Отзывы о мобильном планетарии

Отзывы о мобильном планетарии

План — конспект экскурсии в мобильный планетарий (старший дошкольный возраст)

Курс профессиональной переподготовки «Организация воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации «Использование сказкотерапии с тревожными детьми в дошкольных образовательных организациях»
Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени педагога-воспитателя с учетом требований ФГОС ДО»
Курс повышения квалификации «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Курс повышения квалификации «Укрепление здоровья детей дошкольного возраста как ценностный приоритет воспитательно-образовательной работы ДОО»
Курс повышения квалификации «Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе ДОО»
Курс повышения квалификации «Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии дошкольников и их применение в условиях ФГОС ДО»
Курс повышения квалификации «Педагогическая деятельность мини-музея как культурно-просветительского центра дошкольной организации»
Курс повышения квалификации «Песочная терапия в работе с детьми»
Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Курс повышения квалификации «Методическое обеспечение дошкольного образования в условиях реализации ФГОС»
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста»
Курс повышения квалификации «Проектирование предметно-игрового пространства дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО»
Курс повышения квалификации «ФГОС ДО: применение игровых практик для современного развития детей»
Курс повышения квалификации «Проблемы и перспективы в развитии вариативных форм преемственности между детским садом, школой и системой дополнительного образования»

Требования к проекту
Если Вы решили заняться необычной финансовой деятельностью, попробуйте выбрать мобильный планетарий как бизнес. Для этого понадобится составить план. Стоит выбрать город, где проживает более миллиона человек. В бизнес плане планетария нужно учесть много нюансов.
Для работы планетариев используется сложная аппаратура, с помощью которой можно демонстрировать проекции небесной сферы. Благодаря современным технологиям, таким видом бизнеса можно заняться в любом крупном городе. Для этого потребуется площадь не менее 20 кв.м. Конструкции имеют вид надувного купола. С помощью проектора демонстрируются фильмы, обладающие объемным эффектом.

Должна быть характерна большая численность для целевой аудитории.
Фильмы дают образовательный эффект и дарят эмоции, поэтому относятся к категории развлекательного контента.
Данный бизнес имеет ряд преимуществ:
• быстрая окупаемость потраченных средств;
• высокая рентабельность;
• не исключается государственная поддержка.
Потребуются финансы для приобретения оборудования, проведения рекламных акций и формирования оборотных средств.
Описание отрасли и компании
В наши дни индустрия, связанная с развлечениями, активно развивается. Для потребителей предлагаются различные виды проведения досуга. Программы постоянно обновляются, возникает потребность во внедрении оригинальных видов развлечений. Одним из вариантов может быть мобильный планетарий.
Посещение таких мест улучшает эрудицию. Человек получает яркие впечатления. Благодаря использованию развлекательной формы подачи информации, процесс познания становится увлекательным.
Первые планетарии имели вид масштабных сооружений. Благодаря современным технологиям, ситуация изменилась.
Планетарий имеет надувной купол, который не пропускает свет. Внутри на 360 градусов демонстрируется видеоизображение. Есть проектор с полусферическим зеркалом. Относительно легкая конструкция имеет компактные размеры. Это дает возможность размещать ее не только на улице, но и в помещении (высота потолков не меньше 3,5 м).
Рентабельность планетариев может достигать 150%.
Плюсы и минусы планетария
Услуги, предоставляемые планетарием
Конструкция считается не только научным, но и познавательным аттракционом. Фильм проецируется с использованием проектора FullHD-качества. На экране обеспечивается эффект погружения в события.
Сначала предлагалась исключительно астрономическая тема. Теперь есть фильмы различных жанров. Сеанс длится около 30 минут.
Фильмотека должна иметь обучающее и развлекательное направление.
Фильмотека для планетария
Должна быть лицензия, которую выдают на разные сроки. Чтобы хорошо видеть купол, зрителям предлагают разместиться на матах. На одном сеансе допускается не более 25 человек.
Комплект оборудования занимает немного места, поэтому помещается в небольшую машину. На установку планетария тратится 30 минут.
Маркетинг
Целевая аудитория делится на группы:
• школьники;
• родители с детьми;
• корпоративные клиенты.
Для развития данного проекта необходимо проводить работу с целевой аудиторией. Стоит обратиться к руководству школ и предложить организовать показ.
Мобильный планетарий считается новинкой в сфере развлечения.
Для раскрутки потребуются рекламные мероприятия:
• печатная реклама;
• использование всемирной сети.
Рекламный бюджет планетария
Если проводить активные рекламные мероприятия, затраты окупятся очень быстро.
План производства
Покупка оборудования считается важным этапом.
Есть два варианта: приобретение частями самостоятельно или заказ «под ключ». Существуют компании, специализирующиеся на продажах специального оборудования.
Стандартный комплект включает:
• купол из ткани, диаметром — 5 метров;
• алюминиевый каркас;
• проекционная система;

• сферические зеркала;
• вентилятор;
• разрешение на использование.
Весит конструкция не более 10 кг.
Комплектации планетария
В планетарий нужны надувные кресла, на которых будут сидеть зрители.
Расходы на оборудование планетария
Для транспортирования оборудования достаточно легкового автомобиля.
В бизнес плане мобильного планетария предусматривается, что в рабочие дни показы будут происходить в школах. При отсутствии выездных заказов планетарий будет находиться в торговом центре.
Для этого бизнеса не нужно много сотрудников. Предприниматель может справиться самостоятельно. В случае высокой загруженности, можно взять двух сотрудников для посменной работы.
Организационный план планетария
Для организации бизнеса необходимо зарегистрировать компанию или стать предпринимателем.
Разрешительная документация находится в комплекте с планетарием:
• сертификат от пожарной инспекции;
• технический паспорт.
Финансовый план планетария
При составлении финансового плана учитываются доходы и расходы бизнеса планетария.
Перед началом деятельности необходимо узнать первоначальные вложения, а также определиться с суммой на покупку оборудования и раскрутку.
Кредит не понадобится, так как финансирование происходит за счет личных средств.
Первоначальные вложения
Затраты включают в себя плату за аренду, рекламные расходы и налоги.
Постоянные затраты
Оценка эффективности работы
Необходимо определить время окупаемости вложенных финансов. Узнается доход за год проделанной работы. Немаловажным показателем будет рентабельность продаж.
Возможные риски
Чтобы их определить, необходимо проанализировать различные факторы.
Внешние риски:
1) Появление конкуренции (демпинг цен). Можно стимулировать заинтересованность.
2) Сезонное падение интереса. Большая часть целевой аудитории активизируется в учебное время года. Стоит заниматься эффективной рекламой, проведением акций.
3) Низкий уровень спроса. Возникает из-за проблем с платежеспособностью. Стоит проводить акции, делать скидки.
Внутренние риски:
1) поломка аппаратуры (приводит к приостановлению бизнеса);
2) ошибочный подбор фильмов.

Звездные гастроли: как алтайский предприниматель продает VR-фильмы в США

Урванцеву быстро удалось найти общий язык с несколькими школами, и в каждой он устанавливал надувной шатер на два-три дня и демонстрировал 20-минутные фильмы. Билет стоил 100 руб. «Дети были просто в восторге, оказавшись в «космическом корабле», вокруг которого летали метеориты и звезды. Особенно в селах, где не так часто ходят в кино и театры», — рассказывает предприниматель. Учителя тоже были довольны — фильмы помогали лучше понимать основы астрономии и естествознания.

В среднем в одной школе удавалось зарабатывать около 30 тыс. руб., в месяц выручка с одного планетария составляла порядка 200 тыс. руб. При этом расходов не было практически никаких — только некоторые директора школ просили небольшие суммы за аренду.

Алексей Ирков и Константин Урванцев ​(слева направо) (Фото: Олег Яковлев / РБК)

Раскрывшийся купол

Урванцев купил второй купол и нанял водителей, которые стали возить планетарии по школам всего Алтайского края и соседних регионов. Однако при интенсивном использовании надувные купола быстро приходили в негодность: внешняя часть стала осыпаться, экранная ткань сильно мялась, а системы вентиляции выходили из строя. Да и фильмы приедались — нужно было закупать новые, при том что каждый стоил 35–60 тыс. руб.

Поскольку Урванцев с детства любил что-то мастерить, то решил не закупать новые планетарии, а делать их своими руками. В 2012 году он объединился с Алексеем Ирковым и решил организовать производство мини-планетариев в Барнауле.

В поисках подходящей ткани Урванцев отправился в Китай. Однако там его обманули, подсунув некачественный товар. «В Китае ведь как: на складе разматываешь рулон, смотришь. Пять метров отмотал — нормально, еще десять отмотал — все ок. Ну, я и взял. Другие рулоны не проверил. Так у меня оказалось пять рулонов негодной ткани на 200 тыс. руб.», — вспоминает предприниматель.

После двух не слишком успешных поездок в Китай он решил работать с Южной Кореей. По его словам, в производстве купола используется пять видов тканей, самая дорогая и сложная — экранная, затем по важности ткань для внешнего покрытия — она должна быть износостойкой и держать форму.

Налаживая производство, Урванцев пытался экономить на всем. Например, взял худшее из возможных помещений в центре города. Зато 40 кв. м обходилось всего в 15 тыс. руб. в месяц. Константин привел помещение в порядок сам, роль закройщика и главного конструктора тоже взял на себя. На начальном этапе приглашал только технолога, а также нанял на постоянную работу двух швей. Первый же заказ показал, что усилия не напрасны — Урванцев выиграл тендер на поставку планетария в школе в Стерлитамаке за 500 тыс. руб.

Однако основными заказчиками стали такие же предприниматели, как и сам Урванцев, которые ездили по школам по всей России. Поначалу Константин демпинговал — продавал «готовый бизнес» (шатер, проектор и запчасти) за 60 тыс. руб. В то время как у конкурентов такой комплект обходился покупателям в 180–190 тыс. руб. Затем решил, что выгоднее и перспективнее поднять цены, но при этом вкладываться в продвижение. Привлечение одного покупателя через контекстную рекламу обходилось в 7–15 тыс. руб. в зависимости от сезона. Но и стоимость комплекта теперь начиналась от 180 тыс. руб. «Мы были единственными производителями планетариев за Уралом. Продавали не только по России, но и в страны СНГ», — вспоминает Константин. В общей сложности «Альтаир» продал более 100 мини-планетариев.

Параллельно работала сеть из десяти собственных мини-планетариев. Урванцев создал отдел продаж: сотрудники звонили в школы и детские центры по всей стране и рассказывали про планетарии. Заказы в зависимости от региона исполняли сами или передавали партнерам за комиссию 25–50%.

«На пике бизнес приносил по 5 млн руб. в месяц, прибыль — 1 млн руб.», — утверждает предприниматель. Чтобы у тех, кто работает непосредственно на точках, не было соблазна договориться с завучем или директором школы и занизить цифры в отчете, после каждого сеанса центральный офис обзванивал их. Нарушения обнаруживали нередко — наемных сотрудников увольняли, а партнеров отлучали от новых заказов. Пять планетариев просто украли.

Но главной головной болью стали конкуренты. Чтобы снизить расходы, они использовали нелицензионный контент, то есть могли продавать билеты дешевле, чем «Альтаир» и его партнеры. «Серьезные проблемы с контентом начались в 2014-м. Пираты копировали фильмы и рушили наш бизнес. Тогда мы подумали, что нужно придумать свою систему защиты», — вспоминает Константин.

Короткий век планетариев

Мобильные планетарии — типичный пример продукта с коротким жизненным циклом. Они стали появляться в России около десяти лет назад. Сначала такие конструкции импортировали из-за рубежа, но вскоре стали производить внутри страны. «Мы первопроходцы рынка мобильных планетариев, производим и собираем их с 2007 года», — говорит Леонид Дрецер, основатель компании Edvenche (ООО «Эдвенче»). По его словам, спрос на надувные планетарии бурно рос до 2010 года, пока для России товар был в новинку. Но затем рынок стал насыщаться, темпы роста бизнеса упали.

«В 2011 году, поняв, что надувные купола имеют ряд недостатков (например, их нельзя использовать на улице), мы разработали конструкцию вакуумного купола. Он хоть и стоит вдвое дороже, но помог нам выйти на международные рынки. Это помогло после кризиса 2014 года, когда в России спрос упал на все, в том числе стагнация коснулась и производителей планетариев», — рассказывает Дрецер. В общей сложности Edvenche продала 800 конструкций к настоящему времени.

Рынок продажи и эксплуатации мобильных планетариев в России не идет ни в какое сравнение с глобальным рынком VR-контента. По прогнозам CCS Insight, глобальный объем продаж всех VR-устройств к 2020 году достигнет $11 млрд. Увеличение числа VR-устройств подстегнет производство соответствующего контента. Продажи последнего в 2016 году достигли $222 млн в мире, а в 2021 году показатель превысит $3 млрд, прогнозируют в IHS Markit.

Константин Урванцев (Фото: Олег Яковлев / РБК)

Очки в будущее

В 2015 году Урванцев и Ирков основали новую компанию — Altair Digital — и стали разрабатывать систему защиты проекционного контента для малых планетариев. Им удалось получить грант 2 млн руб. от Фонда Бортника, поддерживающего научные и инновационные разработки. На эти деньги предприниматели создали приложение — онлайн-систему международной дистрибуции контента для планетариев. В ней любой желающий может оформить годовую подписку за $250 или покупать фильмы из расчета $3 за показ. «Трансляция видео происходила в режиме реального времени. Таким образом, не нужно было использовать HDMI-кабель, что значительно повышает устойчивость нашей системы ко взлому», — объясняет Ирков.

О дистрибуции контента договорились с семью зарубежными студиями, фильмы которых партнеры показывали прежде. «Алексей ездил по миру, общался со студиями. Убедить их было довольно сложно — русским не доверяют в плане авторских прав», — говорит Урванцев.

В итоге партнеры создали b2b-фильмотеку, защищенную от пиратов, в узкой нише «сферических» фильмов для планетариев. Но к этому моменту рынок стал сдуваться — планетарии уже не производили былого «вау-эффекта». Партнеры вложили много сил и денег в IT-решение, а потенциальные покупатели — владельцы передвижных планетариев в России — переживали не лучшие времена. «Мы зашли на этот рынок на его пике и успели захватить заметную его часть, но тут он пошел на спад», — признает Константин.

Тогда Алексею Иркову пришла в голову мысль — использовать ту же онлайн-платформу для дистрибуции набирающих популярность фильмов виртуальной реальности. Поначалу Константин отнесся к идее со скепсисом — все это звучало как нечто далекое от российских реалий. Но когда он узнал, что в 2016-м в мире было продано 14,5 млн VR-гаджетов, базирующихся на смартфонах, на общую сумму $500 млн, то свое мнение изменил.

В прошлом году Урванцев распродал оставшиеся у него планетарии по бросовой цене (от 60 тыс. руб. за комплект) и нанял программиста по Unity, позже — PHP-разработчика и iOs-разработчика, которые сделали приложение-медиатеку для владельцев очков Samsung Gear VR — одного из самых популярных брендов. Фильмы предлагали те же, что и для планетариев, адаптировав их для просмотра в очках.

В январе 2017 года партнеры опубликовали приложение Altair Fulldome Cinema в Oculus Gear VR store (аналог App Store и Google Play с приложениями для VR-гаджетов). В первый же месяц приложение скачали более 40 тыс. раз, ведь фильмы можно было смотреть бесплатно. В мае 2017-го число скачиваний перевалило за 100 тыс., приложение вошло в топ-10, а партнеры ввели платную подписку — теперь за просмотр одного фильма нужно заплатить $10, за подписку на месяц — $30.

В июне стало понятно, что продажи буксуют — сейчас фильмы покупают всего на $60–100 в день. «Мы очень хорошо понимаем офлайн-бизнес, работу с водителями, менеджерами, построение отделов продаж и т.д. Но мобильный маркетинг для нас — темный лес», — признает Урванцев. Сейчас команда сделала трейлер из разных шоу — клиент смотрит его полностью и потом только получает предложение купить подписку. Константин надеется, что такой ход раскачает продажи.

«Изначально мы просто хотели перевести планетарии в VR и возить по школам очки вместо громоздких конструкций, а на глобальный рынок вышли случайно», — улыбается Урванцев. Одновременно он вместо реальных продает виртуальные планетарии — набор VR-очков и софта для них.

Алексей Ирков и Константин Урванцев (слева направо) (Фото: Олег Яковлев / РБК)

12 апреля, в День космонавтики, Урванцев провел первый VR-сеанс в одной из новосибирских школ. Модная тема наделала много шума: о новинке написали в местных изданиях, детей в VR-очках показали по телевизору. После этого стали поступать запросы на франшизу VR-планетариев. Урванцев уже успел продать ее в шести регионах. Паушальный взнос — 500 тыс. руб. плюс оборудование — очки, планшет, колонки — все вместе от 500 тыс. до 1 млн руб.

Сейчас основные деньги предпринимателю по-прежнему приносит традиционный бизнес со школами — в июне он продал на 700 тыс. руб. комплектов для купольных планетариев, 1 млн руб. составили паушальные взносы от франчайзи VR-планетариев, еще около 500 тыс. руб. выручки принес собственный VR-планетарий в Новосибирске, несмотря на то что на многих мероприятиях он работает бесплатно ради продвижения. Совокупная прибыль, по расчетам Урванцева, была менее 1 млн руб. «Мы зарабатываем меньше, чем в лучшие времена, когда планетарии пользовались массовым спросом, зато получили шанс попасть в высшую лигу и закрепиться на глобальном рынке виртуальной реальности», — говорит предприниматель.

Взгляд со стороны

«На рынке существуют подобные сервисы без столь узкой специализации»

Илья Вигер, генеральный директор разработчика VR Concept

«Само направление перспективное, однако сложно сказать, «выстрелит» ли решение Altair Digital, поскольку на рынке существуют подобные сервисы без столь узкой специализации, те же самые ivi.ru или YouTube. И что мешает им заняться дистрибуцией сферических фильмов для VR? У них уже есть клиентская база и аудитория. Также ни для кого не секрет, что большинство владельцев HTC VIVE и Oculus Rift являются геймерами и имеют аккаунт в Steam VR, где помимо игр можно купить видео. Сейчас я вижу единственный путь для компании — присоединиться к отечественными сервисам, генерирующим релевантный трафик, интегрировав туда свою платформу для просмотра сферического кино».

«Удачный момент, но сильная конкуренция»

Сергей Пасхалов, технический директор VR-студии Yode Group

«Успех платформы будет зависеть от двух факторов: от аудитории, которую удастся охватить, и от качества контента. Разработчикам нельзя останавливаться только на поддержке платформы Gear VR, так как, по последним исследованиям Super Data, продано всего около 2,3 млн гарнитур виртуальной реальности для этой платформы в 2016 году. В первую очередь необходимо добавить поддержку платформы Cardboard. По данным того же исследования, число устройств Cardboard, проданных пользователям в 2016 году, достигло 88,4 млн гарнитур.

Основные риски связаны с контентом. Качественного контента в формате 360 градусов сейчас на несколько порядков меньше, чем фильмов в стандартном формате 2D. Это связано со стоимостью производства таких роликов и с тем, что крупные видеостудии пока не интересуются рынком видео 360. Вместе с тем стоит отметить, что аудитория VR кратно растет от года к году и компания Altair выбрала очень удачный момент для запуска своей платформы».

«Разработчикам нужно найти баланс между развлечением и образованием»

Илья Стахеев, креативный продюсер разработчика VR-контента Luden.io

«Сфера образования для VR крайне перспективна, пользователям нравится, когда их чему-то учат в такой эффектной форме. Например, наша компания в этом направлении работает давно и уже выпустила три успешных продукта, у которых уже более миллиона установок. Что касается непосредственно космической тематики, у этого продукта уже есть серьезный конкурент, который существует на рынке давно, — Titans of Space. Однако если разработчикам удастся найти баланс между развлечением и образованием, вероятность спроса велика и платформа для старта выбрана удачно: Gear VR сейчас на втором месте в мире по количеству пользователей».​


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *