Базовая величина
Базовая величина
Базовая величина – экономический показатель, который используется в Беларуси как номинальный стандарт для определения размеров социальных пособий, пенсий, налогов и сборов и т.д. На сегодняшний день базовая величина оказывает свое непосредственное влияние и учитывается в реализации более двух сотен нормативно-правовых актов.
На текущий момент она равна – 27 руб.
Ранее показатель использовался для определения объема штрафных взысканий (до 2002 года) и формирования ставки расчетов арендных сборов (до 2014 года). В последствие от его использования пришлось отказаться в силу нерациональности и применения более удобных механизмов.
Расчет базовой величины не предполагает проведение оценки стоимости отдельных категорий товаров или иных нематериальных ресурсов. Ее размер утверждается на Совете Министров и используется для проведения последующих операций, уже исходя из установленного стандарта.
С течением времени коэффициент БВ динамично изменялся. На момент введения (1.03.2002 года) базовая величина составляла 10 тысяч белорусских рублей. В течение этого же года она два раза поднималась (до 12 тысяч рублей). С 2003 по 2006 сумма выросла до 31 тысячи рублей.
Самым долгим периодом стабильности ее показателей стал период с 01.12.2007 по 01.04.2012 года – он составлял 35 тысяч белорусских рублей. В апреле 2012 года БВ скачкообразно увеличилась, составив на тот момент 100 тысяч рублей, а с 01.10.2013 года ее показатель еще повысился — уже до 130 тысяч. В дальнейшем динамика роста сохраняла свою актуальность: на 01.01.2015 года размер базовой величины был утвержден в пределах 180 тысяч, а 01.01.2016 составил уже 210 тысяч белорусских рублей.
График изменения базовой величины 2002-2016
Дата | Размер, руб | Изменение, руб | Изменение, % | Нормативный акт | Дата акта |
---|
Базовая величина
Базовая величина – это экономический показатель, который определяет абстрактную ценность покупательской способности денег, не связанную с оценкой каких-либо конкретных материальных или нематериальных благ.
До 2002 года штрафы в Беларуси исчислялись в кратности к минимальной зарплате. В период с 1 января 2000 г. по 1 января 2002 года рост минимальной зарплаты составил более чем 450%. Соответствующая индексация штрафов оказалась неприемлемой. Поэтому в 2002 году был введен институт базовой величины.
Базовая величина устанавливается в соответствии с подпунктом 1.3 п. 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 15 февраля 2002 г. N 3 «О некоторых вопросах регулирования минимальной заработной платы» Советом Министров Республики Беларусь.
Размер базовой величины устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Период | Размер | Источник |
с 1 января 2020 года | 27 руб. | Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 декабря 2019 г. № 861 «Об установлении размера базовой величины» |
с 1 января 2019 года | 25 руб. 50 коп. | Постановлением Совета Министров от 27 декабря 2018 года №956 |
с 1 января 2018 года | 24 руб. 50 коп. | Постановление Совета Министров от 22.12.2017 № 997 |
с 1 января 2017 года | 23 руб. | Постановление Минтруда и соцзащиты от 28.11.2016 № 974 |
с 1 июля 2016 года | 21 руб. | Постановление Минтруда и соцзащиты от 27.06.2016 № 496 |
с 1 января 2016 года | 210 000 руб. | Постановлением Совета министров №?1059 от 18 декабря 2015 года |
с 1 января 2015 года | 180 000 руб. | Постановление Совмина от 29.12.2014 № 1255 |
с 1 апреля 2014 года | 150 000 руб. | Постановление Совмина от 25.03.2014 № 255 |
с 1 октября 2013 года | 130 000 руб. | Постановление Совмина от 26.09.2013 № 842 |
с 1 апреля 2012 года | 100 000 руб. | Постановление Совмина от 30.12.2011 № 1785 |
с 1 декабря 2007 года | 35 000 руб. | Постановление Совмина от 02.11.2007 № 1446 |
с 1 марта 2006 года | 31 000 руб. | Постановление Совмина от 11.02.2006 № 189 |
с 1 ноября 2005 года | 29 000 руб. | Постановление Совмина от 05.10.2005 № 1100 |
с 1 апреля 2005 года | 25 500 руб. | Постановление Совмина от 28.03.2005 № 330 |
с 1 ноября 2004 года | 24 000 руб. | Постановление Совмина от 15.10.2004 № 1290 |
с 17 января 2004 года | 17 500 руб. | Постановление Совмина от 12.01.2004 № 23 |
с 4 января 2004 года | 19 000 руб. | Постановление Совмина от 29.03.2004 № 346 |
с 30 сентября 2003 года | 16 500 руб. | Постановление Совмина от 26.09.2003 № 1220 |
с 1 мая 2003 года | 14 000 руб. | Постановление Совмина от 13.05.2003 № 630 |
с 1 марта 2003 года | 13 300 руб. | Постановление Совмина от 27.02.2003 № 280 |
с 1 декабря 2002 года | 12 000 руб. | Постановление Совмина от 16.12.2002 № 1750 |
с 1 сентября 2002 года | 11 100 руб. | Постановление Совмина от 04.09.2002 N 1211 |
с 1 марта 2002 года | 10 000 руб. | Постановление Совмина от 22.02.2002 N 243 |
К размеру базовой величины привязаны:
- единовременные пособия педагогическим, медицинским и фармацевтическим работникам, работникам культуры и искусства, специалистам сельского хозяйства и ЖКХ, работникам системы потребкооперации при прибытии на работу в районы, подвергшиеся радиоактивному загрязнению в результате аварии на ЧАЭС;
- денежная помощь на оздоровление отдельным категориям граждан;
- ежемесячные денежные выплаты гражданам, имеющим почетное звание «народный»;
- премии и стипендии президента Беларуси;
- пособия, стипендии и материальная помощь безработным;
- возмещение расходов иногородним студентам по найму жилья;
- минимальные ставки авторского вознаграждения;
- единовременное вознаграждение работникам организаций, спускающимся под воду для выполнения служебных обязанностей;
Тарифы по ОСАГО
По действующему законодательству каждый автовладелец в России обязан оформить полис ОСАГО – обязательного страхования автогражданской ответственности. Без страховки управлять транспортным средством запрещено. За нарушения закона предусмотрено административное наказание в виде штрафа.
Сегодня рассчитать стоимость автострахования для конкретного автомобиля можно всего за несколько минут. Сумма платежа зависит от размера базовой ставки и коэффициентов. В соответствии с указанием Центробанка РФ № 5000-У от 04.12.2018 установлен тарифный коридор — максимальные и минимальные значения базовой ставки ОСАГО, в пределах которых страховые компании определяют стоимость полисов.
Факторы формирования стоимости ОСАГО
Чтобы корректно посчитать ОСАГО, необходимо учитывать следующие параметры:
Мощность двигателя ТС. Чем больше показатель, тем выше расчетный коэффициент мощности (КМ). Так, если для транспортных средств с двигателями до 50 л. с. он составит 0,6, то для авто мощностью более 150 л. с. КМ увеличивается до 1,6.
Территория преимущественного использования (КТ). Водители в крупных городах чаще попадают в аварии, чем жители сельской местности. Поэтому для мегаполисов коэффициент выше, чем для регионов. Например, страховые тарифы ОСАГО в 2019 году для автовладельцев из Москвы включают территориальный коэффициент 2,0, а для подмосковных водителей — уже 1,7.
Возраст и стаж водителя (КВС). Чем меньше возраст и стаж автовладельца, тем выше будет стоимость полиса. Если он оформляется на несколько водителей, коэффициент КВС будет определяться по самому младшему и неопытному из них. А при открытом полисе полисе (это т.н. неограниченный список) коэффициент составит 1,87.
Число водителей, допущенных к управлению ТС (КО). При неограниченном списке базовый страховой тариф ОСАГО умножают на коэффициент КО=1,87. При отражении в полисе ограниченного перечня лиц — на 1,0, при условии, что эти водители имеют достаточный возраст и стаж.
Аварии в прошлом (бонус-малус, или КБМ). Безаварийная езда дает право на скидку. При аккуратном вождении в течение года стоимость полиса снижается на 5 %, в течение двух лет подряд – на 10 % и так далее. Максимально страховые тарифы ОСАГО могут быть снижены на 50 % в течение 10 лет.
Возможность использования транспортных средств с прицепом (КПР). Этот коэффициент актуален в первую очередь для юридических лиц, владельцев грузовых авто, мотоциклов и мотороллеров. На физлиц, владеющих легковым автотранспортом, его действие не распространяется.
Период использования транспортного средства (КС). Он отражает период времени в течение календарного года, на протяжении которого будет использоваться авто. Минимальный период использования в договорах с физлицами составляет 3 месяца.
Величина базовой ставки страховых тарифов
Базовая ставка страхового тарифа ОСАГО для физлиц и индивидуальных предпринимателей, управляющих транспортными средствами категории «В» и/или «ВЕ», устанавливается на основании следующих документов:
- Приказ № 163 от 09.06.2020 (pdf, 402.03 КБ)
- Приложение 1 к приказу № 163 от 09.06.2020 (pdf, 1.11 МБ)
Коэффициенты страховых тарифов
1. Коэффициент территории преимущественного использования транспортного средства (КТ)
Территория преимущественного использования ТС | Коэффициент для ТС, за исключением тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин | Коэффициент для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, за исключением ТС, не имеющих колесных движителей |
---|---|---|
Москва | 2 | 1,2 |
Московская область | 1,7 | 1 |
Санкт-Петербург | 1,8 | 1 |
Ленинградская область | 1,3 | 0,8 |
Екатеринбург | 1,8 | 1 |
Уфа | 1,8 | 1 |
Якутск | 1,2 | 0,7 |
Краснодар, Новороссийск | 1,8 | 1 |
Пермь | 2 | 1,2 |
Владимир | 1,6 | 1 |
Полный список городов и населенных пунктов отражен в указании Центрального банка РФ № 5000-У от 04.12.2018
2. Коэффициент КБМ
Класс на начало срока страхования | Коэффициент | Класс по окончании срока страхования с учетом наличия страховых случаев в предыдущие периоды страхования по вине страхователя | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
0 страховых выплат | 1 страховая выплата | 2 страховые выплаты | 3 страховые выплаты | 4 страховые выплаты и более | ||
М | 2,45 | 0 | М | М | М | М |
0 | 2,3 | 1 | М | М | М | М |
1 | 1,55 | 2 | М | М | М | М |
2 | 1,4 | 3 | 1 | М | М | М |
3 | 1 | 4 | 1 | М | М | М |
4 | 0,95 | 5 | 2 | 1 | М | М |
5 | 0,9 | 6 | 3 | 1 | М | М |
6 | 0,85 | 7 | 4 | 2 | М | М |
7 | 0,8 | 8 | 4 | 2 | М | М |
8 | 0,75 | 9 | 5 | 2 | М | М |
9 | 0,7 | 10 | 5 | 2 | 1 | М |
10 | 0,65 | 11 | 6 | 3 | 1 | М |
11 | 0,6 | 12 | 6 | 3 | 1 | М |
12 | 0,55 | 13 | 6 | 3 | 1 | М |
13 | 0,5 | 13 | 7 | 3 | 1 | М |
3. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (далее — коэффициент КО)
Договор обязательного страхования предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством | 1 |
Договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством | 1,87 |
Коэффициент КО для юридического лица устанавливается в размере 1,8.
4. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и водительского стажа лица, допущенного к управлению транспортным средством (далее — коэффициент КВС).
Примечание
При обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации, коэффициент КВС устанавливается в следующем размере:
- 1,7 — в отношении транспортного средства, владельцем которого является физическое лицо;
- 1 — в отношении транспортного средства, владельцем которого является юридическое лицо.
5. Коэффициент мощности двигателя легкового автомобиля
Мощность двигателя (лошадиных сил) | Коэффициент |
---|---|
До 50 включительно | 0,6 |
Свыше 50 до 70 включительно | 1,0 |
Свыше 70 до 100 включительно | 1,1 |
Свыше 100 до 120 включительно | 1,2 |
Свыше 120 до 150 включительно | 1,4 |
Свыше 150 | 1,6 |
6. Коэффициент КПР для ТС с прицепом
№ п/п | Прицеп в зависимости от типа и назначения транспортного средства | Коэффициент |
---|---|---|
1 | Прицепы к легковым автомобилям, принадлежащим юридическим лицам, к мотоциклам и мотороллерам | 1,16 |
2 | Прицепы к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее, полуприцепы, прицепы-роспуски | 1,40 |
3 | Прицепы к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 16 тонн, полуприцепы, прицепы-роспуски | 1,25 |
3 | Прицепы к тракторам, самоходным дорожно-строительным и иным машинам, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей | 1,24 |
4 | Прицепы к другим типам (категориям) и назначению транспортных средств | 1 |
7. Коэффициент периода использования ТС
Период использования транспортного средства | Коэффициент |
---|---|
3 месяца | 0,5 |
4 месяца | 0,6 |
5 месяцев | 0,65 |
6 месяцев | 0,7 |
7 месяцев | 0,8 |
8 месяцев | 0,9 |
9 месяцев | 0,95 |
10 месяцев и более | 1 |
Полная информация о коэффициентах дана в указании Центробанка РФ № 5000-У от 04.12.2018.
Быстро рассчитать стоимость покупки нового полиса и оформить его онлайн Вы можете на сайте «АльфаСтрахование». При возникновении вопросов обращайтесь к специалистам по телефону.
Базовая величина в Беларуси
Справочник » Базовая величина в Беларуси 27 руб. текущий размер базовой величины установлен 01.01.2020
С 2002 года в Беларуси устанавливается так называемая базовая величина – специальный экономический показатель, с помощью которого рассчитываются пенсии, пособия, налоги и многие другие платежи. Это абстрактное значение, пришедшее на смену другому инструменту – МРОТ (минимальному размеру оплаты труда). Размер базовой величины устанавливается в Совете Министров РБ.
На что влияет базовая величина в Беларуси?
Данная величина упоминается в более чем трехстах нормативно-правовых документах. На ее основе рассчитываются размеры:
- социальных выплат разным слоям населения – пенсий по возрасту и утрате кормильца, стипендий, пособий по уходу за ребенком и т.д.;
- обязательных отчислений в бюджет – налогов, сборов, пошлин;
- штрафов и взысканий ГАИ, различных контролирующих органов;
- арендной платы за недвижимость;
- премий и доплат (в государственных организациях).
Формула расчета базовой величины
Размер 1 базовой величины высчитывается по специальной формуле, с учетом дополнительных параметров – темпов инфляции, общего состояния экономики страны. Иногда она может оставаться неизменной на протяжении нескольких лет. Так было с декабря 2007 по апрель 2012 года, когда величина держалась на уровне 35 тыс. рублей. При ускорении инфляции темпы изменения БВ также повышаются. Самый короткий срок ее действия – всего 2 месяца (с марта по май 2003 года).
Базовая величина на сегодняшний день составляет 27.00 рублей. Она была установлена 1 января 2020 года. В размещенной ниже таблицей Вы можете ознакомиться с динамикой изменения БВ за последние годы в период с 2002 по 2020.
Дата с которой установлена базовая величина | Размер базовой величины (бел.руб.) | Нормативный акт, установивший размер БВ |
01.01.2020 | 27 | Постановление Совмина от 13.12.2019 №861 |
01.01.2019 | 25,5 | Постановление Совмина от 27.12.2018 №956 |
01.01.2018 | 24,5 | Постановление Совмина от 22.12.2017 №997 |
01.01.2017 | 23 | Постановление Совмина от 28.11.2016 №974 |
01.07.2016 | 21 | Постановление Совмина от 27.06.2016 №496 |
01.01.2016 | 210 000 | Постановление Совмина от 18.12.2015 №1059 |
01.01.2015 | 180 000 | Постановление Совмина от 29.12.2014 №1255 |
01.04.2014 | 150 000 | Постановление Совмина от 25.03.2014 №255 |
01.10.2013 | 130 000 | Постановление Совмина от 26.09.2013 №842 |
01.04.2012 | 100 000 | Постановление Совмина от 30.12.2011 №1785 |
01.12.2007 | 35 000 | Постановление Совмина от 02.11.2007 №1446 |
01.03.2006 | 31 000 | Постановление Совмина от 11.02.2006 №189 |
01.11.2005 | 29 000 | Постановление Совмина от 05.10.2005 №1100 |
01.04.2005 | 25 500 | Постановление Совмина от 28.03.2005 №330 |
01.11.2004 | 24 000 | Постановление Совмина от 15.10.2004 №1290 |
01.04.2004 | 19 000 | Постановление Совмина от 29.03.2004 №346 |
17.01.2004 | 17 500 | Постановление Совмина от 12.01.2004 №23 |
30.09.2003 | 16 500 | Постановление Совмина от 26.09.2003 №1220 |
01.05.2003 | 14 000 | Постановление Совмина от 13.05.2003 №630 |
01.03.2003 | 13 300 | Постановление Совмина от 27.02.2003 №280 |
01.12.2002 | 12 000 | Постановление Совмина от 16.12.2002 №1750 |
01.09.2002 | 11 100 | Постановление Совмина от 04.09.2002 №1211 |
01.03.2002 | 10 000 | Постановление Совмина от 22.02.2002 №243 |
Полезный параметр, упрощающий расчеты
1 базовая величина в Беларуси – очень скромная сумма. Однако это очень полезный и удобный для любого экономиста инструмент, облегчающий расчет многочисленных платежей. К тому же, в условиях нестабильного курса рубля и высокой инфляции он выполняет роль своеобразной «лакмусовой бумажки». По его изменениям можно судить о положении дел в экономике, общем состоянии финансового рынка страны. Правительство не планирует отказываться от этого инструмента, поэтому он будет актуальным еще долгое время.