Обязанность по уборке прилегающей территории

Обязанность по уборке прилегающей территории

Уборка и ремонт прилегающей территории в случае аренды

Права арендатора регламентированы Граждански кодексом Российской Федерации.

Часть 1 ст. 615 ГК РФ — арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

Согласно положений ст. 616 ГК РФ — арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.

Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Так что читайте договор аренды. Арендодатель вы можете и обязаны осуществлять только те права и обязанности, которые передал Вам собственник имущества. Если в договоре нет пункта об обязанности осуществления уборки прилегающей территории, Вы не обязаны это делать.

Арендуемое Вами помещение расположено на земельном участке (в границах арендуемого помещения). В данной ситуации применима аналогия права.

Верховный суд Российской Федерации в определении от 12 марта 2015 г. по делу № А09-10816/2013 указал — «Из системного толкования изложенных норм следует, что возложение на собственников, владельцев, пользователей земельных участков обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона либо на основании договора.

Федеральное законодательство такой обязанности не предусматривает. В данном случае указанная обязанность возложена решением органа местного самоуправления».

Узнайте у собственника арендуемого помещения заключал ли он договор с муниципалитетом на уборку прилегающей территории, если заключал и не передал данное право Вам по условиям договора аренды, то он и должен осуществлять уборку прилегающей территории.

Уборка придомовой территории

К одному или нескольким домам обычно прилегает определенная территория, на которой находятся стоянки для машин, детские площадки, клумбы, гаражи и так далее. Эта площадь именуется придомовой, и ее может использовать каждый жилец. Но не секрет, что зачастую эта территория не содержится в должном виде, жильцам приходится самим браться за инструменты и приводить ее в порядок.

Иногда по не знанию, а иногда потому, что организациями, в сферу деятельности которых входит уборка придомовой территории многоквартирного дома, ею не занимаются. Давайте разберемся, кто же все-таки убирает эту площадь, кто отвечает за содержание в товариществе жильцов и что вообще входит в уборочные мероприятия.

Чья обязанность

За одним или несколькими многоэтажными домами закрепляется определенный участок земли, на котором могут быть размещены детские или спортивные площадки, парковки, гаражи. Правила подсчета границ дворовых территорий гласят, что их размеры определяются исходя из установленных норм площади для каждого конкретного региона, количества этажей в многоквартирном доме и некоторых других и указываются в публичной кадастровой карте. Но отведенный для этих целей участок должен отвечать потребностям всех собственников жилья.

Если говорить о частных домах, то законодательно не указано, сколько конкретно метров от забора считается придомовой территорией. Ограждение – способ межевания частной территории в данном случае. При условии, что дом и участок находятся в собственности жильцов, все, что находится до забора – частная придомовая территория. Та земля, что находится снаружи, как правило, является муниципальной.

Частый вопрос собственников многоэтажек — кто все-таки должен убирать придомовую территорию многоквартирного дома? Ответим на него:

  • управляющая компания, с которой у жильцов заключено соглашение;
  • проживающие в домах люди самостоятельно в том числе;
  • сотрудники ТСЖ;
  • сторонними фирмами и подрядчиками, с которыми у участников ТСЖ, УК или самих жильцов был заключен соответствующий договор.

Правила содержания многоэтажного дома гласят, что управляющие организации обязаны заключить соглашение с рабочими, чтобы те занимались регулярной уборкой мусора на придомовой территории. Фирмы, с которыми собственниками квартир был заключен договор, должны неукоснительно выполнять его условия, в противном случае жильцы имеют право подать на них в суд за невыполнения обязательств.

Выбор оптимального способа организации уборки придомовой территории решается путем голосования на общем собрании жильцов. После этого с выбранным исполнителем уборочных работ заключается договор по имеющейся форме, в котором прописываются такие пункты:

  • адрес дома;
  • реквизиты УК или ТСЖ;
  • права и обязанности, ответственность обеих сторон;
  • график уборки;
  • сроки и причины для расторжения соглашения;
  • описание оказываемых услуг, на каких условиях предоставляются;
  • тарифы на уборку и прочие услуги придомовой территории;
  • вероятность продления контракта, основания;
  • стоимость.

Договор подписывается обеими сторонами с указанием ФИО и должностей, ставится текущая дата. Также необходимо ТСЖ заключить договор с дворником согласно установленному образцу. Перечень выполняемых им работ зависит от текущего сезона.

За чей счет

Несколько лет назад в Жилищном Кодексе РФ произошли изменения, согласно которым каждый из собственников жилья обязуется не только соблюдать правила эксплуатации собственности, но и перечислять средства на ее содержание. Сумма к оплате зависит от размеров помещения, которое занимает жилец, в соотношении с общей площадью многоэтажного дома: чем она больше, тем выше стоимость.

При этом тот факт, приватизированная квартира или нет, в данной ситуации роли не играет. Территория, прилегающая к многоэтажке, считается собственностью каждого из проживающих в здании. А значит, обязанность по соблюдению вышеуказанного правила ложится на всех. Ведь каждый из жильцов так или иначе пользуется этой территорией. И согласно статье 158 ЖК должен оплачивать счета по уходу за ней.

Бывают ситуации, когда жильцы исправно платят по счетам, но раз за разом уборка и уход проводятся в недостаточном объеме и качестве или же отсутствует вовсе. Тогда следует обратиться в УК с заявлением о снижении тарифов по оплате уборочных услуг. Обязательно указать перечень невыполненных работ.

Нормы уборки придомовой территории

Существуют общие нормативы и список обязательных работ и услуг по обслуживаю площадей, прилегающих к дому на основании заключенного с управляющей компанией договора. В зависимости от региона список может быть дополнен рядом дополнительных документов.

На общем собрании, на котором был определен оптимальный способ содержания придомовой территории, также обсуждается перечень общих и дополнительных услуг для согласования стоимости и согласия минимум половины собственников.

Для обслуживания придомовой территории помимо уборки выполняются меры по ее улучшению и благоустройству, озеленению, декорации и оптимизации пространства для использования в целях жильцов разных возрастов, например, установка лавочек или детских площадок.

Общеустановленные нормы уборки придомовых территорий:

  • содержание в порядке тротуаров, дороги, садов и дворов осуществляется обслуживающими организациями, в чью сферу деятельности входят эти обязанности. В некоторых исключениях уборкой занимаются особые службы, с которыми был заключен договор по желаниям жильцов;
  • если территория, которую нужно убрать, не позволяет использовать специальную технику, соответствующие мероприятия производятся вручную;
  • вывоз снега с придомовой территории выполняется снегоуборочной техникой;
  • необходимо обустроить пандусами места, используемые уборочной техникой для съездов, что позволит расширить площадь, на которой можно ее использовать, улучшит и ускорит качество уборки;
  • обеспечение проезда и свободного доступа к люкам, инженерным узлам и точкам водоснабжения, используемым в случае пожара, лежат на компаниях, которые обслуживают жилищный фонд;
  • следует выделить место для складирования материалов и используемого для обслуживания территории оборудования;
  • для тротуаров и дорожных проездов во дворах, ширина которых составляет более 3 метров, следует использовать технику, которой чистят дороги общего пользования.

Регулирует выполнение нормативов соответствующий правовой акт из:

  • федерального закона;
  • жилищного права и ЖК;
  • инструкции о технической эксплуатации жилого дома.

ВНИМАНИЕ! Объем выполняемых работ по уборке и обслуживанию зависит от сезона. Также он зависит от площади и типа покрытия самой территории.

Летом

Список сезонных уборочных мероприятий для теплого времени года:

  • подметание, мойка тротуара, которые осуществляются рано утром или поздно вечером, чтобы не мешать жильцам. Мойка выполняется лишь на открытых тротуарных участках;
  • полив высаженных растений по необходимости, в зависимости от климата и температуры воздуха, но не менее двух раз в сутки;
  • регулярная чистка территории порой до трех раз в день, если существуют условия для повышенной засоренности.

В обязанности дворников в ТСЖ или УК входит:

  • уборка придомовых территорий от мелкого мусора и загрязнений;
  • подстригание газона и кустарников;
  • подметание тротуаров;
  • чистка от мусора детских и спортивных площадок, особенно разбросанных возле урн и мусорных контейнеров отходов согласно нормам СанПиН;
  • полив клумб, растений и дорожек (при особо жаркой погоде).

На дворника также могут быть возложены обязанности по покраске скамеек и прочих сооружений на придомовом участке.

Зимой

Для холодного времени года снегопад – частое явление, а потому придомовая территория убирается особым образом:

  • очистка от снежных заносов осуществляется переносом снега с тротуара на внешнюю кромку кювета или на расстояние до 2 метров от края проезжей части (прилотковая зона);
  • собранный снег складируется кучами или валами в прилотковой зоне;
  • необходимо быстро убирать снег скалывателями и рыхлителями на утоптанных участках;
  • тротуары и проезды внутри квартала должны очищаться от снега полностью;
  • пешеходные дорожки, а также детские и спортивные площадки должны посыпаться песком или солью в гололед;
  • площадь вокруг канализационных люков очищается ото льда;
  • снег у газонов и в местах высадки растений рыхлится.

В зависимости от того, насколько силен снегопад, чистка снежных заносов может осуществляться дважды в день.

Помимо прочего необходима санитарная уборка на придомовом участке. На территории, которая прилегает к дому, должны стоять мусоросборники вместимостью не менее 100 литров. Два раза в год их необходимо красить, устанавливать на специальной забетонированной площадке с ограждениями, соблюдая санитарные нормы. Следует обеспечить хорошо освещенный подъезд и место для разворота техники, которая должна вывезти мусор.

Периодичность уборки придомовой территории определяется органами управления или самими жильцами. Также в качестве контролирующих органов могут выступать местная администрация или в крайнем случае Роспотребнадзор. Участие последнего может потребоваться тогда, когда владельцы квартир недовольны качеством выполняемых услуг, не соблюдаются регулируемые законодательными актами нормативы уборки и необходима проверка вышестоящих инстанций.

Муниципалитеты вправе обязывать собственников содержать прилегающую к их объектам муниципальную территорию за собственный счет

Лицо, ответственное за эксплуатацию здания, должно участвовать, в том числе деньгами, в содержании прилегающих территорий общего пользования, а размер этих прилегающих территорий определяется муниципальными правилами благоустройства. На это обратил внимание Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая дело об оспаривании некоторых положений городских Правил благоустройства (Определение ВС РФ от 5 июля 2019 г. № 2-АПА19-5).

Спорные Правила требовали от владельцев и собственников зданий и сооружений содержать прилегающие к их объектам территории. Владельцам разных объектов «досталось» по-разному: например, для ларьков такая территория определялась в 10 м по периметру, для рекламных конструкций – 5 м, а для МКД – аж целых 15 метров по периметру от границ земельного участка, на котором расположен данный дом с элементами озеленения и благоустройства, но не более 15 метров от границ МКД.

Одна из управляющих МКД организаций сочла, что муниципалитет незаконно возлагает на нее – как на лицо, ответственное за содержание МКД, – обязанность содержать «чужую» территорию, не входящую в общее имущество собственников. И попыталась признать спорные положения недействующими с момента издания.

Напомним, что еще год назад подобные нормы муниципальных правил благоустройства признавались недействительными чуть ли не в массовом порядке, потому что противоречили ст. 210 Гражданского кодекса о том, что собственник несет бремя содержания лишь принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (определение ВС РФ от 17 апреля 2018 г. № 50-КГ18-6 и определение ВС РФ от 17 апреля 2018 г. № 50-КГ18-7, определение ВС РФ от 20 декабря 2017 г. № 56-АПГ17-21, определение ВС РФ от 3 октября 2018 г. № 47-АПГ18-4).

Сейчас же суды – и областной, и затем ВС РФ, – полностью отказали в административном иске :

  • деятельность по развитию территорий, осуществляемая, среди прочего, в виде благоустройства территорий, является градостроительной деятельностью;
  • а благоустройство территорий – это деятельность, в том числе, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, их прилегающих территорий;
  • при этом новая (с 28 июня 2018 года) редакция Градостроительного кодекса предусматривает обязанность лиц, ответственных за эксплуатацию здания, строения, сооружения (кроме МКД, под которыми не образованы земельные участки, или образованы по границам дома), принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования;
  • одновременно п. 13 ст. 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (тоже в редакции от 28 июня 2018 года) устанавливает, что местные правила благоустройства вправе регулировать вопросы участия, в том числе финансового, собственников и владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий;
  • наконец, согласно п. 37 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ прилегающая территория – это та территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку, и границы которой определены муниципальными Правилами благоустройства.

Таким образом, основания для признания недействующими подобных норм из муниципальных правил благоустройства могут быть разве что процедурными, – если при принятии правил был нарушен порядок их принятия. В рассмотренном случае процедура принятия спорных положений не нарушалась – и в административном иске было отказано.

Раздел 2. Нормативы определения прилегающей территории

2.3.1. Все владельцы объектов, принадлежащим им на любом вещном праве, обязаны убирать территории, прилегающие к их объектам, на расстоянии в пределах 10 метров по периметру от границ отведенного земельного участка, за исключением следующих случаев:

1) владельцы рынков обязаны убирать прилегающие территории по периметру отведенной территории в пределах 15 метров;

2) владельцы стационарных средств размещения информации и рекламы (афишных тумб, информационных стендов, рекламных щитов и др.) обязаны убирать прилегающую территорию по периметру отведенной территории в пределах 5 метров;

3) гаражно-строительные кооперативы, садоводческие, дачные, огороднические товарищества, владельцы автостоянок, парковок, предприятий по продаже, обслуживанию и ремонту автотранспорта — на ширину от 10 до 50 метров в зависимости от вместимости объекта, а также для автозаправочных станций (АЗС), автогазозаправочных станций (АГЗС) — в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;

4) владельцы контейнерных площадок обязаны убирать прилегающие территории по периметру отведенной территории в пределах 5 метров;

5) владельцы индивидуальных жилых домов обязаны убирать прилегающую территорию со стороны улиц, дорог, проездов — до проезжей части улицы, дороги; со стороны, не имеющей смежных земельных участков, предназначенных под застройку, — 10 метров;

6) владельцы, арендаторы объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков), владельцы, арендаторы временных сооружений общественного питания (летние кафе) обязаны убирать прилегающие территории по периметру отведенного земельного участка в пределах 10 метров, а со стороны улицы — до пересечения с пешеходной дорожкой (проезжей частью улицы);

7) для многоквартирных домов (за исключением нежилых помещений в многоквартирных домах) — в пределах границ отведенного земельного участка, с учетом придомовой территории;

8) для нежилых помещений многоквартирного дома, не относящихся к общему имуществу, в том числе встроенных и пристроенных нежилых помещений:

по ширине: в случае размещения нежилого помещения со стороны уличного фасада здания — до края тротуара или пешеходной дорожки, в случае их отсутствия до проезжей части улицы, дороги.

в длину — по длине части здания, занимаемого нежилым помещением.

В иных случаях — с учетом закрепленной за многоквартирным домом прилегающей территории, в соответствии с частью 7 настоящего пункта.

При определении ширины прилегающей территории учитывается необходимость содержания и благоустройства территорий и объектов благоустройства, используемых пользователями нежилых помещений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (дорожки, тротуары для входа в нежилое помещение, малые архитектурные формы, парковки, площадки, подпорные стенки и др. элементы благоустройства).

9) для нежилых зданий:

по длине — на длину здания плюс половина санитарного разрыва с соседними зданиями, в случае отсутствия соседних зданий — 10 метров;

по ширине — от уличного фасада здания до тротуара улицы, дороги (до края проезжей части улицы, дороги), а в случаях наличия местного проезда, сопровождающего основную проезжую часть улицы, — до ближайшего к зданию бордюра местного проезда.

10) для нежилых зданий (комплекса зданий), имеющих ограждение, — 10 метров от ограждения по периметру отведенной территории.

Если объект имеет санитарно-защитную зону, превышающую 10 метров в ширину по периметру отведенного земельного участка, — в границах санитарно-защитной зоны.

11) для отдельно стоящих тепловых, трансформаторных подстанции, зданий и сооружений инженерно-технического назначения на территориях общего пользования — 5 метров по периметру отведенного земельного участка.

12) для территорий, прилегающих к наземным, надземным инженерным коммуникациям и сооружениям, — по 5 метров в каждую сторону.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *