Конфиденциальные данные и персональные данные

Конфиденциальные данные и персональные данные

Являются ли персональные данные действительно конфиденциальными, или Как соотносятся категории «персональные данные» и «тайны» (взгляд цивилиста)

Закон.Ру – официально зарегистрированное СМИ. Ссылка на настоящую статью будет выглядеть следующим образом: Рожкова М.А. Являются ли персональные данные действительно конфиденциальными, или Как соотносятся категории «персональные данные» и «тайны» (взгляд цивилиста) // Закон.ру. 2019. 18 марта. URL: https://zakon.ru/blog/2019/3/18/yavlyayutsya_personalnye_dannye_dejstvitelno_konfidencialnymi_ili_kak_sootnosyatsya_kategorii_person

Достаточно часто в отечественных публикациях и выступлениях звучат утверждения, что персональные данные являются конфиденциальными и вследствие этого охватываются понятием «тайна». Некоторых это приводит к выводу о целесообразности объединения в одном законе норм, регулирующих как тайны, так и персональные данные.

Попробуем разобраться, насколько верна такая позиция.

Понятие конфиденциальности

В русском языке синонимами слова «конфиденциальный» традиционно являются «секретный», «тайный», «доверительный», «не подлежащий огласке». Поэтому понятия «тайна», «секрет», «конфиденциальность» всегда признавались равнозначными и использовались для обозначения того, что неизвестно другим и не должно быть раскрыто под угрозой применения мер ответственности.

В отечественном законодательстве нашел закрепление подход, согласно которому под тайной понимаются сведения, которые не известны третьим лицам и не могут быть ими свободно получены, обладают определенной ценностью, защищаются от несанкционированного доступа к ним. В частности, выделяются государственная (в том числе военная), профессиональная, служебная, коммерческая тайна, секрет производства – для них установлены соответствующие правовые режимы.

Изучение зарубежного опыта позволяет сделать вывод о том, что за понятием «конфиденциальность» сегодня признается более широкое значение – им охватываются как собственно тайны (секреты), так и иные формы ограничения применительно к конкретным типам информации. Выделяют две основные разновидности конфиденциальности:

– секретность (secrecy), которая понимается как форма сокрытия информации, которая носит недобровольный характер и предусматривает санкции за разглашение. Именно под режим secrecy подпадают упомянутые выше государственные, профессиональные, служебные, коммерческие тайны, тайны частной жизни (личные, интимные, семейные), а также, например, информация для служебного пользования, согласованная контрагентами конфиденциальная информация и т.п.

– приватность (privacy), представляющая собой форму ограничения доступа к личным сведениям, в силу которой всякое использование таких сведений допускается только с согласия субъекта этих сведений. Эта разновидность конфиденциальности распространяется на личную информацию, которая не является тайной (секретом), но использование которой третьими лицами допустимо лишь при условии соблюдения определенных правил. Под режим privacy подпадает любая личная информация, использование которой третьими лицами может привести к нарушению неприкосновенности частной жизни субъекта этой информации.

Надо признать, что обозначенное разграничение проникло и в отечественное право. Именно о privacy (как разновидности конфиденциальности) идет речь в ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации), в которой под конфиденциальностью информации предлагается понимать «обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя».

Эта новация стала результатом начала ратификационного процесса подготовки России к участию в Конвенции 108, о которой речь пойдет далее.

Конвенция 108

Эту часть статьи хотелось бы предварить замечанием, уже звучавшим в моей предыдущей работе: общеизвестный термин «personal data» было бы вернее перевести на русский язык не как «персональные данные», а как «личные данные», «личные сведения» или «личная информация» (далее эти выражения будут использоваться как синонимы). На мой взгляд, это значительно облегчило понимание целей и сущности отечественного законодательства о персональных данных.

Convention for the Protection of Individuals with regard to Automatic Processing of Personal Data CETS No. 108 (Strasbourg, 28.I.1981), название которой можно перевести как Конвенция о защите частных лиц применительно к автоматизированной обработке личных сведений (далее – Конвенция 108), представляет собой международный договор, нацеленный на решение проблем, порождаемых использованием новых технологий.

В преамбуле Конвенции 108 отмечается увеличение трансграничного потока личной информации, которая сегодня подвергается автоматизированной обработке (включающей хранение, аналитику, изменение, уничтожение, поиск, распространение личных сведений). Указывается, что в этих условиях необходимо усиление защиты прав и свобод граждан, в частности права на неприкосновенность частной жизни.

С учетом этого цель Конвенции 108 состоит в обеспечении для каждого частного лица уважения его прав и основных свобод, и в частности его права на неприкосновенность частной жизни, в том что касается автоматизированной обработки его личной информации (ст. 1). Для краткости эта цель обозначена как «защита данных». Иными словами, использованное в Конвенции 108 выражение «защита данных» должно пониматься в контексте защиты не самих по себе личных данных, а прав и основных свобод частных лиц, которые могут быть нарушены при автоматизированной обработке (использовании) этой информации.

В ст. 7 Конвенции 108 закреплено положение, касающееся обеспечения безопасности личных данных: в ней предусмотрено, что для целей безопасности личной информации, хранящейся в автоматизированных базах данных, принимаются надлежащие меры, направленные на предотвращение (1) случайного или несанкционированного уничтожения / (2) случайной потери сведений / (3) несанкционированного доступа, изменения или распространения таких сведений.

Помимо упомянутых мер безопасности Конвенция 108 в ст. 8 закрепляет дополнительные гарантии для субъектов личных сведений, предоставляя им возможность: (1) знать об автоматизированных базах личных данных и их целях; (2) получать подтверждение того, что их личная информация хранится в такой базе; (3) добиваться исправления или уничтожения данных, если они подверглись обработке в нарушение национального законодательства; (4) при невыполнении указанных просьб использовать соответствующие средства правовой защиты.

В силу ст. 10 Конвенции 108 каждое государство, присоединившееся к Конвенции 108, должно закрепить надлежащие санкции и определить средства правовой защиты на случай нарушения норм национального законодательства, в котором воплощены принципы защиты данных, изложенных в Конвенции.

Отечественное законодательство о персональных данных

В 2006 году в рамках упомянутого ратификационного процесса был принят Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных), который, как следует из его ст. 1, призван урегулировать отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой как с использованием средств автоматизации, так и без таковых в установленных законом случаях. В качестве цели Закона о персональных данных (подобно Конвенции 108) указывается на «обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну».

В п. 1 ст. 19 Закона о персональных данных предусмотрена обязанность оператора при обработке данных принимать меры по обеспечению их безопасности – необходимые правовые, организационные и технические меры, направленные на предотвращение: (1) неправомерного или случайного доступа к ним; (2) уничтожения данных; (3) их изменения; (4) блокирования; (5) копирования данных; (6) предоставления; (7) распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий.

Помимо этого в Законе о персональных данных содержится ст. 7, носящая наименование «Конфиденциальность персональных данных», которая закрепляет следующее положение: «Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом». По всей видимости, именно ст. 7 и подводит многих юристов к мысли о том, что персональные данные – это сведения, которые следует рассматривать как разновидность тайны.

Однако подобные выводы неверны.

Во-первых, под категорию «персональные данные» на сегодняшний подпадают разные по своей природе разновидности личной информации, в том числе сведения, однозначно не являющиеся секретными и ни в коей мере не относящиеся к тайне (на это указывалось в моей предыдущей статье о персональных данных).

Во-вторых, ст. 7 Закона о персональных данных, по сути, лишь устанавливает общий запрет на использование личных сведений граждан без их согласия операторами и другими лицами, получившими доступ к этим сведениями. Иными словами, в данной статье Закона о персональных данных, как и ст. 2 Закона об информации, под конфиденциальностью понимается privacy.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что понятие «персональные данные» отнюдь не тождественно понятию «тайна». Это заключение основано в том числе и на том, что конфиденциальность персональных данных предполагает иную форму ограничения (privacy), отличающуюся от режима секретности (secrecy).

Федеральный закон от 19 декабря 2005 г. № 160-ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных».

«…без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным».

«Кадровик. ру», 2012, N 7

ПЕРЕЧЕНЬ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

В любой компании существует конфиденциальная информация, которая особенно тщательно оберегается от не имеющих к ней доступа сотрудников, а также конкурентов и поставщиков. Вместе с тем определить степень секретности данных достаточно сложно. В итоге все сведения, связанные с деятельностью организации, начинают считать конфиденциальными. В результате возникают судебные споры как с работниками, так и с другими компаниями.

Перечень соответствующих данных приведен в нескольких законодательных актах, однако и компания может самостоятельно ограничить доступ к некоторым сведениям. Вместе с тем основным документом, позволяющим определить, относится ли информация к конфиденциальной, является Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее — Закон N 98-ФЗ). Однако перечень, содержащийся в этом Законе, является неполным, а иные сведения о конфиденциальной информации содержатся в других нормативных правовых актах.

Таблица

Перечень конфиденциальных данных,

определенных законодательством

Вид
конфиденциальной
информации

Перечень сведений

Законодательная
норма

Информация,
составляющая
коммерческую
тайну

Сведения любого характера
(производственные, технические,
экономические, организационные и
другие), в том числе о результатах
интеллектуальной деятельности в научно-
технической сфере, а также сведения о
способах осуществления профессиональной
деятельности, которые имеют
действительную или потенциальную
коммерческую ценность в силу
неизвестности их третьим лицам

Статья 3
Федерального
закона от
29.07.2004
N 98-ФЗ «О
коммерческой
тайне»

Банковская
тайна

Сведения об операциях, о счетах и
вкладах организаций — клиентов банков и
корреспондентов

Статья 26
Федерального
закона от
02.12.1990
N 395-1 «О
банках и
банковской
деятельности»

Адвокатская
тайна,
нотариальная
тайна

Сведения, связанные с оказанием
адвокатом юридической помощи своему
доверителю; сведения, которые стали
известны нотариусу в связи с его
профессиональной деятельностью

Основы
законодательства
Российской
Федерации о
нотариате (утв.
ВС РФ 11.02.1993
N 4462-1); ст. 8
Федерального
закона от
31.05.2002
N 63-ФЗ «Об
адвокатской
деятельности и
адвокатуре в
Российской
Федерации»

Сведения,
связанные с
аудитом
организации

Любые сведения и документы, полученные
и (или) составленные аудиторской
организацией и ее работниками, а также
индивидуальным аудитором и работниками,
с которыми им заключены трудовые
договоры, при оказании услуг,
предусмотренных настоящим Федеральным
законом, за исключением:
1) сведений, разглашенных самим лицом,
которому оказывались услуги,
предусмотренные настоящим Федеральным
законом, либо с его согласия;
2) сведений о заключении с аудируемым
лицом договора о проведении
обязательного аудита;
3) сведений о величине оплаты
аудиторских услуг

Статья 9
Федерального
закона от
30.12.2008
N 307-ФЗ «Об
аудиторской
деятельности»

На практике режим конфиденциальности определяется:

— перечнем сведений, составляющих коммерческую тайну; перечнем конфиденциальной информации в организации;

— договорным регулированием отношений с работниками;

— договорным регулированием отношений с контрагентами путем установления соответствующих положений в договоре;

— нанесением на материальные носители конфиденциальной информации ограничительных отметок и грифа конфиденциальности с указанием ее обладателя.

Кроме указанных мер в компании могут при необходимости применяться средства и методы технической защиты конфиденциальной информации, а также другие меры, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении следующих сведений:

— содержащихся в учредительных документах юридического лица и документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах в государственные реестры;

— содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

— о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

— о численности, составе работников, системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии свободных рабочих мест;

— о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

— о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за их совершение;

— о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

— о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

— сведений, обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена федеральными законами до вступления в силу Закона N 98-ФЗ.

Рассмотрим порядок установления перечня в конкретной компании.

Как поступать с сотрудником,

разгласившим конфиденциальную информацию?

Во многих компаниях к сотруднику, разгласившему секретные сведения, применяют следующие меры: налагают дисциплинарное взыскание, взыскивают убытки в суде. Некоторые работодатели просто увольняют провинившихся, считая, что распространение конфиденциальной информации является серьезным проступком. Действительно, такая возможность есть. Согласно пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем даже в случае однократного разглашения коммерческой тайны, ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

При возникновении спора о восстановлении на работе лица, уволенного по рассматриваемому основанию, именно на работодателя возлагается бремя доказывания всех обстоятельств разглашения коммерческой тайны. Необходимо тщательно рассмотреть все обстоятельства конкретного дела, проанализировать, имеются ли законные основания для увольнения работника, заподозренного в разглашении конфиденциальной информации, а также оценить возможные риски в случае оспаривания сотрудником увольнения.

Приведем следующий пример: работник использовал флэш-накопитель для распечатки документа на принтере. Однако работодатель посчитал данные действия разглашением коммерческой тайны, поскольку запрет на использование флэш-накопителя для передачи конфиденциальной информации содержался в локальном акте. Однако в организации не было точного перечня таких секретных данных. В результате работник обратился в трудовую инспекцию, и после проверки ему удалось добиться снятия дисциплинарного взыскания.

Таким образом, налагая дисциплинарное взыскание, работодатель должен:

— доказать, что работник нанес материальный вред организации;

— установить, что работник разгласил конфиденциальные данные, включенные в перечень;

— подтвердить факт разглашения и ознакомления работника со списком конфиденциальных сведений.

Если компания захочет взыскать убытки в суде (допустим, менеджер уволился и продал конфиденциальную базу данных конкурентам), то потребуется оценить материальный ущерб. Ключевым условием, позволяющим сформировать доказательственную базу, является наличие перечня конфиденциальной информации.

Перечень конфиденциальной информации

в отдельной организации

В каждой организации составляется свой перечень конфиденциальной информации. Как правило, в него входят:

— сведения о производстве и управлении;

— данные об уровне заработной платы сотрудников;

— персональные данные сотрудников;

— управленческие решения, планы развития производства, инвестиционные программы;

— протоколы совещаний;

— конфиденциальные договоры;

— сведения о переговорах;

— сведения о кадровом составе, штатном расписании;

— стоимость и цены;

— бухгалтерская отчетность, первичная документация;

— сведения об уплаченных налогах и сборах;

— отчеты аудиторов.

Обратите внимание: персональные данные и конфиденциальная информация — не равнозначные понятия. Последнее является более широким и может включать в себя различные бухгалтерскую отчетность, данные о кадровом составе организации и иные сведения, которые охраняются компанией в соответствии с установленным режимом коммерческой тайны.

Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), — это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. Разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, — это действие или бездействие, в результате которых такие сведения в любой возможной форме (устной, письменной, иной, в том числе с использованием технических средств) становятся известны третьим лицам без согласия обладателя либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору (Определение Мосгорсуда от 14.11.2011 по делу N 33-36486).

Понятие персональных данных установлено в Федеральном законе от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных». Это любые сведения, относящиеся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

То есть, если конфиденциальная информация может относиться и к физическим, и к юридическим лицам, персональные данные — только к физическим. Перечень конфиденциальных данных, отнесенных к таковым на законодательном уровне, приведен в приложении.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что информация, признанная в компании конфиденциальной, может и не быть отнесена к таковой. К конфиденциальным могут быть причислены документы бухгалтерской отчетности, предоставляемые участникам общества лишь для ознакомления (Постановление ФАС Поволжского округа от 05.04.2005 N А12-12462/04-С56). Аналогичный вывод сделан и в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 16.05.2007, 08.05.2007 N Ф03-А73/07-1/1090 по делу N А73-9822/2006-9, в котором суд признал, что ни нормами Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», ни ст. 89 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» не предусмотрено обязательное предоставление акционеру копий первичных учетных документов, оборотных ведомостей аналитического учета и электронной базы данных бухгалтерской программы общества. Вместе с тем, например, сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной и могут быть разглашены (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.07.2010 по делу N А27-25441/2009).

Таким образом, работодатель самостоятельно должен составить перечень конфиденциальных сведений и установить их распорядительным документом в зависимости от важности данной информации. Однако признание данных конфиденциальными может быть оспорено в суде. При этом важным моментом также являются не только установление самого перечня конфиденциальной информации, но и порядка ее защиты.

Порядок защиты конфиденциальной информации

В соответствии со ст. 10 Закона N 98-ФЗ меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя:

— определение перечня данных, составляющих коммерческую тайну;

— ограничение доступа к таким сведениям путем установления порядка обращения с ними и контроля за соблюдением этого порядка;

— учет лиц, получивших доступ к конфиденциальной информации, и (или) лиц, которым она была предоставлена или передана;

— регулирование отношений по использованию данных, составляющих коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

— нанесение на материальные носители, содержащие конфиденциальную информацию, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации.

В целях охраны конфиденциальности информации работодатель обязан:

— ознакомить под расписку работника, которому доступ к таким сведениям необходим для выполнения трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты;

— ознакомить сотрудника под расписку с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;

— создать работнику необходимые условия для соблюдения установленного режима (ст. 11 Закона N 98-ФЗ).

Трудовой договор с руководителем организации должен предусматривать обязательства этого сотрудника по обеспечению охраны конфиденциальности информации, обладателем которой являются организация и ее контрагенты, и ответственность за соответствующие меры.

Признание данных конфиденциальными

может быть оспорено в суде

При этом в компании могут быть предприняты следующие действия:

— реализация разрешительной системы допуска исполнителей (пользователей, обслуживающего персонала) к информации и связанным с ее использованием работам, документам;

— ограничение доступа персонала и посторонних лиц в защищаемые помещения и помещения, где размещены средства информатизации и коммуникации, а также хранятся носители информации;

— стенографирование совещаний;

— разграничение доступа пользователей и обслуживающего персонала к информационным ресурсам, программным средствам обработки (передачи) и защиты данных;

— учет и надежное хранение бумажных и машинных носителей информации, ключей (ключевой документации) и их обращение, исключающее их хищение, подмену и уничтожение;

— резервирование технических средств и дублирование массивов и носителей информации;

— защита от копирования информации, применение сертифицированных средств ее защиты;

— использование защищенных каналов связи;

— криптографическое преобразование данных, обрабатываемых и передаваемых средствами вычислительной техники и связи.

Очень важно установить в локальном акте организации не только перечень конфиденциальных сведений, но и порядок их использования.

Во взаимоотношениях с работниками компании используют обычно две тактики: защиту интересов в суде, защиту интересов в досудебном порядке путем расторжения договора с работником. Рассмотрим первый способ. В качестве примера можно привести Определение Мосгорсуда от 22.12.2011 по делу N 4г/8-10945/11. Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь ст. 81 ТК РФ, Федеральным законом «О коммерческой тайне», суд пришел к выводу о том, что увольнение истца является законным и обоснованным, поскольку он разгласил коммерческую тайну. Истец направил в адрес сторонней организации по электронной почте документы, к которым у третьих лиц не было свободного доступа и в отношении которых работодатель ввел режим коммерческой тайны.

В суде компания доказала следующие факты: ознакомление работника с положением «О коммерческой тайне», соблюдение процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности, факт отправки документов в адрес заместителя генерального директора сторонней организации — данных о контрагентах, сведений о сроках и способах оказания услуг, размерах вознаграждения.

Но, если конфиденциальная информация не передается третьим лицам, факт копирования сведений без передачи третьим лицам не может расцениваться как разглашение. Так, в Определении от 12.12.2011 по делу N 4г/8-10961/2011 Мосгорсуд пришел к выводу о том, что информация, скопированная истицей на флэш-карту, составляла коммерческую тайну общества, однако доказательств того, что данные сведения были переданы ею третьим лицам, сторона ответчика не представила, а истица совершение подобных действий отрицала. Доказательств пересылки истицей указанных сведений на электронные почтовые ящики третьих лиц, а равно фактов размещения в сети Интернет суд также не получил. При осмотре домашнего компьютера истицы и удалении из него скопированной информации таковых фактов ответчик не зафиксировал. Отметок об этом в акте об удалении информации не было. Действия работника, в результате которых указанная информация становится доступна иным сотрудникам, осуществляющим контроль за соблюдением режима коммерческой тайны в организации, не могут быть квалифицированы по пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. При таких обстоятельствах, когда конфиденциальная информация не была разглашена третьим лицам, физическое лицо может быть восстановлено на работе с выплатой компенсации за время вынужденного прогула.

Распространение несекретной информации не является разглашением конфиденциальных сведений. Такой вывод следует из Определения Мосгорсуда от 14.11.2011 по делу N 33-36486. Суд пришел к выводу о том, что сведения о наличии оборудования, его стоимости, данные о дистрибьюторах не представляют коммерческой тайны, т. к. размещены в прайс-листах, каталогах и буклетах. Таким образом, конфиденциальность не была нарушена. Аналогичный вывод сделал Мосгорсуд в Определении от 18.10.2011 по делу N 33-33741. Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно исходил из того, что обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагаются на работодателя. Работодатель не представил как доказательств того, что система B2B содержала конфиденциальную информацию, так и доказательств распространения истцом данных, составляющих коммерческую тайну.

Конечно, многие компании в суде не могут доказать свою правоту, поскольку в нормативно-правовой базе отсутствует конкретный перечень документов, которыми можно подтвердить убытки, связанные с незаконным раскрытием конфиденциальной информации. Кроме того, очень сложно оценить именно материальную составляющую, например, утечки информации о контрагентах или финансовых показателях, а также сам факт разглашения. Ведь разглашение может быть осуществлено как в письменной форме, так и в устной. В связи с этим многие компании вынуждены использовать такие методы наказания нерадивых работников, как дисциплинарные взыскания.

Однако иногда компании предпочитают не выносить сор из избы и расстаются с такими работниками по-хорошему. В подобных ситуациях предпочтительнее оформить увольнение по соглашению сторон, предусмотренному ст. 78 ТК РФ. Одно из существенных преимуществ заключается в том, что оспорить такое увольнение практически невозможно, поскольку наличествует взаимная договоренность сторон.

В заключение следует отметить, что от того, насколько четко компания определяет перечень конфиденциальных сведений, а также порядок их охраны, зависят целостность коммерческой тайны, защита интересов организации и возможность восстановления справедливости в суде.

Приложение

Пример перечня конфиденциальных данных

Перечень сведений, отнесенных к конфиденциальной

(служебной) информации в центральном аппарате

Федерального агентства железнодорожного транспорта

и подведомственных ему предприятиях и учреждениях,

утв. Приказом Федерального агентства

железнодорожного транспорта от 24.01.2011 N 18

N
п/п

Сведения, отнесенные к конфиденциальной (служебной) информации

I. Сведения об отраслевой управленческой деятельности

Отдельные материалы заседаний Федерального агентства железнодорожного
транспорта (далее — Росжелдора) и сведения, содержащиеся в них,
ограничение доступа к которым установлено решением заседания ПДТК
Росжелдора

Сведения (информация), подготовленные Росжелдором на поступающие из
органов государственной власти, предприятий, учреждений и
организаций, независимо от организационно-правовой формы и формы
собственности с пометкой «Для служебного пользования», «Коммерческая
тайна», «Конфиденциально» и другие в части, не содержащей сведений,
составляющих государственную тайну

Сведения, содержащие показатели государственного оборонного заказа в
части, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну

Сведения, содержащиеся в материалах служебной проверки
(расследования), до утверждения акта (заключения) по проверке, а
также если сведения, полученные в результате проверки
(расследования), могут быть использованы в дальнейшем для
противоправного действия (нанесения ущерба)

Сведения об организации работы, о конкретных мерах или проводимых
мероприятиях, направленных на обеспечение информационной безопасности
при осуществлении международного сотрудничества с участием
представителей Росжелдора, а также содержащиеся в подготовительных
или отчетных документах (формах) о проведении встречи

II. Сведения об административно-хозяйственной деятельности

Сведения о персональных данных работника Росжелдора, содержащиеся в
личном деле работника, кроме случаев, предусмотренных
законодательством Российской Федерации

Сведения, получаемые при приеме гражданина на государственную
гражданскую службу, необходимые для оформления допуска к
государственной тайне

Сведения об осведомленности работника со сведениями, составляющими
государственную тайну

Протоколы заседаний конкурсных комиссий по проведению конкурсов на
замещение вакантных должностей государственной гражданской службы

Акты проверок деятельности территориальных управлений и
подведомственных организаций

Сведения о штатном расписании Росжелдора

Сведения о расположении структурных подразделений в здании

Протоколы заседаний жилищной комиссии

Протоколы заседаний конкурсной комиссии по проведению
квалификационного экзамена и аттестации

III. Сведения о режиме секретности, мобилизационной подготовке,
гражданской обороне, чрезвычайных ситуациях и транспортной безопасности

Акты проверок обеспечения пропускного режима в административное
здание Росжелдора

Сведения о результатах оценки уязвимости объектов транспортной
инфраструктуры и транспортных средств, кроме тех, обеспечение
безопасности которых осуществляется исключительно федеральными
органами исполнительной власти

Сведения, содержащиеся в планах обеспечения транспортной безопасности
объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства

Сведения, являющиеся информационными ресурсами единой государственной
информационной системы обеспечения транспортной безопасности,
подготовленные Росжелдором, за исключением выписок из реестра
категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных
средств

IV. Сведения о защите информации

Сведения об организации обработки служебной информации на средствах
вычислительной техники Росжелдора

Сведения, раскрывающие организацию, состояние защиты информации, или
носителей информации, или информационного процесса

Сведения о методах, средствах или эффективности (состоянии защиты)
конфиденциальной информации в автоматизированных информационных
системах, средствах вычислительной техники, других технических
средствах

Обобщенные сведения, содержащиеся в схеме локальной вычислительной
сети Росжелдора, с указанием организационно-технологических
параметров или технических характеристик и мест расположения ее
ответственных составных частей, информационных узлов (определены на
схеме)

Сведения о конкретных проводимых и (или) планируемых мероприятиях по
информационной безопасности конфиденциальной информации

V. Прочие сведения

Сведения об организации, состоянии или расположении инженерных систем
видеонаблюдения, пожарной или охранной сигнализации здания Росжелдора

Сведения, раскрывающие содержание планов и конкретных мероприятий по
охране здания Росжелдора, помещений, в которых выполняются работы,
хранятся материалы, ведутся переговоры конфиденциального характера

Данные охранного видеонаблюдения, фиксации системы охраны помещений,
электронной системы прохода в здание

Е. Шестакова

К. ю. н.,

генеральный директор

ООО «Актуальный менеджмент»

Москва

Подписано в печать

информация о гражданах (персональные данные) — сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность;
конфиденциальная информация — документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Статья 11. Информация о гражданах (персональные данные)
1. Перечни персональных данных, включаемых в состав федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов Российской Федерации, информационных ресурсов органов местного самоуправления, а также получаемых и собираемых негосударственными организациями, должны быть закреплены на уровне федерального закона. !!!!!!!Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации.!!!!! ->>>>п.1. указа ?188
Об обеспечении конфиденциальности сведений о защищаемом лице см. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ
О защите сведений, полученных в ходе Всероссийской переписи населения см. Федеральный закон от 25 января 2002 г. N 8-ФЗ
О сборе, хранении, использовании и распространении информации о частной жизни см. Конституцию РФ от 12 декабря 1993 г.
Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188
Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.
2. Персональные данные не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации прав и свобод граждан Российской Федерации. Ограничение прав граждан Российской Федерации на основе использования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено и карается в соответствии с законодательством.
3. Юридические и физические лица, в соответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации.
//ФЗ об информации


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *