод. ОСАГО дешевле, так как оформляется в дружественном государстве, а также отсутствует необходимость платить транспортный налог на автомобили мощностью свыше 250 л. с.

Ради такой привилегии российские граждане идут на издержки. Некоторые оформляют двойное гражданство, покупают в Минске автомобиль и получают возможность ездить в России на белорусских номерах. Для тех же, кто не готов стать подданным Беларуси, при покупке машины выписывается генеральная доверенность с расширенными правами.

Третья же группа граждан просто дублирует белорусские номера и ездит на них незаконно. Естественно, среди их владельцев не все оказываются вежливыми водителями, передвигающимися исключительно по правилам. Да и среди самих белорусов, работающих у нас в стране, тоже много лихачей.

«Ситуация разрослась до опасных масштабов, — продолжает Игорь Моржаретто. — Почти половина нарушений по превышению скорости на минской автотрассе М1 фиксируется у автомобилей с белорусскими и иными иностранными номерами».

На данный момент непростая ситуация складывается с фиксацией нарушений у автомобилей, зарегистрированных в Армении, Таджикистане, Казахстане и Кыргызстане. Решается вопрос обмена данными с Финляндией, Латвией, Литвой и Молдовой.

Почему штрафы из ГИБДД называют «письмами счастья»? Подробнее

Конец вольницы

В Беларуси между тем уже существует свое решение. Иностранные водители, в том числе с российскими номерами, там тоже совершают нарушения. Камеры запоминают номера лихачей, отсылают их в специальную базу данных, доступ к которой имеют сотрудники ГАИ, а затем нарушителей отлавливают на стационарных постах ГАИ. Там тоже работают камеры, которые при встрече с разыскиваемым автомобилем выдают инспекторам предупреждающий сигнал и информацию о совершенных правонарушениях.

Инспекторы останавливают нарушителя и предъявляют счета. Оплатить их можно через банковский терминал прямо на посту ГАИ. Если водитель отказывается это сделать, то белорусский закон позволяет задержать автомобиль.

Нечто подобное готовится к вводу в России. К весне следующего года система контроля правонарушений для иностранных машин должна быть представлена в ГИБДД.

Автомобиль на российских номерах в Беларуси

Автомобиль на российских номерах в собственности у белоруса – новый тренд? Чем чревата езда в Беларуси на российской регистрации?

Последние годы автомобилей, передвигающихся по белорусским дорогам на российской регистрации, стало довольно много. Зачастую это дорогие автомобили. Невольно многие белорусы задаются вопросом – к нам на работу ездит такое большое количество россиян, или езда белорусов на автомобилях с российскими номерами – новый тренд? Есть ли особенность и чем чревата езда в Беларуси на российской регистрации?

С этим вопросом мы решили обратиться к заместителю начальника УГАИ УВД Минской области Виктору Ротченкову.

Заместитель начальника УГАИ УВД Минской области Виктор Ротченков

И получили следующий ответ:

“Да, действительно, в Беларуси появилось много автомобилей, которые передвигаются по нашим дорогам, но имеют российскую регистрацию. В большинстве своем за рулем этих автомобилей сидят белорусские граждане, купившие у восточных соседей транспортные средства по доверенности. И этому есть объяснение: такие автомобили приобретены по заниженной стоимости и часто имеют криминальное прошлое. Так, за 2018 год по результатам проверок было изъято более 40 автомобилей по Минской области у белорусских граждан и доставлены в ОВД для дальнейших проверок. Как правило у таких автомобилей либо изменен номер кузова, либо подделаны документы.

Изъятый автомобиль для проверки

Обычно наши граждане покупаются на более низкую цену в России и обещания продавцов позже снять авто с регистрации. Но обещания часто не выполняются, ибо и не собирались выполняться. У части автомобилистов есть мнение, что при движении на таких автомобилях можно не бояться камер фотофиксации, им не нужно проходить техосмотр в Беларуси, так как у ГАИ нет базы данных, а случае ДТП невозможно установить владельца автомобиля и отправить квитанцию для оплаты штрафа за нарушение ПДД. Хочу разочаровать этих людей – сегодня у нас есть стационарные посты, размещенные в разных областях Беларуси, а также на вооружении появились мобильные устройства, позволяющие считывать по номерным знакам даже российской регистрации нарушителей скоростного режима. В этом случае поступает сигнал сотрудникам, и они принимают меры об остановке нарушителя и применении к нему мер взыскания. Мы не можем выписывать штраф в автоматическом режиме, как это происходит с автомобилями на белорусских номерах, но при остановке нарушителя и получении данных о нарушении в предыдущий период, сотрудники на месте принимают решение и выписывают постановление на оплату штрафа.

Чаще всего приобретают машины престижных марок за полцены, но с криминальным прошлым

По поводу экономии при не оплате техосмотра… Тут она мнимая, так как автомобили на не белорусской регистрации обязаны иметь страховку, которая стоит для них дороже, чем для автомобилей на белорусской регистрации. Эта разница в оплате за страховку практически съедает выигрыш от уклонения от техосмотра. Поэтому я бы посоветовал лучше не использовать покупку по доверенности, так как в итоге можно остаться и без денег, и без автомобиля. Это не выгодно и порядочному продавцу, ведь в случае ДТП в Беларуси и не установлении виновника, именно владелец несет ответственность за последствия. У нас были случаи, когда даже с автомобилями на белорусской регистрации, но проданными по доверенности, виновник ДТП сбегал с места происшествия, а всю ответственность нес владелец автомобиля. А если ДТП со смертельных исходом, то обычно страховая компания обращает свой иск на владельца автомобиля и суммы там такие значительные, что превосходят стоимость автомобиля иногда. Чтобы не портить себе нервы, лучше потратить немного времени и снять с учета автомобиль, а потом его продавать, иначе можно ждать «сюрпризов». Ведь и все штрафы по фотофиксации тоже будет получать владелец транспортного средства. Доказывать, что за рулем находился другой человек очень сложно.

Еще один вариант развития проблемы с приобретенным автомобилем и не снятым с учета в России: собственник-россиянин умер. В этом случае договор купли-продажи фактически становится недействительным, и приобретатель может потерять и машину, и деньги. Или еще вариант: собственник набрал кредитов и все его имущество, включая автомобиль, описываются. Или он разводится и идет дележка имущества…Ситуаций может быть много. Так как машины нет в наличии, то объявляется в розыск. И снова проблема у пользователя автомобилем. И еще одна составляющая, которая носит исключительно моральный подтекст – приобретая дорогой автомобиль за полцены, задайтесь вопросом – почему такая стоимость? Тут объяснения, что просто срочно нужны деньги, не должны приниматься в учет. Это скорее, автомобиль с криминальным прошлым, где или подделаны документы или перебит номер кузова. Постарайтесь поставить себя на место человека, у которого угнали автомобиль… Вряд ли нужно описывать эмоции и чувства, которые он испытал. Не будет ли мучить совесть приобретателя, ведь самому не хочется оказаться в подобной ситуации? Поэтому лучше снять с учета в России сразу, где машину сразу проверят и на угон, и на залог и пр… Зато у нового владельца будет правильный ПТС, с которым он может поставить а/м на учет в Беларуси и не иметь проблем в дальнейшем. Но 100% гарантии покупка автомобиля в России несет в себе риски, ведь в ГИБДД нет данных, если машина в лизинге. А уже случаи были, когда лизинговую машину продавали, а потом лизинговая компания начинала ее розыск… И такие машины в Беларуси были.

Были случаи даже появления машин из Казахстана, где машины явно дороже! Нужно просто включить мозг и не поддаваться на соблазн купить машину за полцены. Есть еще проблема двойников, которые попадают к нам из России, но и эта проблема сейчас нами уже решается. Обычно это автомобили ввезенные автомобили из-за границы и нерастаможенные. На них и подделывают документы. Ведь все возвращается, а сколько веревочке не виться… Нужны ли такие проблемы? Каждый решает сам”.

Шевченко Анатолий

В последнее время на форумах только и слышно: не хочешь платить за дороги и проходить техосмотр — купи авто на российских номерах. Многих интересует, так ли это на самом деле? В, общем, ДА. Но не все так просто как кажется.

Республика Беларусь, Россия, Казахстан входит в Таможенный союз. Для стран-участников сняты многие ограничения на передвижение транспортных средств стран, входящих в данный союз. То есть транспортные средства, зарегистрированные в странах-членах Таможенного союза, могут свободно пересекать внутренние границы между странами без оформления каких-либо документов на въезд и выезд.

Говоря простым языком, белорус может спокойно управлять автомобилем на российской регистрации. Двигаясь по территории Республики Беларусь он должен иметь при себе следующие документы:

1. Свидетельство о регистрации транспортного средства (техпаспорт)

2. Действующее водительское удостоверение

3. Действующий страховой полис

Сертификата о прохождении техосмотра в России нет. Контроль за прохождением техосмотра возложен на страховые компании. То есть, не имея диагностической карты о прохождении техосмотра, Вы не сможете в России сделать страховку. Но если Вы будете ездить только по РБ, то Вам российская страховка не нужна и диагностическая карта так же.

Теперь, что касается страховки. Она нужна в любом случае. За отсутствие страховки на иностранный автомобиль, штраф составит 20 базовых величин (примерно 200 евро по курсу на начало 2018 г.). Причем, автомобиль, скорее всего, поместят на штрафстоянку, пока не оплатите штраф. На территории РБ страховку можно сделать в любой страховой компании. Стоимость зависит от имеющихся у Вас документов на автомобиль. Так, если Вы гражданин РБ и у Вас есть нотариальная доверенность (на российский автомобиль можно сделать только на территории РФ), то рассчет будет производится по внутренним белорусским тарифам как для своих граждан. Если же у Вас просто российский техпаспорт на автомобиль на чужое имя, то страховка будет оформлена на владельца по техпаспорту и стоимость будет уже совсем другая: 17 евро на 15 дней, 25 евро на 1 месяц, …, 84 евро на 1 год.Чем короче срок, тем дороже. Выплат по страховке в таком случае не получите.Их может получить только владелец, либо доверенное лицо.

Согласно российского законодательства, Вы приобретаете автомобиль на обычных российских номерах, и в течение 10 дней обязаны явиться в ГИБДД и переоформить его на свое имя. Процесс покупки и оформления автомобиля в России подробно описан Однако, если Вы оформите все документы на свое имя, но не поедете снимать с учета в ГИБДД, то сможете ездить на российских номерах имея на руках договор купли-продажи и ПТС на свое имя. В свидетельстве о регистрации останется фамилия предыдущего собственника. Т.е. получается ситуация, когда формально по свидетельству о регистрации собственник — предыдущий владелец, а реально по документам — собственник Вы.

Теперь о грустном. Как известно, в Росии собственник автомобиля платит ежегодный налог на мощность. Если автомобиль мощный, то сумма налога может быть очень существенная. И пока транспортное средство не переоформлено в ГИБДД на нового собственника, налог на мощность платит предыдущий хозяин. Поэтому россияне очень рьяно следят за тем, чтобы автомобили, которые они продали, были своевременно переоформлены. Если Вы этого не сделаете, то предыдущий владелец может обидется, пойти в ГИБДД и написать заявление о снятии с учета без Вашего участия и объявить номера в розыск. Как только вы появитесь на территории России, на первом же стационарном посту автоматическая камера Вас быстро вычислит. Вам дадут штраф, снимут номера, а автомобиль отправят на штрафстоянку.
Второй вариант еще хуже. Предыдущий владелец может написать завяление на сдачу в утиль, что в принципе, незаконно, т.к. есть договор купли-продажи. Но это будут уже Ваши трудности. Будете потом через суд восстанавливать свое право собственности.
Можно «забить» на все вышесказанное, если Вы не будете въезжать на территорию России. Тогда бояться нечего. Но Вы уже ничего не сможете сделать с автомобилем. Разве что продать его без снятия с учета или по запчастям.

Можно сделать российскую регистрацию и поставить автомобиль на учет на свое имя. Но СТС Вам выдадут только на срок дейтсвия временной регистрации, о чем будет стоять отметка. Каждый год надо будет ездить в Россию продлевать регистрацию и менять СТС. К тому же придется оплачивать ежегодный транспортный налог (по закону положено, но в реальности в списках плательщиков скорее всего Вас не будет).

Лучший вариант — зарегистрировать автомобиль на родственника или знакомого гражданина РФ. Он на Вас сделает нотариальную доверенность, а Вы будете ежегодно возмещать ему стоимость транспортного налога (не подходит для мощных авто, ибо дорого).

Как приятный бонус ко всему этому — при выезде в европу нет необходимости делать дорогую белорусскую «зеленую карту» стоимостью 50 евро в месяц. Автомобили на иностранной регистрации белорусы не проверяют на выезде на наличие белорусской «зеленой карты». Можно сделать польскую или литовскую. Она стоит 15-25 евро в месяц. Правда, с 2017 года, в связи с изменением страхового законодательства в европе, не все литовские и польские страховые компании работают с нерезидентами. А те, кто работает, могут применять космические тарифы. Так, если делать страховку на границе, с Вас попросят 45 евро за 15 дней.Поэтому уточняйте тарифы и делайте страховку заранее. Будьте внимательны, при въезде в Польшу, пограничники требуют либо собственника автомобиля, либо доверенность. Рукописная подойдет, но рекомендована нотариальная. Литовцы ничего не требуют. Еще один приятный бонус — не страшны «письма счастья». Также иностранные автомобили не трогают за тонировку задней полусферы.

Итак, подведем итог вышесказанному:

ОФОРМЛЕННЫЙ НА СЕБЯ АВТО, НО НЕ СНЯТЫЙ С УЧЕТА В ГИБДД

«плюсы» «минусы»

1. Не нужен техосмотр 1. Не сможете законно продать его в РБ
2. Страховка по внутр.тарифам 2. Проблеммы с въездом в РФ
3. Дешевая «зеленая карта»
4. Не страшны «письма счастья»
5. Не наказывают за тонировку
РОССИЙСКИЙ АВТО НА ЧУЖИХ ДОКУМЕНТАХ

«плюсы» «минусы»

1. Не нужен техосмотр 1. Не сможете законно продать его в РБ
2. Не наказывают за тонировку 2. Проблеммы с въездом в РФ
3. Дешевая «зеленая карта» 3. Дорогая страховка по РБ
4. Не страшны «письма счастья» 4. Не получите выплат по страховке
5. Не заберете авто со штрафстоянки
РОССИЙСКИЙ АВТО, ПОСТАВЛЕННЫЙ НА УЧЕТ В РФ НА СЕБЯ

«плюсы» «минусы»

1. Не нужен техосмотр 1. Транспортный налог
2. Не наказывают за тонировку 2. Нужна годовая регистрация в РФ
3. Дешевая «зеленая карта» 3. Ежегодное продление действия СТС
4. Не страшны «письма счастья»
5. Вы собственник автомобиля

Как видите, халявы нет. Приходится чем-то жертвовать. Каждый выбирает тот способ, который ему подходит. Если у Вас остались вопросы, можете позвонить по указанным ниже телефонам.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *