Судьи в отставке

Судьи в отставке

Пожизненное содержание и огромные пенсии: сколько получают судьи в отставке?

Статус судьи в России предоставляет не только высокое положение, достойную заработную плату, но и большие пенсионные выплаты, размеры которых сопоставимы с окладом судьи.

И начисляются эти выплаты тоже не так, как простым людям. В данной публикации мы разберемся в видах пенсионного обеспечения бывших судей и выясним, сколько они получают.

Какие выплаты полагаются бывшим судьям?

Судьям в отставке полагается два специальных вида обеспечения:

• пожизненное обеспечение,

• пенсия по выслуге лет.

На пожизненное содержание после увольнения могут рассчитывать судьи, отработавшие 20 лет и более. При этом учитывается не только период работы судьей, но и любой стаж в юридической области, хотя в этом случае потребуется не менее 10 лет судейского стажа и не менее 15 другого в области юриспруденции.

Находясь на пожизненном обеспечении, судья в отставке не может заниматься трудовой деятельностью.

Если гражданин отработал судьей по крайней мере 10 лет, при увольнении у него возникнет право на страховое пособие при условии продолжения трудовой деятельности не в юридической сфере и достаточного количества общего стажа. Если судейский стаж более 20 лет, то есть право выбора между страховым и пожизненным обеспечением.

Пожизненное обеспечение

Размер этой выплаты зависит от места службы судьи и его заработка в данном статусе:

• судьи Конституционного суда – 80 % от доходов за 15 лет выслуги,

• федеральные судьи (суды общей юрисдикции субъектов государства) – 70–80 % за 20 лет выслуги,

• судьи районных и городских судов общей юрисдикции – 67–70 % за 20 лет выслуги,

• судьи арбитражных судов – 82–90 % за 20 лет выслуги,

• мировые судьи – 60–65 % от оклада за 20 лет.

За каждый год работы свыше установленного минимального порога к выплате прибавляется 1 %.

Пенсия по выслуге лет

Пенсия по выслуге лет рассчитывается из размеров заработка в должности судьи и коэффициента, зависящего от стажа: при стаже в 20 лет судья может претендовать на пенсию в размере 50 % от заработной платы. За каждый год начисляется дополнительно 3 %, а максимальный размер составляет 85 %.

Например, судья со стажем 20 лет и заработной платой в 150 000 рубл. Может рассчитывать на пенсию в 75 000 руб. Если же у судьи было 30 лет службы, ему будет выплачиваться пенсия в размере 105 000 руб.

Выслуга лет может включать в себя срочную армейскую службу, периоды обучения в вузах, работу в органах исполнительной власти.

Иные выплаты

Если находящемуся в отставке судье будет присвоена I или II группа инвалидности, к его выплатам будет назначена прибавка в размере 3 %, а при наличии III группы – 2 %. Стоит отметить, что пенсия по инвалидности может выплачиваться отставному судье вместе с пожизненным содержанием.

Очевидно, большие размеры причитающихся отставным судьям выплат обоснованы. Но не стоит забывать и о простых гражданах, которым зачастую после выхода на заслуженный отдых выплачивается пенсия, не позволяющая обеспечить достойную жизнь.

О том, что будет, если не снимать с карты пенсию, вы можете узнать

Сколько получают судьи в России: зарплата и бонусы

Одной из трех ветвей власти в государстве является судебная власть, которая призвана решать споры между различными субъектами. Представителями этой власти являются судьи. Естественно, для того, чтобы объективно и беспристрастно принимать решения, судьи должны быть полностью материально обеспечены. Давайте узнаем, сколько получает судья в России.

Полномочия судебной власти

Судья в Российской Федерации является носителем судебной власти. Им может стать любой гражданин старше 25 лет, отвечающий определенным требованиям и сдавший соответствующие экзамены. После этого дело соискателя должности подается в судебную комиссию и далее в администрацию Президента. Именно Президент издает указ о назначении судьи на должность.

Судья имеет право принимать решения по делам, которые находятся в его компетенции. Оспорить решение можно только в суде высшей инстанции.

В настоящее время существуют следующие категории судей:

Работа судьи каждой вышеперечисленной категории имеет свои нюансы и, соответственно, различный уровень оплаты, что будет наглядно продемонстрировано ниже.

Обратите внимание! В эпоху коронавируса все ищут дополнительные возможности заработка. Удивительно, что альтернативными способами зарабатывать можно гораздо больше, вплоть до миллионов рублей в месяц. Один из наших лучших авторов написал отличную статью про заработок на играх с отзывами людей.

Величина заработной платы

На данный момент средняя зарплата судьи в России составляет порядка 70 000 рублей в месяц. Но, как уже говорилось, судебные работники подразделяются на множество категорий, так что давайте выясним, сколько получают судьи в разрезе каждой категории в отдельности. Эти данные можно почерпнуть из следующей таблицы:

Категория суда Заработная плата в месяц, тыс. руб.
Конституционный 500,0–700,0
Верховный 300,0
Высший Арбитражный 200,0
Федеральный 140,0
Мировой 50,0–80,0

Как видим, представители судебной власти в России зарабатывают действительно более чем прилично. Особенно этот вывод касается работников Конституционного Суда, которые получают в месяц 500 000 рублей и даже больше. Затем по уровню заработка следуют слуги правосудия из Верховного Суда (300 000 руб.), Высшего Арбитражного суда (200 000 руб.) и федеральные судьи (140 000 руб.).

Читайте также об особенностях профессии прокурора и о том, сколько может зарабатывать прокурор в 2019 году.

А вот заработная плата мирового судьи хотя тоже не маленькая, но заоблачной уже трудно назвать. Ее размер сопоставим с доходом высококвалифицированных инженеров, работников структур МВД среднего звена и т. д.

Нужно отметить, что размер заработка вершителей правосудия не зависит от региона и отчисляется из федерального бюджета. То есть совершенно не важно, где расположено здание суда: в Москве, Барнауле, Новочеркасске или еще где-то.

Кроме того, к бонусам можно отнести внеочередное право на устройство детей в различные детские учреждения, бесплатное получения жилья при стечении определенных обстоятельств, оплату проезда к месту отдыха, высокое выходное пособие при отставке.

Что было раньше?

Но обзор будет неполным, если мы не взглянем на доходы представителей судебной системы в динамике, то есть если не сделаем небольшой экскурс в историю.

Еще в 2012 году судьи Высшего Арбитражного Суда зарабатывали всего лишь 50,4 тыс. рублей в месяц, Верховного Суда – 60,7 тыс. рублей, Конституционного Суда – 70,3 тыс. рублей. То есть их заработок был многократно меньше, чем в настоящее время, и был фактически равен тому, сколько сейчас получает обычный мировой судья. Соответственно, его зарплата была еще ниже.

С чем связан такой стремительный рост уровня оплаты труда в судебной сфере? Он был проведен в рамках государственной программы, начатой в 2012 году, по значительному повышению доходов государственных служащих в России. Под действие данной программы попали и оклады работников суда. Это главная причина стремительного роста.

Но, действительно, разве можно ожидать, что вершитель правосудия не соблазнится крупной взяткой, если зарабатывает чуть больше уровня среднего дохода населения по стране? Поэтому повышение заработной платы можно рассматривать еще и как противодействие коррупции. Не следует также забывать, что работники судов особенно подвержены внешнему давлению и угрозам, так что и это нужно учитывать при расчете справедливой зарплаты.

В следующие годы также проводилось повышение оплаты представителям судебной власти, но оно уже было заметно скромнее. Так в 2014 году зарплаты выросли на 5,5 %. Но в сравнении с увеличением окладов в 2012 году этот рост можно считать не таким существенным.

Что ждет в будущем?

Учитывая, что зарплаты судей и так значительно возросли, достигнув довольно высокого уровня, а также нынешнюю нестабильную экономическую ситуацию в России, заметного повышения окладов судей в ближайшее время ждать не стоит. Более того, даже о небольшом увеличении их зарплаты пока ничего не слышно.

Тем не менее через несколько лет, вполне вероятно, будет возобновлена практика по повышению окладов работникам суда. Ведь, несмотря на то, что сейчас наши судьи получают достаточно высокую заработную плату, их оклады все-таки уступают величине доходов западных коллег.

Да и опыт 2012 года показал, что при увеличении зарплат государственным служащим действительно уровень коррупции значительно падает.

Таким образом продолжение практики повышения окладов государственных служащих, в том числе и работникам судебной системы, становится вполне очевидным.

Порядок выхода на пенсию судей

Добрый день, судари и сударыни. Продолжаю пенсионную тему.

Сегодня я проинформирую вас о порядке выхода на пенсию судей. Конечно, судьи вряд ли это прочитают, но для простого обывателя это может быть интересно.

Закон

Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 02.08.2019) «О статусе судей в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. В силу с 25.10.2019)

Статья 15. «Отставка судьи» подробно регламентирует порядок отставки, ухода или удаление судей с должности.

Здесь я немного расскажу, что собой представляет отставка судей и чем она отличается от выхода на пенсию.

Почетный уход или почетное удаление судьи с должности. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию, независимо от возраста. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, исчерпывающе перечисленным в Законе о статусе судей: например, по собственному желанию, по состоянию здоровья или иной уважительной причине, мешающей работать судьей, в связи с отказом от перевода в другой суд и др.
Ушедший в отставку судья, имеющий стаж работы судьей 10 и более лет, считается почетным судьей.
Ему предоставляются соответствующее материальное
обеспечение (пенсия или ежемесячное пожизненное содержание) и льготы, которыми пользуются работающие судьи.
За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.
Время работы в должности судьи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитывается в стаж работы судьи в полуторном размере.Ушедшему в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета ежемесячного денежного вознаграждения по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера ежемесячного денежного вознаграждения по оставляемой должности. При этом судье, ранее уходившему в отставку, учитывается лишь время работы судьей, прошедшее с момента прекращения последней отставки.Если судья вышел в отставку до 1 января 2012 года, то размер выходного пособия, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи, в части, превышающей трехкратный средний месячный заработок, будет умножен на коэффициент 1,15.Судье после ухода или удаления его в отставку выплачивается компенсация на приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 (для женщин — 50) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи.

Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в этой должности более 20 лет, ежемесячное пожизненное содержание увеличивается из расчета: за каждый год стажа работы свыше 20 лет — один процент указанного содержания, но всего не более 85 процентов ежемесячного денежного вознаграждения занимающего соответствующую должность судьи.

: примечание.

Абз. 3 п. 5 ст. 15 распространяется на судей, переведенных в государственные организации и ушедших на пенсию с этой работы, а также на лиц, работавших на должности государственного арбитра и ушедших на пенсию с этой должности (ФЗ от 21.06.1995 N 91-ФЗ).

Пребывающие в отставке судьи, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на получение ежемесячного пожизненного содержания и пенсии по инвалидности.
Судье, ставшему в период осуществления своих полномочий инвалидом вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью, до приобретения им права на ежемесячное пожизненное содержание, ушедшему или удаленному в отставку в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи, выплачивается по его выбору ежемесячное денежное содержание по инвалидности либо пенсия по инвалидности на общих основаниях.
Ежемесячное денежное содержание по инвалидности указанной категории судей исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи, и устанавливается в следующем размере:
инвалидам I и II групп — 3 процента ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи за каждый полный отработанный год;
инвалидам III группы — 2 процента ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи за каждый полный отработанный год.
Ежемесячное денежное содержание по инвалидности устанавливается на срок, в течение которого соответствующее лицо признано в установленном законодательством Российской Федерации порядке инвалидом, но не более чем до реализации приобретенного им права на ежемесячное пожизненное содержание. Отставка судьи прекращается в вследствие противоправных деяний, предусмотренные п.6 статьи 15 настоящего закона.. В этом случае он теряет все права на привилегии, присущие судьям в отставке.Судья, отставка которого прекращена, имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пенсионное обеспечение судей в России закреплено рядом нормативно-правовых актов, таких как Федеральный закон от 04.06.2011 N 126-ФЗ (ред. от 01.10.2019)

«О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» и Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 02.08.2019) «О статусе судей в Российской Федерации»,

указывающих на особое положение данных представителей закона. Предоставление права выбора определенного вида довольствия является существенным преимуществом в деятельности судейских работников.

Виды пенсионного обеспечения

Пенсии судей устанавливаются согласно виду пенсионного обеспечения. Согласно законодательству РФ, выбор может быть определен в пользу:

  • • страховой пенсии (за выслугу лет);
  • • пожизненного содержания.

При каких условиях назначается пенсия у судей разберем более детально.

Страховая пенсия на общих основаниях (за выслугу лет)

Пенсия за выслугу лет судьям назначается при условии выхода работника на пенсию ранее наступления пенсионного возраста. Стаж при этом составляет менее 20 лет работы в судебной системе, а последующая трудовая деятельность блюстителя закона в отставке не предполагает юридической направленности.

При определении выслуги лет, во внимание принимаются следующие показатели:

  • • срочная служба в рядах вооруженных сил;
  • • период обучения в высших учебных заведениях;
  • • отпуск по уходу за ребенком;
  • • трудовая деятельность в органах исполнительной власти (МВД, МО, ГГС).

При условиях, исключающих возможность начисления пожизненного содержания, бывшие судейские работники могут рассчитывать на страховую пенсию. Размер выплат по старости бывшим представителям судебной системы определяется на общих основаниях и зависит от стажа и накопленных пенсионных баллов.

Срок выхода на пенсию составляет 65 лет (для мужчин) и 60 лет (для женщин). Оформляется на общих основаниях в ПФР.

Пожизненное содержание

Пожизненное содержание судей, ушедших в отставку, назначается при условии наличия стажа более 20 лет. Законодательство допускает принимать во внимание не только судейский стаж, но и периоды трудовой деятельности на других должностях юридической направленности. То есть, совокупность 10-ти лет работы на судейской должности и не менее 15-ти лет на других должностях в области юриспруденции позволяет блюстителю закона претендовать на пожизненное содержание.

Право определения пожизненного содержания аннулируется при следующих обстоятельствах:

  • • отзыв работника с занимаемой должности;
  • • привлечение к ответственности (уголовной, гражданско-правовой);
  • • получение гражданства иного государства.

Вопрос о том, во сколько лет судьям уходить на пенсию? – рассматривался на протяжении последних лет. В итоге, срок выхода работников судебной системы на пенсионное обеспечение выглядит следующим образом:

  • • при наличии 20 лет судейского стажа – 55 (для мужчин) и 50 лет (для женщин);
  • • при наличии 25 лет общего юридического стажа (из них 10 лет судейского) – 65 (для мужчин) и 60 лет (для женщин);

• при наличии 10 лет судейского стажа – 55 (для мужчин) и 50 лет (женщин).

Предельный возраст выхода блюстителей закона на пенсию – 70 лет.

Работники судебной системы могут получать только один вид пенсионных выплат. Продолжать трудовую деятельность и находиться на пожизненном содержании не представляется возможным (независимо от возраста).

.
Другие виды пенсионных выплат для судей

Пожизненное обеспечение и пенсия по выслуге лет – не единственные направления пенсионного обеспечения судейства. Какая пенсия для судей России будет определена, зависит от определенных условий.

Виды дополнительных пенсионных выплат:

  • 1. В связи с болезнью. Для оформления данного вида пенсии, кроме установленного пакета документов, необходимо предоставить заключение медицинской комиссии, свидетельствующее о невозможности продолжения трудовой деятельности.
  • 2. Досрочная пенсия судей. В случае пребывания на судейских должностях в местностях Крайнего Севера, блюстителям закона предоставляется возможности выйти на отдых при наличии стажа сроком 15 лет. Для начисления данного вида пенсионного обеспечения, к пакету документов прилагается бумага, свидетельствующая о ведении судебной деятельности на территории Крайнего Севера.

ВЫВОД:

Если обобщить вышесказанное, то можно кратко сказать о том, что если судья вышедший в отставку выбрал пожизненное обеспечение, то он больше не может работать, иначе он теряет право на этот вид обеспечения. Если же судья выберет пенсионное обеспечение, то он может устроится на любую работу не требующей юридической направленности.

Иссточник:

О привилегиях судей

Когда во главе государства встают судьи, заканчивается это обычно плохо. Теоретически из судей должны были бы получаться отличные правители, — опытные, знающие жизнь и законы, — однако на практике правители из них получаются весьма посредственные. Любопытных отсылаю к «Эпохе судей», довольно грустному периоду в истории древнего Израиля.
Система, при которой судебные функции выполняет глава государства, более привычна и более жизнеспособна. Если сейчас Королевский суд в Московской области не имеет никакого отношения к царственным особам, то в прошлые века монархи не только активно вмешивались в процесс правосудия, но и лично судили своих подданных.
Время показало однако, что лучше всего всё же работает разделение властей: судьи отдельно, а правители отдельно. Именно такая система выстроена и в нашей стране.
Как вы знаете, судьи в России обладают значительными привилегиями — от высокой зарплаты до так называемой «судебной неприкосновенности». Если полицейские захотят, например, арестовать судью за какое-нибудь преступление или правонарушение, им придётся вначале получить согласие на это у других судей, у так называемой квалификационной коллегии.
Пару недель назад по нашим СМИ прошла волна сообщений о том, что судьям якобы разрешили ездить пьяными за рулём. Это, разумеется, была утка — на самом деле новый регламент, напротив, сокращает количество лиц, у которых сотрудники ГИБДД не могут отбирать права:

При этом, разумеется, гаишники как имели, так и имеют полное право вывести из-за руля пьяного, даже если он показывает им удостоверение судьи. Цитирую из текста приказа:

304. При наличии достаточных оснований полагать, что судья или прокурор, управляя транспортным средством, находится в состоянии опьянения, сотрудник в целях обеспечения безопасности других лиц принимает меры к прекращению дальнейшего движения транспортного средства до устранения условий, препятствующих дальнейшему движению транспортного средства, о чем сообщает в дежурное отделение (группу) подразделения ДПС (дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне) для немедленного информирования органов прокуратуры.
Плавно перехожу к сути поста. После опубликования журналистской утки про пьяных судей в блогах развернулась мощная дискуссия на тему «нужны ли судьям привилегии».
Вот основные доводы «За»:
1. Судьи имеют значительные привилегии и иммунитет от действий исполнительной власти во всех развитых странах, это норма.
2. Если дать полицейским, прокуратуре и прочим представителям власти право задерживать судей или, например, обыскивать их квартиры, правосудие пострадает. Станет возможно или мешать, или доставлять серьёзные неприятности судьям, которые выносят неприятные преступникам решения.

3. Уважение к судье и суду — необходимое условие нормального судопроизводства. Таким образом, статус судьи должен быть подчёркнуто выше, чем у других участников процесса, подобно тому, как статус учителя должен быть выше, чем статус его учеников.
Вот основные доводы «Против»:
1. Судьи могут использовать свои привилегии во зло, совершая под прикрытием иммунитета преступления и правонарушения.
2. Привилегии судей представляются несправедливыми, вызывая возмущение у простых граждан.
3. В здоровом обществе все граждане должны быть равны, никаких привилегий быть не должно.
4. Судьи обладают большой властью, и эту власть следует уравновешивать более строгим наказанием за проступки.
Как полагаете, коллеги, доводы какой из сторон звучат убедительнее?

Совет судей РФ: может ли отставной судья работать юристом или чиновником?

Совет судей РФ сегодня представил обобщение по вопросам этических норм судей в отставке.

В обобщении, в частности, разъясняется, может ли отставной судья работать на государственном посту и занимать юридическую должность. Кроме того, речь идет о возможности работы бывшего судьи в налоговой и таможенной сфере, а также о порядке приостановления его членства в судейском сообществе.

Ниже следуют ответы на эти и другие вопросы:

Вопрос 1: Может ли судья, пребывающий в отставке, быть членом Общественной палаты Российской Федерации?

Ответ: В пункте 2 статьи 7 федерального закона от 04.04.2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» установлен исчерпывающий перечень должностей, при замещении которых лица не могут быть членами Общественной палаты, к ним относятся и судьи.

Вместе с тем, соответствующие положения Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не содержат прямого запрета на участие судей в отставке в работе Общественной палаты. Однако необходимо иметь в виду, что согласно пункту 6 статьи 15 названного Закона требования, предъявляемые к судье, распространяются и на судей, пребывающих в отставке.

Принимая во внимание изложенное, а также порядок формирования Общественной палаты Российской Федерации, в целях предотвращения возможного конфликта интересов, представляется, что судья в отставке, в том числе имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин — 50) лет, не вправе быть членом Общественной палаты Российской Федерации.

Вопрос 2: Может ли судья, пребывающий в отставке, входить в состав правления товарищества собственников жилья?

Ответ: Статьей 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» закреплен исчерпывающий перечень видов оплачиваемой деятельности, занятие которыми совместимо со статусом судьи, пребывающего в отставке.

К предусмотренным в Законе для судьи, в том числе судьи, пребывающего в отставке, ограничениям относится запрет заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, включая участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы, заниматься другой оплачиваемой деятельностью.

В соответствии с частью 2 статьи 291 ГК РФ, статьи 135 ЖК РФ, товарищество собственников жилья не относится к хозяйственным товариществам и обществам, являясь некоммерческой организацией, оно не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками.

При этом любое лицо, в том числе судья, пребывающий в отставке, являясь собственником квартиры, вправе реализовать свое право на обеспечение эксплуатации многоквартирного дома, пользование квартирой и общим имуществом в данном доме посредством участия в образовании товарищества собственников жилья.

Поскольку товарищество не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяет полученную прибыль между участниками, что согласно абзацу третьему части 1 статьи 2 ГК РФ является основным признаком предпринимательской деятельности, то можно сделать вывод об отсутствии оснований расценивать как занятие предпринимательской деятельностью членство в правлении товарищества собственников жилья.

Таким образом, судья, пребывающий в отставке, вправе входить в состав правления товарищества собственников жилья, но осуществлять деятельность в его составе имеет право исключительно на безвозмездной основе.

Вопрос 3: На каких должностях в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» вправе работать судья, пребывающий в отставке, в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях и одновременно сохранять право на получение пожизненного содержания?

Ответ: Согласно пункту 4 статьи 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин — 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.

При этом указанный Закон не определяет круг должностей в указанных органах и организациях, за исключением конкретно указанных должностей, которые вправе замещать судья, пребывающий в отставке.

В связи с этим представляется возможным сделать вывод о том, что Закон не ограничивает право судьи, пребывающего в отставке, замещать любые должности, если только осуществление функциональных обязанностей по этим должностям не приведет к нарушению положений Закона, связанных с недопустимостью занятий прокурорско-следственной, адвокатской, нотариальной и иной юридической деятельностью, что противоречило бы самой сути статуса судьи.

Работа судьи, пребывающего в отставке, в органах и организациях, названных в пункте 4 статьи 3 Закона, не предполагает прекращение выплаты ему ежемесячного пожизненного содержания.

Вопрос 4: Может ли судья, пребывающий в отставке, занимать в органах и учреждениях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» должность юриста (работа которого предполагает представительство юридических лиц), если он соблюдает требования подпункта 6 пункта 3 статьи 3 указанного Закона?

Ответ: Судья, пребывающий в отставке, может занимать должность юриста в органах и организациях, перечисленных в пункте 4 статьи 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», только в случае, если соблюдаются требования подпункта 6 пункта 3 статьи 3 Закона о недопустимости быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц.

Таким образом, если работа судьи, пребывающего в отставке, в качестве юриста предполагает представительство физических либо юридических лиц, то создается угроза нарушения требования подпункта 6 пункта 3 статьи 3 Закона. В связи с этим судье, пребывающему в отставке, следовало бы ограничиться осуществлением тех полномочий, которые не могут привести к конфликту интересов и не повлекут за собой нарушение требований, установленных пунктом 3 статьи 3 Закона.

Вопрос 5: Вправе ли судья, пребывающий в отставке, имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, занимать должность юриста в учреждении, которое по своему статусу является федеральным бюджетным учреждением и действует на основании Положения, утвержденного приказом Министра обороны РФ, либо учреждение должно обязательно иметь статус федерального государственного учреждения?

Ответ: Согласно пункту 2 статьи 120 ГК РФ, учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение); государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации под бюджетным учреждением понимается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона «Об обороне», управление объединения, управление соединения и воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации могут являться юридическим лицом в форме федерального бюджетного учреждения.

В этом случае решение об их создании в качестве юридического лица принимается министром обороны Российской Федерации и действуют они на основании общих положений, утверждаемых министром обороны Российской Федерации.

Если учреждение обладает статусом федерального бюджетного учреждения, то оно является федеральным государственным учреждением, в котором в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» вправе работать судья, пребывающий в отставке.

Вопрос 6: Может ли судья, пребывающий в отставке, работать в налоговых, таможенных и других органах, а также государственных инспекциях, работники которых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях имеют право в рамках административного производства составлять протоколы об административных правонарушениях, отбирать объяснения, принимать решения о привлечении виновных к административной ответственности?

Ответ: Пункт 4 статьи 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» допускает работу судей, пребывающих в отставке, в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях. Однако ограничения, содержащиеся в этом положении, исключают возможность занимать такие должности или заниматься такой деятельностью по юридической специальности, которая предполагала бы осуществление административно — властных полномочий (прокурор, следователь, дознаватель) либо принятие решений и совершение действий, в том числе от имени Российской Федерации, имеющих не только частноправовое, но и публично-правовое значение (адвокаты, нотариусы).

В связи с этим занятие судьей, пребывающим в отставке, деятельностью на должностях государственной службы, которая предполагает составление протоколов и принятие решений о привлечении к административной ответственности, не согласуется с самой сутью статуса судьи и может привести к конфликту интересов.

Вопрос 7: Кем и в каком порядке приостанавливается членство судьи, пребывающего в отставке, в судейском сообществе в случае осуществления им деятельности которой он вправе заниматься?

Ответ: В абзаце втором пункта 4 статьи 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» предусмотрено, что в период осуществления деятельности, которой судья, пребывающий в отставке, вправе заниматься в соответствии с данным пунктом, на него не распространяются гарантии неприкосновенности, установленные статьей 16 настоящего Закона и членство указанного судьи в судейском сообществе на этот период приостанавливается.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», судья, пребывающий в отставке, сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу до прекращения отставки и может привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообщества.

Представляется, что если судья, пребывающий в отставке, не состоит в органах судейского сообщества, специального решения о приостановлении членства судьи в отставке в судейском сообществе не требуется. Если же судья, пребывающий в отставке, состоит в таких органах, соответствующий орган судейского сообщества своим решением должен приостановить его членство в соответствующем органе судейского сообщества.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *