Функции школы
Тема 1. Школа как социальный институт. Социальное воспитание в современной школе
Стр 1 из 19
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Теоретический раздел УМК (ЭУМК) содержит материалы для теоретического изучения учебной дисциплины в объеме, установленном типовым учебным планом по специальности «Социальная педагогика».
— Опорный конспект лекций
Тема 1. Школа как социальный институт. Социальное воспитание в современной школе
1. Школа как социальный институт.
2. Цели и задачи современной школы.
3. Социально-педагогические функции школы.
4. Особенности и социально-педагогические проблемы современной школы.
Одна из базовых социальных потребностей общества является потребность в осмысленном взращивании молодого поколения. Удовлетворить данную потребность в той или иной степени стало возможным благодаря становлению социального института воспитания, решающего задачи социально контролируемой социализации, трансляции культуры и социальных норм.
Понятие «школа» в научной литературе используется в нескольких значениях:
· школа как социокультурное явление,
· школа как социальный институт
· школа как социальная организация, звено общественно-государственной системы
Целостное описание школы как социальной организации предполагает обращение к анализу ее отдельных характеристик:
ü культуры школы
ü поля школы, воспитательного пространства школы
ü уклада жизни школы
ü философии школы
Цели и задачи современной школы.
Цель школы, как воспитательного института, «проводит в жизнь заказ общества – формировать человека, адекватного требованиям данного общества, эпохи, растить, обучать и воспитывать молодые поколения с максимальным учетом тех социальных условий, в которых они будут жить, и работать» (В.Г. Бочарова).
Исследователями выделяется две социально-педагогические задачи школы как института социализации:
· освоение ребятами нормативного поведения;
· построение своей собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям.
В современных условиях школа должна выполнять следующие задачи:
1. Школа (точнее все её работники, родительский комитет, попечительский совет и т.д.) должна быть воспитательным учреждением, признанным признавать и совершенствовать себя как воспитательную систему, в которую в качестве важнейшего звена входит учебный процесс.
2. Для реализации задач гармонического воспитания школа должна быть открытой в социум, иметь прочные связи с другими социальными институтами (семьей, дошкольными учреждениями, внешкольными, учреждениями здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, правоохранительными органами, различными производственными и общественными объединениями и др.) способствовать выявлению и использованию их воспитательного и социализирующего потенциала.
3. В школе и в микрорайоне должна быть создана развивающая среда, обеспечивающая включение школьника в доступные возрасту виды жизнедеятельности и отношения, имеющие реальное социальное наполнение и содержание.
4. В реализацию целей социального воспитания должен быть включен весь педагогический коллектив, а также родители, попечители, различные организации, а не только социальный педагог, педагог-психолог и замдиректора по воспитательной работе.
5. В школе должна развиваться ученическая самодеятельность, общественные органы самоуправления, детские и юношеские общественные организации.
Функции школы как социально-педагогической системы
В новых условиях социально-формирующая и воспитывающая роль и миссия школы только усиливается. В ситуации социальной неустроенности, семейного неблагополучия, существования различных девиаций подрастающего поколения наряду с традиционной функцией обучения и воспитания, школа выполняет и другие функции. Среди них:
1. социально-адаптивная;
2. социально-стабилизирующая;
3. социально-преобразующая;
4. социально-защитная;
5. здоровьесберегающая и реабилитационная;
6. культуропреемственная и культуротворческая.
Современная общеобразовательная школа как институт воспитания фактически сочетает в себе:
· образовательно-воспитательное учреждение, реализующее функции воспитания через обучение учащихся;
· организацию (общешкольную и сетку первичных), оказывающую воздействие на школьников в процессе организуемой педагогами жизнедеятельности учащихся вне учебного процесса;
· социально-психологическую группу (большую – школа в целом, и сетку малых групп), влияние которой на учащихся происходит в процессе свободного общения, не организуемой педагогами жизнедеятельности.
В системе социального воспитания можно обозначить три основных взаимосвязанных направления деятельности школы и других институтов общества:
1. передача (организация) социального опыта учащихся и создание необходимых, наиболее благоприятных условий для полноценной самореализации, саморазвития конкретной личности, её самоактуализации в ближайшем окружении, самовоспитания в желательном для общества направлении; активизации всеми имеющимися у общества средствами интеллектуального, эмоционального, морального, культурного, физического и других направлений развития личности;
2. создание воспитывающей среды в семье и её ближайшем окружении, формирование в микросреде социально одобряемых, социально значимых групповых и коллективных норм, ориентаций и ценностей, что является основой благоприятного психологического климата, высокого эмоционального тонуса, способствующего сохранению референтной значимости этого окружения для личности;
3. процессы ресоциализации и социальной реабилитации, предполагающие комплекс мер преодоления асоциальных отклонений и профилактики правонарушений детей и подростков, обеспечение социальной помощи и защиты с целью преодоления социальной дезадаптации и включения их в жизнь.
Социальное воспитание – это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и целенаправленная на формирование социальной зрелости и развитие личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебе и общественно полезной деятельности.
Социальное воспитание органично связано с обучением, образованием, психологической подготовкой личности, самообразованием. Это единый, комплексный, интегративный, многофункциональный процесс, который предполагает использование всего имеющегося арсенала педагогических средств и возможностей в целях нравственного, социального воспитания и развития личности.
Система, структура и содержание социального воспитания в школе.
Система социального воспитания – относительно устойчивая совокупность ценностей и норм; организованное соединение людей в соответствии с принципами и сферами их действия, порядками выполнения функций, пространственно-временными связями, отношениями, упорядоченными способами деятельности в интересах достижения определенных воспитательно-образовательных целей социализации людей в обществе, решения культурно развивающих задач социального становления личности.
Цели системы социального воспитания: направленная информационная и практическая поддержка процесса созидательного и продуктивного, разумного и творческого становления человеческой индивидуальности и личности в конкретном обществе; необходимое содействие личности в самоорганизации собственной жизни на всех возрастных этапах жизненного пути (в детстве, отрочестве, юности, взрослости, старости) и в разных жизненных пространствах ее социального взаимодействия (в семье, школе, малой группе общения, трудовом коллективе, территориальной общине); конструктивная помощь в ключевых и критических ситуациях социализации и самореализации личности человека (поло-ролевой и семейно-бытовой, профессионально-трудовой, досугово-творческой, социально-правовой и гражданской, физической и психической, нравственно-эстетической, эмоциональной и др.).
Глава 2. Деятельность школы
2.14. Деятельность Школы регламентируется нормативными правовыми актами, настоящим Уставом и принимаемыми в соответствии с ним иными локальными нормативными актами.
Школа самостоятельно устанавливает необходимое количество локальных нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие образовательные отношения (далее — ЛНА).
Школа принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между Школой и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
Локальными нормативными актами, регламентирующими деятельность Школы, являются:
— правила внутреннего трудового распорядка;
— инструкции;
— программы;
— планы;
— декларации;
— штатное расписание;
— расписание занятий;
— приказы директора;
— решения совета Школы и другие.
В соответствии с данным Уставом ЛНА по соответствующим направлениям деятельности принимаются (утверждаются) приказом директора Школы или коллегиальным органом управления, созданным в Школе, большинством голосов, присутствующих на заседании при открытом голосовании и оформляются протоколом, который подписывается председателем и секретарем коллегиального органа управления.
Локальные акты действительны до изменения требований действующего законодательства, а равно иных условий, влекущих изменение, добавление либо отмену закрепленных в них положений.
При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся, родителей и работников Школы, в целях учета их мнения директор Школы или председатель коллегиального органа управления перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование к нему в представительный орган обучающихся, родителей и работников (при наличии таких органов).
Представительный орган не позднее пяти рабочих со дня получения указанного ЛНА направляет заявителю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.
Датой принятия ЛНА считается дата его утверждения, нанесенная утвердившим его должностным лицом на грифе утверждения.
ЛНА вступают в силу с даты утверждения и приобретают обязательный характер для всех участников, на которых они распространяются.