Семейное дебоширство статья КоАП РФ

Семейное дебоширство статья КоАП РФ

Решение Верховного суда: Определение N 44-АПГ15-21 от 09.12.2015 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№44-АПГ15-21

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 9 декабря 2015 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Хаменкова В .Б судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е при секретаре Костереве Д.А рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению первого заместителя прокурора Пермского края о признании недействующей статьи 7.4 Закона Пермского края от 6 апреля 2015 г. № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» по апелляционным жалобам Законодательного Собрания Пермского края и Губернатора Пермского края на решение Пермского краевого суда от 7 сентября 2015 г., которым заявленные требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е В . , объяснения представителя Главного Управления Министерства внутренних дел России по Пермскому краю Городиловой Е.В возражавшей против удовлетворения апелляционных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила Закон Пермского края от 6 апреля 2015 г. № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» (далее — Закон Пермского края № 460-ПК) опубликован 9 апреля 2015 г. на официальном интернет-портале правовой информации ппр://\улу\у.ргауо.§оу.ги и 13 апреля 2015 г. в «Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 14.

Статьей 7.4 Закона Пермского края № 460-ПК предусмотрена ответственность за семейно-бытовое дебоширство.

Так, в соответствии с частью 1 указанной статьи семейно-бытовое дебоширство, то есть совершение в отношении членов семьи в месте ее проживания (пребывания) на почве личных неприязненных отношений бытовых разногласий, действий, связанных с оскорбительным приставанием к гражданам, нецензурной бранью, либо совершение иных умышленных действий, выражающих явное неуважение к личности, нарушающих спокойствие граждан, если эти деяния не содержат признаков правонарушений, ответственность за совершение которых установлена действующим законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Согласно части 2 этой же статьи совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, лицом подвергнутым наказанию за аналогичное правонарушение, повторно в течение года влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Первый заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании статьи 7.4 Закона Пермского края № 460-ПК недействующей.

В обоснование заявления административный истец ссылался на наличие в оспариваемой норме неконкретных формулировок, внутренние противоречия, несоответствие элементов объективной стороны правонарушения друг другу, а также на отсутствие административно юрисдикционного и иного законодательного определения приводимых в диспозиции части 1 оспариваемой статьи понятий, неопределенностью круга субъектов, подлежащих привлечению к административной ответственности за совершение семейно-бытового дебоширства.

В ходе производства по делу к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Главное Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю (далее — ГУ МВД по Пермскому краю).

Решением Пермского краевого суда от 7 сентября 2015 г. заявленные требования удовлетворены.

Статья 7.4 Закона Пермского края № 460-ПК признана недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.

В апелляционных жалобах Законодательного Собрания Пермского края и Губернатора Пермского края ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права и неправильным

определением обстоятельств, имеющих значение для дела.

Относительно апелляционных жалоб Законодательного Собрания

Пермского края и Губернатора Пермского края прокуратурой Пермского

края и ГУ МВД по Пермскому краю поданы возражения о необоснованности

их доводов и законности судебного постановления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.

Удовлетворяя требования прокурора, суд правомерно исходил из того что оспариваемые правовые нормы Закона Пермского края № 460-ПК не отвечают принципу определенности, а неопределенность законодательного регулирования влечет нарушение закрепленного в части 1 статьи 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа равенства перед законом лиц, совершивших административные правонарушения.

В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное законодательство находится в совместном ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета относится решение вопросов установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определения подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Полномочие субъекта Российской Федерации по установлению административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов органов местного самоуправления

предусмотрено статьей 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об

административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

В силу пункта 3 части 1 статьи 1.3 КоАП РФ ответственность за

нарушение норм и правил, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, может быть установлена лишь федеральным законом.

Федеральный законодатель, раскрывая в части 1 статьи 2.1 КоАП РФ понятие административного правонарушения, использовал три юридических признака: противоправность, виновность, совершение действий (бездействия), предусмотренных нормами Особенной части названного кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности.

Приведенные нормы в их системном единстве свидетельствуют о том что законодатель субъекта Российской Федерации, устанавливая административную ответственность за те или иные административные правонарушения, не вправе вторгаться в сферы общественных отношений регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального регулирования, его полномочия по правовому регулированию в сфере административной ответственности ограничены, поскольку такая ответственность может быть предусмотрена за нарушение требований регионального законодательства или муниципальных правовых актов путем установления в диспозиции статьи конкретных противоправных действий (бездействия), исключающих совпадение признаков объективной стороны административного правонарушения, установленного законом субъекта Российской Федерации, с административным правонарушением ответственность за совершение которого предусмотрена КоАП РФ.

В противном случае будет нарушен гарантированный Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 19) принцип равенства всех перед законом, означающий, что любое административное правонарушение должно быть четко определено, чтобы, исходя непосредственно из текста соответствующей нормы, каждый мог предвидеть административно правовые последствия своих действий (бездействия). Иначе может иметь место противоречивая правоприменительная практика в разных муниципальных образованиях одного субъекта Российской Федерации, что приводит к ослаблению гарантии государственной защиты прав, свобод и законных интересов граждан от произвольного преследования и наказания.

Анализ диспозиции статьи 7.4 Закона Пермского края № 460-ПК свидетельствует о том, что региональный законодатель, устанавливая

ответственность за семейно-бытовое дебоширство и включая этот состав в главу VII об административных правонарушениях, посягающих на

общественный порядок и общественную безопасность, не дает словесное

описание конкретных противоправных действий (бездействия), образующих

объективную сторону названного состава административного

правонарушения, а применяет терминологию, которую федеральный

законодатель использует при описании объективной стороны мелкого

хулиганства, ответственность за которое предусмотрена статьей

20.1 КоАП РФ.

Указание в диспозиции статьи о том, что административная ответственность по региональному закону наступает в том случае, если совершение перечисленных в ней действий не влечет ответственности предусмотренной законодательством Российской Федерации, также свидетельствует о правовой неопределенности оспариваемых норм.

При таком положении суд правомерно сделал заключение о том, что оспариваемые законоположения не отвечают требованиям определенности ясности и недвусмысленности, которые необходимы для норм устанавливающих административную ответственность, что является основанием для признания правовых норм недействующими.

Такой вывод полностью согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 27 мая 2003 г. № 19-П, о том, что в силу конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (часть 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации) запреты и иные установления, закрепляемые в законе, должны быть определенными, ясными недвусмысленными. Неопределенность содержания правовой нормы допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и тем самым — нарушения принципа равенства, а также принципа верховенства закона, а также с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», о необходимости признания правовой нормы недействующей в случае установления судом неоднозначного толкования.

Принимая во внимание, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (часть 1 статьи 307 поименованного кодекса), в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы представления (часть 1 статьи 308 этого же кодекса), Судебная коллегия считает необходимым привести дополнительные мотивы свидетельствующие о законности судебного постановления.

Региональный законодатель признал административным правонарушением совершение деяний, в отношении членов семьи связанных с оскорбительным приставанием, нецензурной бранью, либо совершение иных умышленных действий, выражающих явное неуважение к личности, нарушающих спокойствие граждан, если эти деяния не содержат признаков правонарушений, ответственность за совершение которых установлена действующим законодательством.

Таким образом, фактически установлена административная

ответственность в сфере общественных отношений, урегулированных

Семейным кодексом Российской Федерации, который исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов (статья 1 названного кодекса), регулирует личные неимущественные права членов семьи, предусматривает обязанность строить отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии детей (статья 2, часть 3 статьи 31 этого же кодекса).

Кроме того, как следует из содержания статьи 7.4 Закона Пермского края № 460-ПК, отдельные действия, образующие объективную сторону административного правонарушения, установленного этой статьей охватываются диспозицией части 1 статьи 5.61 КоАП РФ предусматривающей административную ответственность за оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, а также части 1 статьи 20.1 об административной ответственности за нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества (мелкое хулиганство), что свидетельствует об установлении законодателем субъекта Российской Федерации административной ответственности по вопросам, урегулированным на федеральном уровне, в связи с чем не исключается двойная административная ответственность за одно и то же правонарушение.

Между тем в силу правовых предписаний федерального законодателя субъект Российской Федерации правомочен устанавливать административной ответственности за нарушение исключительно законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 1 постановления от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснил, что применению подлежат только те законы субъектов Российской Федерации, которые приняты в соответствии с положениями статьи 1.3 КоАП РФ, определяющими предметы ведения и исключительную компетенцию Российской Федерации а также статьи 1.3.1 КоАП РФ о предмете ведения субъектов Российской Федерации.

Содержание приведенных федеральных норм во взаимосвязи с положениями части 1 статьи 1.1. КоАП РФ, определяющей состав законодательства об административных правонарушениях (названный кодекс

и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской

Федерации об административных правонарушениях), свидетельствует о том,

что субъект Российской Федерации вправе устанавливать административную

ответственность по вопросам, не урегулированным федеральным законом, то

есть в исключительных случаях.

Закрепление регулятивных полномочий в области установления прав и свобод в качестве общефедеральной функции обусловлено вытекающими из Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 6, части 1 и 2 статьи 19) принципами равенства всех перед законом, социально-территориального равноправия, единства правового статуса человека и гражданина на всей территории, что предполагает необходимость установления в любом месте жительства Российской Федерации универсального набора субъективных юридических возможностей каждой личности и равной ответственности за одни и те же действия (бездействие).

Данная правовая позиция содержится в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 г. № 502-О, а также в его постановлении от 29 марта 2011 г. № 2-П.

Российская Федерация как демократическое федеративное правовое государство обязана обеспечивать признание, соблюдение и защиту прав и свобод, единство статуса личности на всей территории Российской Федерации, в том числе реализацию конституционного положения о равенстве всех перед законом и судом (в том числе независимо от места жительства), являющееся одним из фундаментальных начал правового государства.

Принцип равенства перед законом лиц, совершивших административные правонарушения, независимо от места жительства закреплен в статье 1.4 КоАП РФ.

Указанное правовое предписание означает, что административная ответственность за противоправные действия (бездействие), совершение которых возможно на всей территории Российской Федерации, должна устанавливаться федеральным законодателем.

Поскольку статья 7.4 оспариваемого Закона не соответствует требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, и не отвечает критерию правовой определенности, суд правильно признал ее недействующей, следовательно, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, и поводов для его отмены не иеется.

Доводы апелляционных жалоб основаны на неверном толковании норм материального права и не опровергают выводов суда.

На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями

308, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской

Федерации,

определила решение Пермского краевого суда от 7 сентября 2015 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Законодательного Собрания Пермского края и Губернатора Пермского края — без удовлетворения Председательствующий Суд

Из-за несовершенства российского законодательства семейный дебошир чаще всего избегает наказания, и лишь ставится на профилактический учет в правоохранительных органах. Как следствие, число правонарушений, связанных с конфликтами в семье, ежегодно растет, тогда как правовой защиты у потерпевших от действий домашнего тирана практически нет (кроме случаев, когда семейная ссора привела к преступлению).

Проблемы правового регулирования

В законодательстве РФ сегодня отсутствует понятие «семейный дебошир», равно как и специальное наказание за внутрисемейные скандалы с применением физической силы и порчей имущества. Каждая нижеприведенная статья КоАП охватывает лишь часть из этих действий, а потому не всегда привлекаются к ответственности лица, которые неуважительно относятся к членам семьи, регулярно применяют к ним насилие и т.д.

Так, ст. 5.61 КоАП РФ предусматривает наказание только за оскорбление, ст. 6.1.1 – исключительно за побои, а ст. 20.1 – за мелкое хулиганство, которое должно быть совершено публично. Уголовная же ответственность возможна только за побои (ст. 116.1 УК РФ), которые, к счастью не всегда сопровождают семейный скандал, да к тому же, требуют документального подтверждения в виде заключения медицинского эксперта.

Еще одной причиной редкого привлечения к юридической ответственности семейных дебоширов служит поведение самих потерпевших, то есть членов семьи правонарушителя.

Так, лишь часть из них сообщает в правоохранительные органы о каждом громком семейном конфликте. Большинство предпочитает умалчивать о таких случаях по разным причинам: одни надеются сохранить семью, другие боятся гнева со стороны агрессора, третьи не верят в эффективность таких обращений и возможность получить реальную помощь от государства, или попросту не знают, что делать в подобной ситуации.

Предложения законодателей

В 2016 году в Государственную Думу был внесен проект закона, позволяющего применять к семейным дебоширам такие меры юридической ответственности, как штраф и обязательные работы.

Инициаторы изменений в качестве основных признаков семейного дебоша предлагают закрепить следующие:

  • конфликт происходит между родственниками и на территории проживания семьи;
  • спор сопровождается нецензурными высказываниями;
  • в процессе конфликта причинен ущерб имуществу членов семьи дебошира.

В качестве наказания за семейный дебош предлагается применять штраф в сумме до четырех тысяч рублей или обязательные работы (до 150 часов).

Правом составления протоколов по указанной статье, по мнению законодателей, должны быть наделены сотрудники полиции, а рассмотрение таких дел, предположительно, будет отнесено к компетенции судей. Работники органов внутренних дел также могут выдавать дебоширам предписания, запрещающие им общение с членами семьи, или ограничивающее такие контакты на определенное время в интересах безопасности потерпевших.

Оценка законодательной инициативы

Предложенные нововведения неоднозначно были встречены обществом и экспертами. Так, часть юристов расценивает законопроект как попытку вмешательства государства во внутрисемейные дела, отмечая при этом сложность доказывания по аналогичным делам, что неизбежно повлечет наказание невиновных.

Другие же, напротив, отмечают, что введение ответственности за внутрисемейный дебош позволит предотвратить в будущем совершение тяжких преступлений, снизить число случаев домашнего насилия и убийств на бытовой почве.

Кодекс Республики Башкортостан от 23 июня 2011 г. N 413-з «Об административных правонарушениях»

  • Раздел I. Общие положения
    • Глава 1. Задачи, предметы ведения Республики Башкортостан в области законодательства об административных правонарушениях
      • Статья 1.1. Законодательство Республики Башкортостан об административных правонарушениях
      • Статья 1.2. Задачи законодательства Республики Башкортостан об административных правонарушениях
      • Статья 1.3. Предметы ведения Республики Башкортостан в области законодательства об административных правонарушениях
      • Статья 1.4. Понятия, используемые в настоящем Кодексе
  • Раздел II. Административная ответственность за отдельные виды правонарушений
    • Глава 2. Административные правонарушения, посягающие на права граждан
      • Статья 2.1. Отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации
      • Статья 2.2. Несоблюдение законодательства Республики Башкортостан об обращениях граждан
      • Статья 2.3. Нарушение нормативных правовых актов Республики Башкортостан о языках народов Республики Башкортостан
      • Статья 2.4. Непринятие мер по резервированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов
      • Статья 2.5. Нарушение прав и гарантий граждан на получение мер поддержки
      • Статья 2.6. Нарушение прав молодых семей на получение мер государственной поддержки по улучшению жилищных условий
      • Статья 2.7. Невыполнение решений в сфере социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы
      • Статья 2.8. Нарушение порядка принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма
      • Статья 2.9. Нарушение порядка определения общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма
      • Статья 2.10. Нарушение порядка и условий признания гражданина-заявителя малоимущим
      • Статья 2.11. Непредоставление расписки гражданину, претендующему на признание его малоимущим
      • Статья 2.12. Неправомерный отказ в приеме документов, необходимых для получения бесплатной юридической помощи
    • Глава 3. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность
      • Статья 3.1. Невыполнение обязанностей лицом, находящимся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, или больным туберкулезом
      • Статья 3.2. Нарушение правил охраны жизни людей на водных объектах
      • Статья 3.3. Непринятие мер по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию
      • Статья 3.4. Нарушение требований о защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию
      • Статья 3.5. Нарушение правил содержания мест погребения
      • Статья 3.6. Непредоставление бесплатной медицинской помощи
      • Статья 3.7. Нарушение порядка бесплатного или льготного обеспечения протезами, ортопедическими изделиями и иными специальными средствами
      • Статья 3.8. Воздействие табачным дымом на граждан, выразившееся в курении табака в неустановленных для курения местах
      • Статья 3.9. Причинение вреда здоровью
      • Статья 3.10. Угроза причинением вреда здоровью
    • Глава 4. Административные правонарушения в области охраны собственности
      • Статья 4.1. Неисполнение обязанностей по обеспечению сохранности объектов государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности
      • Статья 4.2. Нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, и использования указанного объекта
      • Статья 4.3. Нарушение порядка оформления прав пользования государственным имуществом Республики Башкортостан и определения годовой арендной платы за пользование государственным имуществом Республики Башкортостан
      • Статья 4.4. Нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) республиканского и местного значения, их территорий и зон охраны
      • Статья 4.5. Нецелевое использование имущества, находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности
      • Статья 4.6. Противоправные действия должностных лиц, повлекшие самовольное занятие земель
      • Статья 4.7. Пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения с нарушением порядка получения права пользования
      • Статья 4.8. Нарушение порядка определения размера и внесения арендной платы за земли
    • Глава 5. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования
      • Статья 5.1. Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений
      • Статья 5.2. Нарушение порядка содержания, выгула, продажи, отлова и умерщвления домашних животных
      • Статья 5.3. Жестокое обращение с животными
      • Статья 5.4. Несоблюдение требований к использованию лесных участков при содержании и разведении в полувольных условиях животных, отнесенных к объектам охоты
      • Статья 5.5. Нарушение порядка заготовки древесины, сбора и заготовки недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений для собственных нужд
      • Статья 5.6. Нарушение порядка (правил) добычи отдельных объектов животного мира
      • Статья 5.7. Нарушение порядка распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов
      • Статья 5.8. Нарушение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах
    • Глава 6. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и благоустройстве
      • Статья 6.1. Нарушение правил организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов
      • Статья 6.2. Нарушение порядка ведения республиканского кадастра отходов производства и потребления
      • Статья 6.3. Нарушение правил благоустройства
      • Статья 6.4. Нарушение правил благоустройства на придомовых территориях многоквартирных домов
      • Статья 6.5. Нарушение правил размещения транспортных средств и иных движимых вещей на территориях общего пользования
      • Статья 6.6. Нарушение правил землепользования и застройки
      • Статья 6.7. Нарушение порядка размещения информационных материалов в населенных пунктах
      • Статья 6.8. Непринятие мер по очистке от снега и льда
      • Статья 6.9. Проведение земляных работ с нарушением правил благоустройства
      • Статья 6.10. Непринятие мер по оснащению зданий указателями
      • Статья 6.11. Нарушение правил организации освещения улиц
      • Статья 6.12. Нарушение правил размещения временных объектов на территориях общего пользования
      • Статья 6.13. Нарушение порядка выдачи разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию
      • Статья 6.14. Нарушение нормативов градостроительного проектирования
      • Статья 6.15. Повреждение инженерных коммуникаций и сооружений, повлекшее перерыв в эксплуатации
      • Статья 6.16. Нарушение правил внешнего оформления зданий и сооружений
      • Статья 6.17. Нарушение правил размещения и эксплуатации объектов праздничного или тематического оформления
      • Статья 6.18. Нарушение правил содержания подземных инженерных коммуникаций и сооружений
      • Статья 6.19. Несанкционированное нанесение надписей и изображений на имущество
    • Глава 7. Административные правонарушения в сельском хозяйстве
      • Статья 7.1. Нарушение требований в области пчеловодства
      • Статья 7.2. Нарушение требований в области коневодства
      • Статья 7.3. Нарушение порядка выпаса и прогона сельскохозяйственных животных
    • Глава 8. Административные правонарушения на транспорте
      • Статья 8.1. Нарушение нормативных правовых актов Республики Башкортостан об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом
      • Статья 8.2. Нарушение муниципальных нормативных правовых актов об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом
      • Статья 8.3. Нарушение порядка организации постоянных стоянок автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта
      • Статья 8.4. Отказ в перевозке гражданину, имеющему право на меры социальной поддержки
    • Глава 9. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности
      • Статья 9.1. Осуществление, организация уличной торговли или оказания бытовых услуг в неустановленных местах
      • Статья 9.2. Нарушение требований в сфере организации розничных рынков и деятельности ярмарок
      • Статья 9.3. Нарушение порядка предоставления декларации о розничной продаже алкогольной продукции
      • Статья 9.4. Нарушение времени розничной продажи алкогольной продукции
      • Статья 9.5. Изготовление или хранение с целью сбыта, а равно сбыт спиртосодержащих напитков домашней выработки
    • Глава 10. Административные правонарушения в области финансов
      • Статья 10.1. Нецелевое использование бюджетных средств
      • Статья 10.2. Нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе
      • Статья 10.3. Нарушение срока перечисления платы за пользование бюджетными средствами
      • Статья 10.4. Нарушение порядка расчета и сроков перечисления прибыли в бюджеты
    • Глава 11. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти Республики Башкортостан и местного самоуправления
      • Статья 11.1. Невыполнение законных требований депутата Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан, депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления
      • Статья 11.2. Воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Башкортостан, Уполномоченного по правам ребенка в Республике Башкортостан
      • Статья 11.3. Проявление неуважения и нарушение порядка использования государственной символики Республики Башкортостан
      • Статья 11.4. Проявление неуважения и нарушение правил использования символики муниципальных образований
      • Статья 11.5. Нарушение законодательства Республики Башкортостан о государственных наградах Республики Башкортостан
    • Глава 12. Административные правонарушения против порядка управления
      • Статья 12.1. Незаконное изъятие или перепрофилирование помещений, используемых детскими, подростковыми, молодежными клубами и центрами
      • Статья 12.2. Нарушение требований нормативных правовых актов Республики Башкортостан о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле
      • Статья 12.3. Неповиновение законному распоряжению должностного лица Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан, органа, осуществляющего муниципальный контроль
      • Статья 12.4. Непредставление сведений (информации) в Контрольно-счетную палату Республики Башкортостан, муниципальный орган (должностному лицу)
      • Статья 12.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан, органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль
    • Глава 13. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность
      • Статья 13.1. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма, поступившее от несовершеннолетних в возрасте до 14 лет
      • Статья 13.2. Неповиновение законному требованию члена общественного органа правоохранительного характера
      • Статья 13.3. Приставание к гражданам
      • Статья 13.4. Нарушение общественного порядка при проведении спортивных или культурно-массовых мероприятий
      • Статья 13.5. Нарушение покоя граждан и тишины в ночное время
      • Статья 13.6. Катание, прыжки на горнолыжных трассах в состоянии опьянения
      • Статья 13.7. Нарушение требований общественного порядка при обращении с домашними животными
      • Статья 13.8. Семейно-бытовое дебоширство
      • Статья 13.9. Совершение угрожающих общественной безопасности действий по выжиганию растительности
      • Статья 13.10. Невыполнение мер по предупреждению реализации (сбыта) похищенного имущества
      • Статья 13.11. Нарушение правил поведения на автомобильном транспорте
  • Раздел III. Мировые судьи, органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела и составлять протоколы об административных правонарушениях
    • Глава 14. Подведомственность дел об административных правонарушениях
      • Статья 14.1. Мировые судьи
      • Статья 14.2. Административные комиссии
      • Статья 14.3. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
      • Статья 14.4. Орган, осуществляющий функции по государственному финансовому контролю
      • Статья 14.5. Орган исполнительной власти Республики Башкортостан в области природопользования и экологии
      • Статья 14.6. Орган исполнительной власти Республики Башкортостан в области культуры
      • Статья 14.7. Орган исполнительной власти Республики Башкортостан в области торговли и защиты прав потребителей
      • Статья 14.8. Орган исполнительной власти Республики Башкортостан в области землеустройства, также осуществляющий в пределах своей компетенции права собственника земельных ресурсов и государственного имущества Республики Башкортостан
      • Статья 14.9. Орган исполнительной власти Республики Башкортостан в области связи и массовых коммуникаций
      • Статья 14.10. Орган исполнительной власти Республики Башкортостан в области здравоохранения
      • Статья 14.11. Орган исполнительной власти Республики Башкортостан в области лесного хозяйства
      • Статья 14.12. Орган исполнительной власти Республики Башкортостан в области сельского хозяйства
      • Статья 14.13. Орган исполнительной власти Республики Башкортостан в области строительства и архитектуры
      • Статья 14.14. Орган исполнительной власти Республики Башкортостан в области транспорта и дорожного хозяйства
      • Статья 14.15. Орган исполнительной власти Республики Башкортостан, осуществляющий государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям
      • Статья 14.16. Производство по делам об административных правонарушениях
    • Глава 15. Составление протоколов об административных правонарушениях
      • Статья 15.1. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях
      • Статья 15.2. Перечни должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях
  • Раздел IV. Заключительные положения
    • Глава 16. Порядок вступления в силу настоящего Кодекса
      • Статья 16.1. Вступление в силу настоящего Кодекса
      • Статья 16.2. Применение нормативных правовых актов Республики Башкортостан, муниципальных нормативных правовых актов в связи с вступлением в силу настоящего Кодекса
      • Статья 16.3. Признание утратившими силу законодательных актов Республики Башкортостан
    • Глава 17. Передача и пересмотр дел об административных правонарушениях
      • Статья 17.1. Передача дел об административных правонарушениях
      • Статья 17.2. Пересмотр дел об административных правонарушениях

Кодекс Республики Башкортостан
от 23 июня 2011 г. N 413-з
«Об административных правонарушениях»

С изменениями и дополнениями от:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *