Кому подчиняются следователи МВД?

Кому подчиняются следователи МВД?

Кому подчиняется следователь полиции

СК отдельно от МВД, друг другу не подчиняются.
И там, и там есть следователи, компетенция разделена в уголовно-процессуальном кодексе (кто какими статьями занимается).

Как уточнилось, Росгвардия НЕ входит в структуру МВД — это отдельная федеральная служба:
Федера́льная слу́жба войск национа́льной гва́рдии Росси́йской Федера́ции

Все силовые структуры были собраны в единую росгвардию, подчинённую личному другу президента во избежания перехода на сторону восставших отдельных подразделений во главе с их командирами в случае попыток государственных переворотов, бунтов, революций и т.д. Это очень сильно ухудшило оперативность работы, поскольку теперь полиция вынуждена «заказывать» СОБР для проведения спецопераций заранее, в результате опера чаще стали ходить на задержания без «тяжёлых», если оперативная обстановка не даёт возможности долго их ждать. Однако, принято решение, что безусловная лояльность всех силовых подразделений президенту более приоритетна в складывающейся внутриполитической обстановке.

Все структуры полиции и росгвардии входят в МВД и формально подчиняются министру внутренних дел.
Следователи есть в следственных отделах полиции и есть в следственном комитете. Это разные структуры с разными задачами и полномочиями. Следственный Комитет не входит в МВД и напрямую подчинён президенту Российской Федерации.
Следственные отделы в полиции занимаются предварительным следствием, на основании результатов которого может быть принято решение о возбуждении уголовного дела, или об отказе в возбуждении. Например терпила принёс заявление, в котором сообщает, что в отношении него было совершено преступление: его в циничной форме при свидетелях изнасиловали три здоровых негра. Полицейские следователи проведут проверку данной информации, опросят свидетелей, проведут экспертизу, и при подтверждении будет возбуждено уголовное дело. А вот разыскивать трёх негров будут уже следователи Следственного Комитета.

Всевозможные силовые подразделения, такие как ОМОН, СОБР и Внутренние Войска входят в росгвардию. Каждая из этих структур имеет собственного руководителя (который подчиняется командиру росгвардии и им назначен), и руководителей подразделений на местах. Задачи у них тоже разные.
Например предположим ситуацию: в каком-то городе начали происходить массовые беспорядки. Для их подавления и наведения порядка будет задействован ОМОН. Он оцепит улицы, изобьёт по почкам и унесёт в автозак наиболее буйных участников беспорядков. Предположим, вслед за этим начнутся массовые бунты, вооружённая попозиция пойдёт на захват почты, телефона и телеграфа. В этом случае будут введены подразделения Внутренних Войск с бронетехникой, пулемётами и гранатомётами, и покажет восставшим, что бывает если Путина не любить. А затем Следственный Комитет проведёт расследование (в рамках возбуждённых уголовных дел) и выяснит, что организаторами восстания была банда Елисея Нахального, окопавшаяся на хуторе возле леса в Кирове. И вот тогда отряд СОБРа туда приедет и проведёт спецоперацию с дымовыми гранатами и запрыгиванием в окна с тарзанок, выведет всех в наручниках и передаст уже в суд, где прокуратура вынесет обвинения, а суд примет решение всех расстрелять. Но поскольку на это наложен мораторий — посадить пожизненно, ну или там дать очередной условный срок и отпустить.

А полиция между тем занимается охраной общественного порядка и расследованиями мелких преступлений имущественного характера. Например если отпущенный на условный срок Елисей Нахальный заявит, что в то время, пока он боролся с режимом и страивал революцию, какие-то урки разбили стекло в его машине и украли оттуда магнитолу — то этим будет заниматься полиция.
А вот выяснять, кто и за сколько продал Елисею Нахальному дурь, обдолбавшись которой он решил поднять народ на восстание, будет другое подразделение росгвардии — служба по борьбе с нелегальным оборотом наркотиков. Бывшая ФСКН. И когда эти сотрудники найдут склад дури — для его захвата они опять вызовут СОБР в масках, с гранатами и тарзанками.

Kordhard, Все структуры полиции и росгвардии входят в МВД и формально подчиняются министру внутренних дел.

Все-таки нет, Росгвардия — отдельная от МВД структура, как оказалось:

Указ Президента Российской Федерации от 30.09.2016 № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации»
— Отдельная структура, непосредственно подчиняется президенту.

+ Небольшое уточнение:
Следственные отделы в полиции занимаются предварительным следствием, на основании результатов которого может быть принято решение о возбуждении уголовного дела, или об отказе в возбуждении.

Предварительное следствие — это уже после того, как дело возбуждено.
До этого — доследственная проверка, которую проводят как в следственных отделах МВД, так и в СК, по своей компетенции.

Кто является начальником дознавателей и следователей. Если начальник полиции говорит, что они ему не подчиняются.

Добрый день, уважаемая, Ирина

начальником следователя, дознавателя является начальник следственного отдела.

Удачи Вам и вашим близким!!

Спасибо за объяснение!

УПК РФ, Статья 40.2. Начальник органа дознания

(введена Федеральным законом от 30.12.2015 N 440-ФЗ)

1. Начальник органа дознания уполномочен:

1) поручать проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном настоящим Кодексом, а также производство дознания и неотложных следственных действий по уголовному делу, лично рассматривать сообщения о преступлении и участвовать в их проверке;

2) продлевать в порядке, установленном настоящим Кодексом, срок проверки сообщения о преступлении;

3) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве органа дознания, дознавателя;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий;

5) рассматривать материалы уголовного дела и письменные возражения дознавателя на указания начальника подразделения дознания и принимать по ним решение;

6) поручать должностным лицам органа дознания исполнение письменных поручений следователя, дознавателя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также об оказании содействия при их осуществлении;

7) принимать решение о производстве дознания группой дознавателей и об изменении ее состава;

8) выносить постановление о восстановлении дознавателем утраченного уголовного дела либо его материалов;

9) возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного дознания, производстве дознания в общем порядке, пересоставлении обвинительного акта или обвинительного постановления;

10) утверждать обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

11) осуществлять иные полномочия, предоставленные начальнику органа дознания настоящим Кодексом.

2. Начальник органа дознания по отношению к дознавателям, уполномоченным им осуществлять предварительное расследование в форме дознания, обладает полномочиями начальника подразделения дознания, предусмотренными статьей 40.1 настоящего Кодекса.

3. В органах внутренних дел Российской Федерации полномочия начальника органа дознания осуществляют также заместители начальника полиции.

А организация работы у вас какая?

1. На «неочевидках» отдельные люди? У нас сейчас да.
2. Отказные приходится самим собирать и сдавать? У нас сейчас отказной выносит дознаватель, а составляет опись, подшивает и подписывает служба которыя выявила преступление.

3. Служба которая выявила преступление, сопровождает его до конца?
У нас да, характеризующий материал, доставление свидетелей подозреваемых все на них.

Раньше сами все делали, пока не заняли 9 место из 9 по итогам полугодия.

А так низко упали из-за возврата дел с суда.

Julia 22.07.2007 11:57

licemer, ты знаешь, я уже некоторое время не работаю в ОД :sorry:

могу только сказать как было при мне:
1. у нас на «баранках» сидит один человек, завалился в них по уши.
2. отказные делаем самостоятельно, начиная постановлением, заканчивая описью
3. 100% сопровождение (в теории). Хотя, если кто-то чего-то не желает сопровождать, всегда же можно позвонить его начальству :bigwink:

licemer 22.07.2007 12:08

В целях совершенствования деятельности отделов (отделений, пунктов) полиции территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне — приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Типовое положение об отделе (отделении, пункте) полиции территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне.

2. Министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации обеспечить приведение подчиненными территориальными органами МВД России на районном уровне положений об отделах (отделениях, пунктах) полиции в соответствие с настоящим приказом.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-майора полиции А.А. Гостева.

Министр
генерал-полковник полиции
В. Колокольцев

Приложение
к приказу МВД России
от 10 июля 2013 г. № 535

Типовое положение
об отделе (отделении, пункте) полиции территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне

1. Настоящее Типовое положение определяет основные полномочия и организацию деятельности отдела (отделения,» пункта) полиции территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне*(1).

2. Действие настоящего Типового положения распространяется на отделы (отделения, пункты) полиции, входящие в состав управлений, отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям (включая отделы (отделения, пункты) полиции, входящие в состав управлений внутренних дел по административным округам Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве, управления внутренних дел по г. Сочи Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю), управлений, отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям.

3. Отдел (отделение, пункт) полиции является структурным подразделением территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, реализующим задачи и полномочия органов внутренних дел Российской Федерации*(2) на территории муниципального образования (поселения или части внутригородской территории)*(3). Границы территории обслуживания отдела (отделения, пункта) полиции определяются правовым актом руководителя соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне.

4. Основными направлениями деятельности отдела (отделения, пункта) полиции являются:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания;

4) розыск лиц;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

8) осуществление в пределах компетенции экспертно-криминалистической деятельности.

5. Отдел (отделение, пункт) полиции в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»*(4), иными федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законами соответствующего субъекта Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах его компетенции, нормативными правовыми актами МВД России, правовыми актами соответствующих территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях, а также положением об отделе (отделении, пункте) полиции.

6. Отдел (отделение, пункт) полиции осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями территориального органа МВД России на районном уровне, другими органами внутренних дел, структурными подразделениями соответствующих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а при решении совместных задач отдел (отделение, пункт) полиции обеспечивает взаимодействие с органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

7. Деятельность отдела (отделения, пункта) полиции является открытой для общества и публичной в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.

8. Отдел (отделение, пункт) полиции создается, реорганизуется и ликвидируется в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.

II. Полномочия

9. Отдел (отделение, пункт) полиции, реализуя на территории обслуживания задачи и полномочия органов внутренних дел:

1) осуществляет прием и регистрацию (в том числе в электронной форме) заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; своевременно принимает по ним меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

2) обеспечивает незамедлительное прибытие сотрудников органов внутренних дел на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, а также пресечение сотрудниками органов внутренних дел противоправных деяний, устранение угроз безопасности граждан и общественной безопасности, документирование обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;

3) осуществляет оказание первой помощи лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;

4) разрабатывает и принимает в пределах своей компетенции меры по предупреждению преступлений и административных правонарушений, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению; участвует в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвует в пропаганде правовых знаний;

5) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность;

6) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации розыск лиц и похищенного имущества, а также деятельность по установлению имущества, подлежащего конфискации;

7) принимает в пределах компетенции меры по идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе, а также меры по идентификации неопознанных трупов;

8) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по уголовным делам;

9) осуществляет производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел; обеспечивает в пределах компетенции исполнение административных наказаний;

10) обеспечивает совместно с органами местного самоуправления безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках и в других общественных местах городов и иных населенных пунктов;

11) обеспечивает совместно с представителями органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок, оказывает в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;

12) осуществляет в пределах компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль в области оборота оружия;

13) осуществляет в пределах компетенции экспертно-криминалистическую деятельность;

14) обеспечивает в соответствии с федеральным законом и в пределах компетенции проведение государственной дактилоскопической регистрации и государственной геномной регистрации;

15) обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование;

16) осуществляет в пределах компетенции контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений, а также участвует в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно;

17) участвует в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России в осуществлении контроля за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций порядка регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства порядка временного или постоянного проживания, временного пребывания в Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации;

18) обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации выполнение возложенных на органы внутренних дел обязанностей в ходе избирательных кампаний, при подготовке и проведении референдумов;

19) участвует в реализации региональных программ, законов соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а также в пределах своей компетенции в разработке и реализации муниципальных программ;

20) участвует в пределах своей компетенции в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или на территории субъекта Российской Федерации, а также в проведении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

21) реализует меры по выполнению мероприятий по гражданской обороне, повышению устойчивости работы отдела (отделения, пункта) полиции в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;

22) участвует в пределах своей компетенции в территориальной обороне Российской Федерации;

23) организует прием граждан, своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

24) информирует выборных должностных лиц местного самоуправления (глав муниципальных образований) о состоянии правопорядка на территории обслуживания, а также соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования;

25) оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка;

26) оказывает содействие государственным и муниципальным органам, депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатам представительных органов муниципальных образований, зарегистрированным кандидатам на должность Президента Российской Федерации, зарегистрированным кандидатам в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, кандидатам на выборные должности местного самоуправления, должностным лицам, членам избирательных комиссий, комиссий референдума, представителям общественных объединений и организаций в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность;

27) осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, а также правовыми актами соответствующих территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях.

10. Отдел (отделение, пункт) полиции в целях реализации своих полномочий имеет право:

1) запрашивать и получать в установленном порядке от государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций документы, справочные и другие материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к его компетенции;

2) использовать возможности органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3) участвовать в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности органов внутренних дел на территории обслуживания;

4) использовать в своей деятельности информационные системы, системы связи и передачи данных, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру;

5) применять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе оказания государственных услуг, а также электронные формы взаимодействия с государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями;

6) использовать достижения в области науки и техники, современные технологии и информационные системы.

III. Организация деятельности

11. Отдел (отделение, пункт) полиции возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне (за исключением отделов МВД России по районам г. Москвы, ОМВД России по городскому округу Троицк г. Москвы).

12. Начальник отдела (отделения, пункта) полиции осуществляет руководство отделом (отделением, пунктом) полиции на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на отдел (отделение, пункт) полиции задач.

13. Начальник отдела (отделения) полиции имеет двух заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне в установленном МВД России порядке.

14. Организационное построение (структура), должностной и численный состав отдела (отделения, пункта) полиции определяется штатным расписанием территориального органа МВД России на районном уровне, утвержденным руководителем соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне.

15. Начальник отдела (отделения, пункта) полиции:

1) организует деятельность отдела (отделения, пункта) полиции, планирование и координацию деятельности его структурных подразделений на территории обслуживания, докладывает руководителю соответствующего территориального органа МВД России на районном уровне о результатах осуществления своих полномочий;

2) распределяет обязанности между своими заместителями; делегирует в установленном порядке часть предоставленных ему организационно распорядительных полномочий своим заместителям*(5);

3) утверждает положения о структурных подразделениях отдела (отделения, пункта) полиции;

4) обеспечивает соблюдение законности при осуществлении сотрудниками отдела (отделения, пункта) полиции оперативно-служебной деятельности; организует и осуществляет контроль за законностью решений и действий должностных лиц отдела (отделения, пункта) полиции;

5) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленном порядке информирование населения, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций о деятельности отдела (отделения, пункта) полиции, а также обеспечивает в установленном нормативными правовыми актами МВД России порядке отчеты участковых уполномоченных полиции о результатах работы перед гражданами, проживающими на обслуживаемом ими административном участке (нескольких административных участках);

6) обеспечивает в части, касающейся органов внутренних дел, реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными, региональными, местными и ведомственными целевыми программами, а также организует рациональное использование результатов, полученных в ходе реализации указанных программ;

7) проводит работу по отбору, расстановке, воспитанию и профессиональной подготовке сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих, работников отдела (отделения, пункта) полиции; организует и осуществляет морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности отдела (отделения, пункта) полиции;

8) вносит в установленном порядке в соответствующий территориальный орган МВД России на районном уровне предложения о назначении на должность и освобождении от должности своих заместителей*(5), а также других руководителей (начальников), должности которых входят в номенклатуру территориального органа МВД России на районном уровне;

9) реализует в пределах компетенции меры, направленные на охрану и укрепление здоровья сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих, работников отдела (отделения, пункта) полиции;

10) обеспечивает соблюдение требований и нормативов по инженерно-техническому укреплению объектов, используемых отделом (отделением, пунктом) полиции, их антитеррористической защищенности;

11) организует и обеспечивает в пределах компетенции мобилизационную подготовку и мобилизацию в отделе (отделении, пункте) полиции;

12) вносит в соответствующий территориальный орган МВД России на районном уровне предложения о поощрении сотрудников, работников замещающих должности в отделе (отделении, пункте) полиции, а также в пределах компетенции граждан, оказывающих содействие органам внутренних дел в охране общественного порядка и помощь в раскрытии преступлений или установлении (розыске) лиц, их совершивших;

13) организует и ведет прием граждан; рассматривает предложения, заявления и жалобы по вопросам деятельности отдела (отделения, пункта) полиции, принимает по ним необходимые меры;

14) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России полномочия руководителя органа дознания и органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность;

15) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами соответствующего субъекта Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах его компетенции, нормативными правовыми актами МВД России, а также правовыми актами соответствующих территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях.

16. Делопроизводство и мероприятия по режиму секретности в отделе (отделении, пункте) полиции осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.

*(1) Далее — «отдел (отделение, пункт) полиции».

*(2) Далее — «органы внутренних дел».

*(3) Далее — «территория обслуживания».

Автор Корыто

Оригинальный пост датирован 2016 г.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Приведенные примеры документов содержат сведения, не предназначенные для чувствительных натур и иных лиц со слабыми показателями устойчивости к реальности в первозданном или адаптированном ее виде.

Статья носит информационный характер и направлена на ликвидацию некоторых слухов и мифов насчет работы правоохранительных органов и их внутреннего документооборота.

Расскажу про систему взаимодействия правоохранителей между собой и несколько особенностей такого взаимодействия. Рассказ обрывистый и не совсем системный т.к. про это можно тома писать, но я постарался изложить основные моменты в том виде, в котором они есть на настоящий момент.

Основные действующие лица:

1. Оперативные работники (опера, оперативники) — специальные сотрудники полиции, ФСИН и ФСБ. Для большинства людей есть хоть какая-то вероятность встретить оперов именно из полиции (убойный отдел, ОБЭП (ныне ОЭБиКП) и пр.), оперативники других служб являются наименее вероятными к контакту. У оперативников есть доступ без санкции суда (получение которой отдельная песня) почти ко всей информации, которая им нужна. Такая информация не может быть в основе уголовного дела, но никто не мешает после того. как оперативник накопал нужную информацию передать следователю, чтобы тот уже получив санкцию суда, получил эту же информацию с соблюдением норм УПК РФ. Их деятельность регулируется Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», который сам по себе одно большое нарушение Конституции РФ. Опертивники осуществляют поиск и выстраивание связей, взаимных контактов «на земле». Особенности: плохо знают закон (мешает работать нормально), обладают очень деформированной личностью в плане профессиональных изменений, все с «двойным дном» и очень обманчивой внешностью. Основная задача — найти для следователя тех самых, кто причастен, собрать первичный материал. По возможности — расколоть пойманного за счет примитивного давления на психику или побоев.

2. Следователи — специальные сотрудники полиции, СК РФ, ФСБ. Наибболее вероятны встречи со следователями первых трех структур. В своей работе взаимодействуют с оперативниками по вопросу поиска (опера ищут, следователи надлежащим образом закрепляют доказательства с соблюдением норм УПК РФ). Основная задача следователя — надлежащим образом закрепить те данные, которыые нарыли опера. Опер прорабатывает десятки или сотни людей на связи с преступлением, но из них только 1 или 2 реально причастны при беглом изучении. С этими 1 или 2 людьми уже под протокол общается следователь (просто физически допросить десятки или сотни людей в поиске нужных 1 или 2 не очень рационально, да и тома бы тогда росли не по дням, а по часам). Следователь назначает все экспертизы и формирует дело. Того человека, которого притащили опера (пусть даже очевидно не причастный, но признавший вину на бумаге) не подойдет по совокупности доказательств (ну не был он в этом городе в этот день вообще, например), то следователь дает разгоняй операм и заставляет работать снова по тому же делу. Может проявить изощренность и интеллект при работе с допрашиваемым, бьет редко (оставляет это операм), применяет более интеллектуальные способы допроса.

Особенности: юридически более подкован, чем опера; так же имеет «двойное дно», психологические навыки более развиты, может грамотно сформировать тома дела и перед судьей выступить с ходатайствами.

3. Руководитель следственного оргага — есть там же, где и следователи. Встречается редко, основные функции — задает направление ходу следствия исходя из собственного большого опыта, подписывает некоторые ходатайства перед судом (следователь не все может сделать от собственного имени), распределяет дела между следователями, осуществляет взаимодействие с прокуратурой.

Особенности: опытный следователь в прошлом, хитер как черт, почти не заметен при всей работе. Сам дела не ведет (кроме отдельных исключений).

4. Дознаватель — работник ФСИН, ФССП, ФСБ, МЧС, полиции и таможня. Осуществляет дознание (по сути — аналог предварительного следствия по некоторым категориям дел (как правило, меньшей степени тяжести, чем следователи расследуют). Если что-то серьезное или в отношении особо важных лиц — передают следователям. останавливаться на дознании особо не буду т.к. мало интересного для читателей данного ресурса там есть.

Особенности: не такой умный и хитрый как следователь, но не стоит его недооценивать.

5. Оперативно-следственная группа — впервые появилась во время когда Чайка был прокурором Иркутской области (он же и впервые ввел), после получило широкое распространение т.к. упрощало много процессов. По сути это опера + следователи одновременно. Выезжают на место преступления, совместно осуществляют мозговые (и не только) штурмы и пр.

Особенности: могут наиболее быстро и качественно наштамповать том-другой уголовного дела за сутки. Ну а по большому счету — смотрите отдельно про следователя и отдельно про оперативника.

6. Прокурор — трудится в Прокуратуре РФ (единый орган для всей РФ с описанными функциями). Рассматривает жалобы (как-бэ) на всех правоохранителей (результат известен, я думаю), осуществляет надзор за дейстельность следователей в процессе расследования уголовного дела на предмет совсем уж жестких нарушений. Прокурор единственный представляет государственное обвинение в суде, то есть после окончания расследования дела следователем прокурор утверждает обвинительное заключение и с его визой дело идет в суд. На этапе предварительного следствия может прекратить уголовное дело. В суде поддерживает обвинение и отдувается за косяки следствия, которые проглядел (судья, как правило, относится снисходительно к большинству косяков, если они не совсем уж вопиющие).

Особенности: если это прокурор старше 40 лет — скорее всего бывший следователь со всеми вытекающими последствиями, если моложе 40 лет — есть большой шанс, что этот сотрудник пришел в прокуратуру работать после разделения СК и Прокуратуры, никогда не работал плотно со следствием, вероятно — чей-то сын просто. Встречались даже немного лоховатые люди. Разделение где-то 80/20 в пользу бывших следователей.

7. Суд — в лице конкретного судьи по уголовным делам осуществляет контроль за законностью действий правоохранительных органов (рассматривает жалобы), выдает санкцию на помещение в СИЗО, получение доступа к информации, которая охраняется Конституцие (легальная прослушка, котороую к делу пришить можно, получение распечаток телефонных соединений, доступ к переписке ВК и прочее). Ставит человека в розыск. После окончания предварительного следствия рассматривает вопрос о достаточности доказательств для привлечения конкретного лица к уголовной ответственности.

Особенности: большинство судей по уголовным делам бывшие следственные или прокурорские работники, входят в положение следователя и закрывают глаза на нарушения закона. Мало шансов на оправдательный приговор — за это приходится отчитываться каждый раз.

Пример работы:

1. Сообщение о факте преступления (или сами нашли) — выезжает оперативно-следственная группа и производит осмотр места происшествия с закреплением всех доказательств и сбором новых.

2. Проработка версий преступления — опера с помощью своих контактов, знаний и доступа почти ко всему собирают и проверяют всю информацию до тех пор, пока не найдут что-то интересное.

3. Отработка конкретной версии — опера нашли что-то стоящее или кого-то стоящего и передают следователям для дальнейшей работы и оформления в соответствии с УПК РФ. Если надо — следователь через суд получает санкцию на помещение в СИЗО.

4. Окончательный сбор доказательств и формирование обвинительного заключения — следователь формирует дело и готовит его для отправки в суд через прокурора.

5. Доработка обвинительного заключения — Прокурор говорит что надо исправить (отправляет следователю на доследование). Как правило, еще пока дело у следователя, прокурор указывает все недостатки для того, чтобы дело прошло с первого раза.

6. Отправка дела в суд — обвинительное заключение с томами дела идут в суд, где судья уже знаком почти полностью с содержанием дела.

Отдельные заметки:

1. Помним про статью 51 Конституции РФ и не стесняемся на ее основании молчать.

2. Расследуют дело активно только первый месяц-полтора (при отсутствии новых эпизодов интерес к делу теряется)

3. Розыск лица длится активно не более 2-3 месяцев, потом дело ложится на полку.

4. Опер колет кулаками, следователь колет интеллектуально.

5. При намерении решить вопрос — чем раньше это сделаешь, тем проще и дешевле.

6. При попадании в СИЗО почти 100% дадут реальный срок т.к. в противном случае надо будет признать, что и правоохранители и суд ошиблись. А так нельзя.

Все изложенное выше является открытой информацией, но ее изложения в понятном виде мало кто получал. Да и немного вставок от себя я внес для более простого понимания. А кому надо конкретнее и точнее — смотрите уголовно-процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности».

Приведенные ниже документы изменены и обезличены по понятным причинам. Грамматически и иные ошибки сохранены или воспроизведены для более натурального сходства с оригинальными документами

Основные действующие лица, места, события, использованные в примерах документов:

— 10.07.2025 – дата составления всех документов, вымышленных для данных примеров.

— Дальнеужопинск – районный центр Дальнеужопинского района Закуличкиной области Российской Федерации

— Следственный отдела по Дальнеужопинскому району Закуличкиной области Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Закуличкиной области – полное название структурного подразделения районного уровня СК РФ, расположенного по адресу: Дальнеужопинск, ул. Кровавой Мясорубки, д. 3.

— РУВД России по Дальнеужопинскому району Закуличкиной области — местное отделение полиции, расположено по адресу: Дальнеужопинск, ул. Красных Зорь, д. 4, корп. 2.

— Дальнеужопинск, пер. Теренса и Филиппа, д. 12 — место свершения всякой ерунды, самый неудачный дом России.

— Копытин Кирилл Андреевич — Следователь следственного отдела по Дальнеужопинскому району Закуличкиной области Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Закуличкиной области, старший лейтенант юстиции

Куликевич Засама Андреевич — вечный преступник-неудачник

Князевич Петр Геннадьевич — второй вечный преступник-неудачник

Соловец Геннадий Давыдович — вечный потерпевший

Каренко Ибрагим Альманович – вечный понятой

Петренко Саламан Дудаевич – второй вечный понятой

К каждому документу будут даны короткие комментарии, поясняющие основные особенности данного документа и его значение.

Для примеров, в основном, использованы документы, которые содержатся в материалах уголовного дела. Где это уместно — приведу документы по сопровождению ОРМ, но это уже частности.

При составлении материала и подборе документов для данной статьи применялись знания и опыт непосредственно автора (т.е. меня) и адвоката, имевшего ранее опыт работы в правоохранительных органах.

Начало уголовного преследования.

Глава 19 УПК РФ содержит основания возбуждения уголовного дела.
Если коротко – то возбуждают его тогда, когда есть признаки состава преступления и не важно откуда информация (из СМИ, из заявления потерпевшего, из трупа на крыльце полицейского участка или пр.)

В зависимости от преступления, их рассмотрением занимаются различные правоохранительные органы и в различной форме (предварительное следствие или дознание), подробнее об этом – ст.ст. 150-151 УПК РФ. Там черт ногу сломит, поэтому ниже приведу короткий перечень основных преступлений и кто ими занимается:

ст. 105 УК РФ – убийство – СК РФ, предварительно следствие

ч.ч. 1-3 ст. 111 УК РФ – причинение тяжкого вреда здоровью – МВД, предварительное следствие

ч.4 ст.111 УК РФ – причинение тяжкого вреда здоровью (повлекшее смерть потерпевшего) – СК РФ, предварительное следствие

ч. 1 ст. 159 УК РФ – мошенничество – МВД, дознание

ч.ч. 2-7 ст. 159 УК РФ – мошенничество, квалифицированный состав (более тяжкие формы преступления) – МВД, предварительное следствие

ч. 1 ст. 159.1 УК РФ – мошенничество в сфере кредитования – МВД, дознание

ч.ч. 2-4 ст. 159.1 УК РФ – мошенничество в сфере кредитования, квалифицированный состав (более тяжкие формы преступления) – МВД, предварительное следствие

ч. 1 ст. 159.3 УК РФ – мошенничество с использованием платежных карт – МВД, дознание

ч.ч. 2-4 ст. 159.3 УК РФ – мошенничество с использованием платежных карт, квалифицированный состав (более тяжкие формы преступления) – МВД, предварительное следствие

ч. 1 ст. 159.6 УК РФ – мошенничество в сфере компьютерной информации – МВД, дознание

ч.ч. 2-4 ст. 159.6 УК РФ – мошенничество в сфере компьютерной информации, квалифицированный состав (более тяжкие формы преступления) – МВД, предварительное следствие

ч. 1 ст. 163 УК РФ – вымогательство – МВД, дознание

ч.ч. 2-3 ст. 163 УК РФ – вымогательство, квалифицированный состав (более тяжкие формы преступления) – МВД, предварительное следствие

ч. 1 ст. 167 УК РФ – умышленное уничтожение или повреждение имущества – МВД, дознание

ч. 2 ст. 167 УК РФ – умышленное уничтожение или повреждение имущества, квалифицированный состав (более тяжкие формы преступления) – МВД, предварительное следствие

ч.ч. 1-2 ст. 175 УК РФ – Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем – МВД, дознание

ч.ч. 3 ст. 163 УК РФ – Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, квалифицированный состав (более тяжкие формы преступления) – МВД, предварительное следствие

В случае наличия достаточных оснований для возбуждения уголовного дела, соответствующий правоохранитель выносит постановление о возбуждении уголовного дела.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *