Как работает росфинмониторинг?
Росфинмониторинг
Финмониторинг — это наблюдение со стороны государственных структур за экономической деятельностью компаний и бизнесменов, их денежными потоками, контроль и надзор за проведением определенных финансовых операций.
Проводится финмониторинг для того, чтобы противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Контроль за тем, как компании и предприниматели соблюдают законодательство в этой сфере, осуществляет Федеральная служба по финансовому мониторингу — Росфинмониторинг (п. п. 1 и 5 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента РФ от 13.06.2012 N 808).
Функции Росфинмониторинга
Росфинмониторинг осуществляет следующие функции:
-
Осуществляет контроль над деятельностью граждан и организаций в части соблюдения законов РФ о противодействии операций по отмыванию доходов, полученных нелегальным способом и финансированию террористических течений.
-
Привлекает данных лиц к ответственности, при обнаружении таковых правонарушений в соответствии с законодательством России.
-
Собирает, обрабатывает и анализирует данные об операциях и сделках, которые подлежат контролю.
-
Выявляет операции, свидетельствующие о незаконности осуществления сделок с имуществом или операций с денежными средствами, связанных с террористической деятельностью и отмыванием доходов.
-
Ведет учет организаций, реализующих сделки с имуществом или операции с денежными средствами в сфере деятельности которых нет органов надзора.
-
Разрабатывает и осуществляет разнообразные меры по предотвращению нарушений законов РФ о противодействии легализации доходов, которые получены противозаконным способом.
-
Взаимодействует и производит обмен информацией с международными организациями, компетентными службами иностранных государств.
-
Направляет полученные данные в правоохранительные органы по их запросам части противодействия легализации доходов и финансированию террористической деятельности.
-
Поддерживает в рабочем состоянии единую информационную базу.
-
Хранит в режиме повышенной секретности информацию, составляющую банковскую, государственную, коммерческую тайну и другие конфиденциальные сведения.
-
Осуществлять иные мероприятия.
Полномочия Росфинмониторинга
В своей работе Федеральная служба по финмониторингу имеет право:
-
Пресекать деятельность граждан и юридических лиц по нарушению законодательства РФ в указанной области.
-
Вносить предложения руководителям уполномоченных органов власти о привлечении к ответственности виновных лиц.
-
Запрашивать информацию и документы, необходимые для принятия окончательного решения, у уполномоченных органов и организаций.
-
Проводить исследования и экспертизы при помощи сторонних организаций.
-
Организовывать рабочие группы и комиссии.
-
Проводить расследования и проверки.
-
Пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
При осуществлении каких видов деятельности необходимо встать на учет в подразделения Росфинмониторинга
Встать на учет в подразделения Росфинмониторинга нужно отдельным организациям и предпринимателям, которые осуществляют операции с деньгами или иным ценным имуществом и деятельность которых не контролирует конкретная надзорная служба (ст. 5 и п. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).
Конкретно речь идет о лизинговых компаниях, операторах по приему платежей.
Кроме того, Росфинмониторинг контролирует организации и предпринимателей, оказывающих посреднические услуги по купле-продаже недвижимого имущества, а также коммерческие фирмы, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.
Для организаций и бизнесменов, в сфере действия которых имеется надзорный орган, постановки на учет в Росфинмониторинг не требуется.
Какие сведения о сделках необходимо представить в Росфинмониторинг
Нужно сообщать в Росфинмониторинг о сделках с движимым имуществом на сумму 600 000 руб. и более.
Например, если покупатель — физическое или юридическое лицо приобретает в ювелирном магазине изделия на сумму 600 000 руб., то магазин обязан представить информацию об этом в Росфинмониторинг.
Кроме этого, если сумма по сделке купли-продажи недвижимости равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб., или превышает ее, тогда об этом также нужно сообщить в Росфинмониторинг (п. 1.1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ). Например, сведения об этом подает фирма, оказывающая посреднические услуги по купле-продаже недвижимости, попросту говоря, риелторская компания.
Обязанность банков предоставлять сведения в Росфинмониторинг
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, совершаемым их клиентами.
Квалификация операции в качестве подлежащей обязательному контролю осуществляется на основании анализа всей имеющейся в кредитной организации информации, как предоставленной клиентом либо его представителем, так и полученной из иных источников информации, доступных кредитной организации на законных основаниях.
Ответственность за непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю
За непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, положен административный штраф.
Для должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб., для юрлиц — от 200 000 до 400 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 60 суток (п. 2 ст. 15.27 КоАП РФ).
В России растет спрос на финансовых разведчиков
- Чтобы сохранить этот материал в
избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
- Чтобы сохранить этот материал в
избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
А. Таранин
Выпускница Института финансово-экономической безопасности (ИФЭБ) при Московском инженерно-физическом институте Дарья Чуракова одна из первых получила диплом по новой отечественной специальности «финансово-экономическая безопасность» в 2012 г. Сейчас она дописывает кандидатскую диссертацию, которая посвящена анализу данных по финансовому мониторингу, а после защиты планирует работать в одной из банковских или государственных структур. Чуракова уверена, что проблем с трудоустройством у нее не будет: «Работодатели уже не раз обращались с предложениями о работе и ждут меня, и мои однокурсники еще до защиты диплома хорошо представляли, где будут работать».
Специалистов по финансово-экономической безопасности в России готовит только кафедра финансового мониторинга ИФЭБ. Всего ИФЭБ ежегодно выпускает около 100 специалистов по направлениям «Информационно-аналитические системы безопасности», «Экономическая безопасность», «Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере», «Информационная безопасность». Трудятся они, по данным ИФЭБ, в Росфинмониторинге, ЦБ, Роскомнадзоре, ФСБ, коммерческих банках, страховых, лизинговых и других компаниях.
Отдельного названия у профессии нет, сами же выпускники называют себя «финансовыми разведчиками», рассказывает Чуракова.
Спрос на финансовых разведчиков растет, констатирует старший менеджер отдела кибербезопасности PricewaterhouseCoopers (PwC) Владимир Наймарк. Только за последний год инвестиции российского бизнеса в безопасность выросли, по его оценке, в среднем на 30%. Компаниям нужны специалисты широкого профиля, которые не только специализируются на финансовой безопасности (например, способны предотвратить незаконный вывод денег из компании), но и имеют много сопутствующих знаний, рассказывает Наймарк. Банковские и страховые компании, стремясь сэкономить, уходят в онлайн, а значит, автоматически растут риски кибератак, приводит он пример.
На востребованность таких специалистов повлияло и изменение российского законодательства в области финансового контроля.
Специалисты широкого профиля
Задача финансового разведчика – предотвращать отмывание денег и финансирование терроризма, отслеживать и пресекать нелегальные финансовые потоки, бороться с киберпреступностью и экстремизмом, рассказывает замдиректора ИФЭБ по международной деятельности Елена Писарчик.
В «Яндекс.Деньгах» при помощи IT-системы финансовые разведчики анализируют данные 22 млн пользователей, рассказывает представитель компании Евгения Арнаутова. Это позволяет заранее наметить возможные схемы отмывания денег и проверить информацию о лицах, которые теоретически могут быть связаны с террористами или экстремистами. Перечень организаций и имен людей, занимающихся такой нелегальной деятельностью, сотрудники «Яндекс.Денег» получают в Росфинмониторинге.
Кадры для друзей
50 специалистов для Индии, Китая, Армении и других стран готовит ИФЭБ по заказу от Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, говорит Писарчик
В Qiwi, владеющей одноименной платежной системой, трудятся 10 финансовых разведчиков, рассказывает начальник отдела финансового мониторинга группы Qiwi Максим Белоконь. Они контролируют законность денежных потоков.
Востребованы финансовые разведчики и в инвестиционных компаниях: выпускник с такой специальностью может со временем стать аналитиком инвестиционного департамента, операционным директором или сотрудником юридического отдела, допускает представитель А1.
Опыт важнее диплома
К концу этого учебного года общее количество финансовых разведчиков, которых выпустит ИФЭБ, достигнет 250 человек. Но специалисты такого профиля выпускались, конечно, и прежде, несмотря на отсутствие специального вуза.
Поначалу компании принимали в отделы финансового мониторинга людей разных специальностей. В основном это были юристы, специалисты служб безопасности и внутреннего контроля банков, рассказывает Арнаутова. Тонкостям профессии финансового разведчика они обучались по ходу дела: анализировали финансовые схемы, сравнивали финансовую и юридическую картины происходящего в компаниях, параллельно выстраивая отношения с регулятором.
Чтобы заниматься этой профессией, диплом финансового разведчика иметь не обязательно, а вот опыт работы в банке весьма желателен, замечает директор Tax Consulting UK Эдуард Савуляк. Из четырех финансовых разведчиков, работающих в «Яндекс.Деньгах», только двое с профильным образованием. Остальные пришли в компанию из отделов внутреннего мониторинга российских банков. ЦБ еще в 2004 г. прописал требования к сотрудникам таких отделов: ими могут быть только специалисты с высшим образованием и с опытом работы с банковскими операциями не меньше одного года. Сотрудники отдела финансового мониторинга любого банка должны обязательно получить высшее экономическое или юридическое образование, подтверждает представитель банка «Хоумкредит» Ирэн Шкаровская – таково требование ЦБ.
В Qiwi работают три выпускника ИФЭБ, говорит представитель компании.
Сколько стоит разведчик
Ни одна из опрошенных «Ведомостями» компаний не согласилась раскрыть данные о диапазоне зарплат финансовых разведчиков. Но HR-специалисты высоко оценивают квалификацию таких сотрудников и утверждают, что их навыки предполагают высокий уровень оплаты труда.
Средняя зарплата новоиспеченного специалиста в области финансового мониторинга или финансовой безопасности в Москве – 66 000 руб., говорит Мария Игнатова, руководитель службы исследований HeadHunter. У кандидатов с трехлетним опытом работы и более узкой специализацией уровень оплаты труда может достигать 95 000 руб., а у специалиста с опытом работы более шести лет предел – 150 000 руб. Ежемесячный доход руководителя службы финансового мониторинга, по данным HeadHunter, составляет как минимум 180 000 руб.
По словам представителя Qiwi, максимальная зарплата уникального специалиста, занимающегося финансовой разведкой, может достигать и 350 000 руб. в месяц.
В Санкт-Петербурге зарплаты специалистов ниже на 20–25%, а в других регионах – на 40–60%, говорит Игнатова.
В госструктуры за связями
В госсекторе уровень зарплаты ниже, чем в коммерческих компаниях, тем не менее выпускники ИФЭБ готовы работать в госструктурах – Роскомнадзоре, Росфинмониторинге, ФСБ и др. По словам Писарчик, 50 из 100 выпускников ИФЭБ ежегодно трудоустраиваются именно в госсекторе. Около 5% из них учатся по заказу ведомств – например, Росфинмониторинга, рассказывает она. А в 2014 г. вуз начал сотрудничать с подразделением Роскомнадзора – ФГУП «Главный радиочастотный центр» – и отправил на практику 10 студентов, половина из которых осталась работать в Роскомнадзоре, получив диплом. Для финансового разведчика важно разобраться, как работает госсистема, а в коммерческих компаниях ценятся опыт и связи, наработанные в госструктурах, констатирует Савуляк.-
1. Что такое финмониторинг?
2. Цели финмониторинга
3. За что наказывает росфинмониторинг?
4. Электронная подпись для Росфинмониторинга
4.1 Как получить электронную подпись
4.2 Какие организации подпадают под обязательную отчетность
5. Как сдавать отчеты в Росфинмониторинг?
6. Как подключиться к личному кабинету на портале Росфинмониторинга?
7. Кто должен встать на учет и сдавать отчеты в Росфинмониторинг?
8. В какие сроки нужно встать на учет в Росфинмониторинг?
9. Представление информации в Росфинмониторинг
10. Отчетность адвокатов и нотариусов
11. Как сдавать отчет ломбардам
11.1 Ежеквартальный отчет ломбарда в Росфинмониторинг
11.2 Разовые отчеты ломбарда в Росфинмониторинг
11.3 Ответственность за непредоставления отчетности ломбарда в Росфинмониторинг
12. Полезное видео
Что такое финмониторинг?
Финансовый мониторинг (финмониторинг) — это наблюдение и сбор сведений о денежных операциях граждан (физических лиц) и предприятий и организаций (юридических лиц). Вести такую деятельность могут только субъекты, которые имеют отношение к финансовым потокам.
Денежным оборотом занимаются финансовые организации — банки, биржи, пенсионные фонды, страховые и ювелирные компании и т.д. Именно финансовые организации становятся субъектами финмониторинга, т.е. теми, кто его осуществляет.
В масштабах государства координацией денежных операций, сбором, хранением и обработкой информации занимается Федеральная служба по финансовому мониторингу или Росфинмониторинг. Официальный сайт — http://www.fedsfm.ru/
Служба является одним из действующих в России федеральных органов исполнительной власти и находится в подчинении у Президента РФ.
Существует два вида финмониторинга:
Обязательный. Этот вид входит в функции Росфинмониторинга и включает накопление информации и контроль финансовых потоков в пределах России и за границу.
Внутренний. Этот вид осуществляется финансовыми организациями при выполнении клиентами финансовых операций. Его задача определить те из них, которые соответствуют критериям обязательного мониторинга, зафиксировать и отправить данные о них в уполномоченный орган.
Цели финмониторинга
Основные задачи закона о финансовом мониторинге – не допустить легализации полученных незаконным (преступным) путем денежных средств, а также финансирования преступной деятельности, например — терроризма и наркоторговли.
Росфинмониторинг как организация борется с отмыванием денег. Термин «отмывание денег» — появился в США в первой половине прошлого века, тогда на полученные преступными бандами деньги была создана сеть прачечных. Поступавшие от них средства показывались как доходы от оказания услуг, прежде всего, стирки, становясь легальными («отмытыми»).
И сейчас незаконные доходы, например прибыль от продажи наркотиков и оружия различными способами размешаются на счетах в финансовых организациях. Далее полученные с этих счетов средства оказываются совершенно легальными («чистыми»), а их происхождение не вызывает сомнений. В дальнейшем такие деньги продолжают работать на финансирование криминальной деятельности.
Росфинмониторинг имеет право запрашивать любую информацию о движении средств по счетам организаций, предпринамателей и даже блокировать счета.
За что наказывает росфинмониторинг?
Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 08 мая 2009г.№103 утверждены рекомендации по разработке критериев выявления и определения признаков необычных сделок.
Критерии разработаны с целью создания единого эффективного механизма, который позволит определенным лицам противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.
К определенным лицам, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, согласно ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» относятся:
- кредитные организации;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры и лизинговые компании;
- организации федеральной почтовой связи;
- ломбарды;
- организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;
- организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
- управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
- организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
- операторы по приему платежей;
- коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
- кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
- микрофинансовые организации;
- общества взаимного страхования;
- негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
- операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных.
К числу индивидуальных предпринимателей, на которых также распространяются права и обязанности Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ относятся индивидуальные предприниматели:
- являющиеся страховыми брокерами;
- осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
- оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Также распространяются права и обязанности Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:
- сделки с недвижимым имуществом;
- управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
- управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
- привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
- создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.
Вышеперечисленные лица, кроме кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций, страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, в т.ч. сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов и ломбардов обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов полученных преступным путем и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля. Также обязаны назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.
Статьей 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение требовании законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Так непредставление в Росфинмониторинг информации о сомнительных операциях влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей;
- на юридических лиц — от 200 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Обратим внимание, что за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, предусмотрена уголовная ответственность. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными ценностями наказывается штрафом в размере до 120 000 рублей. Штраф может составлять и сумму заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года (ч.1 ст.174 УК РФ).
При крупном размере того же деяния применяется один из следующих видов наказания:
- штрафом в размере до 200 000 рублей;
- штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
- принудительными работами на срок до двух лет;
- лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до 50 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового (ч.2 ст.174 УК РФ).
На 2017г. приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу приказом от 28.02.2017г. №66 утверждена «Программа проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Электронная подпись для Росфинмониторинга
Согласно Федеральному закону №115-Ф3 от 7.08.01 «О противодействии отмыванию прибылей, получаемых незаконным путем и финансированию терроризма» организации, осуществляющие коммерческую деятельность, обязаны отправлять отчеты по операциям с финансами и связанным с ними имуществом.
Вся информация отправляется в виде электронных сообщений, подписанных электронной квалифицированной подписью.
Как получить электронную подпись
В интернет-системах, производящих отправки сообщений в финансовый мониторинг, вы можете узнать более подробные сведения о перечне организаций, которые обязаны иметь КЭП и отправлять в Росфинмониторинг информацию о проведенных финансовых операциях.
Сертификат квалифицированной подписи для отправки сведений вы можете получить в центре «Электронный экспресс», принадлежащем УЦ «Гарант», СКБ «Контур» и других подобных системах.
Данные порталы предназначены для отправок информации о денежных и товарных операциях в электронном виде.
Какие организации подпадают под обязательную отчетность
На сайте Росфинмониторинга выложена вся информация об организациях, отправляющих больше 10 отчетов ежегодно с помощью КЭП.
Отчитываться предстоит компаниям, чьи действия подпадают под положение Федерального закона №115. В их число, в первую очередь, входят:
- Финансово-кредитные учреждения
- Участники торгов на рынках ценных бумаг
- Ломбарды и страховые организации
- Лизинговые компании
- Букмекерские конторы
- Тотализаторы
- Организации, проводящие лотереи и основанные на риске разные игры (в их числе и электронные)
- Посреднические компании, проводящие сделки купли/продажи недвижимого имущества
- Операторы приема платежей
- Компании, выступающие коммерческими финансовыми агентами по заключению договоров уступки денежных требований.
Все эти и подобные организации подпадают под обязательный контроль Росфинмониторинга, и обязаны предоставлять в орган отчетность по денежным операциям или продаже имущества, то есть об операциях превышающих объем более 600 000 рублей. И в тех случаях, когда они, по своему характеру, относятся к одному из обозначенных в Законе видов, и о сомнительных действиях клиентов, имеющих дело с такими организациями.
Как сдавать отчеты в Росфинмониторинг?
Согласно письму отправка сообщений в Росфинмониторинг возможна следующими способами:
Через личный кабинет на портале Росфинмониторинга https://portal.fedsfm.ru. Возможен вход в личный кабинет по сертификату электронной подписи (ЭЦП) или по логин — паролю.
С помощью программного обеспечения АРМ «Организация-М» версии «Т», доступного по ссылке https://portal-ccwe.fedsfm.ru (без специальной настройки рабочего места указанная ссылка у Вас не откроется).
Как подключиться к личному кабинету на портале Росфинмониторинга?
Организации и лица, имеющие учетный номер в Росфинмониторинге или использующие АРМ «Организация», для первичной авторизации в личном кабинете на Портале используют:
логин: для юридических лиц — ИНН и КПП (слитно, без пробела), для физических лиц – ИНН;
пароль: для организаций, имеющих АРМ «Организация» — системное имя организации (первые пять цифр, указанные на ключевой дискете в правом нижнем углу), для организаций, не имеющих АРМ «Организация» — учетный номер организации в Росфинмониторинге.
В ином случае следует отправить заявку на регистрацию Личного кабинета на Портале Росфинмониторинга https://portal.fedsfm.
ru и заполнить соответствующую форму регистрации (для юридического, физического лица или индивидуального предпринимателя).
Заявка на регистрацию может быть подписана сертификатом электронной подписи или лично руководителем организации с проставлением печати (печатная форма заявки будет отправлена на электронную почту, указанную в заявке).
Печатную форму необходимо отправить по адресу: 107450, Москва, К-450, ул. Мясницкая, дом 39, строение 1.
После обработки Вашей заявки на подключение к Личному кабинету, на электронную почту, указанную при регистрации, будет выслан Логин и Пароль для входа.
После успешной первичной авторизации необходимо изменить пароль доступа к личному кабинету.
Кто должен встать на учет и сдавать отчеты в Росфинмониторинг?
К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, у которых возникает обязательство по взаимодействию с Росфинмониторингом относятся (статья 5 Федерального закона 115-ФЗ):
— кредитные организации
— профессиональные участники рынка ценных бумаг
— страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры и лизинговые компании
— организации федеральной почтовой связи
— ломбарды
— организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения
— организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме
— управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов
— организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества
— операторы по приему платежей
— коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов
— кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы
— микрофинансовые организации
— общества взаимного страхования
— негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию
— операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных
— индивидуальные предприниматели, являющиеся страховыми брокерами; индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; и индивидуальные предприниматели, оказывающие
— посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества
В какие сроки нужно встать на учет в Росфинмониторинг?
Постановка на учёт определена в Приказе Росфинмониторинга от 27.01.2014 № 58.
Постановка на учет в территориальном органе Росфинмониторинга организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется в течение 30 календарных дней с даты гос. регистрации юр.
Лица или ИП, либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юр. лица или внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.
Представление информации в Росфинмониторинг
Представление информации в рамках обязательного и факультативного финансового мониторинга.
Самостоятельной процедурой финансового мониторинга выступает представление агентом финансового мониторинга информации об операциях и сделках, подлежащих обязательному и факультативному мониторингу в Росфинмониторинге.
Агент финансового мониторинга обязан направить информацию об операции/сделке в Росфинмониторинг не позднее третьего рабочего дня со дня совершения операции, подлежащей обязательному мониторингу, или дня выявления подозрительной операции/сделки (данная операция может быть выявлена как непосредственно при ее проведении, так и в дальнейшем, например при проведении последующего финансового мониторинга).
В обоих случаях информация представляется в электронном виде. Однако, помимо сведений, представляемых в Росфинмониторинг в виде электронного сообщения, агенты финансового мониторинга вправе направить в Росфинмониторинг иную информацию на бумажном носителе.
Представление информации на бумажном носителе допускается также в связи с возникновением причин природного и техногенного характера (аварии, опасные природные явления, катастрофы, стихийные или иные бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей), в связи с которыми агент финансового мониторинга не в состоянии самостоятельно подготовить электронное сообщение с дальнейшим повторным направлением информации в электронном виде, по факту устранения препятствующих причин.
В целях исключения доступа третьих лиц к сведениям, содержащимся в сообщениях, агент финансового мониторинга при представлении информации по каналам связи подписывает данные сообщения ключом аутентификации (снабжает сообщение кодом аутентификации) и шифрует данное сообщение.
Как бумажные, так и электронные сообщения, содержащие информацию об операциях, подлежащих обязательному или факультативному финансовому мониторингу, строго формализованы.
Так, для кредитных организаций состав и структура сообщения закреплены в Положении Банка России от 29 августа 2008 г.
N 321-П “О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” .
Росфинмониторинг определяет каналы связи для передачи информации, формы кодирования сообщений, перечни кодов, подлежащих использованию при направлении сообщения.
При получении сообщения Росфинмониторинг проверяет как правильность кодов аутентификации и шифрования, так и правильность заполнения всех полей сообщения относительно операции, подлежащей обязательному или факультативному (дополнительному) финансовому мониторингу (формальный контроль), а также проверку достоверности получаемой информации (логический контроль). В случае обнаружения каких-либо несоответствий сообщение подлежит возврату агенту финансового мониторинга для исправления допущенных нарушений и повторного направления сообщения в Росфинмониторинг.
Представление информации по запросам Росфинмониторинга
Информация в Росфинмониторинг представляется не только в отношении выявленных операций, подлежащих обязательному или факультативному финансовому мониторингу, но и по запросам Росфинмониторинга, которые могут быть направлены агенту финансового мониторинга по следующим основаниям.
Во-первых, в рамках международного взаимодействия по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на основании международного поручения или письменного запроса от иностранного органа власти (“подразделения финансовой разведки”) о проверке законности проведенной операции в Российской Федерации согласно международному договору, заключенному Российской Федерацией.
Во-вторых, основанием для направления запроса агенту финансового мониторинга является необходимость проверки Росфинмониторингом достоверности и полноты получаемой информации от агентов финансового мониторинга.
Агенты финансового мониторинга обязаны представить запрашиваемую информацию в течение 5 рабочих дней с даты получения запроса от Росфинмониторинга, если Росфинмониторингом не установлены иные сроки представления ответа.
Отчетность адвокатов и нотариусов
Особенности представления информации адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.
Адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, также представляют информацию об операциях, в отношении которых у них имеются основания полагать, что они совершаются или могут быть совершены в целях легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма через адвокатскую или нотариальные палаты, с которыми Росфинмониторинг заключил соответствующие соглашения о взаимодействии.
Порядок передачи адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, информации о сделках или финансовых операциях регулируется Положением о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2005 г. N 82 “Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг” .
Как сдавать отчет ломбардам
В целях защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства путем государством устанавливается механизм противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В рамках данного механизма федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» устанавливается особый контроль над организациями, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом. В частности к таким организациям относятся ломбарды.
Ломбарды, как организации осуществляющие операции с денежными средствами, обязаны сдавать отчетность в Росфинмониторинг.
Действующим законодательством предусмотрены следующие виды отчетности ломбардов в Росфинмониторинг:
а) ежеквартальный отчет о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
б) разовые отчеты об операциях, подлежащих обязательному контролю, по срокам, установленным законодательством в зависимости от вида операции.
Ежеквартальный отчет ломбарда в Росфинмониторинг
Обязанность предоставлять ежеквартальный отчет в Росфинмониторинг установлена для ломбардов статьей 7 п.1. пп. 7 закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
В соответствии с данной статьей закона ломбарды не реже одного раза в 3 месяца обязаны осуществлять проверку своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг в порядке, установленном Центральным банком РФ по согласованию с Росфинмониторингом.
Порядок предоставления ежеквартального отчета ломбардами в Росфинмониторинг устанавливается Указанием ЦБ РФ от 15 декабря 2014 г. №3484-У «О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НЕКРЕДИТНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН СВЕДЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА».
Отчет предоставляется в Росфинмониторинг в виде формализованных электронных сообщений через личный кабинет на портале уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по каналам связи, определяемым и используемым уполномоченным органом для передачи информации, для чего необходима электронно-цифровая подпись.
Данный отчет сдавать необходимо, даже если деятельность не ведется, и нет клиентов.
Информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества направляется ломбардом в Росфинмониторинг не позднее 3 рабочих дней после дня окончания проведения такой проверки.
Разовые отчеты ломбарда в Росфинмониторинг
Помимо ежеквартального отчета в Росфинмониторинг ломбарды представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу следующую информацию:
об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю — не позднее 3-х рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции;
об операциях, в отношении которых при реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения об их осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем или финансирования терроризма — не позднее 3-х рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующей операции;
о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организаций и физических лиц — незамедлительно в день применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации и физического лица;
об операциях, приостановленных в соответствии с пунктом 10 статьи 7 закона — незамедлительно в день применения мер по приостановлению;
о случаях отказа по основаниям, указанным в статье 7 Федерального закона, от выполнения распоряжения клиента о совершении операции — в срок не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем совершения указанных действий.
Для исполнения данной обязанности ломбардами организуется внутренний контроль по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю в рамках которого разрабатываются правила внутреннего контроля и назначаются лица, ответственные за их исполнение, а также производится идентификация клиентов в определенных законом случаях.
Данная информация предоставляется ломбардами также в электронной форме через личный кабинет на портале уполномоченного органа в Интернете и заверяется электронно-цифровой подписью.
Ответственность за непредоставления отчетности ломбарда в Росфинмониторинг
В случае непредоставления ежеквартального отчета или разового отчета в Росфинмониторинг к ломбарду могут быть применены меры административной ответственности в соответствии со ст. 15.
27 КоАП, которая предусматривает штрафы для организаций от 50 000 рублей до 1 000 000 рублей, а для должностных лиц – от 10 000 рублей до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
По материалам сети Интернет.
О предоставлении информации об открытых счетах, операциях, движении денежных средств по расчетным счетам, операциях, подлежащих обязательному контролю, и фиктивных операциях по запросам арбитражных управляющих
Дата публикации: 11.09.2019
В связи с многократными запросами арбитражных управляющих о предоставлении информации об открытых счетах, операциях, движении денежных средств по расчетным счетам, операциях, подлежащих обязательному контролю, и фиктивных операциях информируем о следующем.
В части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ) предусмотрено, что граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ и другими федеральными законами.
Право свободно получать информацию означает право на свободный, без ограничений доступ к информации, кроме случаев, установленных законом.
Не ограничен доступ к массовой информации, перечень видов которой изложен в части 4 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ.
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Ограничения на доступ к информации обусловлены, прежде всего, ее содержанием (государственная, коммерческая или служебная тайна, личная и семейная тайна гражданина).
Так, в статье 8 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» для работников Росфинмониторинга установлена обязанность сохранения ставших им известными сведений, связанных с деятельностью уполномоченного органа, составляющих служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну или тайну связи.
Указанные требования направлены на недопустимость раскрытия информации, поступающей в Росфинмониторинг.
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2012 № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу», Росфинмониторинг осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, исключительно в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации Росфинмониторинг обязан обеспечить конфиденциальность ставшей ему известной информации при принятии (осуществлении) мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Дополнительно сообщаем, что при направлении запросов арбитражным управляющим следует также учитывать информационное сообщение «О предоставлении информации арбитражным управляющим», опубликованное 29.08.2017 года на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.fedsfm.ru в подразделе «Информационные сообщения» раздела «Пресс-служба».