Сдача в магазине
Как быстро дать сдачу
Уважаемые читатели!
У газеты-вкладки “В мир информатики” появился свой электронный адрес: vmi@1september.ru.
Речь, конечно, идет не об ответе “ударом на удар”,
а о той сдаче, которую кассиру приходится отсчитывать в магазине, если вам требуется заплатить какую-то некруглую сумму, а у вас — только одна купюра некоторого достоинства.
Чтобы в подобном случае быстро и точно вычислить причитающуюся вам разницу между номиналом купюры и ценой товара, можно воспользоваться следующим приемом.
Пусть цена товара выражается некоторым целым числом, а вы даете продавцу купюру, номинал которой превышает (разумеется!) цену и представляет собой число, состоящее из некоторой цифры (десятков, сотен, тысяч…) и последующих нулей. Тогда для вычисления сдачи необходимо просматривать число цены справа налево и просто записывать (тоже справа налево) или запоминать цифры числа-сдачи, соблюдая следующие правила:
1) если значение цены заканчивается нулями, эти нули просто переходят в будущее значение сдачи;
2) для крайней справа ненулевой цифры в числе-цене в очередной позиции числа-сдачи записывается цифра, дополняющая соответствующую цифру цены до 10;
3) во всех последующих позициях числа-сдачи (которым в числе-номинале купюры соответствуют нули) будут находиться цифры, дополняющие соответствующие цифры цены до 9;
4) в крайней слева позиции сдачи записывается цифра, дополняющая соответствующую цифру цены до крайней слева цифры значения купюры минус один. Если крайняя слева цифра в номинале купюры равна 1, эта единица просто исчезает.
Когда в цене есть и копейки, то нужно в номинале купюры справа после количества рублей мысленно добавить разделитель рублей и копеек (точку или запятую) и еще два нуля. Дальнейшие расчеты аналогичны описанным, но с учетом того, что теперь в сдаче будут фигурировать и копейки.
При определенном навыке вы сможете сразу называть сумму сдачи и в виде “слева направо”, чем, конечно, очень удивите кассира.
Пример 1. Цена -1437 руб.48 коп., купюра — 5000 руб.
Пример 2. Цена -7400 руб., купюра — 10000 руб6.
Что делать, если у продавца нет сдачи?
Если продавец заинтересован в получении платежа, то он предложит вам вместо сдачи взять что-то еще из товара. Фактически тут скрытая «нагрузка» из советских времен. Если вам «дополнительно» ничего не надо, а на выбранный вами товар оплата достаточно приличная, продавец проявит инициативу и пойдет по другим отделам разменивать ваши деньги. Если товар «мелочный», вам придется искать размен своими силами.
Но как же тогда быть с хорошо известной фразой на тот счет, что покупатель всегда прав? А никак. Дело в том, что эта фраза нигде не узаконена. А с другой стороны, вроде как все еще действуют прежние финансовые правила, коль не появились новые? А в прежних покупателю дан шанс требовать сдачу в любом случае. Не верите? Вот выписка из письма Минфина России от 30 августа 1993 г. N 104 о правилах эксплуатации ККМ (контрольно-кассовых машин) при осуществлении денежных расчетов с населением: «…руководство магазина отвечает за то, чтобы обеспечить кассиров разменными купюрами и монетами в количестве, необходимом для расчетов с покупателями».
Но этому предписанию более десяти лет! Тогда оно касалось, скорее всего, тех магазинов, которые обслуживаются через РКЦ (расчетно-кассовые центры). Сейчас же много небольших частных магазинов.
Похоже, Минфин сделал попытку учесть и частный сектор торговли. Во всяком случае, чуть позже появилось письмо Правительства от 17 марта 1994 г. N 1−314/32−9 «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли», которым запрещается предлагать покупателю вместо денежной сдачи любые товары или требовать от потребителя самостоятельно разменивать деньги. Как видим, косвенно под это письмо вроде бы подпадает и частная розничная торговля. Радуемся? Но в статье 426 п. 1 гражданского кодекса черным по белому написано: «Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами». Речь о том, что кто-то платит наличными за товар точно по ценнику (тогда сдача не требуется), а кто-то подает за «мелочевку» большую купюру, и продавец вынужден будет «очистить» на сдачу кассу и остаться без разменной суммы.
Согласимся, ситуация спорная. По-своему будет прав продавец, которому смена оставила пустую кассу, и по-своему — покупатель, не желающий с тысячной купюрой рано утром бегать по всему городу в поисках размена. Но вернемся все же к вопросу: «Что делать, если у продавца нет сдачи?» Во времена СССР рекомендовалось требовать «Книгу жалоб и предложений» и оставлять в ней соответствующую эмоциям запись. Тогда это действовало, поскольку довольно четко работал народный контроль. Но где вы сейчас увидите такую книгу? Даже если она и есть, бесполезно в нее писать жалобу «на деревню дедушке». По логике, можно обратиться в Роспотребнадзор. Хотя у него и несколько иные функции, все же там при нескольких одинаковых жалобах проверяют порой и финансовую составляющую обслуживания покупателей. В крайнем случае, подавайте иск в суд. Но, как сами понимаете, чтобы судиться — нужно время. И, конечно, нужны крепкие нервы.
Какой же оптимистичный для покупателя вывод может быть из написанного? Пожалуй, более приемлемый способ не сталкиваться с ситуацией, когда у продавца нет сдачи, — иметь при покупке купюры разного достоинства в той сумме, которую предполагаете потратить при походе в магазин. Формально вы можете при конфликте посоветовать продавцу предложить владельцу магазина установить терминал для безналичной оплаты (через пластиковые банковские карты) или заключить расширенный договор с банком на финансовое обслуживание с завозом разменных сумм. В некоторых случаях продавцы создают на кассе разменный «фонд» из своих личных денег, а к концу работы изымают эту сумму себе в кошелек. Тоже решение проблемы.
А вообще, старайтесь обслуживаться там, где прежде у вас никогда не появлялись сложности с получением сдачи. Хотя, разумеется, совет этот бесполезен в дороге. И все же, на «своей» территории определитесь с магазинами, в которых вас уважают.
Теги: законодательство, потребитель, магазины, покупатели, деньги
Есть вопрос: «Что делать, если у продавца нет сдачи?»
У кассы в магазинах то и дело звучит привычное: «Сдачи не будет, ищите размен». Но должен ли покупатель обежать все близлежащие ларьки и канючить у каждого прилавка: «Разменяйте сто рублей, пожалуйста». Или всё-таки это работа продавца? И если так, то как его заставить? С этими вопросами The Village обратилcя в Общество защиты прав потребителей.
Татьяна Кошкина
юрист Общества защиты прав потребителей
Договор купли-продажи является публичным договором, поэтому к нему можно применить правила, установленные частью 3 статьи 426 гражданского кодекса РФ: «Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается». То есть, если у вас не берут ваши деньги, а отправляют их менять, это может означать фактический отказ продать товар.
В магазине должен быть некий объём наличности, позволяющий более-менее безболезненно обслуживать клиентов. В соответствии с письмом Минфина РФ № 104 от 30.08.2003 кассир обязан вместе с чеком выдать покупателю сдачу. И если кассир отказывается дать сдачу, ссылаясь на отсутствие денег, можно говорить о нарушении ваших прав.
Как отстоять свои права? Вариантов несколько. Но, к сожалению, приходится оговориться, что быстрых способов заставить кассира дать нам сдачу не существует. Мы можем их только воспитывать. Можно, например, написать жалобу в территориальное подразделение Роспотребнадзора. Они будут обязаны провести проверку и, скорее всего, оштрафуют руководство магазина.
Можно прибегнуть и к проверенному способу — книге жалоб и предложений. По закону она является документом строгой отчётности, её страницы должны быть пронумерованы и прошиты, а находиться она должна на видном месте в уголке потребителя. Напишите претензию, оставьте номера своих телефонов — в течение месяца с вами должна будет связаться администрация магазина или отделение Роспотребнадзора и сообщить, какие меры были приняты.