Наложить сервитут на земельный участок

Наложить сервитут на земельный участок

Порядок установления сервитута

Земельный сервитут дает право ограниченного пользования чужим земельным участком. Сервитут устанавливается по соглашению граждан или через суд. Публичный сервитут устанавливается нормативным правовым актом для обеспечения государственных нужд. Земельный сервитут устанавливается, например, для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием. Кроме того, сервитут может потребоваться для других нужд собственника недвижимого имущества. Обычно сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка или других участков. Соглашение оформляется письменно и подлежит обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Без регистрации сервитут нельзя считать установленным. В случае перехода или передачи прав на землю, обремененную сервитутом, все обязательства по обременению переходят новому владельцу. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут. Ее размер, а также порядок внесения следует указать в соглашении с лицом, в пользу которого устанавливается сервитут. Также плата за земельный сервитут может быть определена в судебном решении, на основании которого он установлен. При наличии спора относительно размера платы за сервитут он может быть определен в судебном порядке. Основания для установления земельного сервитута являются: нормативно-правовые акты; договор между собственниками; судебное решение. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Для установления сервитута по соглашению сторон требуются следующие документы:
заявление на государственную регистрацию;
документ-основание для установления сервитута.
При представлении заявления о государственной регистрации посредством личного обращения физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица — также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом. Размер госпошлины составляет: 1500 рублей для физического лица и 6000 рублей для юридического лица. Сервитут считается действительным с момента его регистрации, устанавливается как на бессрочный период, так и на определенный срок. Прекращение действия сервитута возможно по обоюдному соглашению владельцев, при исчезновении условий, ставших причиной введения сервитута. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

Что такое прекращение сервитута на земельный участок?

Прекращение сервитута земельного участка может быть произведено по требованию владельца земли, в связи с исчезновением оснований для его появления. Кроме этого, если в результате ограничений земельное имущество невозможно использовать по назначению, его собственник может обратить в суд с требованием его прекратить.

Что такое сервитут и его виды

Он представляет собой особую форму пользования недвижимостью, которая устанавливается с целью обеспечения нормализации условий жизни человека, владеющего площадями, место расположения которых значительно хуже смежных наделов. Ограничение действует на части площади для возможности пользования заинтересованным субъектом. Такие действия предусмотрены ст. 23 ЗК РФ. Ограничение может устанавливаться:

  1. По договоренности участников – когда обе стороны удовлетворены устанавливаемыми условиями пользования землей;
  2. По решению суда – определяется при обращении кого-либо из участников из-за возникших возражений по предлагаемым условиям;
  3. В определяемом нормативными актами порядке – необходимость использовать территорию муниципалитетом и другими госорганами и учреждениями.

Фактически это означает принятие хозяином участка ограничений в пользовании частью своего личного имущества в пользу иного землевладельца. Он может пойти на это добровольно при наличии следующих причин:

  • Другого субъекта вынуждают использовать его угодья внешние причины;
  • Ущерб от устанавливаемых ограничений незначителен для хозяина;
  • Владельцу в счет оплаты обязательств перечисляется определенная денежная сумма.

С подписанием договора или вручения соответствующего судебного постановления претендент является обладателем сервитута. При этом он получает возможность пользоваться частью чужого владения, какие-либо другие имущественные притязания рассматриваться не могут.

Сервитуты устанавливаются двух разновидностей:

  1. Частные. Ограничения применяются при заинтересованности смежных землевладельцев для нормального использования земельной недвижимости;
  2. Публичные. Устанавливаются государством с целью нормализации условий жизни населения муниципального образования.

Законодательное регулирование

Основными законами, регламентирующими прекращение сервитутов, являются Гражданский и Земельный кодексы России. Они содержат исчерпывающие основания для проведения процедуры, правила отмены обременения, добровольный и судебный порядок снятия ограничений.

ГПК РФ регулируется процесс отмены сервитута, если он происходит через судебные разбирательства. Им устанавливается обязательность подачи иска и представление дополнительной документации в качестве доказательств, необходимых для полноценного разрешения конфликта.

Учитывая, что наложение обременений и их отмена должны регистрироваться в установленном законодательно порядке, такая процедура регламентирована ФЗ «О регистрации недвижимости».

Основания для отмены сервитута

Кроме снятия ограничений по причинам естественного характера, они могут отменяться и в связи с возникновением других условий. Такие правомочия возникают у владельца обремененного объекта при несоблюдении его имущественных прав. Это касается:

  • Порча плодородного слоя земли;
  • Разрушение окружающей природной среды;
  • Несоблюдение санитарных и экологических нормативов;
  • Осуществление неразрешенных работ;
  • Нарушение граничащих линий, переданного для использование земельного объекта;
  • Невнесение оплаты за обременение.

Руководствуясь ст.12 ГК РФ и ст. 60 ЗК РФ, владелец может потребовать выплаты компенсации нанесенного имущественного урона, причиненного недобросовестным хозяином, в пользу которого установлены ограничения.

Помимо этого, причиной снятия обременения может быть исчезновение изначальных требований, ставших основанием его установления. Это могут быть случаи появления возможностей для решения поставленных задач, не требующих продолжения ограничения в использовании земли.

Прекращение сервитута на землю

Фактически это прекращение существующего обременения на земельное имущество, которое было установлено для обеспечения нормальной эксплуатации смежных площадей земли. Если отменяется публичный сервитут, предполагается прекращение использования чужих угодий для целей, преследующих улучшение качества жизни жителей конкретного административного образования либо нескольких.

Статьей 276 ГК РФ и ст. 48 ЗК РФ определяются основания, при возникновении которых отменяется сервитут.

Отмена сервитута на земельный участок может осуществляться, когда появляются соответствующие причины. Его инициатором могут выступать и владелец земельного объекта с ограничениями в использовании и лица, выступившие основоположниками установленного сервитута.

Порядок прекращения разного вида сервитутов отличаются не только осуществляемыми действиями, но и доказательственной базой, используемой в качестве оснований.

  1. Частный может отменяться в связи с:
  • Утратой актуальности оснований, в связи с которыми он появился (когда без использования надела получилось достигнуть результатов, для которых обременения были установлены, и необходимость в нем отпала);
  • Использовать обремененный объект невозможно по его прямому назначению.

Отмена частного обязательства по согласию участников является наиболее простым способом снятия ограничений. При проведении процедуры, необходимость подтверждать свои правомочия, сведены к нулю, а расторгнутое соглашение остается только зарегистрировать.

Невозможность достижения обоюдного решения сторон влечет расторжение договора об установлении обременений в одностороннем порядке. При этом инициатору необходимо обращаться в суд для обоснования своих правомочий на полноценное пользование земельного имущества. Но основания, по которым могут быть расторгнуты договорные правоотношения, должны сохраняться и соответствовать требованиям законодательства.

  1. Публичный сервитут может отменяться только в одностороннем порядке, так как решение о наложении обременения принимается государственными органами. Оно также должно быть зарегистрировано в соответствующей службе.

Независимо от разновидности сервитута, в случае несогласия одной из сторон с его отменой, процесс может быть совершен при проведении судебных заседаний. Основания для его прекращения не меняются в любом случае.

Способы отмены сервитута

Возможность снятия обременений может производиться двумя путями:

  1. По взаимной согласованности. Процесс проходит в несколько этапов и заключается в следующем:
  • Определение обстоятельств, влекущих возможность отмены действующего обременения. Это может сделать сторона, заинтересованная в его снятии, и оба участника;
  • Заключение отдельного соглашения о расторжении сервитута. Документ должен содержать сведения о собственнике и держателе сервитута, причины установления обременения, данные об участке, основания для отмены сервитута, и подписываться обеими сторонами. Он станет определяющим фактором, послужившим основанием для регистрации юридически значимого факта;
  • Обращение в уполномоченный орган с заявлением о снятии ограничений. Ими являются Департаменты и Комитеты земельных и имущественных отношений администраций муниципалитетов либо субъектов страны. Кроме заявки представляется документация, удостоверяющая правомерность заявляемых требований. Ими могут стать план эксплуатации обремененного объекта, подтверждающего невозможность его использования по прямому назначению, или доказательства того, что использование территории более не нужно. После их подачи, в течение 10 дней сотрудниками учреждения проводится проверка представленных бумаг и рассмотрение их руководителем. В срок не более тридцати дней должно быть вынесено соответствующее решение и подготовлено постановление;
  • Проведение регистрационных действий по отмене установленных ограничений с получением соответствующей выписки из ЕГРП. Производятся они в Росреестре не позже 10 суток после подписания договорных обязательств или получения постановления, в реестр прав вносится соответствующая запись. Выданная по окончании процедуры выписка может использоваться в качестве доказательства, свидетельствующего о ничтожности претензий третьих лиц на действия по применению сервитута.
  1. Расторжение соглашения в суде. При невозможности согласовать снятие обременений по договоренности, придется пройти следующие стадии решения вопроса:
  • Досудебное урегулирование возникших разногласий. Для этого потребуется составить письменное уведомление второй стороне об исчезновении причин, по которым устанавливались обременения. Документ направляется средствами почтовой связи с уведомлением о его получении;
  • Подготовка заявления, определяющего возможность прекращения ограничений. Его составляет лицо, выступающее инициатором отмены обременения;
  • Подача иска в судебные инстанции с приложением документации, являющейся доказательственной базой, подтверждающей возможность отмены сервитута;
  • Рассмотрение дела по существу, в ходе которого изучается и анализируется представленная информация. Вынесение судебного решения;
  • Заключение дополнительного документа о расторжении договора об установлении обременений либо использование судебного постановления для прекращения договорных отношений;
  • Процедура регистрации снятия ограничений на основании подписанного соглашения или принятого решения судебного органа.

Осуществление расходов при снятии ограниченных правомочий использования

Следствием прекращения обременения становятся определенные расходы, так как такой процесс относится к совершению юридически значимой деятельности. Основными расходами при этом станет внесение госпошлины за совершение процесса регистрации. В зависимости от владеющего субъекта – гражданина или организации — размер суммы может составлять от 500 до 2000 рублей.

Если подготовка заявления и необходимых документов потребует обращения к специалистам соответствующей подготовки, либо к нотариусу, возможны траты в размере от 2000 до 15000 рублей в зависимости от вида ограничений.

Образец искового заявления

Если одна из сторон отказывается добровольно заключить соглашение о снятии обременения, спорный вопрос передается на рассмотрение районного суда, расположенного в месте нахождения земельной территории.

Форма иска должна соответствовать требованиям ГПК РФ и включать следующие разделы:

  • Преамбулы, содержащей наименование суда, информация об истце и ответчике, информацию о дате и месте подготовки документа;
  • Главной части, включающей описание обстановки, повлекшей возникновение ограничений, когда и на какой срок они установлены, развитие ситуации, повлиявшей на возможную его отмену;
  • Заключения, определяющего требования заявителя, включая возмещение причиненного вреда.

В конце указывается список приложений, направляемых совместно с заявлением. Это может быть документация, содержащая факты, на основании которых требуется прекращение ограничений в использовании объекта недвижимости. Помимо этого, потребуется представить доказательства осуществления попытки решения спора о снятии ограничений в досудебном порядке. Если же взыскивается компенсация, нужно установить точную сумму ущерба и представить акты независимого эксперта о нанесенном вреде и справки об оценке понесенного ущерба. Также, нужно представить в суд при подаче заявления платежный документ, свидетельствующий об уплате госпошлины. Её величина для граждан составляет триста рублей.

Скачать исковое заявление о расторжении сервитута (образец)

Судебный процесс может занять до полугода, в зависимости от количества слушаний, необходимых для определения позиций участников правоотношений.

Решением суда владелец земли может избавиться от недобросовестного пользователя. При этом имущественные правомочия владельца защищаются законодательством России. При недостойном обращении с земельными объектами, он может потребовать отмены частного или публичного сервитута и снять ограничения по использованию своей собственности.

Как снять публичный сервитут с земельного участка?

Добрый день. Необходимо снять публичный сервитут с земельного участка. Наложен он был на участок, который сейчас размежеван на основании соглашения о разделе участка между собственниками. Мне достался участок без газовой трубы, что подтвердил градостроительный план. Какие действия, к кому обратиться?

Для снятия публичного сервитута необходимо предъявлять иск к администрации Вашего населенного пункта, Кроме того, возможно будет необходимо привлеч в дело Федеральную кадастровую палату Росреестра и Ваше территориальное управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, а также собственника соседнего участка.

С уважением, Райнхард Хайдрих.

Вы упоминаете о газовой трубе. А у Вас точно сервитут, а не зона с особыми условиями использования территории которая установлена в отношении газопровода?

В свидетельстве указан публичный сервитут и есть постановление администрации.

Тогда попробуйте для начала без суда.

Статья 48 ЗК РФ

Основания прекращения сервитута

1. Сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

2. Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

Хорошо, обращусь в администрацию. Спасибо.

Похожие вопросы

Прекращение сервитута земельного участка

Как снять обременение с земельного участка?

Можно ли установить публичный сервитут на участок, если владелец умер месяц назад?

Могу ли я снять арест с земельного участка, если получила его после заключения брачного договора?

Как снять арест с земельного участка через приставов?

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

+7 499 553-09-05 Москва

+7 812 448-61-02 Санкт-Петербург

+7 (800) 550-38-47 Россия

Основания прекращения сервитута на земельный участок

В ст. 276 главы 17 Гражданского кодекса РФ указаны ситуации, при которых сервитут на земельный участок оканчивается.

Основания прекращения сервитута по общему правилу могут быть следующими:

  • Отпали обстоятельства, на основании которых сервитут устанавливался.
  • Невозможность эксплуатации земли по ее прямому (целевому) назначению после установки сервитута.

Процедура прекращения сервитута проходит обязательную регистрацию в Росреестре.

Как известно, публичный сервитут назначается при наличии оснований ст. 23 ЗК РФ для соблюдения интересов государства или муниципалитета без изъятия частного владения. Органы власти издают соответствующее распоряжение, и обременение оформляется без согласия собственника земли.

Данный вид сервитута рассматривается для организации перемещения через земельный участок, для прокладывания коммуникаций, межевания, с целью обеспечения прохода к прибрежной полосе и в других случаях. Если необходимость в данных мероприятиях пропала, то оканчивается и сервитут. Чаще всего это происходит по обоюдному согласию между участниками отношений.

В свою очередь, частный сервитут назначается по соглашению участников, и обычно это связано с организацией прохода на соседний участок, проведением водопровода или монтажом линии электропередач. В данном случае сервитут прекращается после того, как все необходимые работы выполнены или необходимость в проезде по соседнему массиву отпала. Прекращение данных правоотношений производится в судебном порядке, если условия их назначения не соблюдаются или мешают организации необходимых действий. К примеру, прокладка водопровода на участке привела к излишнему увлажнению почвы и участок, предназначенный для сельскохозяйственной деятельности, больше не может быть использован по специальному назначению.

Законных положений о прекращении земельного сервитута в пользу лица, для которого он был назначен, не предусмотрено, однако, такие варианты все же существуют:

  • если этот гражданин сам принял решение об отказе от таких правоотношений;
  • по причине гибели предмета обременения, к примеру, территория была затоплена или погублена пожаром;
  • в результате отчуждения площади, обремененной сервитутом в отношении его носителя.

Порядок прекращения права сервитута на земельный участок

В зависимости от конкретной ситуации законодательством предусмотрены этапы прекращения действия сервитута. Если данное право заканчивается в связи с договоренностью между участниками правоотношений, то процедура состоит из следующих этапов:

  1. Собственник земли направляет субъекту сервитута требование о прекращении его действия.
  2. Подписывается совместное соглашение об окончании действия такого права.
  3. Данный документ подается в Росреестр, где и производится официальная регистрация завершения сервитута.

В том случае, если прекращение права осуществляется в судебном порядке, то на начальной стадии владелец участка имеет право обратиться в суд и подать заявление о расторжении сервитута по причине невозможности использования своего участка по целевому назначению. Посмотреть и скачать можно здесь: . На основании судебного решения уже и проводится регистрация в Росреестре.

Для проведения данной процедуры потребуется не менее месяца, поскольку именно это время необходимо для регистрации изменений.

Список документов

Для прекращения действия сервитута, могут потребоваться следующие бумаги:

  • личные документы собственника земельного участка;
  • технические документы на землю;
  • правоустанавливающие бумаги на участок;
  • договор о сервитуте;
  • документы, являющиеся основанием для прекращения сервитута: судебное решение, соглашение между участниками, постановление местного органа власти;
  • заключение экспертов о состоянии земли.

Все споры, связанные с прекращением сервитута, решаются исключительно в судебном порядке, поэтому дополнительно потребуется квитанция об уплате госпошлины.

Последствия прекращения сервитута на земельный участок

В результате оформления процедуры собственник земельного участка, который был обременен сервитутом, теряет право на получение платы за услугу, если таковая была установлена.

В свою очередь, лица, переставшие обладать правом ограниченного пользования, больше не могут использовать чужой земельный участок для удовлетворения своих потребностей.

Вернуть сервитут возможно, но лишь в ряде случаев. К примеру, это может произойти при повторном появлении оснований для его назначения или в случае возникновения новых причин.

Исключением являются ситуации, когда вопрос о прекращении решался в судебном порядке, и установка сервитута на участок привела к значительному ухудшению его состояния. Кроме того, повторный сервитут исключается, если он не дает возможности эксплуатировать землю по ее целевому назначению.

Пример по прекращению сервитута на земельный участок

Представитель администрации Новосибирской области в прошлом году организовал замену водопроводных труб на территории дачного поселка, о чем издал соответствующее постановление.

На основании документа в одностороннем порядке был установлен сервитут на все земельные участки, через которые данный водопровод прокладывался. Срок сервитута ограничивался тремя месяцами, которые требовались для исполнения необходимых работ.

Установленный период прошел, а все, что сделала компания, взявшая на себя выполнение тендера, так это выкопала ямы на землях граждан. Администрация области вынуждена была обратиться в судебные инстанции с претензией к действиям подрядчика и искать нового исполнителя.

Данные процедуры также заняли немало времени. В результате, жители дачного поселка собрали необходимые подписи и обратились в суд с иском, в рамках которого требовали обязать административный ресурс решить вопрос в ближайшее время.
По данному заявлению было вынесено положительное решение и через месяц водопровод был проложен, а сервитут прекращен.

Заключение

В итоге можно сделать несколько выводов:

  1. Земельный сервитут устанавливается на различные участки с целью организации их использования без изъятия у собственника.
  2. Прекращение права ограниченного пользования чужим участком может быть выполнено в нескольких случаях, оговоренных в законодательстве РФ.
  3. Порядок окончания действия данного права зависит от того, каким образом процедура осуществляется: по согласию между участниками или в судебном порядке.
  4. В результате прекращения сервитута каждая из сторон лишается определенных преимуществ: владелец участка – платы за использование земли, а пользователь сервитута – правом эксплуатации части земельной зоны.
  5. Права на сервитут могут быть восстановлены, но это зависит от конкретной ситуации.

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по прекращению сервитута на земельный участок

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Леонид. Я имею в своем распоряжении земельный участок, который располагается рядом с рекой. Выше моего надела имеется другой участок. Чтобы решить вопрос орошения, мы заключили с соседом договор о частном сервитуте, который давал ему право на создание с левой части моей территории оросительную систему для поливки своей площади. Взамен я получал незначительную плату.

Через некоторое время я заметил, что земля на моем участке стала сырой и посадить что-либо теперь достаточно сложно. Более того, стали гнить посаженные там овощи. Я предложил соседу расторгнуть соглашение, однако, он не согласился, потому что для него сервитут был решением серьезной проблемы.

Подскажите, что мне делать в сложившейся ситуации и могу ли я расторгнуть соглашение о сервитуте в одностороннем порядке? Требуется ли регистрация?

Ответ: Уважаемый Леонид, в Вашей ситуации разрешить проблему можно только путем прекращения действия сервитута при помощи подачи искового заявления.

В судебной практике существует много похожих случаев, поэтому от Вас потребуется подготовить официальный иск и направить его в суд общей юрисдикции. Такое решение вопроса предусмотрено ст. 276 ГК РФ.

Если Вы докажите правомерность своей претензии путем предоставления официальных документов, заключений экспертов, фотографии, то судья пойдет навстречу и примет решение в Вашу пользу.

На основании судебного решения вы сможете обратиться в Росреестр и зарегистрировать прекращение сервитута. Данная процедура является обязательной.

Основания для прекращения земельного сервитута

Вы являетесь хозяином участка, на котором имеется обременение в виде сервитута? В некоторых случаях данное ограничение способно доставлять неудобства фактическому владельцу территории.

В такой ситуации гражданин вправе настоять на снятии обременения. Однако это допустимо исключительно при наличии определённых оснований для прекращения сервитута.

На каком основании может быть прекращён сервитут?

Если обременение было установлено в связи с подписанием соответствующего соглашения, стороны вправе обсудить вопрос о прекращении действия данного сервитута, если он доставляет неудобства собственнику земли. В этом случае сторонам достаточно заключить иное соглашение – о снятии обременения.

Основная сложность в этом случае – добиться согласия держателя сервитута. Обычно он не готов отказаться от права на ограниченное использование земли. В таком случае гражданин может предложить ему встречную сделку, например, заключить договор об аренде своего участка или его части.

Если же достичь компромисса не получается, у сторон имеется один выход – обращение в судебную инстанцию. В этом случае важно иметь веские основания для прекращения земельного сервитута, зафиксированные в 48 статье ЗК РФ и 276 статье ГК РФ:

  • отсутствие обстоятельств, послуживших основанием для установления обременения (например, завершение ремонтных работ на определённом участке);
  • невозможность использования территории по назначению (к примеру, в связи с нарушением второй стороной условий договорённости).

Снятие обременения по договорённости сторон

Порой самый простой способ снять обременение с собственной территории – дождаться окончания периода действия сервитута. Если речь идёт о срочном сервитуте, временные рамки его действительности указываются в документе, на основании которого устанавливается ограничение.

Лица вправе оформить данный документ и при наличии других причин. Их перечень может содержаться в заключаемом ранее соглашении об установлении обременения.

Преимущество данного способа снятия ограничения с участка заключается в отсутствии необходимости обращения в судебную инстанцию. Расторгнуть оформляемое ранее соглашение о назначении сервитута в одностороннем порядке не получится, потому как это запрещено законом. С этой целью необходимо получить согласие обеих сторон.

Снятие обременения в принудительном порядке

Если вторая сторона отказывается подписать соглашение, речь о котором шла выше, а у владельца участка имеются веские основания для снятия обременения, разобраться в данном конфликте можно исключительно через суд.

Порядок действий в этой ситуации следующий:

  1. подготовьте иск и дополняющие его документы, подтверждающие факт наличия у вас оснований для снятия обременения с территории;
  2. направьте данные бумаги в суд общей юрисдикции, уполномоченный заниматься рассмотрением подобных дел, по месту расположения ответчика;
  3. примите участие в рассмотрении дела;
  4. получите решение, вынесенное судьёй.

Данное судебное постановление является основанием для снятия обременения с участка. С этим документом и правоустанавливающими бумагами на объект гражданин должен обратиться в ТО Росреестра.

Необходимые документы

Для заключения соглашения сторонам достаточно иметь при себе паспорта и экземпляр оформленного ранее соглашения. Однако недостаточно просто подписать документ или получить на руки решение судебной инстанции. Чтобы сервитут прекратил своё действие, информация о снятии обременения должна быть внесена в базу данных ЕГРН.

С этой целью заинтересованное лицо предоставляет в ТО Росреестра стандартный комплект документов:

  • правоустанавливающие бумаги на участок;
  • паспорт заявителя (удостоверение личности второй стороны требуется в ситуации, когда оформлено соответствующее соглашение);
  • бланк запроса, предоставляемый сотрудником инстанции;
  • выписку из ЕГРН на землю;
  • документ, на основании которого осуществляется регистрационная процедура (соглашение сторон или постановление суда).

Почему может быть трудно снять обременение?

Если у владельца участка отсутствуют весомые основания для снятия установленного обременения, добиться принудительного прекращения действия сервитута через судебную инстанцию не получится. На практике стороны также не могут прийти к компромиссу, поэтому до подписания добровольного соглашения в большинстве случаев не доходит.

Кроме этого, публичный сервитут отменить крайне сложно, потому как он устанавливается в интересах населения и органов власти. Речь идёт о предоставлении доступа к прибрежной полосе, выделении участков для охоты и занятия рыболовством, размещении на территории инженерных линий, дороги и т. д.

Стоит отметить, что точных критериев для принудительной отмены данного обременения законодательство Российской Федерации не содержит.

Что такое сервитут на земельный участок и как его установить?

Установление земельного сервитута является легальным способом закрепить ограниченное право пользования чужим наделом. По своему правовому статусу сервитуты могут являться частными и публичными, а их условия могут оформляться в виде добровольного соглашения или судебного акта.

В этом материале можно узнать, что такое сервитут на земельный участок, и какие нюансы сопровождают процедуру его установления.

Что это такое

Правовое понятие сервитута закреплено в статье 274 ГК РФ и статье 23 ЗК РФ и подразумевает установление ограниченного права пользования соседним земельным наделом. Эта процедура может существенно ограничить законное право владельца чужого земельного надела, поэтому произвольное введение сервитута не допускается. Исходя из анализа статьи 274 ГК РФ, правоотношения сервитута могут возникать в следующих ситуациях:

  • необходимость закрепления права граждан или уполномоченных ведомств на беспрепятственный доступ через смежный земельный надел – по условиям сервитута будет определено право прохода или проезда, в том числе через строго ограниченную зону участка;
  • необходимость государственных или муниципальных работ для возведения, реконструкции или использования линейных объектов – в данном случае введение режима сервитута не может нарушать право на использование участка по разрешенному пользованию;
  • необходимость проложить систему ресурсоснабжения к соседнему участку;
  • введение ограничений для пользования участком в интересах неограниченно круга лиц;
  • иные ситуации, когда законное право пользования может быть ограничено в пользу иных лиц.

Как правило, перечисленные ограничения устанавливаются в форме частного сервитута, условия которого определяются по соглашению сторон или на основании судебного акта. Если условия ограничений регламентируются законодательными актами, вводится публичный земельный сервитут. Рассмотрим правовые основания для введения режима частного или публично сервитута.

Как установить публичный сервитут

Введение публичного сервитута не требует обращения в суд или оформления соглашения между определенными лицами. Для этого властными органами РФ, региона или муниципального образования принимается нормативный акт, в котором будет зафиксированы все существенные условия сервитута. Для принятия указанных актов нужно обязательно провести общественные слушания с участием местного населения.

Статьей 23 ЗК РФ регламентирован исчерпывающий перечень ситуаций, когда на временный или постоянный срок будет вводиться сервитут публичного характера. Выделим наиболее распространенные случаи, когда в интересах местных граждан, либо государственных и муниципальных органов, может вводиться ограничение прав собственников:

  • обеспечение беспрепятственного прохода или доступа для неограниченного круга лиц (например, для свободного прохода к местам общего пользования);
  • использование частного надела для проведения ремонтных работ на ресурсоснабжающих коммуникациях;
  • использование чужого участка для прогона скота;
  • для размещения различных видов государственных геодезических меток (например, межевых знаков);
  • иные ситуации, перечисленные в статье 23 ЗК РФ.

Поскольку введение сервитута публичного характера существенно ограничивает законные интересы правообладателя, должны досконально соблюдаться все требования законодательных актов. При выявлении нарушений владелец участка может обжаловать нормативный акт властных органов в судебном порядке.

Также закон предусматривает обязательную регистрацию любых видов сервитутов, для этого необходимо обратиться в службу Росреестра. Сведения о сервитуте, а также его сроках, будут доступны для ознакомления путем получения выписки из госреестра ЕГРН.

Как установить частный сервитут

Частный сервитут устанавливается в отношении конкретных лиц либо группы субъектов, т.е. носит персональный характер. Установление указанного ограничения может происходить в добровольном или принудительном порядке. Если правообладатель надела не возражает против ввода сервитута, все договоренности сторон можно оформить в виде письменного соглашения.

Соглашение об установлении сервитута земельного участка должно предусматривать все существенные условия, которые будут соблюдаться сторонами:

  • дата и место составления документа;
  • личные данные каждого участника соглашения (владельцев смежных участков и правообладателя земли);
  • сведения о земельном наделе, в отношении которого вводится ограничение – кадастровый номер, описание площади и т.д.;
  • суть вводимых ограничений – для каких целей устанавливается сервитут (проход или проезд, и т.д.);
  • срок введения ограничений;
  • перечень лиц, имеющих право пользования сервитутом;
  • описание зоны, на территорию которой будет распространяться режим частного сервитута – весь участок или отдельная его часть.

Обратите внимание! За ограничение в виде частного сервитута допускается взимание платы, если иное прямо не указано в законодательных актах. Размер платежей может устанавливаться по договоренности сторон, а при отсутствии взаимного компромисса – в рамках судебного производства.

Добровольное соглашение о сервитутном ограничении должно быть зарегистрировано в службе Росреестра с внесением сведений в ЕГРН. Для этого нужно предварительно заказать и получить межевой план на землю у кадастрового инженера. Необходимость получения межевого плана связана с требованием Федерального закона № 218-ФЗ – любые изменения данных в госреестре ЕГРН должны быть изначально изложены в межевом плане. Графическая и текстовая часть межевого плана должна соответствовать условиям соглашения, этот момент будет проверяться во время регистрационных действий.

Судебная процедура

Если переговоры с правообладателем участка не привели к результату, есть возможность урегулировать спор в судебном порядке. Для этого можно использоваться вариант установления сервитута, который предлагался для досудебного соглашения. Рассмотрение споров, связанных с указанными ограничениями земельных прав, входит в компетенцию судов общей юрисдикции (районные или городские суды).

На что нужно обратить внимание при обращении в суд? В содержание искового заявления рекомендуется включить следующие пункты:

  • наименование судебного учреждения, которое будет рассматривать дело;
  • личные данные всех заинтересованных сторон (владельцем соседних участков);
  • сведения о возникновении спора – что именно позволит решить ограничение права;
  • вариант условий сервитута, который предлагает истец;
  • обоснование срока, на который необходимо ввести ограничение права.

Суд не вправе обязать собственника надела подписать соглашение о сервитуте, поэтому в решении будут зафиксированы все условия ограниченного права пользования. При этом суд обязан принять во внимание не только требование владельца смежного участка, но и интересы правообладателя.

При вынесении решения судебное учреждение будет учитывать следующие нюансы:

  1. если у сторон и суда недостаточно специальных познаний в сфере земельных правоотношений, может назначаться экспертное исследование или к участию в процессе может привлекаться специалист в указанной отрасли (как правило, приглашается кадастровый инженер с квалификационным аттестатом);
  2. решение суда должно содержать точные пространственные метки, в пределах которых будет действовать сервитут (это необходимо для внесения данных о сервитуте в госреестра ЕГРН);
  3. надлежащим ответчиком по делу может выступать только собственник спорного земельного надела, так как временный владелец объекта (арендатор, пользователь) не вправе участвовать в урегулировании такого спора.

Также в судебном процессе должен разрешаться вопрос и о размере платы за пользование чужим наделом земли. Поскольку закон не содержит правила взимания платы в таких случаях, будут использованы положения судебной практики, либо понадобится заключение специализированной экспертизы.

Отдельного внимания заслуживает регистрационная процедура в службе Росреестра. Если условия сервитута были определены в соглашении, для регистрации потребуется участие обеих сторон. На основании судебного акта заявление будет подавать только заинтересованное лицо.

В службу Росреестра представляются следующие документы:

  • заявление о проведении регистрационных действий;
  • правоустанавливающие документы на спорный и смежный земельный надел (свидетельство о праве, выписка из госреестра ЕГРН и т.д.);
  • межевой план с выделением зоны действия сервитута;
  • обоюдное соглашение или судебный акт, на основании которого будет проводиться регистрация;
  • документы, удостоверяющие личность сторон сервитута;
  • нотариальная доверенность на представителя;
  • платежное поручение, подтверждающее перечисление госпошлины.

Для проведения регистрационных действий уплачивается госпошлина в размере 1500 рублей для физлиц и 6000 для предприятий.

Прекращение сервитута происходит по истечении срока его действия, либо по обращению в суд заинтересованного лица. Например, основанием для обращения в суд будет являться существенное нарушение условий ограниченного пользования в виде нарушения правил разрешенного землепользования. Для официального прекращения действия сервитута в госреестр ЕГРН должны быть внесены соответствующие сведения.

Сервитут на земельный участок: законодательное регулирование и порядок установления

Сервитут устанавливается на земельный участок в тех случаях, когда это является единственным вариантом для нормального функционирования того участка, который находится в худшем положении.

Как именно происходит процедура установления сервитута и каких проблем стоит опасаться?

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Говоря о законодательном регулировании процедуры установления земельного сервитута, необходимо отметить, что такое регулирование осуществляется всего двумя нормативными актами – Гражданским и Земельным Кодексами.

Если говорить более конкретно, то в рамках Гражданского Кодекса, в статьях 274-277, указывается, что подразумевается под сервитутом, в каких целях и каким образом происходит его установление.

Кроме того, в рамках этого нормативного акта происходит регламентация основных направлений, по которым должна вестись работа в случае установления сервитута.

Гражданский Кодекс Российской Федерации осуществляет регулирование вопросов установления частного сервитута.

Земельный кодекс Российской Федерации регулирует вопросы установления сервитута, носящего публичный характер.

В рамках этого нормативного акта рассматриваются те цели, для осуществления которых может потребоваться установление публичного сервитута. Кроме того, в статьях данного Кодекса происходит установление основных параметров, по которым должно происходить формирование такого обременения.

Также Земельный Кодекс Российской Федерации устанавливает порядок действий, в соответствии с которым должен устанавливаться публичный сервитут, а также порядок издания тех нормативных актов, которые регулируют обязательность таких действий.

Так как сервитут устанавливается путем заключения соответствующего соглашения, носящего характер договора пользования с установлением частичного либо полного обременение на земельный участок, регулирование такого договора осуществляется также Гражданским Кодексом Российской Федерации.

В том случае, если речь идет об установлении публичного сервитута, он устанавливается соответствующим нормативным актом.

Этот вопрос рассматривается как в Гражданском, так и в Земельном Кодексе.

Что такое — установление сервитута на земельный участок

Под установлением сервитута на земельный участок в действующем законодательстве подразумевается установление такого обременения, которое позволит собственникам или пользователям других наделов получить возможность обеспечить свободное функционирование своих земельных участков.

Сервитут на земельный участок устанавливается только в тех случаях, когда избежать подобного обременения не представляется возможным.

Установить сервитут можно только в том случае, если цели его использования на обремененном участке будут соответствовать всем требованиям действующего законодательства, которые на данный момент могут быть удовлетворены.

Независимо от того, является ли установленный сервитут публичным или частным, порядок его установления должен пройти полную проверку на соответствие действующему законодательству, так как такое обременение существенно ограничивает возможности использования участка его владельцем.

В рамках такого согласования будет установлено, было ли возможно избежать установления обременения на конкретный земельный участок, каков размер максимально допустимого обременения, а также та сумма, которую инициатор обременения земельного участка, должен будет заплатить владельцу.

При каких условиях возможно установление сервитута на земельный участок

Установление сервитута на земельный участок может быть осуществлено только в том случае, если никакие другие варианты не могут быть использованы.

В том случае, если лицо, выступающие инициатором установления сервитута, специально пытается наложить обременение на чужой участок, преследуя только цели личной выгоды, ему придется ответить перед законом за мошеннические действия в отношении чужого имущества.

В действующем законодательстве содержится исчерпывающий перечень оснований, по которому может происходить установление сервитута на земельный надел.

Этот перечень не может редактироваться никак, кроме как по инициативе государства в лице его законодательных органов.

Это обусловлено тем, что при установлении сервитута владелец обремененного земельного участка не сможет полностью пользоваться своим имуществом.

К таким цели будут относиться:

  • Использование территории соседнего участка или его части для обеспечения беспрепятственного доступа владельцев участков, находящихся в худшем территориальном положение, нежели обремененный участок;
  • Невозможность иными способами, кроме как через территорию обремененного участка, провести необходимые инженерные коммуникации, которые будут использоваться для полноценного функционирования других земельных участков;
  • Использование территории обремененного участка или части такой территории для осуществления прохода людей и животных к водным объектам, с помощью которых осуществляется полноценное функционирование соседних участков, либо существующих животноводческих хозяйств;
  • В случае, если речь идёт о публичном сервитуте, к целям использования добавляется также установление средств связи или станций-вышек, которые смогут обеспечить достаточный уровень качества связи;
  • Еще одним направлением, для которого может быть установлен публичный сервитут, становится строительство транспортных узлов и развязок. В том случае, если такой сервитут был установлен, и владелец обремененного участка не может пользоватся и в полном объеме, такой участок подлежит выкупу за счёт средств государства.

Публичный сервитут может быть установлен также и для строительства в прилегающей к обремененному участку зоне объектов, чье назначение сводится к охране безопасности государства.

В этом случае, если степень обременения будет максимальной, участок подлежит выкупу государством.

Иных условий, для которых может быть установлен сервитут публичного и частного характера, в действующем законодательстве не предусмотрено. В том случае, если лицо, инициировавшие установление сервитута, пытается осуществить такое обременение по каким-либо другим основаниям, его действия могут быть обжалованы в суде.

Какие документы необходимы для установления сервитута

Так как установление сервитута является достаточно сложным юридически значимым

действием, для его установление может понадобится определенный перечень документов, которые необходимо заранее подготовить.

Если речь идёт о сервитуте публичного характера, то его наступление происходит независимо от воли владельца земельного участка, а для фиксации факта его установления достаточно издания нормативного акта, носящего федеральный или региональный характер, в тексте которого будет содержаться прямое указание на установление обременения конкретных земельных участков.

В случае внесения такого нормативного акта к нему должно быть оформлено приложение, в тексте которого будут представлены все кадастровые характеристики обремененных участков.

Если речь идёт о частном сервитуте, то здесь необходимо будет подготовить перечень документов, которые понадобится для дальнейшей регистрации установленного права обременения в органах Росреестра.

К таким документам будут относиться:

  • Кадастровый паспорт на участок с приложенным планом налагаемого обременения. Этот документ необходим, для того чтобы в полной мере осуществить оценку стоимости налагаемого сервитута, а также аргументировать при возникновении споров размер обремененной территории.
  • Еще одним документом, который обязательно понадобится при установлении сервитута, будет считаться справка, полученная в уполномоченных органах, которая сможет подтвердить отсутствие других обременений на конкретном участке. Этот документ позволит грамотно рассчитать стоимость налагаемого обременения для того, чтобы исключить возможность установления стоимости сервитута выше, чем она может быть.
  • Обоснование целей установления сервитута. Этот документ готовит заинтересованное в обременении лицо, так как с помощью него можно будет доказать необходимость установления сервитута именно в том виде, в каком просит это сделать инициатор обременения.
  • Отчет о расчете стоимости сервитута или соразмерной платы за обременение. На основании этого документа в тексте договора будет зафиксирована та сумма, которая подлежит выплате владельцу обремененного участка инициатором сервитута.

После того, как подготовлены все необходимые документы, можно приступать непосредственно к процедуре установления сервитута.

Порядок действий

Порядок установления сервитута для такого обременения, носящего публичное и частное характер, будет различным.

Это обусловлено тем, что установление таких сервитутов также будет иметь определенную разницу в своих целях.

Для сервитута, носящего публичный характер, порядок установления будет состоять всего из трех этапов:

  1. На первом этапе будет происходить издание специального документа, в котором будут обозначены цели установления сервитута, а также тот период времени, на который планируется установить обременение.
  2. В качестве второго этапа установления сервитута в данном случае следует рассмотреть объявление и проведение публичных слушаний, на которых будет рассмотрен вопрос не только об установлении такого обременения на один или несколько земельных участков, но также и рассмотрен вопрос целесообразности тех затрат, которые ожидаются в связи с наложением такого обременения. По результатам таких слушай будет издан соответствующий нормативный акт, в рамках которого будет полностью отражен весь вопрос, касающийся установления такого сервитута.
  3. Третий этап включает в себя непосредственно издание нормативного акта, регламентирующего установление сервитута на один или несколько земельных участков, а также подготовку всех необходимых документов, в том случае, если установление такого обременения существенно затрудняет эксплуатацию участков, попавших в список обремененных. На основании такого перечня и порядка действий будет осуществляться либо выплата компенсации владельцу обремененного участка, либо производиться выкуп обремененных участков за государственный счёт.

Ключевым документом в данном случае будет считаться постановление об установлении сервитута.

В рамках этого документа, издаваемого органами государственной власти субъекта федерации или непосредственно Российской Федерации, будет указано то, для каких целей устанавливается сервитут, а также срок установления его и порядок действий относительно определённых участков.

Подписывается этот документ либо руководителем соответствующего органа государственной власти, либо должностным лицом, ответственным за принятия таких решений.

Установление частного сервитута проходит несколько более сложным порядком, так как подразумевает под собой обязательное осуществление договоренности сторон, участвующих в соглашении.И частного сервитута состоит из четырех этапов:

  1. На первом этапе осуществляется первичная договоренность сторон, участвующих в таком соглашении, о тех условиях, которые являются существенными для установленного сервитута.
  2. На втором этапе сторона, заинтересованная в установлении сервитута, должна обосновать цели своих действий, а также доказать необходимость установления обременения и невозможность достижения своих целей какими-либо иными способами.
  3. На третьем этапе установления сервитута происходит подписание итогового документа, выступающего в качестве соглашения или договора об установлении обременения. Кроме договора подписывается также и документ, доказывающий грамотность и верность установленной стоимости обременения.
  4. Четвертый этап является заключительным в установлении сервитута и характеризуется государственной регистрацией установленного обременения, а также получения соответствующего свидетельства, которое в дальнейшем может быть использование в качестве доказательства законности своих прав и претензий при использовании обремененного участка.

Однако указанные действия предпринимаются только в том случае, если удалось достигнуть договоренности по заключаемому соглашению.

Если таких договоренностей достигнуть не удалось, сторона, в целях которой будет устанавливаться сервитут, может обратиться в суд.

В том случае, если заключение соглашения об установлении сервитута, необходимого для использования других земельных участков, будет происходить в судебном порядке, в перечень необходимых документов должны быть внесены изменения.

К необходимым документам, которые понадобится для регистрации

установления сервитута, прибавится ещё судебное решение об установлении соответствующего применения на земельный участок, а также документы, подтверждающие факт использования всех существующих процедур досудебного урегулирования возникшего конфликта.

В том случае, если установления сервитута происходит в судебном порядке, в подписываемом сторонами соглашении обязательно должно содержаться приложение, в котором будет находиться копия судебного решения с отметкой о вступлении в силу, либо иной документ, подтверждающий факт судебного разрешения конфликта.

Независимо от того, происходит ли заключение договора об установлении сервитута во внесудебном порядке или по решению суда, финальная регистрация установленного обременения должна быть осуществлена в строгом соответствии с действующим законодательством.

Подробная инструкция о том как взять землю в аренду в наше материале!
Кому в первую очередь предоставляется освободившаяся комната в коммунальной квартире? Узнайте об этом .
Ищите образец договора мены квартиры? Его можно скачать по .

Какие трудности могут возникнуть и как их избежать

Так как установление сервитута относится к юридически значимым действиям, так как в результате такого обременения существенно уменьшается возможность полноценного использования обремененного участка его владельцем, с установлением сервитута могут возникнуть определённые трудности.

В целом, их можно разделить на две большие группы:

  • Сложности в установлении сервитута;
  • Проблемы с регистрацией такого обременения.

К первой группе сложностей, которые могут возникнуть, будут относиться именно сложности, которые характерны для формирования права обременения, а также для заключения договора об установлении сервитута.

Это такие сложности, как:

  • Невозможность прийти к общим договоренностям по вопросу заключения соглашения из-за несогласия владельца обремененного участка заключить такой договор;
  • Неадекватная оценка стоимости установления сервитута ввиду желания владельца участка получить как можно большую прибыль от заключаемого соглашения.

Единственным вариантом в этом случае будет обращение в суд, где вынесенное решение обяжет владельца участка, на которое должно быть наложено обременение, заключить соглашение с лицом, инициирующим установление сервитута.

В том случае, если дело касается неоправданно завышенной стоимости, по решению суда может быть проведена независимая оценка установленного сервитута, и на основе итогового отчёта уже будет устанавливаться плата за пользование участком в его обремененной части, сведения о которой будут отражены в тексте договора.

Если речь идёт о трудностях в регистрации установленного сервитута, то причины возникновения такой ситуации, как правило, носят классический характер и бывают связаны с:

  • Неправильным или неполным оформлением документов. В этом случае специалисты Росреестра возвращают весь пакет заявителю для исправления ошибок в оформлении представленных материалов.
  • Незаконностью требований о регистрации сервитута. Установить это можно только при детальной правовой экспертизе всех представленных документов. В этом случае ожидается отказ, а также в случаях, предусмотренных законодательством, может последовать возбуждение административного или уголовного дела. В целях избежания такого развития событий необходимо тщательно проверить при подаче в Росреестр наличие всех документов, подтверждающих законность установления сервитута.

Установление сервитута должно происходить в соответствии с действующим законодательством.

Устанавливаться он может только в том случае, если иное достижение целей полноценного функционирования других земельных участков невозможно. Для того, чтобы регистрация такого права обременения прошла без каких-либо трудностей, должен быть соблюден в полном объеме весь порядок установления сервитута, а также подготовлены в полном объеме все необходимые для этого документы.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *