Ставка педагога психолога
Рабочее время педагога-психолога образовательного учреждения
В соответствии с «Положением о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений», утвержденным приказом Минобразования России от 01.03.2004г. № 945 режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах одной ставки при пятидневной рабочей недели составляет 36 часов в неделю. Таким образом, рабочий день психолога с учетом 30 минутного перерыва на обед составляет 7 часов 42 минуты.
В пункте 8.1 данного Положения прописано, что «выполнение индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса составляет не менее половины недельной продолжительности рабочего времени, т.е. 18 часов. Остальное рабочее время тратится на подготовку к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработку и анализ полученных результатов, заполнение отчетной документации, а также для повышения своей квалификации». И далее «Выполнение указанной работы (подготовка, анализ и пр.) педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами по согласованию с администрацией».
Согласно постановлению № 65 Минтруда России 29.12.92г., количество общего рабочего времени в течение года при 36-часовой рабочей неделе, составляет примерно 1800 часов, или 160 часов в месяц (с учетом отпускного времени). Необходимо знать количество рабочих часов именно в месяц, а не в неделю, так как не каждую неделю психолог выступает на педсовете, родительском собрании или участвует в консилиуме. Рассмотрим, как рабочее время педагога-психолога распределяется в соответствии с видами деятельности.
Ориентировочное распределение рабочего времени педагога-психолога по видам деятельности
|
||||
Время на один прием (мероприятие) |
Общее время в месяц |
Время на подготовку или анализ |
Общее время в месяц |
|
Индивидуальное психологическое обследование |
1-1,5 часа |
15 часов |
0,5-1 час |
10 часов |
Групповое психологическое (скрининговое) обследование |
1-1,5 часа |
3 часа |
3-3,5 часа |
7 часов |
Индивидуальная консультация |
1-1,5 часа |
15 часов |
0,3 часа |
3 часа |
Индивидуальное развивающее и коррекционное занятие |
0,5-1,5 часа |
15 часов |
0,3 часа |
3 часа |
Групповое развивающее и коррекционное занятие |
1-1,5 час |
20 часов |
1 час |
20 часов |
Просветительская работа |
0,5-1,5 час |
4 часа |
0,5 часа |
2 часа |
Экспертная работа |
2,5-3 часа |
3 часа |
2 часа |
|
Организационно-методическая работа |
7 часов в неделю |
28 часов |
||
ВСЕГО |
75 часов |
75 часов |
При составлении таблицы были использованы «Ориентировочные нормы продолжительности различных видов работ практического психолога образования», принятые на коллеги Министерства Образования РФ «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ» (решение № 7/1 от 29.03.95).
В таблице общее рабочее время психолога представлено как основное и подготовительное. Согласно нормативам, эти части равноценным по астрономическим часам. Основное рабочее время составляет не менее половины, т.е. примерно 80 часов в месяц. Его предусмотрено использовать на консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую, профилактическую, просветительскую и экспертную работу с учащимися, родителями и педагогами, как в индивидуальной, так и в групповой формах.
Вторая же половина времени (еще 80 часов в месяц) приходится на обработку и анализ полученных результатов, заполнение документации, организационную и методическую работу.
В связи с тем, что организационно-методическая работа является не менее важным направлением деятельности необходимо уточнить, что именно может быть отнесено к организационно-методической работе:
- анализ и планирование деятельности в целом;
- анализ научной и практической литературы для подбора инструментария и разработки развивающих и коррекционных программ;
- участие в научно-практических семинарах, конференциях, посещение совещаний и методических объединений, курсов повышения квалификации;
- оформление кабинета.
Такая, незаметная на первый взгляд, работа является необходимой и при этом существенным образом поглощает время специалиста. Не учитывать ее нельзя. При составлении годового или текущего плана, необходимо всегда планировать данную работу.
Время, затраченное на исполнение того или иного вида работы, может варьироваться в зависимости от причин обращений к психологу, первичности или повторности обращения, возраста, состояния и других особенностей обращающегося.
Кроме того, в соответствии с запросами образовательного учреждения, сочетание вида работы и количества рабочего времени на его выполнение может меняться. Если на какой-то вид деятельности запрос не предъявляется, то освободившееся время распределяется по усмотрению психолога и согласованию с администрацией на другие, более необходимые виды работы.
По таблице легко определить количественные показатели деятельности педагога-психолога. В среднем в нашем случае они составляют за 10 месяцев работы (учебный год):
- Диагностика индивидуальная: 150 – 170 обследований;
- Диагностика групповая: 20 групп;
- Консультирование: 150-170 приемов;
- Развивающие и коррекционные занятия
индивидуальные: 150 – 170 занятий;
групповые: 200 – 240 занятий. - Просветительские мероприятия: 20 мероприятий;
- Экспертные мероприятия: 10 мероприятий.
Такова реально осуществимая нагрузка педагога-психолога в образовательном учреждении, дающая эффективные результаты при работе со 150- 170 учащимися, в зависимости от наполняемости это 5-8 классов.
О порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений Рекомендации Минобразования РФ профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16 января 2001 г № 20-58-196/20-5/ Об отпусках работников общеобразовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций Постановление Правительства РФ от 13.09.94 №1052, введено в действие приказом №360 Минобразования РФ. Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений Приказ Минобразования РФ от 27 марта 2006 г. N 69.
Ставку психолога в школах нужно сохранить
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования об отношении россиян к школьным психологам.
После недавней трагедии в подмосковной Ивантеевке, где подросток открыл стрельбу из травматического оружия в школе и напал на учительницу, абсолютное большинство россиян высказываются за сохранение в школах ставки психолога (85%) и считают, что он мог бы предотвратить случившееся (76%). Эти доли высоки во всех социальных группах независимо от пола, материального положения и места жительства.
Ответственность за случившееся граждане нашей страны склонны возлагать на семью школьника (48%). Такая точка зрения в большей степени характерна для людей предпенсионного и пенсионного возраста (52-56%), чем для респондентов моложе 45 лет (41-44%). Также одной из главных причин трагедии россияне называют негативное влияние интернета (21%). Среди обеспеченных (15%), молодежи (14% в возрасте 18-24 лет), а также жителей Москвы и Санкт-Петербурга (11%) такое мнение разделяет заметно меньше респондентов.
Школьные психологи есть далеко не во всех в учебных заведениях: 54% респондентов, имеющих детей и внуков, говорят, что в их учебных заведениях такие специалисты работают, 34% — заявляют об их отсутствии (в селах таких почти половина 48%). Психологи в школах занимаются диагностикой (50%), консультируют детей и учителей (38%), проводят коррекционные (25%) и просвещающие мероприятия (26%).
Мнение россиян о работе школьного психолога зависит от наличия или отсутствия такого специалиста в учебных заведениях их детей и внуков. Эффективность психологов признает 61% тех, кто видит их работу в школах, а те, кто с ней не знаком, напротив, считают, что психологи бесполезны (58%).
Данные опроса комментирует директор по исследованиям ВЦИОМ Елена Михайлова: «Виновниками инцидента в Ивантеевке чаще называют родителей ребенка, однако предотвращение аналогичных трагедий возможно при наличии соответствующей профессиональной поддержки семей. Многим подросткам бывает непросто самостоятельно справиться с возникающими на этапе активной социализации проблемами. Психологическая диагностика позволяет своевременно выявлять наличие у учащихся предрасположенности к девиантным формам поведения, а проводимая школьными психологами коррекционная работа с подростками, относящимися к «группам риска», является залогом их успешного вхождения во взрослую жизнь. Абсолютное большинство россиян признают важность такой работы, обеспечивающей гармоничное психологическое и духовное развитие детей».
Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 15-16 сентября 2017 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1200 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.
Опубликовано 29 сентября 2017
ЕСТЬ ЛИ ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ
ДЛЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА?
На этот и другие вопросы наших читателей отвечает
начальник отдела практической психологии
и охраны здоровья детей Минобразования России
И.М. КАМАНОВ
Вопрос: Я работаю педагогом-психологом в общеобразовательном учреждении. В 1999 году руководитель учреждения с большим трудом добился дополнительно еще 0,5 ставки к штатному расписанию. Тогда в школе было 1440 учеников. Затем их количество сократилось, и в 2002 году мы имеем 984 учащихся. Из-за этого планируется сокращение дополнительной 0,5 ставки.
Прошу оказать юридическую консультацию и дать ответ на вопрос: сколько положено штатных единиц на данное количество учащихся — 984 человека (39 классов)? Прошу опубликовать документы, определяющие штатные нормативы педагога-психолога.
Сейчас существуют разногласия между решениями коллегии Министерства образования РФ от 29.03.1995 г. (где есть указание на то, что «в учреждениях, имеющих более 500 учащихся, — не менее двух (трех) ставок на учреждение») и приказом Министерства образования от 22.10. 99 № 636, где данное указание отсутствует. Значит ли это, что решение коллегии остается в силе?
Педагог-психолог,
г. Торжок, Тверская обл.
Игорь КАМАНОВ: Прежде всего, надо иметь в виду, что само решение коллегии Министерства не является нормативным документом, а носит рекомендательный характер. Поэтому и «Положение о службе практической психологии образования в Российской Федерации» (которое является Приложением к «Решению коллегии от 29 марта 1995 года») не может регламентировать количество ставок психологов, а только рекомендует иметь одного психолога на 500 учащихся.
Единственный официальный документ, которым мы можем здесь руководствоваться, — «Закон Российской Федерации об образовании» (статья 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения»). Там говорится, что «образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения».
В частности, к компетенции образовательного учреждения относится «установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей».
Руководство образовательного учреждения вправе самостоятельно определять количество психологов в школе, исходя из тех задач, которые ставятся перед школьной психологической службой, ведь педагог-психолог не обязан работать с каждым учеником школы.
В идеале психолог вместе с руководством школы должен определить стратегию работы, выделить приоритеты и в соответствии с этим определять необходимое количество специалистов. В больших школах оптимально иметь одного психолога на каждое звено: начальные, средние и старшие классы.
Принимать какие-то документы, строго регламентирующие штатные нормативы педагога-психолога, очень рискованно. Ведь есть много образовательных учреждений (особенно в сельской местности), где число учащихся меньше, чем 500. А то, что психолог должен быть в каждой школе, было подтверждено и на прошедшей в ноябре коллегии Министерства образования РФ.
Вопрос: Может ли психолог, получивший образование по специальности «преподаватель психологии», работать педагогом-психологом в общеобразовательной школе? Есть ли какие-то документы, запрещающие это?
Психологи из г. Белгорода
Игорь КАМАНОВ: В «Тарифно-квалификационных характеристиках (требованиях) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации» (Приложение 2 к приказу Минобразования России и Госкомвуза России от 31 августа 1995 г.
№ 463/1268) в разделе «Требования к квалификации по разрядам оплаты» указано, что педагог-психолог (8–14 разряды) должен иметь «высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология».
При этом в разделе «Должен знать» обозначен перечень профессиональных психологических знаний, которыми должен обладать педагог-психолог: «общая психология, педагогическая психология и общая педагогика, психология личности и дифференциальная психология, детская и возрастная психология, социальная психология, медицинская психология, детская нейропсихология, патопсихология, медицинская психология, детская нейропсихология, патопсихология, психосоматика; основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики; методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения, современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка».
Перечень, как видно, очень большой. Поэтому для ответа на поставленный вопрос необходимо знать, какое образование получил психолог и какими из перечисленных знаний он обладает. Одно дело, если речь идет об окончании государственного педагогического университета, а другое дело — вуза, не имеющего государственной аккредитации. Важно и то, какая специальность и квалификация указаны в дипломе.
Если же данный специалист уже имеет опыт успешной работы в качестве педагога-психолога, то на него может распространяться положение пункта 7 указанного документа: «лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии учреждения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы, и им может быть установлен тот же разряд оплаты труда по ЕТС».
Вопрос: Я работаю педагогом-психологом в детском доме для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Всем работникам нашего образовательного учреждения, согласно письму Минобразования России от 12.01.93 г., повышены ставки заработной платы на 20%.
Имею ли я право еще на одну компенсационную доплату согласно Письму Министерства общего и профессионального образования РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования». Дело в том, что учитель-логопед, работающий в нашем детском доме, вторую компенсационную доплату получает (в размере 20%).
Педагог-психолог
детского дома,
Кемеровская обл.
Игорь КАМАНОВ: Первая из указанных надбавок (в размере 20%), согласно пункту 2.3. «Перечня компенсационных доплат и повышенных ставок заработной платы (должностных окладов) работников образовательных учреждений», начисляется за работу в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Что касается компенсационных доплат, которые получает учитель-логопед, то, согласно Письму Министерства общего и профессионального образования РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования», они начисляются за работу в специальных коррекционных образовательных учреждениях (группах, классах) для детей, имеющих отклонения в развитии.
Если педагог-психолог детского дома будет проводить коррекционно-развивающую работу в специальных классах или группах для детей с отклонениями в развитии или задержкой психического развития, то он также может претендовать на получение ставки заработной платы на 15–20% выше.
В Письме содержится уточнение: «Конкретный перечень работников и размер повышения ставок заработной платы (должностных окладов) за работу в указанных образовательных учреждениях (группах, классах) в пределах от 15 до 20 процентов определяется образовательным учреждением в зависимости от степени и продолжительности общения с детьми, имеющими отклонение в развитии».
Подготовила
Ольга РЕШЕТНИКОВА
График работы педагога-психолога///рабочее время
График работы педагога-психолога Шамшуриной Р.И.
на 2019-2020 учебный год
День недели
Время работы
Количество часов
Внеурочная деятельность кружки уроки
Количество часов Педагог-психолог
Понедельник
Обед 13.00-13.30
Вторник
8.00– 17.30
Обед 13.00-13.30
Среда
8.00 – 18.30
Обед 13.00-13.30
Четверг
8.00 – 19.30
Обед 13.00-13.30
Пятница
8.00 – 19.30
Обед 13.00-13.00
Суббота
Обед 13.00-13.30
Итого
Педагог-психолог: Шамшурина Р.И.
Дата Подпись
«Утверждаю»
Директор МБОУ Гимназия №33
Шаяхметова Н.Ш
_______________
(подпись)
«____»__________г.
М.П.
Циклограмма работы
педагога-психолога МБОУ Гимназия №33
Шамшуриной Р.И.
на 2019-2020 учебный год
День
недели
Понедельник
Организационно-методическая работа (оформление папок и документации; подготовка к развивающим занятиям ; анализ научно-методической литературы)
Индивидуальное развивающее занятие с учащимися начальных классов
Индивидуальное развивающее занятие с учащимися начальных классов
Индивидуальное развивающее занятие с учащимися начальных классов
Индивидуальное развивающее занятие с учащимися начальных классов
Групповое развивающее занятие с учащимися 1-го класса
Групповое развивающее занятие с учащимися
Вторник
Организационно-методическая работа (подготовка к развивающим занятиям и консультированию учащихся, подготовка материала для проведения просветительской работы)
Индивидуальное развивающее занятие с учащимися начальных классов
Индивидуальное развивающее занятие с учащимися начальных классов
Групповое развивающее занятие с учащимися
Консультация учащихся по запросу
Просветительская деятельность
Среда
Организационно-методическая работа (подготовка к психодиагностике; подготовка к развивающим занятиям и консультированию родителей; оформление папок и документации; анализ научно-методической литературы)
Индивидуальное развивающее занятия с учащимися начальных классов
Индивидуальное развивающее занятия с учащимися начальных классов
1-2-я неделя каждого месяца – индивидуальная психодиагностика учащихся разных возрастов
3-4-я неделя каждого месяца – групповая психодиагностика учащихся разных возрастов, посещение уроков
Групповое развивающее занятие с учащимися
Консультация родителей
Четверг
Организационно-методическая работа (обработка диагностического материала; оформление папок, документации, стенда; подготовка к развивающим занятиям и консультированию учащихся)
Индивидуальное развивающее занятие с учащимися разных возрастов
Индивидуальное развивающее занятие с учащимися разных возрастов
Консультация учащихся по запросу
Организационно-методическая работа (подготовка к РМО, посещение РМО, школы молодого психолога; анализ научно-практической литературы)
Пятница
Организационно-методическая работа (подведение итогов работы за неделю; планирование работы на следующую неделю; оформление папок, документации; подготовка к развивающим занятиям и консультированию учителей, родителей; анализ научно-методической литературы)
Индивидуальное развивающее занятие с учащимися начальных классов
Индивидуальное развивающее занятие с учащимися начальных классов
Групповое развивающее занятие с учащимися 1-х классов
Групповое развивающее занятие с учащимися 5-11х классов
Консультация учителей, родителей
Суббота
Организационно-методическая работа (подведение итогов работы за неделю; планирование работы на следующую неделю; оформление папок, документации; подготовка к развивающим занятиям и консультированию учителей, родителей; анализ научно-методической литературы)
С 8.00-17.00
Консультация родителей
Составила педагог-психолог: Шамшурина Р.И.
1 ставка -36 часов в неделю
18 часов – Индивидуальная, групповая, диагностическая, коррекционная, развивающая, просветительская, профилактическая работа с обучающимися, родителями и педагогами.
18 часов – Подготовка к индивидуальной и групповой работе с обучающимися, обработку, анализ и обобщение полученных результатов, подготовка к экспертно – консультативной и профилактической работе с родителями и педагогами, заполнение аналитической и отчётной документации, организационно – методической работа, повышение квалификации, самообразование и др
0.5 ставка-18 часов в неделю
9 часов- Индивидуальная, групповая, диагностическая, коррекционная, развивающая, просветительская, профилактическая работа с обучающимися, родителями и педагогами
9 часов- Подготовка к индивидуальной и групповой работе с обучающимися, обработку, анализ и обобщение полученных результатов, подготовка к экспертно – консультативной и профилактической работе с родителями и педагогами, заполнение аналитической и отчётной документации, организационно – методической работа, повышение квалификации, самообразование и др