Закон о музыке

Закон о музыке

Трансляция Радио в общественных местах

Радио в магазине, как на это смотрит закон?

Наверное, каждый из нас в той или иной мере сталкивался с ситуацией, когда в общественных местах осуществляется трансляция радиопрограмм, в том числе и проигрывание музыкальных произведений. Сталкивались многие, но мало кто задумывался над тем, насколько это является правомерным и соответствует ли закону. Чуть ли не единственными людьми, которые сталкивались с этой проблемой, являются представители организаторов либо собственников таких публичных мест: магазинов, ресторанов, кафе, торговых центров. В действительности же вопрос простой: можно ли осуществлять такие трансляции или все-таки или нет?

За музыку придется платить

Российское Авторское Общество (РАО) к этому вопросу подходит просто: нельзя, за такую трансляцию необходимо платить по тарифам и ставкам, установленным РАО. При этом судебная практика в этом вопросе полностью поддерживает РАО. Так, например, в одном деле РАО обратилось в суд общей юрисдикции по причине того, что в кафе были публично исполнены музыкальные произведения, транслируемые «Радио СИ». По итогам дела Свердловским областным судом было вынесено Определение, резюмирующее, что «предприятия торговли, общественного питания и другие подобные организации обязаны выплачивать авторское вознаграждение за использование на своих площадках охраняемых законом авторских произведений» (см., Определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 05.07.2007 г. по делу N 33-4822/2007).

Аналогичной точки зрения придерживается и Верховный суд Российской Федерации. Так, например, по иску РАО к «К» о нарушении авторских прав, в связи с воспроизведением музыки по радио «Европы Плюс» в здании кафе суд не принял во внимание то обстоятельство, что публичное использование ответчиком музыкальных произведений транслируемых радиостанций «Европа плюс» без заключения соответствующих договоров с авторами включенных в эти передачи музыкальных произведений либо лицензионного соглашения с истцом в силу закона является неправомерным (см. «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2007 года» (утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 30.05.2007 г.).

Обязательно ли платить за радио в общественных местах?

С одной стороны, можно подумать, что данное разрешение ситуации не соотносится с законом, так как в законе сказано, что использованием сообщения радио- или телепередачи (вещания) (что подразумевает платность такого использования) считается, в том числе публичное исполнение, то есть любое сообщение радио- или телепередачи с помощью технических средств в местах с платным входом независимо от того, воспринимается оно в месте сообщения или в другом месте одновременно с сообщением (пп.6., п.2, ст. 1130 ГК РФ). Из чего можно сделать логический вывод о том, что если вход в заведение является бесплатным, то транслировать радиопередачи можно и без авторского вознаграждения.

С таким подходом полностью не согласен Суд по интеллектуальным правам, который указывает, например, в своем Постановлении от 03.09.2014 N С01-817/2014 по делу N А55-17979/2013, что при прослушивании радио используются два объекта: радиопрограмма – как объект смежных прав, и музыкальные произведения – как объект авторских прав, — а к объектам авторских прав не применяются нормы, регулирующие вещание радиопрограмм, в частности ст. 1330 ГК РФ. Вывод суда – за прослушивание музыкальных произведений по радио собственники мест, открытых для свободного посещения, публичного исполнения музыкальных произведений с помощью технического средства в составе радиопрограммы — должны платить.

Логику в именно таком регулировании проследить довольно-таки затруднительно, ибо получается, что собственники заведений должны платить не только за фоновое воспроизведение музыки по радио, но вместе с тем еще и за рекламу, воспроизводимую на радиоканале. Кроме того, еще неизвестно какой репертуар именно в данный момент предпочтет радиостанция, чтобы точно знать за что придется платить. В дополнение возникает проблема «двойной» оплаты: с одной стороны радиостанция УЖЕ произвела отчисления за публичное вещание музыкальных произведений, с другой стороны собственники публичных помещений со свободным входом и посещением должны платить за ретрансляцию этих же УЖЕ оплаченных произведений.

Вывод напрашивается простой: в целях экономии средств следует ограничить вещание радиостанций на территории своих заведений. А если есть острая необходимость в фоновой музыке – включить те музыкальные произведения, за которые уже были ранее произведены отчисления в РАО (выйдет всяко дешевле радио с непредсказуемым и широким кругом репертуара).

В наше время появилось очень много певцов и певиц, поющих на сценах, в ночных клубах и в местах сбора молодёжи. Но мало кто знает, что пошлое песнопение Ислам запрещает.

Музыка запрещена из-за того, что она отвлекает сердца от Аллаха, заполняет лицемерием и наносит огромный вред вере человека.

Существует множество доказательств из Корана и Сунны о запретности таких форм развлечений. Мы рассмотрим лишь несколько:

1) Всевышний Аллах сказал: «Среди людей есть такие, кто покупает ложь, чтобы сбить (людей) с пути Аллаха, и насмехается над религией. Им уготовано унизительное наказание» (сура «Лукман», аят 6).

Великий сподвижник Абдулла ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) поясняет, что означает в этом аяте слово «ложь»: «Клянусь Аллахом, здесь речь идёт о музыке» (аль-Байхаки, «Сунан», том 1, стр. 223; имам Хаким подтвердил его достоверность).

Имам Ибн Аби Шайба передаёт свою версию хадиса, согласно которой он (Ибн Масуд) сказал: «Клянусь Тем, помимо Кого нет другого Господа, что здесь говорится о пении» («Мусаннаф», том 5, стр. 132).

Великий сподвижник и толкователь Корана Абдулла ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Это слово означает музыку, пение и тому подобное» (Байхаки, «Сунан», том 1, стр. 122; Ибн Аби Шайба).

Он также сказал: «Музыка и покупка певиц» (Ибн Аби Шайба, «Мусаннаф», том 5, стр. 132).

Хасан аль-Басри сказал: «Этот аят был ниспослан в отношении пения и музыкальных инструментов» (Ибн Касир, «Тафсир»).

Такое же толкование передают Муджахид, Икрима, Ибрахим Нахаи, Макхульи и другие (да будет доволен ими Аллах).

Приведённый выше аят Корана, принимая во внимание его толкование, служит явным указанием на запретность музыки.

Также он является строгим предупреждением для тех, кто так или иначе занимается торговлей в сфере музыки, ведь Аллах предупреждает, что такие люди получат «унизительное наказание».

Что касается тех, кто говорит, что в этом аяте речь идёт о вещах, которые отвлекают человека от мыслей об Аллахе, а не о музыке, то это мнение не противоречит приведённому выше комментарию. Толкование этого аята со смыслом – «вещи, которые препятствуют поминанию Аллаха» – это более общее толкование, в котором, среди прочего, подразумеваются музыка и песни (с музыкой), ведь музыка входит в число вещей, которые больше других отвлекают людей от поминания Аллаха. Вот почему большинство толкователей Корана, разъясняя этот аят, сказали либо только о музыке, либо обо всех делах, отдаляющих от истины, среди которых музыка занимает одно из главных мест.

2) Описывая качества рабов Всемилостивого (ибад ар-Рахман), Всевышний Аллах говорит: «Те, кто не свидетельствуют ложно, а когда слышат пустословие или видят пустодеяния, не участвуют в этом, а проходят мимо с достоинством» (сура «аль-Фуркан», аят 72).

Имам Абу Бакр аль-Джассас передаёт от нашего сайида имама Абу Ханифы (да будет доволен ими Аллах), что «ложь» в этом аяте означает «музыку и песни» («Ахкамуль Коран», том 3, стр. 428).

3) Всевышний Аллах сказал шайтану: «Побуждай тех из людей, кого сможешь, не повиноваться Аллаху своим голосом (искусителя)» (сура «аль-Исра», аят 64).

Один из великих толкователей Муджахид (да будет милостив к нему Аллах) сказал, что слово «голос» в этом аяте означает музыку, пение, танцы и бесполезные занятия («Рух аль-Маан», том 15, стр. 111).

Имам Суюти (да будет доволен им Аллах) цитирует слова Муджахида: «Голос (в этом аяте) – это пение и звук флейты».

Ещё один толкователь Даххак (да будет доволен им Аллах) также говорил о флейте, разъясняя слово «савт» – голос, который был упомянут в аяте (Куртуби, «аль-Джами ли Ахкамиль Коран», том 10, стр. 288).

Эти аяты также можно истолковать в общем смысле, как сделали некоторые толкователи Корана, но такое толкование, как уже было сказано, не противоречит смыслам, которые передаются от Муджахида и Даххака, потому что они являются частью более общего и широкого значения аятов.

Изречения Посланника Аллаха (мир ему и благословение)

Существует множество хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение), запрещающих музыку и использование музыкальных инструментов. Их так много, что учёные смогли собрать около сорока хадисов с достоверной цепочкой передатчиков (сахих), несколько хороших хадисов (хасан) и несколько слабых (даиф). Мы рассмотрим здесь только некоторые из них.

1) Наш сайид Абу Малик аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) передаёт, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «В моей умме появятся люди, которые станут дозволять прелюбодеяние, ношение шёлка, алкоголь и музыкальные инструменты» («Сахих», аль-Бухари).

2) Абу Малик аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) рассказывает похожий хадис, но с другой формулировкой. Он передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Скоро в моей умме появятся люди, которые будут употреблять алкоголь, они станут называть его иначе (считая его дозволенным), а над их головами будут играть музыкальные инструменты и исполняться песни. Аллах сделает так, что земля поглотит их, и он превратит их в обезьян и свиней» («Сахих», Ибн Хаббана; «Сунан», Ибн Маджа).

В приведённом выше хадисе использовано слово «маазиф». Знатоки арабского языка единогласны в том, что это слово обозначает музыкальные инструменты (Ибн Манзур, «Лисан аль-Араб», том 9, стр. 189).

Запретность музыки становится очевидной из двух хадисов. В первом из них (который приводится в «Сахих» аль-Бухари) говорится, что в умме Посланника Аллаха (мир ему и благословение) будут люди, которые станут отстаивать дозволенность музыкальных инструментов наряду с прелюбодеянием, шёлком и алкоголем, несмотря на то, что все эти вещи запрещены (харам) по Шариату. Здесь идёт речь о «музыкальных инструментах», а не о песнях.

Более того, тот факт, что музыка упоминается в одном ряду с прелюбодеянием и алкоголем, подчёркивает, насколько это серьёзный грех. Тот, кто пытается разрешить музыку, подобен тому, кто дозволяет алкоголь и прелюбодеяние.

Во втором хадисе описывается судьба таких людей: «Земле будет приказано поглотить их, и они превратятся в обезьян и свиней (пусть Аллах сохранит нас от этого)». Это предостережение касается тех, кто называет музыку, алкоголь, шёлк и прелюбодеяние дозволенными. Тем, кто пытается узаконить любую из этих вещей, следует принять это во внимание.

Кроме того, утверждать, что музыка запретна только в сочетании с алкоголем, прелюбодеянием и ношением шёлка, неправильно. Если бы это было так, почему исключение из этих четырёх вещей делается только для музыки? В таком случае можно то же самое отнести к прелюбодеянию, алкоголю и ношению шёлка. Тогда можно будет утверждать, что даже алкоголь и прелюбодеяние дозволены, если они не сопровождаются оставшимися двумя грехами!

Итак, приведённые выше два хадиса любимца Аллаха (мир ему и благословение) являются явным доказательством запретности музыки и музыкальных инструментов.

3) Имран ибн Хусейн передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Эта умма увидит, как некоторых людей поглотит земля, как некоторые превратятся в животных и попадут под дождь из камней». Один из мусульман спросил: «О Посланник Аллаха! Когда это произойдёт?». Он ответил: «Когда появятся певицы и музыкальные инструменты, а распитие алкоголя станет повсеместным» («Сунан», Тирмизи).

4) Наш сайид Али ибн Абу Талиб передаёт, что благословенный Посланник Аллаха сказал: «Когда моя умма начнёт совершать пятнадцать вещей, её станут постигать несчастья», и (среди 15 вещей он упомянул): «Когда обычным явлением станут певицы и музыкальные инструменты» («Сунан», Тирмизи).

5) Нафи рассказывает, что однажды Абдулла ибн Умар услышал звук флейты пастуха. «Он закрыл руками уши, отвёл своего мула в сторону от дороги и сказал: ”О Нафи! Ты слышишь это?” Я (Нафия) ответил утвердительно. Он продолжал идти (закрыв уши руками), пока я не сказал: «Звук стих». Тогда он отнял руки от ушей, вернулся на дорогу и сказал: “Я видел, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) делал то же самое, когда слышал флейту пастуха”» (имам Ахма, ибн Маджах, Абу Давуд).

6) Абдулла ибн Умар передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Воистину, Аллах запретил алкоголь, азартные игры, барабан, гитару и всё опьяняющее – харам» (имам Ахмад, Абу Давуд).

7) Абу Умама передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Могущественный и Величайший Аллах направил меня как наставление и милость для верующих и приказал мне покончить с музыкальными инструментами, флейтами, струнами, распятиями и практиками доисламского периода невежества» (имам Ахмад, Абу Давуд).

8) Абдулла ибн Масуд передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Песня способствует росту лицемерия в сердце, как вода росту травы» (Байхаки в «Сунан»).

9) Анас передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «В день Воскрешения Аллах зальёт расплавленный свинец в уши тех, кто сидел и слушал певиц» (Ибн Асакир, Ибн аль-Мисри).

10) Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Колокол – это флейта шайтана» (Муслим в «Сахих»; Абу Давуд в «Сунан»).

Существует ещё много высказываний Посланника Аллаха (мир ему и благословение) о запрете музыки, музыкальных инструментов и запрещённых видах пения. Я упомянул в качестве примера лишь несколько.

Имам шафиитского мазхаба Ибн Хаджараль-Хайтами собрал все эти хадисы, которых в общей сложности примерно сорок, в своей прекрасной работе «Кафф ар-Раа ан Мухаррамат аль-Ляхвва ас-Сама» и сказал: «Все эти тексты являются явным и неоспоримым доказательством того, что музыкальные инструменты запретны» (том 2, стр. 270).

Высказывания учёных Ислама

Великий учёный ханафитского мазхаба аль-Касани говорит: «Если певец собирает людей вокруг себя с целью развлечь их своим голосом, его нельзя считать благочестивым человеком (адиль), даже если он не употребляет алкоголь, потому что он будет считаться предводителем грешников. Но если человек напевает что-то наедине с собою, чтобы спастись от одиночества, в этом нет ничего дурного.

Что касается тех, кто использует музыкальные инструменты, следует сказать: если инструменты не входят в число запрещённых, например, бубен, тогда в их использовании нет ничего плохого, и такой человек будет считаться благочестивым. Но если речь идёт о запрещённых инструментах, таких как лютня и так далее, то человек, использующий их, не может считаться благочестивым (чтобы свидетельствовать в суде), потому что эти инструменты являются запрещёнными при любых обстоятельствах» (Бадаи ас-Санаи).

В «Хуласат аль-Фатава» сказано: «Слушать звучание музыкальных инструментов запрещено (харам), потому что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Слушать музыку – грех» (том 4, стр. 345).

Ибн Хумам, великий муджтахид ханафитского мазхаба, решительно высказывается по этому вопросу в своей знаменитой книге «Фатх аль-Кадир»: «Пение считается запретным (харам), когда в песне поётся о запрещённых вещах, например, описывается красота или качества реального человека, восхваляется вино, что побуждает к винопитию, или приводятся детали чьей-то семейной жизни либо издевательства и насмешки в чей-то адрес».

Что касается песен, в которых нет упоминания о запретных вещах, например, песни, описывающие природу, цветы, реки и тому подобное, то они дозволены. Но если песни исполняются в сопровождении музыкальных инструментов, то они будут запретными, даже если они полны мудрых наставлений, но не из-за своего смысла, а из-за музыкального сопровождения.

Ибн Кудама (ханбалитский мазхаб) в «Аль-Мугни» сказал, что музыкальные инструменты бывают двух видов:

1) Запрещённые. К ним относятся инструменты, изготовленные специально для развлечения и пения под них, например, флейта, мандолина и т. д.

Дуфф (бубуен) – это барабан без дна, т.е. одна сторона открытая.

Примерно то же самое сказано в других работах по ханафитскому фикху, таких как «Аль-Ихтияр», «Аль-Бахр ар-Раик», «Аль-Фатава аль-Хиндийя» и других.

Имам ан-Навави, великий мухаддис и учёный шафиитского мазхаба, сказал: «Запрещено использовать и слушать музыкальные инструменты, которые обычно ассоциируются с пьянством, например, мандолина, лютня, тарелки и флейта. Дозволено играть на бубне (дуфф) на свадьбах, по случаю совершения обрезания и в других ситуациях, даже если к бубну приделаны колокольчики. Играть на кубе (широкий барабан с узкой средней частью) тоже запрещено» («Мугни аль-Мухтадж», том 4, стр. 429).

Однако великий учёный шафиитского мазхаба имам аль-Газали сказал:

«Знай, что слова о том, что слушать песнь – это запрет означают, что Аллах наказывает за слушание, а это не возможно представить, потому что познание Шариата основывается на цитатах из Корана и Сунны или на их киясе (сопоставлении Корана и Сунны)… но не указывают прямо на запрет ни цитаты из Корана, ни хадисы, ни сопоставления (кияс)… Музыкальные инструменты дозволяются, если они хорошо влияют на сердце, т.е. радуют его, призывают к джихаду на пути Аллаха, побуждают к совершению благих дел…» («Ихъя», раздел «Дозволенность слушания песни», 3/339–349).

Существует ещё много высказываний учёных, например, аль-Куртуби и факихов всех четырёх мазхабов, но для краткости этой статьи я ограничусь тем, что уже было приведено выше.

Некоторые заявляют, что музыка дозволена, основываясь на хадисе, который приведён в «Сахих» аль-Бухари, где рассказывается, что две девочки пели в присутствии Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и сайиды Айши (да будет доволен ею Аллах).

Однако этот хадис не является доказательством дозволенности музыки. Знаток хадисов Ибн Хаджар аль-Аскаляни опровергает данное утверждение в «Фатх аль-Бари» (том 2, стр. 345).

Во-первых, эти девочки пели без сопровождения каких-либо запрещённых музыкальных инструментов, а во-вторых, в песне пелось о любви к Пророку (мир ему и благословение),а эта тема, без сомнения, является дозволенной. Кроме того, из текста хадиса ясно, что они не были профессиональными певицами.

Некоторые пытаются доказать дозволенность музыки с помощью хадиса, где говорится о дозволенности игры на бубне (даф).

Но в работах факихов по данной теме говорится, что игра на бубне дозволяется именно по случаю свадьбы, а бубен используется не для развлечения, а, скорее, чтобы оповестить людей о каком-либо радостном событии.

Заключение

В свете приведённых выше доказательств из Корана, высказываний любимого Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и слов различных учёных, шариатское решение относительно музыки выглядит так.

Музыкальные инструменты, которые изготавливаются исключительно для развлечения, запрещены, сопровождаются они пением или нет. Хотя играть на бубне (даф) на свадьбе (и, по мнению некоторых факихов, по случаю других радостных событий) дозволено.

Что касается песен, то песни с недозволенным содержанием или отвлекающие от исполнения обязательных предписаний запрещены. Но если они не обладают упомянутыми выше качествами (и исполняются без сопровождения музыкальных инструментов), петь их дозволено.

Так же стихи, если они восхваляют Пророка (мир ему и благословение), праведников, учёных, призывают к Исламу, то они (стихи), несомненно, дозволены, а если же стихи содержат разврат и сквернословие и другие мерзкие вещи, то такие стихи запретны.

Собственник кафе будет осуществлять организацию музыкального сопровождения работы кафе путем воспроизведения фонограмм с соответствующего интернет-контента.
Возможно ли проигрывать в кафе музыку с Apple Music без заключения договора с Российским авторским обществом? Какова ответственность за такое проигрывание?
Кто в рассматриваемой ситуации должен нести ответственность за неправомерное использование музыкальных произведений?

5 сентября 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Воспроизведение фонограмм музыкального произведения в кафе с помощью информационно телекоммуникационной сети с использованием сервиса Apple Music является публичным исполнением.
Собственник кафе, организующий публичное исполнение фонограмм музыкальных произведений в здании кафе, обязан выплачивать соответствующее вознаграждение в пользу правообладателя. Для этого ему необходимо заключить договор о выплате вознаграждения с правообладателем или организацией по управлению правами на коллективной основе.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 1225 ГК РФ правовая охрана предоставляется результатам интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средствам индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, перечисленным в данном пункте (интеллектуальной собственности), в том числе и фонограммам (пп. 5 указанного пункта). На интеллектуальную собственность признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом (ст. 1226 ГК РФ). Исключительное право состоит в возможности использовать соответствующую интеллектуальную собственность по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом, а также по своему усмотрению разрешать или запрещать его использование другим лицам. Использование результата интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя является незаконным и влечет ответственность, установленную законодательством, кроме случая, когда ГК РФ допускает такое использование (п. 1 ст. 1229 ГК РФ).
Одним из способов использования фонограммы, исключительное право на которую принадлежат изготовителю, признается публичное исполнение, то есть любое сообщение фонограммы с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается фонограмма в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением (пп. 1 п. 2 ст. 1324 ГК РФ). Отметим, что таким средством доведения фонограмм до всеобщего сведения являются и информационно телекоммуникационные сети, в том числе сеть Интернет (например, интернет-сайты music.yandex.ru и другие, или специализированные Интернет-порталы, в частности, Apple iTunes store)*(1).
При этом согласно ст. 1326 ГК РФ публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускаются без получения соответствующих разрешений правообладателей, но с выплатой им вознаграждения. Сбор вознаграждения за публичное исполнение фонограммы и его распределение между правообладателями осуществляется именно организацией по управлению правами на коллективной основе, имеющей государственную аккредитацию на осуществление деятельности в соответствующей сфере коллективного управления (п. 2 ст. 1326, п.п. 1, 2 ст. 1244 ГК РФ). В настоящее время аккредитованной организацией по управлению правами на коллективной основе на осуществление деятельности в сфере управления исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, является Общероссийская общественная организация «Российское Авторское Общество» (приказ Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 15.08.2008 N 16).
Порядок сбора, распределения и выплаты вознаграждения установлен соответствующими Правилами (далее — Правила), утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 988. Плательщиками вознаграждения за публичное исполнение фонограмм являются юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие или организующие публичное исполнение фонограмм с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается фонограмма в месте ее исполнения или в другом месте одновременно с ее исполнением (п. 2 Правил). Получателями вознаграждения являются исполнители и изготовители фонограмм, чьи исключительные права на фонограммы и исполнения действуют (признаются) на территории РФ в соответствии со ст. 1321 и ст. 1328 ГК РФ (п. 3 Правил). В соответствии с п. 6 Правил выплата вознаграждения может быть осуществлена получателю вознаграждения как непосредственно, так и через организацию, управляющую правами указанного лица на основе договора с ним, о чем аккредитованная организация по управлению правами на коллективной основе письменно уведомляет получателя вознаграждения. Вознаграждения за использование фонограмм выплачиваются на основании договоров, заключенных между плательщиками и аккредитованными организациями. В договорах устанавливаются сроки выплаты вознаграждения, а также его размер (п. 4 Правил).
В п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.03.2009 N 5/29 суды разъяснили, что лицом, осуществляющим публичное исполнение произведения, является юридическое или физическое лицо, организующее публичное исполнение в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, то есть лицо, которое берет на себя инициативу и ответственность за проведение соответствующего мероприятия. Именно это лицо должно заключить договор о предоставлении ему права на публичное исполнение произведения с правообладателем или организацией по управлению правами на коллективной основе и выплачивать полагающееся вознаграждение.
Таким образом, воспроизведение фонограмм музыкального произведения в кафе с помощью информационно телекоммуникационной сети с использованием сервиса Apple Music является публичным исполнением. Организатор такого исполнения (в рассматриваемой ситуации собственник кафе) должен заключить с правообладателем или соответствующей организацией по управлению правами на коллективной основе договор о предоставлении ему права на публичное исполнение произведения и выплачивать установленное условиями этого договора вознаграждение (смотрите постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2017 N 13АП-24101/17, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2015 N 15АП-14822/14, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014 N 09АП-43947/13).
Ответственность за нарушение исключительного права на объект смежных прав установлена ст. 1311 ГК РФ. Согласно указанной норме обладатель исключительного права наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных ГК РФ (ст. 1250, ст. 1252, ст. 1253 ГК РФ), вправе в соответствии с п. 3 ст. 1252 ГК РФ требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения, или двойную стоимость права использования объекта смежных прав, определяемую исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта тем способом, который использовал нарушитель.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

15 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

О публичном прослушивании музыки

Мы живем в современном мире, где каждый борется за свои права. За право слова, за право свободы. Кто-то отстаивает сам свои права, за кого-то это делают другие лица. Так, сегодня идет активная борьба за защиту авторских прав, о которой многие авторы и не подозревают, а другие (представители бизнеса) – вынуждены платить немалые деньги.

Конституция РФ гарантирует каждому гражданину свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Поэтому вопросы, связанные с усилением ее защиты, в последние годы являются предметом повышенного внимания со стороны руководства страны.

Для того чтобы защитить имущественные права авторов и помочь пользователям правомерно использовать произведения, и была создана система коллективного управления правами. Суть ее заключается в том, что авторы, наследники и их иные правопреемники создают общественную организацию, заключают с ней договоры о передаче права управления правами на коллективной основе, в соответствии с которыми организация получает право выдавать разрешения пользователям, собирать за использование вознаграждение и выплачивать его правообладателям.

За авторами и исполнителями произведения законом закрепляются имущественные и неимущественные права. Стоит отметить, что отсутствие запрета на использование произведения не считается разрешением на использование результата интеллектуальной собственности (ст. 1229 ГК РФ). Публичное исполнение охраняемых объектов авторского и смежных прав в Российской Федерации допускается только с согласия правообладателей в письменном виде. Публичное же исполнение передач требует разрешения правообладателя только в местах с платным входом.

При этом под прослушиванием музыкальных произведений понимается исполнение в присутствии посторонних лиц, а само волеизъявление этих лиц, находящихся в месте исполнения произведения, направленное или ненаправленное на прослушивание во внимание не принимается.

Так же стоит отметить, что законодатель не различает коммерческое и публичное прослушивание музыки. Не определена и разница между воспроизведением и исполнением. Далее под «прослушиванием» мы будем иметь в виду публичное воспроизведение музыкальных произведений.

Право на публичное исполнение входит в состав исключительного права автора, исполнителя, производителя фонограмм и вещательных организаций. Публичным исполнением записи исполнения является любое сообщение записи с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается запись в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением (п.п. 8, п. 2 ст. 1317 ГК РФ).

Для того, чтобы можно было воспроизводить музыкальные произведения бесплатно, необходимо: 1) получить разрешение на публичное исполнение либо 2) воспроизводить произведения, на которые не распространяется авторское право.

Стоит отметить, что использование радио в качестве фона в общественных местах (кафе, парикмахерские и др.) возможно только при заключении договоров с авторами музыкальных произведений или получении лицензионного соглашения. В противном случае за незаконное использование произведений или объекта смежных прав лицу грозит гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность, а обладатели исключительных прав могут требовать возмещение убытков или выплату компенсации до пяти миллионов рублей (ст. 1301 ГК РФ).

Интересно то, что есть судебные прецеденты, в соответствии с которыми судами было разрешено использовать радио бесплатно исключительно для персонала вне присутствия третьих лиц, что исключает, по мнению суда, публичность прослушивания.

Публичное исполнение без предварительно полученного разрешения защищенных авторским правом произведений запрещено во всем мире. Чтобы получить разрешение, необходимо обратиться лично к правообладателю или обладателю имущественных авторских прав либо заключить лицензионный договор с Российским авторским обществом (РАО). Данный договор является платным, в чем, собственного говоря, и состоит основная проблема для бизнеса, так как население нашей страны не привыкло платить за музыку, да и редко достаточно уважительно относится к чужой интеллектуальной собственности, не брезгуя плагиатом.

На настоящее время нет еще ни одного судебного дела, которое бы проиграло РАО по поводу понуждению к заключению платного лицензионного договора, в том числе и по использованию радио в публичных местах. Стоит отметить, что российское законодательство в сфере интеллектуальной собственности должно соответствовать требованиям ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности) и ВТО (Всемирная торговая организация), а также иным международным актам, а судебная практика свидетельствует о том, что «интеллектуальное законодательство» в нашей стране работает.

<1> Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO) произвела оценку состояния правовой базы России применительно к вопросам интеллектуальной собственности и пришла к выводу о том, что в целом она соответствует положениям ТРИПС. Российская правовая база в сфере защиты прав ИС вполне обширна и включает в себя свыше 100 правовых актов. Кроме того, Россия подписала целый ряд более ранних международных конвенций в области прав на интеллектуальную собственность (Евразийская Патентная Конвенция, Всемирный договор об авторском праве, Всемирная организация интеллектуальной собственности, Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Договор о патентной кооперации, Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, и Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева), которые предшествовали заключению Соглашения ТРИПС.

<2> Например, Определение Верховного Суда РФ от 10.04.2007 №42-В07-4. Дело по иску о взыскании денежной компенсации за нарушение авторских прав направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, так как суд не принял во внимание то обстоятельство, что публичное использование ответчиком музыкальных произведений транслируемых радиостанций без заключения соответствующих договоров с авторами включенных в эти передачи музыкальных произведений либо лицензионного соглашения с истцом в силу Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» является неправомерным.

Предъявляя отказ к заключению договора с РАО, лицо мотивирует это тем, что, во-первых, радиостанции или телевидение само заключает лицензионные договоры, вследствие чего, по их мнению, РАО незаконно дважды требует денежную выплату за один и тот же предмет, а, во-вторых, телевидение, как правило, является платным (спутниковое, кабельное).

Однако не все знают, что на сегодняшний день существует альтернатива платной интеллектуальной собственности, которая позволяет бесплатно использовать музыку в различных заведениях, – лицензии Creative Commons. Чтобы ими воспользоваться, необходимо скачивать музыку с тех интернет-сайтов, на которые закачивают свои произведения непосредственно сами авторы произведений, например, www.jamendo.com, www.creativecommons.org и др., но предварительно необходимо настроить фильтры для исключения коммерческих произведений. При скачивании произведений открывается доступ к информации, содержащей имя автора, а также сведения о лицензии. При первом же использовании скаченных файлов в публичном месте Вы автоматически присоединяетесь к безвозмездному, письменному двустороннему договору с правообладателем произведения. Тут на защиту приходит п. 2 ст. 1243 ГК РФ, устанавливающий что, если лицензионный договор с пользователем заключает непосредственно правообладатель, организация по управлению правами на коллективной основе может собирать вознаграждение за использование объектов авторских и смежных прав только при условии, что это прямо предусмотрено указанным договором. Стоит отметить, что данные интернет-сайты были созданы специально для того, чтобы поклонники различных исполнителей могли бесплатно слушать их произведения и распространять их среди неопределенного круга лиц, тем самым правообладатели «несут себя в массы», достаточно зарабатывая исключительно на своих концертах и шоу.

Есть и платная альтернатива, но сравнительно дешевая по сравнению с лицензиями РАО, – интернет-радиостанции Jamendo PRO, стоимость в год составляет от 58$ США, 50% из которых передается авторам. В плей-листы попадают лишь музыканты, прошедшие проверку на членство в организациях подобных РАО. При заключении договора с Jamendo PRO выдается сертификат о том, что исполнители не участвуют в системах коллективного правления авторскими правами, прав на получение вознаграждения таким организациям не передавали.

Еще одной альтернативой является использование произведений народного творчества (фольклора) не имеющих конкретных авторов, за которое РАО не имеет право требовать взносы.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы еще раз отметить законодательно закрепленной презумпции платности использования объектов интеллектуальной собственности. Полученные денежные средства от использования авторских произведений должны отчисляться их правообладателям, что преследует материальную поддержку авторов, развитие культуры. Однако на сегодняшний день острой проблемой является платность без отчислением самим же РАО средств авторам, в связи с чем бизнес-сообщество пытается отстаивать право на бесплатное использование произведений, при этом нивелируя зачатки общественного уважения к интеллектуальной собственности, что для абсолютного большинства зарубежных стран является неприемлемым.

Громкая музыка в дневное время — административное правонарушение?

Добрый вечер! Вы можете обратиться с Заявлениями в Полицию, но скорее всего ни кто ничего предпринимать не будет, а на Жалобу Прокуратура скорее всего ответит отпиской, у Суда едва ли будет принципиально иная позиция, возможно признают бездействие Представителей власти незаконным, но шум никуда не денется. Выглядет это примерно так Вы долго убеждаете Полицию, приезжает во двор машина, музыка затихает, полицейский с деловым видом, явным недовольством спрашивает у Вас: — Ну и где эта музыка? Мне что делать больше не чего… и т.д. Статья 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Статья 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Мелкое хулиганство 1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, — влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. 2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, — влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. Статья 23.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения 1. Органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3 — 6.7, 6.24, 6.25, частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов), статьей 8.2, статьей 8.5 (в части информации о состоянии атмосферного воздуха, источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также о радиационной обстановке), частью 2 статьи 8.42 настоящего Кодекса. 2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе: 1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, — главный государственный санитарный врач Российской Федерации; 2) заместители руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, — заместители главного государственного санитарного врача Российской Федерации; 3) руководители территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, — главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации; 4) заместители руководителей территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, — заместители главных государственных санитарных врачей по субъектам Российской Федерации; 5) руководители структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, их заместители — главные государственные санитарные врачи по городам, районам и на транспорте, их заместители; 6) главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти в области внутренних дел, обороны, исполнения наказаний, мобилизационной подготовки и мобилизации, безопасности, государственной охраны, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий, их заместители, главный государственный санитарный врач по объектам Управления делами Президента Российской Федерации, его заместители — об административных правонарушениях, совершенных в подведомственных и обслуживаемых организациях, а также на подведомственных и обслуживаемых объектах и обслуживаемых территориях; 7) главные государственные санитарные врачи территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в области внутренних дел, обороны, исполнения наказаний, безопасности, государственной охраны, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий, их заместители — об административных правонарушениях, совершенных в подведомственных и обслуживаемых организациях, а также на подведомственных и обслуживаемых объектах и обслуживаемых территориях.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *